Виды грузовых автомобилей по грузоподъемности. Основные виды кузовов грузовых транспортных средств



Кузов грузового автомобиля включает в себя кабину с оперением и сам кузов. Типы кабин грузовых автомобилей классифицируются по числу мест и компоновке.
В не таком уж далеком прошлом можно было встретить грузовые автомобили, оборудованные кабиной с деревянным каркасом; кабины современных грузовиков изготавливают из штампованного листового металла в виде сваренных между собой панелей, к которым винтовым крепежом присоединяются элементы оперения, также выполненные из штампованного листового металла.
Отдельную категорию составляют кабины грузовых автомобилей, предназначенных для эксплуатации в суровых условиях севера – такие кабины могут выполняться утепленными, с двойным остекленением.

Кабина грузового автомобиля

По числу мест различают одноместные, двухместные и трехместные кабины грузовых автомобилей. Одноместные кабины могут быть у карьерных самосвалов или автокранов, где перевозка пассажиров из соображений безопасности не желательна.

По компоновке различают капотные и бескапотные кабины. Капотная кабина отделена от двигателя в отдельный объем. Двигатель при этом располагается впереди кабины и огражден оперением.

Капотная цельнометаллическая кабина автомобиля ГАЗ-3302 (рис. 2, б ) состоит из каркаса 5 , крыши 8 , верхней 7 , задней 9 и боковых 6 панелей.



Боковые стекла кабины – опускающиеся с помощью стеклоподъемника, ветровое стекло – панорамное, гнутое, что улучшает обзорность и придает дополнительную жесткость конструкции. Двери кабины кроме боковых стекол имеют поворачивающиеся форточки, что позволяет улучшить условия вентиляции кабины при движении автомобиля. Сиденье кабины двухместное, с одной общей подушкой для водителя и пассажира. Кабина устанавливается на раме автомобиля на резиновых упругих подушках.

Оперение кузова грузового автомобиля (рис. 2, а ) включает в себя капот 2 двигателя, крылья 3 , подножки 4 и облицовку радиатора 1 .

Бескапотная кабина объединяет отделение для водителя и отделение для двигателя, который в этом случае располагается под кабиной. Бескапотные кабины позволяют рациональнее использовать длину автомобиля (рис. 1 ), улучшить обзорность, а также доступ к двигателю, так как при необходимости обслуживания двигателя кабина полностью откидывается вперед по ходу автомобиля.

У бескапотных автомобилей кабина (рис. 2, в ) располагается, как правило, над двигателем, а для доступа к нему откидывается вперед. Так, кабина автомобилей марки «КамАЗ» откидывается на 42˚ , что обеспечивает удобство при обслуживании двигателя и его систем.
Чтобы обеспечить доступ к приборам электрооборудования, омывателя и очистителя стекол, отопителю и передним опорам двигателя, кабина имеет открывающуюся переднюю облицовочную панель, которая навешивается на петлях на панель 10 . Облицовочная панель, как и задние крылья, брызговики, аэродинамические устройства, также относится к оперению. В крыше кабины предусмотрен вентиляционный люк, закрываемый крышкой 11 .



Кабина автомобилей «КамАЗ» трехместная с тремя раздельными сиденьями для водителя и пассажиров. Исключение составляют кабины автомобилей-самосвалов КамАЗ-5511 и некоторых спецмоделей, у которых предусмотрено только одно место для пассажира. Среднее пассажирское сиденье на карьерных самосвалах не устанавливается из соображений безопасности, поскольку обрыв верхнего крепления гидроцилиндра подъема и опускания кузова может привести к повреждению кабины в ее средней части и травмированию пассажира.
Позади сидений в кабинах автомобилей, предназначенных для междугородних перевозок грузов и поездок на дальние расстояния предусмотрено спальное место 13 .



Сиденье водителя регулируемое (рис. 3 ). В продольном направлении оно перемещается по направляющим 9 , которые крепятся к полу кабины. Стопор 10 , управляемый рычагом 11 , обеспечивает фиксацию сиденья в одном из десяти положений.
Угол наклона спинки может занимать три фиксированных положения. Фиксация положения спинки осуществляется язычками кронштейнов спинки сиденья, которые входят в пазы гребенок, расположенных на обеих сторонах спинки.

