Журнал за рулем морской бой. Морской бой. Место действия: грузовой отсек мдквп типа «зубр»

Необычным в этом пробеге было абсолютно всё. Когда путь из России в Россию лежит через две госграницы, это необычно. Когда три популярных вседорожника плывут со скоростью 100 км/ч в грузовом отсеке десантного корабля и соревнуются с бронетранспортером на бездорожье - тоже. Михаил Кулешов (основной текст), Вадим Крючков и Кирилл Милешкин запомнили это приключение на Балтике до мельчайших деталей, а неутомимый Константин Якубов увековечил воспоминания в красивых кадрах.

Кулешов Михаил

Место действия: военный полигон «Хмелёвка»

Четвертый день после старта

Геометрия посадки никуда не годится. Сиденье безбожно завалено назад, расстояние до руля сумасшедшее. Усилия на педалях помогут накачать икры до состояния камня быстрее и эффективнее самой нещадной пробежки. А передачи с непривычки приходится вколачивать в две руки. Но ради той сумасшедшей плавности хода, которую этот аппарат демонстрирует на раскисшем после дождя черноземе, ради уверенности, с которой он штурмует самые неприступные буераки, ему можно простить многое. И да, за его рулем действительно ощущаешь себя патриотом.

На этой мысли я остановил БТР‑82А производства Арзамасского машиностроительного завода, поблагодарил своего инструктора и сдвинул откидной люк, чтобы посмотреть назад: Патриот, Нива и Duster послушно тянулись следом. Вот так новости! Совсем недавно, когда военные показывали нам свой испытательный полигон, предложив для лучшего обзора забраться на броню бэтээра, я был абсолютно уверен, что как минимум один из автомобилей застрянет. И практически не сомневался, что аутсайдером окажется Renault. На деле же Duster, обутый в гражданские шины Amtel Cruise, полз вперед едва ли не увереннее Нивы и Патриота. И даже не намекал на необходимость принудительной блокировки муфты или отключения противобуксовочной системы.

Разумеется, штурм глубочайшего грязевого месива - лишь одно из нескольких испытаний, уготованных нами трем популярным вседорожникам. Но после двухдневного перегона из Москвы в Балтийск и принятия «грязевых ванн» я определился со своим фаворитом на все сто. Duster! Вот только коллеги, которые провели больше времени с Нивой и УАЗом, пытались унять мою категоричность, не скупясь на похвалы исконно российской технике.

В какой-то момент я поддался и решил не спешить с выводами. Назавтра Патриоту, Ниве и Дастеру предстояла погрузка на борт и плав (на сленге военных моряков это звучит именно так) в грузовом отсеке десантного корабля, а затем - высадка на коварный песчаный берег. Кто знает, хватит ли «французу» геометрии, чтобы не оторвать бампер при соскоке с аппарели? А может, в песке Renault раньше других сядет по самое днище?

Место действия: трасса M9 «Балтия»

Первый день пути

Езда в колонне - натуральное удовольствие. Разумеется, если компания слаженная. Идущий первым включает левый поворотник и выходит на обгон, занимая встречную полосу. Если дорога просматривается на сотни метров вперед, а разметка не запрещает обгоны, лидер продолжает движение по встречной до тех пор, пока последний автомобиль в колонне не закончит маневр. Схема, отлаженная годами. Быстро, безопасно. Возглавлявший наше шествие Кирилл Милешкин на Патриоте делал всё аккуратно и правильно, но мчавший следом Вадим Крючков за рулем Нивы то и дело застревал за каким-нибудь грузовиком, «роняя» набранный караваном темп.

Не подумайте плохого, Вадим - отличный водитель. Просто древнего 80‑сильного движка на трассовых скоростях «шниве» катастрофически мало. За 14 лет конвейерной жизни в машине улучшили всё, что можно: трансмиссию уговорили не ныть под нагрузкой, старомодный салон эпохи биодизайна одарили неплохими сиденьями, научили двери закрываться с первого раза. А вот мотора, адекватного годно настроенному шасси, по-прежнему нет. И вряд ли в этом поколении будет. В 2007 году GM-АВТОВАЗ предпринимал попытку запустить в массовое производство Ниву с 122‑сильным двигателем Opel и пятиступенчатой механикой Aisin, но вследствие высокой по тогдашним меркам цены (от 550 000 рублей) и скромного спроса всё закончилось ограниченной партией в тысячу экземпляров.

Даже тяжелый 128‑сильный Патриот гораздо шустрее и позволяет без опаски идти в любую атаку. Однако к нему другие претензии, ничуть не менее значимые. Я говорю о безобразном шасси: Патриот, получивший в результате перманентных модернизаций обогрев лобового стекла и всех сидений, новую обивку дверей и современную, хоть и живущую своей жизнью мультимедийную систему, так и не научился нормально ездить. Он безбожно рыскает даже на ровной дороге. Да и без этой нервозности удовольствие от вождения сомнительное. Усилия на педалях и рычаге пятиступенчатой механики - мужские, а пустой и невесомый в околонулевой зоне руль не вполне адекватно тяжелеет при повороте на большие углы. Это вынуждает то и дело отлавливать высокую машину, бесконечно подруливая. Помните, как без остановки крутили баранку шоферы в старых черно-белых фильмах ради живости кадра?

Стоит ли говорить, что на фоне столь ярких недостатков двух немолодых российских вседорожников Duster воспринимается суперсовременным и чуть ли не премиальным - несмотря на то, что и он уже в возрасте. Это абсолютно сбалансированный, цельный автомобиль. Тихий и быстрый - хотя по большому счету напор 114‑сильного атмосферника нельзя назвать убедительным. Наши претензии сводятся к не самым удобным креслам с недостаточной поясничной поддержкой (она не регулируется) да к низкому расположению тачскрина мультимедийной системы. Но, знаете ли, после поездки на УАЗе и Ниве придираться к этим мелочам язык не поворачивается. В общем, на асфальтовых дорогах Duster - однозначный лидер. Я даже не заметил, как быстро растаяли 620 км до границы с Латвией. Добро пожаловать в Евросоюз!

Что-что, сравнить «Крайслер» с «Вольво» и тем более с «Ягуаром»? А не слишком ли это смело? Ведь американская компания не позиционирует себя производителем автомобилей премиум-класса, ее машины всегда были сравнительно доступны.

