Права и обязанности пассажиров транспортных средств. Права и обязанности пассажиров транспортных средств Особенности действия проездных документов

Документы водителя/владельца транспортного средства

Водитель
обязан иметь при себе и по требованию инспектора предоставлять
определенный набор документов, а именно водительское удостоверение
(права), свидетельство о регистрации транспортного средства, в случае,
если водитель не является владельцем ТС и в автомобиле владелец
отсутствует — доверенность, полис обязательного страхования (ОСАГО).

Паспорт транспортного средства (ПТС)

Паспорт
транспортного средства основной документ, по сути его можно сравнить с
вашим свидетельством о рождении. Выдает его изначально
завод-изготовитель и в дальнейшем он переходит от владельца к
владельцу. Возить с собой его не нужно, а требуется он в основном
только при регистрации и снятии с регистрации транспортного средства.

При
покупке автомобиля бывшего в употреблении, первое знакомство с ним
стоит начинать именно с ПТС, в нем значатся все владельцы этого
автомобиля. Если вам предъявляют дубликат есть смысл насторожиться – а
сколько было у него владельцев, ведь если их добрый десяток, а то и
больше, говорить о сохранности авто нет смысла.

Водительское удостоверение

Водительское
удостоверение не дает право управлять каким-то конкретным транспортным
средством, а подтверждает ваше умение управлять транспортными
средствами определенной категории. Этот документ можно сравнить с
дипломом об окончании ВУЗа.

Все транспортные средства (за
исключением троллейбусов и трамваев) подразделяются на пять основных
категорий, именно эти категории указываются в водительском
удостоверении:

Свидетельство о регистрации

Свидетельство
о регистрации еще называют техпаспортом, в нем указываются самые важные
данные транспортного средства, по которым можно точно соотнести
автомобиль и документ. Это марка автомобиля, тип и цвет кузова,
номерные агрегаты (двигатель, кузов и т.п.), технические характеристики
транспортного средства. Кроме этого в техпаспорт внесены данные
настоящего владельца, т.е. если при проверке документов оказалось, что
свидетельство о регистрации у вас отсутствует, инспектор вправе
задержать транспортное средство до тех пор, пока не будут предоставлены
соответствующие документы.

Ещё на InDrive.Net:

05. Применение специальных сигналов

В случае если владельцем
автомобиля являетесь не вы, необходимо при себе иметь доверенность на
право эксплуатации транспортного средства, не обязательно нотариально
заверенную.

Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности

Водитель
обязан при себе иметь полис ОСАГО, данные водителя должны быть внесены
в перечень водителей в полисе (если полис с ограниченным числом лиц).

До
сих пор по поводу ОСАГО ломают копья, хотя уже и в меньшей степени, чем
вначале. Высказываются диаметрально противоположные мнения о
необходимости и форме страхования, вносятся поправки в
законодательство. Но все же мнение большинства: это шаг вперед к
цивилизованной форме общения после ДТП.

Страхуют вашу
ответственность в результате ДТП перед невиновной стороной, т.е. если
произошла авария и вы при этом виновны, а ущерб, к примеру, составляет
20 тыс. рублей, эту сумму пострадавшему за вас выплатит ваша страховая
компания, повреждения же вашего автомобиля вы восстанавливаете своими
силами.

Не путайте ОСАГО и КАСКО. КАСКО — страхование
добровольное и возмещение получает тот, кто застраховал свой
автомобиль. Допустим в лобовое стекло вашего застрахованного автомобиля
на трассе попал камень, в результате стекло повреждено, если полис
КАСКО подразумевает подобный страховой случай, вы получите возмещение
убытка.

Дорожно-транспортное происшествие

Основные
причины ДТП: нарушения ПДД со стороны водителей - 74,3%, нарушения ПДД
со стороны пешеходов - 30,8%, неудовлетворительное состояние улиц и
дорог - 22,7%, технические неисправности т.с - 2,5%. Да, прав был
Николай Васильевич, в России две беды: дураки и дороги…

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

С
позиций Правил, не всякое столкновение с участием транспортных средств
является ДТП. Попробуем разобраться с этим поподробнее. Итак, дорожно-транспортное происшествие
– событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен
другой материальный ущерб. В соответствии с приведенной
формулировкой для отнесения события к ДТП необходимо наличие как
минимум трех условий: транспортное средство должно двигаться, само
событие должно быть связано с этим транспортным средством и
последствия события должны соответствовать перечисленным в определении.