Для освобождения язычков кронштейнов необходимо рычаг 5 гребенки опустить вниз и зафиксировать спинку в необходимом положении. Сиденье водителя имеет механизм подрессоривания с телескопическим амортизатором 6 . Жесткость подвески сиденья регулируется в зависимости от массы водителя, для чего поворачивают один конец торсиона с помощью рычага 2 .
Подрессоривание осуществляется пластинчатым торсионом, установленным на трубе 7 . Один конец торсиона закреплен неподвижно, второй соединен с рычагом 2 механизма регулирования жесткости подвески.
Среднее пассажирское сиденье закреплено неподвижно, а крайнее может регулироваться по углу наклона спинки и в продольном направлении.

Кабина крепится к раме в четырех точках – двух спереди и двух сзади. Впереди кабина крепится на шарнирах, а сзади – на четвертных листовых рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для облегчения опрокидывания кабина оборудована уравновешивающим механизмом. Кабина опрокидывается вперед на передних шарнирных опорах (рис. 4, а ). Нижние кронштейны 1 передних опор прикреплены к поперечине 11 рамы, а верхние кронштейны 5 – к балке 6 пола. Верхние кронштейны входят в проушины нижних кронштейнов, сочленяясь через пальцы 4 . Для уплотнения такого шарнира в отверстия верхних кронштейнов устанавливаются резиновые кольца.
Нижние кронштейны передних опор соединены с механизмом уравновешивания кабины, который предназначен как для облегчения опрокидывания кабины, так и для уравновешивания ее массы в любом положении. Механизм состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 12 , один конец которых закреплен в соответствующем кронштейне 1 , а другой конец – в рычаге 7 . Рычаг 7 шарнирно соединен с опорой 8 , прикрепленной к поперечной балке 6 пола кабины.



Задние опоры (рис. 4, б ) кабины представляют собой две листовые рессоры 18 , работающие с гидравлическими телескопическими амортизаторами 25 . Рессоры закреплены верхним концом в обойме 23 рессоры, а нижним – в кронштейне 26 , связанном с кронштейном 16 . Перемещение рессоры ограничивается резиновым буфером 24 , который при ходе рессоры более 25 мм упирается в раму.



Для ограничения угла опрокидывания кабина снабжена ограничителем (рис. 4, в ) подъема. Нижняя стойка 29 ограничителя вращается в скобах 28 , закрепленных на правом лонжероне 27 рамы. Верхняя стойка 31 через удлинитель 32 крепится к скобе 34 , закрепленной на продольной балке 35 пола кабины. При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины.
Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительная защелка 30 . Подняв кабину, необходимо нажать на стойку ограничителя так, чтобы защелка вошла в зацепление с язычком верхней стойки. При опускании кабины необходимо эту защелку оттянуть и подать ограничитель на себя, придерживая кабину рукой.

Для того, чтобы опрокинуть кабину на угол 60˚ , при снятом буфере необходимо вынуть палец 33 .

Запорный механизм (рис. 5 ) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крюком на правом запорном устройстве.



Корпус 11 запора прикреплен болтами к балке 6 задка и продольной балке 3 пола кабины. На оси 9 запора вращается крюк 10 и рукоятка 8 . При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу 12 , приваренную к кронштейну 14 , который закреплен на обойме 15 рессоры, а крюк входит в зацепление со скобой. Конструкция крюка обеспечивает при закрывании запора подтягивание кабины к резиновой подушке на кронштейне скобы. Предохранительный крюк 5 с помощью пружины 4 автоматически защелкивается за скобу 1 при опускании кабины.

Кузов грузового автомобиля

В качестве кузова на грузовых автомобилях может быть установлен кузов общего назначения или специальный.

Кузов общего назначения предназначен для перевозки различных грузов, кроме жидких без тары. Он выполняется в виде бортовой деревометаллической или металлической платформы, которая состоит из основания, пола и бортов, которые могут выполняться откидными или неподвижно закрепленными (рис. 5 ).
В основании к продольным 16 и поперечным брусьям крепятся пол, неподвижный передний борт 17 , откидные боковые 20 и задний 21 борта. Доски бортов деревометаллических кузовов скреплены между собой металлическими планками 24 . Откидные борта установлены на основании на петлях 25 , а в транспортном положении они закрепляются запорами 22 .
Бортовая платформа в сборе закреплена на раме автомобиля стремянками 15 и 23 , а также специальными кронштейнами. Для перевозки пассажиров и габаритных грузов бортовые платформы оборудуются решетчатыми надставными бортами, жесткими откидными сиденьями и тентом.

