Самые лучшие антифризы G11. Можно смешивать антифриз разных цветов Какой антифриз лучше g11 или g12

Антифриз представляет собой жидкость, которая предназначена для охлаждения двигателя автомобиля, и поддержания постоянной рабочей температуры.

Многие автовладельцы, при выборе антифриза, не обращают внимание на её тип, марку, и состав, считая что все они одинаковы. Но, это далеко не так. Если использовать жидкость не предназначенную для эксплуатации в данном виде системы охлаждения, то это чревато серьёзными последствиями, вплоть до выхода из строя самого двигателя.

Кроме этого, нежелательно использовать некачественный тосол или антифриз с истекшим сроком годности, смешивать разные типы жидкостей с не одинаковым химическим составом и разными производителями. Такая эксплуатация негативно отразится на работе двигателя и создаст дополнительные проблемы. Охлаждающие жидкости имеют свою маркировку, которая указывает на определённые свойства продукта, и совместимость с различными системами охлаждения. Антифризы подразделяются на две основные категории: G11 и G12.


Жидкость в состав которой входит этиленгликоль, имеет более распространённое название «тосол «, производится уже несколько десятилетий, и применяется в основном в автомобилях с карбюраторным типом двигателей. Преимущества G11 заключаются в его, сравнительно, небольшой стоимости. Такая жидкость, при работе в системе охлаждения, образует защитный слой, который предохраняет систему от коррозии. У антифризов этого типа есть множество недостатков:

  • Слой, образующийся при циркуляции охладителя, препятствует его теплоотдаче что часто приводит к набору высокой, предельной, температуры, и перегреву двигателя.
  • Наличие в составе химических компонентов и соединений (фосфаты, силикаты и др.), которые способствуют образованию накипи, в системе охлаждения.
  • Быстрота испарения при работе на высоких температурах, необходимо часто добавлять новую жидкость.
  • Почти, полное отсутствие активных вспомогательных присадок, необходимых для профилактики коррозии и повышения качественных свойств хладагента.
  • Быстрая потеря характерных качеств охладителя (через несколько месяцев), жидкость становится похожей, по свойствам, на обыкновенную воду, кроме того, что не замерзает зимой.


Это более современный вариант жидкости, для системы охлаждения, который отлично подходит для различных видов двигателей (инжекторных, форсированных, турбонаддувных, и других) с более высококой рабочей температурой, чем у карбюраторных.

Антифриз изготовлен из того же этиленгликоля, но с добавлением большого количества активных присадок и компонентов. Минусом антифриза марки G12 является высокая вредность для окружающей среды, как и у G 11.

Преимущественные характеристики G12:

  1. Образует защитный слой только на подвергшихся коррозии участках, что даёт оптимальный отвод тепла, и препятствует перегреву в системе.
  2. На протяжении всего срока эксплуатации (до 5 лет) сохраняет свои активные свойства.
  3. Возможность использования в современных системах, с повышенными температурными диапазонами.
  4. Низкая испаряемость, и температура застывания.

Антифриз этой категории считается наиболее оптимальным компонентом системы охлаждения, так как в нем полностью отсутствуют химические соединения такие как нитриты, бораты, амины фосфаты, которые оказывают вредное воздействие на двигатель.


Кроме того некоторые марки жидкостей этой категории содержат флуоресцентные компоненты, что позволяет визуально обнаружить утечку жидкости в темноте.

Антифризы, независимо от своей марки, могут быть разными по своему составу. Смешивать жидкости, даже если они одной категории, но разных производителей, не рекомендуется. Это может привести к потере качественных свойств жидкости.

Категорически не рекомендуется смешивать G11 и G12 , это может привести к плачевным последствиям, от промывки всей системы охлаждения, до выхода из строя двигателя. Если возникла острая необходимость добить жидкость в систему, а под рукой нет соответствующей марки, то допустимо смешать жидкости одного и того же производителя, хотя, после этого промывка системы не будет лишней.

Напоследок посмотрите интересное видео о классификации антифризов:

Как и масло, ОЖ требует регулярной замены. Использование отработанного состава является опасным. Низкокачественное охлаждение ведет к повышению рабочих температур в двигателе. Это, конечно же, становится причиной ускоренного износа движущихся частей агрегата и необходимости скорого ремонта. Водителям не нужно объяснять, сколько стоит капитальный ремонт мотора или его замена. Именно поэтому следует своевременно производить замену антифриза.
Многие автовладельцы не знают, какой продукт выбирать, чем отличается антифриз g11 от g12 и других видов. Это крайне актуальный вопрос, так как использование неподходящей жидкости может привести к серьезным проблемам. Следует четко ориентироваться в характеристиках и актуальных продуктах на рынке.

