Заправка на колесах. Почти как Uber, только бензин: заправка автомобиля горючим через мобильное приложение. Особенности организации работы

От музыки к автомобилям

Борис Голиков — серийный стартапер. Он владелец одной из четырех столичных каршеринговых компаний YouDrive. Компания сдает в поминутную аренду автомобили Smart. В парке уже 200 машин, все приобретены по договору лизинга.

Голиков запустил YouDrive в Москве в июне 2015 года, а осенью 2016-го его смарт-каршеринг заработал и в Санкт-Петербурге. Мобильным приложением для аренды машин в обоих городах пользуется больше 300 тыс. клиентов. В прошлом году бизнесмен привлек крупного партнера: компания «Панавто», официальный дилер Mersedes Benz, купила 40% каршеринговой компании.

Борис Голиков и его партнер в Pump.today Андрей Куприков заработали первоначальный капитал в сфере музыкального цифрового контента. Бизнесмены создали в 2005 году первый контент-магазин Рунета fidel.ru, в его цифровом архиве тогда насчитывалось 7,75 тыс. наименований аудиокниг, игр, музыкальных произведений, приложений для мобильных телефонов. В январе 2008 года 51% уставного капитала Fidel купил за $8,5 млн медиахолдинг РБК — для российского медиарынка сделка на тот момент была беспрецедентно крупной. Впрочем, вскоре холдинг вышел из проекта, а в 2012 году закрылся и сам сервис — по информации в СМИ , большая часть выручки доставалась правообладателям, а сам сервис приносил убытки.

Другой музыкальный проект Голикова, сервис Tracks Flow, прославился тем, что довольно долго судился с Warner Music Russia, обвинявшим сервис в нарушении прав на произведения певицы Maxim. «Мы подавали апелляцию в семи инстанциях, в итоге были признаны невиновными», — утверждает Голиков.

Предприниматель Борис Голиков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Каршеринг и бензин

Заправить автомобиль, в котором неожиданно закончился бензин, в Москве предлагают несколько сервисов помощи на дороге — «Ангел», «Эвакуируем.ру», «Дядя Чарли» и т.п. Но услуга это не из дешевых — нужно покупать годовую карту или платить около 1,5 тыс. руб. за вызов машины. Голиков рассчитывает на другую аудиторию — людей, которые не хотят тратить время, чтобы заезжать на заправку.

Услуга новая и нестандартная. Поэтому первыми клиентами Pump.today стали автомобили собственного каршерингового сервиса. По словам Бориса, такая внутренняя коллаборация позволила решить одну из существенных проблем. Дело в том, что услуги каршеринга, как правило, включают расходы на топливо — некоторые компании раздают водителям топливные карты, некоторые — возвращают расходы на бензин. Карты нередко теряются или блокируются, а чтобы вернуть наличные деньги, нужно отправлять фото чека каршеринговой компании. «Словом, сплошная головная боль для всех. Так и появилась идея доставлять бензин прямо к машинам», — рассказывает Голиков.

Часть вложенных в проект денег пошла на разработку мобильного приложения — за его создание как раз отвечал Андрей Куприков, выпускник МАИ. Программирование алгоритма довольно сложная вещь, говорит Голиков. Нужно было сделать такую систему, чтобы учитывала загруженность дорог и организовывала очередь на заправку.

Большую часть инвестиций потратили на закупку необходимого оборудования: насосов, цистерн под бензин (их заправляют на технических АЗС), огнетушителей и сухих систем пожаротушения. «В Штатах бензин возят чуть ли не на грузовиках, мы же можем эксплуатировать только легковые авто — без лицензии разрешено провозить не больше 300 л бензина и одну тонну дизеля», — говорит Борис. Для перевозки топлива Голиков купил пару новых автомобилей Citroen.

