Duesenberg Model J — ретро автомобиль не подвластный времени! Duesenberg: лучший автомобиль в мире Дюзенберг авто

Североамериканские историки сошлись во мнении, что Duesenberg были самыми красивыми легковыми автомобилями, когда-либо выпускавшимися в США. И хотя марка просуществовала всего 16 лет, причем независимость сохраняла лишь первые пять, ее модели были превосходными. Они стали вечными классическими образцами. История компании связана с Фредериком Самюэлем Дюзенбергом (Frederick Samuel Duesenberg). Он родился в 1876 г. в Германии, приехал в США еще ребенком и считал своей родиной штат Айова. Начинал с изготовления велосипедов и участия в велосипедных гонках. Вместе с братом Августом (August) создал легковые автомобили для фирмы Mason (Мэйсон), а затем для Maytag (Мэйтаг). После этого принялся за конструирование двигателей гоночных машин.

Авторитет Дюзенберга вырос после первой мировой войны во многом из-за того, что автомобиль с его двигателем установил в 1919 г. абсолютный рекорд скорости на суше, а в 1921 г. его гоночная машина победила на первом послевоенном Гран при Франции. В 20-е гг. автомобили Duesenberg трижды выигрывали 500-мильные гонки Indianapolis 500 в Индианаполисе.

После громких побед братья решили выпускать дорогие дорожные автомобили, основав в Индианаполисе компанию Duesenberg Motor Company (Дюзенберг Мотор Компани). Дебютной стала модель "А" (1921 г.) ценой 6,5 тыс. долларов - первый американский серийный автомобиль с рядной "восьмеркой". Братья были плохими бизнесменами и после того, как компании удалось выпустить примерно 500 машин, ее приобрел Эррет Лоббан Корд (Errett Lobban Cord).

Новый хозяин намеревался выпустить престижную модель и присоединил Duesenberg к своим компаниям Cord (Корд), Auburn (Оберн), Checker (Чекер) и Lycoming (Лайкоминг). Корд санкционировал появление модели "J" с 8-цилиндровым двигателем Duesenberg производства Lycoming. "Плод гения Фреда Дюзенберга и денег Корда" - так точно охарактеризовали последний период существования марки. Вскоре последовала более сложная и дорогая модель "SJ", но из-за экономического кризиса спрос на машины был очень вялым.

Под управлением Корда компания Duesenberg никогда не приносила прибыль - она существовала лишь в качестве престижной марки. Поэтому после гибели Фреда Дюзенберга в результате автомобильной катастрофы, в которую он попал на собственной машине "SJ", конец был неизбежен. В 1935 г. компания Lycoming изготовила свой последний двигатель, но продажи осуществлялись так медленно, что Duesenberg просуществовала до краха империи Корда в 1937 г.

Впоследствии были предприняты попытки возродить компанию. Август Дюзенберг создал машину для новых хозяев в 1947 г., а в 70-е гг. выпускались копии на шасси Dodge (Додж). И все же выпуск настоящих автомобилей Duesenberg прекратился в 1937 г. в результате финансового краха Корда. Всего бьшо изготовлено немногим более тысячи машин Duesenberg, большинство из которых сохранилось по сей день.

Duesenberg А (Дюзенберг А) 1921-1926

Модель Duesenberg Eight (Эйт) - индекс "А" появился позже - была представлена в 1921 г. и сразу же обозначила стремление братьев выпускать великолепно сконструированную дорожную машину. При самом обычном шасси она имела великолепный двигатель и тщательнейшим образом проработанные детали. Предназначен Duesenberg Eight был для самых богатых клиентов Северной Америки, которые нуждались в представительном автомобиле с просторным и элегантным салоном и готовы были платить за исключительность.

Модель "А", а также последовавшие за ней "J" и "SJ", различались величественными, прекрасно изготовленными и оборудованными кузовами. Рядный 8-цилиндровый двигатель нового автомобиля имел верхний распредвал и представлял собой дефорсированый и модернизированный вариант мотора, который братья создали для гонок. Впервые такой мотор использовался на дорожной модели. В его конструкции широко применялся алюминий: в частности, из этого металла были изготовлены поршни. Коленчатый вал имел всего три опоры.

Машина обладала прекрасными характеристиками (скорость 137 км/ч в те дни считалась высокой), гидроприводом тормозов и высоким уровнем комфорта и надежности. Однако потребовалось время на самоутверждение: было трудно убедить богатых покупателей, что этот автомобиль создан не на шумном, дымящем и неприспособленном для обычной езды шасси. За пять лет до продажи братьями Дюзенберг своей компании Эррету Лоббану Корду было выпущено примерно 500 машин этой модели, ей на смену пришел новый Duesenberg модели "J".

Характеристика (Turbo, 1921 г.)
Двигатель: Р8 с верхним распредвалом
73x127 мм
Рабочий объем: 4261 см 3
Максимальная мощность: 90 л.с.
Коробка передач: 3-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска:
Тормоза: барабанные с гидроприводом
Кузов: открытый или закрытый
Максимальная скорость: 137 км/ч

Duesenberg J (Дюзенберг Джей) 1928-1936

Когда Эррет Лоббан Корд назвал Duesenberg J "самым прекрасным автомобилем в мире", это не было преувеличением. Почти по всем показателям он превосходил конкурентов из Rolls-Royce (Роллс-Ройс), Hispano-Suiza (Испано-Сюиза) и Mercedes-Benz (Мерседес-Бенц).

Модель "J", как и модель "А", сочетала обычное шасси с передовым, очень мощным и тщательно проработанным двигателем, имела широкий выбор кузовов, чего не мог предложить ни один американский изготовитель. Был выбор и по колесной базе (от 3,6 до 3,9 м), а один покупатель заказал машину с базой 4,5 м, которую назвал Throne Car (Королевский автомобиль).

Ходовая часть с полуэллиптическими рессорами, гидропривод тормозов и трехступенчатая коробка передач были довольно обычными, но 6,9-литровый двигатель стал лучшим в мире. Эта рядная "восьмерка" имела два верхних распредвала и по 4 клапана на цилиндр. Уже в 1928 г. компания применила схему, которую большинство других престижных изготовителей использовало лишь через 60 лет.

Фирма Lycoming, еще одно отделение империи Корда, выпускала двигатели мощностью не менее 265 л.с., что в два раза превышало показатели любого иного американского мотора тех лет. Сомневающимся стоит напомнить, что эта машина при установке величественного кузова имела собственную массу более 2270 кг и развивала скорость 187 км/ч.

Первое время цена шасси составляла 8,5 тыс. долларов (к 1921 г. она возросла до 9,5 тыс.), на него монтировали великолепные кузова и стоимость автомобиля была не менее 17 тыс. долларов. В то время самая дорогая модель Cadillac (Кадиллак) стоила 7 тыс. долларов. Считается, что "J" была одной из самых дорогих и эксклюзивных серийных машин всех времен.

