С какой трансмиссией лучше выбрать Skoda Yeti. Полноприводная трансмиссия с муфтой Haldex V: пятая задняя Комплектации и цены

В 2009 году на российский рынок автомобилей класса «кроссовер» буквально ворвалась чешская модель «Шкода Йети». Покорил Йети (то есть «снежный человек») прежде всего отличными техническими характеристиками и комфортом, составив ощутимую конкуренцию таким моделям как Nissan Qashqai, Mitsubishi ASX, Hyundai ix35 или Kia Sportage.

«Йети» в цветах и габаритах

Создана Skoda Yeti на платформе Volkswagen A5, что вполне логично: в 1990 году Volkswagen AG стал совладельцем предприятия Skoda, которое влилось в немецкий концерн, ранее поглотившем германский Audi и испанский Seat.

Надо сказать, что идея создания внедорожника (а по ходовым качествам «Шкода Йети» очень близка к этому классу автомобилей, о чем речь пойдет ниже) не возникла на пустом месте. Автопредприятие еще с 30-х годов прошлого века имело опыт создания армейских и даже танков (существует легенда, что последний из трехсот легких танков чешского производства был подбит в 1941 году под Москвой).

Конечно, «Йети» ни внешне, ни изнутри даже отдаленно не намекает на бурное военное прошлое марки Skoda. Экстерьер автомобиля в меру миролюбив, но все-таки не без намека на свое внедорожное предназначение: габаритные размеры «Шкода Йети» (длина 4,22, ширина 1,8, высота 1,65 метра) а главное увеличенный до 18 см клиренс указывают на явно неординарные способности, которые в полной мере проявляются в полноприводном варианте исполнения.

Цвета кузова Skoda Yeti тоже предлагают возможность выбора между агрессивным внедорожником и миролюбивым «паркетником». Их ровно дюжина – от нейтральных белого и серебристого до брутальных черного и зеленого.

Палитра кузова «Шкода Йети»:

  • черный
  • красный
  • бордовый
  • коричневый
  • зеленый
  • синий
  • голубой
  • серый
  • бежевый
  • серебристый
  • белый.

Простор багажника и комфорт салона

Под стать внешним размерам автомобиля и салон, высота которого от 1,08 м спереди до 1,03 м в задней части. Багажное отделение весьма объемное даже при разложенных задних сиденьях – 410 литров, а в их сложенном положении – до 1760 л.

Надо сказать, что к заднему ряду сидений пятиместного универсала конструкторы отнеслись с особой любовью, сделав его трансформируемым. Так называемая система VarioFlex, где ряд состоит из трех отдельных кресел, позволяет при отсутствии центрального сдвигать крайние сидения друг к другу на 8 см каждое. Панорамная крыша, оборудованная к тому же люком и электрошторой, позволяет пассажирам во время поездки заняться каким-нибудь отвлекающе-развлекающим делом, например, считать ворон.

Вообще, салон, выполненный в оригинальном двуцветном решении очень удобен: полный электропакет и такие приятные мелочи как множество багажничков и бардачков для мелких предметов создают максимум комфорта, возможного в условиях передвижения на автомобиле.

Безопасности водителя и пассажиров уделено повышенное внимание. В зависимости от комплектации, пара фронтальных может быть дополнена четырьмя боковыми. Краш-тесты «Йети» показали исключительные результаты по надежности автомобиля, получив высшую рейтинговую оценку по Euro NCAP. Пассивная безопасность включает такие оригинальные технологические решения как биксеноновые фары с функцией освещения поворотов, а также более десятка других вспомогательных средств помощи водителю от антипробуксовочной (ABS) до принудительного поддержания курсовой устойчивости (DSR).

Причем учтен даже такой момент, как «помеха сзади», то есть при резком торможении автоматически включаются сигналы аварийной остановки.

  • Базовые системы безопасности Skoda Yeti;
  • надежный кузов, усиленный технологически рассчитанной системой ребер жесткости;
  • механизм крепления кресла ребенка Isofix;
  • система блокирования дифференциалов при разнородном покрытии полотна (EDL);
  • до девяти подушек безопасности (опцион)

Технические характеристики Шкода Йети

С точки зрения силового наполнения автомобиля сегодня на рынке присутствуют четыре варианта двигателей для «Йети», дублирующие фольксвагенские: бензиновые объемом 1,2, 1,4 и 1,8 литра и двухлитровый дизель. Все они турбированные, мощностью от 105 до 152 л. с. Причем рекорд принадлежит не дизельному агрегату, развивающему максимальный крутящий момент на оборотах 1800-2500 в минуту, а ДВС 1,8 л, максимум отдачи приходится на режим от 1500 до 4500 об./мин. Правда, расход топлива этой модели Skoda Yeti ощутимо больше: по трассе – 7-8 л/100 км, по городу – 11-12 литров (при условии неагрессивной манеры езды). Для сравнения: самый слабый движок 1,2 л потребляет практически столько же бензина, как и двухлитровый дизель солярки – 6-7 л на 100 км.

Модификации двигателей WV на «Шкода Йети» вкупе с трансмиссией

  • 1.2 TSI MT
  • 1.2 TSI DSG
  • 1.4 TSI MT
  • 1.4 TSI DSG
  • 1.6 MPI MT
  • 1.6 MPI AT
  • -1.8 TSI DSG 4×4
  • 2.0 TDI DSG 4×4

Конечно, этот показатель зависит не только от загруженности машины, манеры езды водителя и количества пробок на пути, но и от типа коробки переключения передач. Их в «Шкода Йети» два типа: МКПП (5- или 6-ступенчатая) и роботизированная (7 передач). Последняя по принципу действия схожа с обычной «механикой», только момент сцепления обеспечивается не путем нажатия педали, а автоматическим гидро- или сервоприводом с сигналом от электронного процессора. Ему доверен момент смены пар шестеренок сцепления для смены передаточного числа с повышенного на пониженную и наоборот.

Несомненный плюс коробки-«робота» в главной составляющей агрегата – она механическая. Остальное – электроника, которая обеспечивает оптимальные режимы при срабатывании сцепления, особенно если оно двойное, стимулирующее плавность перехода на последующую передачу. Правда, электронные «мозги» КПП отказывают чаще, чем нервные окончания живого человека, позволяющие в нужный момент включить сцепление левой ногой. Но достаточно редко, чтобы прослужить 100-200 тыс. км пробега, следуя рекомендациям по обслуживанию автомобиля. Но для женщин и ленивых мужчин вполне удобно.

А вот для активных драйверов, поклонников (в том числе зимнюю) более пригодна «механика». МКПП на «Йети» мягкая, что называется, послушная. В условиях внедорожья это наиболее подходящий вариант, гарантирующий, что продолжительная езда по снегу, грязи при повышенных нагрузках не создаст проблем с переключением передач.

