Контакты распределителя зажигания зил 130. Система зажигания зил. Проверка момента зажигания

ЗИЛ 130 и военный вариант Зил 131 — это одни из наиболее распространенных грузовых автомобилей на дорогах России. Да и сегодня владельцы не торопятся их списывать в утиль, а ухаживают и ремонтируют. Очень часто возникает проблема с настройкой зажигания на ЗИЛ 130 , после того как были заменены детали поршневой группы или в приводе газораспределительного механизма.

Теперь в подробностях рассмотрим, как выставить зажигание на ЗИЛ 130.

Вначале выкрутите свечку из первого цилиндра и разместите в отверстии бумажный тампон. После нужно медленно вращать кикстартером (рукояткой) вал коленчатый, до тех пор пока поршень первого цилиндра не займет предельную верхнюю мертвую точку (ВМТ). Это можно заметить по бумажной пробке, которая отбрасывается с маленьким хлопком из отверстия свечи. Вам необходимо выполнить совмещение метки шкива коленвала с гребенковой меткой ВМТ, которая установлена на крышке распредшестерен.

Выполните установку привода распределителя ЗИЛ 130 . Сначала его нужно опустить в отверстие моторного блока цилиндров и совместить отверстие пластины привода расположенной внизу с отверстиями блока цилиндров имеющими резьбу. Не должно происходить отклонения оси отверстия верхней пластины привода по отношению к пазу на валу привода более чем на 15 градусов в любую сторону. Паз должен быть смещен в сторону фронтального торца цилиндрического блока.

После правильной установки привода, выполните его закрепление на болты. Коленвал нужно поворачивать пока метка на шкиве не разместиться перед одной меткой, находящейся между 3 и 6 гребенками. Используя регулировочные винты, выполните установку верхней пластины системы октан-корректора в положение «0» на шкале нижней пластины. Это положение нужно зафиксировать и установить распределитель-прерыватель в приводе таким образом, чтобы расположение октан-корректора было в верхней части. По положению бегунка можно определить, где располагается провод первого цилиндра расположенного на крышке распределителя.

При повороте прерывателя за корпус, нужно добиться такого положения, когда перестает гореть контрольная лампочка, или до момента, когда отжимается кулачок вала подвижного контакта. Вам нужно поймать момент, когда подается искра на свечку первого цилиндра и зафиксировать корпус распределителя-прерывателя в данном положении.

Выполните установку крышки трамблера и вставьте высоковольтные провода. Сначала подсоедините провод, который подходит к первому цилиндру, далее провода оставшихся цилиндров в порядке котором они работают. Выполните подключение центрального провода на катушку зажигания.

Выполните проверку того как работает система зажигания, или наличие искры между блоком цилиндров и главным проводом. Если используется контактная система зажигания вам нужно размыкать контакты прерывателя. Если используется бесконтактная система, то включение и выключение зажигания осуществляется ключом.

С помощью электростартера нужно запустить ЗИЛ 130. Когда он окончательно прогреется, выполните полную проверку работы системы зажигания. А в случае если возникнут проблемы, вам обязательно нужно будет произвести регулировку системы зажигания, используя октан-корректор. Теперь Вы знаете как выставить зажигание на ЗИЛ 130, надеемся,что никаких трудностей при выполнении регулировки зажигания у Вас не возникнет.

Контакты прерывателя ЗИЛ видео

Страница 1 из 2

Бесконтактная экранированная система зажигания устанавливается на автомобиле ЗИЛ-1З1 и его модификациях. Схема системы зажигания показана на рис. 1.

Система состоит из катушки зажигания Б118, датчика-распределителя 4902.3706, транзисторного коммутатора ТК200-01, свечей СН-307В проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, выключателя зажигания ВКЗ50 и добавочного резистора СЭЗ26, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя.

Для защиты радиоприема от помех, создаваемых системой зажигания, в цепь питания системы зажигания включен фильтр подавления радиопомех ФР82Ф.

(рис. 2) экранированная, герметизированная. В отличие от других катушек зажигания один конец вторичной обмотки соединен внутри с корпусом катушки.