Специальный кузов предназначен для перевозки грузов только определенного вида. К таким кузовам относятся самосвальные кузова, цистерны и фургоны.

Самосвальные кузова предназначены для перевозки сыпучих и полужидких грузов (например, бетона), а также грузов, не требующих осторожности при разгрузке. Эти кузова выполняются цельнометаллическими. В зависимости от назначения и конструкции самосвальные кузова могут иметь один, два или три откидных борта, которые под действием собственного веса автоматически открываются при разгрузке. Для предотвращения открывания бортов во время погрузки и движения автомобиля предусмотрены специальные запорные устройства.

Грузовые кузова-цистерны предназначены для перевозки и временного хранения жидких, газообразных и сыпучих грузов. Цистерны снабжаются насосами, клапанами, шлангами и другим необходимым технологическим оборудованием для осуществления погрузо-разгрузочных работ и предохранения цистерны от повышения давления внутри из-за температурного расширения груза.
Цистерны выполняются сварными из листовой стали, а также из алюминиевых сплавов и пластмасс.

Цистерна для перевозки нефтепродуктов (рис. 6 ) сварная. В поперечном сечении цистерна обычно имеет эллиптическую или (реже) круглую форму. Днища цистерны выполняют гофрированными. В верхней части цистерны 1 приварена горловина 9 с крышкой 3 . Кронштейн 5 внутри горловины является упором поплавка 8 ограничителя наполнения цистерны. Закрепленный в горловине угольник 4 служит указателем верхнего максимального уровня нефтепродуктов в цистерне.
Крышка горловины имеет наливной люк, закрываемый крышкой 6 , а также два дыхательным клапана 7 , сообщающих полость цистерны с окружающей средой. Крышка наливного люка запирается с помощью винтового запора. Крышка люка и дыхательные клапаны уплотняются нефтестойкими резиновыми прокладками.



Подножка 10 служит для удобства работы на крышке горловины. Волнорезы 15 , расположенные внутри цистерны, предназначены для уменьшения нагрузки на днища, создаваемые жидкостью при разгоне и торможении автомобиля. Всасывающие нагнетательные трубопроводы 16 , 14 и 13 закреплены на кронштейнах.
Воздушная трубка 11 служит для отвода воздуха и паров нефтепродукта из пространства около днищ при заполнении цистерны и ее продольных наклонах во время движения. К переднему днищу цистерны приварен патрубок 2 для крепления поплавка указателя 18 уровня нефтепродукта. Опора 17 служит для предохранения поплавка указателя уровня от повреждений.
Шкаф 12 , приваренный к заднему днищу цистерны, используется для размещения аппаратуры и трубопроводов гидросистемы цистерны. В нижней части находится отствойник для сбора механических примесей и воды, слив которых производится через специальный патрубок отстойника.
Цистерна устанавливается на раму автомобиля на опорах 19 .
Для предотвращения опасного влияния электростатического электричества, возникающего в металле при перемещении нефтепродукта, цистерна обязательно заземляется при загрузке и выгрузке.

Грузовые кузова-фургоны служат для перевозки грузов, которые требуют защиты от внешнего воздействия. Фургоны выполняются вагонными, многодверными с расположением дверей на заднем, правом или на заднем и правом бортах одновременно. На левых бортах фургонов в странах с правосторонним дорожным движением двери в кузовах-фургонах не устанавливаются, поскольку этот борт направлен на проезжую часть, и пользование дверями в этом случае будет представлять определенную опасность.
Крыша у фургонов бывает глухой, раздвижной и шарнирно-подъемной. Фургоны имеют деревянный или металлический каркас с облицовкой из фанеры, листовой стали, алюминия или пластмассы.
Иногда кузова-фургоны оборудуются задним грузоподъемным бортом, существенно облегчающим погрузо-разгрузочные работы и надежно перекрывающим доступ к задней двери фургона при хранении автомобиля с грузом на стоянке.



Каждый, кто сталкивается с грузовыми автомобилями, обязан хорошо разбираться в классификации кузовов данных транспортных средств, а также основных моделях на современном рынке.

Полуприцеп с тентом.

Данный тип грузовых автомобилей еще называют «еврофура». Это наиболее используемый в нынешних грузоперевозках тип кузова. Он очень удобен для транспортировки крупногабаритных грузов. Благодаря возможности растентовки можно производить как боковую, так и верхнюю погрузку. Грузоподъемность этих кузовов составляет 20-25 тонн. Вместимость – 34 европаллета. В длину кузов имеет 13,6 м, в ширину – 2,48 м, в высоту – от 2,6 до 2,8 м. Полезный объем равен 82-92 м3.

