Даймонд машины. История марки Diamond. Алмаз чикагской огранки

Сегодня многие из нас с удовольствием знакомятся с живой историей автомобилестроения на разного рода реконструкциях и выставках, где экспонируется воссозданная силами энтузи астов . Место для исторической экспозиции нашлось даже на . Но, как говорят военные, у каждой медали есть две стороны (или, как говорят гражданские, у каждой палки есть два конца): если машина по какой-то причине не может быть найдена и восстановлена, то ее, получается, вроде бы и не существовало. Таким «призраком» и стал легендарный Diamond T 980/981, поставлявшийся в СССР из США в рамках ленд-лиза, воевавший на фронтах Великой Отечественной и участвовавший в восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы.

По просьбе англичан

Трёхосный 12-тонный тягач с колесной формулой 6×4 Diamond T 980 проектировался уже в ходе Второй мировой войны как танковый транспортер (как сказали бы сегодня у нас – эвакуатор) в соответствии с требованиями британской военной закупочной комиссии. Пословица «на охоту ехать – собак кормить» имеет и английский аналог, причем англичане достаточно критичны к себе: «A fool wants his cloak in a rainy day» (дурак ищет свой плащ в дождливый день), – говорят они в подобных случаях. Дело в том, что имевшийся на вооружении британской армии тягач Scammell Pioneer был разработан еще в 1920-е годы, и к концу 1930-х успел морально устареть. Тут-то, как всегда неожиданно, и разразилась Вторая мировая война.

Конкурс выиграла американская фирма Diamond Truen из Чикаго, уже создавшая действующий прототип тяжелого грузовика 6х4, разработанного для американской армии. Серийное его производство было запущено в 1941 году. А тут как раз в войну с Германией вступил и Советский Союз, у которого вообще не было на вооружении танковых тягачей такого класса.

В британскую армию Diamond T 980 поступил в 1942 году. По отзывам англичан, он прекрасно зарекомендовал себя на североафриканском театре военных действий, в том числе – эвакуируя танки из-под обстрела немецкой артиллерии.

Любопытно, что в самой американской армии этот тягач числился в так называемых «заменяющем» и «ограниченном» стандартах – Substitute Standard и Limited Standard. И хотя он участвовал в боевых действиях в составе американской армии под обозначением M20 (вместе с 24-колесным трехосным прицепом M9 «Rogers» тягач входил в состав танкового транспортера M19), его применение действительно было ограничено. Причина этого была довольно проста: передний мост не был ведущим, что снижало проходимость тягача по бездорожью. Впрочем, это не особенно смущало английских и советских военспецов.

На войне как на войне

Грузовик Diamond T 980/981 – классический капотный трехосный балластный тягач (кузов при буксировке должен быть обязательно загружен) собственной массой 12 тонн. В передней части рамы расположен двигатель, под ним – передняя ось с односкатными колесами. За двигательным отсеком – цельнометаллическая кабина.

Правда, к концу войны из-за необходимости производить больше машин ее выпускали в упрощенном варианте – без крыши и с низкими боковыми дверцами. Крыша таких кабин была съемной брезентовой, и боковые проемы над дверцами также закрывались брезентовыми клапанами с целлулоидными окошками. Позже, при эксплуатации в условиях суровой северной зимы, в таких кабинах брезент утепляли самодельными стегаными ватными чехлами.

Между кабиной и кузовом для балласта устанавливалась лебедка Gar Wood 5M723B с тяговым усилием 18 тонн. Сперва она предназначалась только для погрузки подбитых танков на транспортер. Но в модификации 981 появилась возможность пропустить трос вперед под кабиной, через специальное окошко в переднем бампере – и использовать ее для самовытаскивания. Собственно говоря, это и есть главное отличие между Diamond T 980 и Diamond T 981.

Двигатель – дизельный Hercules DFXE, рядный 6-цилиндровый 4-тактный жидкостного охлаждения, рабочим объемом 14,7 литра и мощностью 185 л.с. при 1600 об/мин (крутящий момент 902 Н·м при 1200 об/мин). Блок цилиндров отливался из серого чугуна, поршни изготавливались из алюминиевого сплава.


Мощности хватало на всё

В состав трансмиссии входила коробка передач (в одном блоке с двигателем и сцеплением) и демультипликатор – раздаточная коробка с пониженной передачей (а то и двумя). Коробка передач – Fuller 4B86, трехвальная, четырехступенчатая (плюс задний ход), с прямой четвертой передачей. Демультипликатор Fuller 3A86 или Fuller 3A92, трехступенчатый, с прямой второй передачей и коробкой отбора мощности для лебедки. Два ведущих моста – «последовательные» (второй приводился в движение вторым карданным валом от первого). Переключались передачи с помощью напольного рычага. Рядом с ним располагались ручной стояночный тормоз и рычаг управления демультипликатором.

Рулевой механизм – без гидроусилителя, с червячной передачей и продольной рулевой тягой. Тормоза барабанные пневматические Timken с приводом Bendix-Westinghouse. Колёса Budd B-45530, диаметром 20 дюймов и шириной 10 дюймов. Покрышки 12,00×20 дюймов. Давление в камерах – 5,6 кг/см².

Подвеска – рессорная (у задних мостов – балансирного типа). Амортизаторов не было, поэтому над передней рессорой крепился резиновый буфер, несколько смягчавший тряску на бездорожье – впрочем, на невысоких скоростях она была не столь критична. Межосевого дифференциала не имелось.

