Загадка гибели принцессы Дианы: Неожиданные подробности два десятилетия спустя. Гибель принцессы Дианы: трагедия или убийство? Авария в которой погибла принцесса диана

Мост Альма в Париже возвели в середине XIX века в честь победы французских войск над армией Российской империи в Альминской битве во время Крымской войны. Долгое время он был обычным автомобильным мостом, не привлекающим к себе особого внимания туристов. Печальную известность конструкция приобрела после того, как в пролегающем под ней туннеле погибла в автокатастрофе принцесса Диана. Сегодня к мосту Альма приезжают поклонники леди Ди со всего мира. На месте гибели английской принцессы всегда лежат живые цветы, а стены вокруг него исписаны признаниями в любви в ее адрес.

История появления и внешний вид моста

Смерть принцессы Дианы в последний день лета 1997 года потрясла весь мир. Гибель всенародной любимицы стала личной трагедией для десятков миллионов людей, а мост, при въезде в который произошло кровавое ДТП, превратился в место паломничества туристов. Что же собой представляет мост Альма, сыгравший в жизни леди Ди роковую роль? История 153-метровой арочной конструкции начинается в 1854 году, когда в честь победы французов над русскими войсками император Франции Наполеон III отдал приказ о заложении нового моста через Сену. Возведение строения завершилось в 1856 году. Свое имя оно получило в честь расположенной недалеко от него площади Альма. Изначально протяженность моста составляла около 75 м, однако в 1900 году он стал в 2 раза длиннее за счет пристроенной к нему пешеходной дороги.

Согласно недавно проведенным опросам общественного мнения, 50 процентов опрошенных британцев верят, что вокруг гибели принцессы Уэльской существуют какие-то тайны, какие-то недомолвки. Сегодня в Британии все настойчивее раздаются требования начать собственное официальное расследование обстоятельств гибели принцессы Уэльской. Модный журнал "Татлер", рассчитанный на респектабельную и состоятельную публику, ведет активную кампанию с требованием подобного расследования, публикуя соответствующие воззвания на журнальной обложке. Главный редактор этого журнала, как и его коллега из "Дейли миррор", убеждены, что дело о гибели едва ли не самой знаменитой женщины ХХ столетия, погибшей при загадочных обстоятельствах, должно и обязано стать предметом официального расследования в ее родной стране.

Почему они верят в заговор

Месяц назад опубликованная Полом Барреллом, бывшим дворецким и личным другом Дианы, книга "Королевский долг" (книга сенсационная "по определению") лишь подлила масла в огонь вновь разбушевавшейся в последнее время на Альбионе "дианомании". В одном из своих писем, впервые увидевшем свет с подачи Пола Баррелла, Диана за несколько месяцев до своей гибели высказала страшное предположение: она не умрет естественной смертью - ее концом станет автомобильная авария. "Я переживаю сегодня самую опасную фазу в моей жизни, - написала Диана. - Кто-то планирует аварию, которая случится с моим автомобилем..." Принцесса высказала предположение, что у ее машины откажут тормоза и она погибнет от полученных ранений головы. И эти тормоза откажут не случайно. Авария будет устроена для того, чтобы расчистить путь принцу Чарльзу к женитьбе на Камилле Паркер Боулз, его многолетней пассии. В своем письме Диана назвала имя предполагаемого ею заговорщика, но в публикации это имя замазано жирным черным...

Диана верила в заговор. Верил ли в него кто-то еще? Пол Баррелл, наперсник Дианы, человек, которому она поверяла свои самые сокровенные тайны (в завещании принцесса отписала дворецкому 50 тысяч фунтов стерлингов "за верную службу", а Ее Величество удостоила Баррелла за преданность Диане королевской награды) утверждает, что Диана не страдала паранойей, что все это на самом деле было правдой: "Конечно же, ее прослушивали, за ней следовали". В своем недавнем интервью Би-би-си Баррелл рассказал, что они с Дианой закатывали ковры в гостиной, пытаясь отыскать "жучки" подслушивающих устройств, и что Диана убрала висевшее у нее на стене зеркало после того, как один из бывших офицеров ее охраны предупредил принцессу о том, что существует "зеркальный метод" прослушивания того, за кем ведется наблюдение.

Выходит, за принцессой следовали чьи-то тени? Чьи? После гибели Дианы в арабских кругах муссировалась версия о том, что авария могла быть делом рук британских спецслужб, в чьи задачи входило любой ценой воспрепятствовать возможному браку матери наследников английского престола с сыном египетского торговца, иначе говоря, с парвеню. И хотя абсурдность подобной теории выдерживала конкуренцию разве что со шпионскими хитросплетениями "бондовок", желающие в нее верить находились.

Главным желающим был отец Доди, приятеля Дианы, погибшего вместе с ней в автомобильной аварии - Мухаммед аль-Файед, египетский миллиардер, владелец роскошного отеля "Ритц" в Париже и до недавнего времени собственник прославленного лондонского универмага "Хэрродз". "Я верю на 99, 9 процента, что это не был несчастный случай. Это был заговор, и я не успокоюсь, покуда не установлю подлинные причины случившегося. Я найду того, кто спровоцировал эту аварию", - пообещал аль-Файед в интервью британской газете "Миррор" полгода спустя после аварии. Отец, потерявший своего единственного сына, глубоко оскорбленный тем, что наследнику его многомиллионной империи в панихиде по Диане не нашлось даже самого скромного места, ибо никто из королевской семьи и родственников Дианы не выразил Мухаммеду своего соболезнования, аль-Файед стал вести интенсивнейшее следствие силами своих собственных детективов и, надо заметить, кое в чем преуспел. Об этом, однако, чуть позже.

"Я переживаю сегодня самую опасную фазу в моей жизни, - написала Диана. - Кто-то планирует аварию, которая случится с моим автомобилем..."

Можно ли между тем всерьез рассматривать аль-файедовскую версию заговора с учетом того пикантного обстоятельства, что богач-египтянин был исключительно заинтересованной во всем этом деле стороной: заинтересованной в браке своего сына с английской принцессой. Согласно клятвенным заверениям аль-Файеда, Доди и Диана были без пяти минут женаты. Мухаммед утверждал, что лично оплатил покупку обручального кольца из бриллиантов и изумрудов стоимостью в 150 тысяч фунтов стерлингов, которое Доди накануне аварии заказал у ювелира Альберто Репосси в Монте-Карло. Эта драгоценность входила в коллекцию обручальных колец, именуемых "Скажи мне да".

И Диана, по словам аль-Файеда-отца, сказала "да" на предложение его сына: Доди, позвонив отцу из отеля "Ритц", сообщил ему якобы сию радостную новость и объявил, что наденет кольцо на палец Дианы по приезде в его парижскую квартиру. "Она никогда не получала кольца! И в ее планы не входило выходить замуж за Доди". Это решительное заявление Пол Баррелл сделал пару недель назад в одном из своих телевизионных интервью. Знавший о Диане "все", ее бывший слуга рассказал, что принцесса шутила над тем, что уже получила от Доди в подарок колье и серьги. И однажды она спросила Пола: "А что делать, если я получу и кольцо?" И он ответил ей: "Надень его на правую руку". "Почему?" "Потому что на левой руке кольцо носят как знак любви, а на правой - как знак дружбы". Над этой "угрожающей перспективой" Додиного кольца, по словам Баррелла, они с Дианой вместе от души смеялись...

Загадочные происшествия в тоннеле Альма

Так было ли кольцо? И на какой палец намеревалась надеть его Диана? На этот вопрос доподлинно не ответит сегодня уже никто. Они с Доди так и не доехали туда, где, по словам аль-Файеда, их поджидал на сей раз уже его дворецкий с шампанским во льду, чтобы отпраздновать обручение, - не доехали до парижской квартиры Доди, завершив свой жизненный путь в груде искореженного металла под мостом Альма. Как все это произошло? Почему? И по чьей вине?

Как ни странно, на эти вопросы тоже нет ответа. Как ни странно, потому что следствие длилось целых два года, потому что в фокусе расследования находилась гибель той, чье имя было у всего мира на устах. Впрочем, странностей во всей этой трагической истории так много, что проще сказать - она из них состоит. К такому выводу подводит недавно обнародованное расследование репортеров британского телеканала "Чэннэл 5", заполучивших эксклюзивный доступ ко всем двадцати семи томам дела об аварии в тоннеле Альма. В этих доселе недосягаемых для публики и прессы документах британские журналисты обнаружили то, что искали, - недосказанности и противоречия, загадочные исчезновения свидетелей и улик.