«Йети» полного привода

Ну уж если всерьез заговорили о трансмиссии, было бы просто преступлением не рассказать о приводных системах передачи крутящего момента на ведущие колеса.

Как уже говорилось, «Йети» выпускается с двумя вариантами трансмиссии: передне- и полноприводный. С одиноко ведущим передком все понятно: чисто «паркетник» для городских условий эксплуатации с претензией на вседозволенность. К слову сказать, такой компоновкой грешат не только кроссоверы класса SUV (по европейской классификации, к коим относится Skoda Yeti), но и более брутальные автомобили, априори заточенные на бездорожье, например, легендарный американец Jeep Cherokee.

А вот с полным приводом у «Йети» все гораздо интереснее. Необходимо сразу оговориться: Yeti проползет практически везде – и по грязи, и по жиже, и в сугробах, но только не в глубокой колее, которая посадит кузов на мосты, и ваш «снежный человек» будет беспомощно барахтаться лапками в пустоту, не цепляя колесами твердого грунта.

«Он же полноприводный, должен выбраться!», - возмущаются владельцы «Йети». Как сказал один хороший трофи-рейдер, «запомни, сынок, полный привод никому ничего не должен». Даже лифтованый Land rover Defender в глубокой колее бессилен. Как и наши УАЗики и ГАЗики, признанные лидеры по преодолению лесов, болот, песков и прочей российской нечисти.

Зато на ровном (относительно 18-сантиметрового клиренса, разумеется) снегу, в грязи, болотине «Йети» есть чем удивить хозяина. Задняя пара здесь подключается не принудительно, а с помощью муфты Haldex, управление которой зависит от показаний датчиков блока управления двигателем, системы ABS и других узлов, контролирующих параметры работы мотора и ходовой. На малой скорости (до 30 км/ч) отдельно функционирует вспомогательный комплекс off-road, который управляет трансмиссией при трогании с места на льду, грязи и других скользких поверхностях. Обратную функцию – удерживания автомобиля - off-road обеспечивает при экстремальных спусках.

Антипробуксовочный механизм (ABS) тоже оригинальный: в экстремальном режиме он временно блокирует вращение колес с таким расчетом, чтобы перед протектором образовался «сугроб» из грунта, за счет которого обеспечивается дальнейшее продвижение автомобиля. Для почетного звания «Абсолютный внедорожник» «Йети» не хватает полной межосевой (хотя и осей здесь нет – независимая подвеска) и межколесной блокировки. Хотя, с другой стороны, они, зачем если рулит электроника?

Рестайлинг Шкода Йети

Конечно, не все функции и опции Skoda Yeti, перечисленные выше, присутствуют в базовой модели. В течение семи лет автомобиль дополнялся новыми опциями, в основном не значимыми, но и другие органы восприятия. На сегодня существуют три комплектации - Active, Ambition и Elegance, отличающиеся в основном интерьером салона. И пусть покупателя не смущают другие названия, присваиваемые этому благородному авто, такие как: - Yeti Outdoor - Yeti Monte-Carlo - Новый Superb - Новый Superb Combi - Hockey Edition - Kodiaq.

Разница в стране реализации, а изнутри и снаружи все тот же добрый, надежный Skoda Yeti образца 2009 года. Разве что модернизированный.

В 2013 году произошла переделка, названная модным словом «рестайлинг», но по сути мало что изменившая в машине. Фарам добавили света, анфасную декоративную решетку чуть изменили… Появились уже упомянутая панорамная крыша с люком для «селфи», а также камера заднего вида – для комфортной парковки.

Кстати, в последней комплектации «Йети» есть система автопаркинга, когда руль лучше не трогать: контроллер сам припаркует авто, при условии, что водитель не будет давить на педаль акселератора.

И все-таки «Йети» создан не для парковки. Его стихия – активный драйв, не выходящий за пределы продуманной загородной поездки. Хоть летом, хоть зимой – в решении такой задачи он уж точно не подведет.

Габаритные размеры Skoda Yeti:
Длина(мм): 4223
Ширина (мм): 1793
Высота(мм): 1691
Дорожный просвет(мм): 180
Колесная база(мм): 2578
Высота порога багажника(мм): 712
Колея передних колес/задних колес (мм): 1541/1537

Внутренние размеры Skoda Yeti:
Ширина верхнего бруса кузова спереди/сзади (мм): 1446/1437
Высота салона спереди/сзади (мм): 1034/1027
Объем багажного отделения мин./макс. (в зависимости от положения задних сидений) (л): 310/415
Объем багажного отделения с опущенными/убранными спинками сидений (л): 1485/1665

Двигатели Skoda Yeti:

Skoda Yeti поставляется в Россию с тремя вариантами двигателей: 1,2 TSI 105 л.с. / 77 кВт, 1,4 TSI 122 л.с. / 90 кВт (только в комплектации с МКПП) и 1.8 TSI 152 л.с. / 112 кВт. Все двигатели турбированные, четырехцилиндровые, рядные, с непосредственным впрыском топлива под высоким давлением.

Отличительной чертой этой линейки двигателей является низкий расход топлива. Кроме того, все двигатели соответствуют требованиям стандарта Евро 5 по уровню выброса CO2

Трансмиссия:

Автомобили Skoda Yeti комплектуются как механическими, так и автоматическими коробками передач (за исключением версии с двигателем 1,4).

АКПП устанавливаемая на Yeti является одним из самых современных автоматов в мире. На модели с передним приводом и двигателем 1.2 TSI/77 кВт устанавливается 7-ступенчатая коробка передач DSG с возможностью автоматического или ручного выбора передач устанавливается. На модель с полным приводом и двигателем 1.8 TSI/112 кВт устанавливается 6-ступенчатая коробка передач DSG.

6-ти ступенчатая МКПП устанавливается на всю линейку двигателей.

Полный привод:

Полный привод устанавливается только на Skoda Yeti с двигателем 1,8 TSI. Система оснащена интеллектуальной муфтой Haldex 4-го поколения, распределяющей крутящий момент между осями. Haldex обеспечивает одновременно и превосходные тяговые свойства автомобиля, и низкий уровень потребления топлива.

