Обозначение года на шинах. Как узнается год выпуска шин — определяем суть резонного вопроса. Как узнать год выпуска шины

Согласно действующему в России ГОСТу шины в идеальных условиях могут храниться на складах или в магазинах не более пяти лет до даты продажи. Ключевое слово в данном предложении — «в идеальных условиях», то есть при соответствующей температуре воздуха и в правильном положении. А срок эксплуатации шин, в тех же идеальных условиях, может составить целых десять лет.

Но это все по ГОСТам. А в реальной жизни правильные условия хранения не всегда соблюдаются, соответственно, при покупке комплекта покрышек на машину возникает вопрос — как узнать, когда была выпущена шина и хранилась ли она в нормальных условиях.

Насчет условий, то определить это можно только на глаз — нет ли следов деформации, если лежала на солнце, то могут появиться микротрещины, резина выгорает.

Дату же производства можно очень легко определить, если внимательно изучить все надписи на шине. Вообще-то продавец обязан выписывать на шины гарантийный талон, в котором будет указываться серийный номер покрышки и ее дата производства. В случае каких-либо проблем с покрышкой, вы сможете ее вернуть, а продавец по своим записям поймет, что покупка была совершена в его магазине.

Согласно американским стандартам все те производители, которые поставляют в США свою продукцию, зашифровывают информацию о дате производства очень просто:

  • на корте имеется небольшой овал с четырехзначным числом. В этом числе указывается дата производства, но не привычным нам образом, типа 01.05.14, а попросту указывается неделя и год.

Получается обозначение такого типа 3612 или 2513 и так далее. Первые две цифры — номер недели, можно просто разделить 36 на 4 и получится 9 — то есть резина выпущена в сентябре 12 года.

Если нужно узнать более точную дату, то возьмите календарь и посчитайте в каком месяце тридцать шестая неделя. Во втором случае получаем 25/4 — приблизительно июнь тринадцатого года.

Если вам попалась шина, на которой имеется трехзначный код, то покупать ее точно не нужно, потому что она была произведена еще в прошлом тысячелетии, то есть до 2001 года. Первые две цифры — неделя, последняя цифра — год. То есть — 248 — июнь 1998. Правда, если шина была выпущена, например, в 1988 или 1978 году, то определить это будет сложно. Если, конечно допустить, что такая шина вам попалась.

Знать дату производства шины нужно обязательно, чтобы не купить прошлогоднюю коллекцию по цене новой, ведь многие производители каждый год выпускают новые протекторы, а не очень добросовестные продавцы могут не распроданные в прошлом году экземпляры предлагать как новые.

Если берете резину с рук, то тоже взгляните на дату. Для российских дорог максимальный возраст резины — не больше шести лет, а некоторые производители, например Continental, дают гарантию только на 4 года.

При необходимости приобрести автомобильные покрышки возникает вопрос: «Как узнать год и дату выпуска шин?». Производители присваивают выпускаемым партиям автошин серийные номера, указывающие период изготовления продукции.

Маркировка на поверхности шин

Узнать сколько лет автошине можно по соответствующей маркировке на поверхности изделия. Производитель указывает данную информацию на боковой части автошины: каждая партия выпускаемой продукции имеет определенный серийный номер, состоящий из трех или четырех цифр и латинских букв. Для удобства цифры находятся в овальном штампе (смотрите рисунок 1). Расшифровка маркировки 0907 следующая:

  • первые две цифры указывают неделю изготовления покрышки, в нашем случае девятая неделя (09), резина была выпущена в марте;
  • последующие две цифры указывают год производства резины - 2007 г.

Четырехзначный номер был введен для покрышек, выпущенных после 2000 г., увидев на резине маркировку, состоящую из трех цифр, учтите - это изделие выпущено до 2000 г. К примеру, маркировка *129* имеет расшифровку: 12 неделя 89 либо 99 г. Обратите внимание на наличие пробела в обозначении, его присутствие указывает на 99 г. (*129 пробел*), при обозначении без пробела (*129*) изделие 89 г. выпуска.

Старение резины

Зачем нужно знать год, дату выпуска шин? Автошины изготавливаются из резиновой смеси, которая со временем стареет. Производители указывают оптимальный срок хранения покрышек 3-5 лет. Дилеры оговаривают: указанный период актуален при правильном использовании либо хранении продукции. С практической точки зрения, покрышки служат дольше указанного периода, остаются эластичными до 7-10 лет.