Загадка первая: от чего именно скончалась принцесса? Доподлинно установлено, что двое из четырех ехавших в "Мерседесе" умерли практически мгновенно - Доди и француз-водитель Анри Поль. Телохранитель Дианы, Тревор Рис-Джонc, получив тяжелейшие ранения, выжил. Диана умерла в госпитале в 4 утра, через три с лишним часа после аварии. Согласно заключению врачей принцесса Уэльская скончалась в результате обширного внутреннего кровотечения, вызванного разрывом легочной артерии. Однако согласно предположениям известного американского хирурга-кардиолога Джона Очснера, если бы поврежденная в результате аварии артерия была разорвана, Диана скончалась бы мгновенно. Тот факт, что она жила, дает, по его словам, основания полагать, что разрыва не было - имело место лишь внутреннее кровотечение из поврежденных стенок. При подобного рода травмах спасение пациента зависит от быстроты оказания медицинской помощи, конкретнее: от скорости доставки на операционный стол. Между тем с места аварии Диану везли в госпиталь час двадцать минут. Именно столько времени понадобилось "скорой помощи", чтобы преодолеть всего лишь три мили, отделявшие госпиталь от тоннеля под мостом Альма. Врачи "скорой" объяснили это тем, что в пути им пришлось дважды останавливаться (второй раз - по сути на пороге госпиталя, в трехстах ярдах от него) из-за чрезвычайно низкого давления пострадавшей. Медлительность транспортировки принцессы была столь потрясающей, что к двум часам ночи, когда Диану все еще так и не доставили в больницу, стали проявлять обеспокоенность глава столичной полиции и министр внутренних дел Франции.

Французский врач, который случайно оказался на месте аварии и видел Диану еще не вызволенной из обломков разбившейся машины, заявил в своем недавнем интервью британскому телевидению, что принцесса, у которой не наблюдалось внешних признаков фатальных ранений, не производила впечатление пострадавшей, чье состояние рассматривается как критическое. И поэтому известие о том, что спустя несколько часов Диана скончалась, прозвучало для врача полнейшей неожиданностью.

Исчезнувший свидетель

Загадка вторая: исчезнувший свидетель. Исследования двадцати семи томов следственного дела показали, что практически никто из свидетелей не видел самой аварии, ибо находился в этот момент либо на въезде в тоннель, либо на выезде из него. Непосредственно следом за "Мерседесом" ехал только один человек. Его имя - Эрик Петэл. Именно он первым оказался у разбившейся машины и первым увидел пострадавшую пассажирку, уткнувшуюся головой в переднее сиденье, с каплями крови, сочившимися из уха и носа. Петэл отклонил ее назад и с ужасом узнал в раненой женщине принцессу Диану. Именно Петэл первым вызвал "скорую", после чего помчался в ближайший полицейский участок - трясущийся, потрясенный увиденным в тоннеле, кричащий "сделайте что-нибудь!". Однако полиция не стала регистрировать заявление свидетеля: вместо этого на Петэля надели... наручники и, затолкав в полицейскую машину, доставили в полицейское управление. В этом заведении некое высокопоставленное лицо, чьего имени Эрик Петэль не хочет называть, посоветовало ему "не заявлять о себе", что, по словам Петэля, прозвучало скорее не как совет, а как угроза. Полицейские заявили Петэлю, что авария "не могла произойти так, как он ее описал".

Как же именно? А именно: при полном отсутствии вблизи мчавшегося "Мерседеса" папарацци. Тех самых папарацци, семеро из которых были арестованы вслед за происшествием по обвинению в провоцировании аварии своим преследованием. Петэл возле разбившейся машины папарацци не видел, что, вероятно, сбивало с ног первоначальную версию полиции. Спустя тридцать шесть часов после аварии их "не увидела" и полиция: бедолаги-фотографы были отпущены на свободу, а преданная широкой огласке версия об их вине была резко сменена на другую пластинку. На сей раз виновным был назван водитель Анри Поль, пьяный "в дрезину".

Спецслужбы заметают след?

Анри Поль, заместитель главы службы безопасности отеля "Ритц", есть загадка номер три в этой истории. Причем загадка достаточно многомерная. Согласно свидетельству бывшего офицера британской разведки

МИ-6 Ричарда Томлинсона, Анри Поль был многолетним агентом МИ-6, поставляя ей информацию о том, что происходило в отеле. Однако спецслужбовские связи того, кто был в ту роковую ночь за рулем "Мерседеса", как и еще одного свидетеля этого происшествия, никогда не были должным образом исследованы и не были преданы гласности.

"Почему?", - задаются вопросом британские журналисты. Не потому ли, что в дела следствия вмешалась большая политика? Шитым белыми нитками выглядит и заключение следствия о том, что водитель был пьян. В крови Анри Поля, согласно заключению проведенной экспертизы, было обнаружено 1,74 грамма алкоголя (тройное превышение дозволенного во Франции лимита) и 20,7 % карбон моноксайда (carbon monoxide). Столь мощное насыщение крови карбон моноксайдом, как утверждают специалисты, делает поведение человека очевидно неадекватным - с потерей координации движений, путаной речью и непрерывной рвотой. Ничего похожего за Анри Полем перед тем, как он сел за руль, замечено не было. Последние два часа перед выездом он провел вместе с телохранителем Дианы Тревор Рис-Джонсом. Рис-Джонс, переживший аварию, не подтверждает опьянения Анри Поля. Между тем, имей он на сей счет хоть малейшие подозрения, отвечавший за безопасность принцессы охранник немедленно отстранил бы водителя от управления автомобилем. Кадры, запечатленные видеокамерой отеля "Ритц" за полчаса до выезда "Мерседеса", отчетливо показывают, как, присев завязать шнурок ботинка, Анри Поль по-спортивному легко поднялся и пошел твердой походкой абсолютно трезвого человека.

Запрос о проведении независимой патологоанатомической экспертизы, с которым обратилась к французской стороне семья Анри Поля, был отклонен без предъявления каких-либо оснований. Между тем четыре ведущих европейских патологоанатома, исследовавших с подачи аль-Файеда заключение своих французских коллег, обнаружили в нем 28 серьезных ошибок, ставящих, по их мнению, под сомнение все заключение в целом. В чем могла быть причина ошибок? Может быть, анализы погибшего водителя перепутали с анализами одного из тех двадцати двух умерших, чьи тела находились одновременно с ним в морге?

Управляемый водителем в состоянии "сильнейшего опьянения" (по первоначальной версии, в силу необходимости оторваться от наглого преследования папарацци) "Мерседес", увозящий Диану, мчался с бешеной скоростью в 121 милю (192 км) в час. Именно такое заключение стало достоянием общественного мнения.

Однако (загадка номер четыре!) финальное заключение, содержащееся в деле, гласит, что автомобиль шел со скоростью... 65 миль в час. Эту цифру не придали, однако, гласности.

Известно, что на въезде в тоннель Альма установлены камеры, отслеживающие скорость проходящих машин. В случае превышения скорости в 60 миль в час камера фотографирует автомобиль-нарушитель, с тем чтобы предъявить водителю основания для взимания штрафа. На подобных снимках четко видны лица сидящих в машине.

Почему не попал в объектив камеры "Мерседес" с принцессой? В официальном комментарии для прессы, сделанном в первые дни после аварии, было сказано, что камеры над тоннелем именно в это время не работали. Однако французский фотограф Патрик Шовел, проводивший собственное расследование, этот "несуществующий" снимок заполучил.

Передал его фотографу один из офицеров дорожной полиции, расследовавшей ДТП с "Мерседесом". На этом снимке четко видны лица всех пассажиров, включая Диану.

Загадка номер пять: почему отчет транспортной полиции, работавшей на месте аварии, не был включен в официальное заключение следствия? Может быть, потому же, почему само место происшествия было тщательно вымыто уборочными машинами в ту же самую ночь еще перед рассветом? А сам тоннель уже в семь часов утра был открыт для движения?

"Что же означала столь экстренная уборка в тоннеле? - задаются вопросом британские исследователи. - Не было ли это попыткой "смыть" следы улик?"