Но, похоже, эти времена закончились - 300С в стандартной комплектации стоит в полтора раза больше, чем «Вольво-S80». Даже базовый «Ягуар-XF» дешевле - когда такое бывало! В общем, назвался пирожком - полезай в кузовок. Раз «Крайслер» устремился в высокие сферы, придется ему держать ответ перед такими почтенными машинами, как XF и S80.

О дресс-коде

Заокеанская махина впечатляет с первого взгляда. Смотришь на нее и поражаешься - насколько же органичен этот более чем пятиметровый седан. Да, контурами кузова схож с предшественником, однако впечатление совсем иное. Массивность теперь не в фаворе - «трехсотый» стал стремительнее и элегантнее. Впрочем, брутальности хватает. Тут тебе и плита радиаторной решетки, и крупная светотехника, и внушительные 20-дюймовые колеса.

Не меньшее внимание (разве что пальцем никто не показывал) привлекал обновленный XF. Стремительный английский седан получил новые фары с дугой светоди-одов, как у представительского XJ. Они ему идут, как кошке - хищный прищуренный взгляд. Причем если «Крайслер» совсем не строг к дресс-коду водителя, то «Ягуар» вырабатывает другую привычку - соответствовать уровню авто. В кедах, шортах и майке здесь ощущаешь какую-то скованность. Надел брюки и рубашку - ты в своей тарелке. Noblesse oblige, положение обязывает!

А что «Вольво»? «Швед» слишком прост. Чувствуется, что выпускают модель далеко не первый год. С другой стороны, вызывающий дизайн по вкусу далеко не каждому, поклонников сдержанного стиля «Вольво» тоже хватает. Об этом говорит и объем продаж: шведский седан далеко оторвался от конкурентов. А еще S80 уважают гаишники: завидев его, они почему-то сразу отворачивались. Видимо, на шведских седанах ездят их начальники - зачем наживать неприятности?
Салон «Крайслера» по-хорошему удивил: не ожидал, что он настолько шикарен. Особенно если вспомнить простенький интерьер прежней «трехсотки». Отмечу приятные отделочные материалы, - давно я не видел на «крайслерах» накладок из настоящего дерева. А панель приборов? Ее загадочным мерцанием можно любоваться часами! Желательно, правда, днем, поскольку ночью от иллюминации глаза быстро устают. Другая эргономическая особенность - единственный подрулевой переключатель.

Как тут не вспомнить о «Мерседесе»: ведь американская компания еще недавно принадлежала немцам. Правда, в «Крайслере», похоже, так и не переняли у бывших владельцев умение щепетильно относиться к мелочам. Иначе чем объяснить, что кнопки и переключатели в 300С работают не так четко, как принято в бизнес-классе? А дисплей между спидометром и тахометром встроен так топорно, будто вспомнили о нем в последний момент. Зато похвалю цветной центральный монитор: он не только крупнее, чем у конкурентов, но и дает более качественную картинку. Жаль, навигатора нет, - за «поллимона» могли бы… Еще впечатлили подстаканники с возможностью подогрева или охлаждения. За такое в почти 30-градусную жару можно было простить многое. Но только не сверхмягкие бесформенные кресла (пусть и с вентиляцией), в которых, сколько ни искал, так и не нашел удобную посадку.

На крайслеровском фоне обшитые кремовой кожей ягуаровские сиденья кажутся идеалом: плотные, прекрасно распределяют нагрузку и цепко держат в скоростных поворотах. Не понравилось только, что включать вентиляцию или подогрев надо через меню борткомпьютера. Еще претензия - сквозняки: включаешь минимальный обдув, а тебя атакует ураган. Прикроешь воздуховоды - становится жарко. Жаль, что эту проблему не устранили в ходе прошлогодней модернизации. Хорошо хоть, убрали сенсорное отпирание бардачка - делать это по старинке куда сподручнее.

В целом же салон «Ягуара» произвел впечатление наиболее дизайнерского. Одна только шайба-селектор, заменившая рычаг автомата, чего стоит. Правда, из-за высокого и широкого туннеля посадка тесная, чувствуешь себя словно в кокпите купе. Но чего у «Ягуара» не отнять, так это аристократизма! В салоне витает запах роскоши и благополучия. Даже звук работа-ющих поворотников какой-то особенный - словно постукивают друг о друга деревянные палочки. Именно такие нюансы отличают премиум-седан от обычного.
«Вольво» внутри просторен и хорошо отделан, однако на фоне конкурентов кажется бесхитростным. Скромная и подслеповатая панель приборов, центральная консоль с малюсенькими кнопочками уже не раз подвергались критике. Недавно прописавшийся поверх передней панели монитор чужероден. Есть нарекания и к передним креслам с выталкивающей спинкой - уже после часа езды хочется выйти.

Инакомыслящие

Автомобили заметно отличаются друг от друга концепциями. «Вольво» - типичный переднеприводный седан. У «Крайслера» задняя ось ведущая. «Ягуар» тоже заднеприводный, но данный экземпляр турбодизельный, в то время как соперники -бензиновые. Чья возьмет?

Старт с места на 300С вызывает восторг. И дело даже не в мощном, упругом разгоне, а в потрясающе вкусном звуке - от американского баритона мурашки бегут по коже! Особенно приятна ария 3,6-литровой «шестерки» после 5000 об/мин. Теплых слов заслуживает работа 8-ступенчатого автомата, который чутко и правильно реагирует на малейшее перемещение акселератора. Благодаря большому количеству ступеней мотор всегда работает на оптимальных для экономичности оборотах. Так, если ехать 100 км/ч, стрелка тахометра будет дремать всего на 1300 об/мин (в стандартном режиме, не в спортивном)! Потому итоговый расход топлива получился на удивление скромный для габаритов и массы «Крайслера» - примерно 15 л/100 км.

В том, что наиболее экономичным окажется «Ягуар», сомневаться не приходилось - все-таки дизель под капотом. Но то, что по динамике он уверенно превзошел оппонентов, стало сюрпризом. Уже с первых метров ясно: «англичанин» гораздо темпераментнее. Глазом моргнуть не успеешь, как набрал первую сотню, еще немного времени - вторую. Дух захватывает! Примечательно, что набор скорости происходит в удивительной тишине - дизеля почти не слышно. Лишь где-то в районе зеркал и люка ветер посвистывает. Шестиступенчатый автомат работает ничуть не медленнее крайслеровского. Словом, «Ягуар» оказался на редкость хорош.