Признак старения резины.

Старение покрышек обуславливается:

  • качественным составом резины, из которого изделие изготовлено;
  • условиями эксплуатации, хранения.

Шины имеют такие признаки старения:

  • утрата эластичности;
  • появление трещин на поверхности изделия (смотрите рисунок 2);
  • изменение цвета шины, окрас становится менее черным;
  • нарушение геометрии.

Заметить признаки старения резины, можно визуально оценив состояние покрышек. При их наличии, от использования покрышек стоит отказаться: состаренные шины увеличивают риск ДТП во время езды.

Государственным стандартом прописаны сроки годности в зависимости от пробега покрышек:

  1. Шины, применяемые на легковых автомобилях, легких грузовиках, микроавтобусах с грузоподъемностью до 2т.Имеют максимальный пробег, составляющий 45 тыс. км.
  2. Изделия, используемые для грузовиков с грузоподъемностью до 4 т, имеют критический пробег, составляющий 60 тыс. км.

При покупке новых автошин возрастом менее двух лет беспокоится об их пригодности не стоит.

Стоит ли покупать автошины возрастом старше 3 лет?

На форумах автолюбители задают вопрос: «Можно приобретать не эксплуатировавшиеся покрышки возрастом старше 3 лет?». Оговоримся сразу, однозначного ответа нет, все зависит от конкретной ситуации. Желая купить такую резину, обратите внимание на ее внешнее состояние, отсутствие признаков старения, поинтересуйтесь рекомендациями производителя покрышек. К примеру, компания Michelin указывает оптимальный период пригодности покрышек 9 лет, вместо 5 лет, оговоренных большинством производителей. Интересуйтесь условиями хранения изделий, требуйте сертификат качества.

Желая приобрести покрышки б/у, стоит проверить срок выпуска резины, обратить внимание на состояние протектора, равномерность износа изделия. Глубина протектора должна соответствовать принятым нормам, плюс на поверхности изделия снаружи и внутри не должны присутствовать признаки износа. Здесь нужно понимать, что не всегда можно визуально определить пригодность б/у покрышки. Бывает так, что только во время или после ее установки в шиномонтажной мастерской будет обнаружен серьезный дефект, исключающий дальнейшую эксплуатацию резины.

Учитывайте: даже качественная авторезина, изготовленная по современным технологиям, подвержена старению, если есть мелкие, неглубокие трещины шины рекомендуется заменять новыми. Через трещины внутрь резины проникает влага, деформирующая постепенно структуру колеса. Указанные изменения незаметны снаружи, но могут привести к возникновению ДТП в результате разрыва покрышки.

Немногие знают, но на боковине колеса содержится очень много полезной информации: показания устойчивости к износу резины, сопротивление аквапланирования, самые разные индикаторы и др. Опытные мастера, которые трудятся в шиномантажах и автомастерских, практически с одного взгляда на покрышки, могут определить их год выпуска. И это вовсе не фокус или введение в заблуждение простых обывателей. Дату выпуска шин определить не так уж сложно. Вам, например, для этого потребуется лишь календарик и информация, приведенная ниже.

И так, как же все-таки узнать год выпуска шины?

Свой серийный номер присваивается каждой партии выпускаемых автопокрышек. Серийный номер включает латинские буквы и цифры. Номер наносится на боковую сторону шины. С одной стороны шины номер проставляется полностью, а с другой стороны – проставляются лишь буквы и начальные цифры серийного номера. Серийный номер заключают в овальный штамп. Это облегчает его распознавание.

Дата изготовления автомобильных покрышек – это последние 3-4 цифры серийного номера. На сегодняшний день широкое распространение получили шины с четырехзначным номером. Данная более удобная система нумерации появилась в 2000-х годах. Первые две цифры означают неделю выпуска автопокрышки, а две последние – год.

Пример: концовка серийного номера на шине 2110 говорит о том, что выпущена эта шина была в мае 2010-го года.

Другие варианты, как узнать год выпуска шины.

Чтобы не заморачиваться с календарем и/или не обсчитаться, сегодня, в век высоких технологий, всю свою работу можно доверить автоматике. Для этого достаточно найти и запустить любой из специальных онлайн-калькуляторов, которых полным-полно на просторах интернета.