Куда пропали вещи Доди

Еще одна загадка: куда исчезли личные вещи Доди? После аварии при нем не было обнаружено ни документов, ни мобильного телефона, ни сигарет, ни зажигалки. Лишь одна тысяча франков. Зато, как подтвердил один из высокорангированных французских полицейских, в салоне "Мерседеса" были обнаружены наркотики... Еще одно непонятное обстоятельство: в одном из 27 томов дела обнаружена фотография "Мерседеса", на которой видны все его пассажиры. Фотография, сделанная, как полагают, буквально перед самой аварией, в тоннеле. Сделанная кем-то, следовавшим впереди "Мерседеса". Кем?

И, наконец, загадка широко известная: так никогда и не обнаруженный белый "Фиат уно", бывший долгое время на подозрении у французских следователей. Тот самый "Фиат", который, якобы, мог стать причиной аварии в тоннеле. Интенсивно разыскиваемый в районе Парижа французской полицией этот "Фиат" так никогда и не всплыл на поверхность. Зато обнаружить автомобиль, вероятно и являвшийся тем самым "уно", удалось детективам Мухаммеда аль-Файеда. Найденная ими машина имела разбитую и затем замененную заднюю фару и принадлежала - папарацци. И не просто папарацци, но персоне весьма заметной и, бери выше, - загадочной. Имя этой персоны - Джеймс Андансон. Человек с политическими связями высшего уровня, бывший в свое время официальным фотографом одного из французских премьер-министров и также, как и Анри Поль, являвшийся осведомителем МИ-6. Французская секретная полиция располагает сведениями, что Андансон был в ту роковую ночь в тоннеле Альма и фотографировал разбившийся "Мерседес".

Высокопоставленный офицер французской секретной полиции, чью личность "Чэннэл 5" не раскрывает, высказывает в беседе с британскими тележурналистами предположение, что Андансон работал скорее всего не в одиночку, что им, вероятно, манипулировали спецслужбы, для которых француз-фотограф мог поставлять компромат на интересующих разведку VIP-персон.

Впрочем, это всего лишь гипотеза, доказательств сему нет. И, вероятно, уже не будет: в июне 2000 года Джеймс Андансон покончил с собой при весьма загадочных обстоятельствах - поджег себя в собственном автомобиле, не оставив предсмертной записки. Вся эта детективно закрученная передряга с фотографом Андансоном также не нашла отражения в деле по расследованию гибели Дианы.

Телохранитель ничего не помнит

И, наконец, последнее. Выживший после аварии телохранитель Дианы, долгие месяцы страдавший посттравматической амнезией, не внес принципиальной ясности в дело следствия: несмотря на кропотливую работу психиатров с тяжело пострадавшим в аварии бывшим военнослужащим, память о происшедшем в ту страшную ночь срабатывала у Рис-Джонса лишь фрагментарными вспышками. Так, он вспомнил, что после удара машины о бетонный пилон он и Диана находились в сознании. В своем интервью британской "Миррор" Рис-Джонс сказал, что помнит, как с заднего сиденья доносились сначала стоны, а потом голос, звавший Доди. Он помнит, что папарацци следовали за ними после выезда из отеля. Но больше не помнит, по сути, ничего...

Будет ли у сего детектива продолжение? Сказать что- либо определенное было бы явно опрометчиво. В августе этого года британский королевский коронер пообещал назвать дату начала собственного расследования. Однако очень скоро последовало опровержение, мотивированное тем, что предпринимать подобное расследование пока еще преждевременно. А раз так, то для тех, кому выводы французского следствия представляются не достаточно убедительными, подлинные причины катастрофы в тоннеле Альма продолжают оставаться загадкой.

В ночь на 31 августа 1997 года Диана, ее любовник Доди Аль-Файед и их водитель Анри Поль погибли в автокатастрофе на Mercedes Benz S280 в одном из парижских тоннелей. По официальной версии, водитель превысил скорость в попытке скрыться от преследовавших машину папарацци. Позже появилась информация о том, что он был пьян. Однако есть множество фактов, не слишком хорошо известных широкой публике, и эти факты ставят под сомнение официальную версию событий.


Анри Поль
Анри Поль был заместителем шефа службы безопасности парижского отеля Ritz и именно он находился за рулем "Мерседеса" в день аварии. Официальная версия о том, что Анри Поль был в состоянии сильного алкогольного опьянения, не подтверждается ни записями видеокамер, ни свидетельством очевидцев, наблюдавших его незадолго до инцидента. Поль, видимо, был под воздействием алкоголя, но вряд ли это могло заставить его потерять управление автомобилем. Существуют также теории, согласно которым этот человек работал на некую французскую и/или британскую службу госбезопасности и пытался увести автомобиль от преследователей, которыми были не безобидные журналисты, а нанятые киллеры.


Что случилось с выжившим в аварии?
Многие забывают о том, что в машине было четыре человека, а не три. Четвертым был телохранитель Аль-Файеда Тревор Рис-Джонс - единственный, кто в результате выжил. Он бывший военный, работал на Аль-Файеда в середине 90-х. Во время аварии Рис-Джонс получил серьезную черепно-челюстно-лицевую травму: врачам пришлось заново реконструировать его лицо. После трагедии Мохаммед Аль-Файед, отец Доди, обвинил Рис-Джонса в том, что тот не сумел должным образом защитить Доди и Диану в ту ночь. Это обвинение сподвигло Рис-Джонса написать книгу с изложением своей версии событий. Однако в официальном расследования его воспоминания не были учтены, так как их сочли ненадежными из-за перенесенной им травмы головы.


Показания Джеймса Хута
Джеймс Хут был одним из первых, кто появился на месте аварии. Его квартира находилась неподалеку и, услышав дикий скрежет и шум, он поспешил на помощь: как человек с медицинским образованием, дававший клятву Гиппократа, он не мог поступить иначе. Сегодня Джеймс Хут уже не связан с медициной - он кинорежиссер. Так вот, первым, что он увидел на месте аварии, был водитель - Анри Поль - к этому моменту уже мертвый, с головой в подушке безопасности. Затем он увидел одного пассажира и телохранителя, находившегося в паническом состоянии "со свисающей челюстью" - со слов Хута. К этому моменту туда подошли еще два человека и попытались открыть двери автомобиля, но Хут объяснил им, что пассажиров самим лучше не сдвигать с места. Доди Аль-Файеда отбросило в переднюю часть салона и минимум одна нога у него была сломана. Диана находилась в задней части салона в углу, и ее заметили последней. Постепенно машину окружила толпа, все начали фотографировать, затем приехали врачи скорой помощи. По словам Джеймса Хута, он также заметил чуть позади в тоннеле припаркованный автомобиль, но не смог дать точного описания его модели и цвета. Возможно, это был белый Fiat Uno, о котором речь пойдет чуть позже.


Она предсказала автомобильную аварию
В течение нескольких лет Диана жила с мыслью о том, что "Чарльз и королевская семья собираются ее убить". Хотя ее догадки, озвученные в письме к дворецкому Полу Баррелу вскоре после развода с Чарльзом, не являются прямым доказательством причастности королевской семьи к произошедшему, все же сам факт такого письма весьма примечателен. В письме говорится примерно следующее: "Мой муж планирует "несчастный случай" с моей машиной, отказ тормозов и серьезную травму головы, чтобы его путь к женитьбе на Тигги был свободен". Подлинность этого письма подвергалась сомнениям; говорили, что Баррел его подделал. Знакомые Дианы утверждали, что она никогда не опасалась за свою жизнь. Но все же если это письмо в самом деле было написано ею, то оно наводит на очень грустные мысли.


Другая машина? Новый маршрут?
"Мерседес", в котором Диана и Доди были той ночью, им заменили незадолго до поездки. По какой причине - неизвестно. До этого они весь день передвигались на другом автомобиле. А в этом, по некоторым подозрениям, был неисправен ремень безопасности на заднем сиденье, где находилась Диана. Телохранитель, сидевший впереди, был пристегнут, а Доди и Диана - нет. Ее ближайшие друзья потом говорили, что это очень странно: Диана щепетильно относилась к вопросам личной безопасности и всегда пристегивалась в машине. Кроме того, позже выяснилось, что автомобиль находился в ужасном состоянии и был наспех отремонтирован после аварии, произошедшей несколькими месяцами ранее. Персонал отеля Ritz предупреждал Анри Поля о том, что этот автомобиль не может ехать со скоростью выше 60 км/ч. Ну и самое интересное: водитель изменил привычный маршрут, и почему-то почти все камеры наблюдения вдоль этого маршрута потом оказались сломанными.


