Генри Форд — Гениальный миллиардер. Жизненные принципы генри форда Генри Форд — мастер на все руки

Страница 2

Конкуренты Форда.

Тем временем «Дженерал Моторз» уловила перемены в требованиях покупателей и стала предлагать им автомобили побольше размером, поразнообразнее цветом, поудобнее. Эти автомобили стоили чуть дороже, чем фордовская «Модель Т», но покупатель посчитал, что за автомобили «Дженерал Моторз» можно заплатить и побольше. Кроме того «Дженерал Моторз» стала предлагать сразу несколько разных марок автомобилей: шевроле, понтиаки, олдсмобили, бьюики, кадиллаки. А у Форда были только дешевая «Модель Т» и очень дорогой «Линкольн». Если человек добивался определенного успеха в жизни, но еще не такого, чтобы позволить себе ездить на «Линкольне», он искал нечто среднее между «Моделью Т» и «Линкольном», и находил это у «Дженерал Моторз». Форду изменило деловое чутье, чувство рынка.

26 мая 1927 года американские газеты писали: 15-миллионный автомобиль «Модели Т» сошел сегодня с конвейера фордовского завода в Ривер Руж под Детройтом. Хотя автомобили этой марки - самые успешные за всю историю автомобилестроения, они продаются все хуже и уступают место более современным моделям конкурентов. Ходят слухи, что Генри Форд собирается в ближайшем будущем заменить «Модель Т» новым, более совершенным автомобилем.

В 1927 году Генри Форд снял с производства свое главное детище - «Модель Т», и в январе 1928 года появилась новая «Модель А». Нововведением этой модели было устанавливаемое при сборке защитное ветровое стекло, ставшее с тех пор обязательным элементом автомобиля. Стекло могло быть цветным и 17 конфигураций. На всех 4 колесах были установлены тормозные колодки и гидравлические амортизаторы. Хотя новая модель понравилась и покупателям, и дилерам, прежние позиции Форда как безоговорочного лидера автомобильной промышленности восстановить уже не удалось.

Популярность автомобилей Форда продолжала падать и к 1940 году на долю корпорации приходилось уже менее 20% внутриамериканского рынка.

Ошеломляющему успеху Генри Форда вначале способствовало и то, что он собрал прекрасную команду талантливых инженеров и экономистов, которых позже, по сути, разогнал, сделавшись нетерпимым к ситуациям, когда ему указывали на ошибки в организации планирования, маркетинга и бизнеса в целом.

В 1945 году Генри Форд ушел с поста президента своей корпорации и 7-го апреля 1947 года, скончался в Дирборне в возрасте 83 лет.

Итак, Генри Форд - наиболее влиятельный бизнесмен XX-го века. Он, по сути, предопределил стратегию развития массового промышленного производства всего столетия: производство относительно недорогой продукции, но очень продуманно распространяемой. В основе этого - принципы, разработанные Генри Фордом. Они применяются в самых разных отраслях. На этом, например, выросли компании «Кока-Кола» или сеть ресторанов «МакДональдс». Здесь количество и общедоступность перекрывают изъяны качества. Еда в «Макдональдс» не Бог весть какая изысканная, но она весьма приемлемого качества, дешевая, и всегда рядом, на каждом углу. «Модель Т» Генри Форда - тоже не Бог весть какой автомобиль, но он был вполне приемлемым, дешевым, и его можно было купить повсюду.

Эта система, введенная Генри Фордом, стала основой успешно развивающегося бизнеса в 20-м веке. И более высокая плата за неквалифицированный труд на конвейере - тоже идея Форда, получившая в 20-м веке распространение во всех высокоразвитых странах. Автомобиль, более высокая заработная плата и личная заинтересованность рабочего в доходах предприятия - вот что сформировало в странах Запада средний класс. Уже в начале века люди, делавшие автомобили, оказались в состоянии купить эти автомобили. Эта ситема, предложенная и воплощенная Фордом, получила название Фордизм.

Форд изм, система организации массово-поточного производства, возникшая в США в 1-й четверти 20 в. Названа по имени американского, инженера и промышленника Г. Форда (Н. Ford, 1863–1947), который впервые ввёл её на своих автомобильных заводах в гг. Ривер-Руж и Дирборн (США).

Основой Фордизма и обусловленных им новых методов организации производства и труда стал сборочный конвейер. Каждый из рабочих, размещенный вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений (например, поворот гайки ключом), для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36% – от одного дня до одной недели, для 6% – одна-две недели, для 14% – от месяца до года.

Введение конвейерной сборки наряду с некоторыми другими техническими новшествами (типизация продукции, стандартизация и унификация деталей, их взаимозаменяемость и т.п.) привело к резкому росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило начало массовому производству. Вместе с тем Фордизм привёл к небывалому усилению интенсивности труда, его бессодержательности, автоматизму. Фордизм рассчитан на превращение рабочих в роботов и требует крайнего нервного и физического напряжения. Принудительный ритм труда, задаваемый конвейером, вызвал необходимость замены сдельной формы оплаты рабочей силы повременной. Фордизм, как и до него тейлоризм, стал синонимом методов эксплуатации рабочих, присущих монополистической стадии капитализма, призванных обеспечить повышение прибыли капиталистическим монополиям.

Стремясь подавить недовольство рабочих и не допустить их организованной борьбы в защиту своих прав и интересов, Форд ввёл казарменную дисциплину на предприятиях, насаждал систему шпионажа среди рабочих, содержал собственную полицию для расправы с рабочими-активистами. В течение многих лет не допускалась на предприятиях Форда деятельность профсоюзов.

В книге «Моя жизнь, мои достижения» (1924) Форд претендовал на роль некоего «социального реформатора» и утверждал, будто его методы организации производства и труда могут превратить буржуазное общество в «общество изобилия и социальной гармонии». Форд превозносил свою систему как заботу о рабочих, особенно более высокую заработную плату на своих предприятиях, чем в среднем по отрасли. Однако более высокие заработки связаны прежде всего с исключительно высокими темпами труда, быстрым изнашиванием рабочей силы, задачей привлечения всё новых рабочих взамен выбывающих из строя.