Таким
образом, внезапная смерть в транспортном средстве водителя или
пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, т.к. это
событие напрямую не связано с движением автомобиля. Также нельзя
отнести к ДТП травмирование водителя во время устранения им каких-либо
неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле. К ДТП не относятся
события, возникшие вне дорог, т.е. столкновение на территории АЗС
номинально не относится к ДТП.

Ещё на InDrive.Net:

07. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

В случае ДТП водитель обязан
немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, выставить
знак аварийной остановки на соответствующем расстоянии (в населенном
пункте не менее 15 м, вне населенного пункта не менее 30 м). Если
транспортные средства перекрывают движение другим, принять меры к
освобождению проезжей части, предварительно обозначив места, имеющие
непосредственное отношение к ДТП (осколки фар, положение автомобилей и
т.п.). Дальнейшее развитие событий может идти по двум путям: если есть
пострадавшие вызвать ГИБДД и скорую медицинскую помощь, если
пострадавших нет и водители взаимно согласны относительно ДТП, при
свидетелях составить схему аварии и проследовать к ближайшему посту
ГИБДД для регистрации случившегося.

Достаточно
распространенное явление – попытка решить вопрос, в том числе и
материальный, на месте без привлечения сотрудников милиции. Такое
поведение чревато, все вы слышали об «автоподставах», так вот
встретиться именно с ней вполне реально. Пример из жизни, надеюсь, вам
он поможет не попасть в неприятную ситуацию:

Водитель «А»
остановился перед перекрестком на запрещающий сигнал светофора, в этот
момент водитель «Б» допустил столкновение с автомобилем «А». В
результате на автомобиле «А» поврежден задний бампер. После недолгих
разговоров о том, как быть водитель «А» получает энную сумму денег,
вполне перекрывающую ремонт его автомобиля и пожав руку водителю «Б»
уезжает восвояси. Как только водитель «А» скрывается за поворотом,
водитель «Б» вызывает инспектора ГИБДД и рассказывает страшную историю
о том, как впередистоящий автомобиль, двигаясь задним ходом, столкнулся
с его автомобилем, о том, как водитель «А» отнял у него всю имеющуюся
наличность (кстати, большую, чем та, которую он на самом деле отдал) и
самое интересное свидетели этому есть! Дальше, я думаю можно и не
продолжать…

Обязанности водителя.

Думаю, не стоит и говорить о том, что водитель обязан знать и соблюдать Правила дорожного движения, а кроме этого:

  • иметь
    при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации,
    полис обязательного страхования гражданской ответственности,
    доверенность, в случае, если водитель не является собственником
    транспортного средства;
  • быть пристегнутым ремнем
    безопасности и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями
    (исключения: может быть не пристегнут обучающий вождению, а так же
    только в населенных пунктах – водители и пассажиры автомобилей
    оперативных служб);
  • обеспечивать исправность транспортного перед выездом и в процессе движения;
  • проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения;
  • предоставлять
    транспортное средство сотрудникам милиции, федеральных органов
    государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в
    случаях, предусмотренных законодательством, а также медицинским и
    фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебное
    учреждение в случаях, угрожающих их жизни.
невозможны. Пассажирам запрещается открывать двери во время движения,
отвлекать водителя от управления транспортным средством.

Все
перечисленные требования и запреты по-детски наивны, но примеров их
невыполнения масса. Достаточно распространенное явление: пассажир
открывает дверь со стороны проезжей части и она благополучно уезжает на
проезжающем мимо автомобиле, ну а не пристегнутые ремни – вообще не
тема для разговора.

Обязанности пешеходов

Пешеходы,
как и водители транспортных средств, являются участниками движения и,
соответственно, обязаны подчиняться Правилам. Обратите внимание на
статистику аварийности, около трети всех ДТП связаны с нарушением
Правил со стороны пешеходов. Поподробнее остановимся на том, как
пешеходы должны пересекать проезжую часть.

Пешеходы обязаны
пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а в случае их
отсутствия – на перекрестках по линии тротуаров или обочин, если в зоне
видимости нет и перекрестков, разрешается переходить дорогу под прямым
углом к краю проезжей части, но только на участках дорог, не имеющих
разделительной полосы или ограждения. В качестве примера рассмотрим
переход ул. Терешковой: почти на всем протяжении на этой дороге
существует разделительная полоса, соответственно получается, что
пересекать ее можно только по пешеходным переходам или у перекрестов.

