Мотоблоки салют - технические характеристики, инструкции по эксплуатации. Мотоблоки Салют: характеристики, особенности, отзывы Описание двигателя мотоблока салют 5

Мотоблоки Салют являются результатом работы одноименного машиностроительного предприятия, расположенного в Москве. По популярности указанные агрегаты занимают второе место после Невы, но после сравнения некоторых параметров, пользователи отмечают явное превосходство мотоблоков Салют.

Столь известная техника способна значительно упростить процедуру ухода за участком, взяв на себя базовые обязанности по обработке земли, перевозке грузов и очистке территории от снежных наметов. Несмотря на популярность бренда, некоторым моделям удалось положительно выделиться.

Мотоблок Салют 100: мощность, проверенная на практике


Указанная модификация оснащена 6,5-литровым мотором. Разработка считается одной из самых известных и распространенных среди отечественных пользователей. Среди причин повышенного интереса нужно выделить доступную стоимость и следующие преимущества:

  • Отличную маневренность;
  • Низкий центр тяжести;
  • Небольшой радиус поворота;
  • Наличие переключателей скоростей на самом руле;
  • Присутствие опции заднего хода;
  • Использование шестеренчатого редуктора с немалым сроком эксплуатации;
  • Разгон модели до 12 км/час;
  • Дополнение цилиндров чугунными гильзами;
  • Установку пневматических колес, способствующих большей устойчивости и проходимости;
  • Наличие в комплектации шести почвофрез;
  • Удлинительные оси;
  • Усовершенствованный армированный ремень.


Компактность и небольшой вес также рассматриваются в качестве положительных моментов, ведь как свидетельствуют отзывы владельцев, отмеченные характеристики позволяют агрегату оперативно передвигаться даже на тяжелой и глинистой почве.

Указанные «железные помощники » также распространены благодаря приспособлениям к ним, ведь разнообразное навесное оборудование для мотоблока Салют 100 позволяет:

  • Перевозить серьезные грузы;
  • Убирать территорию;
  • Окучивать;
  • Нарезать грядки и борозды;
  • Садить и выкапывать картошку;
  • Использовать удобрения и т. п.

Немало радует и то, что приобрести необходимую навеску не составит труда, ведь многие из элементов представлены как в специализированных, так и неспециализированных магазинах.




Но доступными являются не только все необходимые вспомогательные приспособления, владелец машины сумеет с легкостью приобрести запчасти и осуществить ремонт, ведь конструкция агрегата довольно проста и не требует особых познаний или умений. Чтобы убедиться в этом следует познакомиться с наведенной ниже инструкцией по эксплуатации.

Технические характеристики и устройство мотоблока Салют 100 в деталях


Поскольку модель считается одной из самых популярных, конструкционные и функциональные особенности следует рассмотреть более развернуто.

Технические характеристики:

  • Ширина обработки – 350-800 мм;
  • Вместительность масляного бака – 0,6 л;
  • Диаметр фрез – 320 мм;
  • Емкость топливного бака – 3,6 л;
  • Двигатель – Lifan 168F-2B;
  • Вес – 82 кг;
  • Максимальная мощность – 4,8 кВт.

За час работы техника использует около 1,5 литра топлива, поэтому работать без дозаправки можно будет чуть больше 2х часов. Для бензиновых мотоблоков данный показатель является очень хорошим.

Устройство объекта

Сам мотоблок имеет довольно стандартное устройство, которое детально отображено на следующем схематическом фото:


Как было указано ранее, Мотоблок Салют 100 оснащен 4-тактным агрегатом Lifan 168F-2B. Эта разработка из Поднебесной сумела себя отлично зарекомендовать благодаря наличию воздушного охлаждения. Владелец устройства может не переживать о перегреве внутренних деталей и продолжать работать довольно продолжительное время.

Мотор Lifan 168F-2B является представителем категории OHV двигателей и дополнен специальной системой, защищающей от пыли и грязи. Запускается машина вручную. Рабочий объем достигает показателя 0,196 л, а частотность вращения – 3600 об/мин. В отдельности деталь весит около 16 кг.
Особенности конструкции самого мотора отображены в следующей схеме:

Что касается рукоятки сцепления, то она выполнена согласно актуальным требованиям с переменным усилием. Речь идет о том, что во время нажатия сопротивление практически не ощущается.

Руль изготовлен из качественных материалов и проявляет свою надежность даже в самых неожиданных ситуациях. Он может смело регулироваться в любом направлении, что особенно важно в работе с задней и передней сцепкой.

Шестеренчатый редуктор не нуждается в постоянном обслуживании и позволит использовать двигатели абсолютно разной мощности. Не секрет, что моторесурс редуктора превышает 3 тыс. часов.

В том случае, если у собственника возникнут некоторые вопросы, касающиеся установки деталей или устранения неисправностей, он всегда может воспользоваться инструкцией, ведь здесь описаны все моменты, которые касаются мотоблока Салют 100.

Отзывы владельцев мотоблока Салют 100


Многие люди отметили компактность агрегата, позволяющую транспортировать «помощника» в багажнике обычного легкового авто. Производительность также немало удивила, ведь при мощности в 6,5 л. с., за час использования владельцам удалось обработать около 3х соток. Естественно, что во время работы с целинной землей скорость снижается.

В случаях с особо тяжелым грунтом, идущие в комплекты фрезы оказывались абсолютно бессильными, поэтому людям приходилось докупать плуг. Владельцы постоянно отмечают многофункциональность модели, причем она отлично себя проявляет в буквально всех областях. Надежный редуктор справляется даже со сложными задачами, а сальники находятся под протекцией металлических колец.

Но даже такой, казалось бы, идеальный агрегат имеет свои минусы. Владельцы говорят о значительной вибрации, которая чувствуется во время работы. Нередко приходится надевать специальные перчатки. Специалисты объясняют появление подобной проблемы характерной для китайских продуктов слабой балансировкой двигателя.

Невозможность увидеть уровень масла в баке также можно считать проблемой, ведь для его определения приходится полностью сливать все содержимое и обновлять вещество. Чтобы увидеть сам процесс работы с мотоблоком Салют 100, можно посмотреть соответствующие видео.

Мотоблок Салют Honda GC-190– второй по популярности продукт компании


Агрегат является отличным выбором для тех, кто имеет небольшие приусадебные участки и нуждается в многофункциональном помощнике, способном выдержать немалые нагрузки. Главной «изюминкой» в мотоблоке является двигатель Хонда GC 190.

Конструкция указанной детали состоит из легких механических элементов и отображает последние разработки японских экспертов. В результате чего новинка радует низким уровнем расхода топлива, максимальной экологичностью, бесшумностью и однобочным цилиндром.


Технические характеристики модели:

  • Мощность – 5,5 – 6,0 л.с.;
  • Вместительность топливной емкости – 1,8 л;
  • Тип сцепления – ременное;
  • Объем двигателя – 33см 3 ;
  • Вид редуктора – шестеренчатый;
  • Вес – 75 кг.

Благодаря низкому центру тяжести управление и уход за мотоблоком становятся очень удобными. Решить многие проблемы с функциональностью поможет представленная на нашем сайте инструкция по эксплуатации.

Мотоблоки Салют 5: серия достойных внимания моделей


Вышерассмотренные варианты устройств отличаются самобытностью и наибольшим уровнем популярности. Представители серии Салют 5 несколько уступают им по распространенности, но ничуть в функциональности. Прежде чем рассмотреть специфику каждого объекта следует ознакомиться с общими преимуществами всех представителей группы.

  • Мультифункциональность;
  • Значительная ширина режущих элементов фрез;
  • Компактность и относительная легкость;
  • Регулируемый руль;
  • Цельнолитые колеса прорезиненного плана;
  • Возможность управления трансмиссией и редуктором посредством руля;
  • Снижение уровня вибрации посредством рукояток;
  • Наличие 2х ремней, повышающих мощность агрегата;
  • Оснащение свободным шкивом.

Многолетняя эксплуатация машин довольными собственниками является ярким доказательством того, что указанные положительные качества соответствуют реальности.



Знакомимся с модификациями


Модель реализуется с двигателем Brigss&Stratton, мощность которого достигает 6.5 л. с. Устройство с легкостью выполнит всю необходимую работу на грунтах, как средней твердости, так и большой.

Как указывает производитель, показатель максимального тягового усилия с балластным грузом 35 кг (на ходовых колесах) равен 70 кГс. Машина без проблем обработает участок площадью до 50 соток.

Технические характеристики:

  • Радиус поворота – 1,5 м;
  • Объем цилиндра – 205 куб. см;
  • Емкость бака для масла – 1,1 л;
  • Погружаемость элементов для вспашки – 25 см;
  • Вес – 62 кг.


Получить более детальную информацию о технических и эксплуатационных моментах приспособления можно благодаря инструкции по эксплуатации.