Пока сервис работает по заявке: потенциальному клиенту нужно зайти на сайт, оставить там свое имя и номер мобильного телефона — на него придет приглашение со ссылкой для скачивания мобильного приложения. Затем заводится личный кабинет, к которому привязан банковский аккаунт для оплаты бензина, при помощи сервиса геолокации пользователь указывает место, где стоит его машина, и нужное количество литров (чаще всего выбирают опцию «до полного бака»). В момент подтверждения заявки на заправку на счете клиента блокируется 2 тыс. руб., после заправки они сразу возвращаются. Заправочный сервис обходится пользователям в 200 руб., цена бензина — такая же, что на заправках в центре Москвы.

В первый же день приложение скачали 800 человек, но бензин заказывали только 2-3 человека в день, сейчас число заказов дошло до 8-9. Средний чек — 1400 руб.

«Только оставьте лючок открытым, чтобы мы могли заправить ваш автомобиль», — призывают создатели Pump.today. На самом деле этот пункт — слабое место сервиса. Далеко не все водители готовы оставлять открытым бензобак автомобиля на улице. Сомневающимся клиентам сервис предлагает позвонить минут за десять до прибытия заправщика: чтобы владелец успел выйти и открыть лючок.

Топливо по подписке

Чтобы снизить стоимость бензина, Голикову нужно покупать топливо непосредственно на НПЗ, а для этого необходимо нарастить число заправок и клиентскую базу, купить автоцистерны для топлива. Сейчас на технических АЗС скидка составляет всего 2-3%, на НПЗ может доходить до 10-12% от среднерыночной цены.

Пока Pump.today возит только 92-й и 95-й бензин, с начала ноября обещают 98-й и дизель. Но есть территориальные ограничения — сервис работает только в пределах Третьего транспортного кольца. Исключение лишь для b2b-клиентов. На днях Голиков подписал соглашение с конкурентом по рынку каршеринга компанией AnyTime о заправке их автомобильного парка. На долю обслуживания собственного каршеринга сейчас приходится порядка 50% от общего объема продаж, оставшиеся 50% продаются по подписке.

«Модель подписки сейчас наиболее популярна во многих сферах, это наиболее удобный формат для пользователей мобильных приложений, — говорит соучредитель сервиса предупреждения автомобилистов об эвакуации CrocoDie Ксения Загоскина. — Думаю, в России ребята будут развивать новый рынок — в этом их главный плюс. В Штатах он уже активно развивается».

Американские инвесторы присматриваются к перспективному рынку. В 2015 году стартап Yoshi получил $120 тыс. от бизнес-инкубатора из Кремниевой долины Y Combinator.

Взгляд со стороны

«Будет сложно сделать этот продукт массовым»

Ксения Загоскина, соучредитель сервиса CrocoDie:

У сервиса есть существенные риски. Первый — невыгодная цена. Большинство водителей пользуются бонусными программами сетей заправок, снижая тем самым стоимость литра бензина. В данном сервисе цена бензина является рыночной, а с учетом платной доставки становится еще выше.

Оставлять открытым лючок небезопасно — нет гарантии, что злоумышленники туда не зальют помимо бензина еще что-то.

Наконец, нет доверия, что мне зальют именно тот класс бензина, который я заказываю, или не перепутают, например, дизельное топливо и бензин.

А главное, на мой взгляд, нет и массовой проблемы с заправками. Я думаю, это приложение актуально для тех, у кого мощные авто с большим расходом топлива, в таком случае траты времени на заправку топлива являются существенными, обычно же люди заправляют автомобиль раз в неделю. Будет сложно сделать этот продукт массовым.

«Автоклубы помощи на дорогах не стоит записывать в конкуренты»

Андрей Рукавишников, управляющий партнер маркетингового агентства EBITDA Marketing:

Pump.today — сервис на уровне мобильного шиномонтажа, очень удобная штука. Риск остаться без топлива в бензобаке — классический случай того, что может случиться с водителем. На данный момент эта проблема не имеет удобного решения, поэтому ребята молодцы, что уловили эту потребность.

