Расшифровка моторного масла 5w30. Маркировка моторных масел. Разновидности смазочных материалов в зависимости от вида двигателя

Каждый автовладелец должен уметь расшифровать маркировку моторного масла, нанесённую на упаковку продукта, ведь залогом долговечной и стабильной работы двигателя является применение качественного которого соответствуют всем требованиям завода-производителя. Такие серьезные требования предъявляются ими из-за того, что маслам приходится работать в широком температурном диапазоне и под большим давлением.

Из этой статьи вы узнает:

Маркировка моторного масла содержит всю необходимую информацию для правильного выбора, просто её нужно уметь расшифровать

Чтобы упорядочить и упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя по требуемым характеристикам и возложенным на него задачам, разработан ряд международных стандартов. Мировые производители масел используют такие общепризнанные классификации:

  • ACEA;
  • ILSAC;
  • ГОСТ.

Каждый из видов маркировки масел имеет свою историю и долю на рынке, расшифровка значения которой, позволяет ориентироваться в выборе необходимой смазывающей жидкости.В основном у нас используется три вида классификации – это API и ACEA, а также, естественно, ГОСТ.

Выделяют 2 основных класса моторных масел, в зависимости от типа двигателя: бензиновый или дизельный, хотя также существует и универсальное масло. Данные по назначению всегда указываются на этикетке. Любое масло для двигателя состоит из базового состава (), являющегося его основой, и определённых присадок. Основа смазывающей жидкости представляет собой масляные фракции, которые получают при переработке нефти или искусственно. Поэтому по химическому составу разделяются на:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические.

На канистре, наряду с другой маркировкой, всегда указывается и хим. состав.

Что может быть на этикетке канистры с маслом:
  1. Класс вязкости SAE .
  2. Спецификации API и ACEA .
  3. Допуски автопроизводителей.
  4. Штрих-код.
  5. Номер партии и дата производства.
  6. Псевдомаркировка (не является общепризнанной стандартной маркировкой, а применяется как маркетинговый ход, например fully syntetic, HC, с добавлением умных молекул и т.п.).
  7. Специальные категории моторных масел.

Чтобы помочь купить именно то , которое будет подходить двигателю вашего авто лучше всего, мы расшифруем наиболее важную маркировку моторного масла.

Маркировка моторных масел по SAE

Важнейшая характеристика, которая указана в маркировке на канистре – коэффициент вязкости по классификации SAE – это международный стандарт, регламентирующей при плюсовых и минусовых температурах (граничное значение).

В соответствии со стандартом SAE масла обозначаются в формате ХW-Y, где X и Y - это некие числа. Первое число - это условное обозначение минимальной температуры, при которой масло нормально прокачивается через каналы, а двигатель без затруднений прокручивается. Буква W означает английской слово Winter - зима.

Второе число условно означает минимальное и максимальное значение границы высокотемпературной вязкости масла при его нагреве до рабочей температуры (+100…+150°С). Чем значение числа выше, тем оно более густое при нагреве, и наоборот.

Поэтому масла обязательно делятся на три вида в зависимости от величины вязкости:

  • зимние масла , они более текучие и обеспечивают беспроблемный запуск двигателя в холодное время года. В обозначении показателя SAE такого масла будет присутствовать буква «W» (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.). Чтобы понять граничное значение нужно отнять число 35. В жаркое время такое масло не способно обеспечивать смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе из-за того, что при высокой температуре его текучесть чрезмерна;
  • летние масла применяются когда среднесуточная температура не ниже 0°C, поскольку его кинематическая вязкость достаточно высокая, чтобы в жаркое время текучесть не превышала нужного значения для хорошего смазывания деталей двигателя. При минусовых температурах запуск двигателя с такой большой вязкостью невозможен. Обозначаются летние марки масел числовым значением без букв (например: 20, 30, 40, и далее; чем больше число, тем выше вязкость). Густота состава измеряется в сантистоксах при 100 градусах (например, значение 20 говорит о граничной густоте в 8-9 сантистокс при температуре двигателя 100 °С);
  • всесезонные масла наиболее популярны, поскольку они способны работать как при минусовых, так и плюсовых температурах, граничное значение которых указывается в расшифровке показателя SAE. Такое масло имеет двойное обозначение (пример: SAE 15W-40).

При выборе вязкости масла (из допущенных к применению в двигателе вашего авто) нужно руководствоваться таким правилом: чем больше пробег/старше мотор – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла.

Вязкостные характеристики, являются самым первыми и важными элементом классификации и маркировки моторных масел, но не единственным - выбирать масло сугубо по вязкости не правильно . Всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.

Каждое масло кроме вязкости обладает различным набором эксплуатационных свойств (моющие, антиокислительные свойства, противоизносные, склонность к возникновению различных отложений, коррозионная активность и другие). Они позволяют определить возможную область их применения.

В классификации по API главными показателями являются: тип двигателя, режим работы мотора, эксплуатационные свойства масла, условия применения и год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория «S» – показывает предназначенные для бензиновых двигателей;
  • Категория «C» – говорит о предназначении для дизельного автотранспорта.

Как расшифровать маркировку API?

Как уже выяснили, обозначение API может начинаться с буквы S или C, которая будет говорить о типе двигателя в который можно заливать, и еще одной буквы обозначения класса масла, показывающей уровень эксплуатационных свойств.