Телефонный звонок
Кроме подозрений по поводу бывшего мужа у Дианы были и другие причины опасаться за свою жизнь. Когда она еще была политической фигурой, она всегда выражала твердую позицию по поводу запрета на использование наземных мин, утверждая, что военные редко занимаются разминированием территорий после окончания конфликтов, а потом обычные люди и, что самое страшное, дети, могут нарваться на мину, погибнуть или остаться инвалидами. В то время Великобритания хотела добиться снятия запрета на этот вид оружия. В феврале 1997 года Диане позвонил некий высокопоставленный военный и посоветовал "не вмешиваться в то, о чем она не имеет никакого представления, потому что, как бы это сказать, иногда с людьми происходят несчастные случаи".


Нескорая "Скорая помощь"
Можно было бы предположить, что, когда в аварию попадают люди такого уровня, как Диана, врачи сразу летят на помощь, а затем в мгновение ока доставляют человека в больницу, чтобы успеть его спасти. Но в этом случае все произошло не так. Авария случилась ночью, около 12:26, первый звонок в скорую поступил в течение минуты. Через четыре минуты на место прибыли полиция и пожарные, но Диану не вытаскивали из машины вплоть до 1:00. Вскоре у нее начался сердечный приступ и через 20 минут, уже в машине скорой, врачи смогли заставить ее сердце снова биться. В больницу ее доставили лишь в 2:00, и спасти уже не удалось.


Была ли она беременна?
Мохаммед Аль-Файед утверждал, что одной из причин, по которым королевская семья возжелала смерти Дианы, стала ее беременность. Отцом ребенка был Доди Аль-Файед, а Диана все еще оставалась публичной фигурой, тесно связанной с королевской семьей, и для них скандал, связанный с рождением ею ребенка от мусульманина, был недопустим. После гибели Дианы врачи заявили, что они не нашли никаких признаков беременности, даже на ранней стадии. Мохаммед Аль-Файед, однако, настаивал на своем, заявляя, что столь скорое бальзамирование тела Дианы было проведено как раз для того, чтобы тест на беременность ничего не показал. И именно по этой причине бальзамирование было проведено быстро и с нарушением обычной процедуры.


"Яркая вспышка"
Через десять лет после гибели Дианы главный свидетель по этому делу, который ехал в том же тоннеле перед злосчастным "Мерседесом", заявил о том, что видел той ночью кое-что необычное. А именно - с "Мерседесом" поравнялся мотоцикл, а сразу после этого появилась чрезвычайно яркая вспышка - возможно, намеренная, для того, чтобы ослепить водителя. Эти сведения легли в основу конспирологической теории о том, что аварию подстроили британские спецслужбы. Бывший офицер британской разведки Ричард Томлинсон рассказал Мохаммеду Аль-Файеду, что таким же способом (используя ослепление яркой вспышкой) хотели убить бывшего президента Югославии Слободана Милошевича. По официальной версии, однако, в случае аварии, унесшей жизнь Дианы, никакой "яркой вспышки" в тоннеле не было.


Белый "Фиат"
Экспертиза "Мерседеса" показала, что автомобиль столкнулся в тоннеле с машиной модели Fiat Uno белого цвета. Этот "Фиат" так и не смогли найти, хотя на его поиски якобы были брошены все силы. Мохаммед Аль-Файед настаивал на том, что это была машина агентов спецслужбы, которые подстроили аварию. Он также сказал, что вел собственное расследование, и нашел машину: она принадлежала некоему французскому журналисту Джеймсу Андансону. Но официальное расследование заявило, что машина Андансона не могла принимать участия в той аварии. Проблема в том, что выяснить, так ли это на самом деле, уже не представляется возможным: Андансона нашли мертвым в 2000 году, и смерть его была расценена как самоубийство. Но когда его нашли, в его голове было две дырки от пуль. Был ли он тем самым папарацци, гнавшимся за Дианой? Какую он сыграл роль в происшествии? Точно никто не знает.


Повторное открытие тоннеля
Мы все представляем, как это обычно бывает. Когда где-то происходит серьезная автомобильная авария, особенно со смертельным исходом, это место огораживают или частично блокируют на какой-то срок - от нескольких часов до нескольких дней. В случае такой громкой аварии, как эта, можно было ожидать, что тоннель закроют хотя бы на несколько дней, чтобы как следует там все исследовать и собрать все возможные улики. Но все произошло не так: "Мерседес" быстро отбуксировали подальше, дорогу расчистили от обломков, и тоннель был открыт для проезда автомобилей еще до восхода солнца. Это выглядит очень быстрой "зачисткой". Многие судебные эксперты утверждали по этому поводу, что за такой короткий срок просто невозможно было собрать нужные доказательства на месте аварии.


Слухи о связи SAS с этим делом
В 2013 году при расследовании дела, связанного с Дэнни Найтингейлом, солдатом SAS (элитного подразделения военно-воздушных сил Великобритании), было найдено интересное письмо. В нем говорилось, что бывший сослуживец Найтингейла, проходящий под именем "Солдат N", хвастался своим участием в убийстве принцессы Дианы. Точнее, он сказал своим родителям и своей жене, что его отделение стояло за этим инцидентом, с одобрения высшего руководства. Полиция пыталась расследовать это дело, но пришла к выводу о недостаточности улик и лжесвидетельстве. Тем не менее, в прошлом году жена "Солдата N" заявила СМИ, что руководство SAS предложило ей деньги за молчание по делу о смерти принцессы Дианы и что ее жизни угрожали. После этого ее след пропал - возможно, женщина теперь в бегах.


"Враги" Мохаммеда Аль-Файеда
Мохаммед Аль-Файед никогда не выдвигал предположений о том, что смерть Дианы - дело рук каких-то его врагов. Нет, он всегда говорил, что его конкуренты по бизнесу не при чем, а вот британская разведка и королевская семья - замешаны. Однако нельзя отрицать тот факт, что у Доди Аль-Файеда была интересная семья... Его отец сегодня миллиардер, и в 90-е был очень богатым человеком. Он был владельцем парижского отеля Ritz, а также лондонского универмага Harrod"s и футбольного клуба Fullham, вплоть до 2013 года. Много говорили о том, что причиной аварии могла стать месть Аль-
Файеду, и целью была не Диана, а Доди Аль-Файед. Но никаких доказательств этого, естественно, нет. Кстати, дядя Доди по материнской линии, Аднан Хашогги (умер в начале июня 2017 г.), был известным торговцем оружием и "стоил" 4 миллиарда долларов. Наверняка у него тоже было много врагов.


Расследование Мохаммеда Аль-Файеда и фильм
Роман между Дианой и Доди Аль-Файедом начался за несколько месяцев до их трагической гибели. Доди был сыном египетского бизнесмена, хорошо образованным, финансово успешным, имел опыт работы в индустрии развлечений. Мохаммед Аль-Файед провел собственное расследование и пришел к выводу, что пьяный водитель не мог быть причиной гибели его сына, а поспособствовали ей другие силы. Мохаммед Аль-Файед потратил много денег на свое независимое расследование, но к 2008 году признал, что у него все равно нет точных доказательств и он никому ничего не может предъявить. Он также профинансировал документальный фильм под названием "Незаконное убийство" (Unlawful Killing) в конце 2000-х, но так как ни одна страховая компания не сумела бы защитить создателей фильма от исков о клевете, эта картина так и не вышла нигде официально. К счастью, этот интересный, вдумчивый, хотя и невероятно предвзятый фильм можно посмотреть на YouTube.



Некоторые думают, что Диана все это спланировала сама
Напоследок - странная теория, притянутая за уши, но из песни слов не выкинешь. Согласно этой теории, Диана и Доди решили инсценировать свою смерть, чтобы начать новую жизнь подальше от всевидящего ока британской короны и вездесущих средств массовой инфорации. И пусть это звучит нелепо, но люди всегда в подобных случаях выдвигают такие теории: ведь гораздо приятнее думать, что красивая молодая женщина не погибла, а счастливо живет где-то в окружении любящих ее людей.


Д иана, принцесса Уэльская , урожденная леди Диана Френсис Спенсер родилась 1 июля 1961 года в городе Сандрингем, графство Норфолк.

