Антарктический снежный крейсер. «Снежный Крейсер» Томаса Поултера Пространственная трубчатая рама

Armour Institute of Technology ) в г. для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду . Его конструктором был сподвижник Бэрда Томас Поултер.
Снежный крейсер
Создатель
Стоимость 300 000 $
Масса 34 000 кг
Двигатель дизельный двигатель
Дальность автономного перемещения 8 046 720 м
Проектировщик Thomas Poulter [d]
Вместимость 5
Длина
  • 17 м
Высота/рост 4,9 м
Ширина 6,06 м
Скорость 13 м/с

Описание

Для повышения проходимости по специфическим антарктическим ландшафтам конструкторы использовали два принципиальных решения. Во-первых, «крейсер» поставили на четыре громадных колеса - диаметром 120 дюймов (больше 3 м). Их приводили в движение электродвигатели, стоящие каждый в своей ступице, питаемые от двух дизель-генераторов по 150 л. с. Во-вторых, корпус машины имел 17-метровую длину и лыжеподобное днище, при высоте от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески) и ширине 6,06 м. Через трещины шириной до 4,5 м, коими изобилует антарктический ледник, снегоход должен был «переползать», как лыжа, отталкиваясь колёсами; так же предполагалось преодолевать и фирн (зернистый лёд). На крыше вездехода предполагалось разместить небольшой самолет-биплан для ведения разведки.

Технические характеристики

Применение

В январе 1940 года вездеход доставили в Антарктиду и сам Томас Поултер принял участие в экспедиции. «Снежный крейсер» должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км.

Но оказалось, что «Снежный крейсер» не может двигаться по снегу, так как колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а на задние колеса надела цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться. Причём оказалось, что при движении задним ходом она ведёт себя гораздо увереннее. Но всё равно моторы вездехода то и дело перегревались.

Вездеход смог проехать по Антарктиде задним ходом за две недели лишь 148 километров, после чего его пришлось остановить и экипаж «крейсера» остался жить в нём в качестве научного персонала полярной станции. Через несколько месяцев полярники покинули «Снежный крейсер» из-за того, что финансирование проекта было прекращено - внимание общественности переключилось на Вторую мировую войну .

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940-х годов и выяснили, что машина цела, требует лишь мелкого ремонта и накачки шин. В 1958 году международная экспедиция снова нашла «Снежный крейсер». За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но её расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период. С тех пор вездеход никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой, он оказался на одном из огромных айсбергов , которые откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул в океане.

Каким должен быть автомобиль «выживальщика», с учетом эксплуатации в суровых условиях зимы, с трескучими морозами и снежными буранами? Минимум, очень теплый или хотя бы снабженный теплыми спальными местами, имеющий достаточно свободного места для различных припасов, с высокой проходимостью и максимально автономным в плане топлива.

Современные технологии позволяют построить такой автомобиль, хотя это и выйдет очень дорого. Однако, интересным является тот факт, что такая машина была построена в США в далеком 1939 году. Посудите сами, автомобиль для экстремальных условий «Снежный крейсер» имел огромные топливные баки, в которых помещалось 9463 литра солярки. Этого должно было хватить на 8000 километров ледового бездорожья. Прочие запасы, в первую очередь продукты, были рассчитаны на 1 год автономности в самых экстремальных условиях. Экипаж из пяти человек, благодаря очень эффективной системе отопления, чувствовал себя превосходно даже при температуре -50 градусов за бортом. Охлаждающая жидкость двигателя, которая циркулировала через всю жилую площадь, обеспечивала комфортную температуру, и только во время сна использовались легкие одеяла.

«Снежный крейсер» в разрезе

«Снежный крейсер» в разрезе

Просторная кабина с водителем и навигатором размещалась над машинным отделением. В кабине, кроме органов управления автомобилем, находилось различное радиооборудование и приборы для исследований. Машинное отделение нельзя сказать что большое, но тем не менее позволяло без проблем обслуживать силовую установку и даже имело небольшую мастерскую со сварочным оборудованием. А вот остальное внутреннее пространство «крейсера» было по флотски компактным и аскетичным, но тем не менее нашлось место и для кают-компании с креслами, пятиместной спальни, кухни с мойкой и плитой на 4 конфорки и специальной комнаты для проявления фотоснимков. Склад снаряжения и провизии и специальный отсек для хранения 2-х запасных колес, по-видимому не имели собственного отопительного контура.

«Снежный крейсер» в разрезе

Но и это еще не все! На крыше, или верхней палубе (крейсер все же), было оборудовано штатное место под небольшой самолет и 4 тонны топлива для него. Этот пятиместный биплан Beechcraft был предназначен главным образом для разведки трассы и проведения аэрофотосъемки. Также, через специальные лючки, на крышу вездехода могли выдвигаться кран-балки с лебедками, предназначенные для спуска и подъема самолета и для замены колес.

Конструктивные особенности

Идея создать подобную машину родилась у американского ученого и арктического исследования Томаса Поултера (Thomas Poulter).

Томас Поултер

В 1934 году он участвовал в антарктической экспедиции, которая чуть было не стоила жизни ее руководителю – адмиралу Бэрду. Поултер только с третьей попытки смог пробиться к запертому снежной бурей Бэрду на гусеничных тракторах и спасти его. Видимо тогда доктор Поултер и задумался над идеей постройки специального антарктического транспорта.

Будучи научным руководителем Исследовательского фонда Института брони в Чикаго, Поултер собрал коллектив и в течении двух лет разрабатывал конструкцию специального транспорта «Пингвин». Сам Поултер часто называл свое детище «антарктическим снежным крейсером» и именно под этим именем аппарат и вошел в историю. Вероятно прообразом «крейсера» послужил фантастический корабль «Electric Snow Cutter» из книги «Пересечь замерзшее море» писателя Френка Рида, которая была опубликована в 1891г. В этой книге было описано судно на гигантских лыжах для покорение полюса. Оно приводилось в движение зазубренным гребным колесом, которое в свою очередь работало от электродвигателя на аккумуляторах.

Electric Snow Cutter

Вообще, в тот период времени идея заставить корабли бороздить не только море, но и сушу, просто витала в воздухе. Например в 1915 году один российский изобретатель всерьез предлагал поставить списанные броненосцы Черноморского флота на гусеницы.

Эскиз броненосца на гусеницах

Позже концепция «Ландкрейзера» разрабатывалась в фашистской Германии. Проект инженеров Гротте и Гаккера представлял собой монстра весом в 1500 т. с корабельными орудиями 800 мм. Чуть позже Гитлер одобрил супертанк Р-1000 Ratte (Крыса) и фирма Krupp начала работы по его созданию. Эта более совершенная модель этих же инженеров весила 1000 т., но броня в 25 см, две 283-мм корабельных пушки SKC/34, и дизели с подводных лодок несомненно указывали на крейсер, ставший на гусеницы. Что собственно и отражалось в полном названии: «Сухопутный крейсер весом 1000 тонн „Крыса“».