"Jumbo".
Это полуприцеп с повышенной вместимостью. Добиться повышения объема удалось за счет особого пола, выполненного в форме буквы «Г», а также благодаря уменьшенному диаметру колес. Грузоподъемность таких кузовов достигает 20 тонн. Полезный объем равен 96-105 м3. Вместимость – 33 европаллета.

«Автосцепка».

Это грузовые автомобили с кузовом на одной раме и прицепом. Главные достоинства этих кузовов – увеличенный полезный объем (100-120 м3) и легкая разгрузка (погрузка) товаров. Однако, есть и свой недостаток – это невозможность перевозить длинные грузы. Вместимость таких кузовов равна 33-34 европаллета.

Рефрижераторный фургон.

Представляет собой полуприцеп-холодильник. Используется для транспортировки скоропортящихся товаров и грузов с особыми условиями и хранения. Отличается увеличенной стоимостью эксплуатации – в среднем на 10-25%. Грузоподъемность от 12 до 22 тонн. Вместимость равна 24-33 европаллета.

Другие типы кузовов.

Также существуют и другие виды кузовов грузовых автомобилей:

  • Изометрические.
  • Контейнеровоз.
  • Открытый полуприцеп бортовой.
  • Открытая платформа.
  • Трал.
  • Автовоз.
  • Автоцистерна.

Типы кузовов


К атегория:

Автомобили и трактора

Типы кузовов


Кузов предназначен для размещения груза, пассажиров или специального оборудования. По назначению кузова делятся на грузовые, пассажирские (легковые и автобусные) и специальные.

Наиболее распространенными кузовами для легковых автомобилей являются: закрытый четырехдверный (седан), закрытый четырехдверный со стеклянной перегородкой позади первого ряда сидений (лимузин), со съемным верхом (кабриолет), двухдверный закрытый (купе), грузопассажирский фургон с двумя или четырьмя дверями и люком сзади (универсал).

Кузова легковых автомобилей, часто выполняют несущими и обычно безрамными, что позволяет понизить центр тяжести и общую высоту автомобиля, а также несколько уменьшить его’массу.

Несущий кузов имеет жесткий каркас, состоящий из пола (днища), передней части, крыши, боковых стоек и задней части. Детали кузова, штампованные из листовой стали, соединяются между собой электросваркой и образуют жесткую пространственную систему. К передней части днища кузова с помощью болтов или электросварки крепится короткая рама (подрамник), на которую устанавливаются двигатель и передняя подвеска. Крылья делают заподлицо с панелями дверей.

Для уменьшения шума, неприятно действующего на водителя и пассажиров, применяют специальные противошумные мастики, теплоизоляционный, и декоративный картон.

Передние сиденья легковых автомобилей часто имеют откидные спинки, позволяющие превратить сиденье в спальное место. Сиденье водителя можно перемещать по длине автомобиля, чем обеспечивают наиболее удобную посадку водителя. Современные автобусы, как правило, имеют цельнометаллические каркасные кузова вагонного типа, которые позволяют наиболее рационально использовать площадь салона для размещения пассажиров.

Кузова грузовых автомобилей могут быть универсальными и специализированными. Универсальные кузова, представляющие собой деревянную или металлическую грузовую платформу, используются для перевозки разнообразных грузов. Деревянная платформа имеет откидные борта, соединенные с полом платформы петлями. Борта в закрытом положении удерживаются запорными крюками. Пол платформы собран на двух продольных и нескольких поперечных брусьях. Продольные брусья прикреплены стремянками к раме автомобиля. Специализированные кузова приспособлены для перевозки какого-либо одного вида грузов.

Грузовые платформы у автомобилей, предназначенных для перевозки грузов с большой плотностью, имеют низкие борта, у автомобилей, служащих для перевозки грузов с малой плотностью, высокие решетчатые борта, постоянные или съемные.

Грузовые платформы для перевозки крупногабаритных грузов часто не имеют бортов. Автомобили, выполненные на базе легковых, могут быть закрытыми - типа фургон или открытыми - типа пикап.

К специальным кузовам относятся: кузов-самосвал, кузов-фургон, кузов-цистерна и др.