Удивительно, что продажи модели "J" и ее варианта "SJ" с наддувом медленно, но верно продолжались и во время Великой депрессии. К 1936 г., когда в Индианаполисе построили последний экземпляр, было продано 470 машин с огромным выбором кузовов и одинаковой облицовкой радиатора. Без сомнения, тогда это был самый лучший американский автомобиль.

Характеристика (J, 1928 г.)
Двигатель:
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95,25x120,6 мм
Рабочий объем: 6876 см 3
Максимальная мощность: 265 л.с.
Коробка передач: 3-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: зависимая на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: открытый или закрытый
Максимальная скорость: 187 км/ч

Варианты Duesenberg I

Duesenberg JN и SJN

В 1935-36 гг. было изготовлено 10 экземпляров "JN" с базой 3,9 м и колесами меньшего (17 дюймов) диаметра. Два из них получили двигатель "SJ" с наддувом - отсюда и название "SJN".

Duesenberg SI (дюзенберг si) 1932-1935

Если Duesenberg J принято называть "самым прекрасным автомобилем в мире", то как охарактеризовать модель "SJ", которая была мощнее, динамичнее и дороже всего, что было построено до нее? Модель "SJ" стала своего рода "вершиной" благодаря центробежному нагнетателю, повысившему мощность двигателя до 320 л.с. и увеличившему скорость до 209 км/ч. Конкуренты не стояли даже близко. По нынешним понятиям это была бы машина вроде Lamborghini (Ламборгини), развивающая более 330 км/ч.

Корд начал ее выпуск в 1932 г. во время глубокого экономического кризиса. Заявленная цена за ее шасси - 11750 долларов, а за автомобиль с кузовом - 19000 долларов. Из-за установки нагнетателя прежняя выпускная система стала непригодна. Ее заменили по 4 хромированных гибких приемных трубы, проходящих через боковины капота с обеих сторон.

Из-за этого внешний вид автомобиля стал еще более необычным, чем у модели "J". Иногда покупатели заказывали двухтонные кузова родстеры, обеспечивавшие контраст этим блестящим деталям. Кстати, такие внешние патрубки стали наиболее часто заказываемым дополнительным оборудованием для модели "J" без нагнетателя.

Машина имела так называемый отсекатель выхлопных газов, который позволял получить тихий и приятный звук выхлопа или рычание, наподобие огромного гоночного автомобиля. Модель "SJ" имела отличную управляемость, вакуумный усилитель тормозов, прекрасно вела себя в эксплуатации. За четыре года было изготовлено только 36 таких машин, практически все они сохранились и сегодня не имеют цены. И сейчас найдутся люди, которые скажут, что эти автомобили лучше всех.

Характеристика (SJ, 1932 г.)
Двигатель: Р8 с двумя верхними распредвалами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95,25x120,6 мм
Рабочий объем: 6876 см 3
Максимальная мощность: 320 л.с.
Коробка передач: 3-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: зависимая на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: открытый или закрытый
Максимальная скорость: 209 км/ч

Варианты Duesenberg SI

Duesenberg SSJ

Компания выпустила две специальные модели "SSJ" с короткой - 3,17 м - базой и спортивными кузовами. Машины приобрели звезды американского кино: Гари Купер (Gary Cooper) и Кларк Гэйбл (Clark Gable).

Владимир КНЯЗЬКОВ


Duesenberg. Даже у себя на родине, в США, слово не часто употребляется в обиходной речи. Большинство, по крайней мере, знают, что это марка автомобиля. Хотя ни разу в жизни не видели ни одного "живого" авто (ну, разве что в кино) и не представляют себе, где эти машины выпускались. По причине непривычного для среднестатистического американского уха названия некоторые без тени сомнения полагают их родиной Германию.

С 1919-го по 1937-й год едва ли больше тысячи автомобилей - дневная норма иного современного автозавода вышло из цехов Duesenberg. Меньше половины из них - модели J и SJ. Но именно им выпала честь вписать одну из самых ярких страниц в историю американского автостроения.

Братья Фредерик и Август Дюзенберги, эмигрировавшие в конце позапрошлого века из Германии в США, начали на новом месте с производства велосипедов, но очень скоро переключились на предмет гораздо более интересный - гоночные автомобили.

К началу Первой мировой войны инженерно-техническая репутация принадлежавшей братьям фирмы была уже настолько высока, что именно им было поручено выполнение правительственного заказа на производство авиационных шестнадцатицилиндровых моторов по лицензии Bugatti.

После войны Дюзенберги спроектировали рядный восьмицилиндровый двигатель для гоночного автомобиля. Трёхлитровый мотор, легко развивавший мощность до 100 л.с. и удачное шасси позволили трижды добиться победы в Инди-500 и выиграть в 1921-м году Большой Приз Франции с рекордной средней скоростью 126 км/час. Это был единственный случай, когда победа во французской гонке досталась автомобилю американского производства.



Попутно с активной деятельностью в области автоспорта, компания Duesenberg, завод которой находился в Индианаполисе неподалеку от знаменитой "старой кирпичницы", обратила внимание и на легковые автомобили. Первой удачей на новом поприще стала модель А, показанная на автосалоне в Нью-Йорке в октябре 1920-го года. Машина представляла собой улучшенную и адаптированную к условиям повседневной эксплуатации версию гоночного автомобиля. Впервые на серийную модель устанавливался восьмицилиндровый мотор. Другим новшеством стало широкое использование дета- лей из алюминиевого сплава. Двигатель имел один верхний распредвал и при объёме 4,2 л. развивал свыше 100 л.с. Не уступало мотору и шасси, снабжённое гидравлическими тормозами на всех колёсах, что тоже было новостью для американского автостроения.

Выпуском уже той ранней модели братья установили высокие стандарты, которым приходилось следовать другим производителям.

Но, как позже оказалось, передовой, с технической точки зрения, автомобиль вовсе не являлся синонимом коммерческого успеха. Принцип "в воскресенье побеждаем - в понедельник продаём" хорошо работал в Европе. Американцы же, особенно состоятельная публика, воспринимала автогонки лишь как шумное, пропахшее маслом и бензиновой гарью и к тому же небезопасное действо, не имеющее никакого практического значения. А тут ещё немецкая фамилия, мягко говоря, не вызывавшая, энтузиазма в послевоенные годы. Дюзенберги были великолепными инженерами, но явно не обладали столь необходимой коммерческой жилкой. Всё это вместе взятое поставило их компанию к середине двадцатых в сложное положение.

