История марки руссо-балт. Легендарный «Руссо-Балт Технические данные «Руссо-Балт» Impression

Как известно после революции 1917 года РБВЗ прекратил свое существование, и вот, спустя почти 90 лет после своего исчезновения, марка «Руссо-Балт» возвращается. Как и раньше, она будет строить шикарные автомобили по индивидуальным проектам, носящие тот же самый фирменный герб. Но всё остальное будет другим.

История возрождения «Руссо-Балт» началась в 2003 году. Тогда ателье A:Level, прославившееся своим автомобилем Volga V12 coupe, приступило к выполнению нового проекта. Была поставлена задача, построить автомобиль в стиле 30-х годов прошлого века. Был объявлен конкурс среди лучших дизайнеров России, который выиграл Звияд Циколия, именно его эскизы больше всего понравились и сотрудникам A:Level, и заказчику. Свой неоценимый вклад в разработку машины внёс и дизайнер компании Toyota Владимир Пирожков. Изначально автомобиль должен был носить эмблему A:Level. Однако чуть позже, уже по ходу его создания, компания A:Level приобрела права на марку «Руссо-Балт», и Impression решили делать под её именем.

При разработке автомобиля инженеры предусмотрели гибкость платформы, поэтому на Impression можно будет поставить узлы и от другого производителя. Работа над машиной велась на базе компании в Подмосковье. Поначалу всё шло хорошо, однако, вскоре стало ясно, что самой построить этот автомобиль A:Level не под силу. Тогда за помощью она обратилась к немецкой компании GERG, строящей концепты для немецких производителей и компоненты для болидов DTM и Формулы-1. Именно там её довели до ума, и там же она будет производиться. Но сами создатели говорят, что, поскольку Германия относится к числу балтийских стран, то никакого противоречия здесь нет. В конце концов, и Руссо-Балтийский вагонный завод тоже располагался не на территории нынешней России.

Автомобиль был готов уже к автосалону в Женеве, который прошёл в марте 2006 года. Но под стенд «Руссо-Балту» отвели далеко не самое лучшее место, поэтому от участия в выставке решили отказаться.

Производство автомобилей A:Level планирует начать, как только будут собраны минимум 10 заказов. Рыночную стоимость владельцы марки называть пока отказываются. Эксперты называют цену в 1,5 миллиона евро. Сборка Russo-Baltique Impression будет осуществляться на производственной базе Gerg GmbH, расположенной в окрестностях Мюнхена.

Вряд ли купе Russo-Baltique Impression приглянется нашим политическим деятелям,— скорее оно заинтересует богатых коллекционеров эксклюзивных машин. Ведь таких автомобилей будет сделано максимум 10 —15 штук. К слову, в планы компании входит и создание настоящего суперкара. А пока она будет производить это четырёхместное купе.

Те, кто интересуется автомобильной историей России начала ХХ века, безусловно, согласятся со мной, что одними из ярких автомобилей тех лет, производившихся на территории Российской империи, были автомобили "Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода" ("РБВЗ"), располагавшегося в городе Рига.
Вот кстати плакетка этого предприятия из Музея Московской железной дороги:

Процессу создания и развития "РБВЗ", его ценным бумагам и выпускаемой продукции посвящено множество статей, монографий и книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно хочется отметить труд нашего историка Л.М. Шугурова " В погоне за Руссо-Балтом", который он писал почти два десятка лет. В России выпустили даже аудио книгу: "Рыцарь "серебряного века" - история "Руссо-Балта" (если поискать можно найти ее всети и насладиться рассказом), готовятся к воплощению в жизнь новые книги и статьи, возможно в ближайшем будущем будет создан и качественный документальный фильм (а почему нет?). Все это доказывает, что интерес к "РБВЗ" не ослабевает и особенно к изделиям его автомобильного отдела образованного в 1908 году. К сожалению, до наших дней сохранился только единственный экземпляр автомобиля "Руссо-Балт". Это автомобиль К12/20, 1911 года выпуска, вызвавший огромный интерес у искушенной публики на "Олдтаймер Галерее" Ильи Сорокина, проходившей весной 2012 года в Москве и постоянно экспонируемого в автомобильном отделе Политехнического музея столицы России.



в Музее киноконцерна "Мосфильм" есть очень страшная реплика "Руссо-Балта" К12/20, очень страшная)), но это не мешает снимать ее в кино



Пожарный автомобиль "Руссо-Балт" Д24/40, находящийся в Рижском автомобильном музее, к сожалению, не полностью состоит из оригинальных деталей. Кстати в 2014 году его "переобули" в новые покрышки.