«Крыса» инженеров Гротте и Гаккера

Однако, вернемся к нашим баранам, то бишь «пингвинам». Конструкция транспортного средства представляла собой пространственную трубчатую раму, обшитую металлическими листами с многослойным утеплением. Корпус имел в длину 17 метров и в ширину 6.06 метра. Полная снаряженная масса автомобиля составляла 34 т.

Рабочие завода Pullman собирают раму «крейсера»

Специально созданные покрышки фирмы Goodyear диаметром чуть больше 3 метров и шириной 85 см состояли из 12-слойной морозоустойчивой резины. Современному человеку сразу бросается в глаза тот факт, что покрышки не имели развитых грунтозацепов. Однако стоит учитывать тот факт, что технологии того времени не позволяли создавать даже просто развитый рисунок протектора, а «зимняя» резина, как класс, вообще появилась несколько позже.

Четыре гигантских колеса приводились в движение встроенными в каждое колесо электромоторами по 75 л. с. Этот факт позволил спрятать все оборудование и механизмы внутри корпуса, и их можно было чинить, не выходя на мороз. К тому же все четыре колеса могли поворачиваться, так что «крейсер» мог двигаться не только вперед или назад, но и под углом.

Покраска корпуса «Snow Cruiser»

Еще колеса могли втягиваться в арки на 1,2 м. Поэтому высота «крейсера» могла изменяться от 3.7 метра до 4.9 метра. Благодаря такому регулируемому клиренсу, во-первых, можно было отогревать резину и очищать ее от намерзшего льда, для чего в колесные ниши подавались горячие выхлопные газы от дизелей. А, а во-вторых, подобным способом предполагалось преодолевать трещины. А это было главной сложностью путешествий по Антарктике, если не считать низких температур, нехватки кислорода и сложного снежно-ледяного покрытия. Трещины в леднике зачастую незаметны под слоем снега и потому особенно опасны.

Для их преодоления колеса были смещены к центру корпуса и поэтому «крейсер» имел длинные свесы спереди и сзади. Предполагалось, что Snow Cruiser, попав в трещину, передним свесом опирается на противоположный край, затем втягивает передние колеса в кузов, и используя только задние колеса, заталкивает переднюю ось на противоположный край. Затем передние колеса опускаются, а задние, наоборот, втягиваются в кузов. Теперь передняя ось должна вытащить машину. Так как все действия нужно было выполнять вручную, то эта процедура проходила в 20 приемов и занимала около полутора часов.

Методика преодоление ледовых трещин

Для силовой установки конструкторы применили схему дизель-электрохода. Перед передней осью стояли два шестицилиндровых дизеля Cummins объемом 11 л и мощностью по 150 л.с. Они приводили в движение два электрогенератора, а те уже питали четыре электромотора General Electric (по 75 л.с. каждый), стоящие каждый в своей ступице. Таким образом «крейсер» использовал уже знакомую нам, но все еще достаточно редкую, гибридную силовую установку. А в те времена такая конструкция хоть и не была откровением, но практически не использовалась.

От проекта к реальности

29 апреля 1939 г. Поултер презентовал проект «Snow Cruiser» в Конгрессе США. Чиновникам из Вашингтона машина понравилась и было решено финансировать экспедицию по доставке машины в Антарктиду. Средства же на постройку «крейсера» (проект оценивался в $300 000, реально вышло $320 000) – Поултер смог собрать у неких частных инвесторов. Если кого то не впечатлила сумма, то напомню, это было 1939 год, когда доллар стоил в десятки раз дороже. К примеру, средняя цена аренды жилья по Нью-Йорку равнялась $39, а средняя по Америке — $29.

Итак, одобрение Конгресса было получено, и экспедиция была назначена на антарктическую весну – 15 ноября 1939 года. Между тем, на дворе было 8 августа. Уникальную машину предстояло построить и доставить на корабль за 11 недель!

Торжественный выезд «Снежного крейсера» с территории завода

Постройка «сухопутного крейсера» была завершена через рекордные полтора месяца! Рабочие и мастера завода Pullman, вдохновленные идеями освоения Антарктиды, быстро и качественно проделали колоссальную работу. При другом политическом строе они могли бы стать американскими «стахановцами», но в загнивающем буржуазном обществе никто из них не получил даже почетного звания Героя Капиталистического Труда 🙂

Так или иначе, но 24 октября 1939 года «крейсер» впервые завели, и в тот же день он отправился из Чикаго в военный порт Бостона своим ходом, где уже ждало судно North Star. Необходимо было поспешить, в случае опоздания корабль бы отправился в плавание без него. Это было связано с тем, экспедиция на полюс уже была сформирована и поэтому выгрузиться на побережье Антарктиды надо было до наступления полярной ночи, т.е. не позднее середины января 1940 года.

Путь в 1700 км. в сопровождении полицейских машин проходил под пристальным вниманием общественности. По дороге к такому почетному конвою пристраивались целые вереницы автомобилистов, желающих лицезреть это чудо техники. В каждом населенном пункте собирались огромные толпы зевак и раз за разом сверкали вспышки фотоаппаратов. Выкрашенный в ярко-красный цвет (чтобы быть заметнее в снегах Антарктиды) «крейсер» был в фокусе внимание всей Америки и самим своим существованием «живым» свидетельством торжества технического прогресса.

Максимальная скорость крейсера составляла вполне достойные 48 км/ч, но в некоторые повороты в один прием он не вписывался, и не все мосты были способны выдержать массу в 34 т – приходилось объезжать их «низом», попутно форсируя небольшие речки. В одной из них Snow Cruiser повредил усилитель рулевого управления, в результате чего провел под мостом три дня в ремонте. В целом при движении по трассе машина показала себя неплохо. По бездорожью, в том числе рыхлому песку, она также передвигалась достаточно уверенно.

12 ноября, за три дня до отплытия, Snow Cruiser успешно прибыл в военный порт Бостона. Для того, чтобы гигантская машина уместилась поперек палубы «Северной Звезды», задняя часть (кожух запасок) была снята. Поултер самостоятельно заехал по трапу на палубу. 15 ноября 1939 года корабль отправился к берегам Антарктиды.

Упс…

11 января 1940 года судно причалило к берегу шестого континента в Бухте Китов где уже была обустроена баз «Маленькая Америка». Согласно схеме маршрута, нарисованного Поултером для Конгресса, Snow Cruiser должен был объехать почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км!