На конструкцию кузовов большое влияние оказывает компоновка автомобиля, т. е. взаимное расположение его основных агрегатов – кабины, двигателя, ведущего моста и других.

Кузов служит помещением для перевозимого автомобилем груза (грузовые автомобили) или пассажиров (автобусы и легковые автомобили). Автомобильные кузова различаются по назначению и конструкции.

По назначению кузова могут быть грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные. По конструкции кузова делят на каркасные, полукаркасные и бескаркасные. Кроме того, кузова автомобилей могут быть несущие, полунесущие и разгруженные. У несущего кузова все нагрузки воспринимаются непосредственно кузовом, у полунесущего кузова, жестко соединенного с“рамой, нагрузка распределяется между кузовом и рамой. Разгруженный кузов воспринимает только вес груза, так как установлен на раме при помощи прокладок.

Кузова легковых автомобилей. При движении легкового автомобиля с большой скоростью значительная часть мощности его двигателя расходуется на преодоление сопротивления воздуха. Чтобы уменьшить это сопротивление, кузову необходимо придать обтекаемую форму. Поэтому формы кузовов современных легковых автомобилей отвечают не только эстетическим требованиям, но и требованиям аэродинамики.

Кузова легковых автомобилей по назначению разделяют на кузова такси, автомобилей индивидуального пользования, спортивных автомобилей и т. д.

В настоящее время наибольшее распространение имеют кузова легковых автомобилей, следующих типов:
— закрытый четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений, не имеющий внутренних перегородок, - седан (автомобили ГАЗ -24 «Волга», ВАЗ -2101 «Жигули»);
— такой же кузов, как описанный, но с перегородкой позади переднего сиденья, отделяющий водителя от пассажиров, - лимузин (автомобиль ЗИЛ -114);
— двухдверный кузов с одним или двумя рядами сидений - купе (автомобиль ЗАЗ -968 «Запорожец»);
— кузов открытого типа с мягким складным верхом и со съемными боковинами - фаэтон (автомобиль повышенной проходимости УАЗ -469);
— кузов с откидывающимися задней стенкой и частью крыши-кабриолет (автомобиль ЗИЛ -111В);
— кузов грузопассажирского фургона с двумя или четырьмя дверями и люком сзади - универсал (автомобиль «Москвич-426», «Москвич-427», ГАЗ -24-02 «Волга»);
— кузов грузопассажирского автомобиля с открытой платформой, убирающимися боковыми сиденьями на четыре-шесть человек и с двухместной закрытой кабиной - пикап.

Каркасные несущие кузова легковых автомобилей имеют специальный каркас, к которому прикреплены детали основания и тонкостенных профилей, образующих сварную жесткую пространственную ферму, усиленную облицовочными панелями.

В бескаркасных кузовах, обычно применяемых на современных легковых автомобилях массового производства, достаточной жесткости достигают соответствующим соединением панелей облицовки, в которые заформовывают стальную арматуру из тонкостенных профилей. Соединение панелей возможно как сваркой, так и заклепками или винтами.

Комфортабельные легковые автомобили с двигателями большого литража обычно имеют рамную конструкцию.

Для водителя автомобиля большое значение имеет хорошая обзорность; чтобы ее улучшить, применяют гнутые панорамные передние и задние стекла. Хорошему обзору дороги в непосредственной близости к автомобилю способствует низко опущенный капот двигателя.

Чтобы защитить пассажиров и водителя от действия пыли, влаги, ветра, низких и высоких температур, кузов должен быть герметичным; для этой цели применяют специальную изоляцию. Днище кузова покрывают антикоррозионной краской.

У автомобиля ГАЗ -24 «Волга» кузов четырехдверный несущий, сварен из стальных панелей толщиной -1 мм. Впереди есть короткая рама, к которой снизу прикреплена поперечина передней подвески. Сзади расположен багажник.

Кузова автобусов. Автобусные кузова могут быть одно- и двухэтажными, открытыми и закрытыми. Современные автобусы большей частью имеют цельнометаллические каркасные кузова вагонного типа, которые позволяют наиболее рационально использовать площадь салона для размещения пассажиров. Автобусный кузов представляет собой сложную конструкцию, состоящую примерно из 3000 деталей. Масса и стоимость кузова составляют более половины массы и стоимости автобуса. Материалами для изготовления каркасов несущих кузовов автобусов служат стальные или дюралюминиевые стержни, а материалами облицовки - листовая сталь или алюминий.