«Швед» здорово отличается от обоих. Ни тебе резких разгонов с пробуксовкой, ни рычащего звука. Просто автомобиль. Спокойный, не провоцирующий на азартную езду. Кто-то скажет - скучный, но многим активный драйв и не нужен. Недаром львиная часть S80 на нашем рынке продана именно с этим базовым мотором, хотя в гамме есть и более мощные агрегаты. У автомата те же спокойные и рассудительные повадки. Смена передач происходит отнюдь не молниеносно, к тому же только у «Вольво» нет подрулевого переключения. Это, впрочем, укладывается в концепцию модели.

Как известно, прошлое поколение 300С построили на базе «Мерседес-Бенца W210» образца середины 1990-х. Его преемник унаследовал ту же платформу. Хоть она и не молода, но «Крайслеру» с ней повезло! Он просто покорил плавностью хода - неровности проглатывает без остатка, на волнах нет присущей многим «американцам» раскачки. Разве что низкопрофильные 20-дюймовые колеса постукивают на ямах и мешают на высокой скорости: из-за внушительной массы они начинают играть на трещинках асфальта, руль принимается гулять из стороны в сторону. Не расслабишься. Но эта черта проявляется, только если ехать быстрее 150 км/ч. В обычных условиях, не на полигоне, данная особенность характера незаметна.

Отдадим должное и управляемости «Крайслера». Он не подталкивает к активному вождению, но при желании способен пройти поворот с огоньком. Из-за длиннющей базы запустить «трехсотый» в скольжение непросто, но если получится, в такой ситуации он будет предельно понятен и очень надежен. Узнаю мерседесовские гены!
Но с «Ягуаром» он не поспорит. XF - один из немногих бизнес-седанов, на котором в кайф пройти (вернее, промчать) связку быстрых виражей. Машина делает это в охотку, с азартом. Как точно британский седан пишет повороты, насколько велик у него запас устойчивости, как молниеносно он реагирует на команды водителя! Во всем чувствуется порода. Причем руль у «Ягуара» хотя и легкий, но при этом насыщен обратной связью - такие настройки большая редкость.

Правда, в плавности хода XF похуже «Крайслера». Тот по колеям шел с полной невозмутимостью, а вот «англичанин» их уже замечает да и на неровностях потряхивает крепче, чем хотелось бы. Все-таки спорта здесь больше, чем комфорта.

Если от изначально спортивного XF жесткости ожидаешь, то от S80 - нет. Однако здесь ее, этой самой жесткости, даже больше! Кто бы мог подумать, что такой солидный автомобиль пасует перед скромными неровностями. Бах! - отозвалась передняя подвеска на совсем не глубокую ямку. Ба-бах! - вторит ей задняя, она срабатывает ощутимо громче. И это в комфортном режиме адаптивного шасси. Если перевести его в спортивный алгоритм, плавность становится вовсе неважнецкой. И колеи S80 не любит - мечется на них, как рыба на нересте. Словом, на фоне «Ягуара» и «Крайслера» шведский седан воспринимается как более дешевый автомобиль. Не исключаю, что с обычными, не адаптивными амортизаторами он был бы комфортнее.
В поворотах «Вольво» полностью отрешен от водителя - очень спокойный, не подначивающий. Едет себе и едет. Стоит переборщить со скоростью или выбрать слишком смелую траекторию, тут же сработает система стабилизации и осаженная машина безмятежно, с достоинством пройдет поворот. Спокойствие, только спокойствие!

Пассажирские каюты

На втором ряду «Крайслера» весьма просторно. Радует, что даже при максимально опущенных передних сиденьях остается много места для ступней задних пассажиров. Предусмотрен обогрев дивана и подлокотник с двумя подстаканниками и внушительным боксом. На заднем стекле шторка. Жаль, боковые стекла опускаются не полностью.

Сказать, что в «Ягуаре» тесно, - погрешить против истины. Хотя и особого простора нет - «сам за собой» сел просто нормально. Места тут только для двоих - разместиться посередине мешает огромный напольный туннель, так что третий подголовник скорее для проформы. К плюсам отнесу наличие дефлекторов системы вентиляции, полностью опуска-емые стекла. Однако XF - единственный участник теста, лишенный подогрева задних сидений.
Второй ряд у «Вольво» - самый гостеприимный. Места для ног - как в 300С, однако по высоте запас пространства еще больше. Сиденья самые удобные, есть аж трехступенчатый обогрев и воздуховоды климата. Шторки предусмотрены не только на заднем окне, но и на боковых. Вот только стекла полностью не опускаются.
Наш S80 был с мультимедийной системой для задних пассажиров. Причем, чтобы не мешать другим, - с отдельными наушниками.

Корабельные трюмы

Несмотря на внушительные габариты, багажник 300С не самый большой - по нашим измерениям, всего 392 л. Много пространства занимают большие колесные арки (надо же куда-то девать 20-дюймовые «катки»), да и петли чрезмерно массивные. Не понравилась пластиковая ручка с острыми краями - браться за нее неуютно. А еще у «Крайслера» самая большая погрузочная высота.

Необычным в этом пробеге было абсолютно всё. Когда путь из России в Россию лежит через две госграницы, это необычно. Когда три популярных вседорожника плывут со скоростью 100 км/ч в грузовом отсеке десантного корабля и соревнуются с бронетранспортером на бездорожье - тоже. Михаил Кулешов (основной текст), Вадим Крючков и Кирилл Милешкин запомнили это приключение на Балтике до мельчайших деталей, а неутомимый Константин Якубов увековечил воспоминания в красивых кадрах.

Зубр, МДКВП серии 12322, двигатели газотурбинные (5?10 000 л.с.), коробка передач отсутствует, комплектация: 10 БТР, 140 десантников, 130 т груза; УАЗ Патриот - бензиновый, 2,7 л (128 л.с.), 5?ступенчатая механика, Лимитед, 959 990 руб. (здесь и далее цены приведены по состоянию на 1 июня 2016 года); Chevrolet Niva - бензиновый, 1,7 л (80 л.с.), 5?ступенчатая механика, LE+, 698 000 руб.; Renault Duster - бензиновый, 1,6 л (114 л.с.), 6-ступенчатая механика, Privilege, 968 930 руб.

Место действия: военный полигон «Хмелёвка»

Четвертый день после старта

Геометрия посадки никуда не годится. Сиденье безбожно завалено назад, расстояние до руля сумасшедшее. Усилия на педалях помогут накачать икры до состояния камня быстрее и эффективнее самой нещадной пробежки. А передачи с непривычки приходится вколачивать в две руки. Но ради той сумасшедшей плавности хода, которую этот аппарат демонстрирует на раскисшем после дождя черноземе, ради уверенности, с которой он штурмует самые неприступные буераки, ему можно простить многое. И да, за его рулем действительно ощущаешь себя патриотом.