Согласно этой классификации, расшифровка маркировки моторных масел проводится следующим образом:

  • аббревиатурой EC , которая находится сразу после API, обозначают энергосберегающие масла ;
  • римские цифры после этой аббревиатуры говорят об уровне экономии топлива ;
  • буква S (Service) обозначает применения масла для бензиновых двигателей ;
  • буквой C (Commercial) обозначаются ;
  • после одной из этих букв следует уровень эксплуатационных свойств, указываемый буквами от A (самый низкий уровень) до N и далее (чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла);
  • универсальное масло имеет буквы обеих категорий через косую линию (например: API SL/CF);
  • маркировку API для дизельных разделяют на двухтактные (цифра 2 в конце) и 4-тактных (цифра 4).

Те моторные масла , которые прошли испытание API/SAE и соответствуют требованиям действующих категорий качества, обозначаются на этикетках круглым графическим знаком . Вверху имеется надпись - «API» (API Service), в середине степень вязкости по SAE, а так же возможная степень энергосбережения.

При использовании масла по «своей» спецификации снижается износ и риск поломки двигателя, уменьшается «угар» масла, потребление топлива, уменьшается шум, улучшаются ходовые характеристики двигателя (особенно при низких температурах), а также увеличивается срок службы катализатора и системы очистки выхлопа.

Классификации ACEA, ГОСТ, ILSAC и как расшифровать обозначение

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей. В ней указаны эксплуатационные свойства, назначения и категория моторного масла. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.

Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на 3 категории и 12 классов:

  • A/B бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • C бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • E дизельные двигатели грузовых авто (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (когда были обновления технических требований). Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

  • классы по кинематической вязкости;
  • группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости масла делятся на такие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Во всех перечисленных классах, чем больше числовое значение, тем больше вязкость.

По области применения все моторные масла делятся на 6 групп – обозначаются от буквы «A» до «E».

Индексом “1” обозначаются масла предназначенные для бензиновых двигателей, индексом “2” – для дизельных, а масла без индекса указывают на его универсальность.

Классификация моторных масел по ILSAC

ILSAC – совместное изобретение Японии и Америки, международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, разница только в том, что масла соответствующие классификации по ILSAC – энергосберегающие и всесезонные. Данная классификация лучше всего подходит для японских авто .

Соответствие категорий ILSAC относительно API:
  • GF-1 (устарела) - требования по качеству масла аналогичны категории API SH ; по вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50,60.
  • GF-2 - соответствует требованию по качеству масла API SJ , а по вязкости SAE 0W-20, 5W-20.
  • GF-3 - является аналогом категории API SL и введен в действие с 2001 года.
  • ILSAC GF-4 и GF-5 - соответственно аналоги SM и SN .

Кроме этого, в рамках стандарта ISLAC для японских автомобилей с турбированными дизельными моторами , отдельно используется класс JASO DX-1 . Данная маркировка автомобильных масел предусматривает двигатели современных автомобилей с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел и присадок и изготовителями автомобилей. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Некоторые основные производители двигателей разработали свою собственную систему классификации моторных масел, так называемые допуски , которая дополняет систему классификации ACEA , со своими собственными испытательными двигателями и испытаниями в полевых условиях. Такие производители двигателей как: VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat, преимущественно пользуются собственными одобрениями при выборе масла для заливки в двигатель. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номера наносятся на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Рассмотрим и расшифруем самые популярные и часто используемые допуски присутствующие в обозначениях на канистрах с моторными маслами.

Допуски концерна VAG для легковых автомобилей

VW 500.00 - энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), VW 501.01 - всесезонное, предназначенное для применения в обычных бензиновых двигателях, произведенных до 2000 года, а VW 502.00 - для турбированных.

Допуск VW 503.00 предусматривает, что данное масло для бензиновых двигателей с вязкостью SAE 0W-30 и с увлеченным интервалом замены (до 30 тыс. км), а если выхлопная система с трехкомпонентным нейтрализатором, то в двигатель такого авто заливают масло с допуском VW 504.00.

Для автомобилей Фольксваген, Ауди и Шкода с дизельными двигателями, предусмотрена группа масел с допусками VW 505.00 для моторов TDI , выпускавшихся до 2000 года; VW 505.01 рекомендовано для двигателей PDE с насос-форсункой.

Энергосберегающее моторное масло классом вязкости 0W-30 с допуском VW 506.00 имеет увеличенный интервал замены (для моторов V6 TDI до 30 тыс. км, 4-х цилиндровых TDI до 50 тыс.). Рекомендовано к применению для дизельных двигателей нового поколения (после 2002 года выпуска). Для турбированых моторов и насос-форсункой PD-TDI рекомендуется заливать масло с допуском VW 506.01 имеющее такой же продленный интервал замены.

Допуски для легковых автомобилей Mercedes

Автоконцерн Mercedes-Benz так же имеет свои допуски. К примеру, моторное масло с обозначением MB 229.1 предназначается для дизельных и бензиновых двигателей Мерседес выпущенных с 1997 года. Допуск MB 229.31 введен в действия попозже и соответствует спецификации SAE 0W-, SAE 5W- с дополнительными требованиями, которые ограничивают содержание серы и фосфора. MB 229.5 – это энергосберегающее масло с продленным сроком службы, как для дизельных, так и бензиновых моторов.

Допуски моторного масла BMW

BMW Longlife-98 такой допуск имеют автомасла предназначенные для заливки в двигатель машин выпускаемых с 1998 года. Предусмотрен увеличенный сервисный интервал замены. Соответствует базовым требованиям ACEA A3/B3. Для двигателей выпущенных в конце 2001 г. рекомендуется применение масла с допуском BMW Longlife-01 . Спецификация BMW Longlife-01 FE предусматривает применение автомасла при эксплуатации в тяжелых условиях. BMW Longlife-04 допущен к применению в современных моторах БМВ.