Добавочный резистор (рис 3) неэкранированный, предназначен для ограничения электрического тока, протекающего в цепях системы зажигания в рабочем и аварийном режимах. Нихромовая спираль 3 смонтирована на фарфоровом изоляторе 4 в штампованном металлическом корпусе 5.

Концы спирали соединены с выводными клеммами 1, укрепленными на изоляционных втулках 2, установленных в металлическом дне корпуса. При замене спирали добавочный резистор снимают с автомобиля.

Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора)

Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля и может работать только при температуре окружающей среды не выше 70˚ С и не ниже минус 60° С.

В условиях эксплуатации он не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется.

Для проверки работоспособности коммутатора на стенде необходимо собрать схему бесконтактной системы зажигания (рис. 1▲)

Включив напряжение питания (12,6 ± 0,6) В и изменяя частоту вращения датчика-распределителя от 20 до 1600 мин -1 , можно наблюдать устойчивое искрообразование на разрядниках.

При использовании генератора вместо датчика на генераторе устанавливается выходное напряжение синусоидальной формы амплитудой 2 - 10 В и, изменяя частоту вращения генератора от 2,6 до 213 Гц, можно наблюдать устойчивое искрообразование на разряднике, подключенном непосредственно к катушке зажигания.

Отсутствие искрообразования указывает на неисправность коммутатора, который необходимо заменить.

Техническое состояние аппаратов системы зажигания оказывает существенное влияние на мощность и экономичность двигателя. Рассмотрим основные часто встречающиеся неисправности в системе зажигания.

Не запускается двигатель. При вращении коленчатого вала стартером или пусковой рукояткой не возникает искры между электродами у всех свечей зажигания. В результате этого не воспламеняется рабочая смесь в цилиндрах двигателя.

Двигатель не запускается, если неисправны следующие аппараты и элементы электрической цепи:

  • 1. Свечи зажигания могут иметь следующие неисправности: трещину в изоляторе, отложение нагара, замасливание и нарушение зазора между электродами. Обнаружить неисправную свечу можно при помощи вольтоскопа. Яркие, равномерно чередующиеся вспышки газа, видимые в глазке вольтоскопа, свидетельствуют об исправности свечи; тусклое или неравномерно чередующееся свечение газа указывает на неисправность свечи. При отсутствии вольтоскопа работу свечей проверяют поочередно отключением провода высокого напряжения. Если отсоединенная свеча исправна, то перебои в работе двигателя увеличиваются. При отключении неисправной свечи перебои останутся неизменными. Неисправную свечу вывертывают и осматривают. Нагар удалят чисткой электродов в нижней части изолятора свечи и промывают ее бензином. Лучшим способом удаления нагара является очистка на специальном приборе. Зазор между электродами регулируют подгибанием бокового электрода, а свечу с поврежденным изолятором заменяют.
  • 2. Высоковольтные провода: обрыв или пробой изоляции провода, соединяющего катушку зажигания с центральным вводом крышки распределителя. Неисправный провод заменяют. Наконечники проводов должны плотно входить в отверстия выводов крышки распределителя и катушки зажигания.
  • 3. Катушка зажигания: обрыв первичной обмотки или дополнительного резистора, пробой крышки катушки. При обрыве цепи двигатель не будет работать. Обрыв цепи определяется контрольной лампой.

В случае обрыва дополнительного резистора двигатель будет запускаться стартером, а после выключения стартера -- глохнуть. При обугливании крышки искровым разрядом происходит утечка тока высокого напряжения на корпус автомобиля, что вызывает перебои в работе цилиндров или прекращение работы двигателя.

4. Транзисторный коммутатор ТКЮ2. В результате теплового разрушения транзистора сопротивление перехода эмиттер-коллектор равно нулю, а поэтому транзистор запираться не будет и, следовательно, не будет прерываться ток низкого напряжения. Тепловое разрушение транзистора возникает при перегреве током большой силы, например при завышенном напряжении генератора или длительном включении зажигания при неработающем двигателе.

Проверка транзистора на автомобиле производится с помощью контрольной лампы, которую подключают к безымянному зажиму коммутатора и корпусу автомобиля. Отсоединяют провод от зажима коммутатора и включают зажигание. Затем соединяют проводником зажим коммутатора с корпусом; если при этом лампа гаснет, а при отключении провода от корпуса лампа горит, то транзистор исправен. Если лампа не горит, то транзистор пробит.