Бортовая сеть запитывалась от четырех шестивольтовых аккумуляторных батарей фирмы Auto-Lite. При этом они подключались таким образом, что генератор использовался 12-вольтный, а стартер – 24-вольтный. Фары и габариты имели светомаскировку, при этом в военных условиях часто устанавливалась только одна левая фара.

Алмаз чикагской огранки

Компания Diamond Truen существовала с 1905 года. Сперва, как многие американские фирмы, она выпускала легковые автомобили (отсюда, видимо, и название, явно выбранное для розничного автомобильного рынка – «Diamond» в переводе на русский означает «Алмаз»). Однако перенасыщенный рынок и «Великая депрессия» 1930-х годов заставила руководство компании переориентироваться на грузовики. В частности, до войны в США был достаточно популярен Diamond T Truck 4х2 конструкции 1937 года.


Для поставок в СССР в оккупированной Великобританией части Ирана американцами были построены сборочные производства TAP I (Truck Assembly Plant I) в городе Андимешк и TAP II в Хорремшехре. Оттуда грузовики шли на фронт своим ходом, через оккупированную Советским Союзом часть Ирана и советскую Среднюю Азию. Впрочем, основные мощности этих заводов были загружены более массовыми моделями, такими как Studebaker US6 – их было произведено и поставлено несколько сотен тысяч.

Всего за годы войны, с 1941 по 1945 годы, было выпущено 6 554 Diamond T 980 и Diamond T 981. Британская армия получила около 1000 таких машин, Красная армия, по разным источникам – от 295 до 471. Вообще, данные по объемам поставок иностранной техники в СССР в годы войны разнятся в значительной степени. Возможно, проблема (помимо идеологической) заключается в том, что после войны встал вопрос об оплате поставленной техники. Позже бывшие союзники сошлись на возврате оставшихся на ходу машин в США.

При этом многие советские специалисты (начиная от низового звена – шоферов и механиков) были заинтересованы в том, чтобы оставить технику у себя, выдав ее за погибшую на фронтах или наоборот – за «не доехавшую». Власти такому подходу, по всей видимости, негласно способствовали – во всяком случае, смотрели на такую практику сквозь пальцы. Тех, кто занимался послевоенным восстановлением экономики трудно за это упрекнуть, тем более, что известно: вполне исправные машины перед отгрузкой в Америку шли под пресс. Именно по этим причинам установить точное количество машин, поставленных в СССР, воевавших и работавших в народном хозяйстве, сегодня уже не представляется возможным.

После войны Diamond T 980 был снят с производства, но еще в 1950-е компания продолжала производить седельные тягачи, бортовые грузовики и различную специальную технику, включая мусоровозы и прочие машины гражданских профессий.

На Магаданской трассе

После войны, зимой 1945/46 года «Даймонды» перевозили грузы на дорогах Дальнего Востока и Сибири. Вероятно, их держали поблизости от портов Магадана и Владивостока, чтобы в случае ожидаемого требования американцев была возможность быстро их отгрузить.

Созданные для совершенно иных, южных, условий машины эксплуатировать в тех краях было непросто: морозы достигали –50 градусов, дизель на морозе не запускался, приходилось строить специальные теплые боксы. Заглохшие на морозе машины фактически сразу приходилось отправлять в ремонт. Кабины не имели отопления. От холода становилась хрупкой и буквально рассыпалась рассчитанная на Африку резина покрышек.

Управлять и обслуживать эти «Даймонды» отправляли опытных специалистов, и предпочтение отдавали тем, кто имел с ними дело на фронте. Именно фронтовики придумали трогаться исключительно медленно и осторожно, пока шины не разогреются от трения. Если учесть, что максимальная скорость грузовика была 37 км/ч, а груженого – и вовсе 25 км/ч, то речь идет о совсем уж черепашьих скоростях.


С этим были связаны и забавные шоферские байки легенды, окружавшие «Даймонды» и много лет спустя. Так, была распространен анекдот о том, что пока машина трогается, можно оставить руль, выйти из кабины, несколько раз обойти машину, проверить работоспособность систем, правильно ли закреплен груз, не торопясь перекурить… «Даймонды» еще ходили по северным трактам в 1948 году, когда в автопарки стали поступать послевоенные

Чикаго/Лэнсинг США 1912-1967

В1905 г. Чарльз Артур Тилт (Charles Arthur Tilt) основал в Чикаго фирму «Даймонд», добавив к этому популярному названию первую букву своей фамилии. Так в Америке появилась компания «Даймонд Т», выпускавшая поначалу мощные и роскошные легковые автомобили, но потерпев неудачу, в 1911 г. Тилт переключился на изготовление грузовиков, сделавших его фирму одной из наиболее известных в мире. Первые же 1,5-тонные машины «Даймонд Т» с 1912 г. применялись в военных действиях в Мексике, а во время Первой мировой войны американская армия уже использовала автомобили этой марки грузоподъемностью 35 т, собиравшиеся на конвейере.


Грузовик «Даймонд Т» с зенитной установкой Т1, 6X4,1930 г.



Даймонд Т-968, 6X6,1941 г.


Даймонд Т-968В, 6X6,1945 г.