Спасение пришло в лице Эрретта Корда. Duesenberg и Корд были нужны друг другу. Компания остро нуждалась в средствах для создания новых шедевров, а Корд горел желанием выпускать лучший в мире автомобиль, сочетающий мощность и скорость с надёжностью и роскошью. Его целью должна была стать очень специфическая клиентура - коронованные особы, финансовые и промышленные магнаты, голливудские кинозвёзды. В 1926-м году Корд приобретает контроль над компанией, а Фрэд Дюзенберг становиться её вице-президентом, ответственным за разработку новых моделей. Но если Корду требовалась большая шикарная машина, то желанием Фрэда был маленький автомобиль, что-то в стиле Bugatti. Своеобразным компромиссом стала модель X. Выпущенная всего в нескольких экземплярах, она была прямым развитием типа А с немного удлинённой базой и двигателем, получившим цепной привод распределительного вала вместо прежнего дорогого и шумного - в спортивных традициях - шестерёнчатого.



Но совсем не такая машина нужна была Корду. Ему требовалось нечто больше, величественнее и великолепнее всего, что когда-либо ездило по дорогам. Именно такой автомобиль предстал перед взорами посетителей нью-йоркского автосалона, открывшего свои двери 1 декабря 1928-го года. Это был, бесспорно, лучший американский (а возможно и не только американский) автомобиль довоенного периода - Duesenberg модели J.

Шасси, предлагавшееся в коротком и длинном вариантах с базой 142,5 и 153,5 дюйма соответственно, было очень жёстким и состояло из двух массивных лонжеронов с шестью поперечинами. Снабжённые вакуумным сервоусилителем тормоза гарантировали эффективное торможение автомобиля массой более 2,5 тонн. Подлинным шедевром конструкторской мысли стал рядный восьмицилиндровый двигатель объёмом 6882 см 3 мощностью 265 л.с. - в два с лишним раза больше, чем у любого конкурента. Этот двигатель - неслыханное дело в те годы - имел по четыре клапана на цилиндр с приводом от двух распредвалов в головке блока! Для снижения веса множество деталей мотора и шасси изготавливались из закалённого алюминиевого сплава. Но такая экономия в весе имела и оборотную сторону - увеличение цены Одно только шасси, без кузова, стоило 8500 долларов. Кузова для всех машин модели J делались отдельно. Самые дешёвые из них - производства фирмы Murphy - стоили 3 - 3,5 тысячи. Нормальной же ценой за полностью укомплектованный автомобиль были 17 - 20 тысяч долларов, но известны и экземпляры, тянувшие на все 25 тысяч.

Примерно за полгода до премьеры в Нью-Йорке компания предложила ведущим кузовным ателье "одеть" новую машину по своему усмотрению. Поэтому автомобиль предстал сразу во многих лицах с кузовами от Derham, Holbrouk, Le Baron и Murphy. Позднее в спор за выгодных клиентов вступили Judkins, Weymann, Bohmann & Schwartz, Rollston, Brunn, Brewster, La Grande и Woods. He остались в стороне и их европейские конкуренты - Hibbard & Darrin, Barker, Gurney Nutting, Letourner & Marchand, Graber, Vanden Plas, Kellner, Franay, Figoni et Falaschi, Saoutchik, Cattaneo, Castagna - нередко превосходившие американских кузовщиков совершенством своей продукции. Желая удовлетворить любые капризы заказчиков, кузовные фирмы не скупились на шёлковую обивку и мозаичные панно из ценных сортов дерева, отделку из слоновой кости и серебра, встроенные в спинку передних сидений бары и... дублирующие приборные панели - специально для пассажиров! А обилие контрольных приборов напоминало кабину самолёта. Наряду с необходимыми указателями уровня топлива, давления в тормозной системе и температуры воды в двигателе, 150-мильным спидометром, на щитке красовался тахометр - большая в те годы редкость, и совсем уж экзотические: барометр, часы с секундомером и альтиметр. А ещё приборную панель украшала целая гирлянда разноцветных лампочек, включавшихся по командам специального размещённого под капотом таймера. Через каждые 75 миль система смазки автоматически подавала масло в определённые, разбросанные по всему шасси точки, о чём свидетельствовала загоравшаяся красная лампочка. Когда же уровень масла в бачке опускался до критической отметки, вспыхивала зелёная лампа. Ещё одна напоминала водителю через каждые 700 миль о том, что пора сменить масло в двигателе, а четвёртая - что надо проверить уровень электролита в батарее.



Впечатляющей была и динамика автомобиля. Разгон с места до 60 миль/час (96 км/час) требовал 8,6 сек., до 100 миль/час (161 км/час) - 20 сек. На второй передаче машина развивала до 153 км/час, максимальная же скорость достигала 185 км/час.

Как бы ни был хорош Duesenberg J, но и его оказалось возможным модернизировать в 1932-м году, снабдив вертикальным центробежным компрессором, вращавшимся впятеро быстрее коленвала. Мощность увеличилась до 325 л.с. при 4750 об/мин. Новая модель SJ даже на второй передаче развивала 166 км/час, а максимальная скорость достигла 224 км/час. Короткобазный родстер разгонялся с места до 160 км/час за 17 сек. Характерным внешним отличием новой машины стали четыре хромированные выхлопные трубы по правой стороне капота - уже привычные в Европе, но только появившиеся в Новом Свете. Всего с 1928-го по 1937-й год выпущено было около 500 автомобилей, в том числе примерно 35 экземпляров модели SJ. Точных данных на сей счёт нет, а приводимые разными авторами сведения колеблются где-то около цифры 485. Самым же редким стал Duesenberg SSJ с 400-сильным двигателем, сверхкороткой 125-дюймовой базой и открытым двухместным кузовом "родстер" от La Grande. Первую такую машину заказал в 1935-м году голливудский актёр Гэри Купер. Не захотел отставать от него и главный его соперник Кларк Гэйбл, выложивший за SSJ почти весь гонорар, полученный им за главную роль в блокбастере "Мятеж на Баун-ти". Но что значит гонорар за один фильм! Ведь речь шла о поистине уникальном автомобиле, выпущенном всего в двух экземплярах и выглядевшем настолько стремительно, что у дорожной полиции от одного взгляда на него, стоявшего неподвижно, буквально руки чесались выписать штраф за превышение скорости.



Стараниями энтузиастов и реставраторов до нас дошло примерно 75% выпущенных Duesenberg J/SJ. В наши дни их можно увидеть только в музее Auburn-Cord-Duesenberg да на клубных встречах. Но сейчас у коллекционеров появилась редчайшая возможность приобрести одну из легендарных машин. В ряде зарубежных автомобильных журналов одновременно появилась информация о выставленном на продажу Duesy выпуска 1930-го года с кузовом "империал кабриолет" парижского ателье Hibbard & Darrin. Таких кузовов было построено всего два, сохранился один. Последним владельцем автомобиля был небезызвестный издательский магнат Вильям Херст, который приобрёл машину для своей подруги актрисы Мэрион Дэвис. Цена полностью отреставрированного до уровня конкурсных стандартов автомобиля составляет всего-ничего - какие-то миллион с четвертью долларов.