Как действуют данные программы?

Вы должны ввести в специальное поле данной программы последние 4 цифры серийного номера, который присутствует на шине. В ответ на эти действия «машина» выдаст вам исчерпывающую информацию о дате выпуска автопокрышки.

Как расшифровать трехзначный код, код со звездочками и другие варианты?

Если на вашей покрышке присутствует не 4 цифры, а 3, это означает, что она была выпущена до 2000-го года. В таком случае сочетание этих цифр означает следующее: первые 2 цифры – это неделя выпуска покрышки, а последняя цифра – год.

Независимо от назначения, типа шины и того, кто изготовил шину, на ее боковине должна быть четко обозначена соответствующая маркировка (в соответствии с нормативной документацией и Правилами N 30 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.30-99) для легковых и легких грузовых шин). Рассмотрим маркировку шин на примере двух покрышек: (корейского производства) и (российского производства). Мы специально используем оригинальное изображение и схематическое обозначение боковины шин для Вашего удобства. Далее по тексту будут также встречаться фотографии других моделей и брендов.

Давайте рассмотрим маркировку шин подробнее.

Типоразмер шин

Типоразмер шин - это обозначение в соответствии с нормативным документом. Например: 175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15, где

  • 175, 195, 155, 225 - ширина профиля шины в миллиметрах,
  • 6,45 и 6,15 - ширина профиля в дюймах;
  • 13, 14, 14,5 и 15 - посадочный диаметр шины или наружный диаметр обода в дюймах;
  • 70, 60 - серия шины в процентах (отношение ширины протектора и высоты боковины шины; высота деленная на ширину и умноженная на 100%. Рассчитывается следующим образом: возьмем для примера размер 195/60R15, где высота боковины берется за икс... x/195*100 = 60, то есть, в данном случае, реальная высота боковины шины равна 117 миллиметрам);
  • если черты и цифры за обозначением ширины профиля ней нет (195R15), то это значит, что серия шины более 80;
  • R обозначает радиальную шину,
  • для диагональных шин буква D не ставится (6,45-13);
  • буква С идентифицирует шину легкую грузовую (легкогрузовую), выпускаемую изготовителями стран СНГ,
  • а LT (Light Truck) - то же, но изготовителями остального мира;

Более подробно, тема "Типоразмера шин " раскрывается в разделе видео-статей. Материал под названием " " содержит подробный рассказ о типоразмерах легковых автомобилей (тех, шины которых имеют обозначение ширины протектора в миллиметрах). Второй фильм под названием " " содержит информацию о покрышках, чьи параметры записываются в дюймах.

Торговая марка (бренд), название модели, страна производства

Торговая марка (бренд) производителя шин - наименование или товарный знак изготовителя. Например, ОМСКШИНА(OMSKSHINA), АМТЕЛ-СИБИРЬ, GOODYEAR, NOKIAN и т.д. Также может встречаться соответствующий логотип. Мы разместили для наглядности несколько изображений.

Название модели - торговое (коммерческое, фирменное) наименование, например, М-234 "Таганка", К-183 "Баргузин", С-135 "Малахит", Я-559 и др. Модель шины (название модели шины) это условное словесное, цифровое, буквенное или комбинированное обозначение шины, относящееся к одной шине или к группе шин, объединенных общими конструктивными признаками.

Страна производства - страна-изготовитель шины. Данная маркировка указывает нам на страну, где размещен завод, изготовивший покрышку. Например, Made in Russia, Made in Japan и т.д.

Индексы скорости и нагрузки

Индекс несущей способности (ИНС) - условное цифровое обозначение максимальной нагрузки, на которую рассчитана шина, например, 96, 82, а вообще это могут быть числа от 0 до 130;

Категория скорости (КС) - условное обозначение заглавными латинскими буквами максимальной скорости, на которую рассчитана шина (это все буквы латинского алфавита за исключением букв I, О, X, которые можно спутать с цифрами);

Как правило, индекс несущей способности и категорию скорости маркируют на шине рядом, например, 96Т. Двойной индекс несущей способности указывается в случаях, когда шину можно устанавливать парой на одну сторону оси. В этом случае, первая цифра означает "индекс нагрузки" на шину при одинарной ошиновке, а вторая при двойной. Более подробно об индексах скорости и нагрузки рассказывается в нашей видео-справке " " и " ".