С помощью низкого центра тяжести, смещенного вперед, оператор сможет без проблем работать с устройством на огороде. Двигатель B&S Vanguard мощностью 6,5 л. с. справится с задачей любой сложности, а специфика конструкции не позволит машине опрокинутся во время работы и причинить человеку лишние проблемы.

Технические характеристики:

  • Объем цилиндра – 163 см 3 ;
  • Максимальная площадь обработки – 1,5 Га;
  • Вместительность топливного бака – 4 л;
  • Диаметр фрез – 320 мм;
  • Вес – 78 кг.

Модель имеет 4 передачи вперед и 2 назад, создавая оптимальный рабочий режим.


Установленный двигатель Lifan мощностью 6,5 лошадиных сил подходит для участков площадью около 15 соток. Благодаря регулировке рулевого управления человек может «подогнать» все особенности под свой рост. Подобная адаптивность будет весьма полезной в процессе перевозки машины.

Шестеренчатый редуктор является более надежным по сравнению с классическими цепями для вращения звездочек редуктора. Отремонтировать его гораздо проще, да и проблемы с ним возникают довольно редко.

Технические характеристики:

  • Вид двигателя – Lifan LF168F-2 OHV 196 см 3 ;
  • Диаметр фрез – 30 см;
  • Способ охлаждения – воздушное;
  • Вес – 78 кг;
  • Тип сцепления – ременное.


Используемый двигатель славится своей выносливостью, пониженным уровнем шума и вибрации.


Главной особенностью модификации является двигатель – Robin Subaru. Не исключается возможность комплектации моторами таких марок, как Briggs & Stratton и Honda. Мощность 6,5 лошадиных сил и отличная тяговая сила позволяют проделывать необходимые операции без особых усилий.

Страница 1 из 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ММПП "САЛЮТ".
Производитель мотоблока ОАО ГМЗ "Агат".

Мотоблок "Салют-5____".
Руководство по эксплуатации.
750200000 РЭ

1. Описание мотоблока.
1.2 Техническая характеристика.
1.3 Устройство мотоблока.
2. Использование мотоблока по назначению.
2.2.5 Возможные неисправности и методы их устранения.
2.2.6 Меры безопасности при работе с мотоблоком.
3. Техническое обслуживание.
4. Правила хранения.
5. Паспорт.
5.2 Гарантийные обязательства.
6. Свидетельство о приемке.
рис. 1 Устройство мотоблока.
рис. 2 Устройство мотоблока.
рис. 3 Органы управления мотоблоком.
рис. 4 Регулирование клиноременной передачи.
рис. 5 Схема перестановки ведущего шкива.
рис. 6 Схема установки роторов (фрез).
рис. 7 Схема сборки ножей роторов.
рис. 8 Схема строповки мотоблока при грузоподъемных операциях.
рис.9 Регулировка руля.
рис.9а Регулировка руля.
Гарантийный талон

Читайте также:

Мотоблок типа "Салют-5" - это малогабаритный силовой агрегат с бензиновым двигателем мощностью от 2,6 до 5,5 кВт (3,5...7,5 л.с.), предназначенный для привода различных рабочих органов, используемых при обработке почвы, уходе за насаждениями, механизации ручного труда на приусадебных, садовых и огородных участках, в городском коммунальном хозяйстве и др.

Работы по обработке почвы, кошению трав, поливке и опрыскиванию насаждений, уборке улиц и тротуаров от мусора и снега, перевозка грузов и прочие работы осуществляются с помощью различных прицепных орудий: роторов с ножами специальной формы (фрезы), плуга, окучника, косилки, насоса, снегоуборщика, щетки, тележки, опрыскивателя и т.д., устанавливаемых на мотоблоке "Салют-5".

На мотоблоке "Салют-5" применяются двигатели лучших отечественных и иностранных фирм, имеющие высокие технико-экономические показатели. Тип двигателя указан в паспорте для каждого конкретного мотоблока. Технические характеристики и особенности эксплуатации двигателя, установленного на данном мотоблоке, подробно описаны в прилагаемом руководстве по эксплуатации двигателя. В настоящем руководстве изложены сведения и рекомендации по эксплуатации мотоблока "Салют-5" в качестве мотокультиватора. Эксплуатацию других рабочих органов, монтируемых на мотоблок "Салют-5" необходимо производить согласно руководствам по эксплуатации, прилагаемым к этим прицепным орудиям. Отдельные конструктивные изменения в данном руководстве могут быть не отражены.

1.Описание мотоблока

1.1 Назначение мотоблока.

Мотоблок предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом. Применение мотоблока в качестве мотокультиватора наиболее эффективно при температуре воздуха +1°...+40°С. Срок службы мотоблока значительно увеличится, если Вы будете строго соблюдать все правила по эксплуатации, техническому обслуживанию и хранению, указанные в настоящем руководстве и в "Руководстве по эксплуатации двигателя ", установленного на мотоблоке "Салют-5". Не спешите сразу использовать мотоблок на полную мощность . Помните, что первые 25 часов работы являются периодом приработки двигателя и механизмов трансмиссии. Поэтому один и тот же участок лучше обработать мотоблоком за несколько проходов, постепенно увеличивая глубину обработки.

Работа на мотоблоке не требует специальной подготовки, однако, следует учесть, что при работе с каждым прицепным орудием необходимы определенные навыки. В процессе обработки почвы пространство между фрезами и корпусом редуктора может забиваться камнями, проволокой и другими предметами. В этом случае во избежание повреждения клиновых ремней необходимо выключить двигатель и удалить застрявшие во фрезах предметы. Если в почве будут часто попадаться много мелких камней или корней, следует уменьшить частоту вращения ножей. Для предотвращения выливания масла из редуктора, картера двигателя и топлива из топливного бака двигателя, мотоблок следует устанавливать на транспортное средство в нормальном рабочем положении .

Нормальный предельно допустимый для мотоблоков "Салют-5 " угол наклона при работе с максимальной нагрузкой и максимальной частотой вращения составляет 15°. Допускается лом наклона до 30°.

1.1 Технические характеристики

1.2.1 Ширина захвата при культивации (в зависимости от количества установленных фрез), мм - 350; 600; 800
1.2.2 Диаметр, мм
- Фрез 310
- колес 390...410;
1.2.3 Дорожный просвет, мм 110...120;
1.2.4 Масло, заливаемое в редуктор мотоблока ТМ-5-18 (ТАД-17И);
1.2.5 Количество масла, заливаемого в редуктор мотоблока, л 1,1;
1.2.6 Максимальная скорость перемещения на ходовых колесах, км/ч:
- при работе на малом диаметре шкива выходного вала двигателя
1 передача - 2,8;
2 передача - 6,3;
Задний ход - 2,0;
- при работе на большом диаметре шкива
1 передача - 3,5;
2 передача - 7,8;
Задний ход - 2,5.
1.2.7 Габаритные размеры в рабочем положении, не более, мм 1510x620x1335;
1.2.8 Максимальное тяговое усилие с балластным грузом общей массой 35 кг на ходовых колесах, и грузом 15 кг на подвеске передней, кГс - 60...70*;
1.2.9 Масса (без комплекта сменных частей), кг - 62...82 *;
1.2.10 Технические данные двигателя указаны в "Руководстве по эксплуатации двигателя";
1.3 Устройство мотоблока;
1.3.1 Устройство мотоблока представлено на рис. 1 и 2;
1.3.2 Назначение деталей мотоблока из комплекта сменных частей.
* В зависимости от типа устанавливаемого двигателя.

1.3.3 Отбор мощности от мотоблока для привода навесных орудий.
Отбор мощности для привода навесных орудий мотоблока осуществляется, как правило, со среднего ручья ведомого шкива 3 рис.5. Для привода стационарных навесных орудий (деревообрабатывающие станки, кормоизмельчители и т.д.) можно использовать вал, расположенный справа на редукторе мотоблока. На вал крепится шкив (продаётся отдельно) с защитным кожухом, а клиновой ремень для привода навесных орудий прилагается в их комплектах сменных частей.
Внимание! Работа без кожухов, закрывающих клиноременные передачи мотоблока и прицепных орудий, запрещается .

1. Использование мотоблока по назначению

2.1 Подготовка мотоблока к работе

1.1.1 Расконсервация мотоблока

Прежде чем приступить к эксплуатации мотоблока его следует расконсервировать, для чего:

  • снимите защитный кожух клиноременной передачи 5 рис. 1;
  • удалите защитную смазку чистой ветошью, смоченной в бензине ;
  • проверьте натяжение клиноременной передачи рычагом сцепления, в случае необходимости отрегулируйте (см. п. 3.1.7.3);
  • установите на место кожух клиноременной передачи.