Именно поэтому продукция предприятий, мастерских и мастеров одиночек создающих масштабные модели это, по сути единственная возможность увидеть автомобили, выпускавшиеся "РБВЗ", в объеме. И это прекрасно, что благодаря инициативе сотрудников саратовского объединения "Тантал" (позднее переименованного в "Агат"), начиная с 1978 года, увидели свет знакомые многим копии в масштабе 1\43 пять различных модификаций автомобилей "Руссо-Балт" (фото тут размещать не буду, так как их видели многие), которые в дальнейшем позволили расширить линейку моделей автомобилей "РБВЗ" путем "конверсирвания" этой продукции.
"Конверсии" создавались как правдоподобные (т.е. прототип реального автомобиля все же существовал) и не очень, например почтовый автомобиль, созданный неизвестным автором из города Иванова (на следующем фото)



Фантазиныйх "Руссо-Балтов" очень много можно увидеть в каталогах "Автомобиль на ладони", особенно во второй части. Каких там только нет))
Серьезные же мастера одиночки такие как Виталий Молотков, Андраник Манукян, Андрей Самолдин, Игорь Ильюшин, Юрий Кипер, Зиновий Лахтерман (с помощью Станислава Кирилец) и другие, и объединения, например «ЕКАМ», «Саратовская лаборатория минимоделей», «АБ-Моделс», пытались создавать копии реальных прототтпов. Не стоить думать, что масштабные модели автомобилей «Руссо-Балт» изготавливались только на базе продукции «Тантал». Известны и полностью созданные с нуля, например мастерскими «Русский вариант», «Eastern Models» или мастерами Игорем Борцовым, Евгением Бабуриным, Дмитрием Володичевым и ранее уже упоминавшимся Андраником Манукяном.

У меня нет цели показать тут все "конверсии", покажу некоторые из них, начиная с фото интересных "конверсий" сначала созданных на базе саратовских моделей:


Переделка мастера из Прибалтики


"Руссо-Балт Гранд Туризмо", автор Андраник Манукян (если присмотреться можно увидеть и колеса от казанской модели АМО-Ф-15)


Копия этого медецинского атомобиля создано в уже далеких 90-х мастерской "ЕКАМ"


Пожарный, автор Андраник Манукян


Лимузин, автор Андраник Манукян


"Руссо-Балт" С24/55 ралли Монте Карло, автор Андраник Манукян


"Руссо-Балт Огурец", автор Андраник Манукян


" Руссо-Балт" С24/40 Торпедо, шасси 376, XIII серии, 1914 год, автор Зиновий Лахтерман

" Руссо-Балт" С24/30 с движетелем Кегресса, автор З иновий Лахтерман


" Руссо-Балт" бронеавтомобиль Автомобиль Джеффери - Поплавко, мастерская "Уральский Сокол"



" Руссо-Балт" бронеавтомобиль 1914 год, р абота Юрия Пивкина из города Пенза


" Руссо-Балт" Е15/35, автор Андраник Манукян

" Руссо-Балт" Т 40/65 с пушкой, автор Андраник Манукян

" Руссо-Балт" M24/35 1912, авторы Артель "Универсал" (Украина)

" Руссо-Балт" С 24/55 Ралли Монте-Карло 1912 , мастерская из Нижнего Новогрода (автор мастер-модели Игорь Борцов)

К сожалению, большую часть "конверсий" изготовленных в девяностых года прошлого века и начале двухтысячных, а также качественные самоделки уже крайне трудно найти - в среде коллекционеров это признанные раритеты, но расстраиваться не нужно, кто ищет тот всегда найдет) , если конечно это интересно.

Многие даже не догадываются. Сегодня мы познакомимся с автомобильной маркой «РуссоБалт», которую по достоинству можно назвать первооткрывательницей российского автопрома.

Предыстория

Впервые автомобиль с двигателем внутреннего сгорания попал на территорию Российской империи в далеком 1891 году. Это было авто французской фирмы «Панар-Левассор». Принадлежало оно редактору «Одесского листка» Василию Навроцкому.

В Санкт-Петербурге появилась в 1895-м, а в Москве - в 1899 году.

Первым серийным автомобилем, выпущенным на территории Российской империи, была модель Фрезе и Яковлева, представленная общественности в 1896 году. Но это авто не вызвало интереса у официальных кругов.