Особенности G12

Антифриз (или незамерзающая жидкость) представляет собой сложный состав, который содержит в основе этиленгликоль. Как правило, состав имеет красный цвет. Он используется только на автомобилях с годом выпуска 1996-2001, при этом обладает достаточно продолжительным сроком службы (до 5 лет). G12 способен определять в конструкции точки потенциального развития коррозии, а также купировать источник. Такой эффект достигается за счет использования некоторых присадок, создающих на проблемных участках микропленку.
Современный рынок предлагает водителям модели антифриза G12+. Принципиальных отличий нет, ведь это всего лишь слегка модифицированная жидкость, которую можно использовать в более новых автомобилях. Говорить о достоинствах и недостатках продукции под данной маркировкой можно только в сравнении с другими изделиями (с G11 или G13). Об этом мы поговорим подробнее в следующих разделах.

Состав и характеристики

Антифриз G12 состоит из нескольких компонентов:

  • Около 90% - этиленгликоль. Главная задача этого вещества – предотвращение замерзания состава.
  • Красный краситель. Он необходим для визуального отличия жидкости от других.
  • До 5% - дистиллированная воды.
  • До 5% - всевозможные присадки. Они защищают металлы в моторе от разрушительного действия этиленгликоля.

Дополнительно в состав могут входить присадки для предотвращения вспенивания, улучшения смазочных характеристик или для предотвращения появления накипи.

К ключевым характеристикам этой охлаждающей жидкости относится:

  • плотность состава составляет в среднем 1,075 грамм на сантиметр кубический при 20 градусах Цельсия;
  • точка кипения – 118 градусов Цельсия;
  • температура замерзания – минус 50 градусов;
  • содержание спиртов – от 50 до 60 процентов.

Помните, что основа состава данного антифриза – этиленгликоль. Это опасный яд, который частично нейтрализуется в продуктах этиловым спиртом. При этом антифриз опасен для человека, поэтому храните его в местах, недоступных для детей.

Антифриз G11 и G12: в чем разница?

Давайте выясним, чем отличаются G11 и G12 . Какой из этих продуктов лучше покупать, мы расскажем далее. Основные отличительные черты – в составе. ​ Раствор G11 (или как его называют «тосол») состоит из неорганических соединений-присадок. Если не вдаваться в подробности его характеристик, то подобный состав предназначен для использования в автомобилях годом выпуска до 1996. Тосол имеет синий или зеленый цвет, при этом идеально подходит для массивных систем охлаждения за счет низкой проводимости тепла.
Главным отличием рассматриваемых продуктов является разница в присадках. В G11 используются неорганические добавки и фосфаты. Состав образует тонкий защитный слой на поверхности детали независимо от наличия или отсутствия коррозии. Продукт имеет небольшой срок службы (до 3 лет) и малую стабильность. После применения G11 может оставаться осадок.


Производить замену подобного антифриза рекомендуется каждые 50-70 тысяч километров. Он совместим со старыми машинами, но заливать состав в новые иномарки строго запрещено. Для этого промышленность выпускает современные модели от G12 и выше.

Различия G12 и G13

Перейдем к продуктам для новых иномарок и выясним, в чем разница антифризов G13 и G12 . Продукция G13 представляет собой новое поколение ОЖ для иномарок. Ключевой особенностью этой жидкости (по сравнению с G12) является замена этиленгликолевой основы на пропиленгликоль. Также заметно повышение содержания антикоррозийных присадок, которые действуют на источник возникновения ржавчины.
Важным достоинством класса G13 является практически неограниченный срок службы, если состав заливался компанией-производителем авто. Отличие G13 от упомянутого ранее G12+ - это более высокая безопасность для окружающей среды за счет ускоренного разложения пропиленгликоля. Состав G13 имеет оранжевый или желтый цвет, однако разные производители могут использовать различные цвета для своих продуктов этого класса. Помните, что цвет ОЖ не влияет на ее характеристики!

О смешивании антифризов

Разнообразие продуктов на рынке привело к тому, что водители часто интересуются, можно ли смешивать антифриз g11 и g12 и другие классы? Здесь существует ряд правил, с которыми должен ознакомиться каждый водитель:

  • Смешивать G12 и G11 строго запрещено за счет использования органических и неорганических присадок в этих антифризах.
  • Можно смешивать G12 между собой с разными цветами при одинаковом составе.
  • Состав G12 совместим с G12+.
  • В продукт G11 можно добавлять составы c G12+ по G13.

Допускается добавлять небольшую приливку дистиллированной воды, но только в крайнем случае. Следует учитывать, что каждый производитель использует свой набор присадок. О реакции таких присадок в разных продуктах можно только догадываться, поэтому для избежания проблем с двигателем и системой охлаждения рекомендуем доливать антифриз только идентичной марки. Для перехода на другой класс ОЖ обязательно необходимо выполнять промывку системы.

Сделать полный слив рекомендуется и в том случае, когда вы не знаете о классе залитого состава. В машине может использоваться низкокачественный антифриз. Если вы дольете продукцию того же класса, но более высокого качества, может произойти конфликт, поэтому не стоит рисковать.
Использование несовместимых ОЖ может привести к появлению осадка в виде хлопьев. Они полностью забьют собой систему и, естественно, приведут к поломке мотора из-за высоких температур. Теперь вы знаете, можно ли смешивать антифриз g12 и g13 с G11.