Сравнительная таблица технических характеристик Шкода Йети:

Передний привод Полный привод
Двигатели: 1.2 TSI / 77 кВт 1.4 TSI / 90 кВт 1.8 TSI / 112 кВт
Бензиновый двигатель с турбонаддувом, два верхних распределительных вала Бензиновый двигатель с турбонаддувом, два верхних распределительных вала
Количество цилиндров 4 4 4
Рабочий объем (куб. см) 1 197 1 390 1 798
Макс. мощность / обороты 105 / 5,000 122 / 5,000 152 / 4,500 – 6,200
Макс. крутящий момент / обороты (Нм/мин-1) 175 / 1,500 – 4,100 200 / 1,500 – 4,000 250 / 1,500 – 4,500
Стандарт токсичности отработанных газов Евро-5 Евро-5 Евро-5
Рекомендуемое топливо Неэтилированный бензин, ОЧ мин. 95 Неэтилированный бензин, ОЧ 95/91
Ходовые характеристики:
Максимальная скорость (км/ч) 175 (173) 185 196
Разгон 0–100 км/ч (с) 11.8 (12.0) 10.5 8.7
Расход топлива: – в городских условиях
(л/100 км)
7.6 8.9 10.1
– по трассе (л / 100 км) 5.9 5.9 6.9
– смешанный цикл (л / 100 км) 6.4 (-) 6.8 8.0
Содержание CO2 в выхлопных газах (г / км) 149 (-) 159 189
Диаметр окружности разворота (м) 10.3 10.3 10.3
Трансмиссия:
Привод Передний Передний Полный
Сцепление Однодисковое сухое с гидравлическим приводом
(двойное сцепление с гидравлическим приводом и электронным управлением)
Однодисковое сухое с гидравлическим приводом
Коробка передач Механическая 6-ступенчатая, полностью синхронизированная
(автоматическая 7-ступенчатая с двойным сцеплением)
Механическая 6-ступенчатая Механическая 6-ступенчатая, полностью синхронизированная, (автоматическая 6-ступенчатая с двойным сцеплением)
Масса:
Собственная масса с водителем (кг) 1,345 1,375 1,505
545 620 545
Общая масса (кг) 1,890 1,920 2,050
Нагрузка прицепа без тормозов (макс. кг) 600 650 700
Нагрузка прицепа с тормозами – 12% (макс. кг) 1,200 1300 1,800
Кузов: 5 мест, 5 дверей
Коэффициент лобового сопротивления Cw 0.37
Ходовая часть:
Передняя ось McPherson с треугольными рычагами и торсионным стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя ось Многорычажная подвеска с торсионным стабилизатором поперечной устойчивости
Тормозная система Гидравлическая двойная диагональная тормозная система с вакуумным усилителем и системой Dual Rate
– передние тормоза Дисковые вентилируемые механизмы с плавающим однопоршневым суппортом
– задние тормоза Дисковые механизмы с плавающим однопоршневым суппортом
Рулевое управление Механизм реечного типа с электромеханическим усилителем
Колесные диски 7Jx16, 7Jx17
Шины 215/60R16, 225/50R17
Топливо:
Емкость топливного бака (л) 55 55 60
Объем багажника:
– при стандартном расположении сидений 322 л
– при вытащенных задних сиденьях 1,665 л

5 дв. кроссоверы

История Skoda Yeti / Шкода Ети

Yeti — первый кроссовер компании Skoda. Мировая премьера состоялась в рамках Geneva Motor Show в марте 2009 года. Cерийное производство модели началось с 12 мая 2009 года. Российские продажи автомобиля стартовали в ноябре 2009 года. Автомобиль представляет собой симбиоз уникального дизайна, безопасности, функциональности и комфорта.

Yeti построен на платформе Volkswagen A5 в версии PQ35. Наиболее близким «родственником» кроссовера можно назвать модель Skoda Octavia Scout, по сравнению с которой новинка имеет увеличенный до 180 мм дорожный просвет. Компактные размеры кроссовера гарантируют легкую управляемость и маневренность в городе. При первом взгляде на Yeti всё внимание сразу приковывается к массивному бамперу и решётке радиатора, окружённой четырьмя фарами. Профиль автомобиля очерчен своеобразной линией приподнятой крыши, выразительными контурами центральной и задней стоек кузова. Оригинальная и очень дружелюбная внешность Skoda Yeti скрывает под собой технически продвинутые агрегаты и узлы от материнского концерна Volkswagen.

Интерьер 5-местного Yeti практичен и рационален. В салоне просторно, более высокая посадка даёт пассажирам чувство безопасности и лучший обзор. Специально разработанная приборная панель подчёркивает сдержанный дизайн интерьера. В автомобиле имеется достаточное количество места для хранения вещей. Сидения с плотной набивкой, боковой поддержкой и регулятором поясничного изгиба обеспечат пассажирам удобство и комфорт в долгих поездках. Система VarioFlex позволяет трансформировать каждое их трёх сидений заднего ряда. Благодаря этой системе есть возможность изменять внутреннее пространство автомобиля практически без ограничений, при необходимости увеличивая погрузочное пространство до 1760 литров.

Моторная линейка состоит из пары бензиновых 16-клапанных агрегатов серии TSI и 2-литровый турбодизель TDI. Поперечно установленные «четверки» TSI работают с непосредственным впрыском топлива в камеры сгорания и турбонаддувом. Базовая переднеприводная версия оснащается двигателем 1,2 л TSI (105 л.с.). Проверенный временем 1,8-литровый TSI (152 л.с.) стыкуется с полноприводной трансмиссией 4Motion. Для полноприводных вариантов так же предлагается двухлитровый турбодизель мощностью 170 лошадей, а в переднеприводном исполнении мощность этого мотора составляет 110 лошадиных сил. В качестве трансмиссии — ручная шестиступенчатая коробка передач, роботизированная шести- или семискоростная DSG.

Skoda Yeti получил самую высокую оценку «пять звезд» по результатам краш-тестов, проводимых Euro NCAP. Активную безопасность обеспечивают биксеноновые фары с поворотными модулями. Избежать аварии помогают электронные системы стабилизации: ESP, EDS, AFM, HBA DSR, ABS, MSR, EBV, ESBS и ASR. Чтобы снизить вероятность удара сзади, при экстренном торможении активируется функция мигания стоп-сигналов. Пассивную безопасность обеспечивают до девяти подушек безопасности, включая подушку безопасности для коленей водителя и подушки безопасности для пассажиров на задних сиденьях, специальное крепление двигателя и педалей.

Skoda Yeti по праву можно назвать многоцелевым автомобилем компакт-класса для семьи из 3-4 человек, приятный во всех отношениях и полезный в бытовых поездках. Он порадует потенциального покупателя качественной сборкой, экономичными двигателями и по-немецки добротными материалами отделки салона.

В 2013 году в рамках международного автосалона во Франкфурте компания Skoda представила обновленную модель Yeti 2014. Автомобиль теперь предлагается в двух вариантах: City для города и Outdoor для бездорожья. Версия City получила окрашенные в цвет кузова бамперы и боковые защитные молдинги. Модификация Outdoor отличается более внедорожным декором в виде некрашеных пластиковых накладок на порогах и бамперах, плюс псевдозащита спереди – серебристая накладка на бампере. Также у данной версии увеличены углы геометрической проходимости. Обе версии получили обновленную внешность, переработанный салон, широкую гамму двигателей, новые литые диски, дорожный просвет 180 мм и несколько дополнительных вариантов конфигурации.