Она родилась в известной, родовитой семье Джонни Спенсера и Фрэнсис Рут Берк Рош. Род Дианы был очень славным с обеих сторон. Отец виконт Элторпа, представитель ветви того же семейства Спенсер-Черчиллей, что и герцог Мальборо, и Уинстон Черчилль. Её предки по отцовской линии были носителями королевской крови через незаконнорожденных сыновей короля Карла II и незаконнорожденную дочь его брата и преемника, короля Якова II. Графы Спенсеры издавна проживали в самом центре Лондона, в Спенсер-хаузе. "В этой древней и родовитой крови счастливо сочетались гордость и честь, милосердие и достоинство, сознание долга и потребность идти собственною тропою. Всегда и всюду. Иметь в груди маленькое сердце и дух короля, переплетая в нем накрепко, неразрывно: женственность и львиную отвагу, мудрость и хладнокровие…" – так писал о них биограф.

Но несмотря на все врожденное благородство виконта и виконтессы Олторпских, их брак дал трещину, и они не сумели сохранить семью – положение не спасло даже рождение желанного наследника графского титула, младшего брата Дианы, Чарльза Спенсера. К моменту пятилетия Чарльза (Диане тогда исполнилось шесть с небольшим лет), их мать больше не смогла жить с отцом, и Спенсеры совершили постыдную и редкую по тем временам «процедуру» - развелись. Мать переехала в Лондон, у нее начался бурный роман с американским бизнесменом Питером Шанд-Кидом, который ради нее оставил семью и троих детей. В 1969 году они поженились.


1963 г. Двухлетняя Диана отдыхает в кресле в своем доме.


1964 год. Трехлетняя Диана ходит с коляской по своему дому.


1965 год.



Детство Диана провела в Сандрингеме, там же получила начальное домашнее образование. Её учительницей стала гувернантка Гертруда Аллен, которая учила ещё мать Дианы. Леди Диана, уже будучи взрослой, с горечью вспоминала, что мама не очень-то заботилась об опеке своих малышей. Принцесса говорила: «Родители были заняты сведением счетов. Я часто видела мать плачущей, а папа даже не пытался ничего нам объяснить. Мы не смели задавать вопросы. Няни сменяли одна другую. Все казалось таким зыбким…»

Позднее близкие скажут, что расставание с мамой было огромным стрессом для Дианы. Но маленькая девочка выдержала эту ситуацию с поистине королевским спокойствием и недетской стойкостью, к тому же, именно она больше всего помогала младшему братику оправиться от этого удара.

1967 год. Диана играет со своим младшим братом Чарльзом возле их дома.


Виконт Спенсер по мере возможности старался смягчить последствия потери и всеми возможными способами развлекал подавленных, растерянных, переживших шок детей: устраивал детские праздники и балы, приглашал педагогов по танцам и пению, лично выбирал самых лучших нянь и прислугу. Но это все же не полностью спасло малышей от травмы психики.

1970 год. Маленькая спортсменка на отдыхе в Итченор, Западный Сассекс.


1970 год. Диана со своими сёстрами, отцом и братом.



После развода родителей, дети остаются жить с отцом. Вскоре в доме появилась мачеха, которая невзлюбила детей. Диана стала хуже учиться в школе и в итоге не закончила её. Единственное занятие, которое она любила, - это танцы. Образование Дианы продолжилось в Силфилде, в частной школе около Кингс-Лини, потом в подготовительной школе Ридлсуорт-Холл. В двенадцать лет её приняли в привилегированную школу для девочек в Уэст-Хилл, в Севеноукс, графство Кент.


«Леди Дианой» (титул учтивости для дочерей высших пэров) она стала в 1975 году, после смерти деда, когда её отец унаследовал графский титул и стал 8-м графом Спенсером. В этот период семья переезжает в древний родовой замок Олторп-Хаус в Ноттрогтонширре.

Окончив юношескую школу в Вест-Хете, Диана проживала в Швейцарии. Отец отправил ее обучаться ведению домашнего хозяйства, кулинарии, шитью, а также французскому языку и прочим навыкам благовоспитанной девушки. Ди, судя по всему, не слишком нравился процесс обучения, она изнывала от скуки, к тому же ей не нравился французский и хотелось поскорее стать самостоятельной.

Диана в Шотландии.


Зимой 1977 года, незадолго перед тем как уехать на обучение в Швейцарию, шестнадцатилетняя леди Диана впервые встречает принца Чарльза, когда тот приезжает в Олторп на охоту. В то время безукоризненно воспитанный, интеллигентный Чарльз показался девушке всего лишь "очень забавным".

Поскольку Диана стремилась к самостоятельности, Чарльз Спенсер-старший предоставил ей такую возможность. На совершеннолетие отец подарил будущей принцессе квартиру в Лондоне. Диана не проявила аристократической чопорности и охотно и уверенно начала свою самостоятельную, взрослую жизнь. Она подрабатывала воспитательницей в детском саду и нянчилась с детьми на дому. Интересно, что почасовая ставка будущей принцессы составляла всего лишь один фунт.

Диана в качестве няни, за год до того, как она выйдет замуж за принца Чарльза.


В это время наследник английского престола ухаживал за старшей сестрой Дианы, Сарой Спенсер. Диана просто боготворила леди Сару Спенсер - обаятельную, остроумную, гордую, правда, немного резковатую в манерах и поведении. Поэтому она была рада видеть, как развиваются отношения старшей из сестер Сперсер со столь завидным женихом. Чарльз в ту пору был увлечен учебой, замкнут, холодноват, но его высокий статус вызывал преувеличенный интерес к нему девушек. Среди претенденток на сердце принца была даже внучка легендарного премьер-министра Уинстона Черчилля, леди Шарлотта. И все же, он явно выделял для себя дом Спенсеров.

Веселая Диана, знавшая, зачем к ним в дом ездит будущий король Великобритании, при встречах радостно улыбалась гостю и что-то смущенно бормотала по-французски - она действительно любила сестру и желала ей счастья. Осыпавший знаками внимания Сару, Чарльз был также очень любезен и с Дианой, девушка нравилась ему, но ничего особенного из этого не получалось. В ноябре 1979 года Диана приглашена на королевскую охоту. В поместье графа Спенсера ей надлежало провести уик-энд с семьей и принцем Чарльзом. Спортивная, изящная Диана держалась на лошади как амазонка, и во время охоты на лис, несмотря на простой наряд и скромное поведение, она была неотразима.

Именно тогда принц Уэльский впервые осознал, что Диана является невероятно «очаровательной, живой и остроумной девушкой, с которой интересно». Сара Спенсер позже говорила, что сыграла при этой встрече «роль Купидона». Чарльз впервые долго общался с Ди и не мог не признать, что она просто прелестна. Впрочем, на тот момент на этом все и кончилось.

Летом, в июле 1980 года Диана узнала, что принца Чарльза постигло большое несчастье: умер его дядя, лорд Маунтбаттен, которого принц считал одним из самых близких людей, лучшим советчиком и доверенным лицом. Как вспоминала потом Диана, «я увидела принца, в одиночестве сидящего в стогу сена, задумчивого; свернула с тропинки, присела рядом и сказала просто, что видела его в церкви на заупокойной службе. Он показался таким потерянным, с невероятно печальным видом… Это несправедливо, - подумала я тогда, - Он так одинок, кто-то должен быть рядом в эту минуту!» Вечером того же дня Чарльз откровенно и публично осыпал леди Диану Френсис знаками внимания, подобающими избраннице принца. Сара Спенсер была окончательно забыта.

На момент «обретения» Чарльзом Дианы принцу шел 33-й год. Он был самым завидным женихом Великобритании и считался невероятным ловеласом, покорителем девушек, хотя это звание скорее надо бы приписать его титулу. В частности, еще с 1972 года у Чарльза тянулся роман с Камиллой Паркер-Боулз, женой армейского офицера Эндрю Паркер-Боулза, кстати, хорошего «приятеля» некоторых членов королевской семьи. Однако Камилла никак не подходила на роль будущей королевы, и Королева Елизавета и принц Филипп немало поломали головы над тем, как «подсунуть» сыну кандидатуру получше. Но тут появилась Диана, и в общем-то, спасла положение. Говорят, принц Филипп сам предложил Чарльзу жениться на Диане. Она была родовитой, молодой, здоровой, красивой и хорошо воспитанной. Что еще нужно для хорошего королевского брака?

Осенью 1980 года впервые прошел слух о ее романе с принцем Уэльским. Все началось с того,что репортер.специализирущийся на освещении частной жизни королевской фамилии, заснял принца Чарльза гуляющим по отмелям реки Ди в Балморале в компании молоденькой стеснительной девушки. Внимание мировой прессы моментально обратилось к этой неизвестной особе, которую скоро все станут называть не иначе как "робкая Ди". Диана внезапно ощутила, что погружается в некую новую жизнь, которая раньше была ей совершенно незнакома. Отныне, стоило ей только выйти из квартиры, как вокруг начинали щелкать многочисленные фотокамеры. И даже за маленьким красным автомобилем, куда бы она ни поехала, вечно следовали папарацци.