Венчающая образ Duesenberg корона самого знаменитого американского автомобиля привлекла к себе внимание многих фирм, выпускающих коллекционные модели. Самые распространённые из них - недорогая, массовая продукция английской Matchbox, французской Solido и итальянской Rio. Эти модели достаточно хорошо знакомы отечественным коллекционерам, и потому в особом представлении не нуждаются. Следует, пожалуй, отметить лишь редкую версию с открытым кузовом "дубль-фаэтон", выпущенную в 1988-м году небольшим тиражом специально для членов клуба Solido.

Значительно менее известна модель компрессорного SJ с кузовом "купе-де-виль" производства итальянской фирмы Dugu, выпускавшаяся в открытом и закрытом вариантах.

В последние годы к числу недорогих моделей Duesenberg добавилась ещё одна. Это - выпускаемая в Китае в серии Del Prado копия короткобазного "родстера" SSJ. К сожалению, окраска очень аккуратной в целом копии не соответствует ни одному из двух оригиналов.

К более редким относится распространявшаяся по предварительной подписке модель американской фирмы Franklin Mint, копирующая тип SJ с закрытым четырёхдверным кузовом "лимузин". Её съёмный капот и открывающиеся двери являются, по мнению одних коллекционеров, бесспорным достоинством, другие же считают это явным недостатком.



Английская компания Western Models в конце 70-х годов включила в свой каталог удачную копию Duesenberg SJ с необычным обтекаемым двухместным кузовом "родстер". Прототипом для модели послужил автомобиль, установивший в свое время целый ряд рекордов скорости на трассах высохших соляных озёр.



Как ни странно, американские фирмы не слишком жалуют своим вниманием историю знаменитой марки. Помимо уже упомянутой Franklin Mint только одна компания, Precision Miniatures, выпустила высококачественную копию SJ с двухцветным кузовом Weymann спидстер". Из-за заостренной в задней части кузова последний получил ещё одно название - fishtail - "рыбий хвост". Много позже к этому же автомобилю обратилась и фирма Rio, добавив его копию к своим двум ранее выпущенным "фаэтонам" SJ. И вновь, как и в случае с описанными в предыдущих номерах журнала Auburn и Cord, лучшие модели Duesenberg принадлежат английской Minimarque 43. Здесь можно найти и ранний тип А, и J, SJ, и, конечно, SSJ. 8-9 базовых моделей дают возможность фирме выпускать с учётом различной окраски и варьирования мелких деталей, в общей сложности, более трёх десятков модификаций, удовлетворяющих самым взыскательным требованиям.

Разумеется, во всех трёх статьях перечислены только наиболее известные копии Auburn, Cord и Duesenberg в масштабе 1/43 или близких к нему. Приводимую информацию ни в коем случае нельзя считать исчерпывающей. Существуют и другие, более редкие модели, о которых известно лишь немногим. Автор будет признателен всем, кто сможет предоставить любую дополнительную информацию по затронутой теме.

Ретро автомобиль Duesenberg Model J (Дюзенберг Модель Джей) — одна из лучших американских ретро машин конца 20-ых – начала 30-ых лет прошлого столетия! И в свои восемьдесят с лишним лет она выглядит просто восхитительно! И в плане дизайна, и даже в плане своих технических возможностей, она всё ещё может посоревноваться с современными автомобилями.

Конструкторам не просто было создать роскошный автомобиль, рассчитанный на банкиров времен «Великой депрессии». Пережив тяжелые времена автомобили Duesenberg Model J стали одним из самых востребованных в своем классе.

Они представляли собой торжество своего времени. Это стало возможно благодаря тому, что конструкторы получили полный карт-бланш, другими словами, полную свободу действий и полета фантазии.

Трудно в это поверить, но американская автомобильная промышленность имела всего лишь 20-ти летний период развития, когда в 1932 году был выпущен автомобиль Duesenberg Model J. С первых дней существования этот купе буквально стал олицетворением эволюционного скачка. Машина была красива, изыскана и стоила баснословных денег.

Когда в 1928 году выпустили Model J, его цена была равна стоимости 20 Фордов. Это была самая современная с технической точки зрения машина, к тому же и самая мощная. Она имела 265 лошадиных сил, 4 гидравлических тормоза, регулируемых в зависимости от дорожных условий и самосмазывающуюся ходовую часть. На 2-ой передаче автомобиль свободно разгонялся до 140 км/ч, а максимальная его скорость была аж 246 км/ч.

Не удивительно, что Duesenberg Model J иногда называют величайшим автомобилем всех времен. В возрасте 21 года его дизайнером стал Франклин Херши (позже он прославился как дизайнер ).

Интересный факт: когда ему было уже под 80, ему дали прокатиться на Model J. Выйдя довольный из машины, и оглядев её, он воскликнул: «Какого черта я сделал такой багажник!»

Блистательный Duesenberg вскоре превратился в идеальный образец ретро автомобиля, относительно таких параметров как скорость, динамика и комфорт. Начиная от богачей и заканчивая гангстерами и иконами Голливуда, он стал символом богатства и знаменитости. Если у кого-то и был Duesenberg, то все сразу понимали, кто он есть!

Но умопомрачительная внешность Duesenberg Model J не должна была стать единственным достоинством для создателей, для них машина, прежде всего, должна была хорошо продаваться. Когда в 1928 году впервые представили эту модель, то согласно плану нужно было выпустить 500 таких моделей, продать их и перейти к разработке следующих моделей.

Сердце и душа Model J – это, конечно же, гоночной машины с 32-мя клапанами, двойной камерой для подачи топлива и мощностью 265 л. с. В то время, да и сейчас, это было настоящее инженерное чудо!

Но со временем оказалось, что и 265-ти лошадей под капотом было мало. Позднее были выпущены модели с . Они стали выдавать рекордную мощность в 400 лошадей! Этот рекорд в автомобильном мире удерживался 30 последующих лет.

Главная особенность автомобиля состояла в том, что весь его корпус был сделан из алюминия. Корпус машины делался отдельно по индивидуальному заказу для каждого владельца, но в основном придерживались одной дизайнерской концепции. Она называлась «купе-кабриолет-торпедо», и придавала автомобилю скоростной вид.

Еще одна интересная особенность Model J – он имеет дополнительные выхлопные трубы. Изначально их не было, но с появление турбонадува появился и этот элемент дизайна. С ними машина выглядит ещё лучше, ещё мощнее и стремительней.

На приборной панели Model J установлено множество всевозможных приборов и индикаторов. Тут и индикатор масла, и индикатор бензина, индикатор мощности тормозов, спидометр и уникальный индикатор от Model J – альтиметр, который показывает высоту над уровнем моря; одна мигающая лампочка говорила о завершении смазочных работ, а другая напоминала о замене масла. Так же на ней имеется температуры, индикатор, сообщающий о сроке годности , хронометр.

На создание и реализацию 500 машин ушло почти 8 лет. Фактически с 1928 по 1937 год лишь 481 модель «J» Duesenberg нашла своего покупателя. Для подавляющего большинства американских граждан этот ретро автомобиль был чересчур роскошным и слишком дорогим. Машина стоила 15000$; за эти деньги во времена «Великой депрессии» можно было купить четырех породистых лошадей.