Для спуска «крейсера» на сушу был построен специальный помост из дерева. Во время спуска чуть было не случилась катастрофа: одно колесо проломило настил. Но Поултер вовремя надавил на газ и Snow Cruiser успешно съехал на снег.

Томас Поултер за управлением Snow Cruisers.

Но настоящая катастрофа наступила сразу после этого. Оказалось, что «Снежный крейсер» не предназначен для движения по снегу!

Гладкие колеса погрузились в снег почти на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер».
В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а задние колеса одела в цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться вперед-назад.

После ряда попыток Поултер обнаружил, что при движении задним ходом Snow Cruiser ведет себя гораздо увереннее – сказалось неравномерное распределение массы по осям.

В путешествие по Антарктиде команда мечтателей Поултера отправилась задним ходом. Кроме того, что колеса без протектора постоянно буксовали, открылись и другие проблемы. Так, гигантские свесы, которые в теории помогали преодолеть трещины, на практике оказались помехой. Никакой, даже самый малый излом поверхности машина преодолеть не могла даже в самом верхнем положении подвески, упираясь в снег носом или кормой.

Кроме того, двигатели, несмотря на температуру в десятки градусов ниже нуля, постоянно перегревались.

После двух недель мучений Поултер бросил свое творение в снегах Антарктиды, распрощался с мечтой объехать весь континент и отправился в США. К тому моменту Snow Cruiser смог проехать лишь 148 километров.
Остальной экипаж «крейсера» остался жить в нем в качестве научного персонала полярной станции. Snow Cruiser оказался отвратительным внедорожником, зато неплохим домом. Система отопления салона была хорошо продумана. Охлаждающая жидкость и выхлопные газы дизелей циркулировали в специальных каналах, обеспечивая практически комнатную температуру внутри машины, а также растапливали снег в специальном бойлере. Запаса солярки для дизелей и провизии в складе «крейсера» было достаточно на целый год автономного существования.
Экипаж закрыл «крейсер» деревянными щитами, окончательно превратив его в дом, и занялся научными исследованиями – измерениями космической радиации, проведением сейсмологических экспериментов и т.д. Через несколько месяцев, до наступления антарктической зимы, Snow Cruiser был окончательно оставлен людьми.

Дальнейшая судьба

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940 года. Исследовав ее, они пришли к выводу, что она абсолютно работоспособна – нужно лишь накачать колеса и смазать механизмы. Однако США уже вступали во Вторую мировую войну и романтические приключения были не в приоритете.

В 1958 году международная экспедиция снова нашла Snow Cruiser. За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но ее расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период. В салоне «крейсера» еще лежали сигареты, оставленные американцами.

С тех пор сухопутный крейсер никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой – он оказался на одном из огромных айсбергов, что ежегодно десятками откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул где-то в Южном океане.

Наконец, согласно любимой американцами версии, Snow Cruiser был откопан полярниками из КГБ и увезен в Сибирь для исследований.

История сохранила имя Snow Cruiser за машиной, построенной американцем Томасом Поултером. В 1934 году Поултер участвовал в антарктической экспедиции, которая чуть было не стоила жизни ее руководителю - адмиралу Бэрду. Поултер с третьей попытки смог пробиться к запертому снежной бурей Бэрду на гусеничных тракторах и спасти его. Тогда-то доктор Поултер и загорелся идеей постройки специального антарктического транспорта.

Конструктор Snow Cruisers Томас Поултер (Thomas C. Poulter). В США Поултер работал научным руководителем Исследовательского фонда Института брони в Чикаго. Он смог убедить директора фонда в целесообразности своего проекта и коллектив этой организации в течении двух лет разрабатывал конструкцию «антарктического снежного крейсера», как назвал Поултер свое детище. Если не считать низких температур, нехватки кислорода и сложного снежно-ледяного покрытия, главной опасностью путешествий по Антарктике были трещины в ледниковом покрове континента, которые зачастую были незаметны под слоем снега или фирна, и потому были особо страшны. Поултер решил эту проблему по-кавалерийски: достаточно сделать машину настолько длинной, а свесы настолько большими, чтобы нос «корабля» уже преодолевал трещину к тому моменту, как в нее попадает переднее колесо. Почему Поултер решил избрать идею передвижения на четырех колесах, неизвестно - вероятно, посчитал гусеничные движители избыточными и слишком прожорливыми. В 1939 году Поултер смог «зажечь» сенаторов США своей идеей и они согласились финансировать экспедицию по доставке машины в Антарктиду. Средства же на постройку «крейсера» - без малого $150 000 - Поултер смог собрать у неких частных инвесторов.

Компоновка "крейсера"

Четыре колеса были сдвинуты к центру кузова - база равнялась лишь примерно половине общей длины машины. Покрышки диаметром 120 дюймов (больше 3 м) и шириной 33 дюйма были изготовлены фирмой Goodyear из 12-слойной морозостойкой резины. Snow Cruiser был дизель-электрическим гибридом: перед передней осью стояли два шестицилиндровых дизеля Cummins объемом 11 л и мощностью по 150 л.с. Они приводили в движение два электрогенератора, а те уже питали четыре электромотора General Electric (по 75 л.с. каждый), стоящие каждый в своей ступице - благо, места в двухметровых ступицах было предостаточно. Подвеска машины была тоже необычной. Она имела, так сказать, регулируемый клиренс. Точнее говоря, колеса могли втягиваться на 1,2 м в арки. Таким образом, во-первых, можно было отогревать резину и очищать ее от намерзшего льда (в колесные ниши подавались горячие выхлопные газы от дизелей), а во-вторых, подобным способом предполагалось преодолевать трещины. Мало того, на крыше предполагалось разместить небольшой самолет-биплан, который выполнял бы роль GPS-навигатора для «крейсера». На крыше же хранилось еще 4000 л топлива для самолета. Спускать биплан и поднимать его обратно, а также менять колеса можно было с помощью специальной лебедки, выдвигавшейся из крыши.

24 октября 1939 года машину впервые завели, и в тот же день она отправилась своим ходом из Чикаго в военный порт Бостона, где уже ждало судно North Star. Габариты Snow Cruiser действительно позволяли считать его сухопутным кораблем. Длиной 17 м, шириной больше 6 и высотой от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески), он возвышался над толпой неизменно окружавших его зевак, как авианосец возвышается в порту над остальными судами. Выкрашенному в ярко-красный цвет (чтобы быть заметнее в снегах Антарктиды), ему предстояло проехать в сопровождении полицейских машин 1700 км.

Максимальная скорость крейсера составляла вполне достойные 48 км/ч, но в некоторые повороты в один прием он не вписывался, и не все мосты были способны выдержать массу в 34 т - приходилось объезжать их «низом», попутно форсируя небольшие речки.

