Метод частичной погрузки авто при буксировке. Правила пдд о буксировке автомобилей. Жёсткая сцепка «треугольник»

Рано или поздно каждому автовладельцу приходится примерять на себя роль либо буксирующего, либо буксируемого. Автомобиль может сломаться в дороге или просто может банально закончиться топливо, вследствие чего машину потребуется отогнать к ближайшей бензоколонке. Буксировка – это отнюдь не такой простой процесс, каким он кажется на первый взгляд. Существует несколько способов буксировки автомобиля — на гибкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной или полной погрузки.

На практике владельцами легковых автомобилей наиболее часто используется буксировка на гибкой сцепке с помощью троса. Именно об особенностях и правилах такой буксировки мы и поговорим более подробно.

О буксировке в Правилах дорожного движения

Буксировке посвящен отдельный раздел Правил дорожного движения. Прежде чем приступать к буксировке своего автомобиля или предложить свою помощь пострадавшему автовладельцу, стоит обратиться к ПДД и вспомнить, что буксирование с помощью троса не всегда возможно. Правила дорожного движения определяют ситуации, в которых запрещается буксирование на гибкой сцепке:

— в условиях гололеда или на скользкой дороге (в таких случаях используется жесткая сцепка или погрузка буксируемого транспортного средства на специальную платформу);

— буксирование двух и более транспортных средств за один раз;

— буксирование мотоциклами без присоединенного бокового прицепа;

— транспортного средства, у которого вышло из строя рулевое управление (в этом случае допускается только метод частичной или полной погрузки);

— транспортного средства с неисправной тормозной системой, если его фактическая масса превышает половину фактического веса буксирующего транспортного средства (только жесткая сцепка или метод частичной погрузки);

Таким образом, если Ваш случай подпадает под одно из вышеперечисленных обстоятельств, то лучшего всего будет воспользоваться услугами эвакуатора. В Правилах дорожного движения четко говорится о том, что во время буксировки за рулем буксируемого автомобиля обязательно должен находиться водитель.

Также в ПДД определены следующие важные нормы. При гибком сцеплении расстояние между транспортными средствами должно быть в пределах от 4 до 6 метров. Соответственно, именно такой длины должен быть буксировочный трос. Слишком длинный трос создаст затруднения при маневрировании и поворотах на дороге, в то время как излишне короткий трос повысит риск столкновения между буксируемым автомобилем и транспортным средством-буксировщиком.

Сам трос должен отмечаться сигнальными флажками или предупредительными щитками размером 200 × 200 мм. На щитки или флажки должны быть также нанесены по диагонали чередующиеся красные и белые полосы шириной 5 см со световозвращающей поверхностью. Скорость движения автомобилей на гибкой сцепке не должна превышать 50 км/ч, независимо от того, где осуществляется движение – в населенном пункте или на скоростной трассе.

Итак, если все нормы ПДД соблюдены, можно непосредственно переходить к буксировке транспортного средства на гибкой сцепке. Здесь необходимо обратить внимание на следующие основополагающие моменты.

Прочность и надежность буксировочного троса

Следует помнить, что для буксировки транспортного средства нельзя использовать обычную веревку или канат. Вам понадобится специальный буксировочный трос, который продается в магазинах. Он может быть выполнен из различных материалов. Наиболее оптимальный вариант — капроновый трос с карабинами, отличающийся хорошей прочностью и благодаря высокой эластичности способный амортизировать рывки при движении.

Металлический трос отнюдь не так надежен как кажется, к тому же он еще и очень опасен. Если такой трос разорвется во время буксировки, он может повредить буксируемый автомобиль и даже покалечить сидящего за рулем водителя. Как уже было сказано выше, длина буксировочного троса при гибкой сцепке должна соответствовать определенной длине – от 4 до 6 метров.

Вынимая буксировочный трос из багажника, стоит внимательно осмотреть его на предмет наличия на нем каких-либо трещин или механических повреждений. Если такие повреждения имеются, то лучше отказаться от буксировки на этом тросе в целях безопасности. Нельзя осуществлять буксировку транспортного средства на уже порванном в нескольких местах и связанном тросе. Зачастую наиболее уязвимое место – это соединение троса и металлического крюка. Перед началом буксировки необходимо обязательно проверить надежность этого соединения.

Надежность буксировочных кронштейнов

Трос со стальным кованым крюком цепляют за специальные буксировочные кольца, имеющиеся на каждом автомобиле. Поэтому перед буксировкой стоит обратить внимание на состояние таких буксировочных кронштейнов на обоих автомобилях. Лучше отказаться от буксировки, если буксировочный кронштейн, на который выпадает большая нагрузка, ненадежен или попросту болтается. Ведь если кронштейн у переднего автомобиля неожиданно сорвется во время движения, металлический крюк может с силой удариться в переднюю часть буксируемого транспортного средства, а что еще хуже – попасть в лобовое стекло. Повышенная опасность сохраняется и в том случае, если кронштейн неисправен у буксируемого автомобиля.

Крепление гибкой сцепки

Как лучше крепить буксировочный трос? Рекомендуется закреплять трос под небольшим углом по диагонали. То есть правый задний угол буксирующего автомобиля — соответственно, левый передний угол буксируемого транспортного средства. Или левый задний угол буксирующего автомобиля — правый передний угол буксируемого транспортного средства. Такое крепление буксировочного троса позволит облегчить силу ударов и рывков, неизменно возникающих во время движения двух автомобилей.