На этой мысли я остановил БТР?82А производства Арзамасского машиностроительного завода, поблагодарил своего инструктора и сдвинул откидной люк, чтобы посмотреть назад: Патриот, Нива и Duster послушно тянулись следом. Вот так новости! Совсем недавно, когда военные показывали нам свой испытательный полигон, предложив для лучшего обзора забраться на броню бэтээра, я был абсолютно уверен, что как минимум один из автомобилей застрянет. И практически не сомневался, что аутсайдером окажется Renault. На деле же Duster, обутый в гражданские шины Amtel Cruise, полз вперед едва ли не увереннее Нивы и Патриота. И даже не намекал на необходимость принудительной блокировки муфты или отключения противобуксовочной системы.

УАЗ Патриот, Chevrolet Niva, Renault Duster.

Разумеется, штурм глубочайшего грязевого месива - лишь одно из нескольких испытаний, уготованных нами трем популярным вседорожникам. Но после двухдневного перегона из Москвы в Балтийск и принятия «грязевых ванн» я определился со своим фаворитом на все сто. Duster! Вот только коллеги, которые провели больше времени с Нивой и УАЗом, пытались унять мою категоричность, не скупясь на похвалы исконно российской технике.

В какой-то момент я поддался и решил не спешить с выводами. Назавтра Патриоту, Ниве и Дастеру предстояла погрузка на борт и плав (на сленге военных моряков это звучит именно так) в грузовом отсеке десантного корабля, а затем - высадка на коварный песчаный берег. Кто знает, хватит ли «французу» геометрии, чтобы не оторвать бампер при соскоке с аппарели? А может, в песке Renault раньше других сядет по самое днище?

Место действия: трасса M9 «Балтия»

Первый день пути

Езда в колонне - натуральное удовольствие. Разумеется, если компания слаженная. Идущий первым включает левый поворотник и выходит на обгон, занимая встречную полосу. Если дорога просматривается на сотни метров вперед, а разметка не запрещает обгоны, лидер продолжает движение по встречной до тех пор, пока последний автомобиль в колонне не закончит маневр. Схема, отлаженная годами. Быстро, безопасно. Возглавлявший наше шествие Кирилл Милешкин на Патриоте делал всё аккуратно и правильно, но мчавший следом Вадим Крючков за рулем Нивы то и дело застревал за каким-нибудь грузовиком, «роняя» набранный караваном темп.

Не подумайте плохого, Вадим - отличный водитель. Просто древнего 80?сильного движка на трассовых скоростях «шниве» катастрофически мало. За 14 лет конвейерной жизни в машине улучшили всё, что можно: трансмиссию уговорили не ныть под нагрузкой, старомодный салон эпохи биодизайна одарили неплохими сиденьями, научили двери закрываться с первого раза. А вот мотора, адекватного годно настроенному шасси, по-прежнему нет. И вряд ли в этом поколении будет. В 2007 году GM-АВТОВАЗ предпринимал попытку запустить в массовое производство Ниву с 122?сильным двигателем Opel и пятиступенчатой механикой Aisin, но вследствие высокой по тогдашним меркам цены (от 550 000 рублей) и скромного спроса всё закончилось ограниченной партией в тысячу экземпляров.

Даже тяжелый 128?сильный Патриот гораздо шустрее и позволяет без опаски идти в любую атаку. Однако к нему другие претензии, ничуть не менее значимые. Я говорю о безобразном шасси: Патриот, получивший в результате перманентных модернизаций обогрев лобового стекла и всех сидений, новую обивку дверей и современную, хоть и живущую своей жизнью мультимедийную систему, так и не научился нормально ездить. Он безбожно рыскает даже на ровной дороге. Да и без этой нервозности удовольствие от вождения сомнительное. Усилия на педалях и рычаге пятиступенчатой механики - мужские, а пустой и невесомый в околонулевой зоне руль не вполне адекватно тяжелеет при повороте на большие углы. Это вынуждает то и дело отлавливать высокую машину, бесконечно подруливая. Помните, как без остановки крутили баранку шоферы в старых черно-белых фильмах ради живости кадра?

Стоит ли говорить, что на фоне столь ярких недостатков двух немолодых российских вседорожников Duster воспринимается суперсовременным и чуть ли не премиальным - несмотря на то, что и он уже в возрасте. Это абсолютно сбалансированный, цельный автомобиль. Тихий и быстрый - хотя по большому счету напор 114?сильного атмосферника нельзя назвать убедительным. Наши претензии сводятся к не самым удобным креслам с недостаточной поясничной поддержкой (она не регулируется) да к низкому расположению тачскрина мультимедийной системы. Но, знаете ли, после поездки на УАЗе и Ниве придираться к этим мелочам язык не поворачивается. В общем, на асфальтовых дорогах Duster - однозначный лидер. Я даже не заметил, как быстро растаяли 620 км до границы с Латвией. Добро пожаловать в Евросоюз!

Второй день пути

Патриот и Нива способны преодолеть на одной заправке 550 километров. Duster - около шестисот. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы пересечь Латвию и Литву, не прибегая к услугам местных валютных заправок.

Вчера вечером перед самой границей с Латвией мы заправились под завязку в надежде «прошить» на одном баке (в случае с УАЗом - на двух) Латвию и Литву и заправиться опять же в России. За рубли - в городе Советск Калининградской области. Duster - обладатель 50?литрового бака, современного двигателя и шестиступенчатой механики, обеспечивающей трассовый расход не более восьми литров на сотню, должен был играючи преодолеть предстоящие 530 км. А вот к Ниве и Патриоту могли возникнуть вопросы: 58?литровый бак Chevrolet каждую сотню «верст» опустошался примерно на десять литров, а «сообщающиеся сосуды» УАЗа общим объемом около 78 литров (официально - 72 литра) на каждой сотне километров недосчитывались тринадцати-четырнадцати.

Советск с населением около 40 тысяч человек - второй по величине город Калининградской области. Разумеется, после Калининграда. Не могу назвать его вылощенным, но здесь приятно. Спокойствие и размеренность буквально витают в воздухе, расслабляя и отвлекая от привычной суеты. Одно из самых сильных впечатлений оставил мост королевы Луизы, перекинутый через Неман и соединяющий Калининградскую область с литовским городом Панямyне. Через этот мост благополучно переехали и Нива, и УАЗ, и, разумеется, Duster. На топливе с той вчерашней заправки! Проход двух границ занял один час.