В какой бы город не заезжал "снежный крейсер", ему трудно было пробиться через толпу зевак

Дорога до Бостона была преодолена успешно и 12 ноября, за три дня до отплытия, Snow Cruiser прибыл в армейский порт.
15 ноября 1939 г. корабль отправился к берегам Антарктиды. 11 января 1940 года судно причалило к берегу шестого континента в Бухте Китов. Согласно схеме маршрута, нарисованного Поултером для Конгресса, Snow Cruiser должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км!


Для спуска «крейсера» на сушу была построена специальная рампа из дерева. Во время спуска чуть было не случилась катастрофа: одно колесо проломило настил. Но Поултер вовремя надавил на газ и Snow Cruiser успешно съехал на снег. Но настоящая катастрофа наступила сразу после этого. Оказалось, что «Снежный крейсер» не предназначен для движения по снегу! 34-тонная махина на четырех абсолютно гладких колесах мгновенно легла на днище. Колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а задние колеса одела в цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться вперед-назад.

Томас Поултер за рулем Snow Cruisers.

После ряда тщетных попыток Поултер обнаружил, что при движении задним ходом Snow Cruiser ведет себя гораздо увереннее - сказалось «кривое» распределение массы по осям. В путешествие по Антарктиде команда мечтателей Поултера отправилась задним ходом. Кроме того, что колеса без протектора постоянно буксовали, открылись и другие проблемы. Так, гигантские свесы, которые хороши для аэродромных тягачей, в Антарктике оказались помехой - никакой мало-мальски заметный излом поверхности машина преодолеть не могла даже в самом верхнем положении подвески, упираясь в снег носом или хвостом. Кроме того, двигатели, несмотря на температуру в десятки градусов ниже нуля, постоянно перегревались. После двух недель мучений Поултер бросил свое творение в снегах Антарктиды, распрощался с мечтой объехать весь континент и отправился в США. К тому моменту Snow Cruiser смог проехать лишь 148 километров. Остальной экипаж «крейсера» остался жить в нем в качестве научного персонала полярной станции. Snow Cruiser оказался отвратительным внедорожником, зато неплохим домом. Система отопления салона была хорошо продумана. Охлаждающая жидкость и выхлопные газы дизелей циркулировали в специальных каналах, обеспечивая практически комнатную температуру внутри машины, а также растапливали снег в специальном бойлере. Запаса солярки для дизелей и провизии в складе «крейсера» было достаточно на целый год автономного существования.

Экипаж закрыл «крейсер» деревянными щитами, окончательно превратив его в дом, и занялся научными исследованиями - измерениями космической радиации, проведением сейсмологических экспериментов и т.д. Через несколько месяцев, до наступления антарктической зимы, Snow Cruiser был окончательно оставлен людьми. В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940 года. Исследовав ее, они пришли к выводу, что она абсолютно работоспособна - нужно лишь накачать колеса и смазать механизмы. Однако США уже вступали во Вторую мировую войну и романтические приключения были не в приоритете. В 1958 году международная экспедиция в последний раз побывала на Snow Cruiser.
С тех пор сухопутный крейсер никто не видел.

Между мировыми войнами умами многих военных инженеров завладела безумная идея сухопутного крейсера. Еще в 1915 году российский изобретатель всерьез предлагал поставить списанные броненосцы Черноморского флота на гусеницы. Позже концепция «Ландкрейзера» была разработана в фашистской Германии. Гитлер одобрил проект, и фирма Krupp начала работы по созданию танка Р-1000 Ratte (Крыса) - монстра весом в 1000 т с броней в 25 см, корабельными орудиями и дизелями с подводных лодок. «Крысе» не суждено было появиться на свет, но один сухопутный крейсер все-таки был создан в 1939 году, только по другую сторону Атлантики.

Антарктический мечтатель

История сохранила имя Snow Cruiser за машиной, построенной американцем Томасом Поултером. Поултер тоже был мечтателем. В 1934 году он участвовал в антарктической экспедиции, которая чуть было не стоила жизни ее руководителю - адмиралу Бэрду. Поултер с третьей попытки смог пробиться к запертому снежной бурей Бэрду на гусеничных тракторах и спасти его. Тогда-то доктор Поултер и загорелся идеей постройки специального антарктического транспорта.

В США Поултер работал научным руководителем Исследовательского фонда Института брони в Чикаго. Он смог убедить директора фонда в целесообразности своего проекта и коллектив этой организации в течении двух лет разрабатывал конструкцию «антарктического снежного крейсера», как назвал Поултер свое детище.

Если не считать низких температур, нехватки кислорода и сложного снежно-ледяного покрытия, главной опасностью путешествий по Антарктике были трещины в ледниковом покрове континента, которые зачастую были незаметны под слоем снега или фирна, и потому были особо страшны.

Главной опасностью путешествий по Антарктике были трещины в ледниковом покрове континента.

Поултер решил эту проблему по-кавалерийски: достаточно сделать машину настолько длинной, а свесы настолько большими, чтобы нос «корабля» уже преодолевал трещину к тому моменту, как в нее попадает переднее колесо. Да-да, крейсер передвигался на четырех колесах! Почему Поултер решил избрать такую схему, неизвестно - вероятно, посчитал гусеничные движители избыточными и слишком прожорливыми.

В 1939 году Поултер смог «зажечь» сенаторов США своей идеей и они согласились финансировать экспедицию по доставке машины в Антарктиду.

В 1939 году Поултер презентовал проект «Снежного крейсера» в Конгрессе США, да так, что смог «зажечь» сенаторов этой идеей, и они согласились финансировать экспедицию по доставке машины в Антарктиду. Средства же на постройку «крейсера» - без малого $150 000 (а доллар был тогда примерно в 10 раз «тяжелее») - Поултер смог собрать у неких частных инвесторов.

Итак, одобрение Конгресса было получено, и экспедиция была назначена на антарктическую весну - 15 ноября 1939 года. Между тем, на дворе было 8 августа. Уникальную машину предстояло построить и доставить на корабль за 11 недель!

Технологии 1930-х гг.

Конструктивно «крейсер» Поултера смотрится весьма интересно и сегодня. Он представлял собой пространственную трубчатую раму, обшитую металлическими листами с многослойным утеплением.

Уникальную машину предстояло построить и доставить на корабль за 11 недель!

Четыре колеса были сдвинуты к центру кузова - база равнялась лишь примерно половине общей длины машины. Покрышки диаметром 120 дюймов (больше 3 м) и шириной 33 дюйма были изготовлены фирмой Goodyear из 12-слойной морозостойкой резины.