Допуски моторных масел для Renault

Допуск Renault RN0700 был введен в 2007 г. и соответствует основным требованиям: ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 выполняет требования по ACEA A3/B4, а Renault RN 0720 по ACEA C3 плюс дополнительные Renault. Допуск RN0720 разработан для использования в дизельных двигателях последнего поколения с сажевыми фильтрами.

Допуск для автомобилей Ford

Моторное масло SAE 5W-30, имеющее допуск Ford WSS-M2C913-A , предназначается для первичной и сервисной замены. Данное масло отвечает классификации по ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и дополнительным требованиям Ford.

Масло с допуском Ford M2C913-B предназначается для первичной заливки или сервисной замены в бензиновых и дизельных двигателях. Также соответствует всем требованиям ILSAC GF-2 и GF-3, ACEA A1-98 и B1-98.

Допуск Ford WSS-M2C913-D был введен в 2012 году, масла с таким допуском рекомендованы для всех дизельных двигателей Ford за исключением моделей Ford Ka TDCi, выпущенных до 2009 года и двигателей, выпущенных между 2000 и 2006 годами. Предусматривает возможность увеличенного интервал замены и заправку био-дизельным или высокосернистым топливом.

Масло имеющее допуск Ford WSS-M2C934-A предусматривает увеличение интервала замены и предназначается для заливки в автомобили с дизельным двигателем и сажевым фильтром (DPF).Масло, соответствующее спецификации Ford WSS-M2C948-B , основано на классе ACEA C2 (для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором). Данный допуск требует масла с вязкостью 5W-20 и пониженным сажеобразованием.

При выборе масла нужно помнить несколько основных моментов – это правильный выбор необходимого химического состава (минералка, синтетика, полусинтетика), параметр классификации по вязкости, и знать необходимые требования относительно набора присадок (определяется в классификациях API и АСЕА). Также на этикетке должна содержаться информация, для каких марок машин подходит данный продукт. Не менее важно обращать внимание на дополнительные обозначения моторного масла. Например, маркировка Long Life свидетельствует о том, что масло подходит для машин с увеличенным сервисным интервалом замены. Также среди особенностей некоторых составов можно выделить совместимость с двигателями, имеющими турбонаддув, интеркулер, охлаждение газов рециркуляции, управление фазами ГРМ и высотой подъема клапанов.

Действие смазочных материалов направлено на обеспечение нормальной работы двигателя с полностью герметичными цилиндрами и в условиях высокого трения. Грамотно подобранное моторное масло поддерживает исправное функционирование силового агрегата и увеличивает эксплуатационный срок его комплектующих.

Виды масел

Смазочные материалы на автомобильном рынке представлены тремя категориями:

  • Для бензиновых двигателей.
  • Для дизельных моторов.
  • Универсальные. Предназначены как для дизельных, так и для бензиновых ДВС.

Масла, в зависимости от сезона применения, делятся на три вида:

  • Летние.
  • Зимние - 5W и 10W.
  • Всесезонные - 0W30 и 5W30.

Эффективность моторного масла зависит от физических свойств, одним из которых является вязкость. Она обеспечивает способность смазочного материала оставаться на поверхности деталей и сохранять свою текучесть. Параметр влияет на защиту двигателя от преждевременного износа и трения во время эксплуатации автомобиля. При несоответствии заявленной вязкости рекомендованной производителем может понизиться рабочий ресурс мотора.

Высокотемпературная вязкость является не менее важным параметром, несоблюдение которого может привести к необходимости проведения раннего капитального ремонта ввиду работы двигателя на высоких оборотах, выходящих за пределы допустимых норм.

При выборе смазочного материала учитывается показатель вязкости - он должен соответствовать рекомендованным производителем параметрам. Использование моторного масла, отличного от необходимых требований, может стать причиной выхода двигателя из строя и его дорогостоящего ремонта.

Как выбрать моторное масло

При подборе смазочной жидкости для автомобиля учитывают несколько критериев:

  • Вязкостный показатель. Он определяет возможность запуска двигателя при отрицательных температурах окружающей среды. Чем меньше данный параметр, тем проще завести мотор. Профилактика механических и химических повреждений, степень равномерного покрытия деталей двигателя смазочным материалом также зависят от его вязкости.
  • Температурный режим. От него зависит эффективность выбранного моторного масла при эксплуатации в холодное время года и температурный диапазон, в котором обеспечивается безопасная эксплуатация машины, вне зависимости от степени нагрева двигателя.

Американское инженерное сообщество SAE приняло вышеупомянутую классификацию горюче-смазочных материалов. Масла, соответствующие данной классификации, маркируются аббревиатурой SAE.

Моторные масла 5W30

Наиболее востребованы синтетические смазочные материалы с маркировкой 5W30. Расшифровка по SAE будет дана ниже. Продукция данной группы соответствует предъявляемым требованиям и стандартам эксплуатации автомобиля в городской черте и на загородных трассах.

Особенности масел 5W30

Для городского режима эксплуатации автомобиля характерны:

  • Длительная работа двигателя на холостом ходу.
  • Нахождение в пробках.
  • Регулярные поездки на короткие расстояния.
  • Большое количество пыли в воздухе.

Перечисленные факторы отрицательно сказываются на рабочем ресурсе двигателя. Залогом длительного функционирования и сохранения технически исправного состояния мотора является знание маркировки и расшифровки масла 5W30.

Уникальная формула синтетических смазочных материалов основана на базовом масле и пакете присадок, придающем готовой жидкости следующие характеристики:

  • Защита двигателя от преждевременно износа и трения.
  • Устойчивость к окислительным процессам при эксплуатации в условиях высокой влажности.