Знаки оповещения

Перед тем, как начинать буксировку, водители должны договориться друг с другом о знаках оповещения на дороге. С помощью таких сигналов они будут передавать друг другу необходимую информацию. В частности, если водитель буксируемого автомобиля подает сигнал морганием фарами, это означает просьбу остановиться. Можно также договориться о звуковых сигналах или знаках, подаваемых рукой через открытое окно автомобиля. При этом водитель буксирующего транспортного средства должен постоянно контролировать ситуацию и своевременно замечать подаваемые сигналы через зеркала заднего вида.

Трогание с места

Важный момент при буксировке на гибкой сцепке – это трогание с места. Трогаться с места необходимо плавно и медленно, без рывков. Водитель буксирующего автомобиля должен контролировать плавное натяжение троса. Если буксирующий автомобиль стартует слишком резко, это может обернуться обрывом буксировочного троса или кронштейна на одном из транспортных средств. В некоторых случаях подобный резкий маневр может отразиться и на состоянии буксирующего автомобиля, ведь двигатель буксирующего транспортного средства мгновенно получит огромную нагрузку, что может просто вывести отдельные агрегаты автомобиля из строя.

Аварийная сигнализация

Не забывайте, что согласно Правилам дорожного движения, на буксируемом автомобиле должна в штатном режиме работать аварийная световая сигнализация. В случае неисправности аварийной сигнализации на задней части автомобиля необходимо закрепить знак аварийной остановки. На буксирующем же транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар.

Особенности движения автомобиля во время буксировки

При буксировке нельзя забывать о некоторых особенностях движения. Дело в том, что если двигатель буксируемого автомобиля заглушен, то это непосредственным образом влияет на работу его тормозной системы и рулевого управления, поскольку не действуют усилители руля и тормозов. Во время движения водителю придется столкнуться с некоторыми трудностями при торможении.

Для остановки или снижения скорости нужно будет сильнее, чем обычно нажимать на педаль тормоза. Несколько увеличится и тормозной путь буксируемого автомобиля, к чему нужно быть готовым. Кроме того, водителю буксируемого автомобиля придется прилагать больше усилий при работе с рулевым колесом. При буксировке водителю обязательно нужно включить зажигание, чтобы руль не заблокировался в повороте.

Главная задача при буксировке заключается в том, чтобы исключить провисание троса во время движения. При сильном провисании возникает риск попадания троса под колеса буксируемого автомобиля и даже наматывания на него. Здесь особая роль принадлежит водителю буксируемого автомобиля, который должен постоянно отслеживать провисание троса во время движения, особенно на поворотах и остановках. Желательно, чтобы даже при торможении буксируемого автомобиля трос оставался натянутым.

Водитель же буксирующего автомобиля должен избегать во время движения резких торможений и внезапных, неожиданных поворотов, поскольку у водителя буксируемого автомобиля будет очень мало времени на то, чтобы вовремя среагировать на тот или иной маневр. Повышенного внимания обоих водителей требуют случаи обгона на трассе. Водитель буксирующего автомобиля при начале обгона должен помнить о своем «хвосте» и рассчитывать обгон с учетом общей длины буксировочного «автопоезда».

ПДД 2018 с комментариями онлайн

20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

Когда б уксировка производится на жесткой сцепке, буксируемый и буксирующий автомобили соединяются между собой жестким буксирным приспособлением в виде металлической штанги, треугольника или трапеции. Если буксировка происходит на гибкой сцепке, то ТС соединяются тросом, канатом или лентой, на которых через каждый метр должны быть закреплены красные флажки с белыми диагональными полосами.

Если транспорт буксируют на гибкой сцепке или используется штанга (ее еще именуют «карандаш») то в кабине буксируемого ТС обязательно должен находиться водитель! Когда используется жесткая сцепка типа треугольник (ее еще называют «галстук») нахождение водителя в кабине буксируемого ТС не обязательно, но желательно.

20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки - нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

20.2 (1). При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

Пункт 20.2 (1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333 (См изменения в ПДД от 4 апреля 2017г).

При буксировке методом частичной погрузки передняя ось буксируемого автомобиля устанавливается в кузов буксирующей машины. Другой способ - когда передняя ось приподнимается над дорогой и закрепляется в специальном устройстве, жестко закрепленном на буксировщике. В этих случаях перевозка людей в буксируемом автомобиле и даже в кузове буксирующего запрещена.

Нахождение людей при осуществлении буксировки на гибкой или жесткой сцепке в легковом автомобиле или кабине буксируемого грузового автомобиля допускается.

20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 - 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.

Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.

Слишком маленькая длина связующей сцепки лишит водителя буксируемого автомобиля обзора, а неоправданно большая длина сцепки может привести к значительному отклонению траектории движения буксируемого автомобиля от траектории тягача. В то же время минимальная длина жесткой сцепки не ограничена Правилами, но не должна быть менее половины габаритной ширины тягача.

20.4. Буксировка запрещается:

  • транспортных средств, у которых не действует рулевое управление () (допускается буксировка методом частичной погрузки);
  • двух и более транспортных средств;

Одновременная буксировка двух и более ТС запрещена, однако буксировка неисправного автопоезда не запрещена, потому что автопоезд рассматривается как одна транспортная единица.

  • транспортных средств с недействующей тормозной системой (недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью ), если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
  • двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
  • в гололедицу на гибкой сцепке.

Буксировка автомобиля , выражаясь обывательским языком, представляет собой перевозку одного транспортного средства (практически «пассажира») другим. Необходимость буксировки возникает при внезапном отказе или поломке систем управления автомобилем. Например, в результате ДТП, когда автомобиль получает серьезные внешние и внутренние повреждения.

Общие правила буксировки транспортных средств

Перевозка на буксире требует наличия у автомобиля-тягача вспомогательных технических средств и оборудования , а также достаточно высокой квалификации водителя.