Городские автобусы имеют два ряда сидений, значительный центральный проход и широкие двери, обеспечивающие быстрый удобный вход и выход пассажиров. Пригородные автобусы отличаются от городских большим числом мест для сидения. В междугородных и туристских автобусах, предназначенных для круглогодовых пассажирских перевозок на дальние расстояния, для увеличения удобств пассажиров сиденья регулируемые, усилены вентиляция и отопление, пассажирское помещение радиофицировано, имеются багажные помещения. Для маршрутных и служебных перевозок, для перевозки школьников, курортников и пассажиров между^небольшими населенными пунктами используют автобусы районного сообщения.

Для современных автобусов типичным является закрытый кузов вагонного типа, каркас которого показан на рис. 2. У кузова вагонного типа рама.отсутствует, вся нагрузка воспринимается кузовом, называемым поэтому несущим. Все агрегаты автобуса прикреплены к основанию кузова, состоящего из поперечин и продольных балок, образующих жесткую конструкцию.


Рис. 2. Каркас кузова автобуса ЛАЗ -695

Кузова грузовых автомобилей. Кузова состоят из помещения для водителя - кабины и помещения для груза, которое может быть универсальным или специализированным.

Универсальный кузов предназначен для перевозки разнообразных грузов и представляет собой деревянную или металлическую платформу, которая для облегчения погрузки и выгрузки груза обычно снабжена откидными бортами.

Специализированный кузов служит для перевозки груза только определенного вида. Установка высоких постоянных или съемных бортов облегчает перевозку грузов малой плотности, т. е. имеющих большой объем. Наиболее распространенными типами специализированных кузовов грузовых автомобилей являются фургон, цистерна и саморазгружающийся кузов. Кузов последнего типа применяют на автомобилях-самосвалах и используют для перевозки сыпучих и вязких грузов, разгружаемых наклоном кузова.

Для грузовых автомобилей малой грузоподъемности часто используют шасси легковых автомобилей и открытые кузова типа пикап с бортовой платформой или закрытые - типа фургон и универсал.

Капот, крылья, подножка и облицовка радиатора составляют оперение автомобиля.

Кабины грузовых автомобилей бывают двухместные и трехместные. Кабины могут быть с отдельным капотом, в котором размещен двигатель (автомобили ГАЗ -5ЭА и ЗИЛ -130), и бескапотные (автомобили MA3-5335, КамАЭ-5320 и ГАЗ -66). В бескапотных кабинах двигатель расположен нёпосредственно под кабиной. К преимуществам таких кабин относят хорошую обзорность для водителя, возможность увеличения размеров грузовой платформы и улучшения доступа к двигателю, так как кабина отки-дывается вперед. В откинутом положении кабина фиксируется специальным упором.

Внутри кабины расположены все органы управления автомобилем, сиденья водителя й пассажиров. Например, слева снаружи кабины автомобиля ЗИЛ -130 укреплено зеркало. На левой дверце расположена ручка стеклоподъемника. У левой стенки под щитком приборов находится рукоятка привода жалюзи радиатора.

На щитке приборов расположены выключатель зажигания с выключателем стартера, спидометр, контрольные лампы указателей поворота, заряда аккумуляторной батареи, дальнего света и аварийного перегрева двигателя; указатели уровня топлива, давления масла и температуры воды манометр пневматического привода тормозов; ручки центрального переключателя света, управления воздушной и дроссельной заслонками карбюратора, крана управления стеклоочистителем и управления отопителем кабины с обогревом ветровых стекол; переключатель электродвигателя вентилятора отопителя.

Рис. 3. Внутреннее оборудование кабины грузового автомобиля: 1 - рычаг стояночного тормоза; 2 - кнопка вы ключателя воздушного звукового сигнала; 3 - ножной переключатель света фар; 4 - пе даль сцепления; 5 - рукоятка привода жалюзи; 6 - выключатель зажигания и стартера; 7 - ручка стеклоподъемника; 8 - переключатель ука зателя поворота; 9 - рулевое колесо; 10 - зеркало; 11 - рычаг переключения передач; 12 - спидометр; 13 - контрольная лампа указателель поворота; 14 - указатель уровня топлива; 15 - указатель температуры воды; 16 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 17 - контрольная лампа дальнего света; 18 - кон трольная лампа аварийного перегрева двигателя; 19 - указатель давления масла; 20 - ручка цен трального переключателя света; 21 - манометр пневматического привода тормозов; 22 и 24 - ручки управления воздушной и дроссельной за слонками; 23 - ящик для мелких вещей и пе пельница; 25 - ручка крана управления стекло очистителем; 26 - переключатель электродвига теля вентилятора отопителя; 27 - ручка упра вления отопителем и устройством обогрева ве тровых стекол; 28 - педаль обмыва ветровой стекла; 29 - педаль управления дроссельной заслонкой; 30 - педаль тормоза


