Лукойл не доливает бензин. Платим за воздух: на каких АЗС недоливают топливо . – Подорожание повлияло на объем недолива

Бензин не доливают на 76% АЗС – таковы результаты исследования, проведенного Федерацией автовладельцев России (ФАР). Как проводились проверки? На каких заправках недолив больше, а на каких его вообще нет? «Город 812» разбирался с проблемой.

Недоливы, объясняет ФАР, везде разные – зависят от масштаба компании. Одиночные и мелкосетевые заправки недоливают 5,6 процента оплаченного бензина. Грешат этим абсолютно все проверенные заправки. На АЗС вертикально интегрированных компаний («Лукойл», «Газпром», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть») недолив обнаружился только на одной заправке из пяти проверенных, при этом небольшой –1,6 процента (1 процент вовсе считался погрешностью). На сетевых заправках федеральных и крупных региональных сетей недолив был обнаружен в 81% случаев, средний показатель – 4,97%. Обобщая результаты, можно сказать, что недоливают топлива на 76% заправок, в среднем – на 5 процентов.

Руководители топливных сетей заявили, что о проблеме знают и сами с нею борются по мере сил.

Пик проверок пришелся на май – в дни, когда дорожал бензин. Как они проходили – «Городу 812» рассказал Дмитрий Клевцов , один из руководителей Ф едерации автовладельцев России.

– Чем вы недолив мерили?

– Замер происходит так. Приезжает переоборудованная машина, у которой под горловиной бензобака – тридцатилитровая канистра, а сам бак – гораздо меньше, и бензин в него заливают через багажник. Топливо «в бак» льет заправщик: водитель даже не касается пистолета.

– А просто в канистру залить – значит, себя выдать?

– Бессмысленно открыто заливать бензин в стандартную канистру: все эти программы, которые помогают колонке давать искаженную информацию, настроены так, чтобы при объеме покупки до 10 литров все наливалось в точности. При покупке на сумму менее 1000 рублей недолив обычно составляет 3 процента, от тысячи до двух – 5 процентов. Одна и та же колонка так отвешивает. На некоторых АЗС есть специальные десятилитровые мерники вроде контрольных весов, чтобы вы сами могли проверить, как честно тут все работают.

– Можно было раздобыть и двадцатилитровую канистру.

– Все равно срисуют по видеокамерам. Настоящий тайный покупатель должен быть уверен, что его никто не подозревает, а то получится мизерный недолив в рамках погрешности. Там используется умный софт, которым можно управлять даже с мобильного телефона. В общем, мы заливаем условно на тысячу рублей – это примерно 22 литра. Взвешиваем полную емкость, вычитаем массу бака, остается нетто. Замеряем ареометром плотность и температуру, умножаем на положенный коэффициент и получаем цифру, сколько в баке литров: 22 или меньше.

– Теперь владельцы заправок говорят, что количество бензина зависит от температуры воздуха.

– Мы это учитывали. В таблице коэффициентов приводятся значения для температуры +15 градусов. Мы сверяемся с еще одной таблицей, и она показывает, на какой еще коэффициент надо умножить эти литры, если на дворе не 15 градусов, а 25.

– Сколько вы всего проверили заправок?

– Официально 43, а на самом деле 70. В 13 регионах. Просто некоторые мы проверяли не по одному разу, и всегда получались разные цифры. Мы решили, что такой результат не очень репрезентативный, и убрали те заправки из списка. Кстати, среди них были те, кто допускал даже перелив. Но я сразу хочу сказать, что нашим основным адресатом был не потребитель в массе, а Росстандарт. ФАР апеллирует к совместному контролю общественности и власти. Это я к тому, что названия заправок мы обнародовать не будем. Мы их передали Росстандарту, пусть он дальше работает. Сейчас тамошний отдел метрологии изучает нашу систему контроля долива топлива, а систему оценки качества уже изучил. Все вместе это поможет выстроить настоящую систему сертификации – с присвоением звезд. Если все пойдет гладко, то с 1 января она начнет работать. Тогда Росстандарт сам все скажет: кто торгует качественным топливом и честно его доливает, тот получит максимальное число звезд. Единственная проблема – участие в сертификации должно быть добровольное. Сами операторы рынка должны выразить свое согласие с тем, что тайные покупатели будут заливать у них бензин, инспектировать его и выставлять оценки. Понятное дело, что для столь серьезных заявлений как официальное присвоение звезд, оценка качества должна проходить только в лабораторных условиях. Тот тестер, который мы использовали четыре года назад, когда выявляли, в каком бензине больше всего присадок, поэтому уже не годится (в 2014 году ФАР использовал специальные лакмусовые бумажки Test Way для поиска металлосодержащих присадок в бензине, но Росстандарт отнесся к исследованию с большим скепсисом. – Н.А . )

– Система звезд существует хоть в какой-нибудь стране?