Автоклубы помощи на дорогах типа «Ангел» не стоит записывать в прямые конкуренты: там помогут только при условии наличия дорогой карты годового обслуживания, а стоимость разовой помощи в разы превышает цену бензина. Комплексные услуги — не конкуренты сфокусированному сервису.

Если создатели намерены и дальше следовать по пути максимального удовлетворения потребностей клиентов, следующим шагом должна стать возможность заправки разными видами топлива, иначе дальше стартап будет выглядеть исключительно как нишевая история. С точки зрения продвижения разумнее использовать возможности соцсетей — этого явно не хватает».

«Сервис будет интересен»

Екатерина Журавлева, представитель каршеринговой компании Car5:

Сервис будет интересен всем компаниям, у которых нет своей службы заправки. Экономия времени клиента и экономия наших затрат на заправку — главные преимущества. А основные риски — это злоупотребление полномочиями и некачественное оказание услуг сотрудниками сервиса.

«Не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву»

Константин Синюшин, учредитель Untitles Ventures:

Любые on-demand (по требованию. — РБК ) сервисы мы считаем перспективным направлением, но не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву. У нас совершенно иные внешние условия. Например, жесткий столичный трафик делает очень дорогой стоимость подачи заправщика на далекие расстояния. Некоторые принципы организации парковки затрудняют доступ заправщиков к автомобилям. А открытые крышки бака могут спровоцировать уличное хулиганство.

В идеале было бы видеть в числе основных потребителей не столько каршеринги, сколько автохозяйства, прокатные компании и сервисы на абонементной основе. Паркинг у этих автомобилей более устроенный и безопасный, чем у частных лиц.

«Услуга вряд ли может представлять интерес»

Марина Назамутдинова, руководитель департамента PR и внутренних коммуникаций интернет-магазина OZON.ru:

Для компании, чей автопарк — пусть и крупный — эксплуатируется на небольших расстояниях, услуга вряд ли может представлять интерес. И в этом риск проекта.

У OZON.ru собственный автопарк только в Москве насчитывает 67 машин, но сервис Pump.today для нас нерелевантен. Наши курьеры работают в рамках одного района или даже части района, заправляются сами на ближайших заправках. Даже если заказов очень много, машины все равно не ездят далеко, их маршрут — соседний дом, параллельная улица. Поэтому услуги в нашем случае могут носить лишь характер скорой помощи — если у курьера внезапно закончился бензин.

«Для нас главное, чтобы машины всегда были готовы для эксплуатации»

Юлия Баймлер, управляющий директор каршеринговой компании AnyТime:

Pump.today — конкурентоспособная услуга и большая помощь каршеринговым компаниям. Мы уже начали сотрудничать: в конце октября наш автопарк будет заправляться в том числе и при помощи нового сервиса.

Для нас главное, чтобы все наши машины всегда были готовы для эксплуатации. И в этом смысле Pump.today поможет нам сделать наш сервис удобнее для клиентов. В числе других преимуществ проекта — быстрое получение нами соответствующей документации. Помимо Pump.today для заправки мы привлекаем еще две компании, занимающиеся топливными картами, но речи о конкуренции не идет.

Который позволяет заправить автомобиль в выбранное время и в выбранном месте в отсутствие его владельца. Передаем микрофон.

Меня зовут Борис Голиков, ровно год назад я вам о стартапе YouDrive. Наш новый сервис Pump - это доставка бензина в бак вашего авто.

Мы заказываем через интернет почти всё: еду, одежду, корм для животных, цветы, билеты и так далее. Пришло время заказывать бензин для машины. Да, можно заехать на заправку самому. А можно и не ехать. Всё как с любым другим товаром: можно сходить и купить самому, а можно заказать, чтобы привезли. Кроме того, времени на заливку бензина обычно не хватает - особенно тем, кто живет в центре города.

Как это работает

Открываете приложение в телефоне, указываете место и время заправки - например, ночью, у подъезда вашего дома. Утром машина заправлена. Занятым людям это должно быть удобно.