Пакеты присадок

Используемые присадки указываются в наименовании продукта и влияют на его расшифровку. Моторные масла 5W30 разрабатываются под конкретный тип двигателя и обеспечивают его защиту благодаря набору присадок. Используемые вещества и их свойства должны соответствовать стандартам качества, предъявляемым к смазочным жидкостям.

Свойства моторных масел зависят от температуры нагрева двигателя и интенсивности его работы. Согласно расшифровке, полусинтетика 5W30 может нагреваться до 150 градусов.

Выбор масел 5W30

Производитель автомобилей указывает технические характеристики, на которые опираются при выборе моторного масла. Допуск к смазочным материалам выдается по типу двигателя, а не марки и модели транспортного средства. По этой причине выбранное моторное масло должно соответствовать требованиям, предъявляемым автоконцерном.

Выбор синтетики 5W30 по расшифровке зависит от характеристик двигателя, возраста автомобиля и особенностей условий эксплуатации. Для машин старше 5-7 лет лучше подходит минеральное моторное масло, поскольку его использование позволяет сократить расход смазочного материала и увеличить рабочий ресурс силового агрегата.

Замена моторного масла

Условия эксплуатации, состояние двигателя и пробег автомобиля влияют на частоту замены смазочного материала. Оптимальный вариант - 10 тысяч километров пробега. Срок замены увеличивается в полтора-два раза при использовании двух видов топлива и сокращается при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях. Количество моторного масла в двигателе проверяется каждые две недели при помощи специального щупа.

Стандарты расшифровки 5W30 и 5W40

Все моторные масла класса 5W30 и 5W40 соответствуют экологическим нормам и стандартам SAE, API и ACEA и имеют допуски к использованию на бензиновых и дизельных двигателях автомобилей марок BMW, Man, Volvo, Renault. Смазочные материалы проходят лабораторные испытания и контроль на каждом этапе производства. Заявленные по расшифровке 5W30 характеристики должны соответствовать требованиям, указанным автопроизводителем.

Достоинства синтетики 5W30

Для синтетических моторных масел серии 5W30 характерны следующие преимущества:

  • Защита комплектующих двигателя от химического и механического воздействия.
  • Создают на поверхности деталей сверхпрочную масляную пленку.
  • Обладают антикоррозионными и антиокислительными свойствами.
  • Предохранение двигателя от износа и повышенного трения.
  • Увеличивают срок замены моторного масла.
  • Возможность использования в разных видах двигателей.

Синтетическое моторное масло, согласно расшифровке 5W30, может использоваться круглый год, сохраняя эксплуатационные свойства и избавляя от необходимости сезонной смены.

Расшифровка масел серии 5W30

Маркировка смазочных составов категории 5W30 осуществляется по стандартам SAE. Расшифровка 5W30 позволяет определить температурный режим работы масла, свойства и прочие нюансы эксплуатации:

  • Минимальная температура, при которой сохраняются неизменными характеристики масла, указана первой цифрой маркировки. В расшифровке 5W30 цифра "5" означает, что смазку можно использовать при температуре не ниже -30 градусов. За ней также может скрываться скорость прохождения смазки по основным каналам системы и затраты энергии.
  • Время года, в которое желательно эксплуатировать масло, указано буквой. Смазки с индексом W предназначены для зимнего использования.
  • Максимальная температура, при которой масло сохраняет свои характеристики, отмечена последним числом: 30 означает, что эксплуатация смазочной жидкости возможна при температуре воздуха не более +30 градусов. В маркировке W40 цифра означает, что масло летом можно использовать при температуре окружающей среды до +40 градусов.

Синтетическое масло для дизельных двигателей

Для автомобилей, оснащенных дизельными двигателями с двойной системой очистки выхлопных газов, было разработано малозольное моторное масло серии 5W30. Изготавливается оно по принятым стандартам экологичности. Может использоваться в автомобилях с сажевыми фильтрами, катализаторами и турбонаддувом.

В состав моторных масел 5W30 для дизельных двигателей входят присадки, разработанные по инновационным технологиям. Их действие направлено на понижение количества выбрасываемых веществ и повышение защитных функций. Содержание хлорных, фосфорных и серных связей в синтетических присадках понижено.

Свойства моторных масел 5W30 позволяют заливать их в дизельные двигатели, оснащенные турбинами и сажевыми фильтрами:

  • Сохранение чистоты деталей мотора.
  • Обеспечение быстрого доступа масла к работающим элементам.
  • Стабилизация рабочего давления вне зависимости от степени нагрузки на двигатель.
  • Понижение расхода топлива.
  • Снижение количества отработанных газов.

Моторные масла 5W30 для дизельных двигателей обеспечивают длительный срок эксплуатации газовых нейтрализаторов и сохраняют характеристики мотора. Автоконцерны допускают применение подобного синтетического масла, что позволяет сохранить возможность льготного прохождения технического обслуживания во время гарантийного срока.

Современные моторные масла серии 5W30 значительно понижают расход топлива и считаются универсальными смазками, имеющими допуск к использованию в двигателях автомобилей отечественного и иностранного производства. Материалы соответствуют принятым стандартам и нормативам. Автоконцерны рекомендуют к использованию многие моторные масла категории 5W30, в том числе и для дизельных силовых агрегатов. При выборе смазочного материала желательно обращать внимание на расшифровку маркировки, в которой указаны условия его эксплуатации.

Большое количество продуктов и разнообразие на рынке ГСМ в последнее время является основной причиной того, что подбор моторного масла предполагает определенные сложности. Автолюбители постоянно акцентируют внимание не только на качестве, но и на вопросах сезонности, смешивания, совместимости и взаимозаменяемости масел различных брендов.

Также хорошо известно, что показатель вязкости смазки является одним из ключевых параметров наравне с базовой основой, использованной при изготовлении смазочного материала (). Другими словами, от основы и пакета присадок будет зависеть качество и цена продукта.

