Регулировка золотника мтз гидроусилитель

Демонтаж и ремонт рулевого управления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.

Чтобы устранить неисправности, проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг, устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.

Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колоса используют прибор НИИАТ-402 (рис. 2.3.1).

Рис. 2.3.1. Определение свободного хода рулевого колеса трактора:
1 - прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 - рулевая колонка

Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель - на рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход рулевого колеса соответствует 25-30°, допустимый - 35°.

Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30-50 Н.

Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении червяк-сектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт 3. Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3) и пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1-0,3 мм. Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.



Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк- сектор поворотом регулировочной втулки:
1 - лимб;
2 - стрелка-указатель;
3 - стопорный болт;
4 - регулировочная втулка червяка;
5 - червяк

Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУРа:
1 - корпус ГУРа;
2 - крышка корпуса ГУРа



Рис. 2.3.4. Проверка зазора между упором и рейкой:
1 - рейка;
2 - щуп;
3 - упор



Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк- сектор установкой прокладок:
1 - корпус ГУРа;
2 - датчик блокировки дифференциала;
3 - регулировочные прокладки

Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.

Проверка технического состояния гидросистемы управления поворотом заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер).

Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении 5,0 МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50-60° С. Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный коэффициент 0,7 L

При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля (рис. 2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора отмечают подачу рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос заменяют.

Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис. 2.3.7).



Рис. 2.3.6. Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУРа:
а - подключение прибора;
б - схема проверки;
1 - прибор КИ-5473;
2 - нагнетательный трубопровод насоса;
3 - заливная горловина ГУРа

Рис. 2.3.7. Определение утечек масла в распределителе ГУРа:
а - подключение прибора;
б - схема проверки;
1 - прибор КИ-5473;
2 - входной рукав прибора;
3 - заливная горловина ГУРа;
4 - распределитель ГУРа

Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:

номинальная

допустимая

Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:

номинальное

допустимое

Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения коленчатого вала поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа. Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют.

Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом проверяют манометром, который вворачивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).

Рис. 2.3.8. Проверка и регулировка давления срабатывания предохранительного клапана:
1 - манометр; 2 - регулировочный винт с контргайкой

Для проверки пускают дизель трактора и при (номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.

Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления.

Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры рулевых тяг.

Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию) передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20 Н*м и отпускают ее до совпадения отверстий под шплинт.

К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности пред охранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).

Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.

Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9-2.3.30.

Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4. При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.

Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4-6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5-6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50 Н.




Рис. 2.3.10. Гидроусилитель руля (ГУР):
а - общий вид; б - взаимное расположение деталей
1 - корпус усилителя; 2 - рейка; 3 - силовой цилиндр; 4 - поршень; 5 - предохранительный клапан; 6 - золотник; 7 - поворотный вал; 8 - верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 - регулировочный болт поворотного вала; 10 - сектор; 11 - червяк рулевого механизма; 12 - датчик блокировки дифференциала; 13 - сливной патрубок; 14 - рулевая сошка

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки:
1 - наставка;
2 - рулевая сошка;
3 - сливной патрубок;
4 - гайка поворотного вала



Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки дифференциала:
1, 10 - болты;
2 - крышка;
3 - пружина;
4 - золотник;
5 - толкатель;
6 - кольцо;
7, 9 - корпуса;
8 - клапан;
11- кран



Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя:
1 - трубка подвода масла;
2 - корпус ГУРа;
3 - сетчатый фильтр;
4 - редукционный клапан



Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала:
1 - корпус ГУРа;
2 - поворотный вал с сектором

Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу



Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала

Рис. 2.3.16. Снятие датчика блокировки дифференциала

Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала



Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки



Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа

__________________

ГУР Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 предназначен для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте.

Гидроусилитель установлен на переднем брусе трактора и представляет собой рулевой механизм с червячной парой, взаимодействующей с гидравлическими узлами – силовым цилиндром и распределителем.

Распределитель гидроусилителя 13 сообщен маслопроводами с установленным на двигателе насосом, с силовым цилиндром и корпусом гидроусилителя 5, являющимся одновременно масляным баком гидросистемы рулевого управления. В сливной магистрали расположены редукционный клапан 10 и фильтр 15.

Рис.91. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2

1 – сошка; 2 – гайка сошки; 3 – сливная пробка; 4 – поворотный вал; 5 – корпус; 6 – упор рейки; 7 – регулировочные прокладки; 8 – шток; 9 – поршень; 10 – передняя крышка цилиндра; 11 – упорный подшипник; 12 – шайба; 13 – сферическая гайка; 14 – золотник; 15 – пробка; 16 – клапанная крышка; 17 –
регулировочный винт клапана; 18 – червяк; 19 – болт крепления регулировочной втулки; 20 – регулировочная втулка; 21 – сектор; 22 – гайка; 23 – рейка; 24 – регулировочный болт; 25 – верхняя крышка; 26 – контргайка; 27 – сливной фильтр; 28 – редукционный клапан; 29 – кран управления; 30 – золотник датчика блокировки дифференциала; 31 – маховичок крана управления.

Поворот направляющих колес при малых сопротивлениях повороту происходит без включения в работу гидросистемы. Усилие от рулевого колеса на сошку 18 передается червяком 4 через сектор 7 и поворотный вал 21.