Принц Чарльзом сделал леди Диане официальное предложение 6 февраля 1981 года, после возвращения из трехмесячного военно-морского похода на корабле «Непобедимый», который ему полагалось курировать как будущему королю. Пара встретилась за романтическим ужином при свечах в Бэкингемском дворце. После ужина Чарльз наконец задал девушке самый главный вопрос, и Диана дала на него самый важный ответ.

Будущая принцесса под зонтиком, 1981 год.

Вскоре всем слухам и домыслам был положен конец. 24 февраля было официально объявлено о помолвке принца Уэльского и леди Дианы Спенсер. Свадьба была назначена на 29 июля и должна была пройти в соборе Святого Павла. Вся Великобритания была взбудоражена новостью: это подняло дух нации в период довольно мрачного экономического спада. Судя по всему, время для свадьбы было выбрано очень кстати.

Романтические моменты из жизни принца Чарльза и принцессы Дианы.



Тем временем по всей Великобритании полным ходом шла подготовка к «свадьбе века».
Сшить романтическое свадебное платье в викторианском стиле, целомудренно закрытое, с множеством оборок и воланов была идея Дианы. Она поручает столь ответственное дело малоизвестным дизайнерам Дэвиду и Элизабет Эммануэль и не проигрывает. Платье становится легендарным.


29 июля 1981 года юная Диана Спенсер в шикарном венчальном наряде с почти восьмиметровым белым шелковым шлейфом пошла к алтарю собора св. Павла, чтобы стать одной из членов британской королевской фамилии. Семьсот пятьдесят миллионов зрителей во всем мире не отрывались от экранов телевизоров, где сочетались браком одна из самых красивых женщин Европы с одним из самых богатых женихов Европы. Как выразился в своей речи архиепископ Кентерберийский, «в такие волшебные мгновения рождаются сказки». Этот день, как справедливо отметили журналисты, начал новую страницу в истории семейства Виндзор и всей Великобритании.

Свадьба была сказочной. И не только потому, что явилась самым дорогим мероприятием подобного рода (затраты оценивались в 2 859 миллиона фунтов стерлингов) . Просто жених - настоящий принц, а невеста - сказочно красива и обаятельна.


Сейчас они принесут друг другу клятвы верности. Причем, Диана, которой едва исполнилось 20, не дрогнувшей рукой вопреки традициям вычеркнула из текста своей клятвы обещание повиноваться мужу. Поэтому позже журналисты назовут их брак "Браком равных"









После свадьбы подружки получили от Дианы по сувениру. Для каждой была приготовлена залитая в пластик роза из роскошного букета невесты.

Медовый месяц в Шотландии в Балморале на реке Ди.






Первая официальная поездка принца Чарльза и его молодой супруги по стране началась с их титульных владений - Уэльса. Всего за три дня принц и принцесса провели целых восемнадцать встреч! В первый день их маршрут включал замок Кэрнарфон, где принцу Чарльзу, двенадцать лет назад, был торжественно присвоен титул принца Уэльского. На третий день поездки по Уэльсу Диана получила звание "Свобода города Кардиффа". В благодарность за оказанную ей честь она произнесла свою первую публичную речь, часть которой была на уэльском диалекте.

Диана заявила, что испытывает гордость за то, что является принцессой такой замечательной страны. Позже Диана призналась, какой страх и стеснение она испытывала перед этим визитом и своим первым публичным выступлением, но именно эта поездка стала настоящим триумфом Дианы и послужила в своем роде трамплином в будущее.


Принцесса Диана задремала на мероприятии в музее Альберта и Виктории в 1981 году. На следующий день было официально объявлено о ее беременности.

21 июля 1982 года в половине пятого утра в больнице Святой Марии в Падингтонею на свет появился принц Уильям Уэльский.

Диана и Чарльз со своим сыном маленьким принцем Уильямом. Ребенка крестили 4 августа и дали ему имя Артур Филип Луис.



В феврале 1984 года Бэкингемский дворец официально обьявил, что принц и принцесса ожидают второго ребенка. Мальчика, который родился 15 сентября 1984 года, назвали Генри Чарльзом Альбертом Дэвидом. В дальнейшем он будет известен под именем принца Гарри.


Понимая неизбежность назойливого внимания прессы, которое будут испытывать юные принцы в будущем, Чарльз и Диана решили оградить их от этого, насколько это было возможно. В этом родители преуспели.

Когда речь зашла о начальном образовании сыновей, Диана выступила против того, чтобы Уильям и Гарри воспитывались в замкнутом мире королевского дома и они стали посещать дошкольные классы и обычную школу. На отдыхе Диана позволяла своим мальчикам носить джинсы, спортивные брюки и тенниски. Они ели гамбургеры и попкорн, ходили в кино и на аттракционы, где принцы стояли в общей очереди среди своих сверстников. Позже она познакомила Уильяма и Гарри со своей работой в области благотворительности и, отправляясь на встречи с пациентами больниц или бездомными, часто брала детей с собой.



Диана активно занималась благотворительной и миротворческой деятельностью. Во время своих появлений на публике Диана, когда это было возможно, останавлиалась, чтобы поговорить с людьми и выслушать их. Она совершенно свободно могла разговаривать с представителями разных общественных слоев, партий, религиозных направлений. С безошибочным инстинктом она всегда примечала именно тех, кто больше всего нуждался в ее внимании.


Диана использовала этот дар, а также все возрастающее значение как фигуры мирового масштаба, в своей благотворительной деятельности. Именно этот аспект ее жизни постепенно стал ее истинным призванием. Диана лично участвовала в передаче пожертвований - в Фонд помощи больным СПИДом, в Королевский Фонд Мардсен, в миссию по проказе, в детскую больницу "Грейт Ормоннд Стрит Хоспитал", "Сентропойнт", в Английский Национальный Балет. Ее последней миссией стала работа по избавлению мира от противопехотных мин. Диана объездила множество стран, от Анголы до Боснии, чтобы самой воочию увидеть чудовищные последствия применения этого ужасного оружия.


В начале 90-х годов между самыми знаменитыми супругами в мире выросла глухая стена непонимания. В 1992 году напряжение в их отношениях достигло апогея, Диана стала страдать депрессией и приступами булимии (болезненного голода). Вскоре премьер-министр Джон Мейджор объявил о решении принца и принцессы Уэльских расстаться и вести раздельную жизнь. О разводе речь тогда еще не шла, но в следующем году состоялось первое из тех сенсационных интервью, которые потрясли британцев, - тогда принц Чарльз признался ведущему Джонатану Димблби, что был неверен Диане.

В декабре 1995 года Диана выступила в программе BBC «Панорама», в популярном шоу, которое смотрело несколько миллионов зрителей. Она рассказала о том, что Камилла Паркер-Боулз появилась в жизни принца еще до их брака, и продолжала «незримо присутствовать» (а то и вполне зримо!) на всем его протяжении. «В том браке нас всегда было трое, - заявила Диана. - Это слишком много». Брак Чарльза и Дианы завершился разводом 28 августа 1996 года по инициативе королевы Елизаветы II.

Несмотря на это, интерес к Диане ничуть не снижался, напротив, публика проявляла все больше внимания к гордой леди Ди. Репортеры по-прежнему стремились проникнуть в личную жизнь принцессы, особенно после того как летом 1997 года стала достоянием гласности ее романтическая связь с Доди Аль-Файедом, сорокаоднолетним сыном арабского миллионера Мохаммеда Аль-Файеда, владельца фешенебельных отелей. В июле они провели праздники в Сен-Тропезе вместе с сыновьями Дианы - принцами Уильямом и Гарри. Мальчики отлично поладили с доброжелательным хозяином дома.


Позже Диана и Доди встречались в Лондоне, а потом отправились в круиз по Средиземному морю на борту шикарной яхты "Джоникал".

К концу августа "Джоникал" подошла к Портофино в Италии, а потом отплыла в Сардинию. 30 августа, в субботу, влюбленная пара отправилась в Париж. На следующий день Диане предстояло лететь в Лондон, чтобы встретиться со своими сыновьями в последний день их летних каникул.