Рис. 2. Двухместная кабина грузового автомобиля

Слева от рулевой колонки расположены переключатель указателей поворота; рычаг стояночного тормоза; кнопка выключателя воздушного звукового сигнала; ножной переключатель света фар, педаль сцепления. Справа от рулевой колонки размещены: рычаг и переключения передач; педали управления дроссельной заслонки; педаль тормоза. Справа от щитка приборов находятся ящик для мелких вещей и пепельница.

Универсальный кузов состоит из пола, неподвижного переднего борта, вертикальными стойками жестко соединенного с основанием кузова, из трех откидных бортов, связанных с Днищем кузова петлями. Планки, скрепляющие доски бортов, могут повертываться на петлях. В верхней части борта скрепляются между собой затворами, конструкция которых не допускает самопроизвольного открытия бортов. Доски пола соединены поперечинами, которые стремянками стянуты с продольными брусьями и балками рамы. Продольные брусья дополнительно скреплены с рамой стремянками.


Рис. 3. Грузовая платформа: 1 - пол кузова; 2 и 8 - стремянки; 3 - затвор; 4 - поперечина; 5 и 10 - боковые борта; 6 - планка; 7 петля; 9 - задний борт; 11 - передний борт; 12 - продольный брус

К атегория: - Автомобили и трактора

Даже интересуясь, приобретая или пользуясь автотранспортом, мы, зачастую, мало что знаем про кузов автомобиля. Для нас в первую очередь важны – двигатель, ходовые характеристики, начинка салона и, даже, мультимедиа возможности. А ведь кузов – это один из главных элементов безопасности водителя и пассажира. Он служит для удобства и спецификации самой машины. Кроме того, он является «лицом» машины, недаром, лучшие дизайнеры трудятся над созданием внешности новых или обновленных моделей.

Что представляет собой кузов

Первое, что можно сказать о любой увиденной машине – это ее цвет, форма и размеры. Все это, в той или иной мере, является ее кузовом. Двери, крыши, капоты, окна, крылья, пассажирские салоны и грузовые отсеки – все это части кузова. Они придают машине тот вид, к которому мы привыкли и служат для защиты внутренних деталей автомобиля, пассажиров и груза. Кроме того, кузов несет аэродинамические и декорирующие функции. Существует международная классификация кузовов, как для легкового, так и для грузового транспорта, не считая спецтехники, которая отличается индивидуальной компоновкой под определенные задачи.

Кузов – это набор деталей из стали, пластмассы, алюминия, стекла и других материалов для облицовки автотранспорта. Основным кузовным материалом на протяжении многих лет остается низкоуглеродистая сталь. Она популярна благодаря своим свойствам: прочность, упругость, пластичность и доступность ресурса. Но из-за подверженности стали коррозии и большой удельной массы, вместо неё иногда частично или полностью используют другие материалы: пластик, алюминий, карбон и т.п.
Лакокрасочные покрытия служат не столько для декорирования, сколько для защиты кузова от коррозии. Впрочем, современная автомобилестроительная индустрия ориентируется и на «красоту». Существует огромное количество не только цветов, но и эффектов покраски: металлик, матовая, хром, перламутр, аэрография и многое другое.

Легковые автомобили и типы их кузовов

Согласно международной классификации существует около полудюжины разновидностей кузовов для легкового автомобиля. Каждый отличается как внешне, так и функционально. В основном кузова отличаются по форме, но ещё подразделяют на автомобили со сдвижной или съемной крышей и автомобили с цельной крышей.
Автомобили с цельной крышей.

«Седан» является классическим типом кузова его основные отличия:

  • Четыре двери;
  • Два ряда сидений;
  • Выступающие (капотные) моторный и багажный отсеки.

Наиболее часто встречаются седаны на 5 человек (с водителем), с багажником на 300-500 л. и с передним расположением мотора. Встречаются удлиненные варианты седана с тремя рядами сидений и шестью дверьми.

«Купе» — это вариант седана, у которого:

  • Две двери;
  • Один или два ряда сидений.

