Какие машины выпускает ваз сегодня. ВАЗ: история создания и развития. ОАО «АвтоВАЗ. АвтоВАЗ - это, определение

Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну "ФИАТ". 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.


01. Территория будущего автозавода, 1966 год.

02. Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы- генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 г.

03. 3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.

04. Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.

05. В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.

06. Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.

07. Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.

08. Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.

09. С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.

11. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

12. В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.

13. Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.

14. Строительство управления ВАЗа

16. На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.

19. Киоск "Союзпечать" рядом со стройкой.

20. За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.

21. Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались "итальянцу", мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»

22. Первые "Жигули" на конвейере, 1970 год.

23. 19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.

24. Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».

26. 1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя - «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.

27. "Вазовцы" идут на работу.

28. Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.

29. Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.

30. Завод с высоты птичьего полёта.

31. Новые машины ждут своего отправления.

34. Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

36. Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.

37. В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.

38. ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.

39. Проектировочный отдел.

40. Заводские будни.

41. Конвейер.

42. Цех сборки двигателей.

43. Столовые ВАЗа.

46. Новые машины на площадках завода.

48. Завод и Автозаводской район Тольятти вдали.

49. 30-летие выпуска первого автомобиля. Торжественное движение всенародно любимой "копейки" по главному конвейеру, 19 апреля 2000 года.

52. И в заключении, кратко о некоторых марках автомобилей, выпущенных на АвтоВАЗе. Внедорожник "Нива" серийно производится с 1977 года!

53. Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981)

54. Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)

55. ВАЗ-2107 на конвейере. (годы выпуска 1982-2011)

56. ВАЗ-2110, или по народному "десятка". (годы выпуска 1996-2007)

58. "Лада-Приора" выпускается с 2007 года.

59. "Лада-Калина" выпускается с 2004 года.

60. Самая новая серийная модель Автоваза- "Лада-Гранта", запущена на конвейер в конце 2011 года.

Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров - 150 км, технологическое оборудование - 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей - 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона - 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций - 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан ВАЗ - 660 тысяч автомобилей в год.

Другие мои исторические обзоры.

«Лада – ключ к дорогам России» – именно так звучит девиз компании АвтоВАЗ.
ОАО «АвтоВАЗ» – это крупнейшая российская компания в области автомобилестроения. Также, данная компания является крупнейшим производителем легкового автомобильного транспорта в Восточной Европе. Относительно недавно, контрольный пакет акций данной компании перешел в руки альянса Renault-Nissan, что дало новый виток развития АвтоВАЗу.

На сегодняшний день, официальное название компании звучит как Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ», но так было не всегда. В период с 1966 по 1971 годы компания называлась Волжский автомобильный завод, а с 1971 года и до вступления в альянс Renault-Nissan, называлась Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ».

Помимо смены названий, насыщенна и многими другими интересными событиями. Самыми интересными из них, были выпуски и закрытия производства автомобилей. В рамках данной статьи мы рассмотрим года выпуска моделей ВАЗ, которые были разработаны и произведены как самой компанией, так и в партнерстве с другими автомобильными производителями.

Модельный ряд и годы производства каждого автомобиля

За годы своей работы под разными названиями, АвтоВАЗ успел выпустить несколько десятков моделей автомобилей. Ниже вы найдете года выпуска моделей ВАЗ, которые когда-либо сходили с конвейера этого завода.
1. Жигули 2101 . Эти автомобили выпускались с 1970 по 1988 годы.

2. Жигули 2102 . Эти автомобили выпускались с 1972 по 1985 годы.

3. Жигули 2103 . Эти автомобили выпускались с в 1972 по 1984 годы.

4. Жигули/Лада 2104 . Эти автомобили выпускались с 1984 по 2012 годы.

5. Жигули/Лада 2015 . Эти автомобили выпускались с 1980 по 2010 годы.

6. Жигули 2106 . Эти автомобили выпускались с 1976 по 2004 годы.

7. Жигули/Лада 2107 . Эти автомобили выпускались с 1982 по 2012 годы.

8. Лада Спутник/Самара I 2108 . Эти автомобили выпускались с 1984 по 2003 годы.

9. Лада Спутник/Самара I 2109 . Эти автомобили выпускались с 1987 по 2004 годы.