Усилие, передаваемое на сошку, меньше усилия, необходимого для сжатия трех пружин и перемещения золотника распределителя 13. Золотник находится в нейтральном положении и поток масла от насоса проходит через распределитель на слив в корпус 5.

При больших сопротивлениях повороту золотник смещается от нейтрального положения, соединяя одну полость цилиндра гидроусилителя со сливом, а вторую с нагнетательным маслопроводом насоса.

Под давлением масла шток 25 через рейку 9 поворачивает сектор 7 с валом 21 и сошку 18. По прекращении действия усилия на рулевом колесе золотник распределителя возвращается в нейтральное положение и поворот колес прекращается. В нейтральном положении золотник удерживается пружинами, максимальное давление при повороте ограничивается предохранительным клапаном 19.

Схема принципиальная ГУР тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 представлена на рисунке.

Рис.92. Схема принципиальная ГУР тракторов Беларус МТЗ-82-1, 80-1 с краном блокировки дифференциала

1 – муфта блокировки; 2 – щуп; 3 – маховичок управления; 4 – золотник; 5 – корпус; 6 – шток; 7 – поршень; 8 – цилиндр; 9 – маслопровод датчика блокировки; 10 – редукционный клапан; 11 – крышка; 12 – сферическая гайка; 13 – распределитель; 14 – клапанная крышка; 15 – сливной фильтр; 16 – масляный бак; 17 – насос ГУР; 18 – пружина; 19 – предохранительный клапан; 20 – ползун; 21 – регулировочная втулка; 22 – червяк; 23 – сектор; 24 – поворотный вал; 25 – сошка; 26 – рейка; 27 – упор рейки (корпус датчика блокировки); 28 – маслопровод муфты блокировки.

Регулировки гидроусилителя рулевого управления

В ГУР Беларус МТЗ-82-1, 80-1 регулируются: зацепление «червяк-сектор», зацепление «сектор-рейка», затяжка гайки червяка, затяжка гайки сектора, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан.

Для регулировки зацепления «червяк-сектор» ослабьте болт, заведите в паз фланца втулки 20 ключ, поверните втулку 20 по часовойстрелке (по ходу трактора) до упора при среднем положении сошки 1 (щуп максимально утоплен в корпусе датчика блокировки дифференциала), затем поверните втулку против часовой стрелки на 10 – 12 мм по наружному диаметру фланца.

Затяните болт 19, запустите двигатель и убедитесь в отсутствии заеданий при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора. При необходимости увеличьте зазор в зацеплении, поворачивая втулку 20 против часовой стрелки до исключения заеданий.

Для регулировки зацепления «сектор-рейка» уменьшите толщину набора регулировочных прокладок 7 под фланцем упора 6 до получения зазора 0,1 – 0,3 мм между упором и рейкой. При проверке зазора поджимайте рейку к сектору.

Сферической гайкой червяка 13 обеспечивается затяжка упорных подшипников 11. Правильная затяжка упорных подшипников является важнейшим условием нормальной работы гидроусилителя. Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота.

Перед затяжкой гайки закрепите распределитель двумя болтами 5, предварительно подложив под головки болтов 5 шайбы 4 на толщину фланца крышки.

Затяните гайку червяка 1 моментом от 19 до 21 Нм, отверните ее на 1/12 – 1/10 оборота до совмещения отверстия в червяке с прорезью под шплинт гайки и зашплинтуйте ее. Выверните болты 5 крепления распределителя к корпусу, установите крышку и закрепите распределитель четырьмя болтами 5.

При правильной затяжке сферической гайки червяка отсутствует зазор между золотником и обоймами подшипника, а также имеется отдача рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения вращения влево.

Рис.93. Затяжка сферической гайки червяка

1 – сферическая гайка; 2 – шайба; 3 – ползун; 4 – монтажные шайбы; 5 – болты.

Для регулировки осевого хода поворотного вала 4 ослабьте контргайку 26, заверните регулировочный болт 24 до упора в торец вала, затем отверните его на 1/8 – 1/10 оборота и законтрите контргайкой 26.

Для затяжки гайки сектора 22 снимите верхнюю крышку 25 корпуса ГУР Беларус МТЗ-82.1, 80.1. Затяните гайку сектора 22 моментом от 280 до 320 Нм и установите верхнюю крышку 25.

Для регулировки предохранительного клапана в нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 15 подсоедините манометр со шкалой деления не менее 10 МПа.

Поверните рулевое колесо до упора, дайте двигателю максимальные обороты, при повернутом рулевом колесе до упора и поворачивайте регулировочный винт 17 предохранительного клапана до тех пор, пока манометр не покажет давление 8,8 МПа. Регулировку производите при температуре масла от 45°С до 55°С.

Установка распределителя на корпус ГУР

В процессе эксплуатации трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 может возникнуть необходимость в снятии распределителя для замены уплотнительных колец, промывки деталей и т.п.

Установку распределителя ГУР производите следующим образом:

Проверьте наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и правильность установки золотника в корпусе распределителя. Золотник устанавливайте так, чтобы торец его без фаски по наружному диаметру был обращен к корпусу гидроусилителя. Неправильная установка золотника в корпусе распределителя приведет к резкому повышению усилия поворота;

Установите распределитель без крышки и прикрепите его к корпусу гидроусилителя двумя болтами, предварительно подложив под головки болтов 5 монтажные шайбы 4 на толщину фланца крышки;

Установите упорный подшипник, шайбу и затяните сферическую гайку 13 в соответствии с пунктом по регулировкам гидроусилителя рулевого управления.