1.1.2 Заправка маслом двигателя и редуктора.
Заправку маслом картера двигателя производите согласно указаниям "Руководства по эксплуатации двигателя". Заправку маслом редуктора мотоблока производите через маслоналивное отверстие редуктора. В редуктор должно быть залито 1,1л масла ТМ-5-18 (ТАД-17И).
2.1.3 Сборка мотоблока для культивации почвы.
Установите стойку руля 8 рис.1 на верхнюю часть редуктора мотоблока и ручкой стойки руля 6 закрепите стойку на редукторе. Убедитесь в отсутствии резких перегибов оболочек тросов управления сцеплением и дроссельной заслонкой двигателя. Установите рукоятки 10 на стойку руля, закрепите их болтом 5 рис.9 и зажимом рукояток мотоблока 3 рис.9. Затяните гайку зажима 3 таким образом, чтобы рычаг эксцентриковый 4 при повороте на 180° надежно зафиксировал рукоятки руля. На мотоблок "Салют-5Л6,5" установите рукоятки 10 рис.1 на стойку руля, закрепите их болтом 5 рис.9а и специальным болтом 3. Заверните рукоятку с зажимной гайкой 4 вручную до упора, а затем затяните на 2 с половиной оборота. Рукоятка управления мотоблока под нагрузкой не должна смещаться.

Установите планку сошника 13 рис. 1 на опору 12 и закрепите болтом 14, гайкой 15 и зафиксируйте фиксатором 16. Опору закрепите двумя шкворнями 11 и за фиксируйте фиксаторами 17. При сборке фрез и установке их на вал редуктора обратите внимание на следующее:

  • фрезы мотоблока в левом и правом положениях, отличаются зеркальным расположением ножей, относительно отверстий под фиксатор в валах фрез. Схема расположения ножей для исполнений приведена на рис. 7. Каждое исполнение комплектуется двумя левыми и двумя правыми ножами поз 4; 5. Ножи устанавливаются на квадратные фланцы валов строго в соответствии со схемой рис.7. Установка ножей со стороны защитной (круглой) шайбы не допускается! В начале устанавливаются ножи, имеющие изгиб в сторону "от защитной шайбы" (ножи 5), а затем ножи 4 (изгиб в сторону "к шайбе"). Ножи крепятся на фланце болтами;
  • фрезы следует устанавливать на вал редуктора таким образом, чтобы режущие кромки ножей входили в землю при движении мотоблока вперед;
  • фрезы устанавливаются на вал редуктора вместо колес и закрепляются на валу и втулках внутренних фрез осями 5 рис.6. Оси фиксируются от выпадения пружинными фиксаторами;
  • проверьте затяжку крепежных деталей, ослабленные гайки затяните. Во избежание попадания земли на детали мотоблока при культивации почвы, желательно щитки 10 рис.2 установить на максимальную ширину;
  • рукой проверните фрезы, установленные на мотоблоке, ножи фрез не должны касаться корпуса редуктора и балки мотоблока.

2.1.4 Передвижение мотоблока

Передвижение мотоблока к месту работы может осуществляться как на колесах, так и на фрезах, если расстояние до обрабатываемого участка не более 200 метров. Передвижение мотоблока на большее расстояние рекомендуется производить на колесах, а установку фрез производить на краю обрабатываемого участка. Передвижение мотоблока может осуществляться с включенным или выключенным двигателем. При выключенном двигателе рычаг переключения передач должен быть в положении "Н" (нейтраль) рис.6. Перед началом движения рукоятку-опору 2 рис.1 перевести в горизонтальное положение.

2.2 Использование мотоблока

2.2.1 Запуск двигателя на мотоблоке

Выполните подготовительные работы по запуску двигателя, изложенные в "Руководстве по эксплуатации двигателя". При запуске мотоблока рычаг сцепления 5 (рис.3а) на правой рукоятке находится в положении "Выключено" (рычаг отжат). Рычаг управления дроссельной заслонкой 2 на левой рукоятке, установите в положение "Start". Рычаг воздушной заслонки карбюратора (находящийся на двигателе) установке в положение "Перекрыть". Убедитесь, что рычаг переключения передач 7 (рис 1) в нейтральном положении ("Н" на этикетке положений рычага переключения передач). Произведите пуск двигателя, как указано в "Руководстве по эксплуатации двигателя".
Примечание: Мотоблок выпускается с тремя вариантами рычага управления дроссельной заслонкой (рис.3а, 3б и 3в) в зависимости от типа применяемого двигателя.

ВНИМАНИЕ! Обратите особое внимание на технику безопасности при запуске двигателя, указанную в "Руководстве по эксплуатации двигателя". Выполнение работ на мотоблоке с закрытой воздушной заслонкой не допускается.

2.2.2 Обработка почвы

Оставляя рычаг сцепления 5 рис. 3 в положении "Выключено", переместите рычаг управления передач рис. 6 в положение "I" (1-я скорость), переместите рычаг управления дроссельной заслонкой двигателя 1 рис. 2 на левой рукоятке мотоблока по часовой стрелке (на увеличение частоты вращения двигателя). Плавно переместите рычаг сцепления 5 рис. 3 из положения "Выключено" в положение "Включено". Фрезы начнут вращаться.

Глубина обработки почвы зависит от положения планки сошника 13 рис. 1: чем глубже планка сошника входит в землю, тем больше глубина обработки. Ширина обработки зависит от количества установленных фрез (двух, четырех или шести). Если происходит увеличение частоты вращения фрез с одновременным уменьшением глубины обработки, нажатием на рукоятки заглубите планку сошника. Если мотоблок не движется вперед, а фрезы "зарываются" в землю, слегка приподнимите мотоблок за рукоятки. На твердых почвах и целинных участках обработку производите в несколько приемов, каждый раз увеличивая глубину обработки заглублением планки сошника. Этим достигается хорошее дробление комков почвы и обеспечивается наиболее равномерная ее структура. При обработке рыхлой почвы следите, чтобы фрезы не углублялись полностью в почву, вызывая перегрузку двигателя. Легкие почвы допускается обрабатывать на II скорости.

Во избежание затаптывания обработанной почвы на мотоблоке предусмотрена возможность поворота рукояток управления мотоблока 10 рис.1 на некоторый угол. Это позволяет оператору находиться сбоку от мотоблока. Для поворота рукояток управления мотоблоком необходимо отвернуть на несколько оборотов зажим 6 рукояток мотоблока, повернуть на нужный угол рукоятки и завернуть зажим до упора. По окончании работы мотоблока выключите сцепление, уменьшите частоту вращения двигателя, переведите рычаг переключения передач в положение "Н" (нейтраль), переведите двигатель на режим "Холостой ход", проработайте на холостом ходу 2...3 мин и остановите двигатель, нажав на кнопку "Stop" 7 (рис.36), находящуюся на левой рукоятке. Закройте топливный краник 3 (рис.2) на топливном бачке двигателя. Если в исполнении мотоблока кнопка "Stop" отсутствует, то необходимо довести рычаг управления дроссельной заслонкой 2 до положения "Stop" (рис.3в).

2.2.3 Регулирование мотоблока

При работе на различных почвах требуется выбирать различную частоту вращения фрез, глубину и ширину участка обработки почвы, положение ручек управления мотоблоком. Если требуемая глубина обработки не достигается, то произведите регулировку заглубления планки сошника или снимите одну пару фрез. Высота рукояток управления мотоблоком устанавливается следующим образом: установите мотоблок в горизонтальное положение, ослабьте зажим 9 рис. 1, поднимите или опустите рукоятки на требуемую высоту и затяните зажим. Изменение частоты вращения фрез может осуществляться и за счет перестановки четырехручьевого шкива на двигателе. Снимите кожух 5 рис.5 клиноременной передачи, отвернув гайки крепления кожуха. Отверните болт крепления шкива (или снимите пружинное кольцо). Снимите шкив с вала двигателя и, перевернув его на 180°, установите на вал, установив ремни в ручьи большего диаметра. Отрегулируйте натяжение ремней см. п. 3.1.7.3.

2.2.4 Приработка мотоблока

ВНИМАНИЕ! Первые 25 часов работы являются периодом приработки. В этот период не допускается работа мотоблока на больших мощностях и его перегрузка. Обработку почвы производите за 2-3 приема на глубину до 10 см за один проход. Рычаг дроссельной заслонки в этот период используйте не более чем на 3/4 его хода. Не допускайте в течение продолжительного времени (более 10 мин.) работу мотоблока в режиме холостого хода.