В субботу вечером Диана и Доди решили поужинать в ресторане отеля "Риц", которым владел Доди. Чтобы не привлекать внимание других посетителей, они уединились в отдельном кабинете, где, как потом сообщалось, обменялись подарками: Диана подарила Доди запонки, а он ей - кольцо с бриллиантом. В первом часу ночи они собрались отправиться на квартиру Доди на Елисейских полях. Желая избежать встречи с папарацци, толпящимися у парадного входа, они покинули отель через служебный выход. Там они сели в Мерседес S-280, в сопровождении телохранителя Тревора-Риз Джоунса и водителя Анри Поля.

Последняя фотография.
Ночью перед роковой случайностью принцесса Диана и Доди аль-Файед были засняты на камеру регистрации в отеле Ритц в Париже 31 августа 1997 года.



Авария произошла в Париже, 31 августа 1997 года в тоннеле, находящемся неподалеку от моста Альма. Черный «Мерседес-Бенц S280» врезался в колонну, разделяющую встречные полосы движения, затем ударился о стену тоннеля, пролетел несколько метров и остановился.




Травмы, которые получили принцесса Диана, Доди аль-Файед и телохранитель, оказались смертельными. Правда, Диану успели довезти живой до госпиталя «Пите Сальпетриер», но все попытки спасти ей жизнь оказались тщетными. Ей было всего 36 лет.
Пока врачи боролись за жизнь любимицы миллионов англичан, криминалисты работали над выяснением обстоятельств аварии.

Постепенно вырисовывались следующие версии причин ее гибели:
. смерть принцессы Уэльской в результате дорожно-транспортного происшествия - не более чем обычная автомобильная авария, трагическая случайность;

Во всем виноват Анри Поль, водитель «мерседеса» - экспертиза показала, что за рулем он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения;

Автокатастрофу спровоцировали назойливые папарацци, которые буквально по пятам следовали за машиной Дианы;

К гибели принцессы причастна британская королевская семья, так и не простившая Диане ее развод с принцем Чарльзом;

Автомобиль потерял управление из-за неисправности тормозной системы;

. «мерседес» на большой скорости столкнулся с другой машиной - белым «фиатом», после чего шофер Дианы не смог справиться с управлением;

К гибели принцессы приложили руку английские спецслужбы, которые намеревались сорвать брак матери будущего британского короля с мусульманином.

Какая версия наиболее правдоподобна и близка к истине? Ответ на этот вопрос должны были дать французские эксперты.

Комиссия, созданная при Институте криминальных исследований французской жандармерии, отработала все версии случившегося. В итоге несколько папарацци были переданы в руки правосудия. Правда, никто не взял на себя смелость обвинить их в провоцировании гибели принцессы Дианы. Обвинения касались, в основном, нарушения журналистской этики и неоказания своевременной помощи пострадавшим. Действительно, фотографы прежде всего стремились запечатлеть умирающую Диану и только потом попытались предпринять что-либо для ее спасения. Не подтвердилось и предположение о неисправности тормозной системы «мерседеса».

Специалисты, в течение нескольких месяцев тщательно исследовавшие то, что осталось от автомобиля, пришли к выводу: в момент катастрофы тормоза автомобиля находились в рабочем состоянии. Следственная группа также опровергла утверждения о том, что виной всему был пьяный водитель. Конечно, нетрезвое состояние Поля Анри сыграло свою роль в случившемся. Однако не только (и не столько) это привело к трагедии. В ходе расследования выяснилось, что перед тем, как врезаться в 13-ю колонну тоннеля, машина Дианы столкнулась с белым «Фиатом-Уно». Согласно показаниям одного из свидетелей, за рулем последнего находился шатен лет сорока, который с места преступления скрылся. После этого столкновения «мерседес» потерял управление, а дальше произошло то, что уже было описано выше.

Французская полиция буквально перетряхнула всех владельцев белых «Уно», но нужной автомашины так и не нашла. В 2004 году результаты расследования комиссии Института криминальных исследований французской жандармерии были переданы в «более компетентные органы», которые, видимо, и должны были решить, достаточно ли собрано фактов и проведено исследований, чтобы с полным основанием закрыть это дело. Вместе с тем поиски мифического «фиата» продолжаются. Правоохранительные органы Франции все еще надеются, что водитель таинственной машины все же объявится и сообщит подробности столкновения, ставшего прологом трагической катастрофы. В парижской префектуре для него даже открыли специальный подъезд. Но пока что на призыв полиции никто не откликнулся.

Если столкновение «мерседеса» с «фиатом» действительно имело место, и таинственный водитель существует, то вряд ли он по доброй воле возьмет на себя всю ответственность за случившееся, а также всю тяжесть гнева тех, кто до сих пор помнит Диану и искренне скорбит по ней. Неизвестно, когда будет поставлена точка в расследовании обстоятельств гибели «народной принцессы». Но когда бы это ни произошло, в Англии, да и во многих других странах, еще долго будут обсуждать жизнь и смерть леди Ди. Причем независимо от того, каким будет окончательное заключение упомянутых «компетентных органов».

Вероятность убийства
Отец возлюбленного Дианы, миллиардер Мохаммед аль-Файед, уверен, что к гибели Дианы и его сына причастны британские спецслужбы. Именно он настоял на государственном расследовании автокатастрофы, которое и длилось с 2002 по 2008 год. По мнению аль-Файеда старшего, водитель Анри Поль во время роковой поездки был трезв. "Существуют записи видеокамер отеля "Риц", где походка Анри Поля нормальная, - говорит он, - хотя, по идее, он должен был бы просто ползти. В его организме врачи нашли дикое количество антидепрессанта. Скорее всего, этот человек был отравлен. Кроме того, у меня есть документы, что он работал на английские спецслужбы. Уже потом нашли его тайные счета в банках, на которые было переведено 200 тысяч долларов. Происхождение этих денег неясно».

А еще Мохаммед, вопреки официальным сообщениям о результатах исследования, утверждает, что Диана погибла, будучи беременной:
«Сначала власти отказывались сделать тест, а когда под давлением пошли на это, прошло очень много лет. За это время следы элементарно могут быть утрачены. Но ведь накануне трагедии Доди и Диана посещали виллу в Париже, которую я купил для них. Они выбирали там комнату для своего ребенка, с видом на сад».

С версией о заговоре против Дианы и Доди с участием спецслужб и королевского двора согласен и Пол Баррел, бывший дворецкий Дианы. У него есть письмо леди Ди в котором она написала за 10 месяцев до гибели: «Моя жизнь в опасности. Бывший муж планирует организовать несчастный случай. В моей машине откажут тормоза, случится автокатастрофа".

«Ее смерть оказалась блестяще организована, - говорит Баррел, - это фирменный английский стиль. Наша разведка всегда „убирала“ людей не с помощью яда или снайпера, а так, чтобы это было похоже на несчастный случай».

Аналогичного мнения придерживаются и сами сотрудники спецслужб, например, скандально известный бывший офицер британской службы контрразведки МИ-6 Ричард Томлисон. Он дважды был арестован за разглашение гостайны в своих книгах об английской разведке, покинул Британию и сейчас живет во Франции. Томлисон открыто заявил, что Диана была убита агентами МИ-6 по «зеркальному» плану «случайной автокатастрофы», который 15 лет назад готовился для президента Сербии Слободана Милошевича.

Единственный выживший участник автокатастрофы в Париже - телохранитель Доди и Дианы Тревор Рис-Джонс. Он, в отличие от водителя и пассажиров, остался жив, потому что пристегнулся ремнем безопасности. Раздробленные кости в его теле скреплены с помощью 150 титановых пластин, он перенес десять хирургических операций.

Вот его мнение о ситуации перед катастрофой:
«Анри Поль не был пьян в тот вечер. От него не пахло алкоголем, он общался и шел нормально. За столом ничего не пил. Я не знаю, откуда после смерти в его крови оказался спирт. К сожалению, я не могу объяснить, почему я в автомобиле был пристегнут, а Диана и Доди - нет. У меня поврежден мозг, я страдаю от частичной потери памяти. Мои воспоминания обрываются на моменте, когда мы вышли из отеля "Риц"»…

Прощание
За телом принцессы Дианы в Париж прилетел ее бывший муж, принц Чарлз. Дворецкий Пол Баррел привез одежду и попросил, чтобы в руки принцессе вложили четки, подаренный ей матерью Терезой.
В Лондоне дубовый гроб с телом принцессы стоял в Королевской часовне Сент-Джеймсского дворца четыре ночи. У стен дворца собрались люди со всего света. Они зажигали свечи и возлагали цветы.