__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2

  • ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
Ремонт МТЗ-80

Гидравлический усилитель уменьшает силу, которую нужно приложить к рулевому колесу для управления трактором. Кроме того, усилитель смягчает толчки, передаваемые рулевому механизму от управляемых колес при движении трактора по неровной почве.

Схема действия гидроусилителя управления тракторов МТЗ-50, МТЗ-52 (позиции обозначены здесь и на рис. ниже):

1 - рулевое колесо; 2 - поворотный вал; 3 - рулевая сошка; 4 - поперечная тяга; 5 - поворотный рычаг; 12 - рейка; 18 - поршень; 23 - золотник; 24 - корпус распределителя; 25 - упорные шайбы; 26 - крышка; 27 - нагнетательный канал, подающий масло к распределителю: 30 - перепускной канал предохранительного клапана; 33 - червяк рулевого механизма; 34 - зубчатый сектор; 37 - предохранительный клапан; 51 - сливной маслопровод; 52 - маслопровод, соединяющий распределитель с полостью А цилиндра; 53 - маслопровод, соединяющей распределитель с полостью Б цилиндра; 54 - ползун для установки золотника в нейтральное положение; 55 - распорная пружина ползуна; 56 - нагнетательный маслопровод; 57 - гидравлический (масляный) насос; 58 - всасывающий маслопровод; 59 - корпус гидроусилителя

Гидроусилитель тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 . Состоит из шестеренчатого масляного насоса 57 (рис.), приводимого в действие от двигателя трактора, распределителя с золотником 23, расположенного на оси червя ка рулевого механизма, силового цилиндра 17 (рис. ниже) со штоком и рейкой 12 (рис.), а также некоторых вспомогательных деталей. Рейка штока находится в зацеплении с сектором 34. Через рулевую сошку 3 сектор управляет рулевым приводом направляющих колес.


Устройство гидроусилителя рулевого управления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52:

6 - уплотняющее резиновое кольцо; 7 - угольник слива масла; 8 - нижняя втулка; 9 - штуцер для подсоединения всасывающего маслопровода к насосу; 10 - верхняя втулка поворотного вала; И - регулировочные прокладки упора рейки; 13 - упор рейки; 14 - палец рейки; 15 - задняя крышка цилиндра; 16 - шток силового цилиндра; 17 - цилиндр; 19 - уплотнение поршня (резиновое кольцо с кожаными прокладками по бокам); 20 - передняя крышка цилиндра; 21 - стяжной болт крышек; 22 - отверстие для подсоединения сливного трубопровода; 24 - корпус распределителя; 26 - крышка корпуса; 28 - сферическая гайка червяка; 29 -клапанная крышка; 31 - штуцер для подсоединения маслопровода высокого давления; 32 - регулировочный винт предохранительного клапана; 35 - регулировочная эксцентриковая втулка; 36 - седло предохранительного клапана; 38 - направляющая клапана; 39 - пружина предохранительного клапана; 40 - контргайка; 41-гайка-колпачок; 42 - верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 43 - отверстие для подсоединения дренажной трубки от насоса; 44 - регулировочный болт с контргайкой; 45 - пробка заливной горловины, 46 - линейка для замера уровня масла; 47 - сетчатый фильтр, 48 - установочный штифт; 49 - фильтр сливного отверстия; 50 - маслопровод для слива масла; 59 - корпус гидроусилителя. Наименования других деталей те же, что и на рис. выше.

Схема действия гидроусилителя . Когда рулевое колесо 1 неподвижно, золотник 23 удерживается ползунами 54 в нейтральном положении (рис. выше). При этом нагнетательный канал 27 сообщается со сливным маслопроводом 51, а также маслопроводами 52 и 53 с передней и задней полостями А и Б силового цилиндра.

При таком положении золотника давление в обеих полостях цилиндра одинаковое, поршень цилиндра неподвижен, масло, нагнетаемое насосом, сливается по маслопроводу 51 в корпус гидроусилителя, который одновременно служит масляным баком (путь масла показан на рисунке стрелками). В этом случае гидроусилитель не работает. Ползуны 54, разжатые пружиной 55, удерживают золотник в нейтральном положении.

При вращении рулевого колеса вправо (первый рис.) червяк 33, соединенный с валом рулевого колеса шлицами, будет стремиться повернуть сектор 34. Но так как этот сектор удерживается сопротивлением направляющих колес повороту, то червяк вместе с золотником сам переместится вдоль оси (в нашем примере - вперед, а по рисунку - вверх), скользя витками по зубцам сектора, как вращающийся винт в неподвижной гайке. Перемещение червяка с золотником возможно в пределах зазора между упорными шайбами 25 и корпусом распределителя.

Когда золотник займет верхнее рабочее положение, нагнетательный канал 27 окажется отсоединенным от сливного маслопровода 51 и сможет сообщаться только с маслопроводом 53, соединенным с нижней полостью Б силового цилиндра.