Тонкости выбора антифриза

Если возникают проблемы с выбором антифриза, в первую очередь изучите рекомендации производителя. В спецификации четко указана марка и класс ОЖ, которую следует использоваться в вашей модели авто. Если оригинальная продукция для вас слишком дорогостоящая, тогда стоит присмотреться к аналогам. Первый критерий выбора – новизна машины. Для авто до 1996 года выпуска используйте G11. С 1996 по 2001 подойдет «охлаждайка» класса G12. В моделях после 2001 года выпуска заливайте G12+ и G13.
Дополнительно при покупке рекомендуем обращать внимание на ряд аспектов:

  • на дне емкости не должно быть каких-либо осадков;
  • на упаковке должна быть качественная этикетка, отсутствие следов вскрытия;
  • антифриз не имеет резкого запаха;
  • покупайте продукцию со значением pH 7,4-7,5;
  • стоимость изделия должна соотносится с рыночной.

Среди продукции можно выделить несколько уже зарекомендовавших себя производителей. У фирмы HEPU практически безупречная репутация. Компания производит качественные ОЖ с широким набором присадок. Альтернативным вариантом можно взять изделия от Febi. В магазинах можно покупать составы от Felix и отечественного производителя «Лукойл».
Перед покупкой обязательно читайте всю маркировку на этикетке, так как цвет состава не всегда характеризует его класс. Рекомендуется регулярно проверять насыщенность цвета антифриза в машине. Изменение цвета говорит о том, что жидкость потеряла свои свойства, поэтому требует замены. Знание тонкостей выбора охлаждающей жидкости делает покупку осмысленной, безопасной и целенаправленной.

Автомобильный мотор работает под воздействием очень высоких температур. Чтобы он не вышел из строя и продолжал функционировать, необходимо использовать специальную жидкость для охлаждения – антифриз. Он может быть разным, все зависит от марки автомобиля, от года выпуска и от финансовых возможностей автовладельца. Так в чем разница между Антифриз G11 и G12?

Что из себя представляет антифриз G11

В состав данного антифриза входят следующие компоненты: этиленгликоль, водяная основа, присадки, красители. Как правило, антифриз G11 выпускается в синем и зеленом цвете. Иногда бывает и в желтом, и в красном. Цвет полностью зависит от красителя, а значит, никоим образом не определяет качества охлаждающей жидкости. Данный вид антифриза считается гибридным, так как в нем содержатся органические ингибиторы, а также неорганические, которые представлены фосфатами, нитритами, силикатами.


Характеристики антифриза G11 определяются присадками, добавленными в жидкость. Срок работы охлаждающей жидкости данного класса не превышает трех лет. Защитная пленка образуется антифризом на всех деталях, с которыми она взаимодействует.

G11 может быть от самых разных компаний-производителей, которые требуют внимательного рассмотрения, так как между ними присутствуют отличия.

Обзор компаний-производителей

Антифриз G11, изготовленный компанией AWM, содержит большой пакет присадок, препятствующих возникновению ржавчины. Эти присадки сделаны на органической основе – карбоновая соль, неорганические силикаты. На металлических деталях образуется специальная защитная пленка, которая производит антикоррозийный эффект.

Антифриз G11 от AWM производится, как правило, в синем цвете или в ярко-бирюзовом. Стоит отметить, что данная охлаждающая жидкость отлично взаимодействует с алюминиевыми деталями системы. Помимо этого, данный антифриз обеспечивает надежную защиту от перегревания мотора в летнее время при высоких температурах. Производитель заявляет, что жидкость подходит для использования и в легковых машинах, и в грузовых. Помимо этого рекомендуется использовать ее и в системе охлаждения мотоциклов, которые были произведены в Германии, Корее, Японии.

Антифризы класса G11, произведенные компанией Лукойл, имеют два вида – голубой и светло-зеленый. Основой для антифриза также служит этиленгликоль. Добавлены, естественно, органические соли кислот, а также силикаты. Жидкость тоже относится к типу гибридных. Производитель рекомендует использовать данную марку антифриза во всех современных авто, без исключения. Максимальная температурная отметка, при которой работает G11 – это -42 градуса. Автовладельцы, использующие антифриз производства компании «Лукойл», отмечают следующие плюсы:

  • Специальный пакет ингибиторов позволяет увеличить срок работы данной охлаждающей жидкости
  • Охлаждающая система автомобиля получает надежную защиту от образования осадка, ржавчины и накипи
  • Может использоваться практически во всех транспортных средствах
  • Снижается стоимость обслуживания охлаждающей системы

Лукойл G11 антифриз имеет следующие характеристики:

  • Краситель зеленого или голубого цвета
  • Плотностью – 1081 кг/м3
  • Температурный порог кристаллизации — -42 градуса
  • Температура кипения – 110 градусов
  • Щелочность – 14,4 см3

Немецкая компания Hepu также производит антифризы G11. Их отличие в том, что набор присадок позволяет предотвратить ржавчину и чрезмерную температурную нагрузку на двигатель. Как и предыдущие производители, Hepu создала охлаждающую жидкость, которая безопасно работает с алюминиевыми деталями системы автомобиля. Менять данную жидкость рекомендуется либо после ста семидесяти пяти тысяч километров, либо после трех лет работы. Уникальным у данного антифриза является порог замерзания. При достижении температуры -26 градусов, жидкость кристаллизуется на треть. Когда низкая температура перешагивает предел -35 градусов, то жидкость кристаллизуется наполовину. Антифриз застывает полностью, когда отметка температуры достигает восьмидесяти градусов. Охлаждающая жидкость Hepu имеет ярко-синий цвет.

