На заправке очень сильно не доливают бензин. Что делать, если не доливают бензин на автозаправках, как удоствериться. А был ли недолив

ПРИВЕТствую всех!

Давно хотел лично убедиться в недоливе бензина, о котором много так слышал. А сомнения развеялись когда в наш бак объемом 40 л залили 43 л, при этом заправлялись сразу когда замигал датчик низкого уровня топлива, которого там осталось 6 л по мануалу. Это, конечно, косвенные факты недолива.

Убедиться в точности предполагалось вооружившись контрольными замерами и физическими данными.

Имеем пластиковую канистру, из которой делаем эталон контрольного объема - 30 л, взвешиваем пустую канистру на электронных весах (канистра весит 1.4 кг), заливаем воды (допуская, что водопроводная вода соответствует табличной плотности 1000 г/дм3) до массы 30 кг и делаем метку на канистре 30л, думаю вопросов нет, что объем воды и бензина в данной канистре будут на одном и том же уровне. Наши весы тоже при этом поверены и находятся в допустимой погрешности.

Эту теорию также проверяем через массу топлива, т. е. зная табличные данные плотности топлива и массу закупленного бензина можем рассчитать его объём, который должен соответствовать вышеизложенным расчётам через водяной объём.

Закупили 30л бензина АИ92, при этом, конечно, в канистры на АЗС не заливают, приходится хитрить, что типа полный бак, а при заправке достаём припрятанную канистру. По метке 30 л уже видно, что закуплено меньше бензина примерно на 2 л, точный расчёт получим через плотность АИ92 при температуре эксперимента. Взвешиваем канистру - 22.3 кг, минус масса канистры, 20.9 кг - масса топлива, которую делим на плотность - 0.75 кг/л, получается 27,87 л, т.е. НЕдолив составил 2,13 л , что составляет 7% от общего заказанного объёма.



Таким же образом, допускаю, что при полном баке мне не долили 3 литра, что составляет тоже 7%. А три литра это больше СТА рублей!

Потребовали объяснений от продавца, хотя, возможно он не в теме, жалобную книгу долго просил, чтобы отразить этот факт, написал, что результаты будут изложены на сайте :-). На видео изложено хотя не до конца записалось, т.к. память тлфона заполнилась (Звиняйте за мои там повторяющиеся фразы, речь как-то заранее не готовил:-))). Продавец стала звонить маганеру, передала мне трубку, всё-таки дали мне книгу.

Позже звонил уже сам манагер, обещал привлечь меня за клевету, хотя, вроде слов обвинений я не высказывал, только факты величин. Вперед, манагер, жду действий в правовом русле. А сам Я думаю напишу в Роспотребнадзор, только вот необходима, контрольная закупка на месте с документированием. Справедливости ради скажу, что продавец и манагер предлагали сделать контрольную закупку, у них там есть эталонные объемы 10 л, но я отказался, возможно, пока, и дальше на какой-нибудь другой их заправке сделаю это. Хотя, как сказали «в другом источнике» особый недолив идёт при больших объёмах - 30 и более литрах, а при 10 литрах будет всё «штатно». Т. е. необходимо у них взять, думаю, четыре 10-ли литровых меры и в них залить бензин и через вес определить объём…

Бензин не доливают на 76% АЗС – таковы результаты исследования, проведенного Федерацией автовладельцев России (ФАР). Как проводились проверки? На каких заправках недолив больше, а на каких его вообще нет? «Город 812» разбирался с проблемой.

Недоливы, объясняет ФАР, везде разные – зависят от масштаба компании. Одиночные и мелкосетевые заправки недоливают 5,6 процента оплаченного бензина. Грешат этим абсолютно все проверенные заправки. На АЗС вертикально интегрированных компаний («Лукойл», «Газпром», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть») недолив обнаружился только на одной заправке из пяти проверенных, при этом небольшой –1,6 процента (1 процент вовсе считался погрешностью). На сетевых заправках федеральных и крупных региональных сетей недолив был обнаружен в 81% случаев, средний показатель – 4,97%. Обобщая результаты, можно сказать, что недоливают топлива на 76% заправок, в среднем – на 5 процентов.