Мотор и трансмиссия изготавливались на заводе Яковлева, а ходовую часть и колеса делали на фабрике Фрезе. Как внешне, так и конструктивно модель была очень схожа с автомобилем Бенца. Тем не менее перспективы у машины были. На данный момент неизвестно, сколько было выпущено таких авто, но их история была очень непродолжительной. Связано это с тем, что в 1898 году Евгений Яковлев умер. Сначала его компаньон Петр Фрезе покупал моторы за границей, но потом решил продать свои мощности Русско-Балтийскому вагонному заводу. На этом предприятии делали не только вагоны, но и сельскую технику, а также аэропланы на керосиновых моторах. Завод был очень крупным и имел свои отделения в разных городах: Риге, Твери, Санкт-Петербурге, а позже также в Таганроге и Москве.

Первые модели

Автомобильный отдел завода сформировали к 1908 году в Риге. А уже в мае следующего года появилось первое авто «РуссоБалт». Автомобиль был создан по прототипу неизвестной для широких кругов бельгийской модели «Фондю». В создании российской версии участвовал бельгийский конструктор Жальен Поттер. Отечественные специалисты, а именно Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев, также внесли немалый вклад в создание автомобиля. Слаженная работа тройки конструкторов привела к выпуску серии машин. В нее входили легковые - К-12, С-24 и Е-15 - и грузовые - Т-40, М-24, Д-24 - автомобили. Наибольшую популярность получила модель С-24. Именно на нее приходилось 55 % выпуска.

Автомобиль «Руссо-Балт»: признание

Модели, выпущенные на вагонном заводе, отличались прочность и надежностью. Они неоднократно принимали участие в различных международных состязаниях: ралли и пробегах. В Монте-Карло и Сан-Себастьяне они были в числе лучших. Говоря о надежности машин, всегда вспоминают, как один экземпляр С-24 1910 года выпуска смог проехать 80 тысяч километров без серьезных поломок. На тот момент это было невероятным достижением всего автопрома и марки «РуссоБалт».

Автомобиль был признан на самом высоком уровне - императорский гараж в 1913 году разжился двумя легковушками РБВЗ. Первой из них была нашумевшая модель С-24, а второй - К-12. 64 % продукции завода приобретались российской армией. Машины имели спрос в основном среди штабных работников и медиков. Кстати говоря, были модели, на шасси которых устанавливался бронированный кузов.

Особенности производства

Автомобиль «Руссо-Балт», фото которого вызывают чувство гордости, имел простую, но очень прочную конструкцию. Основные детали, а именно: картер, цилиндры и трансмиссия, выливались из алюминия. Вращающиеся детали: колеса и шестеренки передач - были посажены на шариковые подшипники. Отливка цилиндров совместно с блоком была диковинкой и использовалась лишь в моделях С-24 и К-12 - флагманских моделях «РуссоБалт».

Автомобиль выпускался большими партиями. Примечательно, что детали в авто одной партии были полностью взаимозаменяемы. А между партиями одной модели могли быть существенные отличия: количество передач, мощность мотора, колесная база, конструкция отдельных деталей. Геометрические параметры деталей измерялись по метрической системе. Почти все части автомобилей изготавливались непосредственно на вагонном заводе. На стороне приходилось приобретать шариковые подшипники, масляные манометры и шины.

Экипажные отделы были как в Питере, так и в Риге. Каждый из них выпускал кузовы для определенных моделей. Кузов «Руссо-Балта» имел много модификаций: закрытые лимузины, открытые фаэтоны, популярные среди европейцев ландо, сигарообразные торпедо и другие. На выставке 1910 года, проходящей в Санкт-Петербурге, вагонный завод представил сразу пять моделей. Спустя год их было уже шесть.

Стране Советов, по всей видимости, легковые автомобили не были нужны. Поэтому их выпуск постепенно сокращался, а в 1926 году полностью прекратился. А заводские мощности во всем своем объеме были перенастроены на оборонную промышленность.

Разберем более детально, что собой представляли выпущенные компанией «Руссо-Балт» автомобили. Технические характеристики помогут нам в этом.

«Руссо-Балт» К-12

Автомобили К-12/20 серии V, выпущенные в 1911 году, имели максимальную мощность в 20 лошадиных сил, что обозначено в названии. В 1913 году появилась следующая серия - XI, ее мощность составляла уже 24 л. с. Машина называлась соответственно - К-12/24. Среди особенностей этой модели можно выделить:

Цилиндры, отлитые общим блоком;

Одностороннее расположение клапанов;

Термосифонную систему охлаждения.