2.2.5. Возможные неисправности и методы их устранения

Вероятная причина

Метод устранения

2.2.6 Меры безопасности при работе с мотоблоком

  • Заправку топливом, проверку наличия масла в картере двигателя и редукторе, дозаправку масла производите только при неработающем двигателе.
  • Строго соблюдайте общие правила пожарной безопасности при работе с легковоспламеняющимися жидкостями.
  • Запуск двигателя производите только при выключенном сцеплении.
  • Эксплуатация мотоблока со снятыми кожухами не допускается.
  • В случае резкого самопроизвольного увеличения частоты вращения двигателя немедленно переведите рычаг дроссельной заслонки в положение "Холостой ход", а затем остановите двигатель, нажав кнопку "Стоп".
  • Не оставляйте работающий мотоблок без присмотра.
  • Работающий на мотоблоке и окружающие должны находиться на безопасном расстоянии (не менее 1 м) от навесных орудий.
  • При работе в закрытых помещениях (теплицах) периодически останавливайте двигатель и проветривайте помещение.
  • Для ограничения воздействия шума и вибрации на работающего на мотоблоке, рекомендуется делать перерывы на 15...30 мин. через каждые 1,5...2 часа работы.

ВНИМАНИЕ! В целях ограничения воздействия вибрации и шума, продолжительность работы с мотоблоком не должна превышать 5 часов в течение восьмичасового рабочего дня. Работа без средств защиты органов слуха (наушников, берушей) запрещена. При проведении грузоподъемных работ ящик с упакованным мотоблоком или собранный мотоблок поднимать согласно схеме строповки мотоблока при грузоподъемных операциях (рис.8).

3. Техническое обслуживание

Техническое обслуживание включает в себя заправочные, смазочные, регулировочные, контрольные, моечные и другие операции (работы).

3.1 Виды и периодичность технического обслуживания мотоблока
ВНИМАНИЕ! Работы и периодичность их выполнения по техническому обслуживанию двигателя указаны в "Руководстве по эксплуатации двигателя".

3.1.1 Работы, выполняемые после каждого рабочего дня:

  • Очистите мотоблок от пыли и грязи.
  • Проверьте целостность и герметичность бензопровода, отсутствие подтекания масла из картера двигателя и редуктора мотоблока, уровень масла в картере двигателя.
  • Осмотрите крепежные соединения двигателя, редуктора, ручек управления и прицепных орудий.

3.1.2 Работы, выполняемые после первых 25 часов работы:

  • Проверьте затяжку резьбовых соединений редуктора, узлов мотоблока;
  • Проверьте и отрегулируйте сцепление и натяжение клиноременной передачи.

3.1.3 Работы, выполняемые после каждых 25 часов работы Проверьте уровень масла в редукторе мотоблока (п. 3.1.7.4).
3.1.4 Работы, выполняемые после каждых 50 часов работы Замените масло в картере двигателя.
3.1.5 Работы, выполняемые после каждых 100 часов работы.

  • Проверьте целостность приводных ремней клиноременной передачи. При необходимости замените их.
  • Замените масло в редукторе мотоблока.
  • Очистите пусковое устройство двигателя от пыли и грязи.

3.1.6 Работы, выполняемые через каждые 300 часов работы:
Промойте бензином и смажьте моторным маслом тросы управления сцеплением и дроссельной заслонкой.

3.1.7 Технология выполнения работ по техническому обслуживанию мотоблока

3.1.7.1 Уход за наружными поверхностями мотоблока.
Все наружные поверхности мотоблока по окончании работы необходимо очистить от остатков растительности, грязи и пыли, тщательно промыть волосяной щеткой или кистью, протереть насухо и высушить на воздухе. Осмотреть наружные поверхности и при обнаружении ржавчины или отсутствии лакокрасочного покрытия на металле зачистить ржавчину шкуркой, протереть это место чистым бензином и покрасить.

3.1.7.2 Проверка затяжки резьбовых соединений.
Проверку и затяжку резьбовых соединений выполняйте исправным инструментом, соответствующего размера. Не допускайте больших усилий при затяжке резьбовых соединений во избежание среза резьбы и смятия граней болтов и гаек.

3.1.7.3 Регулирование клиноременной передачи.
Правильное регулирование клиноременной передачи обеспечит надежную работу сцепления и долговечность клиновых ремней. Регулирование передачи в больших пределах производится перемещением двигателя 3 рис.4 вдоль балок мотоблока:

  • снимите защитный кожух 5 рис.1 клиноременной передачи;
  • ослабьте болты крепления двигателя к балке мотоблока на 2-3 оборота;
  • включите сцепление, т.е. рычаг сцепления 5 рис.3, прижмите к рукоятке;
  • проверьте размер А рис.4, который должен быть в пределах 45...50 мм для ручьев меньшей скорости и 55...60 мм для ручьев большей скорости шкива на валу двигателя. При необходимости выполните регулирование натяжения троса сцепления. Натяжение троса сцепления производите заворачиванием или отворачиванием регулировочного винта сцепления 5 рис.4;
  • закрепите двигатель к балке.

ВНИМАНИЕ!
При закреплении двигателя следите за расположением торцов шкивов 1 и 3 рис.5 клиноременной передачи. Торцы шкивов должны располагаться в одной плоскости. Допустимое отклонение не более 1 мм. Усилие на конце рычага сцепления в момент срабатывания стопора должно быть в пределах 8...9 кГс. При правильной регулировке клиноременной передачи, при выключенном сцеплении и установленном защитном кожухе колеса не должны вращаться от двигателя. По окончании регулировки клиноременной передачи защитный кожух установите на место.

3.1.7.4 Проверку и заправку масла в редуктор мотоблока производите через маслоналивное отверстие 6 рис.6 редуктора. Контроль уровня масла в редукторе выполняйте следующим образом:

  • очистите редуктор мотоблока от пыли и грязи. Особенно тщательно очистите нижнюю часть редуктора;
  • установите мотоблок в нормальное рабочее положение;
  • выверните пробку маслоналивного отверстия редуктора;
  • выверните пробку сливного отверстия 7 (рис.6) на редукторе и слейте масло в чистую емкость объемом не менее 1,5 л, оцените количество слитого масла, которое должно быть примерно 1,1 л;
  • заверните пробку сливного отверстия редуктора;
  • залейте слитое масло в редуктор мотоблока (рекомендуется через фильтр) через маслоналивное отверстие!. В редуктор должно быть залито не менее 1,1 л масла. Заверните пробку маслоналивного отверстия редуктора.

4. Правила хранения

4.1 Кратковременное хранение (до 1 месяца).
Закройте топливный кран на топливном бачке двигателя. Выполните работы по ежедневному обслуживанию. Храните мотоблок в помещении, защищенном от атмосферных осадков.
4.2 Длительное хранение (более 1 месяца).
Выполните работы, рекомендованные "Руководством по эксплуатации двигателя". Выполните работы по ежедневному обслуживанию мотоблока. Протрите поверхности мотоблока и инструмент ветошью, пропитанной моторным маслом. Храните мотоблок в сухом помещении.

5. Паспорт

5.1 Комплектность

5.1.1 Мотоблок "Салют-5 " (в упаковке) 1 шт;
5.1.2 Снятые при упаковке узлы и детали мотоблока:
- стойка руля 1 шт;
- рукоятки руля с тросами 1 комплект (в сборе);
- болт М6 1 шт;
- шайба 6.65Г 1 шт;
- шайба плоская увеличенная 1 шт;
- шпонка 1 шт;
5.1.2.1 Комплект сменных частей
- втулки (длинные) 2 шт;
- фрезы (роторы) с деталями крепления(в разобранном виде) 4 или 6 шт**;
- грузы 650402000 (на колеса 10") с деталями крепления нет или 2 шт**;
- груз 650402100 (на подвеску переднюю)с деталями крепления нет или 1 шт**;
- планка сошника с деталями крепления 1 шт:
- скоба (опора для навесных орудий) 1 шт;
- шкворень 2 шт;
- щиток 2 шт;
5.1.3 Принадлежности:
ремень клиновой ГОСТ 1284.1-89
А-1060 (Салют-5И; 5Д) 1 шт;
А-1120 (Салют-5БС1; 5БС; 5ДК; 5БС3,5; 5Л6,5; 1 шт;
5БС6,5; 5Х; 5Т6.5; 5РЗ,5; 5Р5; 5Р6; 5X6)
А-1180 (Салют-5БС5.5) 1 шт;
5.1.4 Противошумные вкладыши 1 к-т;
5.1.5 Инструмент:
- ключ для свечи 1 шт;
- вороток свечного ключа 1 шт;
- ключи гаечные:
S=10x12 или 8x10 1 шт;
S=12x13 1 шт;
S=14x17 1 шт;
- отвертка 1 шт;
5.1.6 Эксплуатационная документация:
- Руководство по эксплуатации мотоблока "Салют-5" 1 шт;
- Руководство по эксплуатации двигателя 1 шт;

** В зависимости от заказа торгующей организации.

5.2 Гарантийные обязательства

При условии соблюдения правил по эксплуатации и техническому обслуживанию, предусмотренных настоящим руководством, гарантийный срок эксплуатации мотоблока "Салют-5" устанавливается 12 месяцев с даты продажи. Средний срок службы мотоблока не менее 7 лет. При отсутствии штампа торгующей организации гарантийный срок исчисляется с даты выпуска.