Производит антифриз класса G11 и компания Sibiria. Данная охлаждающая жидкость имеет схожие с вышеописанными коррозийные присадки. Антифриз выпускается в зеленом, синем, желтом, красном цвете. Может быть расфасован в емкости от полутора литров до десяти литров. Температура кипения, заявленная производителем, равна сто двадцать градусов.

В чем разница между антифризами G11 и G12

Основой антифриза G12 является этиленгликоль, который имеет добавки карбоксилатных веществ. Данный класс антифризов рассчитан на моторы, много работающие под максимальной нагрузкой. Особенностью данной жидкости является действие антикоррозийных присадок: они распространяют свою защиту только на тех деталях, которые подвержены возникновению источников ржавчины. Срок работы тоже существенно отличается от антифриза G11 – не менее пяти лет. Имеется более совершенная марка — G12+.

Смешивать разные по составу охлаждающие жидкости не рекомендуется. Не стоит руководствоваться цветом, если смешение жидкостей избежать не удалось. Как уже упоминалось, цвет определяется красителем, который не оказывает никакого воздействия на характеристики. Смешивать антифризы классов G12 и G11 не рекомендуется, так как G12 теряет свои характеристики в обоих случаях: и когда его меньше, а G11 больше, и наоборот, когда G12 больше, а G11 меньше. Антифриз класса G11 образует корку, которая замедляет действие G12. К тому же стоит еще упомянуть об одном важном моменте: если смешивающиеся охлаждающие жидкости выпущены разными компаниями-производителями, то результат предсказать невозможно, так как соединятся совершенно разные присадки. Не исключен вариант развития событий, при котором смесь антифризов разных классов превратится в кашу прямо в системе охлаждения авто.

Какой выбрать?

Антифризы группы G11 на класс ниже G12, за ними стандартно закреплен голубой или зеленый оттенок. Антифриз G11 не содержит в составе фосфаты, нитриты, амины. Запрещается категорическое смешивание антифриза класса G11, G12. В классе G12 силикаты заменили другими веществами.

В двух разных по классам жидкостях присутствуют присадки, которые соединившись, вступают в спор и выпадают в осадок. Проблемы с автомобилем сразу будут незаметны, но со временем система охлаждения просто выйдет из строя. Также обращают внимание, что не стоит смешивать охлаждающие жидкости одного класса, но разных производителей из-за возможной несовместимости присадок.

В составе группы G11 более дешевые антикоррозийные присадки, поэтому они быстрее разлагаются. Срок службы намного меньше, максимум до двух лет. При большом пробеге, жидкость следует менять еще чаще. Слабое место — температура кипения, традиционного антифриза обычно недостаточно для современных двигателей. Рекомендуют использовать для более старых, возрастных автомобилей.

Ответы будут приблизительно следующего вида:

  • «Ну у вас был залит зеленый - значит нужно такого же цвета заливать»
  • «Лучше G12 лейте, у него температурные характеристики лучше»
  • «Любой, чтобы на этикетке была написана ваша марка»
  • «Да лейте тосол, разницы никакой нет»

В 80% случаев вы получите ответ из списка выше. И в 100% случаев это будет признаком профессиональной безграмотности вашего собеседника, которому вы платите, кстати, за его знания. Или, иначе говоря, за свое незнание.

Поэтому на сегодня факт остается фактом - в отличие от масляного рынка, где некоторые покупатели уже разбираются в том, что такое допуски автопроизводителей и что нужно менять масло значительно чаще, чем указано в руководстве по эксплуатации, рынок антифризов - это дикий, невоспитанный и на 40% контрафактный сегмент авторынка. Достаточно почитать исследование Федерации автовладельцев России (ФАР), проведенное в феврале, где отмечается, что почти четверть рынка - это запрещенные законом метанольные составы.

Давайте же поговорим о том, почему все описанные выше рекомендации по выбору охлаждающей жидкости крайне некорректны и как все-таки правильно выбирать антифриз.

Антифриз - темный кардинал среди расходных жидкостей для автомобиля

В отличие от моторных масел, по поводу антифриза конечный потребитель обычно не заморачивается. Жидкость меняется раз в 3–5 лет по причине необходимости доливки (в сервисе сказали) или ремонта системы охлаждения. Масло же, напротив, меняют 3–4 раза за 2 года, поэтому внимание к этому продукту гораздо выше.