5. Перебои в работе различных цилиндров двигателя могут быть вызваны следующими неисправностями прерывателя-распределителя: обгоранием или загрязнением контактов и нарушением зазора между ними; замыканием рычажка прерывателя или его провода на «массу»; трещинами в крышке распределителя и ротора или плохим контактом центральной клеммы; неисправностью конденсатора; повреждением изоляции вторичной обмотки катушки зажигания.

Обгоревшие контакты зачищают при помощи пластинки для чистки контактовили надфилем, а загрязненные - протирают концами, смоченными в бензине. Зазор регулируют способом, описанным ранее. В случае замыкания рычажка прерывателя или его провода на «массу» нужно осмотреть провод и рычажок, протереть их тряпкой, смоченной в бензине, и в случае оголения провода изолировать его изоляционной лентой.

При наличии трещин в крышке распределителя или ротора их необходимо заменить, проверить состояние угольного контакта и пружины. Поломанный угольный контакт или пружину заменить, а загрязненные прочистить. Неисправность конденсатора обнаруживают по несильному искрению на контактах прерывателя, вследствие чего они обгорают, двигатель работает с перебоями, а в глушителе появляются резкие хлопки.

Конденсатор проверяют следующими способами. Провод конденсатора отсоединяют от зажима и, включив зажигание, размыкают контакты прерывателя рукой, при этом между ними появляется сильная искра. Незначительное искрение между контактами при их размыкании после присоединения провода конденсатора свидетельствует о том, что конденсатор исправен. Если же искра между контактами остается сильной и после присоединения провода конденсатора, то конденсатор неисправен. Неисправный конденсатор необходимо заменить. Конденсатор можно проверить «на искру», для этого провод высокого напряжения нужно держать на расстоянии 5 - 7 мм от «массы». Интенсивная искра между проводом и «массой» при размыкании контактов также является признаком исправности конденсатора.

6. Контакторы: пробой изоляции, обрыв соединительного провода и плохой контакт между конденсатором и зажимом прерывателя или массой. Неисправность конденсатора вызывает сильное искрение между контактами прерывателя.

На автомобиле ЗИЛ-131 установлена экранированная, герметизированная, бесконтактно-транзисторная система зажигания.

Система зажигания состоит: аккумуляторная батарея, включатель зажигания, катушка зажигания, дополнительное сопротивление, распределитель зажигания, транзисторный коммутатор, электромагнитный датчик, провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания.

Распределитель Р-351 герметизированный, экранированный, восьми искровой, с центробежным регулятором опережения зажигания, бесконтактный. Распределитель предназначен для управления работой коммутатора и распределения импульсов высокого напряжения по цилинд­рам двигателя в необходимой последовательности.

Для плавной регулировка угла опережения зажигания в зависи­мости от сорта применяемого топлива служит октан-корректор, состо­ящий из двух пластин, одна, из которых прикреплена болтом к корпусу распределителя, а другая – двумя болтами к корпусу привода (на блоке цилиндров).

Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса.

Рис.3. Схема системы зажигания ЗИЛ-131.

1-аккумуляторная батарея. 2-включатель зажигания. 3- добавочный резистор. 4-транзисторный коммутатор. 5- катушка зажигания. 6-свеча зажигания. 7-распределитель зажигания.

Распределитель имеет датчик импульсов для управления моментом искрообразования системы зажигания.

Основными элементами датчика являются статор и ротор. Статор представляет собой обмотку, включенную в специальный корпус, а ротор- постоянный магнит с восемью парами полюсов.

Ротор получает вращение от вала распределителя через центробежный регулятор.

Катушка зажигания Б-118 герметичная, экранированная, прикреплена к щиту каби­ны под распределителем.

Катушка зажигания Б118 пред­назначена для работы только с транзисторным коммутатором ТК-200. Применение катушек других типов недопустимо.