По окончании гарантийного срока устранение неисправностей и ремонт мотоблока производят за счет потребителя. Поставщик мотоблока обязуется в течение гарантийного срока эксплуатации безвозмездно ремонтировать или заменять дефектные составные части (узлы или детали) мотоблока, если отказ произошел по вине поставщика мотоблока. При выявлении отказов или неисправностей в период гарантийного срока эксплуатации необходимо обратиться в ближайший пункт сервисного обслуживания мотоблока "Салют-5". Предъявляемый мотоблок и его составные части должны быть очищены от грязи и пыли, вымыты и протерты.

При возврате мотоблока или его составных частей в гарантийный ремонт - мотоблок или его составные части должны быть укомплектованы в соответствии с комплектом поставки. При неукомплектованности мотоблока или его составных частей - претензии не принимаются. Поставщик не несет ответственности в случаях:

  • нарушения правил хранения и транспортирования мотоблока; использования мотоблока не по назначению;
  • ремонта или разборки двигателя, редуктора, пускового устройства, магнето, не уполномоченным на то лицом в период гарантийного срока эксплуатации.

6. Свидетельство о приемке

Мотоблок "Салют-5_____" заводской №_________________ с двигателем типа_________________ № соответствует техническим условиям, прошел предпродажную подготовку и признан годным к эксплуатации.

A 00 Б 04 Е 00 К 03
01 05 01 04
02 В 00 Ж 00 05
03 01 01 06
Б 00 С 00 И 07
01 01 К 00 Л 00
02 Д 00 01 01
03 01 02 02

Дата выпуска_____________________.
Контролер ОТК___________________.
(подпись и печать)
Изготовитель: ОАО ГМЗ "Агат". Адрес: 152240, Ярославская область, г. Гаврилов-Ям, проезд Машиностроителей, 1.

Согласно результатам опроса владельцев техники мотоблок Салют-5 — это один из самых востребованных видов сельскохозяйственного оборудования среди отечественных потребителей. Ветвь первенства он уступает лишь культиваторам марки Нева. И в этом нет ничего удивительного. Эти универсальные машины были разработаны еще в Советском Союзе, и выпускаются московским заводом Салют по сей день, не переставая радовать дачников и владельцев фермерских угодий.

Высокотехнологичный мотоблок Салют-5 имеет огромный запас прочности, и при соответствующем оснащении может выполнять почти любые задачи. Обширный выбор высококачественных двигателей, использование в изготовлении устойчивых к нагрузке элементов и удачная конструкция делают данную продукцию оптимальным выбором для широкого круга потребителей.

Технические средства торговой марки Салют характеризуются высокой прочностью, безупречной сбалансированностью и подгонкой каждого элемента. Мотокультиваторы демонстрируют отличную маневренность, способны быстро менять скоростные режимы, легко передвигаются по всевозможным поверхностям. Если даже мотоблок где-нибудь застрянет, извлечь его оттуда будет очень просто.

Все это позволяет машинам Салют-5 составить уверенную конкуренцию аналогичной импортной технике не только в плане качества, но и стоимости.

Преимущества и недостатки модели

  • Мотокультиваторы Салют-5: многофункциональны, они будут незаменимы для проведения работ на огороде, в саду и даже в парнике. Они вспахивают, культивируют, рыхлят и боронуют землю, легко формируют борозды. Легко окучивают насаждения, извлекают из земли клубни и корнеплоды.
  • Обработанная таким агрегатом почва характеризуется наиболее рыхлой структурой в сравнении с другими культиваторами. Это обусловлено тем фактором, что ширина захвата режущих элементов смежных фрез способствует их перекрыванию.
  • Машины можно использовать также для ухода за газоном, очищения садовых дорожек, перевозки небольших грузов и даже для уборки снега! Наличие кованых фрез дает возможность культиваторам работать на любых типах грунта, включая целину.
  • Мотоблоки имеют небольшие габариты и вес, которые в условиях приусадебного участка делают его более маневренным, а также лёгким в управлении и обслуживании.
  • Удобный регулируемый по сторонам и высоте руль предоставляет возможность не шагать за машиной по пашне. Более того, при обработке почвы культиватор можно регулировать на необходимую ширину и глубину.
  • Особое удобство при работе мотоблока обеспечивает управление редуктором и трансмиссией посредством руля, благодаря этому пользователю не приходится наклоняться и тратить много сил.
  • Легкость в регулировке скорости и передачи обусловлена наличием шестерёнчатого редуктора.
  • Эргономичные рулевые рукоятки агрегата существенно сокращают вибрацию в процессе работы. Они заужены и легко поворачиваются на 180 градусов, что существенно упрощает их эксплуатацию, в особенности при выкапывании корнеплодов.
  • Культиватор можно использовать в качестве источника электропитания.
  • В мотоблоках Салют-5 установлены цельнолитые прорезиненные колеса, что также относится к их преимуществам.
  • Прочные и надёжные сцепки машины способствуют равномерному распределению веса и усилий в работе с навесными деталями.
  • Культиваторы Салют оснащены не 1, а 2 ремнями, что сокращает их проскальзывание, повышает мощность передаваемого крутящего момента, а также увеличивает срок службы самой ременной передачи.
  • Наличие свободного шкива на выходном валу редуктора аппарата значительно повышает его многофункциональность, предоставляя возможность применять его в сочетании с навесным оборудованием, нуждающимся в добавочном приводе либо в виде привода для иных агрегатов.

Наряду с многочисленными достоинствами мотоблоки Салют-5 имеют также некоторые недостатки, к которым можно отнести:

  • невысокую прочность ремней и небольшой угол подъёма рукояток. Что касается ремней, то судя по отзывам, они не выдерживают продолжительной эксплуатации, поэтому их лучше сразу заменить другими, более надёжными;
  • отсутствие дифференциала, что усложняет разворот и создает дискомфорт при передвижении с тележкой. Однако этот вопрос легко решается, если установить на культиватор дифференциальную ступицу либо полуось.

Модификации

У мотоблоков Салют-5 есть 3 модификации, которые различаются по типу двигателя:

  • Салют 5Л-6,5 работает на 4-тактном бензиновом двигателе мощностью 6,5 л.с. Такой универсальный агрегат способен заменить в одиночку целый парк специализированной техники.
  • Салют 5-Р-М1 оснащен бензиновым 4-тактным мотором Subaru. Конструкция агрегата предусматривает возможность подсоединения различного оборудования для решения разнообразных хозяйственных задач.
  • Салют 5BS-6,0 функционирует на американском бензиновым 4-тактном двигателе с рабочим объёмом цилиндра в 206 см³ и мощными характеристиками в 6, 5 л.с. Высокопроизводительный и надежный мотор позволяет окультурить целинные участки и легко справляется с обработкой сложных почв.

Технические характеристики культиватора

  • Ширина захвата в процессе культивации (зависит от численности монтированных фрез), - 350; 600; 800 миллиметров.
  • Габариты в рабочей позиции - 1510 x 620 x 1335 миллиметров.
  • Вес (не учитывая комплект сменных частей) — 62-82 килограмм.
  • Масло, предназначенное для заливки в редуктор культиватора - ТМ-5-18.
  • Количество масла - 1,1 литров.
  • Дорожный просвет - 110-120 миллиметров.
  • Предельная скорость передвижения на ходовых колесах, километров в час.
  • При работе на небольшом диаметре шкива:
    - первая передача - 2,8;
    - вторая передача - 6,3;
    - задний ход - 2,0.
  • При работе на значительном диаметре шкива:
    - первая передача - 3,5;
    - вторая передача - 7,8;
    - задний ход - 2,5.
  • Диаметр - Фрез 310/колес 390-410 миллиметров.
  • Наибольшее тяговое усилие грузом-балластом общим весом 35 килограмм на ходовых колесах, и грузом пятнадцать килограмм на передней подвеске — 60-70 кГс.
    Подготовка мотокультиватора к работе

Перед началом работы мотоблока его необходимо расконсервировать, то есть снять протекционный кожух клиноременной передачи, убрать защитную смазку при помощи ветоши, проконтролировать натяжение и установить кожух.

Следующий этап подготовки состоит в заправке мотора и редуктора мотоблока Салют-5 маслом сквозь специальное наливное отверстие, что делается в соответствии с правилами эксплуатации двигателя. И затем можно приступать к сборке агрегата для последующего проведения работ.