– Нет, нигде проблем с качеством топлива нет. Канадцы вот нашей технологией заинтересовались. Может, купят и тоже будут замеры делать. Не знаю, как на Западе устроена система контроля, а у нас мы шагу не можем ступить без Росстандарта и прокуратуры. Первый отвечает за плановые проверки, о которых он заранее информирует на своем сайте. Вторая – за внеплановые. Но для того чтобы прокурорская машина закрутилась, нужны четкие подтверждения, что обман существует и что он опасен для окружающих. А нам обычно говорят: ну и что с того, что содержание бензола не 1 процент, а 6? А вы докажите, что от этого происходит вред здоровью или опасность воспламенения. Вообще-то у нас 70 процентов топлива не соответствует качеству. Но некоторые чересчур уж злоупотребляют: льют судовое топливо, где содержание серы превышено в 300 раз.

– Вы провер яли и петербургские АЗС?

– Конечно, мы ведь с Петербурга и начали, еще до подорожания.

– Подорожание повлияло на объем недолива?

– Конечно. До него средняя цифра недолива составляла 3,2%. Когда подорожал – стала 5,47%.

– Так что с петербургскими заправками?

– Самый лучший результат показали вертикально интегрированные компании, у которых есть свои нефтяные скважины, свои перерабатывающие заводы… В Петербурге еще много сетевых компаний, не являющихся вертикально интегрированными, – «Несте», «Фаэтон», «Шелл». А мелких частников мало. В Петербурге результаты в целом хорошие. Одна из компаний, узнав результаты наших замеров, провела показательную порку – уволила всю смену. А самые плохие результаты – у мелких продавцов, особенно в регионах. На трассах: «Россия», «Дон». Там, где большой поток машин, и всегда разных, а постоянных покупателей нет.

Но давайте посчитаем, почему так получается. Сколько стоит тонна бензина на бирже? 56 тысяч рублей. Это значит, что литр – 44. Оптовая цена. Добавьте еще рубль-другой за перевозку. Потом – зарплату персоналу. Вот и получается, что бензин надо продавать по 48 рублей за литр, чтобы он хоть как-то окупился. У ВИНКов общий баланс с теми производителями, которые продают бензин за рубеж. Продажи внутри России, может, и ущербные, но этот убыток тонким слоем размазывается по всей гигантской компании и гасится за счет успешных экспортных продаж. А мелкие компании себе такого позволить не могут. У них даже на зеркальные заправки денег нет.

– Что такое зеркальные?

– Зеркальные – значит по обеим сторонам трассы.

То есть одиночным заправкам без жульничества не выжить. И что с этим делать?

– Пусть правительство придумает что-то насчет экспортных квот, я не знаю. Еще пусть у нас признают саму раздаточную колонку измерительным прибором и будут более тщательно опломбировывать – в софт залезть будет сложнее. Но вообще мне известен один энергичный предприниматель в Ивановской области, который принципиально не портит бензин и не допускает недолива. И пока не прогорел. Правда, «сеть» у него всего из двух АЗС состоит, зато там wi-fi есть и кафе. Многие выезжают на дополнительном сервисе. Мне топ-менеджер «Шелл» как-то сказал по секрету, что на кофе они делают больше денег, чем на бензине.

– Значит, первая примета подозрительной АЗС – отсутствие кафе. Вторая – если это неизвестн ая компания далеко от города.

– Основная примета – низкая стоимость бензина. Ну не может такого быть, что бензин стоит 43 рубля, когда везде 45, и там честно доливают. Мы на одной такой заправке посчитали, что бензин с заявленной стоимостью 43 рубля на самом деле обошелся покупателю в 56 рублей за литр. А вообще рекорд по недоливу был – 19 процентов.

Менеджеры сетей спокойно относ ятся к этой проблеме? Или к ним жалоб от автомобилистов не поступало?

– А на что им было ориентироваться? На чей-то бензобак? На эти субъективные донельзя рассказы: «Раньше от загоревшейся лампочки до щелчка пистолета у меня было 44 литра, а сейчас уже 48»? Так даже автопроизводители выступали на межведомственных комиссиях и давали показания, что бак может расшириться. Сейчас у нас скрытый мерник и отработанная технология. Замерам уже можно доверять. Хотя крупные ВИНКи боролись с недоливами и раньше, благо у них есть свои службы безопасности.