На автомобиле-тягаче должен быть включен ближний свет , а на буксируемом автомобиле - аварийная сигнализация (если она неисправна, то крепится знак «Аварийная остановка»).

- Запрещена перевозка пассажиров в кабине буксируемого и буксирующего автомобилей в связи со снижением их эксплуатационной надёжности.

В качестве буксиров-тягачей запрещено использовать мотоциклы .

- Скорость буксирования не должна превышать 50 км/ч (для автомобилей с механической трансмиссией) и 30 км/ч (для автомобилей с АКПП).

Перевозка автомобиля на буксире может осуществляться несколькими способами. Рассмотрим способы буксировки подробнее.

Буксировка на жесткой сцепке

В роли связующего элемента в этом случае выступает специальная металлическая тяга цилиндрической формы, либо буксировочная конструкция из двух тяг, соединенных под углом («треугольник»).

Данный вид буксировки не подходит для перемещения легковых автомобилей, потому что в их конструкции не предусмотрены места для крепления довольно увесистой жесткой тяги.

Правила буксировки на жесткой сцепке:

Длина буксировочной тяги не должна превышать 4 метров .

должен находиться за рулем , чтобы придерживаться траектории движения, однако при сцепке типа «треугольник» это необязательно (хотя желательно).

На жесткой сцепке запрещена буксировка автомобилей с неисправным рулевым управлением .

Буксировка на жесткой сцепке допустима в гололедицу , при движении на скользкой дороге.

Буксировка на гибкой сцепке

Для того, чтобы осуществить буксировку на гибкой сцепке, следует использовать капроновый или стальной трос в качестве связующего звена. Кстати, капроновый фал ни в чем не уступает стальному (например, по прочности). Под нагрузкой капроновый фал начинает растягиваться. Благодаря этому, вероятность повредить детали кузова уменьшается, а обрыв или деформация буксирных проушин становятся практически невозможными.

Но и у капронового троса есть недостаток: в том случае, если он сильно провиснет, то, скорее всего, он сотрется об асфальт. Правда, сейчас этот «минус» ликвидирован, благодаря созданию специальной защитной оболочки для капронового троса. Сама оболочка тоже является достаточно гибкой. Применение такой конструкции не допускает провисание капронового фала (даже в тех случаях, когда между автомобилями образовывается минимальное расстояние в 1,5-2 метра).

Правила буксировки на гибкой сцепке:

Протяженность троса для гибкой сцепки не должна превышать 4-6 метров .

Буксировочный трос не должен провисать и касаться дороги .

Для того, чтобы визуально обозначить трос, следует использовать 2 флажка (как минимум), размер которых составляет 215 на 200 мм, их следует разрисовать белыми и красными полосками по диагонали шириной 50 мм.

Водитель буксируемого средства обязательно должен находится за рулем , чтобы придерживаться траектории движения и определенной дистанции.

запрещена при нарушении рулевого управлении и/или системы тормозов у буксируемого автомобиля.

Буксировка на гибкой сцепке запрещена в гололед.

Буксировка путем частичной или полной погрузки автомобиля

В качестве вспомогательного транспортного средства тут используют тягач-эвакуатор, оснащенный специальной грузовой площадкой и оборудованием, чтобы поднимать и надежно закреплять транспортируемый автомобиль.

Такой вид буксировки как раз-таки применяют при движении автомобилей в гололед, при неисправном рулевом управлении и отказавшей системе тормозов. То есть, во всех случаях, когда запрещена буксировка на гибкой либо жесткой сцепке.

Для автомобилей с АКПП, из-за вышеупомянутых особенностей конструкции, обычно применяют буксировку путем полной погрузки на эвакуатор.

Буксировка автомобиля

Каждый водитель, так или иначе, сталкивался с буксировкой транспортного средства, когда одному из автомобилистов нужна помощь другого в силу определенных причин. В вашей машине, помимо аптечки, огнетушителя, запаски и знака аварийной остановки, наличие которых обязательно, нелишним будет и буксировочный трос. Чтобы буксировать автомобиль, водителю нужно знать общие правила буксировки ТС. Собственно, об этом, об особенностях буксировки с АКПП, а также о видах буксировки мы и будем говорить ниже.

1. Общие правила буксировки транспортных средств

Машина, которую в силу определенных обстоятельств пришлось взять на буксир, должна быть обозначена аварийной световой сигнализацией или же знаком аварийной остановки, который можно использовать в случае неисправности аварийной световой сигнализации. Тогда знак аварийной остановки фиксируется на заднем бампере буксируемой машины. Если вы буксируете автомобиль в темное время суток, то на буксируемой машине нужно включить габаритные огни.

Помимо этого, на всех движущихся автомобилях должны быть включены либо фары ближнего света, либо противотуманные, либо же дневные ходовые огни. Максимальная скорость, при которой можно буксировать ТС, составляет 50 км/ч – это касается и населенных пунктов, и трассы. Трос при буксировке должен быть постоянно натянутым, иначе при резких рывках его можно оборвать, а также на провисший трос можно наехать колесом буксируемого автомобиля.

К буксировочному тросу установлены четкие требования ПДД: расстояние между двумя автомобилями на гибкой сцепке должно быть от четырех до шести метров, а при жесткой – не более четырех метров. Правила дорожного движения запрещают буксировку транспортного средства в следующих случаях:

— если используется гибкая сцепка во время гололеда или на скользкой дороге;

— буксирование транспортным средством с прицепом, или же, когда буксируются несколько транспортных средств за один раз;

— буксировка прицепов любого типа автобусами;

— если вес буксируемого автомобиля с поврежденной тормозной системой превосходит половину веса буксирующего автомобиля;

— при плохой видимости в связи с погодными условиями;

— если длина всей конструкции сцепленных машин превышает 22 метра, а в случае маршрутного транспорта – 30 метров;

— буксировка мотоциклов без присоединенного бокового прицепа;

— буксировка мопедов и велосипедов.