А теперь, так как мы все хорошо учились в школе, давайте вспомним одно из правил химии. Правило Вант-Гоффа, которое мы с вами изучали в 7–9 классах, говорит о следующем:

«При повышении температуры на каждые 10 градусов константа скорости гомогенной элементарной реакции увеличивается в два-четыре раза»

Причем тут антифриз, масло и тема статьи? Связь неочевидная, но прямая - плохой антифриз, к сожалению, затрагивает не только систему охлаждения, в которой он работает. Не выполняя свои функции по температурному режиму (вызывая легкий перегрев), плохой антифриз потихоньку убивает ваше моторное масло - оно начинает окисляться быстрее, чем это заложено технически.

Сэкономив на антифризе 300–400 рублей раз в 3–5 лет, вы, к сожалению, получите все те потери, которые связаны с преждевременным окислением моторного масла. А об этом подробно расскажут производители масел и сервисные сотрудники, которые в этой части на порядок более компетентны в сравнении со знанием антифризов.

Что такое плохой антифриз?

Для начала давайте определимся, что такое антифриз.

Ant ifreeze - это, по сути, любая охлаждающая жидкость, которая обеспечивает отсутствие кристаллизации жидкости при минусовых температурах. К ним могут относиться:

  • вода с минеральными солями. Как известно, вода с солью замерзает при более низких температурах - соответственно, чисто технически такой раствор можно назвать антифризом. Вот только соли очень быстро выпадают в осадок, и система становится беззащитной от разрушительного процесса, о котором мы расскажем чуть ниже;
  • вода + этиленгликоль - вода с двухатомным спиртом замерзают при достаточно низких температурах. Также подходит под определение. Но в таком виде имеет проблему, подобную пункту выше;
  • вода + глицерин - также низкозамерзающая смесь. Дешевле, чем вода + этиленгликоль, но более вязкая смесь. Вязкость снижают дешевым метанолом, получая запрещенный законодательно продукт. Еще большие проблемы, о которых расскажем далее
  • тосол - своеобразный «ксерокс» на рынке антифризов, который также, будучи конкретной торговой маркой, обобщился до целой товарной группы. ТОСОЛ - Технология Органического Синтеза + ОЛ (как у спиртов, типа метанОЛа, этанОла и тд) - это марка антифризов, разработанная в 70-е годы в СССР под требования двигателей тех времен.
  • Технически все это в определенной степени антифризы или низкозамерзающие охлаждающие жидкости. Техрегламент добавляет порог по температуре замерзания - с 2017 года она должна будет поддерживаться на уровне -37 градусов. Вроде бы и все? На самом деле все только начинается.

Дело в том, что вода с любым спиртом в составе - это серьезный источник коррозии. То есть, заливая водно-спиртовую смесь, вы получаете «дракона» внутри, который коррозией и кавитацией (внутренним кипением) уничтожает систему изнутри. Результаты этого уничтожения ниже:

Сгнили трубки радиатора? Полетела помпа? Расход топлива вырос на 5%? Встали в 30-градусную жару в пробке с закипевшим антифризом? Добро пожаловать в огромную армию пользователей антифризов, на которых недобросовестные производители серьезно сэкономили, а точнее «не заморочились» на одном очень важном, очень незначительным по доле в общей массе, но катастрофически сильно влияющем компоненте - на пакете присадок.

Пакет присадок - это 3–10% от общей массы антифриза, которые:

  • превращают водно-гликолевую смесь из «коррозионного дракона» в жидкость, которая в случае лучших товаров может работать 5–10 лет
  • на 100% различают антифризы по уровню качества
  • требуют огромных инвестиций производителей на исследования и испытания

Контрафактные антифризы

Давайте быстро разберемся с тем, что нужно обходить за километр. А далее поговорим о приемлемых товарах.

Итак, когда европейский производитель антифризов Arteco (поставляет на GM , VAG , Ford и др.) провел легкий анализ российского рынка антифризов, специалисты выявили два «изобретения», специфичных именно для России:

  • глицериново-метанольные смеси
  • соляные растворы

Такие «замечательные» продукты, как глицериново-метанольные смеси, продаются, к сожалению, везде - в крупных гипермаркетах, автомобильных сетевых магазинах, очень много - на авторынках. Обычно это самые дешевые антифризы ценой 200–300 рублей за 5 литров. Почему эти «товары» запрещены законодательно:

  • глицерин как база - дешевая замена этиленгликолю. База не испытана, никто не имеет никаких исследований, как ведет себя пакет присадок в составе глицерина. Высокая вязкость заставляет его разбавлять метанолом
  • метанол - «разбавитель» вязкого глицерина. Простейший одноатомный спирт, образующий ядовитый формальдегид при определенных реакциях с водой. Выкипает при 95 градусах (в рамках рабочей температуры двигателя), связывает воду и «съедает» алюминий. Запрещен законом для использования в антифризах. Горит при нагреве - в Youtube достаточно много роликов о том, как воспламеняется метанол.

Таким образом, метанольные смеси саморазрушаются в короткие сроки, и через пару месяцев в системе охлаждения вашего автомобиля уже не антифриз, а водно-гликолевая смесь, которая съедает систему изнутри коррозией.