В 1918 г. фирма изготовила также 638 стандартизованных армейских грузовиков «Либерти» (Liberty). Постепенно она превратилась в одного из наиболее авторитетных изготовителей тяжелых коммерческих грузовиков, специальных машин и военной автотехники. На переломе 20-30-х гг. для вооруженных сил США компания предла гала еще более обширную гамму машин с полезной нагрузкой от 1 до 10 т. В армии распространение получили 10-тонные грузовики 6x4 с 93-сильным мотором, всеми двускатными колесами и задними съемными гусеницами, которые применялись для установки счетверенных зенитных установок Т1 и перевозки инженерного оборудования. К концу 30-х гг. фирма «Даймонд Т» поставляла в армию США 60-сильные цельнометаллические пикапы модели «201» и достаточно совершенные бортовые машины серии «614/704» грузоподъемностью 2,5~3,0 т, которые использовали для установки кузовов общего назначения и специальных фургонов. Их оборудовали 6-цилиндровым двигателем «Геркулес» (Hercules) мощностью 85 л.с, 4-или 5-ступенчатыми коробками передач и гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем.

Самый активный период создания армейской техники пришелся на годы Второй мировой войны, когда компания «Даймонд Т» вошла в число основных автомобильных изготовителей, получавших от государства крупные военные заказы. По результатам конкурса, организованного управлением Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США в конце 1939 г., специализацией «Даймонд Т» стало производство семейства полноприводных 3-осных грузовиков 4-тонного класса. В 1940 г. фирма начала выпуск своего первого автомобиля Т-967 (6›"6) с цельнометаллическими 2-местной кабиной и бортовой платформой с тентом и откидными продольными сиденьями. На нем использовались 6-цилиндровый двигатель «Геркулес RXB» (8,2 л, 98 л.с), сухое однодисковое сцепление «Лайп» (Lipe), 5-ступенчатая коробка «Кларк» (Clark) суско-1 ряющей передачей, 2-ступенчатая раздаточная «Висконсин» (Wisconsin), пневматический привод тормозов «Бендикс-i Вестингауз» (Bendix-Westing-house), передний мост с отключаемым приводом и задняя ведущая тележка «Тимкен» (Timken) с двойными главными передачами. «Даймонд Т-967» получил статус основного стандартизованного 4-тонного грузовика армии США, но к началу 1941 г. их было собрано всего 366 экземпляров. Его сменил чуть облегченный и более мощный автомобиль Т-968, выпускавшийся в нескольких вариантах вплоть до окончания войны. При сохранении колесной базы 3835 мм и большинства агрегатов он получил но-1 вый мотор «Геркулес RXC» (8,7л, 118 л.с.) и переднюю лебедку «Гар Вуд» (Gar Wood) стяговым усилием 6,8 тс, а внешне отличался отдельными решетками ограждения радиатора и обеих фар вместо одной общей на Т-967. В последующие годы грузовик выпускался в модернизированных исполнениях Т-968А/968В, причем с 1943 г. большинство машин снабжалось открытыми 3-местными кабинами с брезентовым верхом и откидным лобовым стеклом, а иногда – с турелью для 12,7-мм зенитного пулемета. Их вариантами были 3-кубовые самосвалы Т-972 с задней разгрузкой и цистерны-топливозаправщики, а ряд машин переоборудовали в седельные и балластные тягачи.


Даймонд Т-972, 6X6,1942 г.




Даймонд Т-981 (М20), 6x4,1944 г.



Даймонд Т-969А, 6X6,1943 г.


Наиболее известной продукцией компании «Даймонд Т» военного времени стали ре-монтно-эвакуационные машины Т-969, созданные на шасси Т-968 и оборудованные выносными опорами и механическим краном W45 фирмы «Эрнест Холмс» (Ernest Holms) с двумя стрелами грузоподъемностью по 2,7 т, способными работать вместе или раздельно, поворачиваясь вокруг своего основания на угол 120°.

Эвакуаторы имели массу 9850 кг, развивали скорость 60 км/ч и расходовали до 71,3 л бензина на 100 км. Их выпуск превысил половину от общего количества военных автомобилей «Даймонд Т» семейства «967/969» – 6420 единиц из 12748 машин разных типов. Развитием этой гаммы стали еще две модели. Для перевозки инженерного оборудования, понтонов и лег ких судов, установки различных фургонов, кранов и эвакуаторов использовалось шасси Т-970/ 970А с колесной базой 4369 мм, а в Канаду было поставлено 1533 усиленных длиннобазных шасси и бортовых автомобилей Т-975/975А (база – 5105 мм) с деревянными кузовами длиной около 8,3 м. Некоторые варианты не имели передней решетки ограждения и снабжались только одной фарой.

Особую группу в военной программе «Даймонд Т» составили 12-тонные балластные тягачи 6x4 для буксировки танковых прицепов и 155-мм орудий. Их оснащали мощными лебедками, установленными между кабиной и коробчатым стальным кузовом, в который для повышения тягово-сцепных качеств машины укладывали балласт -металлические болванки или камни. Базовый тягач Т-980 (стандартизованный военный индекс М20), оснащался верхнеклапанным 6-цилиндровым дизельным двигателем «Геркулес DXFE» (13,4 л, 185 л.с), 4-ступенчатой коробкой передач и дополнительным 3-ступенчатым редуктором, закрытой или открытой кабиной.