10. Лада Спутник/Самара I 21099 . Эти автомобили выпускались с 1990 по 2004 годы.

11. Лада 110 . Эти автомобили выпускались с 1996 по 2007 годы.

12. Лада 111 . Эти автомобили выпускались с 1998 по 2009 годы.

13. Лада 112 . Эти автомобили выпускались с 1999 по 2008 годы.

14. Лада Самара II 2113 . Эти автомобили выпускались с 2005 по 2014 годы.

15. Лада Самара II 2114 . Эти автомобили выпускались с 2001 по 2014 годы.

16. Лада Самара II 2115 . Эти автомобили выпускались с 1997 по 2012 годы.

17. Ока 1111 . Эти автомобиль выпускались с 1988 по 1994 годы.

18. Лада Калина I 1117 . Эти автомобили выпускались с 2007 по 2013 годы.

19. Лада Калина I 1118 . Эти автомобили выпускались с 2004 по 2012 годы.

20. Лада Калина I 1119 . Эти автомобили выпускались с 2006 по 2013 годы.

21. Лада Калина I 11198 . Эти автомобили выпускались с 2008 по 2013 годы.

22. Лада EL Lada

23. Лада Калина II 2194 . Эти автомобили выпускаются с 2013 года.

24. Лада Калина II 2192 . Эти автомобили выпускаются 2013 года.

25. Лада Приора 2170 . Года выпуска моделей ВАЗ Приора начинают свой отсчет с 2007 года.

26. Лада Приора 2171

27. Лада Приора 2172 . Эти автомобили выпускаются с 2008 года.

28. Лада Приора 21728 . Эти автомобили выпускаются с 2010 года.

29. Лада Приора 21708 . Эти автомобили выпускаются с 2009 года.

30. Лада Надежда 2120 . Эти автомобили выпускались с 1998 по 2007 годы.

31. Жигули/Лада Нива 2121 . Эти автомобили выпускаются с 1977 года.

32. Жигули/Лада Нива 2131. Эти автомобили выпускаются с 1993 года.

33. Жигули/Лада Нива II 2123 . Эти автомобили выпускались c 1998 по 2002 годы.

34. Chevrolet Niva . Эти автомобили выпускаются с 2002 года.

35. Лада Гранта 2190

36. Лада Гранта хэтчбек . Эти автомобили выпускаются с 2014 года.

37. Lada Largus . Эти автомобили выпускаются с 2011 года.

ИСТОРИЯ АвтоВАЗ

Впервые, о том, что в СССР необходимо построить новый современный автомобильный завод заговорили в 1966 году, именно в этом году началась история АвтоВАЗ. На очередном съезде ЦК КПСС, который состоялся 20-го июля, было утверждено, что в городе Тольятти будет построен новый производственный объект, который будет выпускать самые современные автомобили. Чтобы эти машины были конкурентоспособны на мировом рынке, к техническому оснащению и обучению персонала, советское правительство решило подключить дружественный в те годы итальянский автомобильный концернн «Fiat».

Новый завод начал свое функционирование в 1969 году, именно тогда были сформированы его первые трудовые бригады. Первые же автомобили сошли с конвейера год спустя. Это были автомобили , которые были сконструированы на основе итальянского автомобиля FIAT-124. Ниже, мы расскажем подробнее об этом и многих других автомобилях, которые когда-либо сходили с конвейера АвтоВАЗа.

ВАЗ 2101

Это четырехдверный седан, который, как мы уже говорили выше, был построен на базе Fiat 124. Для адаптации к советским дорогам, автомобиль претерпел более 800 изменений. Так, он юыл оснащен более объемным карбюраторным двигателем – 1200 кубических сантиметров, плюс к этому, автомобиль получил более высокий клиренс, а также его кузов и колесная система были усилены.

Чуть позже, на базе этого автомобиля были выпущена так называемая серия классических автомобилей: ВАЗ 21011, который получил еще более объемный двигатель – 1,3 литра, 21013 – аналог 21011, но с двигателем от ВАЗ 2101, а также специальная модель для нужд полиции: автомобиль ВАЗ 2101-34, который оснастили самым мощным двигателем в данном семействе.