Перед передней осью стояли два шестицилиндровых дизеля Cummins объемом 11 л и мощностью по 150 л.с. Они приводили в движение два электрогенератора, а те уже питали четыре электромотора General Electric (по 75 л.с. каждый), стоящие каждый в своей ступице - благо, места в двухметровых ступицах было предостаточно.

Snow Cruiser был дизель-электрическим гибридом: два шестицилиндровых дизеля Cummins приводили в движение два электрогенератора, а те уже питали четыре электромотора General Electric, стоящие каждый в своей ступице.

Таким образом, Snow Cruiser был дизель-электрическим гибридом. По такой схеме сейчас делают карьерные самосвалы.

Подвеска машины была тоже необычной. Она имела, так сказать, регулируемый клиренс. Точнее говоря, колеса могли втягиваться на 1,2 м в арки. Таким образом, во-первых, можно было отогревать резину и очищать ее от намерзшего льда (в колесные ниши подавались горячие выхлопные газы от дизелей), а во-вторых, подобным способом предполагалось преодолевать трещины.

Подвеска машины была тоже необычной: колеса могли втягиваться на 1,2 м в арки.

Сначала Snow Cruiser достает передним свесом до противоположного края трещины, затем втягивает передние колеса в кузов, и, «гребя» только задними, заталкивает переднюю ось на «берег». Затем передние колеса опускаются, а задние, напротив, втягиваются в кузов. Теперь передняя ось должна вытащить машину. Предусматривалось, что эта процедура проходит в 20 приемов (ведь все действия нужно было выполнять вручную) и занимает примерно полтора часа. Кроме того, все четыре колеса были управляемыми - можно было двигаться боком или разворачиваться «на пятачке».

Покрышки диаметром 120 дюймов (больше 3 м) и шириной 33 дюйма были изготовлены фирмой Goodyear из 12-слойной морозостойкой резины.

Внутри корпуса хватило места не только для машинного отделения, трехместной рубки управления, вынесенной наверх, и топливных баков на 9463 л солярки, но и для пятиместной спальни, кают-компании с креслами, кухни с мойкой и плиткой на четыре конфорки, мастерской со сварочным аппаратом и комнатой для проявки фотографий, склада провизии и снаряжения и двух запасных колес (они располагались в специальном отделении в заднем свесе).

Внутри корпуса хватило места и для кухни с мойкой и плиткой на четыре конфорки, мастерской, склада провизии и снаряжения...

Мало того, на крыше предполагалось разместить небольшой самолет-биплан, который выполнял бы роль GPS-навигатора для «крейсера». На крыше же хранилось еще 4000 л топлива для самолета. Спускать биплан и поднимать его обратно, а также менять колеса можно было с помощью специальной лебедки, выдвигавшейся из крыши.

Дорога в порт

История умалчивает, уходили ли сотрудники завода Pullman с рабочих мест, и как долго они спали. Так или иначе, постройка «сухопутного крейсера» была завершена уже через полтора месяца!

Конструктивно «крейсер» Поултера представлял собой пространственную трубчатую раму, обшитую металлическими листами с многослойным утеплением.

24 октября 1939 года машину впервые завели, и в тот же день она отправилась своим ходом из Чикаго в военный порт Бостона, где уже ждало судно North Star.

Габариты Snow Cruiser действительно позволяли считать его сухопутным кораблем. Длиной 17 м, шириной больше 6 и высотой от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески), он возвышался над толпой неизменно окружавших его зевак, как авианосец возвышается в порту над остальными судами.

24 октября 1939 г. машину впервые завели, и в тот же день она отправилась своим ходом из Чикаго в военный порт Бостона.

Выкрашенному в ярко-красный цвет (чтобы быть заметнее в снегах Антарктиды), ему предстояло проехать в сопровождении полицейских машин 1700 км.

Snow Cruiser"у предстояло проехать в сопровождении полицейских машин 1700 км.

Максимальная скорость крейсера составляла вполне достойные 48 км/ч, но в некоторые повороты в один прием он не вписывался, и не все мосты были способны выдержать массу в 34 т - приходилось объезжать их «низом», попутно форсируя небольшие речки.

Максимальная скорость крейсера составляла вполне достойные 48 км/ч.

В одной из них Snow Cruiser повредил усилитель рулевого управления, в результате чего провел под мостом три дня в ремонте. В целом при движении по трассе машина показала себя неплохо. По бездорожью, в том числе рыхлому песку, она также передвигалась достаточно уверенно.

Не все мосты были способны выдержать массу в 34 т - приходилось объезжать их «низом», попутно форсируя небольшие речки.

Впрочем, тяжелым офф-роудом «крейсер» не испытывали, ведь главной задачей было прийти в порт вовремя. Если бы Поултер опоздал на погрузку, корабль бы отправился в плавание без него.

Если бы Поултер опоздал на погрузку, корабль бы отправился в плавание без него.

Однако дорога до Бостона в итоге была преодолена успешно и 12 ноября, за три дня до отплытия, Snow Cruiser прибыл в армейский порт. Для того, чтобы гигантская машина уместилась поперек палубы «Северной Звезды», задняя часть (кожух запасок) была снята.

Дорога до Бостона была преодолена успешно и 12 ноября, за три дня до отплытия, Snow Cruiser прибыл в армейский порт.

Поултер самостоятельно заехал по трапу на палубу. 15 ноября 1939 года корабль отправился к берегам Антарктиды.

Фиаско Поултера

11 января 1940 года судно причалило к берегу шестого континента в Бухте Китов. Согласно схеме маршрута, нарисованного Поултером для Конгресса, Snow Cruiser должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км!

Согласно схеме маршрута, Snow Cruiser должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе.

Для спуска «крейсера» на сушу была построена специальная рампа из дерева. Во время спуска чуть было не случилась катастрофа: одно колесо проломило настил. Но Поултер вовремя надавил на газ и Snow Cruiser успешно съехал на снег.

Во время спуска чуть было не случилась катастрофа: одно колесо проломило настил.

Но Поултер вовремя надавил на газ и Snow Cruiser успешно съехал на снег.

Но настоящая катастрофа наступила сразу после этого. Оказалось, что «Снежный крейсер» не предназначен для движения по снегу! 34-тонная махина на четырех абсолютно гладких колесах мгновенно легла на днище. Колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер».

В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а задние колеса одела в цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться вперед-назад.

«Снежный крейсер» оказался не приспособленным для движения по снегу!

Запасные колеса присоединили к передним, задние одели в цепи, машина хоть как-то смогла двигаться вперед-назад.

После ряда тщетных попыток Поултер обнаружил, что при движении задним ходом Snow Cruiser ведет себя гораздо увереннее - сказалось «кривое» распределение массы по осям.