Самым печальным моментом этой истории является тот факт, что покупатель, не зная, кто является добросовестным производителем антифризов, а кто нет, никогда в магазине не сможет отличить метанольную смесь от нормального антифриза. Потому что на этикетке об этом, естественно, не будет ни слова. Да и потому, что на этикетке в большинстве случаев много вранья.

Две базовые технологии: устаревшая традиционная и современная органическая

На сегодняшний день антифризы в полном смысле этого слова (а не смеси, о которых мы написали выше) делятся на 2 типа - по технологиям их пакетов присадок:

Традиционная технология - устаревшая, где к водно-гликолевому раствору добавляется группа минеральных ингибиторов (замедлителей) коррозии, таких как бораты, фосфаты, нитраты и др. Типичный представитель этой технологии - тосол, сделанный по рецептуре этой марки (что крайне редко можно встретить на рынке). Второй представитель из известных - это антифриз для автомобилей VAG со спецификацией G 11. Данному антифризу уже более 25 лет, его используют также на двигателях предыдущих поколений концерна VAG.

Органическая (карбоксилатная) технология - современная (на самом деле с начала 2000-х уже применялась во всем мире), которая учитывает все сложные аспекты современного двигателестроения, в особенности что касается коррозии того множества металлов, что сегодня используются в составе агрегатов - алюминия, магния, никеля и др.

В чем разница? Разница - в принципах работы двух технологий.

Логика работы, например, тосолов:

  • минеральные ингибиторы образуют внутри системы пленку, которая предотвращает контакт водно-гликолевого раствора и металла - таким образом коррозия останавливается
  • пленка из минеральных солей снижает теплообмен в десятки раз - современные двигатели, очень чувствительные к температурному режиму, начинают «страдать»: потреблять больше топлива, металлы расширяются, в силу чего растет износ трущихся элементов, масло быстрее окисляется
  • под действием постоянного потока часть пленки начинает отваливаться, в результате чего металл оголяется и на месте контакта с раствором образуется коррозия

Таким образом, через год-полтора использования того же тосола или антифриза «а-ля» G 11 (об этом речь пойдет ниже) вы получаете засорившуюся осадком систему, в которой активно развивалась коррозия и был нарушен теплообмен. Проблемы все те же:

  • «съеденная» крыльчатка помпы
  • «съеденные» трубки радиатора
  • повышенный (до 5%) расход топлива
  • повышенный износ трущихся элементов (кольца, зеркало цилиндра), задиры (например, при закипании антифриза)
  • окислившееся моторное масло

Справедливости ради нужно отметить, что такая технология подходит для, например, чугунных двигателей предыдущих поколений, для которых защиты пленкой минеральных солей достаточно - система «переживет» и температурный режим, и «хлопья» отвалившейся пленки внутри.

Органическая технология (OAT -технология) отличается тем, что используются соли карбоновых кислот, более сложные органические соединения, которые гораздо эффективнее сдерживают коррозию самых разных сплавов.

Принцип совершенно иной. Во-первых, нет никакой пленки - само наличие солей в растворе заставляет по-другому вести себя антифриз, благодаря чему на поверхности не возникает коррозии. Однако если, например, на поверхности металла имеется какое-либо включение атомов другого металла, коррозию не остановить. И здесь пакет присадок действует «селективно» - на месте образования коррозии происходит химическая реакция, и процесс останавливается. Это похоже на «заплатку» на месте пореза шины. Вся остальная поверхность открыта. Таким образом:

  • пакет ингибиторов всегда находится в растворе - он не высаживается, поэтому антифриз коррозионно неактивен
  • при возникновении очагов коррозии антифриз работает «селективно»
  • 99% поверхности металла открыто - обеспечивается именно тот теплообмен, что технически заложил производитель двигателя. Нет лишнего износа, расхода и т.д.
  • антифриз работает 5–10 лет

Поэтому, приходя в магазин за антифризом, вы можете пойти двумя путями:

  • купить самый дешевый антифриз и практически гарантированно получить проблемы с радиатором или крыльчаткой насоса. Не говоря уже о потерях на топливе. Через 2–3 года это может вылиться в сумму не менее чем 5000–10 000 рублей
  • купить качественный антифриз (дороже на 300–400 рублей) и на 5 лет забыть про его существование и всевозможные проблемы, с ним связанные.

Вот такой вот ликбез. А теперь давайте вернемся к нашему воображаемому сотруднику автосервиса, над которым мы решили «поглумиться».

Красный, желтый, зеленый - приехали…

Давайте сразу с главного - цвет антифриза сегодня не означает ничего, кроме того, что производитель выбрал тот или иной краситель для своего продукта. На прилавках нашей необъятной страны вы можете встретить антифризы практически любых цветов. Среди дилетантов считается, что красный антифриз - хороший, зеленый - похуже. Сделавшего такое заявление сервисного специалиста или продавца в автомагазине можно или поругать за незнание одного из основных продуктов, или пожурить. Тут вам на выбор. Но откуда растут ноги?