Руководители топливных сетей заявили, что о проблеме знают и сами с нею борются по мере сил.

Пик проверок пришелся на май – в дни, когда дорожал бензин. Как они проходили – «Городу 812» рассказал Дмитрий Клевцов , один из руководителей Ф едерации автовладельцев России.

– Чем вы недолив мерили?

– Замер происходит так. Приезжает переоборудованная машина, у которой под горловиной бензобака – тридцатилитровая канистра, а сам бак – гораздо меньше, и бензин в него заливают через багажник. Топливо «в бак» льет заправщик: водитель даже не касается пистолета.

– А просто в канистру залить – значит, себя выдать?

– Бессмысленно открыто заливать бензин в стандартную канистру: все эти программы, которые помогают колонке давать искаженную информацию, настроены так, чтобы при объеме покупки до 10 литров все наливалось в точности. При покупке на сумму менее 1000 рублей недолив обычно составляет 3 процента, от тысячи до двух – 5 процентов. Одна и та же колонка так отвешивает. На некоторых АЗС есть специальные десятилитровые мерники вроде контрольных весов, чтобы вы сами могли проверить, как честно тут все работают.

– Можно было раздобыть и двадцатилитровую канистру.

– Все равно срисуют по видеокамерам. Настоящий тайный покупатель должен быть уверен, что его никто не подозревает, а то получится мизерный недолив в рамках погрешности. Там используется умный софт, которым можно управлять даже с мобильного телефона. В общем, мы заливаем условно на тысячу рублей – это примерно 22 литра. Взвешиваем полную емкость, вычитаем массу бака, остается нетто. Замеряем ареометром плотность и температуру, умножаем на положенный коэффициент и получаем цифру, сколько в баке литров: 22 или меньше.

– Теперь владельцы заправок говорят, что количество бензина зависит от температуры воздуха.

– Мы это учитывали. В таблице коэффициентов приводятся значения для температуры +15 градусов. Мы сверяемся с еще одной таблицей, и она показывает, на какой еще коэффициент надо умножить эти литры, если на дворе не 15 градусов, а 25.

– Сколько вы всего проверили заправок?

– Официально 43, а на самом деле 70. В 13 регионах. Просто некоторые мы проверяли не по одному разу, и всегда получались разные цифры. Мы решили, что такой результат не очень репрезентативный, и убрали те заправки из списка. Кстати, среди них были те, кто допускал даже перелив. Но я сразу хочу сказать, что нашим основным адресатом был не потребитель в массе, а Росстандарт. ФАР апеллирует к совместному контролю общественности и власти. Это я к тому, что названия заправок мы обнародовать не будем. Мы их передали Росстандарту, пусть он дальше работает. Сейчас тамошний отдел метрологии изучает нашу систему контроля долива топлива, а систему оценки качества уже изучил. Все вместе это поможет выстроить настоящую систему сертификации – с присвоением звезд. Если все пойдет гладко, то с 1 января она начнет работать. Тогда Росстандарт сам все скажет: кто торгует качественным топливом и честно его доливает, тот получит максимальное число звезд. Единственная проблема – участие в сертификации должно быть добровольное. Сами операторы рынка должны выразить свое согласие с тем, что тайные покупатели будут заливать у них бензин, инспектировать его и выставлять оценки. Понятное дело, что для столь серьезных заявлений как официальное присвоение звезд, оценка качества должна проходить только в лабораторных условиях. Тот тестер, который мы использовали четыре года назад, когда выявляли, в каком бензине больше всего присадок, поэтому уже не годится (в 2014 году ФАР использовал специальные лакмусовые бумажки Test Way для поиска металлосодержащих присадок в бензине, но Росстандарт отнесся к исследованию с большим скепсисом. – Н.А . )

– Система звезд существует хоть в какой-нибудь стране?