Основные изменения претерпела носовая часть кроссовера. Автомобиль получил новые головные фары, а также прямоугольные противотуманные фары взамен прежних круглых. Теперь противотуманные фары располагаются в нижней части бампера, а не рядом с головными, как это было в дорестайлинговой версии. В качестве опции можно заказать биксенон и светодиодные ходовые огни. Что касается решетки радиатора, то ее форма и размеры также слегка изменились, а капот с продольными ребрами выштамповки теперь увенчан новым логотипом компании. Задняя часть кроссовера получила слегка видоизмененную крышку багажника с иным по форме углублением под номерной знак, а также новые С-образные фонари и прямоугольные светоотражатели. Глядя на дизайн ресталинговой Skoda Yeti 2014, становится понятна суть новой концепции компании — уход от плавных линий к более строгим и точным. Дизайнеры добавили четыре вида легкосплавных дисков нового привлекательного дизайна, а также четыре новых цвета кузова: белый (Moon White), зеленый (Jungle Green), серый (Metal Gray) и коричневый (Magnetic Brown) — все металлики.

Изменения внутри Skoda Yeti 2014 выглядят не столь кардинальными, как снаружи. Здесь в первую очередь стоит отметить появление нового 3-спицевого рулевого колеса, которое имеет 7 вариантов оформления, более качественных материалов отделки и декоративных накладок на переднюю панель.

Одним из основных новшеств, доступных для рестайлингового версии, является новый помощник парковки, к которому дополнительно может быть заказана камера заднего вида. Она активируется сразу же при включении задней передачи и выводит изображение на экран мультимедийной системы. Также автомобиль может быть оснащен автоматическим ассистентом парковки следующего поколения, который способен самостоятельно припарковать автомобиль как параллельно полосе для движения, так и перпендикулярно ей. Инновационная система сама определяет точку начала маневра и оптимальную траекторию, а в случае возникновения опасности столкновения или превышения скорости в 7 км/ч инициирует аварийное торможение. Еще одной полезной функцией в новой версии кроссовера является технология бесключевого доступа KESSY, позволяющая без использования ключа закрывать и открывать автомобиль, а также запускать двигатель нажатием кнопки.

В дополнение к новым функциям, обновленная Skoda Yeti предлагает и знакомые элементы для комфорта. Они включают в себя панорамный люк, современный двухзонный климат-контроль «Climatronic», подогрев передних сидений, круиз-контроль, обогрев лобового стекла и электропривод водительского сиденья.

Неизменной осталась система складывания задних сидений VarioFlex, которая наделяет салон уникальными способностями к трансформации. Так, три задних сиденья можно по отдельности сложить или снять. Если среднее сиденье снято, крайние сиденья можно сдвинуть и в продольном, и в поперечном направлениях. Есть и складная спинка кресла переднего пассажира, и откидные столики в спинках передних сидений, масса бардачков и карманов, держателей бутылок и стаканов. Объем багажного отделения 405 литров. Если снять задние сидения полностью, объём полезного пространства увеличится до впечатляющей цифры 1760 литров.

Yeti 2014 доступен как в переднеприводном, так и полноприводном исполнении (на заднюю ось момент передается через муфту Haldex пятого поколения, ранее был Haldex четвертой генерации). Покупатели смогут выбрать один из трех бензиновых и четырех дизельных двигателей (в России доступен только один), а также 6-ступенчатую механическую или 6/7-ступенчатую DSG. Бензиновый двигатель начального уровня имеет объем 1.2 литра и мощность 105 л.с. Другие два бензиновых мотора объемом 1.4 и 1.8 литра способны развивать мощность 122 и 152 л.с. соответственно. Модификации с двигателями 1.2 TSI и 1.4 TSI имеют только переднеприводную конфигурацию и комплектуются либо 6-ступенчатой механической коробкой передач, либо 7-ступенчатым «роботом» DSG. Skoda Yeti 1.8 TSI имеет полный привод, а в тандеме с двигателем работает одна из 2-х типов трансмиссий — та же 6-ступенчатая «механика» или 6-ступенчатая DSG. Линейка дизельных двигателей включает: 1.4 TDI — 140 л.с. и 320 Н*м, 1.6 TDI — 150 л.с. и 250 Н*м, 2.0 TDI — 110 л.с. и 280 Н*м, 2.0 TDI — 170 л.с. и 350 Н*м.

Skoda Yeti остается неизменно качественной с точки зрения безопасности. За пассивную безопасность отвечают: система крепления детского сиденья Isofix, 9 подушек безопасности, трехточечные ремни безопасности на переднем ряду с натяжителями и регулируемые по высоте подголовники. Активная безопасность повышается благодаря ESC (система курсовой устойчивости) и ABS (антиблокировочная тормозная система), которые установлены в качестве стандартного оборудования. Системой управления крутящим моментом двигателя (MSR), антипробуксовочной системой (ASR) и электронной блокировкой дифференциала (EDS). Передние противотуманные фары опционально могут быть оснащены функцией углового обзора. По желанию, автомобиль можно оснастить электронными помощниками для съезда/заезда на гору, датчиками электронного контроля давления в шинах.

Yeti – передне- или полноприводный SUV компактного сегмента и, по совместительству, первый автомобиль «подобного формата» в истории чешского автопроизводителя Skoda, который органично сочетает в себе черты кроссоверов и минивэнов…

Основная целевая аудитория пятидверки – семейные люди, имеющие одного или нескольких детей, с доходом выше среднего, которые в «железном коне» ценят, в первую очередь, уникальный дизайн, надежность, безопасность, комфорт и функциональность…

«Йети» базируется на «переднеприводной» платформе под названием Volkswagen PQ35 – эта агрегатная база хорошо знакома по многим моделям Skoda и Volkswagen (однако наиболее «близким родственником» чешскому кроссоверу все-таки является Tiguan первого поколения). Машина обладает несущей конструкцией кузова, в силовой структуре которого широко используются стали высокопрочных сортов.

Безопасность

Стоит отметить, что еще в 2009 году автомобиль стал «круглым отличником» по результатам европейских краш-тестов Euro NCAP, заработав максимально возможные «5 звезд».


Но стоит учитывать, что тестовый автомобиль был «по-европейски базовым», т.е. оснащен семью подушками безопасности и активными передними подголовниками, в то время как у продаваемых в России предельное количество подушек безопасности – шесть (а в «базе» их вообще две).

Первый в истории чешского автопроизводителя кроссовер «появился на свет» в марте 2009 года – его международный дебют состоялся в рамках Женевского автошоу…

В сентябре 2013 года на стендах автосалона во Франкфурте мировой общественности во всей красе показался рестайлинговый Skoda Yeti.

В результате обновления паркетник серьезно преобразился внешне (но в особенности – анфас, получив вместо узнаваемой круглой оптики более сдержанные блоки фар), обзавелся небольшими метаморфозами в салоне, «вооружился» новым экологичным мотором и получил новые опции.
Ещё одно из важных нововведений – появление «вседорожной» модификации под названием Outdoor.