Масло, нагнетаемое насосом в эту полость, переместит вверх поршень, который будет выжимать масло из полости А по маслопроводам 52 в корпус гидроусилителя. Рейка 12 штока повернет сектор 34 и через вал, сошку и поперечные тяги 4 повернет колеса направо.

Поворачивающийся сектор переместит червяк с золотником 23 в сторону нейтрального положения. Если прекратить вращение рулевого колеса, поворот направляющих колес тоже прекратится. Чтобы поворот продолжался, надо все время вращать рулевое колесо в сторону поворота трактора и этим не давать золотнику выходить из рабочего положения. Такой механизм называется механизмом следящего типа.

Если давление в масляной системе превысит допустимое (например, когда колеса повернуты до отказа и поршень уперся в одну из крышек силового цилиндра), сработает предохранительный клапан, перепуская масло из нагнетательной полости в сливную трубку.

Чтобы при работе гидроусилителя тракторист ощущал сопротивление повороту («чувствовал руль»), пространство, где расположена пружина 55 ползунов, сообщается с нагнетательным каналом 27. Поэтому усилие, прикладываемое к рулевому колесу для перемещения золотника и ползунов, будет преодолевать не только сопротивление распорной пружины 55, но и давление масла между ползунами. Если сопротивление колес повороту возрастает, то увеличивается и давление масла в нагнетательном канале, что приведет к увеличению сопротивления на рулевом колесе.

При неработающем гидроусилителе направляющие колеса поворачиваются рулевым колесом после того, как упорные шайбы ограничат осевое перемещение червяка в ту или иную сторону.

Рулевой механизм смонтирован в корпусе 59 (рис. выше), установленном на переднем брусе остова трактора. Внутренняя полость корпуса служит масляным баком гидроусилителя. Дизельное масло заливают через фильтр 47 горловины корпуса. Оно подается к насосу по штуцеру 9 и может быть слито через трубку 7.

Из насоса масло подводится к золотниковому распределителю по штуцеру 31 и нагнетательному каналу 27.

Червяк 33 вместе с золотником вращается в двух радиальных шариковых подшипниках и имеет для восприятия осевых усилий два упорных шариковых подшипника. Сектор 34, закрепленный на шлицах поворотного вала 2, находится в зацеплении одновременно с червяком 33 и рейкой 12 штока.

Зацепление червяка с сектором регулируют поворотом эксцентриковой регулировочной втулки 35, а сектора с рейкой - регулировочными прокладками 11 под фланцем упора 13.

Три пары ползунов 54, расположенные на одинаковом расстоянии вокруг золотника, прижимаются распорными пружинами 55 частично к корпусу 59 или крышке 26, а частично к упорным шайбам 25. Устройство других деталей показано на рисунке.

Гидроусилитель рулевого механизма тракторов Т-40 и Т-40А . По принципу действия гидроусилители тракторов МТЗ-50 и Т-40 одинаковы, но по устройству и схеме работы различны.

Схема гидроусилителя рулевого управления трактора Т-40:

Путь масла: а - при прямолинейном движении трактора и б - при повороте трактора направо; 1 - масляный бак гидросистемы; 2 - гидронасос; 3 - клапан постоянного потока; 4 и 6 - золотники; 5 - пружина золотников; 7 - рулевое колесо; 8 - винт; 9 и 13 - гайки винта; 10 - рулевая сошка; 11 - зубчатый сектор; 12 - поршень-рейка; 14 - подшипник винта

Вместо червяка в цилиндрическую расточку корпуса гидроусилителя вставлен поршень 12 (рис. а). Часть его поверхности обработана в форме зубцов, которые входят в зацепление с зубчатым сектором 11. С торцов поршня расположены на левой резьбе винта 8 гайки 9 и 13. К ним пружиной 5 прижимаются стержни золотников 4 и 6.

Масло, подаваемое насосом 2 гидросистемы, распределяется клапаном 3 на два потока: к агрегатам гидросистемы и к гидроусилителю рулевого управления. Клапан 3 обеспечивает постоянный расход масла в гидроусилителе: при снижении числа оборотов двигателя клапан под действием пружины частично перекрывает сечение маслопровода, отводящего, масло к гидросистеме, а при увеличении числа оборотов - увеличивает это сечение.

Пройдя клапан 3, масло поступает в корпус гидроусилителя и по каналам подводится к впускным отверстиям А и Б поршня.

Когда рулевое колесо не поворачивают, поршень 12 занимает нейтральное положение, при котором впускные отверстия А и Б и выпускные В и Г открыты. Поэтому масло свободно протекает через первые в полости Д и Е корпуса, а затем - через вторые - в полость сектора 11 и выводится на слив в бак.

При повороте рулевого колеса 7, например, направо (рис. б), винт 8, удерживаемый от осевого перемещения подшипником 14, перемещает гайки 9 и 13 влево. Вместе с ними в ту же сторону сместятся золотники 4 и 6 с пружиной 5. Когда торец правой гайки 9 плотно прижмется к поршню и закроет выпускное отверстие Г, золотник 4 перекроет впускное отверстие А. Поэтому масло будет нагнетаться через впускное отверстие Б в правую полость Е. Не имея выхода, масло подвинет поршень 12 влево и через сектор 11, его вал и рулевую сошку 10 повернет направо направляющие колеса трактора.