– Нет, нигде проблем с качеством топлива нет. Канадцы вот нашей технологией заинтересовались. Может, купят и тоже будут замеры делать. Не знаю, как на Западе устроена система контроля, а у нас мы шагу не можем ступить без Росстандарта и прокуратуры. Первый отвечает за плановые проверки, о которых он заранее информирует на своем сайте. Вторая – за внеплановые. Но для того чтобы прокурорская машина закрутилась, нужны четкие подтверждения, что обман существует и что он опасен для окружающих. А нам обычно говорят: ну и что с того, что содержание бензола не 1 процент, а 6? А вы докажите, что от этого происходит вред здоровью или опасность воспламенения. Вообще-то у нас 70 процентов топлива не соответствует качеству. Но некоторые чересчур уж злоупотребляют: льют судовое топливо, где содержание серы превышено в 300 раз.

– Вы провер яли и петербургские АЗС?

– Конечно, мы ведь с Петербурга и начали, еще до подорожания.

– Подорожание повлияло на объем недолива?

– Конечно. До него средняя цифра недолива составляла 3,2%. Когда подорожал – стала 5,47%.

– Так что с петербургскими заправками?

– Самый лучший результат показали вертикально интегрированные компании, у которых есть свои нефтяные скважины, свои перерабатывающие заводы… В Петербурге еще много сетевых компаний, не являющихся вертикально интегрированными, – «Несте», «Фаэтон», «Шелл». А мелких частников мало. В Петербурге результаты в целом хорошие. Одна из компаний, узнав результаты наших замеров, провела показательную порку – уволила всю смену. А самые плохие результаты – у мелких продавцов, особенно в регионах. На трассах: «Россия», «Дон». Там, где большой поток машин, и всегда разных, а постоянных покупателей нет.

Но давайте посчитаем, почему так получается. Сколько стоит тонна бензина на бирже? 56 тысяч рублей. Это значит, что литр – 44. Оптовая цена. Добавьте еще рубль-другой за перевозку. Потом – зарплату персоналу. Вот и получается, что бензин надо продавать по 48 рублей за литр, чтобы он хоть как-то окупился. У ВИНКов общий баланс с теми производителями, которые продают бензин за рубеж. Продажи внутри России, может, и ущербные, но этот убыток тонким слоем размазывается по всей гигантской компании и гасится за счет успешных экспортных продаж. А мелкие компании себе такого позволить не могут. У них даже на зеркальные заправки денег нет.

– Что такое зеркальные?

– Зеркальные – значит по обеим сторонам трассы.

То есть одиночным заправкам без жульничества не выжить. И что с этим делать?

– Пусть правительство придумает что-то насчет экспортных квот, я не знаю. Еще пусть у нас признают саму раздаточную колонку измерительным прибором и будут более тщательно опломбировывать – в софт залезть будет сложнее. Но вообще мне известен один энергичный предприниматель в Ивановской области, который принципиально не портит бензин и не допускает недолива. И пока не прогорел. Правда, «сеть» у него всего из двух АЗС состоит, зато там wi-fi есть и кафе. Многие выезжают на дополнительном сервисе. Мне топ-менеджер «Шелл» как-то сказал по секрету, что на кофе они делают больше денег, чем на бензине.

– Значит, первая примета подозрительной АЗС – отсутствие кафе. Вторая – если это неизвестн ая компания далеко от города.

– Основная примета – низкая стоимость бензина. Ну не может такого быть, что бензин стоит 43 рубля, когда везде 45, и там честно доливают. Мы на одной такой заправке посчитали, что бензин с заявленной стоимостью 43 рубля на самом деле обошелся покупателю в 56 рублей за литр. А вообще рекорд по недоливу был – 19 процентов.

Менеджеры сетей спокойно относ ятся к этой проблеме? Или к ним жалоб от автомобилистов не поступало?

– А на что им было ориентироваться? На чей-то бензобак? На эти субъективные донельзя рассказы: «Раньше от загоревшейся лампочки до щелчка пистолета у меня было 44 литра, а сейчас уже 48»? Так даже автопроизводители выступали на межведомственных комиссиях и давали показания, что бак может расшириться. Сейчас у нас скрытый мерник и отработанная технология. Замерам уже можно доверять. Хотя крупные ВИНКи боролись с недоливами и раньше, благо у них есть свои службы безопасности.