Свою серийную «карьеру» чешский SUV прекратил в начале 2018 года – ему на смену пришел новый паркетник под названием Karoq.

Yeti на рынке РФ

Skoda Yeti, хотя и запоздалый участник «кроссоверного бума», но он крайне удачно «вписался в рынок», да ещё и отличился целым рядом интересных особенностей.

Например, он приятно удивляет самобытным, «минивэнистым» сложением кузова, а также эргономичным, практичным и функциональным салоном.

К тому же, немалую роль в успехе кроссовера сыграла «немецкая родословная», да и в целом хорошая репутация чешского автопроизводителя в глазах российских потребителей.

На российском рынке Skoda Yeti пришлось действительно нелегко, поскольку конкурентов у него – хоть отбавляй. Наиболее явными из них являются: Subaru XV, Nissan Qashqai и Terrano, Jeep Compass, Suzuki Vitara и SX4, Mitsubishi ASX, Renault Kaptur и Hyundai Creta… и этот список можно продолжать долго, ведь, несмотря на то, что «чех» выступает в сегменте компактных SUV, по габаритам он больше сопоставим именно с субкомпактными вседорожниками.

Экстерьер

Снаружи «Йети» сложно назвать образцом красоты и гармонии, да и в качестве полноценного SUV он не особо воспринимается – автомобиль своими очертаниями скорее напоминает коммерческие «каблучки». Но неординарность – основной конек пятидверки, поскольку именно этим то она и цепляет взгляд, не вызывая какого-либо отторжения, а при более детальном рассмотрении и вовсе начинает удивлять своим простодушным обаянием.

Дорестайлинговый кроссовер распознать до невозможности просто, особенно спереди – он выставляет напоказ «четырехглазую мордашку» с круглыми противотуманками, сопрягающимися непосредственно с головной оптикой.


После обновления Skoda Yeti лишился этой своей «изюминки», нацепив на передок сдержанную светотехнику и противотуманные фары, расположенные в традиционных для них местах – по бокам нижней части бампера.

Кроме того, модернизированный автомобиль выдают более угловатые бампера, задние фонари с C-образными стоп-сигналами и светодиодными секциями, а также трапециевидная ниша для номерного знака (вместо прежней прямоугольной).

Вдобавок ко всему, рестайлинговый вседорожник можно встретить в двух вариантах исполнения – City и Outdoor.


«Городская» модификация отличается бамперами и молдингами, окрашенными в цвет кузова, и собственной линейкой литых дисков, а «загородная» обладает внедорожным декором в виде некрашеных пластиковых «доспехов» по периметру кузова и передней псевдозащитой (то есть серебристой накладкой на бампере).


Как говорится «на вкус и цвет товарищей нет» – кому-то «Йети» нравится, у других вызывает противоречивые чувства, третьих же попросту пугает своей самобытностью.

И, казалось бы – какие существенные недостатки могут быть у столь «заточенного на практичность» автомобиля? Однако они есть, и весьма существенные:

  • Невысокое качество железа и покраски. Краска быстро вспучивается на местах сколов – такое явление чаще всего наблюдается в районе задних колесных арок и на всех четырех дверях. Именно по этой причине автомобиль рекомендуется мыть как можно чаще, но особенно – в зимний период времени после езды по обработанным реагентами улицам.

    Кроме того, уже через несколько лет эксплуатации у кроссовера начинают облезать логотипы на капоте и багажной двери, а также темнеет хром.

  • Далеко неидеальная аэродинамика, что делает этот SUV страшным «грязнулей»: в плохую погоду быстро забрызгиваются грязью боковые стекла в районе зеркал (ощутимо ограничивая обзор), а также дверь багажника, заднее стекло и бампер.
  • «Нежные» ветровое стекло и фары. Лобовик быстро затирается и царапается, да и сколы на нем появляются весьма охотно, в то время как фары – мутнеют.

Масса и габариты

Производителем Skoda Yeti позиционируется в качестве компактного SUV (хотя по габаритам он даже уступает многим моделям субкомпактной категории): его длина укладывается в 4222 мм (из которых на 2578 мм «распространяется» колесная база), ширина насчитывает 1793 мм, а высота не превышает 1691 мм.

Дорожный просвет вседорожника составляет 180 мм, величина же передней и задней колеи у него вписывается в 1541 мм и 1537 мм соответственно.

Чтокасается снаряженной и полной массы, то данные показатели у машины зависят от модификации:

Интерьер

Внутри Skoda Yeti царит продуманный минимализм – интерьер автомобиля выглядит досконально выверенным и на удивлением «взрослым», однако огорчает чрезмерной сдержанностью и даже мрачностью.

Правда, такой непримечательный дизайн с лихвой компенсируют безукоризненная эргономика, добротные материалы отделки и хорошее качество сборки – как говорится, здесь все с умом и все по делу, но скучновато.


На водительском месте – академический порядок: в непосредственном ведении «пилота» находятся образцово-показательный «инструментарий» с двумя «колодцами», в которые помещены аналоговые циферблаты, и «окошко» борткомпьютера между ними, а также трехспицевый руль.

В начальных версиях «баранка» крайне проста на вид и лишена каких-либо дополнительных возможностей, но в «продвинутых» комплектациях она может похвастать многофункциональностью, более развитым рельефом с приливами в области хвата и хромированным и глянцевым декором.

По умолчанию лаконичную центральную консоль «украшают» пара симметричных дефлекторов вентиляции, двухдиновая магнитола с монохромным табло и три аккуратные «шайбы» климатической установки.
Толику «нарядности» в дорогих вариантах исполнения превозносит цветной 7-дюймовый тачскрин мультимедийного комплекса, под которым располагаются наглядный блок двухзонного «климата» и пять кнопок управления второстепенными функциями.

Вообще, в салоне «Йети» сложно к чему-либо серьезно придраться, однако и здесь имеется та самая «ложка дегтя»:

  • Посредственная обзорность – широкие передние стойки и низкое кресло заставляют водителя активно крутить головой по сторонам, особенно при маневрах на перекрестках с пешеходными переходами.
  • В целом качество сборки у автомобиля хорошее, однако пластиковые панели стоек и потолка начинают «кряхтеть» на неровностях даже при небольших пробегах.
  • «Холодный» салон (в особенности – у версий с малообъемными моторами), а если быть точнее – долго прогревающийся. При морозе ниже -20°С на холостых для прогрева «апартаментов» требуется как минимум полчаса, при этом более-менее тепло внутри становится только после начала движения.
  • А так же неравномерность прогрева внутреннего убранства: например, в машине может быть жарко, но ноги будут мерзнуть, если комфортно ногам, то одолевают запотевающие стекла, а если нужно обеспечить нормальным теплом обитателей второго ряда, то передние станут ощущать себя словно в «Сахаре».