Другая маркировка шин

Обозначения шин и колес и их характеристики для каждой конкретной марки, а иногда и модификации автомобиля указаны в «Руководстве» по его эксплуатации, изданном предприятием-изготовителем автомобиля, и отступать от этих норм не следует, так как в них заложены номинальные показатели устойчивости, управляемости, проходимости автомобиля во всем диапазоне его скоростей. Не оговаривается только рисунок протектора шин, который каждый владелец выбирает самостоятельно (кроме комплектования на автозаводе), исходя из конкретных условий эксплуатации, сезона, стиля вождения, а также своих финансовых возможностей. Однако в любом случае применяемые шины должны строго соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам: геометрическим размерам, нагрузке, максимальной скорости и давлению в шине.

Здесь следует отметить, что маркируемый на боковине шины индекс несущей способности означает максимальную нагрузку на шину. Нормируется же для легковых шин нагрузка экономичная , т.е. та нагрузка и соответствующие ей максимальная скорость и давление в шине , при которых обеспечивается наибольшая комфортабельность езды. Эта нагрузка, как правило, меньше максимальной на 10 %.

Не многие автовладельцы знают важную информацию о дате изготовления своих колес, А ЗРЯ. Это информация из разряда – ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Ведь в нашем мире не что не вечно и новое очень быстро становится старым. Как вы понимаете, у шин также есть период гарантийной эксплуатации (даже если на нем не ездили), и чем старше колесо — тем оно дешевле (это своего рода аксиома). Сегодня я хочу поговорить с вами об этом интересном вопросе. Поверьте, если будете знать - как определить дату (год, месяц, неделю) выпуска резины, то сможете сэкономить много денег. Как обычно текстовая версия + полезное видео …


Все очень просто — чем старше резина, тем дешевле она ДОЛЖНА стоить. Допустим прошлогодние шины, должны терять в цене около 5 – 10%, чем продукция этого года. В Европе и США, так оно и есть. Шины, которые не продали в прошлом году, а тем более два или три года назад, продают со значительной скидкой. Своеобразный дисконт!

Однако в нашей стране не все так просто. Задайте себе вопрос – «многие из нас умеют определять возраст резины?» Может быть, она уже несколько лет пролежала на складах России, Европы или США, простояла на полках под лучами солнца, без должных условий. Наши недобросовестные продавцы, пользуются «темнотой» наших покупателей и продают им прошлогодние, а то и двух-трех годовалые шины по цене новых. Случается и такое, что резина, которая пролежала на складах 4-5 лет, была закуплены в США или Европе за «сущие копейки», а здесь их выдают за новую, только что произведенную резину и продают «за рубли»! Бизнес ничего личного.

Гарантийный срок на новую шину

Нужно отметить, что сейчас резина в основном делается из каучуковых смол, с добавлением различных – натуральных или синтетических материалов. Которые не вечные. Даже под воздействием солнечных лучей (ультрафиолета), она может понемногу разрушаться.


Даже если вы не эксплуатируете шины, то производитель дает на них гарантию около 3 – 5 лет! ТО есть новая резина лежит на складе (они не эксплуатируется), но гарантийный срок ее эксплуатации уменьшается. Она просто портится – как бы банально это не звучало.

Таким образом, продавцы должны давать на такой залежалый товар скидки, причем значительные! Нельзя продавать 2 – 3 годовалое колесо и новое по одинаковой цене.

Чем же плоха прошлогодняя шина?

Все просто. Если ее не продали, то нужно разместить в специализированном складе, как положено (читайте статью - ), в сухих проветриваемых помещениях. Чтобы избежать деформации или . Обязательные требования:

  • Проветриваемые помещения
  • Влажность, она не должна быть избыточной, чтобы шины не покрывались влагой. Иначе металлический силовой каркас (который находится внутри), начнет ржаветь и разрушаться.
  • Исходя из второго пункта, также стоит помнить — что «кутать» в непроветриваемые пакеты, НЕЛЬЗЯ! Внутри будет эффект парника, опять же влага и температура – БУДУТ ГНИТЬ И РАЗРУШАТЬСЯ!
  • Желательно около нуля зимой, максимум «-5, -10» зимой, если храните «летнюю резину». Она плохо переносит крайне-отрицательные температуры. Если храните «зимнюю», желательно чтобы температура не поднималась выше «+20» градусов, она плохо переносит слишком высокие показатели (например +40, +50 и выше)
  • Не должно быть доступа солнца, ультрафиолет – разрушительно воздействует на шины (даже если вы их не используете)