– Сколько бензина в среднем продает каждая АЗС?

– Крупная – 2 бензовоза по 40 тонн, это значит 60 тысяч литров в сутки. А мелкая может один бензовоз всю неделю продавать.

Недолив топлива является одним из самых распространенных нарушений на автомобильных заправках. Как определить недолив и что делать в таком случае?

Способы недолива топлива

Несмотря на то, что подавляющее большинство оборудования на современных автозаправок управляется электроникой, некоторые короли провинциальных АЗС обзаводятся «усовершенствованным» программным обеспечением, способным вносить коррективы в работу топливораздаточных колонок.

В результате в обычном режиме работы электроника на каждых отпущенных 10 литрах не доливает от 0,5 до 1 литра топлива, причем топливо в объемах кратных 5 (5 л, 10л, 15л и т. д.) отмеряет честно.

Более того, в случае проверки или другой необходимости можно и вовсе переключить работу электронной системы управления в честный режим без недоливов, что при контрольной закупке позволяет списать всю вину на разовый сбой в работе программы.

Откроем еще один секрет автозаправок. Допустимая погрешность измерительного прибора, отпускающего топливо через раздаточную колонку составляет плюс/минус 50 мл на 10 л бензина.

Чтобы защитить себя от возможных убытков из-за потенциальных недоливов со стороны поставщиков с нефтеперерабатывающих заводов, владельцы АЗС вносят изменения в калибровку измерительной камеры таким образом, что на каждые 10 л колонка недоливает 50 мл топлива.

Казалось бы, мелочь, но некоторые хозяева бензоколонок идут еще дальше, выставляя подачу топлива в минус 100 мл и более. «Сэкономленный» таким образом после реализации дает владельцам АЗС ощутимый доход.

Очень часто затребованный к заправке объем топлива стоит некруглую сумму. В таких случаях оператор автозаправочной станции, чтобы не тратить время на поиск сдачи предлагает налить бензина на круглую сумму.

Что делает водитель? Естественно, соглашается, в спешке совершенно не проверяя, какое количество бензина отмерил счетчик колонки.

В результате в бак попадает именно тот объем, который был запрошен водителем, а стоимость «заокругленного» бензина оседает в кармане заправщика.

Еще один способ обмана — недолив из топливного шланга. Как правило, подача топлива с заправочной колонки прекращается в момент, когда цифры на счетчике показывают, что осталось еще 0,5 литра бензина до оплаченного объема.

По идее так и должно быть, поскольку недостающие пол-литра топлива находятся в заправочном шланге и в течении последующих нескольких секунд самотеком попадут в бак машины.

На самом деле, при выключении насоса количество бензина в шланге в лучшем случае составит 100-200 мл.

Пользуются невнимательностью водителей и сами заправщики, преждевременно отпускающие курок заправочного пистолета, а затем сливая остаток бензина в заранее приготовленную емкость.

Как не дать себя обмануть

По возможности сами. После того, как выключится насос колонки и на табло высветится оплаченный вами объем бензина, не спешите отпускать курок заправочного пистолета – дайте возможность остаткам топлива из шланга попасть в бак.

Если же заправку выполняет штатный сотрудник станции, внимательно следите за его действиями на финальной стадии заправки.

Не поленитесь, проследите за состоянием смотрового окна заправочной колонки. Если увидите в нем пузырьки воздуха, немедленно прекращайте заправку и требуйте у администрации свои деньги обратно.

Знайте, что отсчет цифр на табло колонки должен начаться одновременно с поступлением топлива из пистолета в бак и остановиться синхронно с прекращением подачи бензина из топливораздаточной колонки.

При заправке на незнакомой АЗС залейте 5 или 10 литров бензина в канистру, а затем проверьте объем топлива.

Будьте уверены – грубый недолив, если таковой имеется, вы обнаружите даже таким кустарным способом.

Чтобы в летнее время вместо бензина не заправиться топливом вперемешку с его парами, производите заправку в утренние часы, когда бензин в хранилище еще не нагрелся.