В путешествие по Антарктиде команда мечтателей Поултера отправилась задним ходом. Кроме того, что колеса без протектора постоянно буксовали, открылись и другие проблемы. Так, гигантские свесы, которые хороши для аэродромных тягачей, в Антарктике оказались помехой - никакой мало-мальски заметный излом поверхности машина преодолеть не могла даже в самом верхнем положении подвески, упираясь в снег носом или хвостом.

Гигантские свесы оказались помехой - никакой мало-мальски заметный излом поверхности машина преодолеть не могла.

Кроме того, двигатели, несмотря на температуру в десятки градусов ниже нуля, постоянно перегревались. После двух недель мучений Поултер бросил свое творение в снегах Антарктиды, распрощался с мечтой объехать весь континент и отправился в США. К тому моменту Snow Cruiser смог проехать лишь 148 километров.

Остальной экипаж «крейсера» остался жить в нем в качестве научного персонала полярной станции. Snow Cruiser оказался отвратительным внедорожником, зато неплохим домом. Система отопления салона была хорошо продумана. Охлаждающая жидкость и выхлопные газы дизелей циркулировали в специальных каналах, обеспечивая практически комнатную температуру внутри машины, а также растапливали снег в специальном бойлере. Запаса солярки для дизелей и провизии в складе «крейсера» было достаточно на целый год автономного существования.

После двух недель мучений Поултер бросил свое творение в снегах Антарктиды, проехав лишь 148 километров. Экипаж «крейсера» остался жить в нем в качестве научного персонала полярной станции.

Экипаж закрыл «крейсер» деревянными щитами, окончательно превратив его в дом, и занялся научными исследованиями - измерениями космической радиации, проведением сейсмологических экспериментов и т.д. Через несколько месяцев, до наступления антарктической зимы, Snow Cruiser был окончательно оставлен людьми.

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940 года. Исследовав ее, они пришли к выводу, что она абсолютно работоспособна - нужно лишь накачать колеса и смазать механизмы. Однако США уже вступали во Вторую мировую войну и романтические приключения были не в приоритете.

В 1958 году международная экспедиция нашла Snow Cruiser.

С тех пор сухопутный крейсер никто не видел.

В 1958 году международная экспедиция снова нашла Snow Cruiser. За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но ее расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период. В салоне «крейсера» еще лежали сигареты, оставленные американцами.

С тех пор сухопутный крейсер никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой - он оказался на одном из огромных айсбергов, что ежегодно десятками откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул где-то в Южном океане.

По одной версии, его занесло снегом. По другой - он оказался на одном из огромных айсбергов, что ежегодно десятками откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул где-то в Южном океане.

Наконец, согласно любимой американцами версии, Snow Cruiser был откопан полярниками из КГБ и увезен в Сибирь для исследований. Тут будет уместным вспомнить о том, что в те же 30-е года в Антарктиде силами военнопленных был создан секретный подземный город «Новая Швабия», в который после войны переправился на подводных лодках Гитлер с верхушкой вермахта. В 1947 году четвертая антарктическая экспедиция адмирала Ричарда Бэрда вступила в бой с летающими тарелками инопланетян, потеряв при этом один корабль и 13 самолетов. А в 1955 году тот же Бэрд встретился на полюсе с цивилизацией атлантов, живущих внутри земного шара...

Оставим эти домыслы на совести желтых газет. По крайней мере, начало истории сухопутного крейсера, хоть и выглядит фантастикой, было абсолютно реальным. Просто тогда было такое время - мечтателей.


Весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Снежный крейсер (англ. Snow Cruiser) - уникальный вездеход, который был создан в 1939 г. для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду Иллинойсским технологическим институтом (англ. Armour Institute of Technology) в Чикаго. Его конструктором был сподвижник Бэрда Томас Поултер.

История сохранила имя Snow Cruiser за машиной, построенной американцем Томасом Поултером. В 1934 году он участвовал в антарктической экспедиции, которая чуть было не стоила жизни ее руководителю – адмиралу Бэрду. Поултер с третьей попытки смог пробиться к запертому снежной бурей Бэрду на гусеничных тракторах и спасти его. Тогда-то доктор Поултер и загорелся идеей постройки специального антарктического транспорта.

В США Поултер работал научным руководителем Исследовательского фонда Института брони в Чикаго. Он смог убедить директора фонда в целесообразности своего проекта и коллектив этой организации в течении двух лет разрабатывал конструкцию «антарктического снежного крейсера», как назвал Поултер свое детище. Если не считать низких температур, нехватки кислорода и сложного снежно-ледяного покрытия, главной опасностью путешествий по Антарктике были трещины в ледниковом покрове континента, которые зачастую были незаметны под слоем снега или фирна, и потому были особо страшны.

Поултер решил эту проблему по-кавалерийски: достаточно сделать машину настолько длинной, а свесы настолько большими, чтобы нос «корабля» уже преодолевал трещину к тому моменту, как в нее попадает переднее колесо.

Пространственная трубчатая рама

В 1939 году Поултер презентовал проект «Снежного крейсера» в Конгрессе США, да так, что смог «зажечь» сенаторов этой идеей, и они согласились финансировать экспедицию по доставке машины в Антарктиду. Средства же на постройку «крейсера» – без малого $150 000 (а доллар был тогда примерно в 10 раз «тяжелее») – Поултер смог собрать у неких частных инвесторов.

Итак, одобрение Конгресса было получено, и экспедиция была назначена на антарктическую весну – 15 ноября 1939 года. Между тем, на дворе было 8 августа. Уникальную машину предстояло построить и доставить на корабль за 11 недель!

Конструктивно «крейсер» Поултера смотрится весьма интересно и сегодня. Он представлял собой пространственную трубчатую раму, обшитую металлическими листами с многослойным утеплением.

Четыре колеса были сдвинуты к центру кузова – база равнялась лишь примерно половине общей длины машины. Покрышки диаметром 120 дюймов (больше 3 м) и шириной 33 дюйма были изготовлены фирмой Goodyear из 12-слойной морозостойкой резины. Перед передней осью стояли два шестицилиндровых дизеля Cummins объемом 11 л и мощностью по 150 л.с. Они приводили в движение два электрогенератора, а те уже питали четыре электромотора General Electric (по 75 л.с. каждый), стоящие каждый в своей ступице – благо, места в двухметровых ступицах было предостаточно.

Таким образом, Snow Cruiser был дизель-электрическим гибридом. По такой схеме сейчас делают карьерные самосвалы.