Сердечник набран из тонких листов электротехнической стали. Обмотки низкого и высокого напряжения залиты маслом. Катушка представляет собой повыша­ющий трансформатор, первичная обмотка которого содержит 260 вит­ков провода ПЭЛ диаметром 1,04 мм, а вторичная - 30.000 витков провода той же марки диаметром 0,06 мм. Обмотки катушек между собой не соеди­няется, один конец вторичной обмотки выведен на корпус ("массу"), поэтому при установке катушки очень важно обеспечить надежный контакт ее корпуса с шасси автомобиля.

Поверх вторичной обмотки выполнена первичная, чем обеспечивается лучший отвод тепла от катушки.

Коммутатор транзисторный ТК-200 предназначен для необходимо­го усиления и коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Транзисторный коммутатор собран на кремниевых тран­зисторах типа п-р-п и имеет четыре экранированных штепсельных разъема (КЗ, Д и два ВК) и один клеммный зажим, с помощью которых подключается в цепь системы зажигания.

Вибратор аварийный РС331 включается в работу только в ава­рийном режиме при неисправном коммутаторе. Для этого присоединя­ют провод от разъема КЗ коммутатора на разъем КЗ вибратора.

Принцип работы системы зажигания с аварийным вибратором.

При включении замка зажигания в неподвижном коленчатом вале от положительного полюса аккумуляторной батареи будет протекать постоянный ток через фильтр радиопомех, добавочный резистор, разъем ВК-12 транзисторного коммутатора, первичную обмотку катуш­ки зажигания, обмотку и замкнутые контакты вибратора на отрица­тельный вывод аккумуляторной батареи. Под действием силы магнит­ного поля, созданного током в обмотке вибратора, якорь, преодоле­вая усилие пружины, размыкает контакты вибратора. Размыкание при­водит к прерыванию тока и изменению магнитного потока в первичной обмотке катушки зажигания, что наводит во вторичной обмотке импульс высокого напряжения, который подается обычным распреде­лительным устройством на свечи зажигания в необходимой последо­вательности. Частота размыкания контактов вибратора 250...400 Гц, что обеспечивает бесперебойную работу двигателя до 2000 об/мин, коленчатого вала.

Свечи зажигания СН307-В экранированные, герметизированные, имеют резьбу М14х1,25 на ввертной части корпуса и резьбу в верхней части экрана М18х1 (под накидную гайку шланга). В комплект свечи входит уплотнительная резиновая втулка I, герметизирующая ввод провода в свечу, керамическая изоляционная втулка 2 экрана и керамический вкладыш 3 со встроенным а него демпфирующим сопро­тивлением от 1000 до 7000 Ом. Это сопротивление предназначено для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечи.

Зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,5-0,65 мм.

Свеча, является одним из наиболее ответственных узлов системы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере зависит надежность работы всей системы. При образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к уменьшению вторичного напря­жения. Подгорание электродов вызывает увеличение пробойного напря­жения искрового промежутка свечи. Пробойное напряжение в некоторых случаях может даже превышать максимальное напряжение, развиваемое системой зажигания, в результате чего возникают перебои зажигания.

Провода высокого напряжения марки ПЗС-7 имеют двухслойную изоляцию и жилу из семи стальных нержавеющих проволочек. Провода заключены в экранирующие герметичные шланги с внутренним диамет­ром 8 мм на, участке от свечей до сборных коллекторов и с внутрен­ним диаметром 22 мм от коллекторов до распределителя.

Комбинированный выключатель зажигания и стартера предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Уста­новлен он на переднем щите кабины.

Выключатель имеет три положения, из которых два фиксированных, В положении 0 все включено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него.

Положение I - включен зажим КЗ (зажигание) поворотом ключа по ходу часовой стрелки.

Положение II - включены зажим КЗ (зажигание) и СТ (стартер) поворотомключа по ходу часовой стрелки. Положение II не фиксиро­ванное, возврат в положение I осуществляется пружиной после сня­тия усилия с ключа.