Несмотря на скромную колесную базу, салон Skoda Yeti приятно удивляет простором – здесь без каких-либо проблем смогут усесться даже пять взрослых человек. Передним седокам полагаются эргономично спрофилированные кресла с выраженными валиками боковой поддержки, плотной набивкой и широчайшими диапазонами регулировок (в том числе – по высоте).


В «базе» у автомобиля нет каких-то дополнительных удобств, но в более дорогих версиях присутствуют центральный передний подлокотник, а также подогрев, электропривод и память сидений.

Организация второго ряда у кроссовера – чуть ли не образцовая среди конкурентов (да и не только). У пятидверки – диван с оптимальными формой и наполнителем, разделенный на три части, а также солидный запас свободного пространства по всем фронтами без исключения.
При этом не обделены задние пассажиры и элементами комфорта – «галерка» перемещается в продольном направлении в диапазоне 15 см и имеет настраиваемую по углу наклона (в четырех фиксированных положениях) спинку, в передних креслах торчат откидные столики, а на напольном центральном тоннеле находятся дефлекторы вентиляции.

Но и это еще не все – в «топовых» комплектациях возможности трансформации салона позволяют сделать автомобиль четырехместным, убрав центральную узкую часть дивана и сдвинув ближе друг другу боковые сиденья.

Если брать во внимание «сухие» цифры, то в плане внутренней вместимости компактный SUV обладает следующими показателями:

Багажный отсек

На первый взгляд может показаться, что в плане грузоподъемности Skoda Yeti попросту нечем похвастать – автомобиль имеет довольно скромный по объему, но обладающий практически правильной формой багажник, который вдобавок ко всему сдобрен крепежными сетками и практичными крючками.

В обычном состоянии он способен вместить 322 литра поклажи (под полкой), однако перемещающийся «по салазкам» второй ряд позволяет увеличить данный показатель до 405 литров.

Но больше всего кроссовер впечатляет своими возможностями трансформации – «галерка» складывается тремя секциями в соотношении «40:20:40», что доводит вместимость «трюма» до 1665 литров. Кроме того, задние сиденья можно и вовсе демонтировать (как полностью, так и по частям), а также вынуть малоразмерную «запаску» с инструментами и открутить тайники из пенопласта, скрывающиеся под фальшполом, – в таком случае полезный объем составит 1760 литров и получится ровная грузовая площадка.

И это еще не все – на некоторых «Йети» можно встретить переднее кресло со складной спинкой (опциональное оборудование), что позволяет перевозить в салоне предметы длиной до 2.5 метров.

Технические характеристики

На российском рынке чешский кроссовер предлагается с широкой гаммой силовых агрегатов:

  • Бензиновая «турбочетверка» TSI (устанавливалась по умолчанию на дорестайлинговые версии) рабочим объемом 1.2 литра (1197 см³) с непосредственным впрыском, изменяемыми фазами газораспределения и 16-клапанным ГРМ типа DOHC, развивающая 105 лошадиных сил при 5000 об/минуту и 175 Нм крутящего момента при 1500-3500 об/минуту.
  • Бензиновый 1.6-литровый (1598 см³) «атмосферник» MPI (стал базовым после обновления) с четырьмя рядно ориентированными цилиндрами, системой распределенного «питания», технологией регулировки фаз газораспределения и 16-ю клапанами, который генерирует 110 л.с. при 5800 об/минуту и 155 Нм пиковой тяги при 3800 об/минуту.
  • Бензиновый двигатель TSI объемом 1.4 литра (1395 см³) с чугунным блоком, компактным турбокомпрессором, прямым впрыском топлива, фазовращателями на впуске и 16-клапанным ГРМ, вырабатывающий 125 л.с. при 5000-6000 об/минуту и 200 Нм крутящего момента при 1400-4000 об/минуту.
  • 1.8-литровая (1798 см³) «четверка» TSI с турбонаддувом, непосредственной подачей горючего, регулируемыми фазами распределения газов и ГРМ типа DOHC с 16-ю клапанами, которая производит 152 л.с. при 5000 об/минуту и 250 Нм вращающего потенциала при 1500 об/минуту.
  • Единственный дизель – 2.0 TDI (1968 см³) с системой аккумуляторного впрыска, турбонагнетателем с изменяемой геометрией рабочего аппарата, двухступенчатым масляным насосом и 16-клапанным ГРМ, выдающий 140 л.с. при 4000 об/минуту и 320 Нм крутящего момента при 1750 об/минуту.

Не менее разнообразна у Skoda Yeti и палитра коробок передач:

  • С атмосферным двигателем сочетаются 5-скоростная «механика» или 6-диапазонный гидромеханический «автомат».
  • «Турбочетверкам» объемом 1.2 и 1.4 литра в тандем отводятся 6-скоростная МКП или 7-диапазонный «робот» DSG с «сухими» сцеплениями.
  • Моторам 1.8 TSI и 2.0 TDI полагается безальтернативная роботизированная коробка DSG о шести ступенях с «мокрыми» дисками.

На модификации кроссовера с 1.2-, 1.4- и 1.6-литровыми агрегатами устанавливается исключительно переднеприводная трансмиссия, в то время как со «старшими» двигателями стыкуется только система полного привода, «построенная» на основе электронноуправляемой муфты Haldex (на дорестайлинговых моделях – четвертого поколения, а на обновленных – пятого).

К слову, в самой компании полный привод «Йети» называют постоянным, и отчасти они правы – даже в идеальных условиях муфта работает с небольшим преднатягом (отправляя 10% тяги на колеса задней оси), а при ухудшении дорожной обстановки автоматика может направить туда до 50% момента.

В целом, Skoda Yeti может похвастать достаточно надежными двигателями, которые до капремонта в состоянии проходить 200-300 тысяч км.

Однако без неприятностей не обошелся ни один из них:

Все бензиновые турбомоторы снабжаются цепным приводом ГРМ – теоретически цепь рассчитана на весь срок эксплуатации двигателя, но на практике требует замены уже спустя 100-120 тысяч км. При этом для них характерна такая проблема, как перескок цепи через зубья шестерен из-за растяжения и попустительства неудачного натяжителя, что при самом неблагоприятном стечении обстоятельство способно привести к ремонту «сердца» с погнутыми клапанами.

Помимо прочего, общие напасти для «турбочетверок» – неприятные вибрации на холостом ходу, требовательность к качеству топлива, повышенный «масложор» и долгий прогрев в сильные морозы.

Единственный в гамме SUV «атмосферник» особых хлопот не доставляет, но требует обновления ремня ГРМ хотя бы каждые 100-120 тысяч км. Кроме того, такой агрегат при больших пробегах может отличаться большим расходом масла, но, как правило, это решается заменой сальников уплотнителей распредвала.