Модернизированный вариант Т-981 внешне отличался выводом троса лебедки вперед – через отверстие в бампере с направляющими роликами.


Даймонд Т-981 (М20), 6X4,1943 г.


Даймонд Т МЗ, 1941 г.


Даймонд Т МЗА1,1943 г.


Даймонд Т Т54,1942 г.


Даймонд Т Т16,1943 г.


Тягачи весили чуть более 12 т, развивали скорость 36 км/ч, имели запас хода до 1000 км и стали первыми серийными танковыми транспортерами. Автопоезд с 45-тонным 3-осным низкорамным прицепом М9 имел стандартизованное обозначение М19. До конца войны собрали 5871 тягач, а в целом в период Второй мировой войны компания изготовила около 50 тыс. армейских автомобилей, в том числе 31245 машин с колесной формулой 6x6.

Вторым направлением деятельности «Даймонд Т» стало производство стандартизованных 1,5-тонных полугусеничных бронетранспортеров. Их разработку начали в 1938~39 гг совместно с компанией «Уайт» (White), а в сентябре 1940 г. был организован выпуск грузо пассажирской модели МЗ со 147-сильным мотором «Уайт», резинометаллическим движителем с четырьмя опорными катками и 10-местным броне-корпусом с открытым верхом и задней дверью. Через год в серию пошел вариант МЗА1 с бронированным ограждением турели над 3-местной кабиной для зенитного пулемета. На их шасси в небольших объемах фирма изготовляла само ходные установки Т19(Т21, Т48 и Т54 с зенитными пулеметами и пушками калибра 40, 57, 81 и 105 мм.

В марте 1943 г. фирма «Даймонд Т» включилась в работу по созданию 2,5-тонного полугусеничного бронетранспортера-тягача, создав собственный вариант Т16 с плоской наклонной передней панелью кузова, открытыми кабиной и корпусом для перевозки 12 солдат или установки вооружения. Он получил бензиновый мотор «Геркулес» (9,1 л, 174 л.с), гидромеханическую коробку передач «Спайсер» (Spicer) со встроенным блокируемым дифференциалом, передний ведущий управляемый мост и усиленный гусеничный движитель с шестью опорными катками. Тягач имел боевую массу 13,6 т и развивал скорость 56 км/ч. Таких машин построили лишь два экземпляра.

В послевоенное время компания «Даймонд Т» возобновила поставку в вооруженные силы США доработанных коммерческих грузовиков, а свою основную военную продукцию изготовляла совместно с компанией «Интернэшнл» (International), с которой подписала кооперационное соглашение.

Речь идет о новой гамме apмейских 5-тонных грузовиков 6x6, известных впоследствии как семейство М54. Их оборудовали 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем «Континентал» (Conl tinental) модели R6602 (9,9л, 190 л.с), механической 5-ти ступенчатой коробкой передач «Спайсер» с 2-ступенчатой раздаточной, механизмом автоматического включения переднего моста, пневмоприводом тормозов, 12-вольтовым электрооборудованием, З-местными кабинами с брезентовым верхом и 9-тонной лебедкой; «Гар Вуд». Они получили характерную для всех американских стандартизованных грузовиков облицовку, а от машин 2,5-тонного класса отличались чуть сдвинутым вперед передним мостом. Максимальная скорость составляла 84 км/ч. Аналогичные машины собирала также фирма «Мак» (Mack), оснащавшая их собственными моторами.



Даймонд Т М41, 6X6,1951 г.


Даймонд Т М54, 6X6,1952 г.


Даймонд Т М62, 6х6, 1960 г.


С марта 1951 г. компания «Даймонд Т» собирала преимущественно базовое шасси М39 и бортовой грузовик М41 с колесной базой 4550 мм и всеми односкатными колесами с шинами размером 14.00x20. В 1951~бЗ гг. параллельно с компанией «Интернэшнл» она изготовляла также шасси М40, М63 и М61 с задними двускатными колесами и базой 4550, 5460, 4240 мм соответственно. На их основе была создана обширная гамма различных военных автомобилей: бортовые грузовики М46, М54, М55 и М78, самосвал М51, седельный тягач М52, эвакуатор М62 с 10-тонным краном, многоцелевые фургоны М64 и М291, автоцистерна М268, перегружатель частей ракет М280 и др. Усиленное длиннобазное шасси М139 в разных исполнениях служило для мостоукладчиков М328 и установок М289 и М386 для запуска неуправляемых такти ческих ракет «Онест Джон» (Honest John).

Между тем финансовое положение фирмы «Даймонд Т» постоянно ухудшалось, и в 1958 г. ее приобрела компания «Уайт». Через два года она перевела все производство из Чикаго в Лэнсинг, на предприятие принадлежавшей ей фирмы РИО (REO), которая выпускала семейство стандартизованных 2,5-тонных грузовиков. В 1962-63 гг там началось изготовление второго 5-тонного поколения А2, оборудованного многотопливным двигателем «Континентал LDS-465-1/1A» (7,8 л, 210 л.с.) с турбонаддувом. При поддержке компании «Интернэшнл» фирма «Даймонд Т» взялась за изготовление шасси М40А2, М61А2 и М63А2, послуживших базой для грузовиков М54А2 и М55А2, самосвала М51А2 и седельного тягача М52А2.