ВАЗ 2102

История АвтоВАЗ и его сотрудничества с итальянским концерном Fiat не остановилась на модели ВАЗ 2101, всего через год, после появления этого автомобиля на рынке, появился новый авто: , который являлся лицензионной версией Fiat 124 Familiare.

Главной доработкой, по сравнению с ВАЗ 2101, стал багажник, который находился на уровне пола. Это было сделано для того, чтобы облегчить процедуры погрузки и разгрузки. К сожалению, из-за этой доработки, у автомобиля появился серьезный минус: слабый уровень герметизации салона со стороны задней двери, из-за чего в салон попадала пыль, а также пары, который выходили из горловины бензобака.

Еще одной проблемой доработки стала увеличенная масса машины, что потребовало сделать амортизаторы и подвеску более жесткими. Это конечно позволило сохранить приемлемую грузоподъемность: до 250 килограмм с 2-мя пассажирами и до 55 килограмм с пятью пассажирами, но сделало автомобиль очень жестким при езде.

В 1978 году, была выпущена специальная модель: ВАЗ 21021, которая предназначалась для экспорта. Изменения претерпели двигатель, который был взят с модели ВАЗ 21011, а также заднее багажное стекло, которое было оснащено смывателем и дворниками.

Позже, в течение пяти лет, автомобиль постоянно модернизировался, но не менял названия. В него была установлена более надежная система зажигания, еще более мощный двигатель, а также были произведены другие, менее значительные корректировки, но все это уже не могло спасти машину и в 1985 году она была снята с производства.

ВАЗ 2103

Автомобиль ВАЗ 2103 – это доработанная версия ВАЗ 2101, которая базировалась все на том же Fiat 124. Он появился на рынке в 1972 году. Главными отличиями стали более мощный двигатель: 72 лошадиные силы, и более просторный салон: пространство над головой пассажиров и водителя было увеличено на 15 миллиметров. Также, нельзя не отметить, что ВАЗ 2103 стал первым отечественным автомобилем, на который установили вакуумный усилитель тормозной системы, а также «спортивную» панель.

В 1980 году, этот автомобиль оснастили новым карбюратором, который сделал ВАЗ 2103 более надежным, но так же, как и в случае с ВАЗ 2102, нововведения не спасли модель. В 1984 году она была снята с производства.

ВАЗ 2104

С автомобиля ВАЗ 2104 началась история АвтоВАЗ, как официального производителя автомобилей в кузове универсал. Этот автомобиль был выпущен на замену ВАЗ 2102 и был призван вобрать в себя все лучшее от этой машины, но оставить в прошлом все выявленные ее недостатки. Впервые, этот автомобиль был выпущен в 1984 году и выпускался вплоть до 2012 года. За этот огромный для автомобиля срок жизни, на рынке появлялось масса модификаций этого авто:

ВАЗ 21041 – специальная, более дешевая версия, с двигателем меньшего объема.

ВАЗ 21042 – эта модификация была выпущена специально для стран с правосторонним движением

ВАЗ 21043 – обновленный, более современный салон и новая пятиступенчатая коробка передач.

ВАЗ 21044 – обновленный, более объемный двигатель – 1700 кубических сантиметров.

ВАЗ 21045 – обновленный, более объемный двигатель – 1800 кубическихсантиметров.

ВАЗ 21045Д – аналог ВАЗ 21044, но с дизельным мотором.

ВАЗ 21047 – экспортный вариант данной модели.

ВАЗ 21048 – аналог ВАЗ 21045, но с дизельным мотором.

ВАЗ 21041 – первая и единственная модификация этого автомобиля с инжекторным двигателем, который имел объем 1,7 литра.

ВАЗ 2105

Автомобиль ВАЗ 2105 – являлся основой экспортной линейки машин АвтоВАЗа. Его дизайн был построен на моде 80-х годов Европы, но и в родной стране он сыскал неплохую популярность. В течение всего выпуска данного автомобиля, он, как и многие другие машины того времени, претерпел много изменений, который становились все новыми и новыми модификациями, но по большому счету, серьезной была только одна, прошедшая в начале 2000-х годов, когда на ВАЗ 2105 стали устанавливать инжекторные двигатели.