G 11/G 12 всея Руси. Или как Volkswagen поделил рынок антифризов

G 11 (VW TL 774-C) - это спецификация антифризов компании VAG для автомобилей до 1996 года, то есть для автомобилей, которые сегодня старше 20 лет! И важно - только для автомобилей VAG !

G 12 - следующая спецификация VAG , от которой отказались в 2005 году, так как она оказалась неудачной.

Сегодня в новые автомобили VAG льются антифризы со спецификациями VW G 12+ и VW G 13.

Красота истории в том, что антифризы VW G 11 и G 12 - сине-зеленого и красного цветов соответственно. G 11 - это гибридная технология (смесь органики с небольшим добавлением неорганических силикатов), а G 12 - это чисто органическая технология. Отсюда и пошло цветовое деление рынка на «красный/зеленый» в контексте «качественный/некачественный», а также деление рынка на антифризы G 11/G 12 - хотя это абсурд, если вы приходите в магазин за антифризом для, например, Ford и вам рекомендуют любой антифриз G 11/12, предназначенный ТОЛЬКО для автомобилей VAG .

Но широта фантазии российских производителей неограниченна - в рознице можно встретить антифризы G 11 и G 12 одновременно! Волшебные жидкости, состав которых, видимо, меняется в зависимости от автомобилей.

Вообще, человек, порекомендовавший вам даже настоящий антифриз VW G 11 (потому что он зеленоватого цвета, как антифриз в вашем, например, Kia или Mazda ), заслуживает определенного наказания за крайний непрофессионализм и за то, что, по сути, его рекомендация может навредить вам и стать источником финансовых потерь. Почему?

VW G 11 требует наличия силикатов, запрещается наличие фосфатов. Зеленый антифриз для Kia - наоборот, содержит фосфаты, но в нем запрещены силикаты. Залили зеленый VW G 11 в Kia - грубо нарушили требования корейского производителя. «Силикатная шуба» внутри системы ждет вас.

Но правда, как всегда, находится в стороне. Дело в том, что на российском рынке встретить настоящий G 11, который содержит требуемые VAG 600 мг силикатов на 1 кг продукта, практически нереально - дело в технологической сложности и дороговизне силикатов. Чтобы они замешались в раствор и не выпали в осадок, необходимо использовать специальный компонент, который также дорог. Поэтому и G 11 на нашем рынке как такового практически и нет.

А что же продается под видом G 11? В большинстве случаев это практически те самые тосолы из СССР, основа которых - дешевые бораты (бура) и фосфаты с нитратами (последние запрещены почти всеми японцами/корейцами, к слову). Причем на рынке по факту нет практически ни одного тосола, который удовлетворяет тому самому ГОСТу, где описана рецептура марки «Тосол». Причины две - высокая себестоимость и реальное отсутствие потребности в продукте, разработанном для двигателей 70-х годов.

Таким образом, сегодня рынок антифризов России делится по совершенно абсурдным критериям цвета и классификации компании VAG . В этих условиях единственными корректными критериями выбора антифриза могут быть лишь соответствия требованиям автопроизводителя (указано в руководстве по эксплуатации автомобиля или на сайте автопроизводителя) или доверие проверенным игрокам на рынке антифризов.

Так что же выбрать?

Про допуски, с одной стороны, понятно. Узнаем допуск, выбираем антифриз, где этот допуск обозначен. А далее - самое интересное - к сожалению, в России на этикетке принято писать то, что хочется, а не то, что соответствует действительности. Более чем в половине случаев информация на этикетке антифриза - это ложь. Когда охлаждающая жидкость за 300 рублей рекомендуется для Lamborghini , Porsche и японских автомобилей одновременно - это очевидный сигнал проверить корректность этой информации (у европейцев и японцев разные требования к антифризам). Далее нужно зайти на сайт производителя антифризов и попробовать найти любые документы, которые подтвердили бы наличие допуска или соответствие требованиям автопроизводителя. Во многих случаях вы такие подтверждения не обнаружите. Если они будут - это веский аргумент «за» покупку такого антифриза.

Другой подход - это выбрать проверенного производителя антифриза. Что значит проверенного? Кто может подтвердить надежность продукции лучше всего? Логично, что тот, кто покупает очень много антифриза и кто разбирается в технической составляющей. Например, автозаводы, в особенности именитые мировые производители. Условно, если Volkswagen заливает во всем мире тот или иной антифриз - скорее всего, это признак того, что этот антифриз достаточно высокого качества, раз его выбрала для конвейера столь крупная компания.

В России в отношении поставок на автозаводы на сегодня крупнейший игрок - это компания ОАО «ТЕХНОФОРМ» с антифризами Coolstream (розничное наименование). Например, ее антифриз Coolstream Premium есть не что иное, как ребренд (измененное торговое название) антифриза Havoline XLC - одного из лучших антифризов в мире, который используется на конвейерах крупнейших мировых автоконцернов и как следствие имеет более 50 одобрений и соответствий спецификациям в своем техническом паспорте. Также у компании имеется линейка антифризов с допусками для абсолютного большинства автомобилей российского парка.