Выступления трудящихся против разрушительных социальных последствий Фордизма расцениваются буржуазными идеологами как сопротивление техническому прогрессу. В действительности рабочий класс борется не против технического прогресса, а против капиталистического использования его достижений. В условиях современной научно-технической революции и повышения общеобразовательного и профессионального уровня подготовки рабочего класса, усиления его борьбы Фордизм стал тормозом роста производительности труда.

В начале 70-х гг. некоторые капиталистические фирмы проводят эксперименты по модификации конвейерного производства в целях уменьшения монотонности, повышения содержательности и привлекательности труда, а следовательно, и его эффективности. Для этого реконструируются конвейерные линии: они укорачиваются, операции на них совмещаются, практикуется перемещение рабочих вдоль конвейера для выполнения цикла операций и т.п. Подобные мероприятия часто изображаются буржуазными социологами как проявление заботы предпринимателей о «гуманизации труда». Однако в действительности они диктуются стремлением приспособить Фордизм к современным условиям и тем самым усовершенствовать методы эксплуатации трудящихся.

Только при социализме достигается подлинная гуманизация труда: человек становится творческой личностью, уверенной в общественной ценности своей деятельности; постигает науку управления производством, государством, обществом. Любые формы технического прогресса, в том числе конвейер, применяются в условиях средней общественно нормальной интенсивности труда и сопровождаются облегчением и улучшением его условий.

Вернемся еще раз к началу. Генри Форд, прежде чем подошел к своей «Модели Т», создал 8 других моделей. Все они не были лучшими для своего времени. Но они были недорогими. Тогда и сформировалась главная мысль Форда: превратить автомобиль из предмета роскоши в предмет первой необходимости.

История жизни некоторых людей просто удивительна. Им пытаются подражать, завидуют, считают любимчиками фортуны. Но никто не задумывается, что их успех – это не только везение, но и результат изнурительного умственного и физического труда, соблюдение определённых жизненных принципов. Их взлёты чередовались с падениями, но настойчивость, приверженность идее и вера, не позволили им сдаться. История Генри Форда – пример достойный уважения для многих людей, стремящихся выйти за рамки круга своего привычного существования и пытающихся достичь определённых целей. Принципы жизни, ведения и организации бизнеса, которыми прославилась эта удивительная личность, имеют огромную популярность и сейчас не теряют своей актуальности.

Начало истории Генри Форда: карманные часы

Инженер, изобретатель, талантливый промышленник, первопроходец контейнерного производства, основатель Ford Motor Company родился в 1863 году около Дирборна (штат Мичиган). Отец Генри владел фермой. Жизнь сельского мальчика ничем не отличалась от жизни сверстников. Помощь родителям по хозяйству, посещение сельской школы предвещали однообразную жизнь и бесперспективный труд. Генри был противником такого положения вещей, он на дух не переносил сельское хозяйство и постоянно задумывался о создании другой для себя жизни. Отец это замечал и считал мальчика неисправимым лентяем, но ничего не мог поделать, так как вся работа выполнялась хоть и с неохотой, но зато – безукоризненно.

Подаренные отцом карманные часы полностью перевернули мировоззрение Форда. Мальчик открыл их крышку для того, чтобы посмотреть устройство. Перед ним возник новый мир. Каждая деталь, не представляющая отдельно никакой ценности, взаимодействовала с остальными. Поломка одного винтика или пружины могли привести к сбою всего механизма. И только слаженная работа всех частей обеспечивала идеальный ход часов.

После этого Генри начал задумываться об устройстве мира. Каждый человек представляет именно маленькую деталь, и только взаимодействие с остальными придаёт ей значимость. Успех зависит от правильно организованной управленческой деятельности, знания, какой рычаг нажать в нужный момент.

Принцип Генри Форда 1

Если делом занимаются больше одного человека, это должно быть партнёрство. Даже если бизнесмен нанимает на работу рассыльного, он выбирает партнёра.

В это же время будущий бизнесмен соорудил себе маленькую мастерскую, где проводил всё свободное от работы время. Именно в ней он создал свой паровой двигатель – первое собственное изобретение. Кроме этого, мальчик занимался починкой часов. Этим он зарабатывал деньги на карманные расходы и дальнейшее занятие своим любимым делом.
Однажды, возвращаясь домой, Генри заметил необычное устройство, из которого шёл пар. Восторгу не было предела. Самоходный механизм так поразил воображение Форда, что несколько минут проведённые в кабине водителя казались смыслом всей жизни.

В возрасте 15 лет, будущий миллионер пришёл к окончательному выводу, что сельское хозяйство его не интересует, бросил школу и ушёл из дома. Добравшись до Детройта, он устроился на завод по производству вагонов для конки, где стал учеником инженера. Успех Форда в работе и его талант находить за короткое время самые сложные поломки начали вызывать зависть у других сотрудников. Совместными усилиями они добились увольнения ценного сотрудника буквально за неделю.

Судостроительный завод – следующее место работы Форда. Очень маленькая зарплата не давала возможности нормально жить, и Генри начал подрабатывать ремонтом часовых механизмов. Генри менял одну работу за другой. Порой ему казалось, что цепь неудач не закончится никогда. Однако многочисленные увольнения и безденежье не были преградой. За все это время страсть к автомобилям не утихала ни на минуту. Каждое свободное мгновенье проводились опыты над созданием своего детища.

Принцип Генри Форда 2

Неудача – это возможность. Вы можете начать все сначала, но с учетом сделанных ошибок

Отец талантливого молодого человека не оставлял надежды вернуть сына в семью. Генри получал 40 акров земли в обмен на отказ от занятия своим любимым делом. Так как другого выхода не было, он согласился на такие условия, построил лесопилку и занял должность её управляющего. Отец был обманут. Идея создания самоходной коляски не утихла ни на минуту.