Водитель пассажирского автобуса, в первую очередь, обязан заботиться о безопасности людей во время движения автотранспортного средства при любых погодных условиях.
Для обеспечения максимальной безопасности пассажиров разработаны специальные должностные инструкции, которые водитель должен знать и соблюдать.

Сборник инструкций для водителей, осуществляющих пассажирские автоперевозки, закреплен Приказом, выпущенным Министерством транспорта 1 января 1986 года.
Документ включает в себя следующие подразделы:

  • общие обязанности, распространяющиеся на водителей, занимающихся перевозками людей;
  • обязанности водителя, осуществляемые до выполнения рейса и в момент движения автотранспорта;
  • требования при выполнении рейсов в сложных условиях;
  • требования при работе в вечернее и ночное время при недостаточном естественном освещении;
  • особенности, которые необходимо учитывать при работе в весенне-летний период;
  • особенности работы водителей в осенне-зимний период;
  • правила эвакуации людей при наступлении экстренного случая;
  • обязанности водителя при перевозке в автобусе детей;
  • обязанности, возникающие при перевозке людей и требования, предъявляемые к транспортному средству;
  • условия безопасного проезда при движении автотранспорта с пассажирами, продолжительность которого составляет более 1 рабочей смены;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим при аварии и в иных чрезвычайных ситуациях.

Что должен знать водитель

Водитель любого автобуса, перевозящего людей обязан знать:

  • правила дорожного движения. На знание ПДД периодически проводятся проверки;

Кроме этого при пересадке с одного автотранспорта на другое водитель должен пройти переподготовку с учет не только технических знаний, но и правил движения.

  • правила эксплуатации автобуса, на котором работает;
  • правила использования средств оповещения пассажиров при осуществлении регулярных рейсов;
  • технику безопасности при движении и остановке автотранспортного средства, а так же правила пожарной безопасности;
  • способы выявления и устранения неисправностей автотранспорта, являющегося рабочим местом водителя;
  • порядок вызова экстренной помощи при невозможности устранить неисправность самостоятельно;
  • способы связи с персоналом, обслуживающим перевозку пассажиров. Быстрая связь может потребоваться при необходимости изменения маршрута движения, при наступлении чрезвычайных обстоятельств и так далее. Для связи могут использоваться сотовый телефон или рация;
  • маршрут движения, места остановок для посадки (высадки) пассажиров, опасные участки на пути следования автобуса, пути объезда в случае ремонтных работ на дороге, а так же расположение лечебных учреждений, заправочных станций и станций контроля технического состояния автобуса на маршруте;
  • правила перевозки людей в автобусе, а так же правила провоза багажа и ручной клади, разработанные и утвержденные Министерством транспорта РФ;
  • правила по тарифам и взиманию платы за проезд в регулярных маршрутах;
  • особенности вождения транспорта в зимнее время или при наступлении плохой погоды;
  • порядок действий при возможности террористического акта или обнаружения в салоне автобуса оставленных предметов;
  • режим труда и отдыха, который требуется соблюдать водителю при длительных поездках;
  • порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра;
  • перечень документов, которые необходимо иметь при совершении рейса и предъявлять сотрудникам автоинспекции для проверки;
  • нормативные акты, действующие в транспортной компании и личную должностную инструкцию.

Обязанности водителя автобуса при перевозке людей

Обязанностями водителя, осуществляющего перевозку людей автобусами, являются:

  • необходимость прохождения определенных процедур перед выполнением рейса, к которым относятся:
    • проверка технического состояния транспортного средства. Проверке подлежат: внутреннее и внешнее состояние автобуса, который должен быть в чистом виде, наличие топлива в баке, соответствие шин погодным условиям, наличие зеркал для заднего вида, исправность всех устройств, влияющих на безопасность движения, корректную работу аварийных выходов, системы вентиляции и отопления салона, наличие инструментов, огнетушителей, аптечки первой помощи;
    • прохождение медицинского контроля перед отправкой в рейс. Медицинский работник обязан осмотреть водителя на общее состояние здоровья, при необходимости замерить температуру тела, проверить артериальное давление, при наличии подозрений взять пробу на алкоголь или наркотики;
    • получение документов: свидетельство о регистрации, путевой лист, полис ОСАГО, маршрутную карту или договор на заказную перевозку, список пассажиров (для перевозки по заказу).
  • во время движения автотранспортного средства:
    • четкое следование указанному в документах маршруту и указаниям диспетчерской службы;
    • слежение за посадкой и высадкой пассажиров. При этом начинать движение можно только с закрытыми дверями. Исключением из этого правила являются ледовые переправы, движение по которым требуется осуществлять с открытыми дверями;
    • резкое торможение и быстрый разгон допускаются только в экстренных случаях. Во всех остальных ситуация водитель обязан соблюдать плавность хода автобуса и не допускать резкого маневрирования;
    • соблюдать скоростной режим, рекомендованный не только дорожными знаками, но и погодными условиями;
    • во время движения не отвлекаться на пассажиров и иные действия;
    • в случае обнаружения неисправности остановиться, сообщить пассажирам и диспетчерской службе, при необходимости вызвать помощь;
    • при ДТП оказать пострадавшим первую помощь.
  • после прибытия в пункт назначения или окончания регулярных рейсов:
    • сообщить механику, ответственному за выпуск автотранспорта на линию, обо всех выявленных недостатках или неисправностях автобуса;
    • сдать документы диспетчеру, который обязан проставить соответствующие отметки после окончания перевозки или рабочей смены.