За игнорирование правил буксировки транспортных средств вы можете получить административный штраф или предупреждение.

2. Виды буксировки транспортных средств

Можно назвать три наиболее распространенных способа буксировки: на жесткой сцепке, на гибкой сцепке, методом частичной погрузки. Наиболее распространенным способом считается буксировка на гибкой сцепке – она не требует специальной подготовки ни машины, ни водителя; а самым же редким способом – метод частичной погрузки, его практически не используют автолюбители. Что касается жесткой сцепки, то ее используют в основном для грузовых и крупнотоннажных автомобилей.

2.1 Гибкая сцепка

Для буксировки автомобиля на гибкой сцепке используется трос из металла либо из специального эластичного материала, такого как капрон. Он должен быть достаточной длины и оборудован фиксирующим приспособлением – кольцо, кронштейн, крюк.

На этот способ буксирования накладывается очень много ограничений: за рулем буксируемого транспортного средства должен быть опытный водитель; перевозка пассажиров в буксируемом автомобиле строго запрещается; нельзя буксировать машину с неисправными тормозами; дистанция между автомобилями должна быть не меньше четырех метров и не больше шести; на буксировочном тросе должны быть светоотражающие элементы с диагональным рисунком в виде чередующихся красных и белых полос, не менее двух, и размером 20 на 20 сантиметров.

2.2 Жесткая сцепка

Буксирование производится со специальным жестко закрепленным сцепным приспособлением, и его конструкция может быть в виде простой металлической трубы или балки с проушинами, или же в виде сложных устройств, которые позволяют буксируемому транспортному средству двигаться по траектории буксира. Такая сцепка более безопасна и надежна в силу того, что обеспечивает стабильное расстояние между машинами, а, следовательно, исключает рывки и сближение, также имеет меньше ограничений, но в то же время требует больше мастерства от водителя буксира.

Но ограничения все же есть : за рулем буксируемой машины должен находиться водитель; дистанция между автомобилями должна быть до 4 метров; перевозка людей в буксируемой машине запрещается; запрещена буксировка с неисправными тормозами и рулевой системой.

2.3 Буксировка с частичной погрузкой

Такой вид буксировки более сложный, для его реализации нужен грузовой буксирующий автомобиль и кран, который будет осуществлять частичную погрузку. Этот метод чаще всего используют для перегона новых грузовых машин, применять его для легковых автомобилей не очень целесообразно. Следует сказать, что полная погрузка автомобиля в кузов другого не является методом буксировки – это перевозка груза, в данном случае транспортного средства.

Буксировка с частичной погрузкой также имеет некоторые ограничения: не разрешается перевозка людей в буксируемом автомобиле и в кузове буксирующего; запрещена буксировка машин с неисправной тормозной системой. Но при этом разрешается буксировка с недействующим рулевым управлением, что категорически запрещается при буксировке на гибкой и жесткой сцепке.

3. Особенности буксировки с АКПП

Буксирование автомобиля с АКПП проводится с запущенным двигателем, потому что масляный насос, который обслуживает коробку передач, работает лишь при запущенном двигателе, в обратном случае детали трансмиссии будут функционировать без смазки. Коробку передач необходимо поставить в положение «N». Скорость при буксировке автомобиля с «автоматом» не может превышать 50 км/ч, или же указанной в руководстве по эксплуатации, а расстояние буксировки должно быть не более 50 км.

В том случае, когда автомобиль с автоматической коробкой передач выступает как буксир, нужно придерживаться следующих правил: буксируемый автомобиль не должен превышать вес буксировщика; ограничение скорости буксировки 40 км/ч; коробка передач в положении «2» или «3», и ни в коем случае не в положении «D»; и буксировка на жесткой сцепке. Буксирование автомобилей с АКПП не очень безопасное, и если есть такая возможность, то его лучше избежать и воспользоваться услугами эвакуатора.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Правильная буксировка автомобиля

От неприятностей на дороге не застрахован никто. Почти любой водитель рано или поздно участвует в процессе буксировки: либо он кого-то буксирует, либо его тянут на буксире. Чтобы буксировка была безопасной и для участников процесса, и для окружающих, необходимо соблюдать целый ряд правил.

Начнем с того, что буксировать автомобиль можно разными способами. Все зависит от неисправности буксируемого автомобиля, а также от возможностей буксирующего.

Буксировка на гибкой сцепке. Это самый распространенный и простой вид буксировки, трос или лямку для которого можно найти в багажнике практически любого автомобиля. Помимо буксировочного троса для буксировки на гибкой сцепке нужны также буксировочные крюки или проушины на обоих автомобилях.

Правила буксировки на гибкой сцепке

  • Расстояние между буксируемым и буксирующим транспортным средством – от 4 до 6 метров.
  • В буксируемом автомобиле обязательно должен находиться водитель.
  • На тросе, который используется для буксировки, должны размещаться как минимум два световозвращающих элемента размером не менее 200х200 мм с диагональными полосами красного и белого цвета.
  • Запрещено буксировать автомобиль на гибкой сцепке, если у него неисправно рулевое управление или тормозная система.
  • Запрещено буксировать автомобиль на гибкой сцепке в условиях гололеда.

Буксировка на жесткой сцепке. В отличие от гибкой сцепки, где в качестве буксировочного приспособления используется мягкий трос, здесь для соединения автомобилей применяется металлическое приспособление. В зависимости от конфигурации, оно может иметь одну или несколько точек крепления к буксируемой и буксирующей машине.