Принцип Генри Форда 3

Если хочешь чего-то добиться в жизни, надо научиться лгать

Первый успех пришёл в 1888 году с женитьбой на Кларе Браент. Жена была на три года младше Форда, у них было много общих интересов. Её вера в своего мужа не знала границ. В самые трудные моменты она была именно той движущей силой, которой заставляет двигаться вперёд. Клара никогда не вмешивалась в дела мужа, однако, всегда проявляла большую заинтересованность.

Генри Форд о личной жизни: Инженера спросили, как бы он прожил жизнь, если бы она была начата сначала. Тот ответил, что это не имеет значения, главное чтобы прожить её вместе с женой.

Детройт стал следующим местом, куда вскоре перебралась семейная пара. Генри устроился инженером в местной электрической компании. Эта должность соответствовала интересам молодого изобретателя. Через пять лет после женитьбы молодой изобретатель, после нескольких дней беспрерывной работы, завершил эксперимент по строительству своего автомобиля. Посреди ночи было сообщено жене, что сейчас будут проведены испытания по его запуску. Своим внешним видом конструкция не впечатлила Клару.

Конструкция на велосипедных шинах примерно 500 фунтов веса имела довольно нелепый вид.
Генри забрался внутрь, повернул ручку и мотор заработал. Двигатель урчал, ревел, хрипел, коляска изрядно тряслась, но начала двигаться. При тусклом свете керосиновой лампы на передней части, машина двинулась. Эта история закончилась примерно через час. Под проливным дождём Форд вернулся домой. Он толкал своё изобретение, так как в пути произошла механическая поломка, но доехал до того места, к которому стремился. Успех был налицо. Первый шаг к осуществлению мечты был сделан.

Принцип Генри Форда 4

Если делать то, что делаете всегда, то и получите то, что получали всегда

Чтобы прокормить семью, приходилось работать сразу в нескольких автомобильных компаниях. Форд был очень талантливым работником. Когда была замечена большая трата денег на личные опыты, ему были предложены высокие должности взамен на отказ от его любимой деятельности. Инженер был в замешательстве. История мечты заканчивалась в то мгновенье, когда начиналась работа на кого-то другого.

Но, как всегда, поддержка жены сыграла решающую роль. Форд решил строить свой бизнес. Инженер начал искать компаньонов и людей, которые бы согласились финансировать проект. Он нашёл бизнесменов, которые дали ему деньги. Однако проект прогорел. Сначала не было спроса на автомобили, потом не было возможности найти единомышленников. Незнание Форда законов бизнеса влекло одну неудачу за другой.

Принцип Генри Форда 5

Кто противится законам природы и законам бизнеса, быстро могут почувствовать их могущество

Казалось, что успех никогда не придёт. Однако, третья попытка 40 летнего Генри увенчалась успехом. В 1903 году началась история известной фирмы «Форд Моторс Компани». Все её активы составляли из 28 тысяч долларов, скромного оборудования, инструментов и маленького помещения. Форд стал управляющим компании. Выпускаемые модели не пользовались популярностью.

И тогда к Генри пришло понимание, что спрос на автомобиль будет только при его простоте и приемлемой цене.

Спустя несколько лет был создан автомобиль, побивший все рекорды продаж. Доступная, даже людям среднего достатка, надёжная, простая в обращении модель «Т», обладала большой проходимостью. На работу в компанию принимались исключительно талантливые люди. Людям, которые приходили работать из-за денег, предпочитались талантливые самородки, увлечённые своим делом. Ведь образование Форда было не очень высоким, он не умел даже читать чертежи.

Принцип Генри Форда 6

Деньги на первом плане умаляют значимость работы. Страх неудачи, новых технологий, конкуренции не дадут делу двигаться

В 1913 году Генри Форд впервые внедрил конвейерное производство. Процесс сборки начал занимать несколько секунд, отдельную работу мог выполнять даже неквалифицированный сотрудник.

Принцип Генри Форда 7

Предприятие - это сообщество. Кто занимается своей работой, у того не хватает времени на чужую

А в 1914 году было принято самое революционно изменение трудовых отношений между работниками и администрацией компании. Небывалое повышение заработной платы, уменьшение рабочего дня до 8 часов, а рабочей недели до 6 часов. Была введена надбавка к заработной плате для сотрудников без вредных привычек. Люди начали дорожить рабочими местами, текучка кадров перестала быть проблемой. Кроме того, у рабочих появилась возможность приобрести автомобиль Компании. Успех не заставил себя долго ждать – продажи взлетели моментально.

В 1919 году семья Фордов выкупает все акции компании и становится единоличным владельцем «Форд Моторс Компани». Полный успех пришёлся на начало 20-х годов. Автомобильный король обошёл всех конкурентов. Компания владела заводами, железными рудниками и угольными шахтами. Другие предприятия также обеспечивали полноценную деятельность «Форд Моторс Компани». Киностудия, издательство, аэропорт входили в империю Форда. Способность обеспечить собственное производство привело к независимости от внешней торговли.

Однако успех не был постоянным спутником бизнесмена. Падение продаж, судебные тяжбы, недобросовестные конкуренты не давали спокойно наслаждаться триумфом. Но мечта была исполнена.

Принцип Генри Форда 8

Не надо хотеть вещей, которые можно купить за деньги. Улучшайте мир, в котором живете

В 1947 году великого человека не стало. Мечта, стремление, вера в успех – это именно те качества, которых не хватает многим.

Можете вы выполнить что-либо или уверены, что не можете, - в обоих случаях вы правы ” / Генри Форд

Изучение биографий успешных людей не ставит перед собой целью скопировать их модель поведения. Вы, мой уважаемый читатель, должны понимать, что именно ваша индивидуальность делает вас достойным успеха.