Мост королевы Луизы, перекинутый через реку Неман в 1907 году, соединяет Советск и литовский город Панямyне. Литовская граница позади. Российская - впереди. Однако мобильные телефоны уже ловят сети российских операторов.

Место действия: Калининград, Балтийск

Третий день после старта

Шесть тонн в час! Столько дизельного топлива потребляет Зубр - корабль проекта 12322 на воздушной подушке. Если на дизельной легковушке накатывать по 30 тысяч километров в год с расходом не выше десятки, этих шести тонн хватит на полтора беззаботных года. Пока корабль лишь готовили к плаву, в пяти его газотурбинных двигателях сгорело несколько «месяцев». Но и впечатлений - на килотонну!

Когда грузовой отсек наполнился гулом от десятков тысяч «лошадей» и огромный Зубр начал подниматься на воздушной подушке, все эти бухгалтерские мысли смыло волной эйфории. Это как первый раз в жизни удержать равновесие на велосипеде или впервые выстрелить из ружья. Ну, понимаете, мужики?

Не знаю, почему Зубр называют малым десантным кораблем, - ведь это самый крупный в мире корабль на воздушной подушке.

В России их осталось лишь два - «Евгений Кочешков» и «Мордовия». И оба прописаны здесь, в военной гавани Балтийска. Пять кораблей утилизированы. Четыре - в строю ВМС Греции. Еще несколько - в Китае.

Капитан-лейтенант «Мордовии» Александр Павловский излучает уверенность:

Не хочу вас расстраивать, но завтра едва ли распогодится, а в четыре балла и выше мы стараемся не ходить в море. Корабли на воздушной подушке очень чувствительны к сильным порывам ветра. Давайте запланируем плав на послезавтра, а пока оттачивайте погрузку и десантирование. Вам ведь придется десантироваться вместе с бронетранспортерами.

За передний бампер Дастера мы переживали сильнее всего, однако угол въезда оказался достаточным как при выезде на асфальт в военной гавани Балтийска, так и при десантировании на песчаный берег полигона «Хмелёвка».

Угол аппарели внушителен. Передний бампер Дастера при погрузке оказывается в нескольких сантиметрах от катастрофы. Нива едва не цепляет асфальт фаркопом, но обошлось - и вся троица поднимается на борт.

Теперь задача не из простых - развернуться внутри корабля, чтобы выезжать на сушу двигателем вперед (бронетранспортеры изначально заезжают в трюм задним ходом). Держу пари, в этот момент Вадим Крючков впервые пожалел, что камеры заднего вида в его любимой Ниве нет и не может быть даже в качестве опции. Хотя с недавних пор это благо цивилизации доступно даже УАЗу.

Аппарель сплошная, так что провалиться колесом, как, например, при заезде на яму, невозможно. Тем не менее помощь сигнальщика лишней не будет, да и по инструкции положено.

Зубр - это маленький мир! С собственной кухней, уютными кубриками и кают-компанией для четырех человек командного состава. Конечно, моряки не живут здесь постоянно: рядом с военной гаванью Балтийска для срочников и контрактников построено жилье. Милые современные домики в четыре-пять этажей - ничуть не хуже какого-нибудь подмосковного жилого квартала эконом-класса. Кстати, некоторые контрактники служат здесь не первый, не второй и даже не пятый год. Ведь по местным меркам служить не только престижно, но и доходно для семейного бюджета.

Пробный «десант», к всеобщему восторгу и удивлению, прошел без сучка без задоринки. Все машины успешно скатились по аппарелям на забронированный под стоянку двух Зубров пирс. Единственная сложность заключалась в том, что при предстоящем десантировании на песчаный берег покидать корабль придется значительно быстрее, дабы не закопаться и не встать на пути бронетехники. Но после сегодняшней высадки мы доверяли нашим автомобилям гораздо больше, чем прежде. Всё будет отлично!

Место действия: грузовой отсек МДКВП типа «Зубр»

Пятый день после старта; день рождения Балтийского морского флота - ему 313 лет!

Утро. Бури нет. В заливе лишь легкое волнение. Наши автомобили в компании двух БТР?82А надежно зафиксированы в грузовом отсеке с помощью купленных накануне тросов. А нам разрешили разместиться на капитанском мостике, где, в отличие от грузовой палубы, достаточно тихо. Вдобавок открылся приличный обзор.

Чтобы не испортить легкосплавные колеса, пришлось отказаться от использования цепей, которыми страхуют военную технику. Вместо них мы взяли автомобильные тросы.

Вибраций в работающем Зубре едва ли не меньше, чем в Патриоте. И это несмотря на то, что «Мордовия» выпущена в далеком 1991 году и уже несколько раз отправлялась в ремонт для продления эксплуатационного срока.

Пока корабль аккуратно маневрирует в военной гавани на небольших скоростях, плав слабо отличается от прогулки на речном трамвайчике. Лишь водяная пыль, поднимаемая четырехлопастными маршевыми винтами и временами заволакивающая всякий обзор, дарит ощущение другой реальности.

Эмоции начинают зашкаливать по-настоящему, когда Зубр выходит в открытое море и набирает максимальные 60 узлов. Для тех, кто не в теме: это 111 км/ч. Сто километров в час! По воде. С машинами и бронетранспортерами в трюме. Море скрадывает скорость, но, когда цепляешься взглядом за какой-нибудь ориентир на суше, эйфория выходит на новый круг: махина водоизмещением 550 тонн немногим уступает в максималке нашим машинам и весьма мягко стелет по водной глади.

Зубр, малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322

Когда до десантирования остается около десяти минут, мы покидаем мостик и спускаемся по почти вертикальной лестнице в грузовой отсек, к нашим машинам. Здесь гул от силовых установок Зубра давит на мозг через барабанные перепонки, а «земля» под ногами ходит ходуном так, будто в стельку пьян. Помню, как-то в Японии мне «посчастливилось» пережить легкое землетрясение - и в грузовом отсеке Зубра, несущегося по волнам на полном газу, я ощутил себя словно внутри вулкана с перманентной сейсмической активностью. Недаром бронетранспортеры крепко фиксируют металлическими цепями!

Наконец газотурбинные двигатели сбавляют обороты, корабль плавно замедляется, а моряки ловко освобождают колеса от растяжек-тросов. Сквозь щель, образованную опускающейся аппарелью, грузовой отсек озаряет яркий свет. Пока мы шли, выглянуло солнце!