Правила буксировки на жесткой сцепке

  • Расстояние между буксируемым и буксирующим транспортными средствами не должно превышать 4 м.
  • За рулем буксируемого автомобиля обязательно должен находиться водитель, за исключением случаев, когда жесткая сцепка обеспечивает полный контроль над траекторией движения буксируемого автомобиля.
  • Запрещено буксировать на жесткой сцепке автомобиль с неисправным рулевым управлением.
  • Запрещено буксировать на жесткой сцепке автомобиль с неработающей тормозной системой. Исключение составляет только один случай: когда фактическая масса буксирующего автомобиля в 2 и более раза больше, чем масса буксируемого – в этом случае буксировка на жесткой сцепке допускается.

Буксировка методом частичной погрузки. Это один из самых сложных способов буксировки автомобиля, для него необходим специальный буксирующий автомобиль. При этом способе передние колеса буксируемого автомобиля грузятся на грузовую платформу буксирующего автомобиля. Погрузка может осуществляться с помощью специального крана или своим ходом, по специальным рельсам. Обратите внимание, что если автомобиль погружен целиком, то это уже не буксировка, а перевозка груза.

Правила буксировки методом частичной погрузки

Запрещено перевозить людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

Запрещено буксировать методом частичной погрузки автомобиль с неисправной тормозной системой. Исключение такое же, как и для жесткой сцепки: если фактическая масса буксирующего автомобиля в 2 и более раза больше, чем фактическая масса буксируемого.

Обязательна буксировка методом частичной погрузки при неисправном рулевом управлении.

Буксировка в ПДД

В Правилах дорожного движения есть целый раздел, посвященный буксировке автомобилей

Для начала, пару слов о световой сигнализации при буксировке

  • На обоих транспортных средствах, как и во всех других случаях, должны быть включены ДХО, противотуманки или ближний свет.
  • На буксируемом транспортном средстве должна быть включена аварийка (если она не работает, сзади должен быть закреплен знак аварийной остановки).
  • В темное время суток, а также в тоннелях на буксируемом ТС обязательно должны быть включены габариты.

Максимальная скорость движения при буксировке – 50 км/ч и в городе, и на трассе.

Буксировка запрещена в зоне действия знака 3.7 «Движение с прицепом запрещено».

Запрещена буксировка нескольких транспортных средств одновременно (при этом буксировать несколько прицепов одним тягачом не запрещается).

За нарушение правил буксировки в КоАП предусмотрен штраф в размере 500 рублей .

Если в ходе буксировки произойдет ДТП и буксируемый автомобиль «догонит» буксирующий, виновником ДТП, скорее всего, признают водителя автомобиля, который тащат на буксире.

§ 23. Буксировка и эксплуатация транспортных составов

Буксировка должна выполняться механическим транспортным средством без прицепа и с технически исправными сцепными устройствами как у буксируемого транспортного средства, так и у буксирующего транспортного средства.

Запуск двигателя с применением жесткой или гибкой сцепки должен выполняться согласно требованиям этого раздела.

Разрешается буксировка одного механического транспортного средства только с одним прицепом.

Буксировка транспортных средств осуществляется:

  • а) с применением жесткой или гибкой сцепки;
  • б) с частичной погрузкой буксируемого транспортного средства на платформу или на специальное опорное приспособление.

Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между транспортными средствами не более чем 4 м, гибкое - в пределах 4–6 м. Гибкая сцепка через каждый метр обозначается сигнальными щитками или флажками в соответствии требованиям пункта 30.5 настоящих Правил (за исключением применения гибкой сцепки с покрытием из световозвращающего материала).

При буксировке механического транспортного средства на гибкой сцепке у буксируемого транспортного средства должны действовать и быть исправными рабочая тормозная система и рулевое управление, а на жесткой сцепке - рулевое управление.

Буксирование механического транспортного средства на жесткой или гибкой сцепке должно осуществляться только при условии, что за рулем буксируемого транспортного средства находится водитель (кроме случаев, если конструкция жесткой сцепки обеспечивает буксируемому транспортному средству точное повторение траектории движения буксирующего транспортного средства независимо от величины поворотов).

Буксирование немеханического транспортного средства должно осуществляться только на жесткой сцепке при условии, что ее конструкция обеспечивает буксируемому транспортному средству повторение траектории движения буксирующего транспортного средства независимо от величины поворотов.

Механическое транспортное средство с недействующим рулевым управлением должно буксироваться в соответствии с требованиями подпункта « б » пункта 23.2 настоящих Правил.

Перед началом буксировки водители механических транспортных средств должны согласовать порядок подачи сигналов, в частности для остановки транспортных средств.

Во время буксировки на жесткой или гибкой сцепке запрещается перевозить пассажиров в буксируемом транспортном средстве (кроме легкового автомобиля) и кузове буксирующего грузового автомобиля, а в случае буксировки способом частичной погрузки этого средства на платформу или специальное опорное приспособление - во всех транспортных средствах (кроме кабины буксирующего транспортного средства).

  • а) если фактическая масса буксируемого транспортного средства с неисправной тормозной системой (или при ее отсутствии) превышает половину фактической массы буксирующего транспортного средства;
  • б) на гибкой сцепке во время гололедицы;
  • в) если общая длина сцепленных транспортных средств превышает 22 м (маршрутных транспортных средств - 30 м);
  • г) мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов, мопедов или велосипедов;
  • ґ) более одного транспортного средства (за исключением случаев, когда порядок буксировки двух и более транспортных средств согласован с уполномоченным подразделением Национальной полиции) или транспортным средством с прицепом;
  • д) автобусами.

Эксплуатация составов транспортных средств состоящих из автомобиля, трактора или другого тягача и прицепа разрешается только при условии соответствия прицепа тягачу и выполнение требований по их эксплуатации, а состава транспортных средств, состоящего из автобуса и прицепа, - также при наличии прицепного устройства, установленного заводом-изготовителем.