Добавочный резистор СЭ-326 включен последовательно с первичной обмоткой катушка зажигания. Поэтому к первичной обмотке приложено напряжение, меньше напряжения сети на величину падения напряжения на добавочном резисторе (около 4 В). Такой режим работы для катуш­ки зажигания является номинальным. Однако для надежного пуска двигателя необходимо увеличить напряжение между электродами свечей, для этого добавочный резистор при включении стартера замыкается накоротко, вследствие чего увеличивается напряжение на первичной обмотке катушки зажигания и между электродами свечей. Такой режим работы должен быть кратковременным, а поэтому необходимо следить за четкой работой контактов, замыкающих добавочный резистор. Добавочный резистор не герметичен и поэтому его крепят выше уровня преодолеваемого автомобилем брода.

Добавочный резистор СЭ-326 отличается от добавочного резистора СЭ-102 только тем, что сопротивление его равно 0,6 Ом.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Обычная система зажигания

Для автомобиля ЗИЛ-130 была принята обычная система батарейного зажигания, включающая следующие аппараты: распределитель Р-4В, катушку зажигания Б-13 и свечи А-15Б.

Аппараты зажигания, принятые для установки на автомобиле ЗИЛ-130, имели следующие конструктивные особенности, обеспечивающие их надежность. Высоковольтные детали распределителя (крышка и бегунок) изготовлены из новой пластмассы с минеральным наполнителем вместо древесной муки, применявшейся ранее. Крышки имеют развитую ребристую поверхность, что значительно уменьшает возможность поверхностного электрического разряда даже при значительном увлажнении. Прерывательный механизм снабжен рычажной малоинерционной системой особой конструкции. Параллельно контактам прерывателя включен малогабаритный самовосстанавливающийся конденсатор, который даже в случае многократных пробоев полностью сохраняет работоспособность.

Для шарикоподшипника пластины прерывателя применена литиевая смазка, значительно увеличивающая его срок службы, а для мембраны вакуумного регулятора опережения зажигания в качестве материала использован обрезиненный капрон, обеспечивающий высокую долговечность регулятора.

Повышена чистота обработки валика и вкладышей для увеличения износостойкости. На валике сделана маслоотгонная канавка, препятствующая попаданию масла из двигателя в полость прерывателя. Изменена конструкция изоляторов вывода низкого

напряжения, для которых применен пластичный термопласт, вместо хрупкой термореактивной пластмассы.

На двигателе ЗИЛ-130 устанавливается катушка зажигания Б-13, имеющая наилучшие для двигателей ЭИЛ-130 характеристики. Принципиально новое в этой катушке - выполнение изоляции обмоток вместо применяемой ранее пропитки обмоток и заливки их компаундом, обмотки катушки помещены в герметичный корпус и залиты трансформаторным маслом. Это исключает наличие пузырьков воздуха между витками обмоток, кроме того, трансформаторное масло, улучшая отвод тепла, одновременно служит диэлектриком, который не подвержен окислению и не сохнет.

Крышка катушки Б-13 изготовляется из улучшенной высоковольтной пластмассы с минеральным наполнителем; кроме того, установка внутренней изоляционной втулки на выступающую часть сердечника устранила возможность появления внутренних электрических перекрытий.

Применение ввертываемого вывода повысило надежность крепления высоковольтного провода.

Экспериментальные и доводочные работы по системе зажигания включали выбор характеристики регулятора опережения зажигания; тепловой характеристики свечи зажигания; характеристик катушки зажигания; емкости конденсатора прерывателя; уточнение положения октан-корректора; проведение эксплуатационных и стендовых испытаний, а также повышение надежности аппаратов.

Характеристики регуляторов опережения зажигания определяют при испытании двигателей.

Свечи зажигания. Предварительный выбор свечей зажигания проводился при моторных испытаниях свечей А16У, А14У, А11У, А15Б, А13Б. Зазор между электродами свечей зажигания был установлен 0,65-0,7 мм. Калильные числа их по шкале Бош, измеренные на установке НИИавтоприборов, приведены ниже:

Свеча зажигания............А16У А14У А11У А15Б А13Б

Калильное число. .. .........135 145 165 160 180

Свечи зажигания испытывали на лабораторных образцах двигателей ЗИЛ-130 на топливе с октановым числом 76 при полной мощности (n = 3200 об/мин) и холостом ходе (n = 400 об/мин). На режиме полной мощности двигатели работали с каждой свечой зажигания в течение 10 мин. Для ужесточения режимов работы двигателя испытания проводились при температуре охлаждающей воды и масла 90° С и при более раннем угле опережения зажигания. Продолжительность испытаний на режиме холостого хода составляла 2 ч при температуре охлаждающей воды и масла 18-20° С.