Такое может быть либо в Голливуде, либо в армии. Считай, батальная сцена! На берегу встречают десятки бойцов Балтийского морского флота. За спиной шумят камазовскими дизелями два БТР?82А. Наша троица - в центре внимания. Ошибаться нельзя, и дело не столько в бамперах, которые оторвутся на раз, сколько в престиже профессии: если у морячков всё так слаженно, то и у нашего брата комар не должен нос подточить.

На песчаный берег нужно выскакивать ходом, иначе велик шанс застрять. Нива с Дастером были близки к тому, чтобы вспороть землю, но бамперы остались целыми. Патриот прошел с запасом, но неувереннее всех чувствовал себя на песке.

Я снова в Дастере. Поворотом трансмиссионной шайбы принудительно блокирую муфту привода задних колес, врубаю первую передачу и ходом вываливаю на песчаный пляж.

Бамперы на месте! А уверенность, с которой Renault ползет по рыхлому песку навстречу твердой части суши, потрясает.

Вадим Крючков на Ниве тоже без проблем выезжает в свет. Неувереннее всех, побуксовав китайскими шинами, на которые мы и списываем несвойственную заслуженному вездеходу беззубость, корабль покидает увалень Патриот. За ним играючи вылетают бронетранспортеры.

Несмотря на дебют, всё получилось быстро и слаженно - как и должно происходить при настоящем десанте. Зубр поднял аппарель, развернулся прямо на песчаном берегу и через несколько минут превратился в точку на водной глади. Впереди нас ждал военный полигон, а затем - долгий путь назад через Калининград, Литву и Латвию.

УАЗ Патриот, Chevrolet Niva, Renault Duster. Заключительный день путешествия. Раннее утро. Наши герои выстроились на площади города Лудза - одного из старейших в Латвии. Здесь мы закупились вкуснейшими и недорогими колбасами, сырами и алкоголем. Вне зависимости от крепости, в Россию разрешено ввозить до трех литров на человека

После всех пройденных испытаний вопрос с победителем решился сам собой. Duster выступил невероятно, подчеркнув свое тотальное превосходство на трассах любого качества и превзойдя самые смелые ожидания на бездорожье - в грязи и песке. Конечно, можно смоделировать ситуацию, в которой геометрической проходимости «французу» не хватит и лидерство захватит старик Патриот. Однако обезоружить Duster естественным способом в условиях пробега у нас не вышло - а значит, удар по «клетке» B0 провалился. Renault не убит и даже не ранен. И именно он по совокупности дорожных и внедорожных качеств выигрывает наш «морской бой».

Нива разочаровала непозволительно слабым мотором, сулящим не только проблемы на трассе, но и нехватку тяги на бездорожье. Однако в остальном оказалась сбалансированной и приятной машиной - аккуратно собранной и самой доступной в тесте. Это заслуженное второе место, и мы ничуть не кривим душой.

Ну а Патриот проиграл с оглушительным треском: к условиям, в которых мы оказались, он оказался не готов. Плохо приспособленный к езде по асфальту, Патриот оставил вопросы и на бездорожье. Он очень шумный и самый прожорливый. Да и собран не ахти. Секрет его популярности остается для меня военной тайной.

Перед дальней дорогой мы загнали все машины на подъемники - на всякий пожарный. Явных косяков не заметили, но на том не успокоились. Путь неблизкий, а там еще военный полигон и десантирование - и мы, дабы обезопасить себя от лишних проблем и поставить машины в равные условия, решили залить свежее масло в двигатели.

Выбор остановили на масле Motul. В Патриот залили Motul 6100 Synergie+ 5W40 с высокими противоизносными свойствами (это масло можно лить и в бензиновые моторы, и в дизели), а в другие машины - синтетику Motul 8100 X?cess 5W40, которая рассчитана еще и на битопливные двигатели (бензин + газ).

Шесть напряженных дней, почти 4000 км пути и высокие нагрузки на песке и бездорожье никак не сказались на моторах - ни один не потребовал долива масла.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ

Вадим Крючков

Зубр, малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322

В военной лексике много сокращений. Моряки Балтийского флота называют этот корабль МДКВП, что означает «малый десантный корабль на воздушной подушке». Конечно, вместимостью Зубр проекта 12322 уступает традиционным кораблям. Но этот малыш - самое большое в мире судно на воздушной подушке и одно из самых скоростных на планете.

Зубр разработан еще в СССР ленинградским ЦМКБ «Алмаз». Он предназначен для перевозки морем техники, боеприпасов и десантников, их высадки на оборудованное или необорудованное побережье, огневой поддержки, а также для постановки минных заграждений. Штормовая погода не стихия Зубра, - но как только море успокаивается хотя бы до трех-четырех баллов, другого столь же мобильного средства доставки десанта по воде не найти. Около 70% береговой линии всей планеты доступно для высадки людей и выгрузки техники с этого корабля.

Корпус Зубра цельносварной, выполнен из алюминиево?магниевого сплава. Несмотря на склонность магния к окислению, контактирующий с соленой водой корпус удалось сделать коррозионно-стойким. Мощность каждого из пяти газотурбинных двигателей M?35 - 10 000 л.с.; три двигателя приводят в действие четырехлопастные маршевые винты, два обслуживают нагнетатели воздуха. Гибкое резиновое ограждение воздушной подушки сконструировано так, что Зубр способен не только без проблем выходить на берег, но и преодолевать препятствия выше полутора метров. Для загрузки-выгрузки техники используются носовая и кормовая аппарели.

В середине рубки - кресло командира. Зубр - единственный корабль, где он не только отдает команды, но и сам управляет.

Бронетранспортеры или другая колесная и гусеничная техника размещаются на площадке внутри средней части корпуса и надежно закреплены. Десантники располагаются в бортовых отсеках. На верхней палубе люди находиться не могут - на полном ходу их сдует в воду.

Вооружение Зубра - средства противовоздушной обороны, универсальные автоматические пушки калибром 30 мм и 22?ствольные системы залпового огня для «очистки» берега в зоне десантирования.

С 1986 года построено пятнадцать кораблей проекта 12322. В России осталось лишь два действующих Зубра: МДК?50 «Евгений Кочешков» и МДК?94 «Мордовия». Оба корабля входят в состав Балтийского флота. Долгое время дальнейшая судьба уникального проекта была не ясна: ресурс имеющихся Зубров близок к выработке, а смены им не предвиделось. Но, кажется, дело стронулось с мертвой точки - появилась информация о закладке новых кораблей на воздушной подушке.