Что касается вязкости, данный параметр определяет как общую возможность использования смазочного материала в конкретном двигателе с учетом рекомендаций самого производителя силового агрегата, так и целесообразность эксплуатации ДВС на продукте с той или иной вязкостью.

В этой статье мы намерены поговорить о популярных маслах 5w30 и 5w40, в чем разница этих продуктов, каковы характеристики масел 5w30 и 5w40, можно ли заливать масло 5w40 вместо 5w30, а также какое масло лучше, 5w30 или 5w40 зимой и летом.

Читайте в этой статье

Вязкость и сезонность моторного масла

Начнем с того, что многие водители слышали и некоторые сталкивались с ситуацией, когда зимой двигатель не удается завести по причине того, что смазка сильно загустела в картере. Это значит, что при заряженной и полностью исправном стартере все равно не удается провернуть коленвал с нужной частотой, которая необходима для запуска .

Получается, в этом случае материал имеет слишком высокую вязкость и не подходит для эксплуатации в зимних условиях. Другими словами, не была учтена так называемая сезонность ГСМ для мотора. Это не удивительно, так как сегодня нет четкого деления на летние и зимние продукты.

Вся современная классификация масел сводится к тому, что водитель может выбрать продукт из каталогов всесезонного моторного масла. Такие смазочные материалы имеют различную вязкость, допуски, базовую основу и пакеты присадок. Более того, в последнее время все активнее практикуется использование , которое можно равноценно заливать как в бензиновые, так и в дизельные двигатели.

Итак, вернемся к условной классификации по сезону:

  1. Не вдаваясь в подробности, так называемая летняя смазка имеет высокий показатель (индекс) вязкости, что позволяет материалу нормально работать в двигателе тогда, когда наружная температура не понижается ниже ноля. При этом более вязкий продукт формирует «толстую» защитную пленку на деталях, надежно защищая поверхности от износа.
  2. Зимний смазочный материал имеет низкую вязкость, такая смазка позволяет без особых затруднений завести двигатель в сильные морозы. Однако более «жидкая» маловязкая субстанция после прогрева ДВС образует тонкую защитную пленку, уступая по качеству защиты двигателя летним аналогам.
  3. Всесезонное масло для двигателя, в отличие от зимнего и летнего, не предполагает сезонной замены, то есть его не нужно менять по сезону и можно эксплуатировать круглогодично. С учетом того, что практически все современные продукты являются всесезонными, такие изделия представляют собой оптимальный баланс, сочетая необходимые свойства для лета и оновременно подходят для зимней эксплуатации

В целях разделения смазочных материалов с учетом зависимости показателя вязкости от температуры существует особая классификация по SAE (спецификация, которая была разработана институтом Society of Automobile Engineers). Классификатор по SAE определяет, что летние продукты имеют показатель от 20 до 60. Зимние смазочные материалы получили отметку от 0W или 5W до 25W.

Объединение этих двух показателей отдельно указано на всесезонном масле и хорошо знакомо автолюбителям (например, масло 0W20, 5W30, 10W40 и т.д). Теперь давайте разберемся, какая вязкость популярного масла 5w30 и 5w40, а также что конкретно будет означать расшифровка масла 5w30 и 5w40. Добавим, что тема выбора масла 5w30 или 5w40 для предполагает одинаковые ответы на поставленные в данной статье вопросы.

Чем отличается моторное масло 5w30 от 5w40

Для того чтобы точно определить вязкость всесезонной смазки в зимний и летний период, необходимо смотреть на цифры до и после литеры W в обозначении. Указанная литера является сокращением от Winter (англ. зима). Например, 5W30 говорит о том, что 5W указывает на степень вязкости по SAE при отрицательных температурах.

Число 30 является температурным показателем по SAE применительно к свойствам продукта при высоких температурах. От этих двух спецификаций будет зависеть как легкость запуска, текучесть и прокачиваемость непрогретой смазки зимой, так и стабильность защитной пленки на поверхности нагруженных деталей при максимальных температурах.

Если же задаться вопросом, чем отличается масло 5w40 от 5w30, тогда следует отметить, что эти масла имеют идентичные показатели, которые характеризуют пригодность для эксплуатации в зимний период. Классификация 5W четко указывает на то, что такое масло обеспечивает уверенный пуск ДВС до -30 градусов мороза.

Теперь давайте взглянем на высокотемпературную вязкость по SAE, то есть на отличие 5w30 от 5w40. Общий сравнительный анализ данных указывает на то, что кинематическая вязкость 5W30 при нагреве до 100 градусов по Цельсию составляет от 9.3 до 12.5 мм кв./сек. При этом 5W40 в аналогичных условиях имеет показатель вязкости от 12.5 до 16.3 мм кв./сек.

Из этого сравнения также видно, что показатель минимальной вязкости HTHS в случае с 5W30 находится на отметке 2.9. В то же время для 5W40 это значение также составляет 2.9, при этом параметр способен доходить до 3.7, что заметно выше.

Приведенные выше данные позволяют определить, какое масло жиже, 5w30 или 5w40. Простыми словами, в условиях высокого нагрева 5W40 заметно отличается от своего аналога 5W30 по высокотемпературной вязкости. Если иначе, ответом на частый вопрос, какое масло гуще, 5W40 или 5W30, будет именно первый вариант, то есть 5w40.

Какое масло лучше: 5w30 или 5w40 летом

С учетом того, что масло 5W40 является более вязким, оно создает на поверхности деталей прочную и стабильную масляную пленку сравнительно с конкурентом. Как может показаться на первый взгляд, такой продукт ничем не отличается во время зимней эксплуатации и лучше защищает двигатель летом.