Еще одним интересным фактом о данном автомобиле, который стоит упомянуть стало то, что ВАЗ 2105 является первой машиной в истории АвтоВАЗ, которая стала иметь комплектации, а не выпускалась в одной только версии.

ВАЗ 2106

Автомобиль – это более современная версия ВАЗ 2103. У него был более приятный для тех лет дизайн, а также более мощный двигатель, который был сравним с моторами, которые устанавливались на поздние версии ВАЗ 2103.

Как и прежние модели АвтоВАЗа, «шестерка» за свою жизнь получила множество модификаций, но действительно интересной стала ВАЗ 21067, когда завод впервые выпустил автомобиль, который соответствовал экологическим европейским нормам. На тот момент это был стандарт Евро 2.

ВАЗ 2107

Данный автомобиль стал первой машиной АвтоВАЗа, которая работал на бензине выше АИ-76. Еще одним интересным моментом стал тот факт, что впервые за машиной на завод обратились спецслужбы. Для них была выпущена специальная модификация ВАЗ 21079, которая оснащена была двигателем в 140 лошадиных сил.

Ну и конечно, нельзя не упомянуть тот факт, что – это первый ВАЗовский автомобиль, на который была установлена система моноврпыска, хотя и для экспортной модификации.

ВАЗ 2108

Автомобиль ВАЗ 2108 – это первый автомобиль в истории АвтоВАЗ с передним приводом. Изначально, машина имела кучу недостатков (многие связывают это с непривычным для конструкторов кузовом: трехдверный хэтчбек) из-за чего пользовалась малой популярностью на рынке, но спустя пару лет, большая часть из них была исправлена, потребителям представили три комплектации: «Стандарт», «Норма» и «Люкс», а также оснастили машину более мощным двигателем, что вдохнуло в автомобиль новую жизнь, которая продлилась до 2003 года.

ВАЗ 2109

Автомобиль ВАЗ 2109 – пятидверный хэтчбек с передним приводом. На АвтоВАЗе выпускался с 1987 года по 2004 год, а после, с более объемным двигателем в 1,6 литра продолжил выпускаться на территории Украины для внутреннего рынка.
Как и прочие автомобиль АвтоВАЗа, выпускалось множество модификаций этого авто, но никаких критичных изменений не происходило, даже смена карбюраторного двигателем инжекторным, стала типичной для своего времени.

ВАЗ 21099

Автомобиль – этот тот же ВАЗ 2109, но с увеличенным на 200 миллиметров задним свесом. Даже модификации у этих автомобилей выходили аналогичные. Единственным серьезным отличием стала более продуманная и актуальная система безопасности ВАЗ 21099, которая была лучшей среди отечественных автомобилей того времени.

ВАЗ 2110

Автомобиль представлялся руководству и широкой публике пять раз. Первые четыре раза он не получил одобрения, так как выглядел либо безликим, либо сильно напоминал машины других производителей, что затруднило бы выход на зарубежные рынки. Только после того, как в 1988 году к разработке дизайна привлекли специалистов из Porsche, конструкторам удалось создать машину, которая все-таки поступила в производство и заменила линейку ВАЗ 2106, которая к тому времени морально устарела.

За годы своего существования этот автомобиль несколько раз претерпевал серьезные изменения в области двигателя и системы выхлопа. Это было связано с тем, что он неплохо продавался на экспорт, но было необходимо строго соблюдать часто меняющиеся в те годы экологические стандарты. Так, были выпущены «десятки», которые соответствовали и Евро 2, и Евро 3, и даже Евро 4.

ВАЗ 2111

Это семейный универсал, который был выпущен на рынок для последовательного замещения ВАЗ 2104, но так и не смог толком добиться нужного результата. При этом, под экспортным названием Lada 111, он сыскал немалую популярность среди зарубежных покупателей. Все дело было в очень большом багажнике, который в зависимости от положения задних сидений имел объем от 490 до 1420 литров.

Как и прочие машины которые знает история АвтоВАЗ, он прошел долгий жизненный путь, в течение которого было выпущено более десятка модификаций ВАЗ 2111.