Герой нашей сегодняшней статьи, Генри Форд, так говорил по этому поводу: «Все машины Форда совершенно одинаковы, но не существует двух совершенно одинаковых людей». Основная задача каждого человека – найти свою искру индивидуальности и «не давать ей погаснуть – это ваше единственное подлинное основание для того, чтобы играть важную роль».

Но, подобно тому, как молоток служит идеальным инструментом для забивания гвоздей, некоторые качества человека и методы решения задач столь эффективны, что такие «инструменты» стоит взять на вооружение.

Именно о них и пойдет сегодня речь.

Генри Форд, легендарный бизнесмен ХХ века, организатор поточно-конвейерного производства и «отец» автомобильной промышленности, родился 30 июля в 1863 году на ферме недалеко от Дирборна, штат Мичиган.

Его семья была вполне зажиточной, но, как отмечал Форд, «в хозяйстве было слишком много труда, сравнительно с результатами». Образование, оставлявшее желать лучшего, Генри получил в церковной школе. Уже взрослый Форд, составляя важные договоры, по-прежнему допускал ошибки. Однажды он подаст в суд на газету, обозвавшую его «невежественным», и на обвинение в необразованности ответит: “Если мне … нужно было бы ответить на ваши дурацкие вопросы, мне стоило бы только нажать кнопку в кабинете, и в моем распоряжении появились бы специалисты с ответами”.

Не безграмотность Форд считал недостатком, а нежелание применять ум в жизни: «Самая трудная вещь на свете - это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются».

12-летним мальчишкой Генри впервые увидел локомобиль. Встреча с экипажем с мотором произвела на Форда огромное впечатление и с этого начались его попытки сконструировать движущийся механизм. Родители не одобряли его увлечение механикой и мечтали видеть Генри добропорядочным фермером. В 17 лет, когда он поступил учеником в механическую мастерскую, они считали его «почти погибшим».

Через 4 года Форд возвращается домой, и совмещает дневную работу на ферме с ночными бдениями над очередным изобретением.

В 1887 году он женится на дочери фермера Кларе Брайант, с которой и проживет всю свою жизнь. Через 4 года у пары рождается сын Эдсел. Клара была умной и спокойной женщиной, ставшей настоящей помощницей неутомимому Генри. Как-то на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, Форд ответит так: «Только если можно снова жениться на Кларе”.

Для облегчения работы на ферме, Форд придумывает молотилку зерна, работающую на бензине. Патент на это изобретение Форд продает Томасу Эдисону, и тот приглашает Генри в свою компанию. Однако и там, на должности главного инженера, Генри по-прежнему больше всего привлекают машины.

Он был просто одержим идеей создать автомобиль, доступный всем. Форд правильно полагал, что: «сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически». В 1893 году, в свободное от работы время, Форд конструирует свой первый автомобиль.

Руководство компании не одобряет опытов Форда и советует от них отказаться. Но Генри остается верен своей идее превратить авто из предмета роскоши в средство передвижения, и, полный надежд на будущее, уходит со службы: «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса».

В 1899 году он становится совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но в 1902 году из-за разногласий уходит и оттуда.

Но если уж Форд замахнулся превратить миллионы простых пешеходов в гордых владельцев авто, то на выбранном пути ничто не может ему помешать:

«Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!»

За рулем своего изобретения, Форд объезжает потенциальных клиентов. Но новый «фордмобиль» не пользуется спросом, и обыватели дразнят Генри «одержимым с Бегли-стрит». Но разве он сдается? Нет. Форд в очередной раз демонстрирует свой подход к жизненным неудачам, считая их «возможностью начать заново, но уже более мудро». Он полагал, что честная неудача не унизительна, а унизителен страх перед неудачей. С ним трудно не согласиться.

Ведь вряд ли на свете есть человек, у которого все и всегда получается с первого раза. Упорство, решительность и настойчивость – вот качества настоящего борца. «Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение », – так считал Генри Форд.

В 1902 году он делает своему автомобилю потрясающую рекламу – за рулем своей машины в автогонках он опережает чемпиона Америки! Ай да Генри! Лучшую пиар-компанию сложно и придумать, а уж Форд, как никто другой, понимает значимость рекламы: «Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я отдал бы на рекламу».

Кто же не любит быть рядом с победителем? Вскоре клиентура Форда стала расти. За счет привлечения инвесторов, Генри в 1903 году основывает компанию имени себя – Ford Motor Company.

Все усилия он бросает на создание универсального автомобиля, простого, надежного и дешевого. В то время идея «машины для всех» была многим не понятна, массовый автомобиль являлся чем-то фантастическим, как сейчас, к примеру, «массовый самолет». Однако все это Генри мало волнует, ведь он верит, что «все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».

Форд упрощает конструкцию автомобиля, стандартизирует его детали и механизмы. Он первый в мире внедряет конвейер в производство машин. Это инновационное решение в мгновение ока выводит его в лидеры автопрома, и оставляет конкурентов далеко позади.

И хотя конвейер использовали в XIX веке и до него, когда мы говорим «конвейер» – подразумеваем именно Генри Форда, человека, который достиг с его помощью своей мечты и небывалого успеха.

В 1908 году с выпуском модели «Форд-Т» к компании приходит удача. «Форд-Т», разработанный Генри самостоятельно, не отличался дорогой отделкой, но был практичен и стоил намного дешевле автомобилей конкурентов. За рулем переделанного в санитарный фургон «Форда-Т» ездил сам Эрнест Хемингуэй.

Продажи «Форда-Т» приносят огромную прибыль, ведь девизом Форда всегда было «дешево и хорошо», а не «дешево и плохо»: Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.

В 1909 году «Форд-Т» стоит 850$, в 1913 году – 550$. В 1914 году компания отмечает выпуск 10-миллионного «Форд-Т». В то время 10% всех автомобилей в мире составляли именно эти машины.