Отметим, что такое утверждение справедливо только частично. Прежде всего, нужно учитывать конструктивные особенности того или иного ДВС, а также отдельные рекомендации производителей мотора. Дело в том, что даже незначительное повышение вязкости масла в некоторых агрегатах может привести к тому, что прокачиваемость станет хуже, то есть смазка не будет поступать к парам трения в должном количестве.

Также при выборе летнего показателя вязкости следует учитывать и то, что слишком «жидкая» смазка (например, 5w30) может привести к утечкам смазочного материала через сальники, прокладки и другие уплотнения. Масляная пленка на деталях при использовании маловязких масел может оказаться тонкой, в результате чего значительно увеличивается износ узлов, растет температура ДВС.

Другими словами, перед тем, как остановить свой выбор на 5W40 или 5W30, необходимо:

  1. Отдельно убедиться, что оба типа масла находятся в списке рекомендуемых производителем для конкретного мотора.
  2. Также не лишним будет учесть и особенности эксплуатации двигателя.

Например, коэффициент вязкости 30 означает, что заявленная характеристика моторного масла будет сохраняться при рабочих температурах только до 150 градусов.

Если же авто находится в регионе, где в летний период значительно повышается температура наружного воздуха, при этом водитель постоянно «крутит» двигатель до высоких оборотов, практикует агрессивный стиль езды и сильно нагружает силовой агрегат, тогда температура масла будет максимально высокой. В этом случае стоит задуматься об увеличении «летнего» индекса вязкости.

Совместимость масел 5w30 и 5w40

Достаточно часто, особенно в случае аварийной неисправности, возникает необходимость долить масло в двигатель. В такой ситуации далеко не всегда под рукой оказывается смазка того самого производителя, чей продукт изначально залит в силовой агрегат.

То же самое справедливо и по отношению к индексу вязкости. По этой причине важно знать, можно ли смешать масло 5w30 и 5w40. В самом начале отметим, что зачастую особо не рекомендуется смешивать минеральные масла с продуктами, в которых базовая основа полностью синтетическая. Другими словами, минералку с синтетикой смешивать нельзя. Также не рекомендуется смешивание полусинтетики с синтетикой и т.д.

Что касается 5W30 и 5W40, теоретически смешать эти масла с минимальными рисками можно в том случае, если оба продукта одного производителя. В экстренной ситуации допускается смешивание масел разных производителей, но только при учете того, что они имеют одинаковую базовую основу.

Это значит, что минеральное масло смешивается только с минеральным, полусинтетика с аналогичным продуктом и т.д. При этом все равно не получается дать однозначный ответ на вопрос, можно ли в масло 5w30 доливать 5w40. Дело в том, что для каждого типа масла производители используют особые пакеты присадок, которые могут вступить в реакцию после смешивания.

В любом случае, даже если после долива нет никаких явных последствий, все равно это аварийная мера. После устранения поломки нужно немедленно сливать такую смешанную смазку из двигателя, . Также в некоторых случаях может понадобиться дополнительно .

Подведем итоги

С учетом вышесказанного становится понятно, что вязкость масла и стабильность этой характеристики при различных температурах определяет основные характеристики смазочного материала, а также цену продукта.

Лучшим выбором можно считать такое масло, в котором показатели вязкости находятся в допусках производителя ДВС. Параллельно следует обращать внимание на базовую основу, так как более дорогое полусинтетическое масло, например 5W40, будет лучше по сроку службы и качеству сравнительно с таким же, но минеральным 5W40.

Для владельцев старых автомобилей к выбору масла нужно подходить с особой ответственностью. С одной стороны, наблюдается интенсивное развитие технологий в сфере производства ГСМ. Это значит, что информация касательно смазочных материалов в руководстве по эксплуатации может оказаться сильно устаревшей.

При этом если смазку приходится подбирать самостоятельно, нужно учесть ряд особенностей, о которых мы рассказывали выше. Если проще, не всегда дорогая маловязкая синтетика будет означать, что старый мотор на таком современном высокотехнологичном масле надежно защищен летом и зимой.

Напоследок добавим, что при выборе масла нужно придерживаться определенной середины, а также принимать в расчет индивидуальные особенности эксплуатации ДВС. Это значит, что смазочный материал не должен сильно разжижаться и терять свои свойства с учетом максимально возможного нагрева, а также оставаться текучим с наступлением холодов.

Читайте также

Особенности подбора моторного масла для зимы. Какое масло среди всесезонных считается зимним по маркировке, что нужно учитывать при выборе.

Двигатель внутреннего сгорания не может работать без смазки трущихся деталей. Это простая истина – главная причина, по которой каждый автомобилист проводит целые часы за поиском подходящего для своей машины. Нередко этот выбор упирается не столько в производителя жидкости, сколько в вязкость, являющуюся важнейшим ее свойством. В данной категории существует несколько видов смазочных материалов, однако водители в большинстве своем предпочитают смазки SAE 5W30, расшифровка которой будет рассмотрена ниже.

Что означает данный код?

Классификация моторных смазочных жидкостей по вязкости проводится Сообществом автомобильных инженеров (SAE). Она осуществляется на основе показателей допустимых степеней нагрева и охлаждения жидкости. Если рассматривать код «5W30» в детальной расшифровке, то можно понять, как формируются температурные границы данной категории. Буква «W» указывает, что масло может применяться зимой. Первая цифра показывает минимальную температуру работы двигателя. Получить последнюю можно путем вычитания из указанного значения числа 30 или 35 (четких критериев такой оценки нет). Следовательно, жидкость со значением 5W будет замерзать при морозах от -30°С до -25°С.