В идеале, все это нужно соблюдать. НО, как правило, такие условия продавцы не создают. При правильном хранении они занимают очень много места, склады должны быть специализированными и большими, а хранить нужно годами! А у продавцов, особенно частников, каждый метр на счету и поэтому колеса наваливаются друг на друга (иногда просто в кучи). А это уже не есть хорошо. Колесо может деформироваться, если большой груз сверху или попросту потрескаться, от перепадов температур.


ДА и сами производители говорят, что летняя шина имеет срок эксплуатации примерно 8-10 лет, зимняя 4-5 – не путать с гарантией, (это данные компании MICHELIN), причем каждый год ухудшает ее свойства примерно на 5-10%. А на 4-5 году, вообще могут пойти «микротрещинки» старения. Тут конечно многое зависит от правильного хранения. Таким образом чем старше колесо — тем меньше полноценно вы его можете эксплуатировать!


Если разложить на пальцах, получается как с молоком, есть сегодняшнее – заведомо свежее, а есть трехдневное – пить (ездить) может быть и можно, но не факт что не прокисло.

Как определить дату производства самому?

Теперь самое интересное

Согласно DOT (Department Of Transportation) – организация, которая сертифицирует продукцию. Дата изготовления резины, наносится на боковую поверхность, в четко обозначаемую часть. Обычно это овал. С начала 2000-х обозначение года имеет 4–ре цифры. Первые две цифры это неделя года, а вторые две это собственно сам год.

Как вы можете видеть, на картинке, шины - были сделаны на 23 недели, 12г. Если быть точным, это май – июнь 2012г. Данное обозначение обязательно для всех производителей, которые выпускают шины по сертификации DOT.


Эти сделаны на 23 недели, 2017г


До 2000–х годов, обозначение на резине немного отличалось, было всего три цифры. Первые две обозначали номер недели, а последняя цифра обозначала год.

Бывает особенно на продукции YOUKOHAMA. Впереди наносится три буквы «YYY», то есть YYY4814, не берем буквенное обозначение в расчет, нам нужны именно цифры, в данный момент это 48 неделя 14 года.


Покупайте резину правильно и если резина прошлого года, то требуйте скидки. Я слышал, были случаи, когда покупатель обращался в РОСПОТРЕБНАДЗОР и обменивал прошлогодние шины на новые.

Нет даты на резине

Такое иногда бывает, многие путают дату (как я писал выше это цифры) с буквенным обозначением, зачастую это просто информация о том, где сделали шину.

Например – « NWAD JAAR » , они также могут быть в овалах, но это обозначение производителя. В данном случае это — THE GOODYEAR TIRE & RUBBER CO. (S.A.) (PTY) LTD. Город: UITENHAGE Страна: SOUTH AFRICA


Однако рядом, за этой аббревиатурой, может идти пустой овал. Тут то и должна была быть неделя и год производства. НО почему их нет?

Зачастую все банально и просто — они наносятся не печатью в корде колеса, а обычными красками, просто стираются. Либо наносятся не сильной печатью, со временем это обозначение также может уйти. НУ или указание сроков производства может быть нанесено в другом месте, хотя это и противоречит DOT.

НО бывает и контрафакт! Подделывать шины сложно, не многие эти занимаются, но иногда встречается (особенно с соседней страны). И я бы не стал покупать себе колеса, без указания сроков производства. ДА и даже если они нанесены краской, кто мешает их стереть и написать новые. Поэтому серьезные производители наносят штамп, который держится весь срок эксплуатации.

Специально для тех, кто лучше воспринимает видео, снял небольшой ролик.

Думаю моя статья, будет вам полезна, в заключение хочу сказать — свежая шина, это залог безопасности вас и ваших близких. Ведь если она развалится или лопнит на скорости, мало никому не покажется. А поэтому смотрите на дату производства – ВЕДЬ ЭТО РЕАЛЬНО ВАЖНО! Особенно на авторынках, там очень часто «впаривают» прошлогодние (бывает и 2 – 3 летние) покрышки по цене новых!

Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР, читайте наш сайт, подписывайтесь на обновления в социальных сетях.