Развернуть их серийный выпуск так и не удалось: весной 1967 г. фирмы «Даймонд Т» и РИО были объединены в группу «Даймонд РИО», что привело к прекращению выпуска военных автомобилей. Сначала их производство перешло к фирме «Кайзер Джип» (Kaiser Jeep), а затем -к военной компании «АМ Дженерал» (AM General).

В английском языке слово Diamond обозначает бриллиант или алмаз. Именем драгоценного камня в англоязычных странах было названо немало фирм различного профиля. Основатель чикагской автомобилестроительной компании Чарльз Артур Тилт тоже сделал ставку на «ювелирную» марку, но, чтобы не повторять чужих названий, добавил первую букву своей фамилии. Таким образом, все автомобили этого производителя получили имя собственное Diamond T, неотъемлемой частью которого является буква Т.



Поначалу драгоценный камень упоминался не случайно. В 1905 году, создавая собственный автозавод в Чикаго, Чарльз Тилт собирался выпускать очень дорогие легковые автомобили элитного класса: «алмазы» и «бриллианты» на колесах. Время и обстановка на рынке вынудили Тилта изменить профиль предприятия. Уже к середине 10-х годов выяснилось, что выпускать грузовые автомобили значительно выгоднее, и только они обеспечат компании процветание. Чарльз Тилт, по примеру Генри Форда, пришел к пониманию, что наибольшую прибыль приносит производство не дорогих, а дешевых автомобилей. Так имя «алмаза» и «бриллианта» получили простые дешевые грузовики различных классов - от малотоннажных до очень тяжелых. Как и многие другие американские производители автомобилей, Тилт не выпускал собственных двигателей, а закупал их у других компаний. С 1923 года основным поставщиком моторов для Diamond T стала компания Hercules.

Фирма Diamond T благополучно пережила кризис начала 30-х годов. С началом Второй мировой войны, будучи процветающим предприятием, фирма легко разработала линейку грузовиков военного назначения со всеми ведущими колесами. Обстановка подсказывала, что ставку следует сделать на платежеспособного заказчика в погонах, который в ближайшее время будет остро нуждаться в большом количестве военно-транспортной техники.



В 1941 году Diamond T предлагал целый модельный ряд армейских грузовиков. В унифицированное семейство трехосных полноприводных шасси средней грузоподъемности входили следующие модификации: рассчитанный на 4 тонны бортовой грузовик 968, эвакуатор 969, бортовой автомобиль 970 с удлиненной колесной базой грузоподъемностью 6 тонн, самосвал 972, автомобиль для перевозки элементов понтонных переправ 975. Также компания освоила тяжелые машины большой грузоподъемности 12 тонн с колесной формулой 6х4 - без привода передней оси: балластный тягач 980 и бортовой грузовик 981. Машины поставлялись с двумя модификациями кабины - закрытой цельнометаллической или с открытой, имевшей брезентовый верх и откидное лобовое стекло. Открытые кабины заказывали некоторые роды войск. Но на эвакуаторы Diamond T 969 обычно ставили цельнометаллическую закрытую кабину.

Двигатель традиционного партнера Hercules применялся бензиновый самой надежной и практичной для 40-х годов конструкции. Это была рядная, прекрасно уравновешенная, нижнеклапанная «шестерка» солидного рабочего объема 8,6 л с огромными котлами цилиндров. Она прекрасно подходила для перевозки грузов в тяжелых условиях и работы на не самом лучшем бензине. Важна была не столько максимальная мощность 105-131 л.с., сколько огромный крутящий момент на низких оборотах. Коробка передач была 5-ступенчатая с повышающим «овердрайвом». Подключением переднего моста заведовала 2-ступенчатая раздаточная коробка. Задние колеса были двухскатные, но они обеспечивали более высокую грузоподъемность шасси. Это для тяжеловоза Diamond T было важнее, чем одинаковая колея переднего моста и задней тележки. Зато штатные шины применялись с внедорожным протектором - «елочкой».



Эвакуатор Diamond T 969 предназначался для буксировки с поля боя в ремонтные части поврежденной техники: различных автомобилей, бронетранспортеров, легких и средних танков. Грузоподъемность шасси была не очень высокая - 4 тонны, зато за собой тягач мог буксировать машину массой до 11-12 тонн. Эвакуаторную установку поставляла и монтировала фирма Holmes .Co. Две стрелы кранов позволяли приподнять переднюю или заднюю часть поврежденного транспортного средства, устойчивость при подъеме обеспечивали установленные позади кабины грузовика выдвижные опоры-аутригеры. Вся установка в сборе носила обозначение Holmes W45 Crane. Кроме того, в случае необходимости вытаскивания самого эвакуатора Diamond T 969 и для подтягивания подбитых боевых машин служила лебедка Garwood, установленная, как у многих армейских машин спереди, между бампером и радиатором. Ее приводил в действие вал от раздаточной коробки.




В Красной армии больше применялись тяжелые 12-тонные машины Diamond T моделей 980 и 981. Именно по их образцу после войны создавался аналогичный по характеристикам и назначению отечественный автомобиль ЯАЗ-210. Тем не менее, «легкие» грузовики и тягачи Diamond T сыграли существенную роль во Второй мировой войне, они служили в армиях США, Великобритании, встречались и в СССР. Представленный в Музее комплектный рабочий эвакуатор Diamond T 969 на сегодня является единственным грузовиком этой марки в Европейской части России.