Подвеска машины была тоже необычной. Она имела, так сказать, регулируемый клиренс. Точнее говоря, колеса могли втягиваться на 1,2 м в арки. Таким образом, во-первых, можно было отогревать резину и очищать ее от намерзшего льда (в колесные ниши подавались горячие выхлопные газы от дизелей), а во-вторых, подобным способом предполагалось преодолевать трещины.

Сначала Snow Cruiser достает передним свесом до противоположного края трещины, затем втягивает передние колеса в кузов, и, «гребя» только задними, заталкивает переднюю ось на «берег». Затем передние колеса опускаются, а задние, напротив, втягиваются в кузов. Теперь передняя ось должна вытащить машину. Предусматривалось, что эта процедура проходит в 20 приемов (ведь все действия нужно было выполнять вручную) и занимает примерно полтора часа. Кроме того, все четыре колеса были управляемыми – можно было двигаться боком или разворачиваться «на пятачке».

Внутри корпуса хватило места не только для машинного отделения, трехместной рубки управления, вынесенной наверх, и топливных баков на 9463 л солярки, но и для пятиместной спальни, кают-компании с креслами, кухни с мойкой и плиткой на четыре конфорки, мастерской со сварочным аппаратом и комнатой для проявки фотографий, склада провизии и снаряжения и двух запасных колес (они располагались в специальном отделении в заднем свесе).

Мало того, на крыше предполагалось разместить небольшой самолет-биплан, который выполнял бы роль GPS-навигатора для «крейсера». На крыше же хранилось еще 4000 л топлива для самолета. Спускать биплан и поднимать его обратно, а также менять колеса можно было с помощью специальной лебедки, выдвигавшейся из крыши.

Дорога в порт

История умалчивает, уходили ли сотрудники завода Pullman с рабочих мест, и как долго они спали. Так или иначе, постройка «сухопутного крейсера» была завершена уже через полтора месяца!

24 октября 1939 года машину впервые завели, и в тот же день она отправилась своим ходом из Чикаго в военный порт Бостона, где уже ждало судно North Star.

Габариты Snow Cruiser действительно позволяли считать его сухопутным кораблем. Длиной 17 м, шириной больше 6 и высотой от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески), он возвышался над толпой неизменно окружавших его зевак, как авианосец возвышается в порту над остальными судами.

Вот такие сведения бродили по средствам массовой информации того времнеи:

«Гигантский снежный вездеход, специально разработанный для того, чтобы перемещаться через огромные трещины и зубчатые гребни льда, может стать основным оборудованием экспедиции Берда. Вездеход был разработан доктором Томасом С. Пуитером из Чикаго, заместителем Берда в экспедиции 1933-35 гг.

В своем недавнем выступлении перед комитетом по ассигнованиям Палаты представителей он отметил, что этот необычный механизм может перевезти оборудование, достаточное для года работы исследователей.

На своем корпусе, заметил доктор, машина может нести истребитель-перехватчик ВМС, который, делая короткие перелеты в радиусе 300 миль, помог бы изучить около 5000 квадратных километров неизвестной территории в течение одного антарктического лета».

Давайте остановимся и задумаемся. «Оборудование, достаточное для года работы исследователей»! 5000 квадратных километров неизвестной территории…

Действительно немало льда и снега, чтобы не сказать больше. Примерно сто поездок из Анкориджа на Аляске в Джексонвилле во Флориде на машине! Кто-то планировал экспедицию, которая в то время, кажется, могла конкурировать с первым полетом человека на Луну.

Естественно, событию такого масштаба было суждено захватить интерес прессы и граждан Америки, так что постепенное создание этого снежного вездехода с нетерпением отражалось в средствах массовой информации того времени.

Берд использует военные танки в Полярной экспедиции

«Бостон, 14 июля - контр-адмирал Ричард Е. Берд, высказываясь о планах своей экспедиции в Антарктику, заявил сегодня, что 6 военных танков и 45 000 фунтовый уникальный снежный вездеход будут использоваться для передвижения по ледяным пустошам Южного полюса.

Снежный вездеход будет везти … четверых человек и самолет и будет чрезвычайно мобильным и удобным в управлении в трудных условиях, с которыми придется столкнуться в Антарктиде…»

Следующее значительное упоминание о снежном вездеходе было найдено в выпуске New York Times от 2 августа 1939, в разделе «Общество»:

Гигантские шины для поездки в Антарктику вскоре будут готовы

Они будут весить 1 900 фунтов

«Чикаго, 1 августа - Технологический институт брони заявил сегодня, что первая из гигантских шин вездехода для экспедиции правительства в Арктику будет изъята из формы на заводе Goodyear Tire and Rubber 9 августа.

Гарольд Вегтборг, директор Фонда Брони, сказал, что 10-футовые шины, каждая из которых весит 1900 килограммов, станут крупнейшими из когда-либо выпущенных…»

Чтобы не оставаться за бортом, многие популярные журналы страны того времени также печатали свои собственные статьи, дополняя их рисунками и диаграммами гигантского транспортного средства. Scientific American выпустил свою статью в январском номере 1940 года.

Однако они были разбиты в пух и прах Popular Mechanics, чья статья «Снежный вездеход для изучения Антарктики» была напечатана в октябре 1939. Согласно их докладу, огромный монструозный автомобиль, предназначенный для «восхождения на полярные горы и переправ через гигантские трещины», был пятидесяти пяти футов в длину и пятнадцати в ширину.

Мощность будет обеспечиваться двумя 200-сильным дизельными двигателями, которые будут подключены к генераторам, чтобы «предоставить энергию для управления, радио, электронных печей, отопления и мастерской». Гигантский вездеход будет управляться одним человеком из кабины на втором этаже.

Popular Mechanics продолжал описывать автомобиль.

«Ниже [водителя] находится ремонтная мастерская, сзади - навигационная карта, камбуз, который также является фотографической фотолабораторией, каюта, склад и хвостовое отделение для двух запасных шин…

Радиус действия вездехода – 5000 миль, и он будет ездить на скорости от десяти до тридцати миль в час при любых условиях, кроме сильной метели. Автопилот может провести вездеход любым заданным курсом. Передние и задние колеса управляются самостоятельно, так что этот антарктический автобус может разворачиваться при угле в тридцать градусов или сдвигаться в сторону на двадцать пять градусов.

Ученые будут измерять толщину льда геофизическими сейсмографом, измерять уровень гравитации и проводить метеорологические наблюдения, обследовать неизвестные земли Антарктиды и изучать Аврору, земной магнетизм, метеоры и другие явления. Вездеход и оборудование обойдется в $150,000».

Popular Mechanics также сообщил, что биплан военно-морского флота, который «оборудован семидюймовой картографической камерой», был установлен на корпусе вездехода таким образом, чтобы его можно было «поднимать наверх при помощи лебедки и спускать на снег за десять минут».