В том же 1914 году Генри Форд решает повысить зарплату рабочим до 5$ в день. Он полагал, что:

«Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей ».

Наверно, главный секрет Форда кроется не столько в новшествах на производстве, сколько в человечном отношении к ближнему: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения».

Именно на предприятии Форда впервые в США рабочие получают 8-часовую смену, 6-дневную рабочую неделю и оплачиваемый отпуск. «Человек, придумавший выходной», дополнительно вознаграждал некурящих и непьющих работников.

Люди выстраивались в очередь, чтобы получить работу у Форда. Он же при подборе персонала оценивал лишь готовность работать:

«Мне всё равно откуда пришёл человек – из тюрьмы Синг-Синга или Гарварда. Мы нанимаем человека, а не историю».

Вопросов с текучестью кадров не возникало, хотя дисциплина на фабрике была жесткой. «Время не любит, когда его тратят впустую» , – говорил Форд, не позволяя расслабляться ни себе, ни рабочим. Он был убежден, что: «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».

На своем предприятии Форд внедрял принцип “поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации”.

Решив, что бумажное делопроизводство тормозит процесс выпуска машин, Форд на своем заводе – гулять так гулять! – упразднил статистику. В компании Форда отсутствовали производственные совещания, не велась лишняя документация и не было связей между отделами.

Тем временем, благодаря Генри Форду, все больше и больше людей обзаводилось 4-колесным другом. Его рабочие, получая приличную зарплату, покупали «Форд-Т», и вскоре рост продаж принес такую прибыль, что Форд выкупает все доли акционеров компании.

«Кто должен быть боссом?» – все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может петь тенором» , – заявлял г-н Форд, теперь уже полноправный хозяин фирмы.

К началу 1920-х годов Генри Форд продавал машин больше, чем все его конкуренты вместе взятые; из 10 покупаемых в США машин, 7 были его производства. Именно в это время он получает титул «автомобильного короля».

Форд вкладывает деньги в покупку других заводов, рудников, угольных шахт, и всего того, что требуется для выпуска машин. Таким образом, «владелец заводов, газет, пароходов» создает целую империю, независимую от внешней торговли.

При этом преуспевающий промышленник не зацикливается на долларах, именно ему принадлежит фраза:

«Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни».

В 1922 году Форд выпускает автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения», написанную ярко и образно.

Однако спокойно дожить до пенсии, пожиная плоды прошлых успехов, Генри Форду не дают ни конкуренты, ни покупатели. Продажи самого доступного авто начинают падать.

Создатель «Форда-Т» полагал, что «если однажды купили, то и всегда покупать будут». Однако люди захотели разнообразия, а Форд мог предложить лишь «автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный».

Компания General Motors предоставила покупателям разные модели автомобилей, и побила конкурентное преимущество Форда – доступность – продавая машины в кредит.

К 1927 году продажи «Форда-Т» настолько снизились, что Форду угрожало разорение. «Доброжелатели» предвкушали крах бизнесмена, но Форд не сдался и на этот раз. Ведь если вчерашние убеждения себя не оправдали, это лишь повод придумать что-то новое: «Они есть повсюду – эти странные люди, которые не знают, что вчера – это вчера, и которые каждое утро просыпаются с прошлогодними мыслями в голове».

Новый взгляд на сложившуюся ситуацию – это тот метод решения задач, которому не стоит пылится в багаже современного человека.

На своем примере Форд показал, что позитивное мышление работает и приносит результаты. Если ты уверен, что удача к тебе придет, так оно и будет: «Размышления о будущем, желание сделать больше, приводят ум в такое состояние, когда кажется, что нет ничего невозможного».

Форд приостанавливает производство и распускает почти всех рабочих, а сам работает над созданием очередного автомобиля. В 1927 году он представляет новую модель «Форд-А» (прототип советской «Победы»), выгодно отличающуюся от существующих по техническим характеристикам и внешнему виду.

Форд опять выходит победителем. Он до 30-х годов руководит компанией, а после передает дела своему сыну, но опять возвращается на пост главы фирмы после его смерти в 1943 году.

Генри Форд ушел из мира в возрасте 83 лет, там же, где и родился – в провинциальном городке Дирборн.

В настоящее время созданная им компания является 4-й в мире по объёму выпуска автомобилей за весь период существования.

Генри Форд, воплотивший «американскую мечту», видел свою миссию в том, чтобы улучшить быт людей, ведь для него автомобили были не только машинами, но большим – источником радостей. И когда журналисты спрашивали его, чего может желать такой богатый человек, Форд отвечал им так:

“Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу” .

Достойный ответ, над которым нам всем можно задуматься.

Генри Форд - история успеха знаменитого бизнесмена автомобилестроителя (2 часть)

Большинство автомобилей «Форд-Т», десятки лет бегающих по дорогам всего мира, были черного цвета. Ловкий маркетолог Генри Форд неоднократно повторял, что покупатель может купить машину его производства любого цвета, но этот цвет должен быть… черным. Он всеми способами хотел утвердиться в глазах покупателей и общественного мнения консерватором, раз и навсегда приверженным к черному цвету. На самом же деле из-за внедрения в 1913 году конвейера только импортный быстросохнущий японский черный лак успевал высохнуть к тому времени, когда машине нужно было уже с него сходить.

Как только появились быстросохнущие краски и лаки других цветов, с конвейера стали сходить разноцветные «Форд-Т». (Кстати, до внедрения конвейерной сборки на предприятии Форда выпускались автомобили различных цветов.) Автомобильный магнат, который первым в мире внедрил конвейерную сборку автомобилей, не хотел давать конкурентам ни малейшего шанса найти хоть какой - либо недостаток в новой форме организации производственного процесса.

Существуют различные версии того, как Генри Форд изобрел такую ныне общеизвестную и естественную форму организации автомобильного сборочного производства, как конвейер. Одни историки автомобильной промышленности утверждают, что американскому промышленнику эту идею «подсказал» вид клерка, который на роликовых коньках быстро и ловко развозил почту по конторе.