Но в коде «5W30» есть и третья часть – число 30. Оно устанавливает верхний порог допустимой температуры, которая позволит смазке работать без перебоев. Она определяется путем вычитания из указанного выше параметра числа 5 (у некоторых производителей можно заметить отклонение до 0). Выходит, что рассматриваемый вариант не теряет своей вязкости до температуры +25°С.

Таким образом, моторное масло 5W30 – это всесезонная смазывающая жидкость для транспортных средств, которая предназначена для работы в температурном диапазоне от -30°С до +25°С.

Двигатель будет работать с максимальной производительностью и зимой, и летом, однако при эксплуатации в районах чрезмерных мороза или жары стоит обратиться к специализированным сезонным смесям.

Характеристики

Расшифровка моторного масла 5W30 дала общее представление о данном расходном материале. Теперь важно осветить основные характеристики жидкости. Автомасла данного класса представляют собой синтетические или полусинтетические смазки, которые способствуют бесперебойной работе двигателя, защищают его трущиеся детали от преждевременного износа и снижения их нагрева. Сразу стоит оговориться, что последняя из перечисленных функций не является основной, поскольку за нее отвечает система охлаждения. Тем не менее температура у масла гораздо ниже, чем у работающего двигателя (особенно у подвергнутых трению элементов). За счет этого происходит и определенный теплообмен.

Возвращаясь непосредственно к защитным функциям, нельзя не отметить, что самыми уязвимыми к неисправностям частями силового агрегата являются подвижные детали. Постепенно они и перетираются, за счет чего увеличивается износ. Моторные отлично защищают эти компоненты двигателя в любое время года. Происходит это в результате обволакивания их масляной пленкой, которая выполняет одну из важнейших функций в работе ДВС. Жидкость тонким слоем покрывает детали, за счет чего их движения сглаживаются, и износ снижается.

Важной чертой масел 5W30 является эффективная очистка. Жидкость, постоянно циркулируя в силовом агрегате, не только поддерживает состояние масляной пленки, но и забирает образовавшиеся остатки продуктов горения, то есть нагар.

Конечно, эффективность такого очищения в большей мере зависит от наличия или отсутствия активных моющих присадок, а также от типа самой смазки.

Как выбрать хорошее масло?

Главным параметром, на который сразу же обращают внимание водители, приобретшие новое моторное масло, является шум работы двигателя. Если смазка качественная, то шуметь силовой агрегат должен не громче допустимой спецификациями авто нормы. Никаких посторонних скрежетов, скрипа и прочих непривычных звуков быть не должно. Масло должно работать мягко и бесшумно, в противном случае стоит его заменить.

Не менее важно, запускается ли двигатель в экстремальных погодных условиях: в жару или морозы. Чаще всего автолюбители сталкиваются с последним фактором. Как уже говорилось выше, двигатель со смазочной жидкостью 5W30 должен запускаться без проблем при температуре не ниже -25–30°С.

Если в регионе, в котором планируется эксплуатация, зимы крайне холодные, лучше приобрести более стойкие варианты с цифрой 0 перед буквой «W».

В условиях жары смазка также может потерять свои свойства, за счет чего запуск двигателя будет либо сильно затруднен, либо вовсе невозможен. В таких случаях лучше брать смеси с окончанием «40» в маркировке.

Отличительной чертой масел 5W30 является то, что они расходуются довольно экономично. Термические свойства смазочных жидкостей данной категории делают их достаточно стойкими. Благодаря этому «расходник» не уходит, хотя, если приобретен не самый качественный вариант, это становится неизбежным.

Производителей на рынке моторных масел достаточно много. В силу высокой конкуренции компании стараются предложить лучшее качество по приемлемой цене, хотя найти этот драгоценный баланс, как оказалось, довольно сложно. Из наиболее популярных и надежных можно выделить Motul Specific Dexos,

Основным назначением моторных смазочных материалов является защита элементов двигателей от сухого трения и обеспечение нормальной работы силового агрегата с сохранением герметичности цилиндров. При правильном подборе масла двигатель исправно функционирует в течение длительного срока. Масло 5W30 наиболее популярно среди синтетических видов смазочных материалов известных марок.

Описание отечественной смазочной продукции

Крупнейшие отечественные производители смазочных жидкостей Роснефть, Лукойл гарантируют высокое качество выпускаемой масляной продукции. Синтетическое моторное масло 5 W 30, произведенное здесь, входит в приемлемую ценовую категорию, данная смазка прекрасно приспособлена для работы многих видов силовых агрегатов в отечественных климатических условиях.

Моторные масла 5W30, изготовленные в России, успешно используются также при высоких температурах окружающей среды, что является приемлемым для использования их в теплых широтах.

Что означает символика, размещенная на этикетке машинного масла

При приобретении смазочных жидкостей покупатели задаются вопросом, какая у 5W30 расшифровка, что за информация содержится в надписи, какому виду товара отдать предпочтение. Расшифровка моторного масла необходима для осуществления правильного выбора смазочной продукции.

SAE 5W30 расшифровывается следующим образом:

  1. Из числа 5 нужно вычесть 30, в результате получается минус 25. Температура, равная - 25˚C, является допустимой для осуществления запуска холодного двигателя.
  2. Литера W соответствует первой букве слова Winter и означает возможность применения данной марки в северных широтах.
  3. По цифре, стоящей перед W, определяют скорость движения масла при высоких температурах в работающем моторе.
  4. Значение числа, расположенного после W, характеризует вязкость масла при прогретом движке.

В связи с тем, что отечественные климатические условия эксплуатации автомобиля резко отличаются, подбирать смазочные вещества необходимо после тщательного изучения надписей на товаре. Маркировка, размещенная на этикетке, соответствует специальной классификации масел по вязкости SAE.