КПП устанавливалась отдельно от двигателя, а крутящий момент передавался на задние колеса с помощью карданного вала. Автомобиль весил порядка 1200 кг, поэтому задние рессоры были ¾-эллиптическими, а не полуэллиптическими. У ранних серий колесная база составляла 2655 миллиметров, а у поздних - 2855 мм.

Модель К-12 чаще всего приобретали в личное пользование, ведь она была самой дешевой среди машин вагонного завода. Тем не менее и состоятельные люди часто выбирали ее. Среди владельцев К-12 в кузове ландоле можно отметить несколько выдающихся личностей: князя Константина Константиновича, князя графа Сергея Витте, промышленника Эдуарда Нобеля.

В общей сложности завод выпустил 141 экземпляр автомобиля К-12. Они были представлены в пяти сериях. Приведем характеристику серии V 1911 года:

Мотор - рядный, 4-цилиндровый, 2,2-литровый, с нижним расположением клапанов;

Мощность - 12 лошадиных сил на 1500 оборотах;

КПП - механическая, на три ступени;

Рама - лонжеронная;

Тормоза - барабанные, задние;

Подвеска - рессорная, зависимая;

Максимальная скорость - 50 км/ч;

Кузов - открытый, 4-местный.

«Руссо-Балт» С-24

Самой дорогой легковой моделью РБВЗ был автомобиль С-24, который выпускался до 1918 года. Автомобиль с 6-местным кузовом нашел широкое применение среди штабных работников российской армии. На его шасси устанавливали и другие кузовы: двухместные гоночные, роскошные ландоле и лимузины. Была даже полугусеничная зимняя версия - автосани. Главная особенность этого авто - мотор. Его цилиндры отливались в двух блоках, а клапаны (нижние) располагались по обе стороны цилиндров. Вода циркулировала по системе охлаждения с помощью центробежного насоса. Сзади, между рессорами, располагался бензобак, топливо из которого подавалось в моторный отсек посредством давления отработанных газов. Чтобы езда по булыжникам и грунтовке была более комфортабельной, задняя подвеска включала в себя три взаимосвязанные полуэллиптические рессоры: две продольные и одну поперечную. В зависимости от вида кузова масса авто составляла 1540-1950 кг.

Модель выпускалась в девяти сериях, каждая из которых была лучше предыдущей. В 1912 году завод отказался от своего карбюратора и начал устанавливать на С-24 французский карбюратор «Зенит». Это, вместе с изменением профиля кулачков цилиндра, позволило поднять номинальную мощность с 30 до 35 лошадиных сил. В этом же году колесная база была удлинена с 3160 до 3165 мм. В 1913 году мощность авто вновь увеличили, внедрив 4-ступенчатую КПП.

За девять лет было выпущено 347 моделей С-24. 285 из них имели открытый кузов торпедо. Остальные примерно поровну распределись среди лимузинов, ландоле и дубль-фаэтонов. Вот таким был флагманский «Руссо-Балт» - автомобиль, отзывы владельцев которого отмечали главным образом его надежность и простоту в обслуживании.

Концепт Impression

Автомобили вагонного завода не были забыты, и совсем недавно была попытка возродить «Руссо-Балт». Автомобиль, история которого даже короче, чем легенда о нем, ассоциируется с исконно русским автопромом, поэтому есть желающие вернуть его. С начала 21-го века марка принадлежит компании A:Level. В 2002 году она была переименована в Russo-Baltigue. В 2006-м был представлен концепт Impression, в разработке которого поучаствовало немецкое ателье German Gerg GmbH. Планировалось выпускать всего 15 автомобилей в год и продавать их коллекционерам. Однако необычный концепт практически никого не смог заинтересовать, и производство свернулось.

Модель для кортежа

После попытки возрождения в 2006 году о бренде «Руссо-Балт» вновь заговорили. В 2013 году было предложено наладить выпуск специальных моделей для Это позволило бы отдать дань великому бренду «Руссо-Балт». Автомобиль 2013 года должен был собираться на платформе «Роллс-Ройса-Фантом». К сожалению, по сей день этот проект так и не реализовали.

Заключение

Вот мы и узнали, что такое «Руссо-Балт» (автомобиль). Обзор моделей, технические характеристики и мнение экспертов помогли нам дать наиболее полную оценку первому русскому автобренду. Жалко только, что назвать это авто действительно русским сложно. Ведь оно было построено по прототипу бельгийской модели. Тем не менее без работы отечественных конструкторов, возможно, мир и не узнал бы о бренде «РуссоБалт». Автомобиль однозначно заслуживает внимания, и вполне возможно, что он еще напомнит о себе.