Особенно это важно, если емкости находятся под открытым небом или от них минуту назад отъехал топливозаправщик.

Отдавайте предпочтение колонке, из которой только что заправилась другая машина. Внутренности насоса такой колонки будут смазаны бензином, следовательно, вероятность недолива будет сведена к минимуму.

Заподозрив обман, требуйте провести контрольный пролив с использованием мерного стакана.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Если на заправке вы покупаете бензин и заливаете в своё авто 30 литров бензина, а вам выдают чек на 35 литров, — это значит, что вас обманули на недоливе. Также не редки ситуации, когда по факту наливают бензина меньше, чем вы хотели бы приобрести. В этих ситуациях (и вообще, если вы просто подозреваете, что с вами не честны) всегда лучше проверить продавца.

Как разрешить сомнения?

Не будучи уверенными в правильности работы топливнораздаточной колонки, вы можете обратиться к оператору АЗС за разъяснениями и с требованием провести контрольный замер отпуска бензина. Возможно, ваш спор закончится на обращении к продавцу и вам вернут деньги добровольно.

А возможно, вам придётся сделать контрольный замер. Для этого вам обязаны предоставить образцовый мерник, соответствующий ГОСТ 8.400-80. Мерник должен быть сухой и чистый, а также опломбированный Центром стандартизации и метрологии (далее - ЦСМ). В соответствии с п. 20.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, средства измерения, находящиеся в эксплуатации на АЗС, подлежат государственной поверке.

Номинальная вместимость мерников может быть 10, 20, 50, 100 дм3. С помощью мерника можно выполнить проверку топливораздаточных колонок, дозаторов бензина и дизельного топлива на предмет правильности отпуска горючего в температурных пределах от -20 °С до +30 °С. Согласно рекомендациям Госкомитета, установленным МИ 1864-88, температура топлива должна быть +20 °С. Однако сама АЗС в зависимости от времени года может корректировать температуру бензина, что отражается в соответствующих протоколах (п.п. 4.3, 4.4 МИ 2895-2004). Указанные документы в случае отклонения от температурной нормы можно запросить у администрации заправочной станции.

Имейте в виду, что бензин, который будет использоваться для контрольного замера, оплачивается вами. После проведения замера бензин можно слить в бак вашего автомобиля.

Перед замером мерник проливают топливом, иначе показатели мерника будут занижены.

Мерник содержит температурную разметку со шкалой от +50 до -60 и подвижную каретку. После того как топливо залито в мерник, необходимо чтобы подвижная каретка зафиксировалась (п. 6.4.4 МИ 2895-2004). Погрешность составляет от +1 до -1 номинальной вместимости. Всё, что больше или меньше, является отклонением от нормы. Если уровень бензина ниже установившейся планки, значит, вам недолили. Не исключено, что вам могут отказать в предоставлении мерника и осуществлении контрольного замера. В этом случае, при наличии обоснованных подозрений в обмане, вы можете позвонить в Роспотребнадзор и полицию. Не будет лишним, если вы заручитесь поддержкой очевидцев случившегося, а также сделаете запись в Книге жалоб и предложений. Если у вас нет времени ожидать стражей правопорядка, вы можете обратиться с письменной жалобой в указанные органы либо прокуратуру. После вашей жалобы АЗС проверят и в случае выявления нарушений наложат административный штраф либо приостановят работу топливораздаточной колонки до устранения неисправности.

Ваши права

Недолив бензина нарушает обязательное условие договора купли-продажи о количестве товара (ст. 465 ГК РФ). Указанные действия в том числе квалифицируются как обсчёт: взимание большей суммы, чем обусловлено ценой товара; либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы).

Поскольку вы являетесь потребителем, то на взаимоотношения между АЗС и покупателем - физическим лицом распространяет своё действие Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1). Как гласит ч. 1 ст. 1 Закона № 2300-1, отношения в области защиты прав потребителя регулируются и ГК РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с положениями ст. ст. 454, 456, 465 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю) в количестве, предусмотренном договором в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). Статья 14.7 КоАП РФ говорит о том, что обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечёт наложение административного штрафа.