Без преувеличения можно сказать, что Америка конца 20-ых начала 30-ых прошлого века буквально сходила с ума по Duesenberg. За индивидуальный дизайн от Гордона Беринга покупатели дополнительно выкладывали 25 тыс. долларов, ведь именно этого требовали клиенты для того, чтобы их машина еще больше отличалась от остальных.

Созданный в самом начале «Великой депрессии» он стал символом баснословного богатства, и долгое время оставался не достижимой мечтой для каждого американца. Но, несмотря на все свои явные достоинства, Duesenberg Model J был обречен.

Сегодня ретро автомобиль Duesenberg Model J — это одна из самых востребованных классических машин среди коллекционеров. Обычный Duesenberg в хорошем состоянии стоит около 1 млн. долларов. Это лишений раз доказывает его не увядающую красоту и элегантность.

Если возникла необходимость в срочной доставке лесоматериалов, то стоит подумать прежде, чем покупать лесовоз. Ведь вместо того чтобы тратиться на покупку, лучше взять его в аренду. Какие преимущества дает аренда лесовоза ? Во-первых, исправная и полностью готовая к работе спецтехника, не требует времени на обкатку и обслуживание. Во-вторых, сроки аренды не имеют границ, т.е. пользоваться техникой можно и один день, и месяц, и годы. И, в-третьих, оформление документов на аренду не требует много времени. На мой взгляд, выгода очевидна!

Историки североамериканского автомобилестроения сходятся во мнении, что самыми красивыми автомобилями, когда-либо выпускавшимися в США, были автомобили Duesenberg . Марка Дюзенберг существовала чуть более 20 лет (с 1913 по 1937 год), но выпущенные модели стали вечными классическими образцами.

Это был автомобиль банкиров и кинозвёзд. Избыточная мощь двигателя, прочная конструкция и роскошный салон сделали эту машину пригодной как для парадных выездов так и для спортивных гонок. Цена каждого экземпляра, исключительно ручной сборки, составляла до 25 тысяч долларов, тогда как массовые модели других фирм продавались в то же самое время по 400 - 600 долларов. На заводе в Индианаполисе было собрано всего чуть более тысячи автомобилей, и большая часть из них сохранилась до наших дней в частных коллекциях. Сегодня цена за Duesenberg доходит до двух миллионов долларов.

Duesenberg Automobile & Motors Company, Inc. была основана в 1913 году американскими инженерами немецкого происхождения братьями Фредериком (Frederick Duesenberg ) и Августом Дюзенберг (August Duesenberg ) в Айове. Оба брата были инженерами-самоучками и начинали с изготовления велосипедов и участия в велосипедных гонках. Фирмы «Mason » (Мэйсон) и «Maytag » (Мэйтаг) привлекали братьев к созданию легковых автомобилей. Потом Фредерик и Август Дюзенберг увлеклись конструированием двигателей гоночных машин. В 1914 году Эдди Рикенбакер занял 10-место на автомобиле «Duesy » с двигателем братьев Дюзенберг в гонке «500 миль Индианаполиса».

Первая мировая война отвлекла компанию от создания автомобилей, пришлось заниматься выпуском авиационных и судовых двигателей по лицензии. В конце войны братья продают всю свою недвижимость и строят новый завод в Индианаполисе, чтобы выпускать дорогие дорожные автомобили. Новую компанию назвали «Duesenberg Motor Company » (Дюзенберг Мотор Компани).

Авторитет братьев Дюзенберг в автомобильном мире подскочил в 1919 году, когда автомобиль с их двигателем установил абсолютный рекорд скорости на суше. В 1921 году Джимми Мерфи стал первым американцем, выигравшем Гран-при Франции на автомобиле Duesenberg .

Благодаря спортивным победам «Duesenberg Motor Company » имела высокий уровень престижа, стали появляться инвесторы, и в октябре 1919 года Дюзенберги, не имея предпринимательских и управленческих навыков, передали права на использование своего имени, патентов и чертежей Ньютону Э. Ван Зандту и Лютеру М. Ранкину. Сами братья продолжили работу на предприятии в качестве наёмного персонала. Фредерик был назначен главным инженером, а Август - его помощником.
Дебютной стала модель Duesenberg Eight в 1921 году ценой 6,5 тысяч долларов. Позже модели присвоили индекс "А". Duesenberg Eight изначально был предназначен для самых богатых людей Северной Америки, которым нужен был красивый, с просторным и элегантным салоном автомобиль представительского класса, и они готовы были платить за эксклюзивность.

При самом обычном шасси у автомобиля были великолепный двигатель и тщательнейшим образом проработанные детали, единый верхний распределительный вал, четыре клапана на каждый цилиндр и гидравлические тормоза на все колёса. Машина была мощнее и быстрее, чем у конкурентов, но при этом легче и меньше. Гидравлическая тормозная система была разработана Фредериком Дюзенбергом ещё в 1914 году и могла принести ему состояние, если бы он вовремя запатентовал своё изобретение.

Из-за финансовой нестабильности производство нового автомобиля продвигалось медленно. Завод в Индианаполисе с трудом выпускал одну машину в день, вместо запланированных ста в месяц.

В 1923 году дела у фирмы стали ещё более ухудшаться, и Ван Зандт покинул пост президента. В 1924 году компания стояла на грани банкротства. Автомобили с двигателями Duesenberg одерживали победы в спорте (в гонках «500 миль Индианаполиса» в 1924, 1925 и 1927 годах), но больших денег это не приносило. В 1925 году Фредерик Дюзенберг стал президентом компании, и фирму переименовали в «Duesenberg Motors Corporation ».

Модель Duesenberg X , выпущенная в 1926 году была спортивным вариантом модели A. Duesenberg X с более тяжёлым и длинным шасси (колёсная база - 3500 мм) и двигателем мощностью 100 л/с (75 кВт) достиг скорости в 161 км/ч. Основное отличие моделей заключалось в установке на версии Х гипоидных дифференциалов. Было выпущено всего 13 экземпляров автомобиля Х. Братьям не хватало капитала для развития и сохранения компании, и 26 октября 1926 года компанию приобрёл Эррет Лоббан Корд (Errett Lobban Cord ), владелец «Auburn Automobile » и ещё нескольких транспортных фирм.

Компания стала называться «Duesenberg, Inc ». Корд предложил Фреду создать лучший в мире автомобиль, который будет конкурировать с Rolls-Royce, Hispano-Suiza, Isotta-Fraschini, Mercedes-Benz - самыми роскошными машинами тех времён. Фредерик стал вице-президентом, отвечавшим за проектирование и экспериментальные работы. Август, принимавший активное участие в разработке моделей A и X, остался в отдельном цехе основного завода Duesenberg разрабатывать гоночные автомобили и в создании супермодели официально участия не принимал.