Другие утверждают, что автомобильный магнат придумал конвейер после того как однажды увидел на мясокомбинате технологию разделывания говяжьих туш, которые в подвешенном состоянии перемещались на крюках от одного рабочего к другому. Но, по сути, сейчас уже все равно, что подсказало Форду организовать на своих заводах конвейерную сборку автомобилей. Важным для развития не только американской, но и мировой автомобильной промышленности является то, что узлы и детали стали с большой точностью подаваться к собираемым автомобилям, перемещающимся по конвейеру.

Внедрение технологии конвейерной сборки автомобилей значительно повысило производительность труда особенно после того, как на заводе был произведен глобальный Ремонт окон. Так, если в самом начале становления фирмы на изготовление автомобиля требовалось 12,5 часа, то в 1927 году лишь 24 секунды! Если в 1908 году «Форд мотор компани» производила по 100 машин в день, то в последний год выпуска модели «Т» в 1927 году фирма за сутки (т. е. за три рабочие смены по восемь часов) производила уже 9173 автомобиля! Если в 1914 году было изготовлено около 200 тыс. автомобилей, то 10 лет спустя уже в десять раз больше, то есть почти 50 процентов мирового производства!

Генри Форд уже считал выпускаемые автомобили миллионами, что, естественно, находило отражение в корпоративных праздниках. Например, 10 декабря 1915 года стал особым днем, так как с конвейера сошел миллионный фордовский автомобиль. А 4 июня 1924 года отмечался выпуск уже десяти миллионного «Форда».

Соответственно с возросшими объемами производства увеличилось и количество занятых на нем рабочих. Так, если в 1903 году в «Форд мотор компани» работали лишь 311 человек, то в 1914 году уже около 13 тысяч!

Большая масса получаемой прибыли позволила Форду в 1914 году увеличить зарплату рабочим до пяти долларов в день, сократив рабочий день до восьми часов (средняя зарплата в отрасли в то время составляла 2,34 доллара за девятичасовую работу). Кстати, установление восьмичасового рабочего дня позволило промышленнику ввести на своих предприятиях трехсменную, т. е. круглосуточную работу. В 1929 году рабочая зарплата была поднята до семи долларов в день. Но в 1932 году, вследствие разразившегося в США экономического кризиса и последовавшей за ней «великой» депрессией, Генри Форд снизил ее до четырех долларов.

Однако поступательное и динамичное развитие «Форд мотор компани» не было «безоблачным и феерическим». Автомобильному магнату в то время пришлось столкнуться со многими серьезными проблемами как внутреннего, так и внешнего характера. Вот некоторые из них.

В 1879 году американец Г. Зельден подал заявку на регистрацию патента на идею изобретения, которое он сформулировал следующими словами: «постройка простого, прочного и дешевого уличного локомотива, имеющего небольшой вес, легко управляемого и достаточно мощного, чтобы преодолевать средние подъемы». Эта заявка была официально зарегистрирована, а в 1895 году Департамент привилегий (так в то время называлось американское патентное ведомство) выдал Г. Зельдену соответствующий патент.

Примечательно, что автор заявки не предоставил ни технической документации, ни хотя бы чертежа того устройства, которое хотел запатентовать. Даже самый элементарный здравый смысл должен был подсказать тогдашним чиновникам, которые, скорее всего, выдали Г. Зельдену патент, даже не вникнув в суть заявки, что бессмысленно выдавать патент на то, что уже изобретено, ибо в 1885 году немецкий инженер и изобретатель Карл Бенц изготовил первый в мире трехколесный автомобиль. А в 1886 году другой талантливый немец - Готлиб Даймлер создал уже автомобиль на четырех колесах.

Однако в условиях жесткой рыночной конкуренции, когда, как говорится, «все средства хороши» конкуренты Генри Форда, заручившись согласием владельца патента и высокопарно назвав себя «Ассоциацией лицензированных производителей», через пять недель после образования «Форд мотор компани» подали на нее в суд, преследуя цель запретить Форду выпускать автомобили.

Шесть лет длилось судебное разбирательство. Были собраны целые тома доказательств, убедительно и ясно показывающих, что «патент Зельдена» не имеет никакого отношения к массовому производству автомобилей, а сама выдача подобного «документа» является грубой чиновничьей ошибкой. Однако в суде первой инстанции в 1909 году Генри Форд проиграл.

Была подана апелляция в суд следующей инстанции. Пока шло повторное рассмотрение дела, конкуренты Форда стали распускать слух о том, что каждый владелец автомобиля, выпущенного «Форд мотор компани», будет оштрафован. В конце концов, в 1911 году Форд выиграл дело во второй инстанции! Ничто в то время так не содействовало популярности Генри Форда, как творческой личности и руководителя процветающего предприятия, как выигранный им этот судебный процесс!

Но козни конкурентов не были единственной проблемой развития «Форд мотор компани». По мере расширения предприятия между Генри Фордом и основными акционерами стали происходить трения по вопросам управления фирмой. Форд, которому со дня основания корпорации принадлежало лишь 25,5 процента ее акционерного капитала, считал, что для успешного управления фирмой этого явно недостаточно. В 1916 году он приобрел дополнительное количество акций, став владельцем 51 процента пакета акций предприятия (в скором времени он его увеличил до 59 процентов Самым же большим желанием магната было получение 100 процентного контроля над «Форд мотор компани».

Некоторые акционеры были недовольны тем, что Генри Форд практически всю получаемую прибыль вкладывает в развитие производства. Так, братья Доджи в 1916 году подали на него в суд, обвинив в том, что расширение производства влечет за собой снижение дивидендов акционеров. На этот раз Форд проиграл судебный процесс не только в первой инстанции в 1917 году, но в 1919 году и во второй инстанции. В судебном решении было отмечено, что Форд, в первую очередь как руководитель предприятия, должен был стремиться обеспечить максимальную прибыль для акционеров. По постановлению суда он должен был выплатить акционерам дополнительные дивиденды.