БОЕВАЯ ТРЕВОГА

Кирилл Милешкин

Настрой с самого начала был боевым: неужто балтийцы не дадут оторваться на серьезном бездорожье? Таковое у них наверняка найдется! Однако после ознакомительного круга на броне бэтээра по полигону «Хмелёвка» наш энтузиазм поугас. Пятикилометровая трасса местами представляла собой жидкое месиво с колеями полуметровой глубины. Но отступать некуда.

Первым, как несложно догадаться, отправили УАЗ. В его арсенале - жестко подключаемый полный привод и понижающий ряд в раздатке. Грозный БТР поехал рядом для подстраховки, но обращаться к его помощи не хотелось.

По старому джиперскому правилу все возможности трансмиссии активировали заранее. Патриот с невозмутимым спокойствием переварил все колеи, ни разу не чиркнув днищем, и порадовал современным управлением трансмиссией с помощью вращающейся рукоятки (архаичных рычагов теперь нет даже в базовой комплектации).

В таких ситуациях шноркель Нивы совсем не лишний. Впрочем, Duster с УАЗом благополучно справляются с этим грязевым препятствием и без оного.

А вот китайские шины Nankang NK SP?7, которые положены с завода машинам в топовой комплектации и с 18?дюймовыми колесами, - явно не для бездорожья. Пробуксовка чувствовалась не только на понижающей передаче, когда резко увеличивается крутящий момент, но и в обычном режиме раздатки. Это не добавляет уверенности водителю и увеличивает шансы закопаться в грязи или песке. Тем, кто планирует регулярно форсировать серьезное бездорожье, на штатные шины надеяться нельзя. К слову, в дождь на асфальте эти шины тоже напомнили о себе: УАЗ на них «всплывает» раньше, чем того ожидаешь, заставляя снижать скорость.

После Патриота Нива кажется легковушкой, но рычаги на центральном туннеле мигом сбивают снисходительный настрой. Блокируем центральный дифференциал, переходим на пониженную - вперед! Следуя по пути Патриота, Нива пробуксовок практически не допускает, что понятно: она обута в фирмy - в шины Continental CrossContact АТ. Для нашего теста их талантов хватило с лихвой.

Под удлиненной защитой двигателя у Нивы 200 мм - на 10 мм меньше, чем заявлено производителем для УАЗа, и снизу порой раздается скрежет (на скорость передвижения он не влияет). Слабое место Нивы, причем в прямом смысле этого слова, - двигатель. В грязи попытка тронуться, не включив понижайку, выливается в форменное насилие над мотором и сцеплением: тяги не хватает катастрофически. Еще один минус по сравнению с Патриотом - архаичное управление межосевой блокировкой. Рычаг раздатки меняет положение неохотно, а чтобы шестерни вошли в зацепление, нужно хоть немного проехать вперед или назад. Посему в случае с Нивой особенно актуально правило включать подходящий режим до штурма тяжелых участков, что мы и делали, не желая усложнять себе жизнь.

– безусловный лидер в сегменте внедорожников, доказавший надежность, практичность и комфорт.

Всероссийское признание

За три года присутствия на российском рынке Renault Duster был удостоен многих престижных наград. Мы по праву гордимся признанием превосходных внедорожных характеристик и надежности Renault Duster.

«Автомобиль года – 2015» в России

Renault Duster – двукратный победитель ежегодной национальной премии «Автомобиль года в России» в номинации «Компактные внедорожники».

Внедорожник № 1 в России***

Renault Duster занимает первое место по продажам среди внедорожников в России, что еще раз подтверждает его непревзойденные качества.

Победитель «Морского боя»

Renault Duster по совокупности внедорожных качеств победил Chevrolet Niva и УАЗ Патриот в «морском бою», который организовала редакция журнала «За рулем».

Внедорожные характеристики

Renault Duster с легкостью справится с бездорожьем. Отличные внедорожные характеристики позволяют автомобилю без проблем преодолевать даже серьезные преграды на своем пути. Как и предыдущие модели, Renault Duster располагает внушительным дорожным просветом (210 мм), короткими свесами, большими углами преодоления препятствий, широкими колесными арками и надежной защитой узлов и агрегатов. Его подвеска готова к серьезным испытаниям и обеспечивает комфортное вождение независимо от типа дорожного покрытия.

Полный привод

  • Система полного привода Renault Duster – это три режима, которые позволяют легко передвигаться по любым дорогам и бездорожью.
    2WD – в этом режиме крутящий момент двигателя распределен только между передними колесами, а привод осуществляется исключительно на передние колеса, что оптимизирует расход топлива.
  • AUTO – крутящий момент автоматически распределяется между передними и задними колесами в зависимости от дорожных условий и скорости автомобиля.
  • LOCK – крутящий момент распределяется поровну между передними и задними колесами. Уникальным является то, что в этом режиме автомобиль может двигаться со скоростью до 80 км/ч, что дает возможность даже на сложных участках дороги передвигаться быстро и уверенно.
    Полноприводные версии Renault Duster оснащаются как МКП6 с короткой первой передачей (5,7 км/ч при 1000 об/мин), так и специально адаптированной к российским условиям АКП с дополнительной системой охлаждения и системой контроля крутящего момента. Данные трансмиссии идеальны для езды по настоящему бездорожью, поскольку облегчают старт даже на крутом подъеме и при полной загрузке автомобиля.

Высокий клиренс

Благодаря высокому клиренсу (210 мм) Renault Duster справится с любыми препятствиями на вашем пути. Кроме того, Renault Duster имеет оптимальное соотношение веса и размеров, что обеспечивает ему отличную проходимость.

Геометрия кузова

Короткие свесы, большие углы съезда и въезда в сочетании с короткой первой передачей МКП обеспечивают комфортное преодоление сложных участков пути и внушительных препятствий.

Надежная подвеска

Проверенная надежная подвеска Renault Duster готова к любым испытаниям на прочность. Выносливая конструкция хорошо зарекомендовала себя во время многочисленных испытаний и обеспечила комфортное вождение на дорогах и по бездорожье.

Актуальный дизайн

Внешность Renault Duster подчеркивает современный и динамичный характер: массивная хромированная решетка радиатора, агрессивная форма бамперов и рейлингов, стильные легкосплавные 16" диски, двойная оптика фар со встроенными дневными ходовыми огнями и узнаваемые задние фонари. Для Renault Duster доступен новый эксклюзивный цвет «Хаки».