Первой была модель Y, собранная в феврале 1927 года. Было построено два варианта с двигателями объёмом 5,2 литра - с одинарным и двойным распределительными валами. Обе машины не понравились Корду и после дорожных испытаний были отвергнуты. Следующая разработка получила индекс Н и существовала только на бумаге. После небольших доработок завершилось создание модели Duesenberg J , роскошного и технически совершенного автомобиля, а потому и очень дорогого. Автомобиль назвали «плодом гения Фреда Дюзенберга и денег Корда», на его создание ушло 27 месяцев. 1 сентября 1928 года модель Duesenberg J с кузовом «двойной фаэтон» от «LeBaron» , окрашенная в серебристый и чёрный цвета, была продемонстрирована на Нью-Йоркском автосалоне.

На Duesenberg J был установлен новый рядный, восьмицилиндровый 32-клапанный с ОНС-распределением двигатель с жидкостным охлаждением объёмом 6882 см3, который при 4200 об/мин и степени сжатия 5,2 достигал мощности 265 л.с. (195 кВт). В комплекте к нему шёл карбюратор Шеблера и аккумулятор. Массивная классическая ходовая часть с центральной системой смазки. Жесткие мосты на полуэллиптических рессорах с фрикционными амортизаторами Ватсона. Гидравлические тормоза с усилителем. При общей массе 2100 кг автомобиль развивал скорость 190 км/ч, и несмотря на свои габариты, с 0 до 160 км/ч разгонялся всего за 21 секунду.

Большим новшеством в автомобиле была приборная панель, на которой, кроме обычного оборудования, были вмонтированы барометр, индикатор давления воздуха в шинах, индикатор воды в радиаторе и аккумуляторе, альтиметр, указатель уровня тормозной жидкости. Был ещё особый прибор, напоминающий обычные часы, сегодня его можно сравнить с бортовым компьютером. При помощи сложной системы из 24 шестерёнок на нём зажигались лампочки, оповещавшие о необходимости замены масла в картере или проверки уровня электролита в аккумуляторной батарее, это требовалось делать через 2000 - 2200 км пробега. Кроме того, этот «компьютер» через каждые 120 км пути включал насос, подававший в детали шасси жидкое масло, однако, это не исключало их регулярной смазки вручную.

Шасси и двигатели для модели J разрабатывались на «Duesenberg, Inc ». Двигатели создавались на основе успешных гоночных двигателей 1920-х годов, выпускала их фирма «Lycoming», принадлежащая Корду. А кузовные работы производились в кузовных ателье по заказу клиента, исходя из его возможностей и желания. Около половины из всех выпущенных Duesenberg J были созданы главным дизайнером фирмы Гордоном Байригом (Gordon Buehrig ), остальные разрабатывались и производились частными компаниями и дочерними фирмами Duesenberg, поэтому невозможно встретить две абсолютно одинаковые модели Duesenberg J . Стоимость шасси доходила до 10 000 долларов, а вместе с кузовом получалось около 20 тысяч. На автомобили, собранные в Европе, цена была ещё выше из-за импорта дорогостоящего шасси.

В 1929 году Duesenberg J была представлена на «Salon de l’automobile de Paris » в Европе. После Нью-Йоркской выставки в течении года было изготовлено 200 автомобилей. Duesenberg быстро становится символом статуса, богатства и престижа в США и Европе, одним из самых популярных автомобилей класса «люкс».

Первоначально покупатели были из финансовой столицы США Нью-Йорка. Потом автомобиль стали покупать звёзды Голливуда, появились состоятельные покупатели в Европе.
В числе владельцев автомобиля Duesenberg J были Грета Гарбо, Кларк Гэйбл, Аль Капоне, Гэри Купер, члены королевских семей Европы - король Италии Виктор-Эммануил III, король Испании Альфонсо XIII, герцог Виндзорский, югославская королева Мария.

Модель Duesenberg J выпускалась с короткой (3600 мм) и длинной (3900 мм) колёсными базами. Также существовали две машины (SSJ ) с сокращённой базой (3180 мм) и несколько машин с удлинёнными базами (4000 мм и более).

Индексы SSJ и SJ компанией официально никогда не использовались, они стали употребляться в среде автомобилистов.

До закрытия компании в 1937 году в серию вносились лишь незначительные изменения. 4-ступенчатая коробка передач, не справлявшаяся с мощностью двигателя, была заменена на 3-ступенчатую несинхронизированную, что делало автомобиль тяжелоуправляемым.

В 1932 году Фредериком Дюзенбергом была представлена модель с наддувом (Duesenberg SJ ). Центробежный нагнетатель располагался рядом с двигателем, старую выпускную систему заменили 4 хромированных гибких приемных трубы, проходящих через боковины капота с обеих сторон. Необычный внешний вид понравился покупателям, и внешние патрубки стали иногда заказывать как дополнительное оборудование для модели J без нагнетателя. Отсекатель выхлопных газов позволил сделать звук выхлопа тише и приятнее.

Было выпущено всего 36 автомобилей этой версии. Машина имела шасси «Mormon Meteor », разгонялась до 100 км/ч всего за 8 секунд и развивала скорость до 225 км/ч, несмотря на несинхронизированную коробку передач.

Вскоре после дебюта SJ , Фредерик Дюзенберг попал в автомобильную аварию на собственной машине Duesenberg SJ Murphy и скончался от воспаления лёгких, начавшегося из-за травм. Август взял на себя обязанности брата.

Под его руководством разрабатывалась модель SSJ . Построено было только два таких автомобиля со спортивным кузовом родстер производства «Central Manufacturing Company », одного из подразделений «Auburn » с двигателем объёмом 6,9 литра мощностью 400 л.с. (298 кВт) с двумя карбюраторами. Машины приобрели голливудские звезды: Кларк Гэйбл (Clark Gable ) и Гари Купер (Gary Cooper ).

Ещё одна версия Duesenberg J - это модель JN (этот индекс также никогда не использовался компанией). 10 экземпляров модели JN были выпущены в 1935 году с кузовами от «Rollston ». Они имели 17-ти дюймовые колёса (на остальных моделях были 19-ти дюймовые) и задние фонари в форме пули. Также были изменены аккумулятор, крылья, ящик для инструментов и некоторые детали рамы. С наддувом эта версия получила неофициальный индекс SJN .

Под управлением Корда компания Duesenberg существовала лишь в качестве престижной марки и практически не приносила прибыль. Поэтому после гибели Фредерика Дюзенберга конец был неизбежен.

В 1937 году финансовая империя Корда потерпела крах, и компания Duesenberg прекратила своё существование. После закрытия компании из оставшихся комплектующих в 1938 - 1940 годах было собрано ещё два автомобиля. Один из них - с кузовом от «Rollson» на длинной колёсной базе приобрёл немецкий артист Рудольф Бауэр в апреле 1940 года.