Поэтому выбор - всегда за потребителем. И очень хорошо, когда этот выбор подкреплен знаниями и фактами.

Отличается от обыкновенной воды тем, что никогда не замерзнет в мороз и не приведет к коррозии металлических стенок двигателя и радиатора в течение всего срока службы. Сегодня мы расскажем об антифризах G11 и G12, выясним, в чем их разница и можно ли их смешивать между собой.

Стабильность - залог качества

Антифриз G11 можно по праву называть Тосолом. Все дело в том, что именно тосол является полным аналогом зарубежного антифриза G11 и полностью повторяет все его свойства. Такая охлаждающая жидкость имеет в своей основе не что иное, как этиленгликоль. Это вещество, синтезированное на основе обыкновенного спирта, имеет несколько важных свойств.

Во-первых, оно не замерзнет даже при рекордных -40 градусах по Цельсию. Кроме того, этиленгликоль осуществляет отличную защиту мотора от кипения: при +120 градусах жидкость по-прежнему не кипит и не начинает испаряться из системы охлаждения двигателя.

Еще один, не менее важный, компонент антифриза G11 - это краситель. Обычно охлаждающая жидкость этого стандарта имеет зеленый цвет. Тем не менее, некоторые зарубежные производители умышленно применяют добавки желтого, зеленого и красного оттенков. Это способствует тому, что в линейке продуктов компании каждая жидкость имеет собственный оттенок, и покупатель ни за что не перепутает жидкости разных стандартов между собой.

А еще одной важной особенностью антифриза G11 можно назвать его свойства противостояния коррозии и ржавлению стенок двигателя внутреннего сгорания и радиатора. Благодаря системе определенных присадок, такая охлаждающая жидкость действует по всей поверхности металла, с которым ей приходится контактировать. Создается некоторое подобие антикоррозийного покрытия, что не позволяет влаге воздействовать на металл достаточно продолжительное время.

Стремление к инновациям

Охлаждающую жидкость стандарта G11 можно назвать настоящим старожилом рынка технических жидкостей для автомобиля. Тем не менее, с течением времени двигатели становятся все более мощными и обладают все более впечатляющим потенциалом. В этой связи требуется и наличие более совершенной системы охлаждения, включая теплоноситель, который постоянно по ней циркулирует.

В этой связи на рынке появилась охлаждающая жидкость стандарта G12. Антифриз G12, в отличие от своего предшественника, имеет аналогичный состав, однако некоторые различия все же присутствуют.

В основе G12 по-прежнему лежит этиленгликоль. Это вещество всегда неизменно входит в состав, поскольку наилучшим образом выполняет все свои функции по контролю температуры двигателя внутреннего сгорания. Краситель также является одним из основных составляющих, но чаще всего он имеет красный или желтый цвет.

Разница G12 и жидкости более старого стандарта заключается в составе и принципе действия антикоррозийных и вспомогательных присадок. Напомним, что у Тосола принцип заключается в полном покрытии металлических стенок антикоррозийной пленкой.

В случае с G12, напротив, все добавки действуют исключительно локально. Иными словами, присадки самостоятельно «находят» очаги поражения, в которых металл уже начал коррозировать. Присадки концентрируются вокруг пораженного участка и осуществляют его усиленную защиту, не позволяя влаге производить последующее разрушение двигателя и радиатора.

Наболевший вопрос

Нередко владельцам приходится смешивать антифризы различных стандартов. Так, в одних случаях смешивать необходимо при экстренных поломках в пути, будь то утечка охлаждающей жидкости или более серьезные неисправности. В других случаях смешивать приходится за нежеланием владельцев тратиться на большую канистру новой «охлаждайки» и желание сэкономить приличную сумму денег.

По всем этим причинам, вопрос о том, можно ли смешивать охлаждающие жидкости марок G11 и G12, стоит по-прежнему достаточно остро.

Чтобы ответить на вопрос, можно ли все-таки смешивать жидкости между собой, вспомним предыдущий раздел статьи. В нем было указано, что самая большая разница между стандартами G11 и G12 заключается в том, что здесь присадки работают по разным принципам.

По этой причине вопрос сводится к тому, можно ли смешивать присадки разного типа? Дело в том, что залитый антифриз старого стандарта равномерно покрывает стенки радиатора. Присадки новой не смогут сконцентрироваться вокруг очагов коррозии, и их свойства сведутся на нет. Поэтому ответ на вопрос, можно ли смешивать жидкости разного стандарта, остается отрицательным. Лучше всего будет не менять стандарт жидкости, залитой в бачок, и сэкономить, тем самым, немалое количество средств.

Подводя итоги

Так стоит ли сочетать жидкости разных стандартов друг с другом? Ни в коем случае. Для поддержания надлежащего состояния системы охлаждения, стандарт ОЖ всегда должен оставаться тем, что рекомендован производителем. Смена жидкости на другую ее разновидность приведет к потере антикоррозийных свойств и возможному повреждению металлических делателей, что чревато дорогостоящим ремонтом и неприятными последствиями для автомобиля и его владельца.