Когда перестают вращать рулевое колесо, поршень под давлением масла перемещается в нейтральное положение и поворот колес прекращается.

Устройство гидроусилителя рулевого управления трактора Т-40:

1 - гайка-колпачок; 2 - регулировочный винт; 3 - контргайка; 4 - пробка-заглушка; 5 - крышка корпуса; 6 - корпус гидроусилителя; 7 - вал сошки с зубчатым сектором; 8 - поршень с зубчатой рейкой; 9 - уплотнение винта гидроусилителя; 10 - уплотнение поршня; 11 - пружина золотника; 12 - стопорный штифт; 13 - передняя гайка поршня, 14 - гайка подшипника со стопорным винтом; 15 - упорный винт золотника; 16 - винт гидроусилителя; 17 - резиновое кольцо; 18 - корончатая гайка; 19 - передняя крышка; 20 - отверстие для подсоединения маслопровода; 21 - золотники; 22 - сливной канал предохранительного клапана; 23 - пружина стопорного штифта гайки поршня; 24 - задняя гайка поршня; 25 - задняя крышка; 26 - корпус имитатора; 27 - штифт винта (для проворачивания поршня имитатора); 28 - поршень имитатора; 29 - пружина имитатора; 30 - гайка пружины; 31 - упорная шайба; 32 - отверстие для подсоединения сливного маслопровода; 33 - стопорное кольцо; 34 - шайба; 35 - пломба; 36 - регулировочный винт предохранительного клапана; 37-пружина клапана; 38 - направляющая клапана; 39 - предохранительный клапан; 40 - гнездо клапана; 41 - сливное отверстие

Устройство и отдельные детали гидроусилителя показаны на рисунке выше. В расточке чугунного корпуса 6, закрытого крышками 19 и 25, размещен поршень-рейка 8. Через осевое сверление поршня проходит винт 16. На его задний конец надет поршень 28 с пружиной 29 имитатора сопротивления повороту колес. Сопротивление создается трением между торцом поршня, который поворачивается вместе с винтом при помощи штифта 27, и торцом крышки 25. Величина силы трения, а следовательно, и сопротивления повороту винта регулируется гайкой 30.

В боковом продольном сверлении поршня расположены два золотника 21, разжатые пружиной 11. Положение золотника регулируется упорными винтами 15. Зубчатый сектор 7 изготовлен заодно с валом сошки. Зубья сектора нарезаны на конус, толщина их увеличена к верхнему торцу сектора. Это позволяет, перемещая винтом 2 сектор в осевом направлении, выбирать зазор в зацеплении между сектором и рейкой, устраняя люфт вала сошки.

Детали гидроусилителя смазывают автотракторным маслом (автолом), залитым до нижней кромки заливного отверстия. Чтобы масло, нагнетаемое в одну из полостей корпуса для перемещения поршня, не просачивалось между поршнем и корпусом и винтом, имеются уплотнители 9 и 10 в виде резиновых колес, по краям которых уложены прокладки прямоугольного сечения.

Гидроусилитель рулевого управления предназначен для снижения усилия, прикладываемого трактористом к рулевому колесу, и улучшения маневренности трактора. Он является промежуточным механизмом, с помощью которого осуществляется как механическая, так и гидравлическая связь между рулевым колесом и направляющими колесами трактора. В данном механизме угол поворота управляемых колес пропорционален углу поворота рулевого колеса.

Механизм рулевого управления (двухзаходный червяк и косозубый сектор) и гидроагрегаты (распределитель, силовой цилиндр, датчик механизма блокировки дифференциала и бак гидросистемы усилителя рулевого управления) смонтированы в одном узле, который установлен перед радиатором двигателя трактора. Снаружи гидроусилитель закрыт облицовкой радиатора.

Рис. Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82): 1 - червяк; 2 - сектор; 3 - верхняя втулка; 4 - корпус; 5 - поворотный вал; в - спускной патрубок; 7 - сливная пробка; 8 - манжета; 9 - гайка сошки; 10 - сошка; 11 - нижняя втулка; 12 - всасывающий трубопровод; 13 - рейка; 14 - упор рейки; 15 - золотник датчика блокировки дифференциала; 16 - регулировочные прокладки; 17 - поворотный кран датчика блокировки дифференциала; 18 - трубопровод клапана; 19 - корпус клапана; 20 - сливной фильтр; 21 - подводящий трубопровод; 22 - регулировочный болт; 23 - гайка; 21 - верхняя крышка; 25 - пробка; 26 - колпачок предохранительного клапана.

Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82) имеет отдельную гидравлическую систему, состоящую из следующих узлов:

  • бака для рабочей жидкости, роль которого выполняет внутренняя полость корпуса гидроусилителя
  • шестеренного насоса НШ-10ЕУ левого вращения, установленного на двигателе с левой стороны в передней части и приводящегося в движение от шестерен распределения двигателя, распределителя, корпус 17 которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя, а золотник 21 посажен на хвостовик червяка 22
  • силового цилиндра, шток 4 которого через рейку 31, сектор 26, вал 25 и сошку 24 передает движение на рулевую трапецию
  • шарикового предохранительного клапана
  • датчика механизма блокировки дифференциала, корпус которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя и выполняет роль упора рейки 31, и редукционного клапана 11, поддерживающего давление 0,8 МПа на входе в датчик блокировки дифференциала

Червяк 1 и косозубый сектор 2 механизма рулевого управления, распределитель, силовой цилиндр, датчик блокировки дифференциала и сливной фильтр 20 гидросистемы усилителя руля расположены в верхней части корпуса 4, установленного впереди радиатора. Сверху корпус усилителя закрыт крышкой 24, в центре которой ввернут регулировочный винт 22, ограничивающий осевое перемещение поворотного вала 5. Кроме того, в крышке 24 имеется заливное отверстие с заливным фильтром и масломерным стержнем. Размер ячеек сетки сливного фильтра значительно меньше, чем заливного.

Распределитель гидросистемы руля следящего типа, клапаннозолотниковый, с одним золотником и предохранительным шариковым клапаном прямого действия и установлен на оси червяка 1 рулевого управления.



Рис. Схема гидроусилителя рулевого управления трактора MT3-80 (МТЗ-82): а - нейтральное положение; б - поворот вправо; в - поворот влево; 1 - корпус гидроусилителя; 2 - задняя крышка цилиндра; 3 - поршень; 4 - шток; 5 - передняя крышка цилиндра; 6 - трубопровод клапана блокировки; 7 - упорный подшипник; 8, 9 к 10 - трубопроводы; 11 - редукционный клапан; 12 - крышка корпуса; 13 - сферическая гайка; 14 - шайба; 15 и 16 - пружина золотника; 17 - корпус распределителя; 18 — ползуны; 19 - клапанная коробка; 20 - направляющая предохранительного клапана; 21 - золотник распределителя; 22 - червяк; 23 - регулировочная втулка; 24 - сошка; 25 - поворотный вал; 26 - сектор; 27 - золотник датчика блокировки; 28 - трубопровод датчика; 29 - регулировочные прокладки; 30 - упор рейки; 31 - рейка; 32 - палец; 33 - трубопровод от насоса к распределителю; 34 - шайбы (кольца) подшипников.

Золотник 21 имеет внутреннее сквозное отверстие диаметра большего, чем диаметр хвостовика червяка 22, на величину возможной регулировки зацепления червяка и сектора. На хвостовике червяка с обоих торцов золотника расположены упорные шариковые подшипники 7, зажатые между парой шайб. Крепление золотника на хвостовике червяка осуществляется сферической гайкой 13. Этой гайкой регулируют зазор между кольцами подшипников и торцами корпуса распределителя. В эти же кольца (шайбы) упираются ползуны 18, которые удерживают золотник в нейтральном положении.

Золотник 21 помещается в цилиндрической расточке корпуса распередилителя 17, к которому крепят болтами крышку 12 и клапанную коробку 19, уплотненные резиновыми кольцами. В корпусе 17 имеются еще три расположенных параллельно каналу (расточке) золотника отверстия, в каждом из которых помещены по два ползуна 18, разжатых пружиной 16. Золотник распределителя 21 возвращается и удерживается в нейтральном положении с помощью этих ползунов с пружинами. Кроме того, ползуны создают определенное сопротивление передвижению червяка 22, который упирается в торцы ползунов 18 через специальные шайбы, расположенные с обеих сторон золотника. Это сопротивление необходимо для избежания резкого поворота рулевого колеса (для «ощущения руля»). Корпус распределителя 17 по торцам уплотнен круглыми резиновыми кольцами. Клапанная коробка 19 в стыке с корпусом распределителя в местах, где проходят маслопроводные отверстия, уплотнена также круглыми резиновыми кольцами. Регулируемый предохранительный клапан гидроусилителя размещен в клапанной коробке 19. Он состоит из шарика диаметром 5,5 мм, направляющей 20 и седла клапана, пружины, регулировочного винта с резьбой Ml4X1,5, контргайки, защитного колпака и двух алюминиевых прокладок. Седло клапана запрессовано в клапанную коробку.

Цилиндр гидросистемы руля двухстороннего действия и состоит из отрезка стальной цилиндрической трубы, имеющей длину 96 мм, внутренний диаметр 90 и толщину стенки 6 мм, двух крышек 5 и 2, поршня 3 и штока 4. Корпус силового цилиндра и крышки стягиваются между собой и крепятся к корпусу гидроусилителя четырьмя болтами. Поршень 3 посажен на уступ внутреннего конца штока 4 и закреплен гайкой, в которой запрессовано пластмассовое кольцо, служащее для предотвращения отвертывания. Крышки 5 и. 2, поршень 3 и шток 4 уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения, а кольцо поршня круглого сечения защищено двумя дополнительными шайбами от выдавливания его в зазор. Ход поршня составляет 50 мм.

Рабочая жидкость подводится в штоковую и безштоковую полости цилиндра и отводится от них через штуцеры, расположенные в передней 5 и задней 2 крышках цилиндра. На конце штока поршня 4 шарнирно закреплена рейка 31 при помощи пальца 32. Зубья рейки находятся в зацеплении с сектором 26 поворотного вала 25, а с противоположной стороны зацепления рейка находится на упоре 30, в котором помещается золотник 27 датчика блокировки дифференциала. Упор уплотнен с помощью резинового кольца и привернут к корпусу гидроусилителя. Между фланцем упора 30 и корпусом имеются регулировочные прокладки 29, которыми регулируют правильность зацепления рейки и сектора.