Прощальная церемония с принцессой Дианой проходила в Вестминстерском аббатстве.


Принцесса Диана похоронена 6 сентября в семейном поместье Спенсеров Элторп в Нортгемптоншире, на уединенном острове посреди озера.

Диана была одной из самых популярных в мире женщин своего времени. В Великобритании всегда считалась самым популярным членом королевской семьи, её называли «королевой сердец» или «дамой червей».
Высоко-высоко, на небесах, звезды поют ее имя: "Диана".




Из всех теорий заговоров последних десятилетий самыми красочными являются те, что окружают смерть принцессы Дианы. Пока ничем не доказано, что ее смерть была ничем иным, как просто трагической аварией, но есть несколько интригующих аспектов, которые не могут быть просто отброшены.

А также важно помнить, что официальное расследование смерти Дианы обнаружило, что она и Доди Аль-Файед были незаконно убиты, а не стали жертвой случайной смерти, как сообщала большая часть СМИ в свое время.

Итак, рассмотрим эти десять странных фактов о смерти «Народной Принцессы»

Замена машины в последний момент

Несмотря на то, что они использовали конкретный Mercedes в течение дня своей смерти в Париже, когда Диана и Доди вышли из отеля Ritz вскоре после полуночи утром 31 августа 1997 года, им был отправлен другой Mercedes, чтобы забрать их.

Мало того, что автомобиль был заменен в самый последний момент, но также не было никакого запасного автомобиля, как это было в течение дня, и это была стандартная практика для таких поездок в целях безопасности.

Были также споры относительно ремней безопасности и того, кто не надел их в этом последнем путешествии. Все, кто знал Диану, описывали ее как «привычного владельца ремня безопасности», и им было трудно поверить, что она не пристегнула ремень безопасности. В то же время, охранник в автомобиле Тревор Рис-Джонс, был пристегнут ремнем безопасности, хотя это необычно для охранника. Стандартная практика для них — не пристегиваться, так как это стесняет их движения.

Нет кадров видеонаблюдения по смертельному маршруту Дианы

Вместо того, чтобы выбрать кратчайший путь к квартире Доди в центре Парижа, водитель Анри Поль выбрал путь, который не только дольше, но и проходит по берегу Сены и через Понт д’Альма тоннель, где и произошла трагическая авария. Причиной тому, как говорили, было желание избежать папарацци, которые следовали за парой весь день.

Это казалось бы разумным, но учитывая, что это изменение маршрута, как говорят, было сделано в критический момент, многие люди сочли подозрительным, что все 17 камер видеонаблюдения по маршруту были либо отключены, либо вообще не работали. Следовательно, не было отснято ни одного материала об их судьбоносном путешествии — кадры, которые были бы неоценимы для определения того, что произошло в тот вечер.

Загадочный Анри Пол

Водителя Анри Пола сделали главным виновником аварии, в основном, из-за обвинений в том, что он был в состоянии алкогольного опьянения, находясь за рулем. Тем не менее, во время программы “Расследование смерти Дианы”, один медицинский эксперт за другим выразили свои серьезные сомнения как в анализах крови, которые были проведены, чтобы установить, что Пол был пьян, так и в его посмертном состоянии. По их утверждению, отчет имел более 50 основных ошибок.

Было также установлено, что Пол работал как для французской, так и для британской разведки, и тайна, окружающая его, только углубилась. Несколько крупных платежей были сделаны на его счет в месяцы, предшествовавшие тому вечеру в Париже. Ни один из этих платежей не был объяснен следствием, что привело многих к мысли, что это была плата за смерть Дианы и ее пытаются сокрыть.

Угрожающий телефонный звонок относительно запрещения наземных мин

В спорном документальном фильме «Незаконное убийство» Симона Симмондс, давний друг и соратник Дианы, рассказала о том, что она была с принцессой, когда ей позвонил “высокопоставленный государственный чиновник [Великобритании]” относительно ее продолжающейся кампании по запрещению наземных мин.

По словам Симмондс, когда Диана передала ей телефон, чтобы она могла услышать, что было сказано, она услышала, как джентльмен сказал: “Не вмешивайтесь в вещи, о которых вы ничего не знаете, потому что вы знаете, что могут произойти несчастные случаи».

Симмондс рассказала эту версию событий во время расследования смерти Дианы. Диана восприняла это как реальную угрозу и уже опасалась, что Британская разведка прослушивает ее телефонные звонки.

Кстати, спустя годы после ее смерти выяснилось, что даже у таких агентств, как АНБ, в это время были тысячи расшифровок ее телефонных звонков. Однако, они отказались обнародовать их по соображениям безопасности.

Письма, предсказавшие ее собственную смерть

В месяцы, предшествовавшие ее смерти, Диана разослала письма двум близким друзьям, ее дворецкому Полу Барреллу и ее адвокату Лорду Митчуму. В них она совершенно четко заявила, что королевская семья и ее муж “планируют ее смерть” и что это будет “автомобильная авария».


В то время как Баррелл обнародовал свое письмо и показал его в прессе, чтобы все видели, Лорд Митчем передал свое письмо начальнику полиции Лорду Кондону. Кондон скрывал письмо от общественности, как и его преемник, Лорд Стивенс, в течение нескольких лет, даже несмотря на то, что незаконно скрывать доказательства в расследованиях.

Диана оставалась в тоннеле 81 минуту

Диана не была извлечена из поврежденного автомобиля в течение почти 37 минут после аварии, несмотря на то, что на ее стороне было мало повреждений. В общей сложности она жила еще 81 минуту до прибытия скорой помощи.

Несмотря на серьезные вопросы о его поведении на месте происшествия, д-р Жан-Марк Мартино не явился на официальное расследование смерти Дианы и Доди. Это решение не только вызвало подозрение, что его действия в ту ночь были далеки от адекватных. Медицинские эксперты, давшие показания в суде, заявляют, что если бы Диана была доставлена в больницу быстрее, она вполне могла выжить.

Скорость скорой помощи

Когда скорая помощь, наконец, покинула место крушения и направилась в больницу, она двигалась с пешеходной скоростью 19 километров в час (12 миль в час). Это также было поставлено под сомнение исследователями и экспертами медицинских и аварийных служб.

Причина медлительности заключалась в том, что на борту машины скорой помощи находилось высокотехнологичное медицинское оборудование. По сути, это была мобильная операционная, позволяющая бригаде скорой помощи начать лечение, как только пациент был помещен в машину скорой помощи. Путешествие на большой скорости поставило бы эту деликатную работу под угрозу.

Печально известный белый Fiat Uno

Для некоторых таинственный Белый Fiat Uno был «дымящимся пистолетом» всего вечера. Сначала его присутствие отрицали, но на остатках Мерседеса осталась краска от Фиата, а на входе в туннель были обнаружены осколки красного стекла заднего фонаря, соответствующего Fiat Uno.

Оказалось, что произошло столкновение между Mercedes, перевозившим Диану и Доди, и белым Fiat Uno, в результате чего Анри Пол потерял контроль над автомобилем. Некоторые люди, однако, задавались вопросом, был ли Fiat Uno там специально, чтобы спровоцировать аварию.


Подозрения росли больше, когда автомобиль исчез, несмотря на общенациональный поиск. Похоже, он растворился в воздухе.Теоретики заговора указали на смерть бывшего агента MI6 Джеймса Андансона, который, по крайней мере, официально покончил жизнь самоубийством через несколько лет после смерти Дианы.

Андансон владел белым Fiat Uno, который был официально исключен как тот, что участвовал в аварии из-за того, что он был слишком старым.

Вспышка света на входе в туннель

Многие свидетели рассказывали следователям и средствам массовой информации о яркой вспышке света, которую они видели у входа в туннель за секунды, прежде чем, Mercedes врезался в 13-й столб. Многие задавались вопросом, была ли эта вспышка света преднамеренной — чтобы временно ослепить Анри Пола, чтобы он потерял контроль.

Как бы маловероятно это ни было, но… когда бывший сотрудник британской секретной службы Ричард Томлинсон раскрыл планы, которые, как он утверждал, пришли из британской разведки, чтобы убить сербского политика, метод и результат использовались такие же, как судьба, которая ждала Диану.

План говорил об использовании яркой вспышки света, чтобы ослепить водителя автомобиля, когда он вошел в туннель, и обеспечить смертельную аварию. Совпадение?

Туннель очищен и вновь открыт в течение очень быстрого времени