Исключен постановлением Кабмина № 1029 от 26.09.2011.

Эксплуатация состава транспортных средств, состоящего из автобуса и прицепа, запрещается.

Статья написана по материалам сайтов: avtonauka.ru, autocarinfo.ru, auto.today, v-mireauto.ru, pdd.ua.

Каждый водитель, так или иначе, сталкивался с буксировкой транспортного средства, когда одному из автомобилистов нужна помощь другого в силу определенных причин. В вашей машине, помимо аптечки, огнетушителя, запаски и знака аварийной остановки, наличие которых обязательно, нелишним будет и буксировочный трос. Чтобы буксировать автомобиль, водителю нужно знать общие правила буксировки ТС. Собственно, об этом, об особенностях буксировки с АКПП, а также о видах буксировки мы и будем говорить ниже.

1. Общие правила буксировки транспортных средств

Машина, которую в силу определенных обстоятельств пришлось взять на буксир, должна быть обозначена аварийной световой сигнализацией или же , который можно использовать в случае неисправности аварийной световой сигнализации. Тогда знак аварийной остановки фиксируется на заднем бампере буксируемой машины. Если вы буксируете автомобиль в темное время суток, то на буксируемой машине нужно включить габаритные огни.

Помимо этого, на всех движущихся автомобилях должны быть включены либо фары ближнего света, либо противотуманные, либо же дневные ходовые огни. Максимальная скорость, при которой можно буксировать ТС, составляет 50 км/ч – это касается и населенных пунктов, и трассы. Трос при буксировке должен быть постоянно натянутым, иначе при резких рывках его можно оборвать, а также на провисший трос можно наехать колесом буксируемого автомобиля.

К буксировочному тросу установлены четкие требования ПДД: расстояние между двумя автомобилями на гибкой сцепке должно быть от четырех до шести метров, а при жесткой – не более четырех метров. Правила дорожного движения запрещают буксировку транспортного средства в следующих случаях:

- если используется гибкая сцепка во время гололеда или на скользкой дороге;

Буксирование транспортным средством с прицепом, или же, когда буксируются несколько транспортных средств за один раз;

Буксировка прицепов любого типа автобусами;

Если вес буксируемого автомобиля с поврежденной тормозной системой превосходит половину веса буксирующего автомобиля;

При плохой видимости в связи с погодными условиями;

Если длина всей конструкции сцепленных машин превышает 22 метра, а в случае маршрутного транспорта – 30 метров;

Буксировка мотоциклов без присоединенного бокового прицепа;

Буксировка мопедов и велосипедов.

За игнорирование правил буксировки транспортных средств вы можете получить административный штраф или предупреждение.

2. Виды буксировки транспортных средств

Можно назвать три наиболее распространенных способа буксировки: на жесткой сцепке, на гибкой сцепке, методом частичной погрузки. Наиболее распространенным способом считается буксировка на гибкой сцепке – она не требует специальной подготовки ни машины, ни водителя; а самым же редким способом – метод частичной погрузки, его практически не используют автолюбители. Что касается жесткой сцепки, то ее используют в основном для грузовых и крупнотоннажных автомобилей.

Для буксировки автомобиля на гибкой сцепке используется трос из металла либо из специального эластичного материала, такого как капрон. Он должен быть достаточной длины и оборудован фиксирующим приспособлением – кольцо, кронштейн, крюк.

На этот способ буксирования накладывается очень много ограничений: за рулем буксируемого транспортного средства должен быть опытный водитель; перевозка пассажиров в буксируемом автомобиле строго запрещается; нельзя буксировать машину с неисправными тормозами; дистанция между автомобилями должна быть не меньше четырех метров и не больше шести; на буксировочном тросе должны быть светоотражающие элементы с диагональным рисунком в виде чередующихся красных и белых полос, не менее двух, и размером 20 на 20 сантиметров.

Буксирование производится со специальным жестко закрепленным сцепным приспособлением, и его конструкция может быть в виде простой металлической трубы или балки с проушинами, или же в виде сложных устройств, которые позволяют буксируемому транспортному средству двигаться по траектории буксира. Такая сцепка более безопасна и надежна в силу того, что обеспечивает стабильное расстояние между машинами, а, следовательно, исключает рывки и сближение, также имеет меньше ограничений, но в то же время требует больше мастерства от водителя буксира.

Но ограничения все же есть : за рулем буксируемой машины должен находиться водитель; дистанция между автомобилями должна быть до 4 метров; перевозка людей в буксируемой машине запрещается; запрещена буксировка с неисправными тормозами и рулевой системой.

Такой вид буксировки более сложный, для его реализации нужен грузовой буксирующий автомобиль и кран, который будет осуществлять частичную погрузку. Этот метод чаще всего используют для перегона новых грузовых машин, применять его для легковых автомобилей не очень целесообразно. Следует сказать, что полная погрузка автомобиля в кузов другого не является методом буксировки – это перевозка груза, в данном случае транспортного средства.

Буксировка с частичной погрузкой также имеет некоторые ограничения: не разрешается перевозка людей в буксируемом автомобиле и в кузове буксирующего; запрещена буксировка машин с неисправной тормозной системой. Но при этом разрешается буксировка с недействующим рулевым управлением, что категорически запрещается при буксировке на гибкой и жесткой сцепке.

3. Особенности буксировки с АКПП

Буксирование автомобиля с АКПП проводится с запущенным двигателем, потому что масляный насос, который обслуживает коробку передач, работает лишь при запущенном двигателе, в обратном случае детали трансмиссии будут функционировать без смазки. Коробку передач необходимо поставить в положение «N». Скорость при буксировке автомобиля с «автоматом» не может превышать 50 км/ч, или же указанной в руководстве по эксплуатации, а расстояние буксировки должно быть не более 50 км.