Присутствие владельца автомобиля необязательно, но необходимо оставить открытым люк бензобака. На первый взгляд это может показаться опасным, но реальной опасности мы не нашли: она не больше, чем если бы люк был закрыт.

Если вы всё-таки не хотите оставлять люк открытым, укажите это в комментарии. Наш сотрудник свяжется с вами, и вы откроете люк непосредственно перед заправкой.

Сколько это стоит

Pump, в отличие от YouDrive, не экономит деньги. Pump - про экономию времени, а время - тоже большая ценность. Поэтому мы надеемся, что дополнительные 200 рублей за услугу мобильной заправки не станут серьёзным стоп-фактором.

Итак, 39 рублей - стоимость Аи-95, плюс 200 рублей за услугу. Заправлять пока будем только внутри Третьего транспортного кольца.

Легально ли это

Да. Машины полностью соответствует нормам перевозки горюче-смазочных материалов, а оборудование имеет все необходимые сертификаты.

Есть сомнения насчёт заправки на парковках офисных и бизнес-центров. Мы сделали запрос и получим все необходимые разъяснения. Однако стоит помнить, что законодательство опаздывает за развитием бизнеса и тем более технологий.

Как зарегистрироваться

Регистрацию будем осуществлять по приглашениям, чтобы регулировать загрузку. Оставьте номер телефона на сайте - как только мы будем готовы заправить вашу машину, сразу сообщим об этом в SMS. Сейчас сервис тестируем, запустимся через пару недель.

Мобильная АЗС несомненно имеет много преимуществ. Нередко случаются такие ситуации, когда необходимо заправить автотранспортное средство прямо на месте выполнения работ. Как правило, такие ситуации возникают на местах строительства объектов, расположенных вне зоны расположения стационарных автозаправочных станций.

Применение мобильных АЗС

Таким образом, видно, что использование данной станции может осуществляться в любом месте ее установки. Питание мобильной АЗС может быть осуществлено с легкостью при таких мощностях, как двенадцать, и двести двадцать вольт. Объемные размеры мобильной АЗС могут варьироваться в разных диапазонах, все зависит от модели самой станции и объемы ее могут быть от трех до пятнадцати кубометров.

Основными объектами и местами, где наиболее часто происходит использование мобильной автозаправочной станции, как правило, являются полевые работы в сельскохозяйственной деятельности, строительные работы и ремонты дорог, а так же множество других тому подобных объектов.

"В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
выбора, комплектации, установки,
эксплуатации и особенностей
контейнерных мобильных или мини АЗС"
Колесников М.В.

Что такое контейнерная или мобильная АЗС

В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.

В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" от 1 июля 2014 г.

В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС , мобильные АЗС , топливные модули , топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: "Контейнерная автозаправочная станция - это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие". И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное - она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС - это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся "топливный модуль" - все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.

Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в "контейнер" или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС "Мини АЗС" не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли "Мини АЗС" называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции "Мини контейнерные АЗС", а название "Мини АЗС" оставим для традиционных компактных заправок.

Особенности конструкции

Одностенный или двустенный резервуар

В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м 3 . Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.

Оборудование

На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.

За рубежом практика заправки автомобилей по вызову давно испробована. И популярностью она действительно пользуется. Вопрос только в том, насколько прибыльным такой бизнес будет в России. Скорее, данный сервис будет актуален в качестве одной из услуг компании, занимающейся автомобильным бизнесом. В больших же городах можно попробовать развивать и отдельное предприятие.

Стремление заработать на данной услуге может привести к прибыльным результатам. Главное – входить в данный бизнес последовательно и без лишней спешки. Начинать можно с единичных заказов, обязательно изучить конкурентов и их предложения (если они вообще есть).