Сама компания Diamond T в конце 50-х годов пережила слияние с другими американскими производителями грузовиков White и REO. В XXI веке в США продолжают выпускаться тяжелые магистральные капотные тягачи и другие грузовые автомобили марки Diamond REO.




Техническая характеристика

Экипаж 2 человека
Грузоподъемность шасси 4000 кг
Масса буксируемого прицепа 11875 кг
Габаритные размеры, мм 7392х2566х2820 (высота стрелы крана 3060 мм в транспортном положении)
Колесная база, мм 3836 мм (до среднего моста), 1321 мм (задняя тележка).
Дорожный просвет 279 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный Hercules RXC
Рабочий объем 8668 см 3
Мощность 131 л.с. при 2300 об/мин
Снаряженная масса 9842 кг
Максимальная скорость 65 км/ч

Расход топлива:

- без нагрузки

- с нагрузкой

35-40 л/100 км

до 71.3 л/100 км

Началась в 1905 году в городе Чикаго, с изготовления престижных легковых машин с моторами мощностью до 70 “лошадей”. Символизировать их выдающиеся качества должно было название “Даймонд” (алмаз, бриллиант), а чтобы отличаться от многочисленных тёзок, ее хозяин Си.Эй.Тилт (С.A.Tilt) добавил к нему первую букву своей фамилии. Так родились знаменитая фирма и марка “Даймонд Т”. Свой первый 1,5-тонный грузовик она выпустила в 1911 году. Он получил 7-ми литровый мотор “Континентал” (Continental) мощностью 40 л.с., 3-х ступенчатую коробку передач, цепную передачу на задние колеса слитыми шинами.

Принципиально не изменив эту конструкцию, на будущий год Тилт представил 5-ти тонную машину, зато следующая легкая 1-но тонная 27-ми сильная модель “I” оснащалась карданным приводом и новой коробкой передач с подвижными шестернями. В 1914 родился 1,5-тонный грузовик “J” с червячной главной передачей. За ним последовали машины грузоподъемностью 3 и 5 тонн с цепным приводом и многодисковым сцеплением, работавшим в масляной ванне. В 1916 году в юго-западной части Чикаго вступил в строй новый завод площадью 23000 м 2 с редким в те времена сборочным конвейером.

Это позволило в течение первых же двух лет внедрить в серийное производство сразу несколько недорогих моделей, а также собрать 1500 армейских грузовиков “Либерти” (Liberty). Изменившаяся после войны экономическая ситуация заставила “Даймонд Т” переориентироваться на надежные и простые фермерские грузовики. Основным в программе стал 1,5-тонный “Ферм Спешиэл” (Farm Special) с коротким и узким кузовом, карбюраторным мотором и червячной главной передачей. В начале 20-х годах гамма расширилась до моделей с полезной нагрузкой 1-5 тонн, в которых широко применялись агрегаты других производителей.

К этому времени относятся эксперименты по созданию так называемых “пружинных колес” с массивной шиной и внутренними пружинящими вставками из резины. Появившиеся вскоре пневматические шины быстро вытеснили эти сложные и дорогие конструкции. К первой половине 20-х годах относится применение 4-х цилиндровых двигателей “Хинкли” (Hinkley), ведущих мостов с разгруженными полуосями, закрытой кабины на трех резиновых опорах, переднего бампера, оспицованных стальных колес, характерной ребристой облицовки радиатора. В 1923 программа включала 8 моделей грузоподъемностью 1-5 тонн.

На легкой 26-сильной машине “75” впервые появился двигатель “Геркулес” (Hercules), на многие годы ставший основным силовым агрегатом автомобилей “Даймонд Т”. Во второй половине 20-х наметилась тенденция роста грузоподъемности и мощности, стали использоваться 6-ти цилиндровые двигатели с 7-ми опорным коленчатым валом, многодисковые сцепления, 4-х ступенчатые коробки, главная передача с коническим зацеплением, барабанные тормоза на всех колесах с гидроприводом, электрическое освещение.

В 1928 появился первый 3-х осный автомобиль грузоподъемностью 4 тонны. Во внешнем оформлении всей гаммы начали широко использовать хромированные детали – облицовки радиатора, бампера и ступеньки кабины, корпуса фар, звуковых сигналов и задних фонарей. Все это в течение одного 1928 г. обеспечило рост продаж на 60%. В 1929 году программа расширилась – от 1-но тонных пикапов “151” до 3-х осных машин “1600” грузоподъемностью 8-12 тонн, на которых применялись в основном 6-ти цилиндровые моторы “Геркулес” мощностью до 98 “лошадей”. Некоторые тяжелые машины снабжались 7-ми ступенчатой коробкой передач и тормозами с гидроприводом и вакуумным усилителем. Фирма “Даймонд Т” достаточно благополучно пережила “Великую депрессию” и с 1930 предлагала еще более широкую гамму от 1-но тонной модели “200” с 4-х цилиндровым двигателем “Буда” (Buda) в 45 “лошадок” до тяжелых грузовиков с моторами “Геркулес” мощностью 118-157 л.с..