Что до турбодизеля 2.0 TDI, то он – один из наименее проблемных моторов под капотом «Йети». Правда, залог его долгой и счастливой жизни – качественное дизтопливо: в таком случае дорогие форсунки и ТНВД прослужат не менее 100 тысяч км. Примерно столько же способен «проходить» ремень ГРМ, ну а дальше – его лучше заменить.

Механические коробки передач, устанавливаемые на кроссовер, – надежные и неприхотливые, не вызывающие особых нареканий. Как правило, определенного вмешательства они могут потребовать только при пробеге более 100 тысяч км – например, замены подшипников дифференциала, подтекающих сальников и сцепления. Масло в МКП пятидверки по регламенту залито на весь срок службы, однако его желательно обновлять каждые 60 тысяч км.

Из неприятного – в сильные морозы у «ручных» трансмиссий бывают проблемы с включением первых двух передач, что решается прогревом в течение 5-10 минут на холостом ходу.

Хорош на чешском вседорожнике и классический 6-ступенчатый «автомат»: во-первых, он работает без пинков и зависаний; во-вторых, при своевременной замене масла (каждые 60-80 тысяч км), способен прослужить весь срок эксплуатации автомобиля.

Роботизированная DSG7 с «сухими» сцеплениями – одна из слабейших сторон Skoda Yeti, причем особенно на ранних экземплярах. Она не только доставляет неудобства «дерганой» работой, но и не отличается повышенным ресурсом – её наиболее проблемными местами являются блок «мехатроники» и сцепление, которые могут «кончиться» уже через 20-30 тысяч км.

«Мокрая» коробка DSG6 – куда более надежная и, при своевременном обслуживании (замена масла и фильтра каждые 60 тысяч км), она не доставит владельцу каких-то серьезных хлопот.

Общая напасть «роботов» DSG состоит в том, что им не шибко по нраву российские морозы – для нормальной езды в холодное время года необходим хотя бы непродолжительный (5-10 минут) прогрев машины на холостых оборотов.

В противном случае в режиме «Drive» могут досаждать неприятные вибрации и стук и мозолить глаз ошибка на экране борткомпьютера.

Полноприводные модификации паркетника снабжаются муфтой Haldex – здесь главное каждые 60 тысяч км обновлять масло: при пренебрежении данной процедурой может выйти из строя электрический подкачивающий насос, ремонт которого обойдется в «копеечку».

Вообще, чешский кроссовер демонстрирует неплохой внедорожный потенциал – он способен бороздить тропы там, куда многие его «одноклассники» попросту не доедут, а все благодаря все той же электронноуправляемой муфте, которая умело распределяет момент, работает с преднатягом и срабатывает без запозданий.

Что касается показателей динамики и экономичности, что здесь у Skoda Yeti дела обстоят следующим образом:

Ходовая часть

Стандартно «Йети» комплектуется независимыми подвесками:

  • спереди применяется конструкция типа МакФерсон с нижними треугольными поперечными рычагами,
  • сзади – многорычажная система с одним продольным и тремя поперечными рычагами.

«По кругу» – с винтовыми пружинами и стабилизаторами поперечной устойчивости.

Что касается шасси, то здесь кроссовер можно признать «круглым отличником» – он железобетонно держит прямую, даже если асфальт испорчен колеей. Многим «ходовка» этой пятидверки изначально покажется жестковатой, поскольку излишне подробно передает на органы чувств профиль дорожного полотна, однако практически каждый в итоге признает её действительно комфортабельной – подвеска справляется со всеми крупными выбоинами и не допускает раскачки на волнах.

Но основное достоинство шасси – в высочайшей выносливости: оно не доставляет каких-либо неприятностей и не нуждается в серьезном вмешательстве даже при больших пробегах. Разве что только на рубеже 70-100 тысяч км придется заменить стойки стабилизаторов, и не более того.

Рулевое управление

Вне зависимости от комплектации «Йети» оснащается реечным рулевым управлением с электромеханическим усилителем.

Управляемость – одно из главных достоинств этого компактного кроссовера: он отлично проходит повороты, даже несмотря на высокий силуэт, позволяет уверенно маневрировать в плотном городском потоке и без проблем объезжать препятствия, внезапно возникшие на пути.

Кроме того, автомобиль может похвастать практически идеальной настройкой усилителя – руль у него легкий, но информативный.

Тормозная система

На всех колесах автомобиля задействуются дисковые тормоза, но если на задней оси – обычные, то на передней – вентилируемые, с однопоршневым плавающим суппортом.

Не заслуживают каких-то нареканий у пятидверки и тормоза – они вполне себе эффективно справляются с возложенными на них задачами.

По части надежности здесь нет особых проблем, разве что только каждые 30-40 тысяч км стоит менять передние тормозные колодки, а каждые 80 тысяч км – задние (но это уже расходники).

Цены и оснащение

На вторичном рынке России можно найти немало поддержанных вариантов Skoda Yeti с большим разбросом по цене, причем наиболее часто встречаются автомобили с 1.2-литровым мотором, «роботом» и переднеприводной трансмиссией, в то время как дизельные варианты наоборот – крайне редко.

Кроссоверы ранних годов выпуска предлагаются по цене от ≈400 тысяч рублей, версии с турбодизелем обойдутся в сумму от ≈600 тысяч рублей, а полноприводные модификации с 1.8-литровым мотором стартуют с отметки ≈450 тысяч рублей * .

Если хочется именно рестайлинговый автомобиль, то следует готовить не менее ≈ 500 тысяч рублей за маломощную версию с передним приводом, а за вариант с двигателем 1.8 TSI и системой полного привода придется выложить от ≈700 тысяч рублей * .

Самые «свежие» экземпляры вседорожника не купить дешевле ≈800-850 тысяч рублей за простые комплектации, в то время как за «топовые» исполнения придется выложить уже от ≈1.2 миллиона рублей * .

Что касается оснащения, то в «базе» Skoda Yeti имеет:

  • две передние подушки безопасности;
  • черные рейлинги на крыше;
  • электромеханический усилитель руля;
  • электростеклоподъемники передних дверей;
  • систему трансформации салона VarioFlex;
  • кондиционер;
  • 16-дюймовые стальные колеса;
  • обогрев и электропривод наружных зеркал;
  • охлаждаемый перчаточный ящик;
  • аудиоподготовку с четырьмя динамиками;
  • электрообогрев форсунок стеклоомывателя.

«Топовые» комплектации способны похвастать куда более «вкусным» перечнем оснащения (однако и их можно было дооснастить широчайшим количеством опций):

  • шесть подушек безопасности;
  • двухзонный климат-контроль;
  • 17-дюймовые легкосплавные колеса;
  • круиз-контроль;
  • подогрев передних сидений;
  • четыре электростеклоподъемника;
  • аудиосистема с восемью колонками;
  • мультифункциональный руль с кожаной оплеткой;
  • противотуманные фары;
  • система стабилизации (ESP);
  • функция помощи при старте в гору;
  • светодиодные задние фонари.