Данная классификация помогает выбрать нужную марку смазки для своего транспортного средства по ее техническим характеристикам в зависимости от температурного режима, в котором масло моторное 5W30 будет использоваться.

Преимущества использования смазки SAE 5W 30

Масло 5W30 синтетика обладает неоспоримыми достоинствами. Прекрасные характеристики данного материала способствуют стабильной работе двигателей при эксплуатации в неблагоприятных городских условиях, оказывающих негативное воздействие на элементы моторов:

  • продолжительная работа на холостых оборотах;
  • нахождение автомобиля в условиях дорожных заторов (пробки);
  • эксплуатация машины на коротких расстояниях;
  • повышенное содержание пыли в атмосфере.

Правильный подбор масляного продукта способствует увеличению длительности работы моторов. Благодаря уникальной формуле и наличию специальных присадок, которые имеет масло моторное 5W30, данные смазки обладают свойствами, обеспечивающими следующие функции:

  • защита элементов силового агрегата от преждевременных разрушений;
  • снижение вредных воздействий коррозии;
  • удаление слоев нагара с рабочих поверхностей;
  • охлаждение деталей и узлов работающего движка.

Моторное масло 5W30 выдерживает температуру внутри работающего силового агрегата, равную 150 ˚C, не изменяя при этом свои ценные качества. Выбирая масло для двигателя конкретного автомобиля, нужно основываться на рекомендациях, которые содержатся в технических характеристиках, составленных автопроизводителями.

Допуски по марке автомасла устанавливаются не для данной модели машины, а для непосредственного двигателя. Несмотря на известность бренда, необходимо выбирать смазку, обладающую параметрами, соответствующими требованиям, выдвинутым производителем данного автомобиля.

Особенности химического состава масляной продукции

Присадки, входящие в состав моторных масел SAE 30, предназначены для выполнения строго определенных функций. Благодаря сбалансированному набору добавочных включений масляные жидкости становятся пригодными для использования в конкретных двигателях. Каждый вид смазки имеет присадки в соответствии со стандартными нормативами, предъявляемыми к моторным маслам.

Какие автомобильные масла применять, зависит от выбора автовладельца. Исходя из возраста авто, характеристик движка, скоростных режимов, хозяин отдает предпочтение определенному виду масла:

  1. Минеральное масло.
  2. Синтетика или полусинтетика.

Бытует мнение, что использование минеральных смазочных средств в машинах, произведенных более пяти лет назад, приводит к сокращению расхода масла и увеличивает срок использования двигателя.

Если под капотом авто установлен импортный современный силовой агрегат, рекомендуется применять синтетические сорта смазок. В этой серии находится синтетическое моторное масло SAE 5W30, принадлежащее известным мировым брендам, способное выдерживать климатические перепады и интенсивность нагрузок движения в городе.

Тест масляных жидкостей

Перед получением сертификата качества масла проходят тест и производится химический анализ. На этикетках канистр размещена информация о соответствии характеристик смазочного материала требованиям стандартов. Данные тестирования приводятся для информирования потребителей.

Тестирование масел происходит в лабораторных условиях на специальных стендах. Проводится тест на проверку вязкости смазочного продукта в зависимости от температуры внутри работающего мотора.

Данный вид диагностики позволяет определить возможность запуска холодного двигателя в мороз и степень защищенности мотора от перегрева в жаркую погоду. Проводимый тест показывает толщину защитной пленки, образующейся на трущихся поверхностях рабочих деталей и ее изменения в результате повышения внутренней температуры двигателя.

Тест позволяет ознакомить потребителей с особенностями смазывающих материалов, выпускаемых различными производителями.

Разновидности смазочных материалов в зависимости от вида двигателя

На рынке представлены моторные масла трех категорий:

  • смазка для бензиновых силовых агрегатов;
  • масло дизельное;
  • универсальное смазочное вещество.

Основное свойство смазки любого вида - это вязкость, характеризующая способность сохранять текучесть и оставаться на трущихся поверхностях при повышении температуры деталей и узлов работающего двигателя.

При изготовлении смазочных веществ 5W 30 для дизеля добавляются присадки, полученные при помощи новейших нанотехнологий. Их применение способствует повышению защитных функций и снижению количества вредных выхлопных газов. В данных синтетических присадках серные, хлорные и фосфорные включения содержатся в минимальных количествах.

Дизельные масла обладают характеристиками, рекомендованными к использованию в дизельных силовых агрегатах:

  1. Высокая скорость достижения и покрытия деталей благодаря оптимальной текучести смазывающего материала.
  2. Сохранение нормального рабочего давления в движке при любых нагрузках.
  3. Наличие гарантированной защитной пленки на деталях при высоких и низких значениях температуры.
  4. Сокращение расхода дизельного топлива.
  5. Снижение количества углекислого газа в выхлопе.

В турбированный двигатель не рекомендуется заливать синтетику 5W 30, для данного вида движков более подходят полусинтетическое масло, обладающее малой вязкостью. Полусинтетика способствует улучшению экологических параметров силовых агрегатов.

Маловязкие энергосберегающие смазочные материалы рекомендовано использовать в двигателях автомобилей, эксплуатируемых в странах Евросоюза и Японии, где экологическая обстановка подвергается усиленному контролю.

Во избежание приобретения поддельного смазочного средства необходимо посещать только 30специализированные торговые точки. При покупке смазки известного мирового бренда нужно тщательно обследовать качество упаковки товара, крышки и этикетки.

Канистра не должна иметь царапин и потертостей. Защитное кольцо под крышкой должно быть без сдвигов и повреждений. Этикетка должна быть оформлена специальным фирменным логотипом.