Регулировка зацепления сектора с червяком 22 осуществляется поворотом эксцентричной (регулировочной) втулки 23, которая после регулировки фиксируется двумя болтами.

Насос НШ-10ЕУ гидроусилителя рулевого управления отличается от обычных насосов НШ-10 тем, что в крышке насоса сделано отверстие для отвода утечек из напорной полости насоса в корпус гидроусилителя (бак гидросистемы).

Корпус 4 представляет собой отлитую из чугуна полую стойку сложной конфигурации высотой 685 мм. Нижняя часть корпуса заканчивается фланцем, в котором имеется четыре отверстия диаметром 17 мм для крепления стойки к раме трактора и два отверстия диаметром 22 мм под установочные штифты. В верхней чашеобразной части стойки размещаются агрегаты рулевого механизма и гидромеханизма усилителя.

На боковых поверхностях в верхней части корпуса выполнены соответствующие привалочные плоскости с отверстиями для крепления распределителя и силового цилиндра. В нижней части корпуса 4 имеется два отверстия, одно из которых используется для присоединения всасывающего трубопровода 12, идущего от насоса, а второе - для присоединения спускного патрубка 6. В качестве рабочей жидкости используют дизельное масло:

  • летом - М10В или М10Г;
  • зимой - М8В или М8Г.

При работающем двигателе насос всасывает рабочую жидкость из бака (корпуса усилителя) и подает ее в корпус распределителя через клапанную коробку. Дальнейший путь рабочей жидкости зависит от положения золотника 21 в корпусе распределителя. Золотник может быть установлен в три положения: нейтральное и два рабочих. Нейтральное положение золотника 21 обеспечивается тремя пружинами 16 в случае прямолинейного движения трактора или при стоянке на месте.

При нейтральном положении золотника 21 рабочая жидкость, поступающая от насоса через клапанную коробку 19 в корпус распределителя, проходит через щели, образованные кромками среднего пояска золотника и корпусом, к выводным штуцерам через трубопроводы в обе полости цилиндра. В это же время рабочая жидкость поступает через щели, образованные крайними поясками золотника и корпусом, через штуцер и трубопроводы на слив в корпус гидроусилителя (в бак). Поэтому при нейтральном положении золотника 21 поршень 3 в силовом цилиндре может свободно перемещаться, не мешая небольшим колебаниям колес, поперечной рулевой тяги и сошки. Толчки и удары от неровностей дороги, оказывающие действие на рулевое управление, благодаря свободному перемещению поршня гасятся окружающей его жидкостью и не передаются на рулевое колесо. Слив рабочей жидкости в бак происходит через сливной фильтр, установленный на конце трубопровода внутри корпуса гидроусилителя.

При повороте рулевого колеса вращается червяк 22, вследствие чего на последнем возникает осевая составляющая усилия. Если эта составляющая превышает усилие пружин 16, золотник 21 сдвигается по оси и устанавливается в одно из рабочих положений, обеспечивая подачу рабочей жидкости в штоковую или безштоковую полость силового цилиндра. Так вступает в действие гидромеханизм рулевого управления, который создает усилие на поворотном валу 25, в несколько раз больше усилия, прикладываемого трактористом через червяк к тому же валу.

При повороте рулевого колеса вправо червяк благодаря осевому усилию, возникающему в зацеплении с сектором, перемещается вместе с золотником 21 перед на величину зазора между шайбой (кольцом) подшипника и корпусом распределителя.

Когда золотник сдвинут по оси вперед на 0,6 мм, нижние ползуны сдвигаются вверх нижней шайбой подшипника, а наружные торцы верхних ползунов в это время упираются в крышку золотника и поэтому происходит дополнительное сжатие пружин 16. При этом золотник 21 занимает положение, показанное на рисунке 37, б, и открывает доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через нагнетательный трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 8 в штоковую полость силового цилиндра, а из бесштоковсй полости через трубопроводы 9 и 10 выход рабочей жидкости через сливной фильтр в корпус (бак) гидроусилителя. Поршень силового цилиндра передвинется вперед, захватив с собой рейку, и повернет вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора вправо. Таким образом, при сдвиге золотника 21 вперед поршень 3 сдвигается также вперед, но при этом поршень через рейку 31 и сектор 26 стремится возвратить золотник в нейтральное положение. Поэтому, как только поворот закончится (тракторист прекратит вращение рулевого колеса), золотник под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 будет установлен в нейтральное положение, а подаваемая рабочая жидкость насосом будет поступать в бак под низким давлением.

При повороте рулевого колеса влево золотник 21 сдвигается назад (примерно на 0,6 мм). Передние ползуны 18 также сдвигаются передней шайбой подшипника назад, а наружные торцы задних ползунов упираются в корпус и таким образом происходит дополнительное сжатие пружин 16, находящихся между передними и задними ползунами, что вызывает дополнительную нагрузку на рулевом колесе, создавая у водителя «ощущение дороги», так как чем круче поворот, тем сильнее сожмутся пружины 16 и тем труднее повернуть колесо. При этом положении золотника открывается доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 9 в бесштоковую полость силового цилиндра, а из штоковой полости цилиндра выход рабочей жидкости через трубопроводы 8 и 10 на слив в гидробак усилителя.