* по данным на начало 2019 года.

Вообще, Skoda Yeti – удивительно многогранный автомобиль, который сложно однозначно назвать семейным, молодежным или же стариковым. Это – удобный и функциональный кроссовер с «шустрыми» моторами, качественным исполнением и впечатляющими возможностями трансформации салона, позволяющий чуть больше обычных легковушек и не досаждающий серьезными проблемами.

Если требуется автомобиль для сугубо городской эксплуатации или поездок на дальняк по шоссе, то здесь подойдет практически любая его версия, однако для вылазок на бездорожье (правда, вряд ли его конечно можно назвать таковым) выбор ограничен только модификациями с двигателями 1.8 TSI и 2.0 TDI, поскольку только они обладают полноприводной системой. Эти же исполнения окажутся наиболее предпочтительными для любителей динамичной езды, так как имеют наилучшие показатели мощности.

Если в приоритете надежность – лучше всего обратить внимание либо на машины с механическими или автоматической коробками передач, либо опять же на решения с 1.8- и 2.0-литровыми моторами.

По телу пробегает холодок - а вдруг не сработает? «Шкода-Йети» резко кивает, в ветровом стекле горизонт взлетает вверх, я вижу только землю и… Тр-тр-тр! Короткими автоматными очередями заговорили тормозные механизмы - сработал ассистент спуска с холма. И «Йети» потихоньку съезжает вниз.

Автомобильная электроника совершенствуется: быстрее реагирует, точнее работает. Не осталась в стороне и знаменитая многодисковая муфта «Халдекс», которая являет собой хитроумную смесь механики, гидравлики и электроники. На многие новые машины ставится муфта пятого поколения - самая совершенная. В том числе и на новые «шкоды».

ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ

«Халдекс» - муфта с электронным управлением. Установлена перед задним межколесным дифференциалом и перебрасывает тягу на задние колеса - естественно, когда в этом есть необходимость. Например, на скользкой дороге. Или при троганье с места - чтобы эффективнее реализовать крутящий момент.

Блок управления «Халдексом» собирает данные по всему автомобилю - от датчиков двигателя, коробки передач, антиблокировочной системы, рулевого управления. Отдавая команду исполнительным механизмам муфты, компьютер учитывает не только пробуксовку колес, но и скорость, поперечное ускорение, положение руля, движение под тягой или накатом. Столь большой объем информации нужен для того, чтобы полноприводная трансмиссия заранее реагировала на возникающие на дороге ситуации. Например, при заблокированной муфте можно передать на заднюю ось максимум крутящего момента - чтобы вытащить автомобиль, попавший на скользкую поверхность передними колесами. Или, наоборот, убрать тягу с кормы и тем самым помочь другим системам при пробуксовке передних колес пресечь возникающий занос.

Не совсем корректно говорить, что «Халдекс» подключает заднюю ось. Даже при отличном сцеплении колес с дорогой на корму все равно перетекает до 10% крутящего момента. Это своего рода «преднатяг». Зачем он нужен? Чтобы система всегда была наготове и при необходимости молниеносно перебросила тягу - ведь от быстроты срабатывания зависят управляемость и вездеходные качества.

Принцип действия «Халдекса» не менялся на протяжении нескольких десятилетий, но с каждым поколением муфта становилась технологичнее и компактнее, работала быстрее и точнее (подробности - ЗР, 2011, № 4). На ведущие диски приходит крутящий момент от двигателя, а ведомые связаны с приводами задней оси. Гидравлические приводы по команде электроники сжимают пакет дисков, - чем крепче они сцепляются, тем больше тяги может быть переброшено назад при проскальзывании передних колес. И крутящий момент, передаваемый на вторую пару колес, изменяется плавно.

ОТЦЫ И ДЕТИ

На полноприводные «шкоды» изначально устанавливали четвертый «Халдекс». В трансмиссии новых моделей появилась более совершенная муфта - пятого поколения. Основные изменения произошли в гидравлической системе, которая под контролем электроники сжимает и разжимает диски.

В четвертом «Халдексе» электронасос создавал рабочее давление жидкости (до 30 бар), а управляющий электромагнитный клапан ограничивал ее подачу к кольцевому поршню, сжимающему пакет дисков. Чем больше жидкости перепускал клапан, тем плотнее прижимались друг к другу диски и тем более высокий крутящий момент мог передаваться на заднюю ось.

В муфте пятого поколения насос снабдили центробежным регулятором, который отмеряет нужное рабочее давление в системе. При вращении рычаги регулятора под действием центробежной силы расходятся и перекрывают каналы, по которым масло сливается в поддон. При этом давление в системе растет, поршень начинает сжимать диски. Если требуется разблокировать муфту, автоматика снижает обороты электромотора, рычаги возвращаются в исходное положение, клапаны открываются и давление падает.

По сути, центробежный регулятор заменил две детали: управляющий электромагнитный клапан и гидроаккумулятор, необходимый для поддержания давления.

Правда, для страховки ввели компактный предохранительный клапан - он открывается и стравливает излишки масла в резервуар, когда давление поднимается выше 44 бар.

Борьба за миллиметры и килограммы (кстати, пятый «Халдекс» легче предшественника на 1,7 кг) оправданна лишь в том случае, если не идет в ущерб надежности. Не уверен, что был смысл отказываться от столь важной детали, как масляный фильтр. Ведь четвертый «Халдекс» имел фильтр - а в пятом его нет! Вряд ли диски и прочие вращающиеся детали стали покрывать неким волшебным материалом, который полностью исключает их изнашивание. А куда деваться продуктам износа? Накопившаяся в масле «стружка» может нарушить работу нежных гидравлических механизмов, а ремонт муфты обходится недешево. К тому же смазку теперь рекомендуют менять не каждые 60 000 км, а раз в три года. Многие автомобилисты за это время накатывают и по 100 тысяч! Надеемся, разработчики об этом не забыли.

«ХАЛДЕКС» И КОМПАНИЯ

Впервые на серийных машинах муфта «Халдекс» появилась в 1998 году. Ее примерили полноприводные «ауди» и «фольксвагены» с поперечно расположенными двигателями. В отличие от предшественницы - вискомуфты - «Халдекс» с его электронным управлением быстрее и точнее перекидывал тягу на заднюю ось. Ездить стало не только удобнее и интереснее, но и безопаснее. От поколения к поколению совершенствовалась гидравлика и механика, расторопнее и умнее становилась электроника, узел терял в массе и габаритах, что облегчало жизнь компоновщикам. «Халдекс» устанавливают не только на «шкоды» - многодисковую муфту с электронным управлением примеряют модели «Ауди», «Фольксваген», «Кадиллак», «Бугатти», «Опель», «Форд», «Ленд-Ровер», «Вольво».