На предприятии

Если осуществляется перевозка людей, работающих на предприятии, и для этого используется собственное транспортное средство, то водитель автобуса обязан:

  • перед рейсом произвести осмотр автотранспорта и убедиться в его исправности;
  • пройти медицинское освидетельствование;
  • получить у диспетчера (ответственного сотрудника) документы на перевозку с указанием маршрута движения, приблизительного времени отправления и прибытия (путевой лист);
  • произвести доставку людей. При этом требуется четкое соблюдение ПДД, скоростного режима, правил безопасности;
  • сдать диспетчеру путевой лист и указать такие параметры, как пробег, совершенный за перевозку, количество оставшегося бензина и так далее.

Школьного транспорта

При перевозке детей школьными автобусами водитель обязан:

  • проверять техническое состояние автобуса перед осуществлением каждой перевозки;
  • проходить медицинский контроль перед перевозкой;
  • производить посадку (высадку) детей исключительно в полностью безопасных местах;
  • не производить перевозку при неработающих стеклоочистителях в темное время суток или плохую погоду;
  • не перегружать автобус. Максимальное количество маленьких пассажиров должно соответствовать количеству посадочных мест;
  • не допускать открытия окон в салоне, так как открытое окно может стать причиной причинения ущербу здоровью ребенка;
  • не производить перевозку детей без старших, являющихся сопровождающими и отвечающих за безопасность детей во время движения;
  • не превышать скорость движения. Максимальная скорость для школьного автобуса – 40 км/ч.

Маршрутного автобуса

Маршрутные автобусы должны двигаться строго по указанному маршруту с соблюдением всех остановок, указанных в документации.
Водитель маршрутного автобуса обязан:

  • проверить исправность автобуса перед выходом в рейс;
  • пройти медицинское освидетельствование перед выпуском на линию;
  • получить документы и при отсутствии кондуктора билеты для пассажиров;
  • строго соблюдать указанный маршрут;
  • сообщать пассажирам о прибытии на остановку;
  • производить остановку исключительно в специально оборудованных местах;
  • ограничивать вместимость автобуса по своему усмотрению;
  • не начинать движение от остановки с открытыми дверями;
  • производить продажу билетов исключительно на остановках;
  • соблюдать все правила дорожного движения.

Какие имеет права

Водители автобусов, помимо обязанностей имеют следующие права:

  • вне очереди получать питание в столовой автобазы или на конечных и промежуточных станциях;
  • отклоняться от существующего графика движения при городском маршруте не более чем на 5 минут, в пригородных маршрутах на 7 минут, при осуществлении междугородних перевозок на 10 минут, при работе на международных маршрутах не более (менее) чем на 30 минут;
  • самостоятельно контролировать наличие билетов у пассажиров и осуществлять взимание штрафов при отсутствии документов на проезд;
  • на маршрутах, проходящих за пределами города, производить высадку (посадку) пассажиров вне оборудованных мест. При этом должны четко соблюдаться правила движения в области остановки и стоянки;
  • контролировать поведение пассажиров при перевозке и при необходимости принимать меры по урегулированию обстановки;
  • требовать от руководства транспортной компании, в которой водитель работает соблюдения режимов труда и отдыха при работе с пассажирами.