Итак, если обман на заправочной станции подтвердился, на основании гражданского законодательства и Закона № 2300-1 вы имеете право:

  • требовать долива бензина;
  • получить назад излишне уплаченные денежные средства.

Вы также имеете право обратиться в суд. После направления жалобы в Роспотребнадзор в отношении АЗС будет проведена внеплановая проверка, по результатам которой, скорее всего, будет вынесено административное наказание.

Конечно же, желаем вам не сталкиваться с обманом! Но если это произошло, не стесняйтесь отстаивать свои права.

Практически все автолюбители сталкивались с такой проблемой, как недолив бензина на АЗС. Это очень актуальная в настоящее время проблема, так как бороться с ней трудно для человека, который с этим не знаком. Всё из-за того, что когда мы заливаем в бак 10 литров бензина, мы не знаем наверняка, сколько мы туда залили на самом деле: не исключено, что вместо 10, залито не больше 9.

Определить, что вы столкнулись с недоливом бензина можно при помощи двух основных признаков:

  • К примеру, во время заправки полного автомобильного бака.

Когда у вас начала подавать сигнал лампочка, сообщая об окончании бензина, а согласно данным производительности вместимость вашего бензинового бака составляет ровно 50 литров, то при заправке на АЗС полностью будет странно, когда туда поместится 55 л. Этого просто не должно быть, знайте, что данная станция на самом деле не доливает бензин.

  • Второй способ проверить - это заполнение канистры определённого объёма.

Приведу для вас специально пример из жизни. Один знакомый автолюбитель решил как-то заполнить на заправке две пятилитровые канистры. В итоге, в одной из канистр получилось 4 литра, а в другой - 3,5 . Вывод из всего этого очевиден - на данной станции явно не доливают бензин.

Какими способами АЗС может не доливать бензин

Давайте назовём 2 из них, хотя на самом деле их существует намного больше. Первый из этих способов основан на проверке честности заправки специализированными службами. Для забора топлива на АЗС они применяют десятилитровые канистры. По этой причине оборудование автозаправочной станции настроено на то, чтобы точно доливать первые 10 л топлива. Однако при заправке больших объёмов топлива также вероятен недолив. К примеру, с 20 литров вам зальют только 18 л, а с 30 всего 26.

Второй способ недолива бензина на станции является более хитрым. Для этой цели разрабатывается особая программа управления заливкой топлива, в которой заложена возможность его не доливать. Если во время прохождения контроля был обнаружен недолив топлива на данной АЗС, то у сотрудников есть право попросить повторную экспертизу, в ходе которой они поменяют программу управления. Наиболее вероятно, что изменение программы за управлением заправкой топлива, происходит «на лету».

Как же можно избавить себя от ненужных затрат

Вот несколько несложных советов, которые помогут автолюбителям:

  1. Выбирать нужно качественную заправку, которой правда можно доверять. Если вы обнаружили новую АЗС, которую никогда вам раньше не доводилось посещать, залейте в бак не больше 5 или 10 литров, чтобы её проверить. Так же вы сможете определить, насколько качественно заливаемое топливо. Можно ещё заправить на данной станции канистру определённого объёма. После этого вы точно определить, сколько именно на данной автозаправке не доливают топлива.
  2. Лучше будет заправляться самостоятельно, не прибегая для этого к помощи сотрудников АЗС. Однако в том случае, если вам сложно самому заправляться, постарайтесь наблюдать за действиями заправщика.
  3. Лучше всего заправляться утром, когда нет жары (в летнее время). Данный пункт относится к таким АЗС, где наземные ёмкости. Не рекомендуется заправляться после того, как был сделан слив топлива бензонасосом на АЗС.
  4. Внимательно смотрите на данные на смотровом пластиковом окошке на заправке. ? Если данная АЗС является неисправной, то вместе с бензином будет поступать воздух, который можно увидеть как пузырьки. В таком случае следует обратиться к администрации заправки насчёт возврата денег.
  5. Если вас обманули, вы можете обратиться к владельцу, в местный орган метрологии, в полицию и так далее.