Полное название: Русско-Балтийский вагонный завод
Другие названия: Руссо-Балт, РБВЗ
Существование: 1869 г. - наши дни.
Расположение: Лифляндская губерния: Рига
Ключевые фигуры: Иван Фрязиновский (директор)
Продукция: Легковые и гоночные автомобили
Модельный ряд: Руссо-Балт К-12-20
Руссо-Балт тип С
Руссо-Балт С24/30 дубль-фаэтон
Руссо-Балт С24/40 Кегресс
Руссо-Балт С24/55 (ч.1) / Руссо-Балт С24/55 (ч.2)
Руссо-Балт С24/58
Руссо-Балт Л24/35
Руссо-Балт М24/35
Промбронь-С (1922-1926)
Russo-Baltique Impression

История автомобилей марки «Руссо-Балт» началась ещё в царские времена. Тогда в Российской империи был построен РБВЗ, что расшифровывается как «Русско-Балтийский вагонный завод». Из самого названия следует, что изначально основной продукцией завода были железнодорожные вагоны. Кроме того на РБВЗ делали машины для сельского хозяйства, аэропланы и работавшие на керосине двигатели.

Завод был очень крупным предприятием. Его отделения находились в разных городах, в том числе, в Риге, Твери, в северной столице. С развитием мощностей в 1916 году появились ещё два отделения – Таганрогское и Московское.

Первые автомобили завода

Автомобильный отдел завода был образован в 1908 г. в Риге. А в мае 1909 г. появился и первый автомобиль. Прототипом первенца послужил заграничный автомобиль неизвестной широкому кругу потребителей марки, выпускавшейся фирмой «Фондю» из Бельгии.

Для создания российского автомобиля на завод пригласили бельгийского конструктора Жюльена Поттера.

Немалый вклад в создание техники внесли и отечественные специалисты: Дмитрий Бондарев и Иван Фрязиновский. В результате тесного сотрудничества упомянутой тройки завод освоил выпуск целой серии автомобилей. На свет появились легковушки марок К-12, Е-15 и С-24. Параллельно велись разработки и грузовых машин, это: Т-40, М-24, Д-24. Наиболее востребованным стал легковой автомобиль С-24. Именно на эту марку приходилось порядка 55 % от всех выпускавшихся авто.

Руссо Балт до и после революции

Отличительными чертами выпущенных вагонным заводом автомобилей были исключительная прочность и надёжность. Российские машины участвовали в различных международных соревнованиях: пробегах и ралли. Они были в числе лучших в Монте –Карло и в Сан-Себастьян.

Когда говорят о надёжности машин, всегда вспоминают, как одна из легковушек марки С-24 выпуска 1910 г. умудрилась без серьёзных поломок пройти целых 80 тыс. км. Для того времени это было огромное достижение.

Заслуги завода были признаны на самом высоком уровне. Выразилось признание в заказе Императорским гаражом в 1913 г. двух изделий РБВЗ. Внимания удостоились С-24 и К-12. Большую часть автомобильной продукции (64 %) приобретала российская армия. Машины использовали и штабные работники, и медики. Кроме того, на шасси устанавливали бронированные кузова.

Конструкция машин была несложной, но очень прочной. Ряд основных деталей: картер двигателя, цилиндры и коробка передач изготавливались посредством литья из алюминия. Вращающиеся детали: шестерёнки передач и колёса насаживались на шариковые подшипники. Диковинка в виде отливки цилиндров совместно с блоком использовалась для К-12 и Е-15.

Выпускались автомобили большими партиями. Что примечательно, в авто одной партии детали были полностью взаимозаменяемы. А вот между партиями одной и той же модели существовали различия, притом весьма существенные. Они выражались в количестве передач, в силе двигателя, в конструкции отдельных сборочных единиц, в колёсной базе.

Для обозначения геометрических параметров деталей использовалась метрическая система.

Практически все части машин делали непосредственно на РБВЗ. Чего не выпускал вагоностроительный завод, так это шариковых подшипников и масляных манометров. Эти изделия, как и шины, приходилось приобретать на стороне.