Некоторые модели стали оборудовать 5-ти ступенчатой коробкой передач и 2-х ступенчатой главной передачей. К началу 30-х автомобили получили новые цельнометаллические кабины с более объемными крыльями и V-образной формой лобового стекла, капот снабжался широкими вентиляционными прорезями со шторками. В 1933 впервые в мире фирма использовала на грузовиках рессоры переменной жесткости. Первый бескапотный 110-сильный грузовик родился в 1934 году в виде автоцистерны емкостью 5,7 м 3 для нефтепродуктов. На нем появилась оригинальная деталь – динамик в кабине водителя, позволявший ему прослушивать работу силового агрегата и на слух определять нужный момент переключения несинхронизированной коробки передач. В 1935 на всей гамме грузоподъемностью от 1,5 до 12 тонн использовались рядные 6-ти цилиндровые двигатели “Геркулес” серии “Супер Сервис” (Super Service) с блоками цилиндров из алюминиевого сплава.

К 1936 году программа включала 13 базовых моделей (от “212А” до “512DR”) грузоподъемностью 1,5-6,5 тонн, оборудованных только 6-ти цилиндровыми моторами “Геркулес” мощностью 63-118 “лошадей”. В 1938 году она расширилась до 24 моделей за счет внедрения 1-но тонного 60-ти сильного цельнометаллического пикапа “201”, бескапотного семейства из 8 моделей (от “401” до “804”) грузоподъемностью 1,5-5 т. и двух машин “513” и “615” (1,5-4 тонны) с дизельными двигателями “Геркулес” в 77-84 “лошадей”. Все автомобили оснащались коробками передач “Уорнер” (Warner) или “Кларк” (Clark), мостами “Итон” (Eaton), “Тимкен” (Timken) или “Висконсин” (Wisconsin) и другими покупными узлами. К оригинальным решениям того периода следует отнести 16-ти дюймовые колеса городских развозных фургонов модели “80” с полезной нагрузкой 750 килограмм (у всех остальных – 20-дюймовые) и кабины тяжелых грузовиков со спальным местом. Вновь изменившаяся внешность всех машин очень напоминала скоростные обтекаемые локомотивы своего времени.

На большинстве моделей устанавливались более выпуклое оперение и V-образная облицовка радиатора из нержавеющей стали, корпуса фар в виде падающей капли, отклоненное на 30 o назад лобовое стекло, фургоны оснащались задними обтекаемыми крыльями со съемными щитками. В исполнении “Делюкс” (Deluxe) в изобилии предлагались хромированные декоративные детали, рулевое колесо в форме банджо, часы и прикуриватель. В свое время этот стиль вызывал неоднозначные мнения, хотя по художественному восприятию грузовики “Даймонд Т” признавались одними из самых красивых в Америке, привлекавших к себе внимание окружающих и покупателей. Последним вызовом конкурентам перед вступлением США во вторую мировую войну было объявление фирмой “Даймонд Т” невиданной до тех пор гарантии на всю свою продукцию – 1 год или 160 тысяч километров пробега. В годы войны фирма прославилась своими тяжелыми 3-х осными военными грузовиками и тягачами.

Базовыми являлись 4-х тонные бортовые машины “967”, “968” и “968А” (6×6) с моторами мощностью 98-106 “лошадок”. На их основе выпускались аварийно-эвакуационные машины “969”, понтоновозы “970” и самосвалы “972”. Особую известность приобрели 12-ти тонные балластные тягачи и “981” (6×4) для буксировки 45-ти тонных прицепов. Их комплектовали рядным 6-ти цилиндровым 4-х тактным дизелем “Геркулес DFXE-893” в 185 л.с., основной 4-х ступенчатой и дополнительной 3-х ступенчатой коробками передач. Именно они послужили основой грузовиков ЯАЗ-210, однако в качестве силового агрегата для них выбрали более простые 2-х тактные дизели. Всего “Даймонд Т” изготовил 37,8 тысяч армейских колесных машин. Уже в 1944 “Даймонд Т” получил разрешение на начало производства гражданских грузовых автомобилей, разработанных незадолго до войны. Сначала в программу входили 2-х и 3-х осные серии “404Н”, “509”, “614Н”, “802”, “806Н”, “900” и “910” с бензиновыми и дизельными двигателями в 77-150 лошадиных сил.

С 1947 к ним добавились модели “201”, “306”, “703”, “809” и “901”, составив обширную программу машин полной массой 3,6-16,3 тонны. Несмотря на трудные времена, в 1947-48 годах фирме удалось дважды превысить планку производства в 10 тысяч машин. Всю ее политику в послевоенное десятилетие определял Си.Эй.Тилт, председатель совета директоров, занимавшийся также общим дизайном всей программы. На базе пикапа “201” он создал перспективный грузопассажирский универсал с внешней деревянной отделкой кузова. В 1949 он представил свой последний легкий грузовик “222”, а в 1951 г. фирма отказалась от выпуска автомобилей грузоподъемностью менее 3 тонн, как и от ежегодной смены моделей.

Программа начала 50-х гг. состояла из тяжелых машин “660”, “720”, “722”, “920”, “921”, “950” и “951”, на которых применялись дизели “Буда” или “Камминс” (Cummins) мощностью 280-300 л.с.. На некоторых стали использовать новую достаточно комфортную кабину фирмы (International Harvester) с гнутым лобовым стеклом и утопленной приборной панелью, синхронизированные коробки передач, гидроусилитель рулевого механизма.