Недовольный, по его мнению, несправедливым решением суда, будучи уверенным в том, что суд и несколько акционеров мешают ему управлять фирмой и принимать решения, необходимые для процветания «Форд мотор компани», Генри Форд в декабре 1918 года ушел в отставку с должности президента компании, отказавшись от нее в пользу своего сына Эдсела. Весной 1919 года он выступил с публичным заявлением, сказав, что в ближайшее время собирается организовать новую автомобилестроительную фирму, которая будет выпускать машины лучше и дешевле, чем «Форд-Т». На вопрос журналистов о том, как же будет после его ухода развиваться «Форд мотор компани», Генри Форд высокомерно заявил, что он дескать не знает, что будет с фирмой, но он точно знает, что та часть предприятия, которая ему не принадлежит, не может быть ему продана.

Хитрость Генри Форда сработала, и рыночная стоимость акций «Форд мотор компани» стала резко снижаться. Этим и воспользовалась семья Фордов: к июлю 1919 года Эдсел Форд выкупил оставшиеся 41 процент акций предприятия. Семье Фордов теперь принадлежал стопроцентный контроль над одним из крупнейших промышленных предприятий мира!

Однако Генри Форд официально не вернулся в «Форд мотор компани». Должность президента корпорации вплоть до своей смерти в 1943 году продолжал занимать его единственный сын - Эдсел. Тем не менее, основатель автомобильной индустрии не устранился от дел - он был фактической главой семейного бизнеса.

Под его руководством в период с 1918 по 1926 год в штате Мичиган недалеко от реки Руж, находящейся к юго-востоку от Детройта, был построен громадный автомобилестроительный заводской комплекс, который впоследствии получил название «Руж».

Строительство автомобильного гиганта для «Форд мотор компани» было объективной экономической необходимостью, так как постоянное увеличение количества выпускаемых автомобилей требовало все больших и больших производственных площадей. Кроме того, в «Форд мотор компани» были нередки случаи, когда подрядчики не поставляли вовремя для сборки на конвейере необходимые детали и узлы, ибо они просто не успевали их производить. Чтобы избежать перебоев в снабжении своих предприятий со стороны подрядчиков, Генри Форд стал организовывать складские запасы тех комплектующих, поставки которых могут неожиданно прерваться. Мало того, что их складирование требовало дополнительных больших помещений, но это еще и «замораживало» значительные оборотные средства.

Автомобильный «король» хотел, чтобы его производство было независимо от поставщиков. Он стремился к тому, чтобы «Форд мотор компани» стала вертикально выстроенным бесперебойно работающим концерном, в собственности которого находились бы все предприятия, связанные единым технологическим процессом производства готового продукта. Для достижения этой цели были приобретены железорудные месторождения, угольные шахты, завод по производству стекла, лесопилка с участком леса площадью почти в 200 тыс. гектаров, железная дорога и флот на Великих озерах.

Генри Форду удалось построить такой завод, который он хотел. В конце 1927 года первые автомобили стали сходить с конвейера автомобильного комплекса «Руж».

В 1931 и 1937 годах были отмечены памятные даты в истории «Форд мотор компани»: 14 апреля 1931 года был произведен двадцатимиллионный автомобиль, а 18 января 1937 года с конвейера сошел уже двадцатипятимиллионный «Форд».

Казалось, ничто не может затруднить поступательное развитие процветающей корпорации. Ее заводы производили автомобили в Канаде и Англии, в Бельгии и Италии, в Японии и Германии. Однако разразившаяся в Европе Вторая мировая война внесла существенные коррективы в планы развития «Форд мотор компани», и в начале 1942 года корпорация прекратила выпуск гражданских автомобилей, перейдя на изготовление военной продукции. Во время Второй мировой войны заводы Форда произвели 8,6 тыс. бомбардировщиков, 57 тыс. авиационных моторов, 278 тыс. джипов. Военная продукция, выпущенная корпорацией, в значительной степени способствовала разгрому фашистской Германии.

1943 год для семьи Фордов был отмечен печальным событием. В возрасте сорока девяти лет от рака желудка умер Эдсел Форд.

Отношения между отцом и сыном в различные периоды жизни Эдсела складывались по-разному. В школе он учился только на «отлично». Отец и сын вместе ходили на рыбалку. У них не было друг от друга секретов. Эдсел всегда прислушивался к мнению своего великого родителя. Следуя совету отца, Эдсел Форд после окончания школы не стал поступать в университет, а сразу пришел на работу в корпорацию. Он даже в одежде старался подражать Генри Форду - носил костюмы столь любимого автомобильным «королем» серого цвета, пестрые шелковые галстуки и непременно лакированные ботинки.

Мечтой Эдсела было создание исключительно элегантной, красивой и аэродинамически хорошо обтекаемой спортивной машины. Разрабатывая такой автомобиль, он мог ночи напролет просиживать в конструкторском бюро, изрисовывая эскизами целые кипы бумаги.

Однако по до сих пор непонятной причине в середине 20-х годов отношения между отцом и сыном резко изменились. Генри Форд совершенно неожиданно для всех стал отменять многие из распоряжений своего сына, увольнять сотрудников, которых Эдсел пригласил на работу, кричать на него. Эдсел Форд все это терпеливо сносил, очень переживал, но не подавал вида, что очень обижается на отца. В конце 30-х годов он стал жаловаться на боли в желудке. Врачи диагностировали, что Форд-младший болен неизлечимым заболеванием - раком желудка. Ему была сделана операция, но она лишь отсрочила на несколько недель его смерть.

После кончины своего сына в 1943 году Генри Форд официально вернулся на работу в «Форд мотор компани», заняв должность президента. Но в восемьдесят лет трудно руководить одной из самых крупных промышленных фирм мира, и он решил привлечь к управлению корпорацией своего внука, которого тоже звали Генри.