Сборка мотоблока

Стойку руля необходимо установить вверху редуктора и зафиксировать посредством ручки стойки руля. Следует удостовериться в том, что нет сильных перегибов оболочек тросов. Далее на рулевую стойку монтируются рукоятки и фиксируются при помощи зажима и болта. Затянуть зажимную гайку необходимо весьма тщательно, чтобы во время полного поворота эксцентрикового рычага на он прочно закрепил рукоятки руля. Затем рукоятку следует завернуть руками, а после затянуть на 2,5 оборота. Удостоверьтесь, что под нагрузкой она не станет смещаться.

Планка сошника монтируется на опору и фиксируется болтом, гайкой и фиксатором. Опора закрепляется 2-мя шкворнями. Во время сборки фрез для мотоблока и их монтажа на вал редуктора важно учитывать такие моменты:

  • ножи монтируются на квадратные фланцы валов согласно инструкции. Монтаж ножей со стороны шайбы является недопустимым;
  • при монтаже фрез на вал редуктора, режущие элементы ножей должны проникать в почву в ходе перемещения агрегата вперед;
  • монтаж фрез осуществляется на вал редуктора на место колес. Они фиксируются на валу и втулках осями внутри фрез, которые для предупреждения падения застрахуются пружинными фиксаторами;
  • контролируется затяжка крепежных элементов, затягиваются ослабленные гайки. Чтобы при культивации грунт не попадал на элементы устройства, щитки рекомендуется установить на предельную ширину;
  • установленные на мотокультиваторе фрезы необходимо прокрутить рукой, следует удостовериться, что их ножи не контактируют с корпусом редуктора и балками аппарата.

Особенности регулировки и эксплуатации

Применяя культиватор Салют-5 на грунтах разных типов необходимо подбирать соответствующую частоту оборотов фрез, глубину и ширину зоны возделывания, а также позицию рычагов управления устройством. Если достичь необходимой глубины обработки невозможно, то следует провести регулировку заглубления сошниковой планки либо снять 1 пару фрез.

Для удобства эксплуатации культиватора его рукоятки можно отрегулировать по высоте. Для этого аппарат ставится в лежачее положение, при котором можно ослабить зажим, чтобы поднять либо опустить рукоятку на оптимальную высоту. Частоту оборотов фрез можно изменить посредством перестановки 4-ручьевого шкива на моторе.

Мотоблоки Салют-5 – универсальные многофункциональные малогабаритные агрегаты, призванные облегчить работу на садовых участках, в фермерских хозяйствах и в коммунальных службах. Работа на приусадебном участке требует выполнения множества задач различной сложности и прилагаемых усилий. Мотоблоки «Салют 5» созданы специально для механизации подобных процессов, принимая на себя большую часть работы.

Мотоблоки успешно используются как в домашнем хозяйстве, так и для профессиональных целей в течение длительного времени. В комплекте с разнообразным навесным оборудованием Салют-5 справляется со многими сельскохозяйственными и бытовыми заданиями:

  • Обработка почвы: боронование, вспашка и культивирование.
  • Кошение травы и сена, стрижка газонов.
  • Перевозка грузов.
  • Подача воды и полив.
  • Уборка территорий от снега и мусора.
  • Окучивание и выкапывание картофеля.

История мотоблоков Салют-5

Производство мотокультиваторов на заводе Салют началось в начале 1990-х на собственных мощностях предприятия в Москве. Современные конструкции стали собирать в 2002 году на заводе «Агат» (ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод»), сотрудничество продлилось до 2012 года.

За весь период производства модели подвергались многократным усовершенствованиям, постепенно компания дорабатывала конструкцию механизмов управления и рабочих органов. Как результат, новые модификации мотоблоков «Салют-5» развились от простой мобильной одноосной техники до уровня профессионального аграрного оборудования.

Технические характеристики

Тип мотоблока (ГОСТ 28523-90): Средний
Габаритные размеры: Длина: 135 или 151 см
Ширина: 60 или 62 см
Высота: 110 или 133,5 см
Вес сухой: в среднем 72 кг (от 62 до 81 кг)
Мощность: 3,5-6,5 л.с. (2,6-4,5 кВт)
Тяговое усилие: 60-70 кГс (до 100 кгс на грунтозацепах)
Расход топлива: 290-435 г/кВт*ч
Число передач: 2 (4) передачи переднего хода, 1 (2) — заднего
Максимальная скорость на пневматических колесах (второе значение при работе на большом диаметре шкива): Первая передача – 2,8 (3,5) км/ч
Вторая передача – 6,3 (7,8) км/ч
Задний ход – 2,0 (2,5) км/ч
Редуктор: Механический, шестеренчатый
Масло для коробки передач: ТМ-5-18 (ТАД-17И), МС-20
Вал BОM: Шкив отбора мощности (ШОМ) под клиноременную передачу
Ширина захвата фрез: 35, 60, 80 см
Диаметр фрез-культиваторов: 310 мм
Глубина вспашки: 10-25 см
Диаметр колес: 39-41 см
Дорожный просвет: 11-12 см
Рулевое устройство: Штанговое
Предельный угол наклона при работе: 15°

Двигатели

Одно из главных решений инженеров Салют заключается в использовании на раме отечественного производства не только отечественных, но и импортных двигателей зарубежных производителей (Briggs & Stratton, Honda, Subaru, Lifan и др.). Благодаря использованию импортных моторов значительно увеличивается долговечность и надежность мотоблока Салют-5, а также улучшается комфорт в процессе работы.

По отзывам владельцев мотоблока, самыми надежными двигателями являются американские и и .

Первые модели «Салют 5» комплектовались двигателями российского производства завода . Они значительно уступали иностранным моторам по техническим и эксплуатационным параметрам, поэтому в первой половине 2000-х от них полностью отказались.

Редуктор

Гордость мотоблоков Салют-5 – успевший стать легендарным редуктор, механизм которого полностью выполнен из шестерен. Это собственная разработка завода, которая изначально изготавливалась на главном предприятии в Москве, а затем на мощностях Омского моторостроительного объединения им. П. И. Баранова.

Редуктор выполнен в едином корпусе, все соединения на болтах.

По мнению «Салюта» и многих пользователей только полностью шестеренчатый редуктор является самым надежным, долговечным и не требующим обслуживания многие годы. Производители обращают внимание, что при производстве регулятора передач соблюдаются все технологические процессы обработки деталей, ведется авторский надзор и конструкторское сопровождение производства. Некоторые заводы пытались изготавливать копии данного редуктора, которые значительно уступали оригиналу – как по сроку службы, так и по техническим и эксплуатационным качествам.

Трансмиссия

На мотоблоках Салют-5 трансмиссия состоит из коробки передач (редуктора) и механизма сцепления. Через ремни клиноременной передачи и натяжного ролика производится привод от ведущего шкива к шкиву отбора мощности (ШОМ).

Ручка переключателя скоростей на Салют-5 расположена на корпусе мотоблока, но фирма разработала специальный комплект механизма переключения передач для переноса его на руль.

Завод выпустил специальный установочный комплект переключения передач, который позволяет перенести рычаг скоростей на руль как на МБ Салют-100.

Скорость движения мотоблока и вращения фрез можно регулировать 4-ручьевым ведущим шкивом: нужно его развернуть относительно ШОМ, отвернув крепежную гайку, установить ремни в ручьи большего диаметра и прикрутить гайку обратно.

Шкив редуктора состоит из 3 ручьев, средний – свободный для навесного оборудования, другие два – для ремней передачи.

Комплектация

В комплект мотоблока Салют-5 входят:

  • Длинные втулки 2 шт.
  • Роторные почвенные фрезы с деталями крепления – 2 двухсекционные (4 шт.) или с дополнительной парой (6 фрез) с прямыми ножами.
  • Планка сошника с креплениями.
  • Опорная скоба для навесных орудий.
  • Шкворень для присоединения к сцепному/опорному устройству всех видов навески.
  • Щиток (крылья).
  • Опционально (в зависимости от модификации):
    • Грузы на колеса 2 шт.
    • Груз на переднюю подвеску.
  • Клиновой ремень.
  • Комплект противошумных вкладышей.
  • Инструменты:
    • гаечные ключи 10х12 или 8х10, 12х13, 14х17,
    • отвертка,
    • ключ для свечи зажигания с воротком.
  • Руководства по эксплуатации мотоблока и двигателя.

Плюсы и минусы

Одним из достоинств является поворот рулевой колонки по горизонтали, что позволяет настроить мотоблок для управления сбоку (например, при выкапывании корнеплодов) или в обратном направлении.

Пример разворота руля для активного снегоуборщика

Владельцы Салют-5 из достоинств в первую очередь выделяют очень точный и качественный редуктор. Состоит из шестеренок (не червячный механизм) с отличным подгоном. Может работать даже по целине. В редукторе этого мотоблока ломаться практически нечему, поэтому для надежной и долговременной службы следует просто вовремя менять масло.