– Сколько бензина в среднем продает каждая АЗС?

– Крупная – 2 бензовоза по 40 тонн, это значит 60 тысяч литров в сутки. А мелкая может один бензовоз всю неделю продавать.

Практически все автолюбители сталкивались с такой проблемой, как недолив бензина на АЗС. Это очень актуальная в настоящее время проблема, так как бороться с ней трудно для человека, который с этим не знаком. Всё из-за того, что когда мы заливаем в бак 10 литров бензина, мы не знаем наверняка, сколько мы туда залили на самом деле: не исключено, что вместо 10, залито не больше 9.

Определить, что вы столкнулись с недоливом бензина можно при помощи двух основных признаков:

  • К примеру, во время заправки полного автомобильного бака.

Когда у вас начала подавать сигнал лампочка, сообщая об окончании бензина, а согласно данным производительности вместимость вашего бензинового бака составляет ровно 50 литров, то при заправке на АЗС полностью будет странно, когда туда поместится 55 л. Этого просто не должно быть, знайте, что данная станция на самом деле не доливает бензин.

  • Второй способ проверить - это заполнение канистры определённого объёма.

Приведу для вас специально пример из жизни. Один знакомый автолюбитель решил как-то заполнить на заправке две пятилитровые канистры. В итоге, в одной из канистр получилось 4 литра, а в другой - 3,5 . Вывод из всего этого очевиден - на данной станции явно не доливают бензин.

Какими способами АЗС может не доливать бензин

Давайте назовём 2 из них, хотя на самом деле их существует намного больше. Первый из этих способов основан на проверке честности заправки специализированными службами. Для забора топлива на АЗС они применяют десятилитровые канистры. По этой причине оборудование автозаправочной станции настроено на то, чтобы точно доливать первые 10 л топлива. Однако при заправке больших объёмов топлива также вероятен недолив. К примеру, с 20 литров вам зальют только 18 л, а с 30 всего 26.

Второй способ недолива бензина на станции является более хитрым. Для этой цели разрабатывается особая программа управления заливкой топлива, в которой заложена возможность его не доливать. Если во время прохождения контроля был обнаружен недолив топлива на данной АЗС, то у сотрудников есть право попросить повторную экспертизу, в ходе которой они поменяют программу управления. Наиболее вероятно, что изменение программы за управлением заправкой топлива, происходит «на лету».

Как же можно избавить себя от ненужных затрат

Вот несколько несложных советов, которые помогут автолюбителям:

  1. Выбирать нужно качественную заправку, которой правда можно доверять. Если вы обнаружили новую АЗС, которую никогда вам раньше не доводилось посещать, залейте в бак не больше 5 или 10 литров, чтобы её проверить. Так же вы сможете определить, насколько качественно заливаемое топливо. Можно ещё заправить на данной станции канистру определённого объёма. После этого вы точно определить, сколько именно на данной автозаправке не доливают топлива.
  2. Лучше будет заправляться самостоятельно, не прибегая для этого к помощи сотрудников АЗС. Однако в том случае, если вам сложно самому заправляться, постарайтесь наблюдать за действиями заправщика.
  3. Лучше всего заправляться утром, когда нет жары (в летнее время). Данный пункт относится к таким АЗС, где наземные ёмкости. Не рекомендуется заправляться после того, как был сделан слив топлива бензонасосом на АЗС.
  4. Внимательно смотрите на данные на смотровом пластиковом окошке на заправке. ? Если данная АЗС является неисправной, то вместе с бензином будет поступать воздух, который можно увидеть как пузырьки. В таком случае следует обратиться к администрации заправки насчёт возврата денег.
  5. Если вас обманули, вы можете обратиться к владельцу, в местный орган метрологии, в полицию и так далее.

Вопрос «надувательства» на АЗС в последнее время стал более чем актуален, недолив топлива стал «классикой жанра» на заправочных станциях, прекрасным способом заработать на обманутых автомобилистах. Проблема существует еще и по той причине, что бороться с ней довольно сложно, да и не каждому охота за какие-то копейки портить себе нервы. Однако нередко под понятием копейки таятся довольно-таки кругленькие суммы, которые уходят из ваших карманов в карманы не чистых на руку заправщиков или их руководства…

Согласитесь, узнать, сколько вам залили бензина практически невозможно, вы заплатили за 10 л., а вам залили только 9 л., как вы об этом узнаете? Вы же не будете каждый раз спускать весь бензин, чтобы узнать «надули» вас или все по-честному?! Вариант с канистрой тоже не совсем удачный, поскольку постоянно ездить с канистрой в багажнике далеко не самый лучший выход, пусть уж лучше обманут, да и переливаться каждый раз не каждый захочет. А если это дама? Короче говоря, первые два варианта откидываем сразу, я предлагаю вам несколько более цивилизованных способов разоблачить обманщиков.