Хромированная решетка радиатора

Обновленная хромированная решетка радиатора с увеличенным логотипом Renault выполнена согласно новой стилистике марки. И верхняя, и нижняя часть решетки состоит из мелких ячеек, что помогает защитить радиатор от повреждения.

Обновленная оптика

Renault Duster оснащен двойной оптикой фар со встроенными дневными ходовыми огнями, которые доступны в базовой комплектации и загораются автоматически при включении зажигания. Задние фонари имеют оригинальный световой рисунок и делают Renault Duster более заметным в потоке машин.

Защита и функциональность

Передние и задние бамперы подчеркивают брутальный внешний вид внедорожника. Пластиковая защита по периметру кузова делает Renault Duster неуязвимым для агрессивных внешних воздействий, а массивные рейлинги добавляют функциональности.

Легкосплавные диски

Легкосплавные 16" диски Aconit доступны в базовой комплектации начиная с версии Privilege. В качестве опции доступны новые литые диски Black Thema.

Четвертый день после старта

Геометрия посадки никуда не годится. Сиденье безбожно завалено назад, расстояние до руля сумасшедшее. Усилия на педалях помогут накачать икры до состояния камня быстрее и эффективнее самой нещадной пробежки. А передачи с непривычки приходится вколачивать в две руки. Но ради той сумасшедшей плавности хода, которую этот аппарат демонстрирует на раскисшем после дождя черноземе, ради уверенности, с которой он штурмует самые неприступные буераки, ему можно простить многое. И да, за его рулем действительно ощущаешь себя патриотом.

На этой мысли я остановил БТР‑82А производства Арзамасского машиностроительного завода, поблагодарил своего инструктора и сдвинул откидной люк, чтобы посмотреть назад: Патриот, Нива и Duster послушно тянулись следом. Вот так новости! Совсем недавно, когда военные показывали нам свой испытательный полигон, предложив для лучшего обзора забраться на броню бэтээра, я был абсолютно уверен, что как минимум один из автомобилей застрянет. И практически не сомневался, что аутсайдером окажется Renault. На деле же Duster , обутый в гражданские шины Amtel Cruise, полз вперед едва ли не увереннее Нивы и Патриота. И даже не намекал на необходимость принудительной блокировки муфты или отключения противобуксовочной системы.

Разумеется, штурм глубочайшего грязевого месива - лишь одно из нескольких испытаний, уготованных нами трем популярным вседорожникам . Но после двухдневного перегона из Москвы в Балтийск и принятия «грязевых ванн» я определился со своим фаворитом на все сто. Duster! Вот только коллеги, которые провели больше времени с Нивой и УАЗом, пытались унять мою категоричность, не скупясь на похвалы исконно российской технике.

В какой-то момент я поддался и решил не спешить с выводами. Назавтра Патриоту, Ниве и Дастеру предстояла погрузка на борт и плав (на сленге военных моряков это звучит именно так) в грузовом отсеке десантного корабля, а затем - высадка на коварный песчаный берег. Кто знает, хватит ли «французу» геометрии, чтобы не оторвать бампер при соскоке с аппарели? А может, в песке Renault раньше других сядет по самое днище?

Место действия: трасса M9 «Балтия»

Первый день пути

Езда в колонне - натуральное удовольствие. Разумеется, если компания слаженная. Идущий первым включает левый поворотник и выходит на обгон, занимая встречную полосу. Если дорога просматривается на сотни метров вперед, а разметка не запрещает обгоны, лидер продолжает движение по встречной до тех пор, пока последний автомобиль в колонне не закончит маневр. Схема, отлаженная годами. Быстро, безопасно. Возглавлявший наше шествие Кирилл Милешкин на Патриоте делал всё аккуратно и правильно, но мчавший следом Вадим Крючков за рулем Нивы то и дело застревал за каким-нибудь грузовиком, «роняя» набранный караваном темп.

Не подумайте плохого, Вадим - отличный водитель. Просто древнего 80‑сильного движка на трассовых скоростях «шниве» катастрофически мало. За 14 лет конвейерной жизни в машине улучшили всё, что можно: трансмиссию уговорили не ныть под нагрузкой, старомодный салон эпохи биодизайна одарили неплохими сиденьями, научили двери закрываться с первого раза. А вот мотора, адекватного годно настроенному шасси, по-прежнему нет. И вряд ли в этом поколении будет. В 2007 году GM-АВТОВАЗ предпринимал попытку запустить в массовое производство Ниву с 122‑сильным двигателем Opel и пятиступенчатой механикой Aisin, но вследствие высокой по тогдашним меркам цены (от 550 000 рублей) и скромного спроса всё закончилось ограниченной партией в тысячу экземпляров.

Даже тяжелый 128‑сильный Патриот гораздо шустрее и позволяет без опаски идти в любую атаку. Однако к нему другие претензии, ничуть не менее значимые. Я говорю о безобразном шасси: Патриот , получивший в результате перманентных модернизаций обогрев лобового стекла и всех сидений, новую обивку дверей и современную, хоть и живущую своей жизнью мультимедийную систему, так и не научился нормально ездить. Он безбожно рыскает даже на ровной дороге. Да и без этой нервозности удовольствие от вождения сомнительное. Усилия на педалях и рычаге пятиступенчатой механики - мужские, а пустой и невесомый в околонулевой зоне руль не вполне адекватно тяжелеет при повороте на большие углы. Это вынуждает то и дело отлавливать высокую машину, бесконечно подруливая. Помните, как без остановки крутили баранку шоферы в старых черно-белых фильмах ради живости кадра?

Стоит ли говорить, что на фоне столь ярких недостатков двух немолодых российских вседорожников Duster воспринимается суперсовременным и чуть ли не премиальным - несмотря на то, что и он уже в возрасте. Это абсолютно сбалансированный, цельный автомобиль. Тихий и быстрый - хотя по большому счету напор 114‑сильного атмосферника нельзя назвать убедительным. Наши претензии сводятся к не самым удобным креслам с недостаточной поясничной поддержкой (она не регулируется) да к низкому расположению тачскрина мультимедийной системы. Но, знаете ли, после поездки на УАЗе и Ниве придираться к этим мелочам язык не поворачивается. В общем, на асфальтовых дорогах Duster - однозначный лидер. Я даже не заметил, как быстро растаяли 620 км до границы с Латвией. Добро пожаловать в Евросоюз!