Экипажные отделы завода располагались в Санкт Петербурге и в Риге. Каждый из отделов выпускал кузова к своим маркам машин. Если говорить о типах автомобильных кузовов, то их было несколько: сигарообразные торпедо, закрытые с жёсткой крышей лимузины, открытые с мягким верхом фаэтоны, популярные в Европе ландо и ряд других. На автовыставку 1910-го года, проходившую в Петербурге, РБВЗ направил сразу пять своих моделей. Спустя три года, на автошоу их было уже шесть штук.

Стране Советов легковые автомобили, видимо, не требовались. Их выпуск постепенно спадал и в 1926 году полностью прекратился. Заводские мощности в полном объёме перешли в подчинение оборонной промышленности.

Руссо-Балт возвращается

Решение о возрождении почти забытой марки было принято в 2003 г. Эмблемой Руссо-Балт начала прошлого века будут украшать эксклюзивные машины, которые планируется выпускать мелкими партиями. «Первой ласточкой» станет «Russo-Baltique Impression» с кузовом «купе». Новинка рассчитана на состоятельных коллекционеров. Планируемое к выпуску количество авто всего 1015 штук.

Марка Руссо-Балт восстала из прошлого благодаря автоателье A:Level.

В самом начале двухтысячных A:Level получило заказ на создание автомобиля в стиле ретро. Дизайн авто отбирали по конкурсу. Лучшим с точки зрения обеих сторон (заказчика и производителя) признали проект Звияда Циколия. «Приложил руку» к созданию авто и Владимир Пирожков – дизайнер фирмы «Тойота».

Изначально ателье планировало отметить Impression собственной эмблемой. Намерения изменились после приобретения компанией марки Руссо-Балт.

К производству машины приступили на Подмосковной базе компании. Прикупили агрегаты знаменитого «немца» Mercedes-Benz CL65 AMG и работа закипела. Однако, труженикам A:Level пришлось признать, что воплотить в жизнь задуманное без посторонней помощи не удастся. Руку помощи протянула компания GERG. Эта немецкая фирма имеет огромный опыт в строительстве компонентов болидов Формулы-1 и DTM. Производство на территории нашей страны было свёрнуто и полностью перенесено в Германию.

Разработчики считают, что никакого противоречия между названием авто и местом его изготовления не существует. С одной стороны, они причисляют Германию к странам Балтии, а с другой говорят, что штаб квартира РБВЗ находилась в Риге, которая в настоящее время никакого отношения к России не имеет.

Достаточно просто зайти в интернет, чтобы понять, как русские относятся к отечественным автомобилям: с горькой иронией. При этом мало кто знает, что меньше века назад русское автомобилестроение не только процветало, но и опережало зарубежное по всем параметрам.

Еще во времена Российской империи завод «Руссо-Балт» был знаменит на весь мир своими легковыми автомобилями: лимузины, фаэтоны и даже двухместные гоночные машины были известны своим качеством и роскошью. Об этом красноречиво говорит их цена: в то время, как европейские «Рено» и «Опель» стоили всего по 5000 рублей, «Руссо-Балт» модели С можно было приобрести только за 7500.

Эти автомобили можно без сомнений назвать гордостью Российской империи и благодаря победам в престижных ралли: например, Санкт-Петербург - Монте-Карло в 1912 и 1913 годах.

Более того, «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия. О прочности этой машины говорит курьёзный случай, произошедший во время одного из пробегов: водитель наехал на избу; при этом изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым.

Сейчас многие водители жалуются на неудобства во время езды по российским «суровым» дорогам. В «Руссо-Балте» же все это было предусмотрено: подвеска задних колес была сделана особым образом, чтобы обеспечить удобную езду по булыжнику и грунтовым дорогам.

Кроме того, создатели позаботились и о суровой русской зиме: так как в то время не было шипованной резины, машина была оснащена лыжами и резиновыми гусеницами с металлическими гребнями.

Разумеется, множество российских известных персон того времени не смогли устоять перед покупкой такого роскошного автомобиля: великий князь Константин Константинович Романов приобрел три «Руссо-балта», великая княжна Мария Павловна Романова премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын и многие другие-по одному автомобилю.

Так что же случилось с блестящим и успешным проектом под названием «Руссо-Балт»? Его печальная история началась во время Первой Мировой Войны: завод был эвакуирован из Риги в Москву. Однако последним ударом стала национализация «Руссо-Балта» в 1918 году по постановлению Совета Народных Комиссаров – после нее завод не производил почти ничего, кроме военной техники.

Тем не менее, легенда российского автопрома не была забыта. В 2002 году была предпринята попытка восстановить бренд, однако она не увенчалась успехом и была забыта, оставив после себя концепт «Руссо-Балт» Impression.