Поршень 3 силового цилиндра сдвигается назад, увлекая за собой рейку 31, и поворачивает вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора влево. После окончания поворота золотник 21 под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 устанавливается в нейтральное положение, а рабочая жидкость, идущая от насоса, поступает в корпус (бак) гидроусилителя под низким давлением.

Жидкость, уходящая на слив в гидросистеме усилителя, постоянно заполняет трубопровод 6, идущий к золотнику блокировки дифференциала трактора, под давлением 0,8МПа, создаваемого редукционным клапаном 11, установленным на сливной магистрали. Ход золотника составляет по 1,25 мм в одну и другую стороны и ограничивается упором шайб подшипников вперед в крышку 12, а назад - в корпус.

При повороте руля до упора или при повороте колес трактора, находящихся в глубокой колее, в нагнетательной магистрали гидромеханизма усилителя может повыситься давление рабочей жидкости сверх нормального. В этом случае срабатывает (открывается) предохранительный клапан и рабочая жидкость уходит на слив в корпус (бак).

Установка гидроусилителей рулевого управления (ГУР) в гидросистеме трактора МТЗ-80, МТЗ-82 вызвана необходимостью снижения усилия на поворот, уменьшения утомляемости тракториста, повышения безопасности движения и качества производимых работ.

В гидросистему рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 входят масляный бак, насос высокого давления, распределитель с золотниковыми устройствами, силовой цилиндр, арматура и трубопроводы. На тракторах МТЗ-80, 82 устанавливают гидроусилители руля (ГУР) моноблочной конструкций.

При моноблочной конструкции гидросистемы рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 насос подает рабочую жидкость к золотниковому распределителю гидроусилителя руля, в котором смонтирован силовой цилиндр поворота двустороннего действия. Усилие от поршня силового цилиндра через рейку и сектор передается на вертикальный вал и сошку, которая через поперечную тягу связана с поворотными колесами передней оси. Основным регулирующим органом гидросистемы поворота является распределитель рулевого механизма МТЗ-80, МТЗ-82.

Неисправности гидросистемы рулевого управления управления МТЗ-80, МТЗ-82

Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность движения во многом зависят от технического состояния агрегатов гидравлической системы рулевого управления. При прогретом масле в гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без рывков и без приложения значительного усилия.

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля МТЗ-80, МТЗ-82.

Сначала проверяют техническое состояние соединительных деталей рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали или регулируют. Для определения зазоров в зубчатых или червячных зацеплениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого колеса используют приспособление. Его устанавливают на рулевом колесе, а указатель - на рулевой колонке.

Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход должен быть в пределах 25...30, допустимый-35 . С помощью прибора одновременно можно определить усилие на ободе рулевого колеса. Для этого отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра прибора.

По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого механизма. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30...50 Н. Если свободный ход превышает допустимые значения, проводят регулировки механизмов.

Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля (ГУР) трактора МТЗ-80, 82

1 - лимб-транспортир; 2- болт; 3- эксцентриковая втулка; 4- монтировочная лопатка

Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк - сектор) тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3, предварительно отвернув стопорный болт 2. Если свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой.

Его регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк - сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без заедания, вращения червяка.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителей руля (ГУР) трактора МТЗ-80, МТЗ-82 сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончательной сборки.

У гидроусилителей МТЗ-80, МТЗ-82 для замены червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и вы­нимают вертикальный вал в сборе с сектором. Затем, сняв крышку корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки червяк в сборе с корпусом распределителя.

Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку и извлекают червячный вал из корпуса распределителя. Если шариковые подшипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их заменяют. При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником.

Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесен­ную на торце шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впадине сектора. При установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля совмещают метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.

У гидроусилителя руля (ГУР) МТЗ-80, 82 уплотнения поршня и штока силового цилиндра заменить несложно. Для этого отворачивают гайки шпилек крепления и снимают переднюю крышку, а затем гильзу силового цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень и заднюю крышку силового цилиндра.

При сборке силового цилиндра сначала в гильзу устанавливают поршень. Затем гильзу вместе в поршнем надевают на шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают моментом 120 Нм.

Заключительными операциями сборки гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 являются регулировки осевого перемещения вертикального вала и зазора между
червяком и сектором. .

Зазор между червяком и сектором регулируют эксцентриковой втулкой 3 (см. рис. 1). Для измерения свободного хода вала червяка можно использовать простое приспособление - транспортир 1 с нанесенным на нем циферблатом.

Ослабляют предварительно болт 2 фиксации эксцентриковой втулки и гаечным ключом слегка поворачивают вал червяка в обе стороны. По циферблату отмечают угол свободного хода вала червяка. Он должен быть не более 6°.

Свободный ход (зазор в зацеплении червяк - сектор) регулируют эксцентриковой втулкой, поворачивая ее через прорезь монтировочной лопаткой или отверткой. Иногда свободный ход уменьшается, однако возрастает усилие поворота рулевого колеса.

Это свидетельствует о нарушении геометрических форм зубьев сектора и червяка (вследствие их износа). В этом случае сектор и червяк подлежат замене.

________________________________________________________________________