Интерес к автомобилям Duesenberg возобновился после Второй мировой войны. Август Дюзенберг попытался возродить престижную марку автомобиля, но неудачно. Автомобилем начали нтересоваться коллекционеры. Сегодня модели SJ и J являются самыми желанными автомобилями в мире коллекционеров. До наших дней сохранились 378 машин из выпущенных 481 (всех модификаций). Большинство из сохранившихся автомобилей Duesenberg и сегодня на ходу.

В 1975 году в Оберне (штат Индиана) прошёл фестиваль «Auburn-Cord-Duesenberg ». К этому событию было создано пять машин Duesenberg II . Автомобили с современными функциями комфорта и трансмиссией Ford V8 визуально практически не отличаются от оригинальных. Копии продавались за 225 тысяч долларов.

Да, именно такую задачу поставили перед конструкторами: ни больше ни меньше, а лучший автомобиль. И знаете что? У них получилось. Duesenberg были круче, чем Rolls-Royce и . Вспоминаем самые шикарные американские автомобили 30-х годов.

Несмотря на то что термин «суперкар» появился гораздо позже и применительно к абсолютно другому автомобилю, уже в 30-х годах существовали шедевры, которые технически на несколько десятилетий опережали свое время. Дамы смотрели на них с восхищением, а мужчины поголовно мечтали хотя бы прокатиться на них в качестве пассажира от перекрестка до перекрестка.

Речь пойдет о легендарной марке Duesenberg, которая, несмотря на свое недолгое существование, навсегда осталась в анналах истории как производитель одних из самых величайших автомобилей Америки, а многие автоэксперты сходятся во мнении, что ничего более красивого с тех пор американский автопром так и не создал. «Дьюзи» обожали голливудские звезды за роскошный дизайн, воротилы с Уолл-стрит покупали их в качестве статусного атрибута, а сицилийские мафиози отлично знали, что на этих машинах можно уехать от кого угодно.



Как все начиналось

Семья Дюзенберг эмигрировала в США из Германии в самом конце 19-го века. Два молодых человека, братья Фрэд и Август, начали свой путь к вершинам автомобилестроения с производства велосипедов, продолжили его, проектируя двигатели для компании Mason, а позже, в 1913-м, основали Duesenberg Motor Company, выпускавшую на заре своего существования лодочные моторы и автомобили для участия в гонках, носящие их собственное имя.

Во время второй мировой войны на производственных мощностях завода в Элизабет, штат Нью-Джерси, по лицензии был налажен выпуск авиационных двигателей Bugatti U-16. Однако в конце второго десятилетия 20-го века, братья продают все свои заводы и строят новые цеха в Индианаполисе, чтобы сосредоточиться исключительно на четырехколесной технике.

Duesenberg – выбор рекордсменов

Первые сенсационные успехи не заставили себя долго ждать. В 1919 году, благодаря разработанному Фредом шестнадцатицилиндровому мотору, на песках Daytona Beach был установлен новый наземный рекорд скорости – 255 км/ч. В течение следующего года Duesenberg создает свой первый верхневальный рядный восьмицилиндровый двигатель объемом 3 литра с тремя клапанами на цилиндр, чья концепция стала основой для всей последующей линейки моторов компании.





А в 1921 году впервые в истории американцы выигрывают Гран-при Франции. Я думаю, ты понимаешь, что находилось под капотом победившего автомобиля… В последующие 10 лет гонщики, отдающие предпочтение двигателям «Дьюзи», трижды завоевывали первые места на ежегодном соревновании 500 Miles of Indianapolis.

Первый дорожный автомобиль, который чуть всех не разорил

Репутация работала на руку братьям Дюзенберг, опыта им было не занимать, поэтому идея создания первого дорожного автомобиля родилась сама собой. В 1921 году Duesenberg представил миру своего первенца – Model A, за который просили баснословные по тем временам $6 500. Благодаря отточенным на гоночных треках технологиям, 4.2-литровая рядная «восьмерка» позволяла добиться максимальной скорости в 154 км/ч, что для дорог общего пользования тех лет было просто немыслимо.

Duesenberg Model A




Кроме того, Model A стал первым серийным автомобилем, оснащенным гидравлической тормозной системой, изобретенной Фрэдом еще в 1914 году. Ставшие сегодня чем-то абсолютно привычным гидравлические тормоза могли бы принести братьям состояние, если бы они вовремя получили патент на свое изобретение.

Model A был рассчитан на ценителей комфорта и скорости с толстыми кошельками. Но, несмотря на ручную сборку, пристальное внимание к деталям и передовую инженерию, продажи шли из рук вон плохо. К 1926 году своих владельцев нашли всего лишь 500 автомобилей и компания оказалась на грани банкротства.

Партнерство с Эрретом Кордом, которое очень помогло

Автомобильная история знает сотни примеров, когда гениальные конструкторы терпели фиаско просто потому, что не понимали законов рынка и, как следствие, их труды оставались невостребованными. Братья Дюзенберг обладали огромным техническим потенциалом и создавали эксклюзивный во всех отношениях продукт, но им нужен был человек, который смог бы выгодно этот продукт продать.

И вскоре такой человек нашелся, им стал предприимчивый делец Эррет Лобан Корд, владеющий к тому моменту Auburn Automobile, а позже ставший всемирно известным благодаря прорывному переднеприводному автомобилю Cord 812.


Под патронажем Корда было выпущено всего 13 Model X. Модель представляла собой по сути модифицированный Model A, однако и она не снискала успеха среди покупателей, и тогда братья получают от нового шефа вполне четкую директиву: «Построить самый лучший автомобиль в мире». Корд хотел ни много ни мало утереть нос таким грандам автомобилестроения тех лет, как Mercedes-Benz, Hispano-Suiza и Rolls-Royce, которые уже не первое десятилетие диктовали свои правила в сегменте самых роскошных автомобилей.

Попав под крыло Корда, компания получила название Duesenberg, Inc., а Фред был назначен вице-президентом, отвечающим за проектирование дорожных автомобилей. Август, принимавший активное участие в разработке Model A и Model X, фактически не имел отношения к созданию нового Model J, но все гоночные прототипы создавались именно им в отдельном цеху основного завода Duesenberg. Кроме того, он разработал ряд инновационных технических решений для Auburn и Cord.

Лучший в мире автомобиль

В конце 1928 года после презентации на Нью-Йоркском автосалоне начался выпуск Model J. Двигатели, разработанные для Model J, выпускались на заводе Lycoming, который входил в империю Корда. Это была рядная «восьмерка» объемом 6.9 литров с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами, расположенными в головке блока, которая в безнаддувной версии выдавала сокрушительные 265 л.с.