Итак, вашему вниманию несколько уловок, которые помогут вам избежать «надувательства» на АЗС

Выявить недолив топлива на АЗС можно по двум главным признакам.

1. Первый способ. К примеру, заправляя полный бак. Когда у вас станет мигать лампочка, которая сигнализирует об окончании топлива, а в технической документации на автомобиль производитель указал, что вместимость вашего бака макс. 50 литров, то в случае если на АЗС в него каким-то странным образом войдет 55 литров - нужно начинать беспокоится или спросить, не является ли заправщик близким родственником «Коперфильда» - шучу, конечно. Это в принципе не возможно, если только вам когда-то не приходилось менять или увеличивать топливный бак своей машины. Такая аномалия явный признак того, что АЗС недоливает бензин в данном случае порядка 3-5 литров.

2. Второй способ проверки. Следующий способ заключается в указанном выше наполнении канистры конкретного объема. Мне когда-то доводилось на себе испытать подобного рода аферу. Короче, когда-то мне понадобилось наполнить две пятилитровые канистры, (это было лето, я отправлялся на рыбалку, а заправок в тех краях нет, поэтому решил взять прозапас). Каково было мое удивление, когда в одной пятилитровой канистре оказалось 4 литра, а во второй 3,5 литра. Не буду описывать, как я выяснял отношения с АЗС, и какие они приводили аргументы в свое оправдание, ясно одно АЗС недоливает бензин.

Теперь приведу вам два основных способа, при помощи которых на АЗС «экономят» или воруют ваше же топливо.

Существует 2 основных способа хотя, кто его знает, может их намного больше.

Первый способ базируется на проверке «честности» АЗС специальными службами. Для этого проверяющими на АЗС набирается 10-литровая канистра топлива. Как правило, оборудование автозаправочной станции «проинформировано» о такой возможности проверки, поэтому оно настроено на точную выдачу 10 литров топлива. Однако когда люди начинают заправлять больше, к примеру, 20 или 30 литров, то получите вы - 19 и 27 литров соответственно.

Способ номер два более хитрый. Этот способ предусматривает разработку специального ПО (программного обеспечения), при помощи которого производится управление заправкой топлива, как вы понимаете, в нее может быть заложен специальный код, который будет определять, кому и сколько недолить горючего. В случае обнаружения службой контроля факта недолив топлива, АЗС согласно законодательству имеет право на проведение повторной экспертизы, в ходе которой программа, которая контролирует «кому, сколько недолить» просто прекращает на время свое действие. В результате «лжесправедливость» восторжествует, и сотрудники службы контроля принесут свои извинения за допущенную в подсчетах ошибку. А заправка опять вернет себе доброе имя и продолжит «разводить» доверчивых клиентов. Существуют также программы «дозировки» топлива, которыми можно управлять удаленно, так сказать «на лету».

С обманными принципами АЗС, а также способами их выявления вроде разобрались, теперь самое время разобраться в том, как не допустить этого и не стать участником «лохотрона».

1. Итак, первое что необходимо для того чтобы вас не надули, это выбор достойной и честной АЗС. Старайтесь заправляться лишь на тех заправках, о которых слышали множество достоверных отзывов близких и знакомых вам людей. В случае если вам срочно необходима дозаправка, а вашей постоянной и проверенной АЗС нету поблизости, не стоит сразу заправлять полный бак, лучше для начала залить лишь 5-10 литров, этого будет достаточно чтобы понять качество топлива. Если вам интересно насколько точно отмеряет горючее «новая АЗС» найдите канистру определенного объема и залейте в нее пару литров. Это позволит вам убедиться, что точка нормальная и здесь можно регулярно заправляться, не боясь за последствия или наоборот - объезжать десятой стороной.

Напомним, с чего начался спор. Федерация автовладельцев России разработала метод определения недолива топлива на АЗС. На заправку заезжает автомобиль, водитель которого открывает лючок бензобака и заливает нужное количество литров. Однако автомобиль этот - необычный: в багажнике установлена канистра, шланг от которой выведен возле штатной горловины!