Ниже приведено снижение мощности двигателя в результате появления калильного зажигания при полностью открытой

Дроссельной заслонке и различных свечах зажигания:

Свеча зажигания .... А16У А14У A 11У А15Б А13Б

Снижение мощности в % 13 1,6 1,4 1,2 1,2

Таким образом наибольшее снижение мощности наблюдается при работе двигателя со свечами А16У.

После испытаний двигателя на холостом ходу все свечи зажигания имели слабый налет копоти и стендовые испытания не позволили выбрать тип свечи по этому параметру.

По верхнему пределу тепловой характеристики выбиралась свеча зажигания, не дающая калильного зажигания и имеющая наименьшее калильное число. Так как свечи зажигания А14У и А11У имели тальковое уплотнение и герметичность их была недостаточно надежна, то для дальнейших испытаний была оставлена свеча зажигания А15Б; она выдержала испытания и была принята к установке на двигатели ЗИЛ-130.

Испытание свечей зажигания на искрообразование производится на специальной установке, состоящей из камеры со штуцером, через который подается сжатый воздух, с резьбовым отверстием для свечи и смотровыми окнами для наблюдения за искрообразованием, источника постоянного тока с напряжением 12 В, стандартной системы зажигания, разрядников, включенных параллельно испытуемым свечам зажигания, выпрямителя и соединительных проводов. Длина проводов, соединяющих распределитель с испытываемыми свечами зажигания, не должна превышать 1 м.

При проверке на бесперебойность пскрообразования давление в камере устанавливается равным 9 кгс/см2, а зазор между иглами разрядника 16 мм. Частота вращения валика распределителя равна 500 об/мин. На центральном электроде свечи зажигания полярность импульса должна быть отрицательной. Искрообразование свечи зажигания считается бесперебойным, если при визуальном наблюдении искры между ее электродами проскакивают бесперебойно. Допускается появление одиночных искр на электродах разрядника, но не более 10 за 30 с.

Испытание на герметичность свечи зажигания производится иа той же установке, только без подключения высокого напряжения. Давление в камере в этом случае равно 10 кгс/см2. Продолжительность проверки 30 с. В состоянии поставки свеча зажигания должна быть герметичной. В процессе эксплуатации допускается просачивание воздуха по соединениям свечи до 10 см3/мин.

При определении негерметичности свечу зажигания погружают в стакан с жидкостью (бензин БР-1 «галоша») так, чтобы ее уровень был выше изолятора свечи. Количество просачивае-мого воздуха измеряют с помощью пьезометрической трубки.

Термостойкость свечи зажигания проверяют, нагревая ее ввертную часть в течение 10 мин при температуре 700° С в муфельной или тигельной электрической печи. Испытуемые свечи зажигания устанавливают в отверстие пластины толщиной, равной длине ввертной части свечи. Пластина состоит из двух стальных листов каждый толщиной 1,5 мм и асбестовой прокладки между ними. Диаметр отверстий под свечу зажигания на 0,5 мм больше диаметра ее ввертной части. Пластину до установки свечей зажигания прогревают вместе с электропечью. Температуру печи замеряют при помощи термопары, расположенной в центре пластины и опущенной на 50 мм ниже ее.

Изоляторы свечи зажигания на электрическую прочность проверяли на испытательной установке модели ТУ-235, которая представляет собой высоковольтный трансформатор с переменным коэффициентом трансформации. Вторичное напряжение трансформатора достигает 60 кВ. Проверка электрической прочности производится в трансформаторном масле, имеющем пробивное напряжение не ниже 40 кВ. Электрод, накладываемый на внешнюю поверхность пояска изолятора свечи зажигания с охватом фасок, должен быть из алюминиевой фольги толщиной 0,01 мм. Напряжение прикладывается между электродом из алюминиевой фольги и центральным электродом.