Выкрашенному в ярко-красный цвет (чтобы быть заметнее в снегах Антарктиды), ему предстояло проехать в сопровождении полицейских машин 1700 км.

Максимальная скорость крейсера составляла вполне достойные 48 км/ч, но в некоторые повороты в один прием он не вписывался, и не все мосты были способны выдержать массу в 34 т – приходилось объезжать их «низом», попутно форсируя небольшие речки.

В одной из них Snow Cruiser повредил усилитель рулевого управления, в результате чего провел под мостом три дня в ремонте. В целом при движении по трассе машина показала себя неплохо. По бездорожью, в том числе рыхлому песку, она также передвигалась достаточно уверенно.

Впрочем, тяжелым офф-роудом «крейсер» не испытывали, ведь главной задачей было прийти в порт вовремя. Если бы Поултер опоздал на погрузку, корабль бы отправился в плавание без него. Однако дорога до Бостона в итоге была преодолена успешно и 12 ноября, за три дня до отплытия, Snow Cruiser прибыл в армейский порт. Для того, чтобы гигантская машина уместилась поперек палубы «Северной Звезды», задняя часть (кожух запасок) была снята. Поултер самостоятельно заехал по трапу на палубу. 15 ноября 1939 года корабль отправился к берегам Антарктиды.

11 января 1940 года судно причалило к берегу шестого континента в Бухте Китов. Согласно схеме маршрута, нарисованного Поултером для Конгресса, Snow Cruiser должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км!

Для спуска «крейсера» на сушу была построена специальная рампа из дерева. Во время спуска чуть было не случилась катастрофа: одно колесо проломило настил. Но Поултер вовремя надавил на газ и Snow Cruiser успешно съехал на снег.

Но настоящая катастрофа наступила сразу после этого. Оказалось, что «Снежный крейсер» не предназначен для движения по снегу! 34-тонная махина на четырех абсолютно гладких колесах мгновенно легла на днище. Колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер».

В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а задние колеса одела в цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться вперед-назад.

После ряда тщетных попыток Поултер обнаружил, что при движении задним ходом Snow Cruiser ведет себя гораздо увереннее – сказалось «кривое» распределение массы по осям.

В путешествие по Антарктиде команда мечтателей Поултера отправилась задним ходом. Кроме того, что колеса без протектора постоянно буксовали, открылись и другие проблемы. Так, гигантские свесы, которые хороши для аэродромных тягачей, в Антарктике оказались помехой – никакой мало-мальски заметный излом поверхности машина преодолеть не могла даже в самом верхнем положении подвески, упираясь в снег носом или хвостом. Кроме того, двигатели, несмотря на температуру в десятки градусов ниже нуля, постоянно перегревались. После двух недель мучений Поултер бросил свое творение в снегах Антарктиды, распрощался с мечтой объехать весь континент и отправился в США. К тому моменту Snow Cruiser смог проехать лишь 148 километров.

Недвижимость

Остальной экипаж «крейсера» остался жить в нем в качестве научного персонала полярной станции. Snow Cruiser оказался отвратительным внедорожником, зато неплохим домом. Система отопления салона была хорошо продумана. Охлаждающая жидкость и выхлопные газы дизелей циркулировали в специальных каналах, обеспечивая практически комнатную температуру внутри машины, а также растапливали снег в специальном бойлере. Запаса солярки для дизелей и провизии в складе «крейсера» было достаточно на целый год автономного существования.

Экипаж закрыл «крейсер» деревянными щитами, окончательно превратив его в дом, и занялся научными исследованиями – измерениями космической радиации, проведением сейсмологических экспериментов и т.д. Через несколько месяцев, до наступления антарктической зимы, Snow Cruiser был окончательно оставлен людьми.

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940 года. Исследовав ее, они пришли к выводу, что она абсолютно работоспособна – нужно лишь накачать колеса и смазать механизмы. Однако США уже вступали во Вторую мировую войну и романтические приключения были не в приоритете.

В 1958 году международная экспедиция снова нашла Snow Cruiser. За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но ее расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период. В салоне «крейсера» еще лежали сигареты, оставленные американцами.

С тех пор сухопутный крейсер никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой – он оказался на одном из огромных айсбергов, что ежегодно десятками откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул где-то в Южном океане.

Наконец, согласно любимой американцами версии, Snow Cruiser был откопан полярниками из КГБ и увезен в Сибирь для исследований.

Оставим эти домыслы на совести желтых газет. По крайней мере, начало истории сухопутного крейсера, хоть и выглядит фантастикой, было абсолютно реальным. Просто тогда было такое время – мечтателей.

Ну и для любителей «теории заговоров» есть вот такая информация:

В течение многих месяцев американцы читали каждую мелочь о производстве зверя. Прибытие его напоминало цирковой парад и те, кто был достаточно близок или удачлив, чтобы увидеть машину, выстраивались вдоль дороги, когда знаменитый механизм ехал мимо. На самом деле, вездеход был упомянут в каждом газетном заголовке о подготовке антарктической экспедиции.

Но после того как «форпост на колесах», как сообщается, благополучно добрался до загадочного континента… все скрывается под покровом тайны… С этого момента вездеход ни разу не упоминали. Казалось, будто он вообще никогда не существовал. Что случилось с машиной и данными, для сбора которых она была создана? Мог ли отборный экипаж после выгрузки уйти на собственное задание? Задание настолько секретным, что о нем не говорят по сей день.

15 мая вышла длинная статья с подробным докладом адмирала Берда по результатам антарктической экспедиции США 1939 года. Адмирал сообщил, что экспедиция «достигла гораздо большего, чем он ожидал, включая открытие неизвестной 900-мильной береговой линии, которую исследователи искали более ста лет».

В обширном интервью он ни разу не упомянул снежный вездеход. Еще более странным было то, что его, очевидно, никто и не спрашивал. Гигантская машина, которая была у каждого на устах перед отплытием Берда, словно канула в лету. Еще он сообщил, что 59 человек осталось, чтобы продолжать исследования.

Остались ли эти смельчаки для секретной миссии могучего вездехода по изучению «земли за полюсом»?

В статье также говорится, что «адмирал подчеркнул, что это был не «еще одна экспедиция Берда», а проект, финансируемый правительством Соединенных Штатов… Другими словами Джон Д. Рокфеллер и его приятели в этот раз ничего не платили… это сделал Дядя Сэм. Берд закончил интервью заявлением, что отныне он будет руководить экспедицией из Вашингтона».

Указывают ли эти небольшие подсказки на то, что многие всегда утверждали? Что адмирал Берд посвятил свою жизнь изучению каких то секретных проектов