Купе является экономным вариантом за счет меньшего количества подвижный деталей (дверей, опускающихся стекол и т.д.).

«Универсал» — это один из самых распространенных типов кузовов, который имеет:

  • Пять дверей (одна багажная);
  • Два или три ряда сидений (для увеличения багажного отделения, задние ряды обычно складываются);
  • Багажный отсек является продолжением салона;
  • Капотный моторный отсек.

Универсал подходит, как для перевозки большого количества людей (до 7 человек), так и для перевозки крупногабаритного груза (со сложенными задними рядами, объем багажника может достигать 2000 литров). Именно этот тип кузова чаще всего используется для современных кроссоверов.

«Хэтчбэк» («комби») по сути представляет собой уменьшенный универсал.

Основные отличия:

  • Один или два ряда сидений (второй ряд обычно складной);
  • Багажное отделение с более обтекаемой (скошенной) формой и меньшим объемом.

Объем багажного отделения может достигать 1200 л. со сложенным задним рядом. «Лифтбэк» — это хэтчбэк, у которого багажный отдел плавно «перетекает» в капотный багажный отсек.

«Минивэн» ещё один универсал, только увеличенный.

Отличается:

  • Более высокая крыша салона;
  • Три и более рядов сидений (часть салона может использоваться в качестве багажного отдела);
  • Без-капотный или полутора-капотный моторный отсек.

Существует множество видов минивэнов, которые можно условно подразделить на: Микроавтобусы, Компактвэны и микровэны. У большинства пассажирских минивэнов задние двери – сдвижные, а не распахивающиеся.

«Лимузин» обычно имеет форму седана, но встречаются и лимузины-универсалы.

Они могут иметь различные формы и компоновку, но имеют две основные черты:

  • Удлиненную колесную базу автомобиля;
  • Водительское место отделено от пассажирских сидений перегородкой.

Обычно лимузины используются в качестве , но так же используются в качестве такси и других видов пассажирского транспорта.


Автомобили со сдвижной или съемной крышей.

Среди автомобилей со съемной или сдвижной крышей в основном встречаются:

«Кабриолет» и «родстер» представляют собой седан и купе со сдвижной крышей.

«Фаэтоны» зачастую представляют собой универсалы со съемной или складной крышей, на которой крепятся боковые окна и стойки (снимается все сразу).

Существуют и другие типы кузовов, но это единичные случаи, которые не имеют международной классификации. Кроме того, кузова могут быть: каркасные, облегченные, с панорамной крышей, с люком и т.д.

Грузовые автомобили и типы их кузовов

В грузовых автомобилях кузовом чаще всего называют грузовой отдел, а пассажирский салон называется кабиной. Кабины бывают капотные и без-капотные, с одним или несколькими рядами сидений, двумя и более дверьми, откидными или сдвижными (у без-капотных грузовиков для доступа к моторному отсеку).

Кузова имеют разную форму и предназначение, кроме того, некоторые легковые автомобили имеют грузовую специализацию.

Легковые грузовики

«Пикап» — это легковой вариант грузового транспорта.

Его отличительные черты:

  • Капотный моторный отсек;
  • Один, реже – два ряда сидений;
  • Открытый багажный отсек (обычно удлиненный), отделенный от салона глухой или застекленной перегородкой.

Обычно такой кузов имеют кроссоверы. Он подходит для транспортировки крупногабаритного груза и удобен в погрузке, потому хорошо зарекомендовали себя в сельском хозяйстве.

«Грузовой минивэн», в котором для перевозки груза используется салон.

Салон может быть частично или полностью застекленным или без остекления. Для безопасности салон может быть разделен перегородкой на грузовой и пассажирский.

Кузов грузового автомобиля

В тяжелой промышленности и сельском хозяйстве чаще всего используется открытый самосвальный. Он имеет усиленные борта для удержания груза и установку для сваливания груза (чаще всего пневматическую). Для транспортировки различных товаров используются крытые кузова или прицепные кузова для тягачей. Для сыпучих и жидких грузов используются цистерны. Существуют и специализированные кузова, которые необходимы в той или иной промышленности: холодильные камеры, краны, вышки и т.п.

Мы с уверенностью можем сказать, что кузов нужен автомобилю не только для красоты. Основные его функции: аэродинамика, защита, расширение возможностей нашего транспорта. Если не учитывать эти особенности, автомобиль может не удовлетворять нашим потребностям.