Ответственность за нарушение должностных обязанностей

Водитель самостоятельно несет ответственность:

  • за несоблюдение ПДД;
  • за неисполнение правил, предусмотренных нормативными актами, в том числе ответственность за исполнение правил перевозки пассажиров;
  • за безопасность пассажиров в пути следования;
  • за сохранность доверенного в управление транспортного средства;
  • при выполнении регулярной перевозки за сохранность выручки от продажи билетов при отсутствии кондуктора;
  • за перерасход топлива по собственной вине, то есть в ситуации когда невозможно доказать обоснованность перерасхода нормы бензина;
  • за самовольное использование автобуса не по назначению. Например, в личных целях.

Ответственность устанавливается в рамках российского законодательства.

Водитель автобуса, осуществляющего перевозку людей, должен знать, не только как управлять транспортным средством, но и как вести себя в той или иной ситуации, а так же как оказать первую помощь пострадавшим пассажирам.

Для этого водители проходят постоянные стажировки и переобучения. Водитель несет ответственность перед пассажирами за безопасность перевозки и перед владельцем автобуса за сохранность принадлежащего ему имущества.

Видео: 01.10.2017 - Нарушения правил перевозки пассажиров продолжаются.

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
  • посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Комментарии

Ремни безопасности должны быть пристёгнуты как водителем, так и пассажирами движущегося автотранспорта. Так как в случае аварии водитель несёт ответственность и за себя, и за пассажиров , он обязан проверить еще перед началом поездки – все ли пассажиры пристегнулись.

Статистические данные (на основе исследований ОБДД МВД РФ)

При ДТП среди не пристегнутых водителей и пассажиров травмы получают 46,3%, погибают 3%. Для тех, кто пользуется ремнями безопасности, статистика составляет 19,2% и 0,8% соответственно.

Обратите внимание! Пристегнутый ремень безопасности вполовину уменьшает тяжесть полученных при ДТП ранений.

Кроме того, использование ремня безопасности снижает риск гибели и тяжелых травм при боковом столкновении автомобилей в 1,8 раза, при лобовом - в 2 раза, а при опрокидывании транспортного средства - в целых 5 раз!

Самое опасное место в автомобиле

Считается, что особенно опасно место около водителя. Это связано с тем, что при ДТП он инстинктивно пытается отвести удар от себя. Поэтому большое количество повреждений приходится именно в район переднего пассажирского сиденья.

Подведем итог

Таким образом, пристегиваться жизненно важно. Пользоваться ремнями безопасности нужно в первую очередь ради сохранения своего здоровья и жизни, но не для того, чтобы избежать оплаты штрафа. Пассажиры тем более не должны игнорировать это требование.

На пассажирах мотоциклов и мопедов обязательно должен быть правильно надет и застегнут специальный шлем.

Высадка и посадка пассажиров

Согласно требованиям безопасности, водителю ТС разрешено производить высадку и посадку пассажиров только у тротуара или обочины, полностью остановив движение автотранспорта.

Открытие дверей транспортного средства, осуществляющего остановку/стоянку, в сторону проезжей части может оказаться неожиданностью для водителей попутных транспортных средств, создать помехи их движению и даже привести к ДТП.

Исключением из правил являются случаи, когда осуществить высадку и посадку пассажиров со стороны обочины или тротуара невозможно. В этой ситуации водитель должен внимательно оценить дорожную обстановку и разрешить пассажиру совершить высадку или посадку в безопасный для этого момент. Ведь на пассажирской двери нет зеркал заднего вида, по которым пассажир мог бы ориентироваться сам. А поворота тела или головы может быть недостаточно, чтобы увидеть, что происходит за транспортным средством.

Ответственность

За вождение с непристёгнутым ремнем безопасности, за перевозку непристегнутых пассажиров, а также за езду на мотоцикле/мопеде в незастегнутом мотошлеме или без него статьей 12.6 КоАП РФ предусмотрен штраф 1000 рублей.

Если пешеход или пассажир автотранспорта не соблюдает ПДД (раздел 4 и 5), то за это ему грозит административное предупреждение или штраф – 500 рублей (ст.12.29 ч.1 КоАП РФ).

За создание помех движению ТС, пассажиру или пешеходу (статья исключает водителей) выпишут штраф – 1000 рублей (ст.12.30 ч.1 КоАП РФ).

Если пешеход (или другой участник дорожного движения, кроме водителя), нарушит ПДД (раздел 4 и 5) и при этом по неосторожности причинит вред легкой или средней тяжести здоровью кого-либо, то ему выпишут штраф на сумму от 1000 до 1500 рублей (ст.12.30 ч.2 КоАП РФ)