В том случае, когда автомобиль с автоматической коробкой передач выступает как буксир, нужно придерживаться следующих правил: буксируемый автомобиль не должен превышать вес буксировщика; ограничение скорости буксировки 40 км/ч; коробка передач в положении «2» или «3», и ни в коем случае не в положении «D»; и буксировка на жесткой сцепке. Буксирование автомобилей с АКПП не очень безопасное, и если есть такая возможность, то его лучше избежать и воспользоваться услугами эвакуатора.


Незаменимый автомобильный аксессуар, жесткая сцепка для легковых автомобилей своими руками собранная и уложенная, как говорится «на чёрный день», может понадобится в любой момент. При этом нет требований к тому новая машина, прошедшая 200 или более тысяч километров. Автомобиль - это многочисленные механизмы и электроника, связанные в одно целое, а от внезапной поломки одного из них нет никакой гарантии.

Почему она так нужна?

Жесткая сцепка для легковых автомобилей своими руками нарисованная на чертеже и собранная с помощью минимального набора инструментов, сможет выручить вас в пути. Она легко складывается и убирается в багажник, практически не занимая там места. А роль при буксировке, наверное может представить каждый. В первую очередь, это возможность самой буксировки. Поломавшись в пути, если вы и найдёте незнакомого человека, изъявившего желание «дотащить» вас до нужного места, рассчитывать, что он даст вам свой трос, не стоит. Кроме этого, не исключён вариант того, что при интенсивном движении вы не ударите своего оппонента в задний бампер, при буксировке на мягкой сцепке.

Важно! Согласно Правилам Дорожного Движения РФ, жесткая сцепка должна иметь длину не более 4 м. При этом допускается уменьшение этой величины, но никак не увеличение.

Подробный мануал

Как говорилось ранее, изготовить жёсткую сцепку можно в домашних условиях. Предварительно нужно составить подробную схему конструкции, на которой будут указаны все нюансы готового изделия. Сделать его можно самостоятельно, отталкиваясь от многочисленной информации и фотографий, представленных в интернете.

Облегчённый вариант

Для того, чтобы всегда иметь её при себе, рекомендуется делать складывающуюся. Потому, для этого можно использовать 3 обрезка стальных труб, диаметром не менее 16 и не более 60 мм. Длина каждого из них должна быть около 1 м. Такие размеры позволят тащить даже малотоннажный грузовой автомобиль, типа Газели. Среднее звено соединяется двумя болтами с каждой стороны, в местах соприкосновения лучше сделать шарниры. С концов каждой крайней штанги приваривается головка с шайбой, фиксирующаяся болтом.

Это наиболее простой вариант изготовления жёсткой сцепки, применяемый к автомобилям массой не более 4,5 т. Среди основных преимуществ можно выделить мобильность устройства. Оно хранится в разобранном виде, в багажном отсеке, практически не занимает в нём места, а собирается в считанные минуты. Недостатком можно назвать слабые конструктивные свойства изделия, которые не позволяют его применение для транспортировки на дальние расстояния.

Интересно! Для удобства сцепления с буксирующим автомобилем, можно установить на верхнем отрезке съёмный кронштейн для соединения с фаркопом, аналогичный тому, который имеется на прицепах.

Складной буксировочный треугольник

Простое средство для безопасного буксирования автомобиля, без опасения попадания в дорожно-транспортное происшествие, по своей неопытности, подходящее для машин с вертикальным или горизонтальным расположением проушин. Для его изготовления используются аналогичные трубы, большей длины. Как вариант, допускается качественное соединение, путём сваривания. Однако в этом случае уже нет такой гарантии в целостности конструкции при её прямом использовании.

2 штанги соединяются в виде треугольника с помощью затяжки скобой, а в середине делается связывающая перемычка с отверстиями под болты, которая позволяет менять угол в зависимости от конструктивных особенностей буксируемого автомобиля и расположения его проушин. Такое устройство полностью соответствует требованиям по условиям безопасности.

Интересно! Устройство из двух труб, соединённых с одной стороны вместе, называется «А-образной жёсткой сцепкой».

ПДД и буксировка

Буксировка автомобиля разрешена только в том случае, когда в нём есть водитель, исключение составляют только варианты прочной фиксации «А-образным» способом, когда исключается вариант самопроизвольного изменения траектории движения. Кроме этого, в буксируемом автомобиле не должно находиться пассажиров, а для страховки требуется наличие дополнительного троса или цепи, на случай разрыва.

Если вас остановил сотрудник ДПС и попросил предоставить сертификат на самодельную сцепку, можно смело ответить, ему, что таких требований в ПДД пока ещё нет и данный вопрос не уместен. Потому, штраф за это выписать он не сможет.

Важно! С недавнего времени вступили в силу поправки в Правила, касающиеся буксировки ТС. Теперь управлять машиной, которая «тащит» за собой ещё одну, не может водитель, не имеющий опыта вождения более 2 лет.

Если ломается автомобиль во время его движения неожиданно и посреди дороги, то для решения проблемы возможны два варианта: чинить на месте либо буксировать его на гибкой или жесткой сцепке до какого-либо СТО.

На автомобильных курсах в теории частично знакомят с понятием буксировки на различных сцепках, а вот попрактиковаться доводится попробовать далеко не многим. В самих ПДД теме механической буксировке отводится целая глава и во время изучения очень часто встречается это понятие. Единственное значение его может означать как буксировку прицепа, так и буксировку автомобиля.