Соответственно, сотрудники АЗС не догадываются, что сейчас их проверяет тайный покупатель. Да, на абсолютную точность этот метод претендовать не может. Но, чтобы понять, что тебя обманывают, этого вполне достаточно. В итоге, мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС, расположенных на территории 13 субъектов РФ. В ходе проверки активисты ФАР посетили:

  • 5 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК);
  • 21 федеральную и региональную сеть;
  • 8 мелкосетевых и частных АЗС.

Сколько не доливают?

За недолив принималось расхождение более 1%, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС. Недолив среди ВИНКов составил 20%, то есть обмануть автомобилиста пытались всего лишь на одной из пяти заправок, причём разница между оплаченным и залитым бензином составила 1,63% - на уровне погрешности.

Недолив среди федеральных и крупных региональных сетей составил 81% (средний недолив - 4,97%, максимальный - 19,03%). А самое печальное, что обман среди мелкосетевых и частных АЗС замечен на 100% заправок (средний недолив - 5,66%, максимальный - 8,03%). Средний недолив по выборке - 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр.

Недолив топлива - это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции. Получается, что некоторые участники рынка фактически продают топливо по более высокой рыночной цене. Вот примеры:

  • АЗС в Краснодарском крае продавала АИ-95 по 44,70 руб./литр, недолив составил 19,03%, и фактически потребитель приобрел топливо по цене 55,21 руб./литр;
  • АЗС в Московской области отпускала АИ-95 по 39,90 руб./литр, недолив составил 12,8%, и фактически потребитель приобрел топливо по цене 44 руб./литр.

Если упростить итоги исследования ФАР, то получается, что крупные игроки бензинового рынка не обманывают своих клиентов. (Для справки: основными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями являются «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP», «Газпром нефть» и «Славнефть».) А вот все остальные не прочь подзаработать на недоливе...

А был ли недолив?

В первую очередь, нужно разбираться, что это за исследование, и как оно было проведено. Что за оборудование замеряло уровень недолива, какие датчики стояли, как они были поставлены. Самое главное – смущает выборка – 34 автозаправки – это очень не репрезентативная выборка, из которой нельзя сделать вывод, что проблема недолива есть по всей стране. Если мы хотим проводить качественное исследование, то выборка должна быть больше и она должна быть совершенно другой

Павел Баженов

Но, несмотря на некоторый скептицизм, представитель нефтяной отрасли признал: «Что касается проблемы недолива, то отчасти она, может и есть. И тут продавцов можно понять - после решения правительства заморозить розничные цены на бензин, рынок оказался очень сильно подкошен. Розничную цену заморозили, а оптовая - осталась рыночной».

В итоге, все продавцы бензина вынуждены работать с нулевой или даже отрицательной маржинальностью. И если крупные компании могут перенести прибыль на другие сектора (добычи, переработки), то мелкие, независимые – этого сделать не могут. Поэтому такая ситуация может быть фактором для бизнеса, который вынужден выбирать между плохим и очень плохим решением, и приводить к недоливу топлива

Павел Баженов

президент Независимого топливного союза

Кто виноват?

«С другой стороны, не стоит забывать - все оборудование проходит сертификацию, которая снижает риск недолива топлива, - осторожничает Павел Баженов. - Давать экспертные оценки - насколько проблема недолива распространена, я бы не стал, они очень субъективные. Но могу сказать, что те сети, с которыми мы наиболее плотно общаемся - у них такой проблемы нет».

Для мелких и частных АЗС очень важен каждый клиент, который легко может уехать на заправку крупной нефтяной компании, и которого нельзя будет вернуть. Да, они зачастую поднимают стоимость на 1-2 рубля выше по сравнению с крупными компаниями, но стараются удержать за счет качества топлива и хорошего отношения к клиентам. Плюс, мы незадолго до эксперимента Федерации автовладельцев предлагали сетям отдельно обратить внимание на недолив и исключить его из своей практики

Павел Баженов

президент Независимого топливного союза

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин вообще заявил «Известиям», что «это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов»: «К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза», - отметил Ашихмин.

Владелец автозаправочной станции не заинтересован, чтобы автовладельцу не доливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают

Олег Ашихмин

первый вице-президент Российского топливного союза (РТС)

При этом другой функционер РТС, Григорий Сергиенко, признал, что недолив могут допускать и сами хозяева мелких заправок: «Возникла ситуация, когда продавец топлива должен субсидировать продажу клиенту каждого литра бензина. В начале июня мы имели убыток 2-3 рубля [с каждого проданного] литра», - приводит слова Сергиенко РБК.