Два ремня на шкиве отбора мощности Салют-5 увеличивают мощность передаваемого крутящего момента, снижается проскальзывание ремней, а срок службы такой системы передачи увеличивается.

Вал редуктора имеет неиспользуемый шкив, который позволяет подключать к мотоблоку активное навесное оборудование: косилка, снегоуборщик, картофелекопалка, насос и т.п.

Одним из недостатков старых моделей Салют-5 с калужскими двигателями выделяют шумность. Высокий уровень шума отечественных моторов Кадви значительно уступает зарубежным, а самым «тихим» является японский двигатель Хонда.

Основным недочетом Салютов-5 считают отсутствие дифференциала – без него сложнее производить повороты и передвигаться с адаптером или прицепом. Но проблема решается установкой самодельной или покупной специальной ступицы или полуоси. Кроме того, данный нюанс достаточно компенсируется низким расположением центра тяжести, что увеличивает маневренность мотокультиватора.

Сборка мотоблока

Над редуктором мотоблока устанавливается рулевая стойка и закрепляется специальной ручкой. Следует избегать резких перегибов тросиков управления сцеплением и «газом».

На стойку Салют-5 устанавливается сам руль, прикручивается болтом и зажимом рукояток мотоблока. Гайка зажима затягивается до такой степени, чтобы при повороте на 180° эксцентриковый рычаг плотно зафиксировал рукоятки руля. На некоторых модификациях зажим идет без отдельной гайки, она встроена в зажимную рукоятку. В этом случае нужно закрутить этот рычаг с гайкой до упора и приспустить на пол-оборота. Рулевой блок должен надежно держаться и не смещаться при нагрузке.

Планка сошника ставится на опору, крепится болтом с гайкой и стопорится фиксатором. Конструкция устанавливается на опорную скобу для навесок и крепится в среднем отверстии. Скоба крепится в сцепке двумя шкворнями, которые стопорятся фиксаторами.

Сборка фрез

Обратите внимание, что правые и левые фрезы различаются расположением ножей относительно отверстий под фиксатор в валах ротора. Для надежности и правильности сверяйтесь со схемой в инструкции. Один комплект фрез состоит из 2 правых и 2 левых ножей. Резаки устанавливаются на валы фрез на квадратных фланцах.

Не ставьте ножи со стороны защитной шайбы!

  1. Первыми ставятся резаки с изгибом «наружу» от редуктора (правые), потом с изгибом «внутрь» (левые) – все крепятся болтами.
  2. Почвофрезы ставятся так, чтобы при движении мотоблока вперед режущие стороны ножей входили в землю.
  3. Фрезы монтируются на вал редуктора мотоблока вместо колес и крепятся осями с пружинными фиксаторами.
  4. Перед началом работы следует подтянуть гайки и проверить затяжку других деталей. Рекомендуется установить щитки-крылья на максимум, чтобы защитить мотоблок от попадания земли.
  5. Попробуйте вручную провернуть установленные фрезы: ножи не должны касаться МБ и его деталей.

Особенности регулировки и эксплуатации

В первую очередь следует придерживаться правил и рекомендаций, описанных в руководстве по эксплуатации мотокультиватора – это касается обкатки, сборки, обслуживания и ремонта, транспортировки и прочего. Владельцы мотоблоков Салют-5 дают следующие советы по техобслуживанию профилактике:

  1. Вовремя менять масло. Особенно следить за уровнем масла в двигателе – доливать чаще, если мотоблок работает много. Для редуктора использовать масло ТАД-17, альтернативные варианты смазки – ТАП, моторное погуще, М-8 или М10, дизельное.
  2. Обязательно силиконить силиконовые детали – где-то раз в год.
  3. Чаще менять фильтр на двигателе, особенно когда работаете в пыльном или грязном месте.


Мотоблок Салют-5 - это малогабаритный силовой агрегат с бензиновым двигателем мощностью от 2,6 до 5,5 кВт (3,5...7,5 л.с.), предназначенный для привода различных рабочих органов, используемых при обработке почвы, уходе за насаждениями, механизации ручного труда на приусадебных, садовых и огородных участках, в городском коммунальном хозяйстве и др.

Работы по обработке почвы, кошению трав, поливке и опрыскиванию насаждений, уборке улиц и тротуаров от мусора и снега, перевозка грузов и прочие работы осуществляются с помощью различных прицепных орудий: роторов с ножами специальной формы (фрезы), плуга, окучника, косилки, насоса, снегоуборщика, щетки, тележки, опрыскивателя и т.д., устанавливаемых на мотокультиваторе.

На мотоблоке Салют-5 применяются двигатели лучших отечественных и иностранных фирм, имеющие высокие технико-экономические показатели. Тип двигателя указан в паспорте для каждого конкретного мотоблока.

Мотоблок предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом. Применение мотоблока в качестве мотокультиватора наиболее эффективно при температуре воздуха +1°...+40°С. Не спешите сразу использовать мотокультиватор на полную мощность.

Помните, что первые 25 часов работы являются периодом приработки двигателя и механизмов трансмиссии. Поэтому один и тот же участок лучше обработать мотоблоком за несколько проходов, постепенно увеличивая глубину обработки.

Работа на мотоблоке Салют не требует специальной подготовки, однако, следует учесть, что при работе с каждым прицепным орудием необходимы определенные навыки. В процессе обработки почвы пространство между фрезами и корпусом редуктора может забиваться камнями, проволокой и другими предметами.

В этом случае во избежание повреждения клиновых ремней необходимо выключить двигатель и удалить застрявшие во фрезах предметы. Если в почве будут часто попадаться много мелких камней или корней, следует уменьшить частоту вращения ножей.

Для предотвращения выливания масла из редуктора, картера двигателя и топлива из топливного бака двигателя, мотоблок следует устанавливать на транспортное средство в нормальном рабочем положении.

Нормальный предельно допустимый для данных мотокультиваторов угол наклона при работе с максимальной нагрузкой и максимальной частотой вращения составляет 15°. Допускается лом наклона до 30°.

Технические характеристики мотоблока Салют-5

Ширина захвата при культивации (в зависимости от количества установленных фрез), мм - 350; 600; 800

Диаметр, мм - Фрез 310 / колес 390-410;

Дорожный просвет, мм - 110-120;

Масло, заливаемое в редуктор мотоблока - ТМ-5-18 (ТАД-17И);

Количество масла, заливаемого в редуктор, л - 1,1;

Максимальная скорость перемещения на ходовых колесах, км/ч

При работе на малом диаметре шкива выходного вала двигателя:

1-я передача - 2,8;
- 2-я передача - 6,3;
- Задний ход - 2,0;

При работе на большом диаметре шкива:

1-я передача - 3,5;
- 2-я передача - 7,8;
- Задний ход - 2,5.

Габаритные размеры в рабочем положении, не более, мм - 1510 x 620 x 1335;

Максимальное тяговое усилие с балластным грузом общей массой 35 кг на ходовых колесах, и грузом 15 кг на подвеске передней, кГс - 60-70;

Масса (без комплекта сменных частей), кг - 62-82;

Рис. 1-2. Устройство мотоблока Салют-5

Отбор мощности для привода навесных орудий мотокультиватора Салют-5 осуществляется, как правило, со среднего ручья ведомого шкива 3 рис.5. Для привода стационарных навесных орудий (деревообрабатывающие станки, кормоизмельчители и т.д.) можно использовать вал, расположенный справа на редукторе мотоблока.

На вал крепится шкив (продаётся отдельно) с защитным кожухом, а клиновой ремень для привода навесных орудий прилагается в их комплектах сменных частей.

Заправку маслом картера двигателя производите согласно указаниям "Руководства по эксплуатации двигателя". Заправку маслом редуктора мотоблока производите через маслоналивное отверстие редуктора. В редуктор должно быть залито 1,1л масла ТМ-5-18 (ТАД-17И).

Сборка мотоблока Салют-5 для культивации почвы

Установите стойку руля 8 (рис.1) на верхнюю часть редуктора мотоблока и ручкой стойки руля 6 закрепите стойку на редукторе. Убедитесь в отсутствии резких перегибов оболочек тросов управления сцеплением и дроссельной заслонкой двигателя.

Установите рукоятки 10 на стойку руля, закрепите их болтом 5 (рис.9) и зажимом рукояток мотоблока 3 (рис.9). Затяните гайку зажима 3 таким образом, чтобы рычаг эксцентриковый 4 при повороте на 180° надежно зафиксировал рукоятки руля.

На мотоблок Салют-5Л 6,5 установите рукоятки 10 (рис.1) на стойку руля, закрепите их болтом 5 (рис.9а) и специальным болтом 3. Заверните рукоятку с зажимной гайкой 4 вручную до упора, а затем затяните на 2 с половиной оборота. Рукоятка управления мотоблока под нагрузкой не должна смещаться.