Duesenberg Model J




Конкуренты также делали ставку на увеличение объема как на основной способ добиться большей отдачи, однако максимальная скорость 192 км/ч, которую развивал Model J, была для остальных просто недостижимой. Другой причиной выдающейся динамики было широкое использование деталей из алюминия. Так, например, из «крылатого» металла были выполнены водяная помпа, рулевая колонка, бензобак, маховик двигателя, шатуны, впускной коллектор и тормозные колодки. Благодаря этому сухой вес автомобиля (без бензина, масла и прочих жидкостей) не превышал 2,5 тонны.

Фрэд Дюзенберг стремился создать превосходный автомобиль во всем, поэтому интерьер в Model J был воистину роскошным и предельно функциональным. Количество датчиков на приборной панели было, прямо скажем, запредельным даже по современным меркам. Там было все, начиная секундомером и заканчивая индикатором, напоминающим о необходимости замены масла в подвеске. Отделка салона была на высочайшем уровне, вплоть до мозаичных панелей из самых дорогих пород дерева и деталей из цельного золота. «Любой каприз за ваши деньги».

Duesenberg Model J Convertible Coupe


Duesenberg предлагал клиентам в основном только шасси и двигатель, стоимость которых доходила до $9 500. Кузов и интерьер покупатель выбирал сам, исходя из собственных приоритетов и возможностей, что было абсолютно нормальной практикой в 30-х годах. Большая часть кузовов для Model J была спроектирована главным дизайнером фирмы Гордоном Байригом, остальные же сошли со стапелей таких именитых частных кузовных ателье, как LeBaron, Murphy, Derham, Holbrook и др. Цена готового автомобиля составляла в среднем $17 000, но порой клиенту приходилось выкладывать все $25 000, что в 1929 году было эквивалентно цене пятидесяти (!) массовых Ford Model A.

Duesenberg JN


Duesenberg Model J в стандартной комплектации был доступен с длинной (3 900 мм) и короткой (3 600 мм) колесными базами. По желанию заказчика за дополнительную плату размер базы мог варьироваться. Например, специально для известнейших актеров Гэри Купера и Кларка Гейбла были построены два родстера с укороченной до 3180 мм базой.

Еще быстрее, еще круче!

Позже увидела свет версия SJ с двигателем, оснащенным механическим нагнетателем, двумя карбюраторами и впускным коллектором Ram’s Horn, которая разменивала «сотню» за неслыханные для дорожных автомобилей тех лет 8 секунд, а потолок скорости был ощутимо выше 200 км/ч. Несмотря на то что двигатель Model SJ развивал невероятные 320 л.с., не лишним будет напомнить, что речь идет о двух с половиной тоннах железа с аэродинамикой кирпича, к которым прикрутили велосипедные колеса.


В 1934 году Август Дюзенберг и штатный дизайнер Duesenberg Герберт Ньюпорт решаются на очередной рекорд и создают на шасси SJ умопомрачительный Duesenberg Special. После установки карбюраторов Bendix-Stromberg, модернизированной выхлопной системы и замены распредвалов с двигателя удалось снять 400 «лошадей». Именно этот мотор был установлен в эксклюзивный родстер SSJ, построенный специально в двух экземплярах для Купера и Гейбла.

В следующем году на соляных озерах Бонневилля Эб Дженкинс установил сразу несколько рекордов, намотав на одометре 5 235 км за 24 часа со средней скоростью 218 км/ч и разогнавшись до 245 км/ч. Рекорд продержался недолго. Август и Эб понимали, что из стандартного мотора «Дьюзи» уже выжаты все соки и для дальнейшей борьбы за рекорды необходимо искать новую силовую установку. И они ее нашли… Ею стал 26-литровый авиационный V12 Curtiss Conqueror, благодаря которому новый болид, названный Mormon Meteor, под управлением Дженкинса показал среднюю скорость 248 км/ч в течение заезда продолжительностью 24 часа.

С 1929 по 1936 год было продано 470 шасси и 480 двигателей. Кому? Среди владельцев Duesenberg числились такие звезды Голливуда, как Гэри Купер, Кларк Гейбл, Грета Гарбо и Мэй Уэст, воротилы бизнеса Говард Хьюз и Уильям Рэндольф Херст, члены европейских королевских семей и знаменитый босс итальянской мафии Аль Капоне.

Mormon Meteor III



Рекламные постеры были предельно лаконичны и четко ориентированы на целевую аудиторию, на них даже не было изображения автомобиля, не говоря уже о технических характеристиках. Статный немолодой джентльмен на борту собственной яхты или женщина, разговаривающая со слугой, и скромная подпись «He/She drives а Duesenberg». Слишком пафосно? «Дьюзи» не строились для домохозяек и парней с рабочих окраин Нью-Йорка.

Драматический финал

Duesenberg никогда не воспринимался Кордом как источник прибыли, это был символ величия и недосягаемая для других вершина его промышленной империи. В его планах был выпуск 500 штук Model J перед созданием новой модели, но Великая Депрессия внесла свои коррективы, и Duesenberg, Inc вслед за другими компаниями, принадлежавшими Корду, была вынуждена объявить себя банкротом.

Фрэд Дюзенберг не дожил до этого момента, разбившись за рулем Model J на гонках пятью годами ранее. Он отдал себя без остатка своему детищу и идее всей своей жизни, создав максимально совершенный автомобиль для своего времени. Несмотря ни на что, его брат продолжал начатое ими дело, но попытка возродить марку в 1947 году так и не увенчалась успехом.

Duesenberg Speedway Car




Что в итоге?

Два механика-самоучки из Германии Фрэд и Август Дюзенберг за свою недолгую карьеру совершили мощнейший технологический прорыв, установив планку подхода к автомобилестроению на настолько высокий уровень, что она оставалась недосягаемой для большинства автогигантов еще не одно десятилетие после того, как Duesenberg стал частью истории. Их автомобилями восхищаются до сих пор, они уходят с аукционов за баснословные деньги в музеи и частные коллекции, оставаясь памятниками трудолюбию и инженерному гению братьев Дюзенберг.

После бала

Внимательный читатель, увлекающийся кино, наверняка уже сказал себе: «где-то я видел этот Duesenberg Model J!» А увидеть его, в желтом цвете, можно в прогремевшем в 2013 году фильме «Великий Гэтсби» — герой Леонардо ДиКаприо ездит как раз на таком. Фатальную роль для одной из чрезмерно любвеобильных героинь сыграл маскот Duesenberg, выполненный в виде стрелы.
Сам автомобиль, принимавший участие в съемках — это качественная реплика, сделанная в 1975 году. Партию из пяти машин с использованием фордовских агрегатов приурочили к первому олдтаймер-фестивалю Auburn-Cord-Duesenberg, и продали каждую за 225 000 долларов. Ценители марки отмечают, что внешне эти реплики практически неотличимы от настоящих Model J. Что же до фестиваля фанатов ретро-техники, то он проходит до сих пор, и ближайший будет с 30 августа по 7 сентября 2015 года в Оберне, штат Индиана. Есть время сделать визы и успеть увидеть Дюзенберг своими глазами;)