Как доказать обман?

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, - заявил “Газете.Ru” глава ФАР Сергей Канаев. - Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, на мой взгляд, вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива».

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин также считает, что хищение - даже если автомобилист воспользуется канистрой - труднонаказуемо. Автомобилисту необходимо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили топливораздаточную колонку, а также жаловаться руководству компании.

При этом стоит знать, что, согласно законодательству, колонки АЗС относятся ко второму классу точности и, разумеется, имеют некую погрешность - примерно полпроцента по общему объему долива топлива. То есть около 0,5 литра при заправке 100 литров.

Как решить проблему?

Сейчас проверки качества и количества топлива, которое заливают на АЗС, - прерогатива госорганов. Исправить ситуацию можно было бы, внедрив государственно-общественный контроль... Но тогда придётся разработать методику, которая бы позволила определять количество топлива тайным покупателям. И этим, скорее всего, власти заниматься не захотят.

Впрочем, есть надежда, что обманывать водителей будут реже уже сейчас: «После того как оптовые цены пошли вниз, мы вновь имеем положительную маржу. Подобных предпринимателей по-человечески можно понять: если их вынуждают работать без прибыли, то они продают меньше топлива за ту же цену», - резюмирует вице-президент РТС Григорий Сергиенко.

ПРИВЕТствую всех!

Давно хотел лично убедиться в недоливе бензина, о котором много так слышал. А сомнения развеялись когда в наш бак объемом 40 л залили 43 л, при этом заправлялись сразу когда замигал датчик низкого уровня топлива, которого там осталось 6 л по мануалу. Это, конечно, косвенные факты недолива.

Убедиться в точности предполагалось вооружившись контрольными замерами и физическими данными.

Имеем пластиковую канистру, из которой делаем эталон контрольного объема - 30 л, взвешиваем пустую канистру на электронных весах (канистра весит 1.4 кг), заливаем воды (допуская, что водопроводная вода соответствует табличной плотности 1000 г/дм3) до массы 30 кг и делаем метку на канистре 30л, думаю вопросов нет, что объем воды и бензина в данной канистре будут на одном и том же уровне. Наши весы тоже при этом поверены и находятся в допустимой погрешности.

Эту теорию также проверяем через массу топлива, т. е. зная табличные данные плотности топлива и массу закупленного бензина можем рассчитать его объём, который должен соответствовать вышеизложенным расчётам через водяной объём.

Закупили 30л бензина АИ92, при этом, конечно, в канистры на АЗС не заливают, приходится хитрить, что типа полный бак, а при заправке достаём припрятанную канистру. По метке 30 л уже видно, что закуплено меньше бензина примерно на 2 л, точный расчёт получим через плотность АИ92 при температуре эксперимента. Взвешиваем канистру - 22.3 кг, минус масса канистры, 20.9 кг - масса топлива, которую делим на плотность - 0.75 кг/л, получается 27,87 л, т.е. НЕдолив составил 2,13 л , что составляет 7% от общего заказанного объёма.



Таким же образом, допускаю, что при полном баке мне не долили 3 литра, что составляет тоже 7%. А три литра это больше СТА рублей!

Потребовали объяснений от продавца, хотя, возможно он не в теме, жалобную книгу долго просил, чтобы отразить этот факт, написал, что результаты будут изложены на сайте :-). На видео изложено хотя не до конца записалось, т.к. память тлфона заполнилась (Звиняйте за мои там повторяющиеся фразы, речь как-то заранее не готовил:-))). Продавец стала звонить маганеру, передала мне трубку, всё-таки дали мне книгу.

Позже звонил уже сам манагер, обещал привлечь меня за клевету, хотя, вроде слов обвинений я не высказывал, только факты величин. Вперед, манагер, жду действий в правовом русле. А сам Я думаю напишу в Роспотребнадзор, только вот необходима, контрольная закупка на месте с документированием. Справедливости ради скажу, что продавец и манагер предлагали сделать контрольную закупку, у них там есть эталонные объемы 10 л, но я отказался, возможно, пока, и дальше на какой-нибудь другой их заправке сделаю это. Хотя, как сказали «в другом источнике» особый недолив идёт при больших объёмах - 30 и более литрах, а при 10 литрах будет всё «штатно». Т. е. необходимо у них взять, думаю, четыре 10-ли литровых меры и в них залить бензин и через вес определить объём…