Установите планку сошника 13 рис. 1 на опору 12 и закрепите болтом 14, гайкой 15 и зафиксируйте фиксатором 16. Опору закрепите двумя шкворнями 11 и за фиксируйте фиксаторами 17.

При сборке фрез и установке их на вал редуктора обратите внимание на следующее: фрезы мотоблока в левом и правом положениях, отличаются зеркальным расположением ножей, относительно отверстий под фиксатор в валах фрез.

Схема расположения ножей для исполнений приведена на рис. 7. Каждое исполнение комплектуется двумя левыми и двумя правыми ножами поз 4; 5. Ножи устанавливаются на квадратные фланцы валов строго в соответствии со схемой.

Установка ножей со стороны защитной (круглой) шайбы не допускается. В начале устанавливаются ножи, имеющие изгиб в сторону от защитной шайбы (ножи 5), а затем ножи 4 (изгиб в сторону к шайбе). Ножи крепятся на фланце болтами.

Фрезы следует устанавливать на вал редуктора таким образом, чтобы режущие кромки ножей входили в землю при движении мотоблока Салют-5 вперед.

Фрезы устанавливаются на вал редуктора вместо колес и закрепляются на валу и втулках внутренних фрез осями 5 (рис.6). Оси фиксируются от выпадения пружинными фиксаторами.

Проверьте затяжку крепежных деталей, ослабленные гайки затяните. Во избежание попадания земли на детали мотоблока при культивации почвы, желательно щитки 10 (рис.2) установить на максимальную ширину. Рукой проверните фрезы, установленные на мотоблоке, ножи фрез не должны касаться корпуса редуктора и балки мотоблока.

Передвижение мотоблока к месту работы может осуществляться как на колесах, так и на фрезах, если расстояние до обрабатываемого участка не более 200 метров. Передвижение агрегата на большее расстояние рекомендуется производить на колесах, а установку фрез производить на краю
обрабатываемого участка.

Передвижение мотокультиватора может осуществляться с включенным или выключенным двигателем. При выключенном двигателе рычаг переключения передач должен быть в положении нейтраль (рис.6). Перед началом движения рукоятку-опору 2 (рис.1) перевести в горизонтальное положение.

Эксплуатация мотоблока Салют-5

Запуск двигателя на мотокультиваторе

Выполните подготовительные работы по запуску двигателя. При запуске мотоблока рычаг сцепления 5 (рис.3а) на правой рукоятке находится в положении "Выключено" (рычаг отжат).

Рычаг управления дроссельной заслонкой 2 на левой рукоятке, установите в положение "Start". Рычаг воздушной заслонки карбюратора (находящийся на двигателе) установке в положение "Перекрыть".

Убедитесь, что рычаг переключения передач 7 (рис. 1) в нейтральном положении ("Н" на этикетке положений рычага переключения передач). Произведите пуск двигателя.

Мотоблок выпускается с тремя вариантами рычага управления дроссельной заслонкой (рис.3а, 3б и 3в) в зависимости от типа применяемого двигателя.

Обработка почвы

Рис. 3 - Органы управления мотоблоком Салют-5

1 - Рукоятка, 2 - Рычаг управления дроссельной заслонкой, 3 - Винт регулирования легкости вращения, 4 - Рукоятка управления мотоблоком, 5 - Рычаг сцепления, 6 - Стопор рычага сцепления, 7 - Кнопка "Стоп".

Оставляя рычаг сцепления 5 (рис. 3) в положении "Выключено", переместите рычаг управления передач (рис. 6) в положение I (1-я скорость), переместите рычаг управления дроссельной заслонкой двигателя 1 (рис. 2) на левой рукоятке мотоблока по часовой стрелке (на увеличение частоты вращения двигателя). Плавно переместите рычаг сцепления 5 (рис. 3) из положения "Выключено" в положение "Включено". Фрезы начнут вращаться.

Глубина обработки почвы зависит от положения планки сошника 13 (рис. 1): чем глубже планка сошника входит в землю, тем больше глубина обработки. Ширина обработки зависит от количества установленных фрез (двух, четырех или шести).

Если происходит увеличение частоты вращения фрез с одновременным уменьшением глубины обработки, нажатием на рукоятки заглубите планку сошника. Если мотоблок не движется вперед, а фрезы "зарываются" в землю, слегка приподнимите мотоблок за рукоятки.

На твердых почвах и целинных участках обработку производите в несколько приемов, каждый раз увеличивая глубину обработки заглублением планки сошника. Этим достигается хорошее дробление комков почвы и обеспечивается наиболее равномерная ее структура.

При обработке рыхлой почвы следите, чтобы фрезы не углублялись полностью в почву, вызывая перегрузку двигателя. Легкие почвы допускается обрабатывать на II скорости.

Во избежание затаптывания обработанной почвы на мотоблоке Салют-5 предусмотрена возможность поворота рукояток управления мотоблока 10 (рис.1) на некоторый угол.

Это позволяет оператору находиться сбоку от агрегата. Для поворота рукояток управления мотокультиватором необходимо отвернуть на несколько оборотов зажим 6 рукояток, повернуть на нужный угол рукоятки и завернуть зажим до упора.

По окончании работы мотоблока выключите сцепление, уменьшите частоту вращения двигателя, переведите рычаг переключения передач в положение Н (нейтраль), переведите двигатель на режим "Холостой ход", проработайте на холостом ходу 2...3 мин и остановите двигатель, нажав на кнопку "Stop", находящуюся на левой рукоятке.

Закройте топливный краник 3 (рис.2) на топливном бачке двигателя. Если в исполнении мотоблока кнопка "Stop" отсутствует, то необходимо довести рычаг управления дроссельной заслонкой 2 до положения "Stop" (рис.3в).

Регулировка мотоблока Салют-5

Работы по регулировке мотоблока Салют-5:

При работе на различных почвах требуется выбирать различную частоту вращения фрез, глубину и ширину участка обработки почвы, положение ручек управления мотоблоком.

Если требуемая глубина обработки не достигается, то произведите регулировку заглубления планки сошника или снимите одну пару фрез.

Высота рукояток управления мотокультиватором Салют-5 устанавливается следующим образом: установите агрегат в горизонтальное положение, ослабьте зажим 9 (рис. 1), поднимите или опустите рукоятки на требуемую высоту и затяните зажим.

Изменение частоты вращения фрез может осуществляться и за счет перестановки четырехручьевого шкива на двигателе.

Снимите кожух 5 (рис.5) клиноременной передачи, отвернув гайки крепления кожуха.

Отверните болт крепления шкива (или снимите пружинное кольцо).

Снимите шкив с вала двигателя и, перевернув его на 180°, установите на вал, установив ремни в ручьи большего диаметра.

Отрегулируйте натяжение ремней.

Приработка мотоблока Салют-5 - Первые 25 часов работы являются периодом приработки. В этот период не допускается работа мотоблока на больших мощностях и его перегрузка. Обработку почвы производите за 2-3 приема на глубину до 10 см за один проход.

Рычаг дроссельной заслонки в этот период используйте не более чем на 3/4 его хода. Не допускайте в течение продолжительного времени (более 10 мин.) работу мотоблока в режиме холостого хода.

Рис. 4 - Регулировка клиноременной передачи мотоблока Салют-5

1 - Болт крепления двигателя к балке, 2 - Балка мотоблока, 3 - Двигатель, 4 - Натяжной ролик, 5 - Регулировочный винт троса сцепления.

Рис. 5 - Схема перестановки ведущего шкива

1 - Ведущий шкив, 2 - Болт крепления, 3 - Ведомый шкив, 4 - Болт крепления ведомого шкива на редукторе мотоблока, 5 - Кожух клиноременной передачи.

Рис. 6 - Схема установки роторов (фрез)

1 - Вал ротора (короткий), 2 - Вал ротора (длинный), 3 - Нож фрезы, 4 - Болт и гайка креплений ножа, 5 - Ось, 6 - Пробка маслоналивного отверстия, 7 - Пробка сливного отверстия, 8 - Редуктор мотоблока.

Рис. 7 - Схема сборки роторов (фрез) мотоблока Салют-5

1 - Короткая ось ротора, 2 - Длинная ось ротора, 3 - Нож правый, 4 - Болт, гайка и шайба крепления ножей, 5 - Палец с фиксатором, 6 - Нож левый.

Рис.9 - Регулировка руля

1 - Стойка руля, 2 - Рукоятка управления мотоблоком, 3 - Зажим рукояток мотоблока, 4 - Рычаг эксцентриковый, 5 - Болт М 10, 6 - Опорное кольцо.

1 - Стойка, 2 - Рукоятка управления мотоблоком, 3 - Болт специальный, 4 - Рукоятка с зажимной гайкой, 5 - Болт М10, 6 - Амортизатор.

________________________________________________________________________