В последние годы своей жизни и особенно в период после смерти единственного сына Эдсела и приходом на работу в корпорацию своего внука Генри Форда II, на автомобильного «короля» большое влияние оказывал начальник службы персонала Г. Беннет. Бывший моряк и боксер, который начинал работу на фирме личным охранником магната, передвигался по штаб-квартире «Форд мотор компани» не иначе как в сопровождении двух бывших боксеров гориллообразного вида. Сам же Г. Беннет своим внешним видом внушал отвращение и ужас всем близким и домочадцам автомобильного «короля», так как его лицо с поломанным носом было иссечено шрамами и рубцами. Став руководителем службы персонала, он начал принимать на работу бывших уголовников и боксеров, а увольнять тех, кто пытался помешать этому. Подобная «политика» по работе с персоналом, а точнее полное отсутствие таковой, стала приводить к серьезным срывам в многолетней и отлаженной работе подразделений фирмы. «Уровень» работы новоявленного кадрового начальника может проиллюстрировать тот факт, что Г. Беннет в качестве пресс-папье использовал… кольт! Когда же он вместе со всеми теми, кого сам принял на работу, был уволен Генри Фордом II, то разбил в своем рабочем кабинете все, что только можно было сломать, начиная от телефона и кончая шкафом!

Генри Форд II (1917¾1987 гг.) в школьные годы не отличался хорошей успеваемостью, а точнее, был заурядным двоечником. К тому же он был очень рассеянным мальчиком, забывавшим дома то ручку, то учебник. Поступив после окончания школы в престижнейший Йельский университет, он так и не смог его закончить. А причиной этого стало следующее событие. Понимая, что не сможет написать дипломную работу, студент Генри Форд заказал ее написание (разумеется, под видом научно-прикладного исследования, которое якобы ему потребовалось по работе)… консультационной фирме. Однако его рассеянность сыграла с ним злую шутку. Сдав как свою дипломную работу выполненное на заказ «творение», Генри Форд II забыл вытащить из него чек об оплате, который лежал, как назло, между самыми первыми страницами «диплома». Разразился скандал, в результате которого юному ловкачу пришлось расстаться с Йельским университетом навсегда.

Вместе с тем молодой Генри был очень общительным, обаятельным и веселым собеседником и хорошим товарищем. У него было много друзей. Он не был ни напыщенным зазнайкой, ни высокомерным брюзгой. Когда к нему приходили гости, он всегда сам жарил им бифштексы, а после вечеринки развозил своих приятелей по домам. Юный Генри Форд умел создавать вокруг себя дружелюбную товарищескую атмосферу. Он умел мирить и сплачивать людей. Кроме этого, Генри обладал особым и очень редким качеством - он имел безошибочное чутье на новые перспективные идеи и на «дельных» людей.

С началом Второй мировой войны Генри Форд II пошел служить на военный флот. В 1943 году из-за смерти своего отца Эдсела Форда он прервал службу и вернулся к гражданской жизни, чтобы возглавить управление «Форд мотор компани», дела которой шли неважно. Сначала он был избран вице-президентом, а затем в 1945 году стал президентом корпорации, которой и руководил до 1979 года.

1947 год стал печальным как для семьи Фордов, так и для «Форд мотор компани», ибо 7 апреля в возрасте 83 лет в своем поместье «Фэа лайн», расположенном возле г. Дирнборн (штат Мичиган), умер Генри Форд I.

Продолжение следует...

Генри Форд о бизнесе, деньгах, автомобилях и ….цветах

"Когда кто-либо заводит разговор об усиливающейся мощи машины и промышленности, перед нами легко возникает образ холодного, металлического мира, в котором деревья, цветы, птицы, луга вытеснены грандиозными заводами мира, состоящего из железных машин и машин-людей. Такого представления я не разделяю. Более того, я полагаю, что, если мы не научимся лучше пользоваться машинами, у нас не станет времени для того, чтобы наслаждаться деревьями и птицами, цветами и лугами.

Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Они только средство для некоторой цели. Я, например, смотрю на автомобили, носящие мое имя, не только как на автомобили. …Для меня они - наглядное доказательство некоей деловой теории, которая, как я надеюсь, представляет собою нечто большее, чем деловую теорию, а именно: теорию, цель которой - создать из мира источник радостей. Факт необычайного успеха Общества Автомобилей Форда важен в том отношении, что он неопровержимо свидетельствует, как верна была до сих пор моя теория. Только с этой предпосылкой могу я судить существующие методы производства, финансы и общество с точки зрения человека, ими не порабощенного.

  • Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей.
  • Работу на общую пользу ставь выше выгоды.
  • Бизнес, который не производит ничего кроме денег - пустой бизнес.
  • Поражение - это просто возможность начать сначала, и на этот раз - более разумно.
  • Когда кажется, что весь мир настроен против тебя - помни, что самолёт взлетает против ветра.
  • Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм - это основа любого прогресса.
  • Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую - ту, которая ведет через труд.
  • Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.
  • Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения.
  • Лучше приложить все силы для усовершенствования хорошей идеи вместо того, чтобы гнаться за другими, новыми идеями. Хорошая идея дает ровно столько, сколько можно осилить сразу.
  • Если и существует некий секрет успеха, он заключается в способности принять точку зрения другого человека и видеть вещи под его углом зрения так же хорошо, как под своим собственным.
  • Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.
  • Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с этого естественного пути.
  • Благотворительная организация, не поставившая себе целью сделаться в будущем излишней, не исполняет подлинного своего назначения. Она всего-навсего добывает содержание для самой себя.
  • Самый рискованный бизнес - делать дело ради чистой наживы. Это напоминает азартную игру, играть в которую редко удаётся больше, чем пару лет."

Читайте цитаты миллиардеров и известных людей
о деньгах, бизнесе, успехе и просто о жизни
в наших группах в социальных сетях.