ВАЗ 2113

Автомобиль ВАЗ 2113, стал продолжателем линейке малолитражных автомобилей АвтоВАЗ с передним приводом в кузове трехдверного хэтчбека. Решение о возобновлении производства подобных автомобилей было принято под давлением потребителей, которые хотели видеть на рынке аналог ВАЗ 2108.

Машину оснастили двигателем объемом 1,5 литра, и она сразу соответствовала стандарту Евро 2, а позже, была доработана и стала соответствовать стандарту Евро 3.

ВАЗ 2114

Автомобиль ВАЗ 2114 – это решение, которое было принято сразу же, после поставки на конвейер машин ВАЗ 2113. Фактически, ВАЗ 2114 заменил на рынке очень популярные в свое время автомобили ВАЗ 2109.

На удивление многих поклонников АвтоВАЗа, данная машина за годы своего существования получила только одну модификацию и то, разница от базовой версии заключалась лишь в двигателе большего объема.

ВАЗ 2115

Автомобиль ВАЗ 2115 – это четырехдверный седан с передним приводом, который был запущен в производство, в качестве наследника рынка прежде весьма популярной машины ВАЗ 21099.
Конструкторы выпустили две модификации , но в отличие от прежних лет, они не стали никак менять название автомобиля, а также, вместо того, чтобы усиливать двигатель, экспериментировали с установкой двигателей меньшего объем. Так, они вначале попытались поставить мотор в 1,1 литр, а когда идея провалилась – 1,3 литра, но и этот вариант не обрел популярности и завод был вынужден вернуться к первоначальному двигателю объемом 1,5 литра.

ВАЗ 2112

Автомобиль ВАЗ 2112 – это, фактически, ВАЗ 2110 в кузове хэтчбек. Машина была очень популярна в свое время благодаря привлекательному внешнему виду, а также невысокой цене. Эти же факторы сделали ее экспортную модификацию Lada 112 популярной и на зарубежном рынке.

После успеха пятидверной версии, была выпущена трехдверная ВАЗ 2112 Coupe, но она не стала популярной, что, скорее всего, связано с тем, что любители трехдверных отечественных машин уже успели привыкнуть к ВАЗ 2108 и ВАЗ 2113.

Lada Kalina

Автомобиль поступил в продажу в 2006 году. Выпускался автомобиль в кузове седан и в кузове хэтчбек, а чуть позже появился и кузов универсал. В 2007 году, машину доработали, она стала соответствовать стандарту Евро 3, а также стала более экономичной.

Впервые в истории АвтоВАЗ, конструкторы завода разработали специальную версию автомобиля – Lada Kalina GTI, которая предназначалась для любителей скоростной и динамичной езды. Автомобиль был значительно маневреннее базовой модели, а также обладал лучшей динамикой, но до класса GTI других производителей явно не дотягивал.

Lada Priora

Автомобиль является, на текущий момент, одним из самых популярных автомобилей в семействе АвтоВАЗа. Впервые, история АвтоВАЗ получила машину, которая даже придирчивые автомобильные журналы назвали хорошей для своего времени.

Данный автомобиль выпускается в кузовах седан, универсал, трехведный хэтчбек и пятидверный хэтчбек.

ВАЗ 2121 и ВАЗ 2131 Нива

Автомобили серии – это единственные внедорожники, которые выпускаются АвтоВАЗом самостоятельно. Они популярны как среди отечественного потребителя, так и среди зарубежных покупателей. Бесспорно, в этом автомобиле минимум комфорта, но зато, он показывает отличные показатели проходимости, а в совокупности с низкой цене становится и вовсе единственным представителем сегмента по-настоящему бюджетных внедорожников.

Разница между ВАЗ 2121 и ВАЗ 2131 заключается в том, что первый автомобиль трехдверный, а второй – пятидверный.

Chevrolet NIVA

Автомобиль Chevrolet Niva – это модифицированный ВАЗ 2131, который собран в более современном кузове и адаптирован под городские условия. Этот автомобиль более комфортен, нежели классическая Нива, но менее проходим.

Lada Granta

Автомобиль – это машина, которая построена на платформе очень популярного в нашей стране автомобиля Renault Logan. Данный автомобиль является самым бюджетным из ныне выпускаемых АвтоВАЗом машин и является, чуть ли не самой популярной моделью в истории АвтоВАЗ.