В данной статье будет рассмотрено, как правильно буксировать автомобиль на гибкой сцепке, а также при использовании жесткой сцепки. Эти два вида очень распространены и их очень часто можно встретить на дороге. Кроме них существует еще и третий вид - это буксировка методом частичной погрузки, которая также будет рассмотрена здесь.

Данный вид сцепки является одним из самых простых и часто встречающихся.

Гибкая сцепка - это специальный крепкий буксировочный трос, сделанный из прочного материала (стальной или матерчатый трос).

Такой гибкий трос у многих автомобилистов имеется всегда в багажнике, потому что он входит в обязательный комплект автомобилиста и его часто проверяют при прохождении техосмотра. Буксировка автомобиля при помощи стального троса не требует специальных документов у водителей. Ее могут использовать абсолютно все водители, имеющие водительские права и открытые категории на свои автомобили.

Для того чтобы использовать гибкую сцепку, на автомобиле должны быть специальные крепежи для буксировки, как спереди, так и сзади. На новых моделях автомобилей буксировочные крепления находятся в багажнике и при необходимости вкручиваться в специальные отведенные отверстия в бамперах.

Такой вид буксира наиболее часто встречается при буксировке автомобилей, относящихся к классу легковых.

Правила применения гибкой сцепки

Если автомобиль нужно транспортировать на гибкой сцепке, то должны соблюдаться предусмотренные для этого ПДД.

Водитель должен обратить внимание на следующие моменты:

  • трос на основе гибкой сцепки должен быть строго определенной длины, а именно не меньше 4 метров и не превышать длину 6 метров;
  • в автомобиле, который является буксируемым, т. е. тот который тащат на буксире сзади, должен всегда управляться водителем;
  • использующийся трос для буксировки должен иметь специальные обозначения - опознавательный значок из ткани или металла размером 20 на 20 см, сделанный на фоне белого цвета с красными чередующимися линиями в количестве минимум двух штук.

Буксировка на простой гибкой сцепке запрещается в следующих случаях:

  • у буксируемого авто в нерабочем состоянии находится тормозная система, а также неисправна и рулевая;
  • запрещается использовать данный вид буксира в зимнее время при условии гололеда на дорожном покрытии.

Если будут нарушены предусмотренные требования буксировки ТС, то водитель будет оштрафован сотрудником полиции на сумму 500 рублей.

Буксировочное приспособление, имеющее вид жесткой сцепки, отличается и имеет абсолютно другой вид нежели гибкая.

Жесткая сцепка - это такой вид буксира, при котором само приспособление изготовлено из металла, имеющее жесткую, не сгибающуюся конструкцию. Она может иметь вид простой трубы либо формы треугольника, т. е. по одной точке крепежа с каждых сторон либо две с одной и одну с другой.

Буксировка с помощью жесткой сцепки в редких случаях используется для транспортировки легковых авто, т. к. конструкция очень громадная и занимает много места, а также в отсутствии у многих автомобилей специальных креплений для такого приспособления. Она в силу своей формы предназначена для грузовых авто, тягачей, большой строительной техники, а также для автобусов и троллейбусов.

При сравнении с провисающимся тросом жесткая сцепка является более сложной, но зато имеет более надежное крепление. Движение с таким буксиром является также легче, потому что не нужен постоянный контроль расстояния между буксируемыми автомобилями.

Правила для буксировки авто на жесткой сцепке

Данный вид буксирования разрешено применять при следующих условиях:

  • длина конструкции, представляющая рассматриваемое соединение, должна быть в пределах до 4 метров;
  • если она имеет две точки крепления, то управлять автомобилем, который является в данный момент буксируемым обязательно должен водитель;
  • если конструкционная форма имеет три точки крепления, с одной одну и с другой две, то контролировать движение водитель буксируемого авто не обязательно;
  • если тормоза находятся в не рабочем состоянии, то буксировка возможна только в тех условиях, если буксируемый авто по своей массе легче буксирующего на 50%;
  • если неисправна рулевая колонка, то транспортировка на жесткой сцепке правилами запрещена;
  • если имеется гололедица на асфальтовом покрытии, то однозначно буксировать нельзя;
  • во время движения не должны находиться люди в салоне или кузове буксируемого ТС.

Буксировка посредством частичной погрузки

Кроме двух видов сцепок предусмотрен еще один вид буксировки, являющийся более сложным, который получил название буксировки методом частичной погрузки.

В данной технологии не используется вообще никаких буксирующих тросов. Главным и обязательным условием здесь должно быть наличие тяжеловесного эвакуатора, который в задней части кузова имеет специальное место для погрузки передней колесной базы автомобилей. Как уже стало ясно, частичная погрузка заключается в поднятии одной пары колес у буксированного автомобиля и помещением ее на эвакуатор. Последующие оси остаются на земле.

Метод частичной погрузки позволяет использовать буксировку в условиях, когда гибкая и жесткая сцепки невозможны - если не исправлены рулевая колонка и тормоза, а также в гололедицу.

Если у буксируемого автомобиля установлена АКПП, то никакой из данных трех видов буксировки использовать нельзя. Решением в таком случае будет только одно - использование автоэвакуатора, при котором автомобиль будет полностью поднят и не будет иметь соприкосновение колес с дорожным покрытием.

Подведя итог, стоит обратить внимание автовладельцев на то, что при любом виде буксировки, автомобили должны соблюдать скоростной режим и не превышать установленные 50 км в час. Также не стоит забывать о том, что буксируемый авто должен иметь работающую и включенную аварийку либо же установленный аварийный знак. При выполнении всех предусмотренных правил во время буксира из жесткой и гибкой сцепки, водители смогут избежать серьезных трудностей и штрафов от инспекторов ГИБДД.