Почему услуга «мобильной заправки» может быть востребованной

Есть несколько причин, гарантирующих востребованность данной услуги:

  • если клиент знает о предоставлении такой услуги – не придётся заботиться о километраже запланированного пути;
  • исчезает проблема отсутствия заправок на определённых участках дороги;
  • не придётся тратить время на посещение автозаправочной станции: клиенты могут заниматься своими делами, пока их автомобиль заправляет специалист по вызову;
  • если человека нет рядом с автомобилем – можно не беспокоиться о безопасности, просто оставив крышку бензобака открытой.

Услуга заправки по вызову может требоваться и в экстренных ситуациях, и в рядовых. Например, клиент вышел из дома, сел в машину и понял, что доехать до автозаправки он не сможет. Что делать? Звонить в компанию, предоставляющую данную услугу. У вас могут быть и постоянные клиенты, которые просто не желают ездить на АЗС и хотят, чтобы их автомобиль был всегда вовремя заправлен. Они просто будут звонить вам, вы приезжаете и снабжаете авто топливом. Это очень удобно.

Самое главное – оказывать такие услуги на достойном уровне, приезжать без задержек и снабжать действительно качественным бензином.

В небольшом городе предоставление таких услуг будет актуально, если кроме вас это никто не делает. В миллионниках, столицах – нужно мощное продвижение таких услуг, и при правильной подаче информации о компании, высоком качестве сервиса – клиенты заинтересуются такой возможностью.

Регистрируем бизнес

Вам необходимо зарегистрировать предприятие. Если планируется полномасштабный бизнес с персоналом – регистрируйте ООО . Найдите юридический адрес, составьте Устав, подготовьте заявление и другие документы, внесите уставной капитал, зарегистрируйтесь в ФНС. Если поначалу вы будете работать один или с напарником – рекомендуем оформить ИП. В любом случае – с этого лучше начать, чтобы развивать бизнес постепенно.

Важным моментом является получение нужных разрешений на хранение и реализацию топлива . Если уж вы работаете официально и предлагаете конкретные услуги — можно столкнуться с определёнными трудностями, и проблемы решаются специально подготовленным помещением. Обеспечивается высокий уровень пожаробезопасности. Есть определённые требования и к автомобилю, если использовать бензовоз.

Особенности организации работы

Идеальный вариант – когда есть возможность задействовать целый бензовоз-заправщик. Цены на него могут быть разными, отечественный б/у бензовоз можно купить по цене от 200-300 тыс. рублей. Но поначалу можно обходиться и вовсе без него. Для экстренной заправки в пробках используются мотоциклы с канистрой.

Также вариант заправки из канистры может подразумевать перевозку топлива в обычной газели (тоже канистры, бочки с топливом) . И после того, как вы поэкспериментируете, почувствуете, что доходы могут возрастать – можно вкладывать бОльшие средства.

Как продвигать услуги и искать клиентов

Вопрос продвижения здесь крайне важен. Услуга является невостребованной по причине неосведомлённости людей о такой возможности. Поэтому стоит заинтересовать людей.

Начать нужно с изготовления визиток и обклейки собственного автомобиля . На всё это понадобится около 3-5 тыс. рублей. «Сарафанное радио» – приём, который будет действенным, расскажите знакомым о такой возможности. Каждому клиенту давайте визитку.

Реклама в социальных сетях также может помочь. Размещайте информацию в сообществах, посвящённых автомобильной тематике. Желательно, чтобы это были действительно живые комментарии, попросите друзей и знакомых оставлять отзывы. Своё сообщество тоже необходимо. Также нужно работать и с форумами.

Можете запустить рекламу на местных радиостанциях , которые чаще всего слушают автолюбители. Посмотрите рейтинги в своём регионе, узнайте, какое радио является наиболее популярным. Людям в пробках особо нечем заняться, и такая информация в фоновом режиме будет хорошо откладываться в памяти.

Помните: для получения большой прибыли вам нужно сделать всё, чтобы клиенты стали постоянными. Продумайте программу лояльности, скидки, акции (например, каждая 10-я заправка с большой скидкой). Тогда к вам станут обращаться постоянно, и это повод расширяться.