Изолятор должен выдерживать эффективное напряжение 18 кВ в течение 30 с. Напряжение увеличивается плавно со скоростью 1-2 кВ в секунду.

Распределитель . Предложенная заводом на основании испытаний двигателей характеристика центробежного регулятора опережения зажигания была несколько уточнена заводом АТЭ-2 применительно к действующему технологическому процессу. Характеристики центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, а также бесперебойность пскрообразованпя проверяли на специальном стенде. Распределитель крепится на стойке и его вал при помощи переходной муфты соединяется с электродвигателем постоянного тока, частоту вращения которого можно плавно менять от 0 до 3000 об/мин. С соединительной муфтой связан вращающийся диск, в двух прорезях которого расположены специальные неоновые лампы, включенные в электронную схему. Задающие импульсы снимаются с контактов прерывателя, конденсатор при этом должен быть отключен. Схема может работать в двух режимах: с подачей импульса на неоновые лампы в момент размыкания или в момент замыкания контактов прерывателя. Вспышка неоновых ламп фиксируется по поворотному лимбу и указывает угол опережения зажигания. Цена деления лимба 1°.

Стенд имеет устройство для создания вакуума при проверке вакуумного регулятора опережения зажигания и игольчатые разрядники для проверки бесперебойности ценообразования.

В процессе заводских испытаний, а также в начале эксплуа-

тадии был отмечен повышенный износ контактов прерывателя. Для уменьшения этого износа были проведены испытания распределителей с конденсаторами емкостью 0,2 мкФ, применявшимися в то время, и емкостью 0,3 мкФ. Испытания показали, что при увеличении емкости конденсатора до 0,3 мкФ уменьшается износ контактов, а вторичное напряжение снижается примерно на 0,2 кВ. При дальнейшем увеличении емкости конденсатора износ контактов возрастает.

Катушка зажигания . При выборе катушки зажигания, имеющей наилучшие характеристики применительно к двигателю

ЗИЛ-130, сравнивались три катушки Б-13, Б-7А и Б-1. Были измерены емкости проводов высокого напряжения и прочих элементов вторичной цепи, а также пробивные напряжения непосредственно на двигателе при различных зазорах между электродами и вторичные напряжения, развиваемые различными катушками зажигания при работе с распределителем Р-4В. Ниже приведена емкость проводов к свече зажигания каждого цилиндра (в пкФ):

Цилиндр........................... .1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й

Емкость провода к свече............55 45 43 23 45 40 27 23

Пробивные напряжения (см. табл. 79) измеряли с помощью

Шарового разрядника с кварцевой лампой при провертывании холодного двигателя и при его работе на режиме полной мощности с минимальными углами опережения зажигания.

79. Пробивные напряжения свечей зажигания (в кВ)

Зазор в све­чах зажига­ния в мм

Режим пуска при п

в об/мин

Рабочий режим при п в об/мин

80

150

500

1000

1500

1600

12,5

13,1

13,8

13,4

13,8

14,3

11,2

10,3

13,6

14,1

14,5

12,7

11,8

Вторичное напряжение, развиваемое катушками Б-13, Б-7А и Б-1 при работе с распределителем Р-4В в рабочем диапазоне, замеряли разрядником с кварцевой лампой при напряжении питания 12 В (табл. 80). Вторичное напряжение, развиваемое этими же катушками при пуске двигателя, измеряли при напряжении питания 8 В и закороченных добавочных резисторах.

Для оценки работы системы зажигания были вычислены коэффициент эксплуатации Ка, показывающий относительное уменьшение напряжения, которое катушка может развить на автомобиле, по сравнению с напряжением, полученным в лабо-

раторных условиях, и коэффициент запаса Ks, показывающий запас напряжения катушки по отношению к пробивному напряжению.

Коэффициент запаса катушек зажигания дан в табл. 81.

81. Коэффициент запаса катушек зажигания

Зазор в свече зажигания в мм

Пуск

двигателя

Режим максималь­ного пробивного напряжения (п=500 об/мнн)

Режим макси­мальной частоты вращения

Катушка зажигания Б-13

1,85

1,605

2,57

1,79

1,405

1,95

1,76

1,24

1,56

Катушка зажигания Б-1