С 1953 года новая бескапотная модель “723С” со скругленными формами была удостоена “Национальной премии” за дизайн, которой до тех пор не добивался ни один грузовик. Вскоре появились автомобиль “831” с 256-сильным мотором, работавшим на сжиженном газе, 300-сильный дизельный вариант “911С” с откидываемой кабиной над двигателем и строительный самосвал “931” (6×4) с 335-сильным двигателем “Камминс”. Все эти достижения отнюдь не соответствовали коммерческим успехам, и к середине 50-х гг. объем ежегодного производства сократился до 3-5 тыс. машин, а к 1961 – до 1800 шасси. Для выхода из кризисного положения еще в 1954 “Даймонд Т” заключил соглашение с корпорацией “Интернэшнл”, однако это не помешало приобретению фирмы “Даймонд Т” в 1958 году компанией (White), уже владевшей к тому времени фирмой РИО (REO) из Лэнсинга, куда в 1960 году было переведено все производство из Чикаго. Несмотря на формальную самостоятельность, автомобили всех трех фирм стали все сильнее походить друг на друга, используя одинаковые кабины и агрегаты.

В 1961 было представлено универсальное шасси “931С” с высокой откидываемой кабиной над двигателем фирмы РИО с двумя трапециевидными вырезами друг над другом. Через два года “Даймонд Т” начал выпуск нового тяжелого семейства, включавшего два капотных грузовика “P2000D” и “P3000D” с кабиной “Интернэшнл” серии “R”. Помимо семи бензиновых и восьми дизельных силовых агрегатов с 1965 г. применялся английский 6-ти цилиндровый дизель “Перкинс” (Perkins). Последним грузовиком собственной разработки в 1963 году стал “Даймонд Т990”. Все последующие автомобили этой марки были лишь комбинациями агрегатов трех объединившихся компаний. В 1966 году, когда было изготовлено 4000 шасси “Даймонд Т”, на свет появился последний грузовик этой марки: руководство компании “Уайт” приняло решение о дальнейшей нецелесообразности содержать два своих не столь уж прибыльных отделения. В мае 1967 фирмы “Даймонд Т” и РИО были объединены в группу “Даймонд РИО”, существующую до сих пор. Всего же за 55 лет родилось примерно 250 тысяч грузовых автомобилей “Даймонд Т”.

В первое время новая фирма продолжила выпуск практически тех же автомобилей, что и ее предшественники, предлагая 30 моделей – прежде всего тяжелые грузовые машины и седельные тягачи с колесной формулой 4×2 до 8х8, ставший развитием предыдущих моделей “Даймонд Т” и РИО и оснащенные различными бензиновыми или дизельными двигателями мощностью от 130 до 435 л.с.. В 1968 г. программа включала капотные серии “С-90”, “С-101”, “С-114” и бескапотные “CO-50”, “CO-78”, “CF-55”, “CF-68” и “CF-83” полной массой до 13,5 т., рассчитанные на дорожные перевозки и работу на строительстве. На всех использовались агрегаты и кабины иных производителей. Двигатели поставляли фирмы “Камминс” (Cummins), “Детройт Дизель” (Detroit Diesel), “Катерпиллар” , узлы трансмиссии и мосты -“Кларк” (Clark), “Фуллер” (Fuller), “Эллисон” (Allison), “Спайсер” (Spicer) и “Рокуэлл” (Rockwell). Самостоятельно фирма собирала только рамы, рессорные или резиновые подвески. Кроме того, она продолжала экспериментировать со стекло-пластиковыми кабинами и двигателями, работавшими на сжиженном газе.

Как и у предшественников, дела “Даймонд РИО” шли плохо, но в 1971 предприниматель Фрэнсиз Кэпперт (Francis Cappaert) вложил в нее 16 миллионов долларов, и на следующий год вся гамма была модернизирована. Объем производства возрос на 10%. Были внедрены развозная “газовая” модель “CF-65”, серия строительных шасси “С-116”, а также бескапотные магистральные тягачи “Ройял” (Royale) с дизелями V8 и V12 мощностью 170-250 л.с. и кабинами разных габаритов.

В 1973 года появился один из крупнейших дорожных седельных тягачей своего времени “С-119” (6×4), оснащенный разными силовыми агрегатами в 400-450 л.с., 13-ти ступенчатой коробкой передач “Фуллер” и полностью алюминиевой рамой. Он мог буксировать автопоезда полной массой 35 тонн. Через год начался выпуск бескапотных шасси “CF-60 Рокуе” (Rogue) с автоматической трансмиссией для развозных машин и мусоровозов. Все эти новинки не спасли фирму, и в конце 1974 года ее признали банкротом.

Производство пришлось остановить, уволить основную часть персонала и выставить фирму на торги. После этого она не раз переходила из рук в руки, пока в 1978 году в местечке Хэррисбург, в штате Пенсильвания, в помещении бывшего торгового центра не начали сборку обновленных строительных шасси “С-116”. Машины предлагались в исполнениях 6×4, 6×6 и 8×4, комплектовались 11-ти ступенчатой коробкой передач “Фуллер” и гипоидными главными передачами. В 1985 “Даймонд РИО” впервые в США начал применять немецкие 315-ти сильные дизельные моторы “Дойц” (Deutz) V8 воздушного охлаждения с турбонаддувом, но за океаном успеха они не имели. С 1991 года “Даймонд РИО” предлагает капотную серию “С-120” с американскими агрегатами и кабиной на пневматической подвеске. В 90-е гг. фирма ежегодно собирала в среднем по 150 шасси.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.