Лада Ларгус

Автомобиль – это машина, которая стала заменой некогда выпускаемых ВАЗ 2102, позже – ВАЗ 2104, а еще позже – ВАЗ 2111. Но в отличие от прежних универсалов, этот автомобиль получил семейную семиместную модификацию, а также модификацию «фургон», которая разрабатывалась специально для коммерческого сегмента.

Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «ФИАТ». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

(61 фотография)

Территория будущего автозавода, 1966 год.

Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы- генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 г.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.

Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.

В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.

Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.

Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.

Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.

Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.

Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.

Строительство управления ВАЗа.

На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.

Киоск «Союзпечать» рядом со стройкой.

За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.

Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались «итальянцу», мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»

Первые «Жигули» на конвейере, 1970 год.

19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.

Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».

1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.

«Вазовцы» идут на работу.

Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.

Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.

Завод с высоты птичьего полёта.

Новые машины ждут своего отправления.

Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.

В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.

ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.

Новые машины на площадках завода.

Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981)

Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)

Самая новая серийная модель Автоваза- «Лада-Гранта», запущена на конвейер в конце 2011 года.

Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров — 150 км, технологическое оборудование — 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей — 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона — 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций — 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан АвтоВАЗ - 660 тысяч автомобилей в год.

20 июля 2016 года «АвтоВАЗ» отметил 50-летний юбилей. Обозреватель сайт из Тольятти рассказал историю крупнейшей автомобильной компании России - от строительства предприятия до наших дней.

Строительство завода и первые годы работы

К середине 1960-х годов у советского правительства встал вопрос развития автомобильной промышленности в стране. Предполагалось создать крупный завод полного цикла с привлечением иностранных партнёров. Правительство рассматривало 54 строительные площадки по всему СССР, но выбор был сделан в пользу Тольятти.

В 1950-х годах недалеко от города была построена Жигулёвская ГЭС, которая могла обеспечить стройку и завод электроэнергией. Ещё одним фактором стала транспортная доступность - недалеко от Тольятти располагались автомобильная дорога (ныне федеральная трасса М-5 «Урал») и крупный железнодорожный узел в Куйбышеве (ныне Самара).

Иностранным партнёром был выбран итальянский Fiat. 15 августа 1966 года президент Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на итальянскую компанию возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

Первым директором завода стал Виктор Поляков. До назначения на ВАЗ, он работал директором Московского завода малолитражных автомобилей и занимал руководящие посты в Совете народного хозяйства Москвы. Поляков руководил строительством завода и самим предприятием в первые годы его работы.

В 1970 году на заводе началась сборка автомобилей. Первой моделью стала легендарная «копейка» - ВАЗ 2101. Её прообраз - автомобиль FIAT-124. 19 апреля того года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей, а в октябре отправлен первый эшелон «Жигулей» в Москву.


24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода. 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке второй очереди. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года.

Развитие «АвтоВАЗа» непрерывно связано с Тольятти. Параллельно с возведением завода строился новый, Автозаводский район. Благодаря строительству и привлечению строителей и рабочих, население города за 1962-1982 годы увеличилось более чем в 6 раз.


В 1971 году выпущен первый автомобиль модели ВАЗ-2102, в 1972 - ВАЗ-2103. В 1973 году был выпущен миллионный автомобиль, а в 1974 году завод вышел на проектную мощность - 660 тысяч автомобилей в год. В 1975 году директор ВАЗа Виктор Поляков перешёл на должность министра автомобильной промышленности СССР. В 1995 году Виктору Полякову присвоено звание почётного гражданина Тольятти. Около здания заводоуправления «АвтоВАЗа» установлен памятник первому директору.

Расширение модельного ряда, «логическая бомба» и открытие научно-технического центра

В 1975 году директором завода стал Анатолий Жидков. При нём продолжилось расширение модельного ряда ВАЗа. В 1976 году изготовлены первые автомобили «Нива» (сейчас - Lada 4x4), которые предназначались для труднопроходимых условий. В том же году началось производство ВАЗ-2106 - одного из самых популярных автомобилей завода. Он выпускался вплоть до 2005 года, всего было выпущено 4,3 млн «шестёрок».

Страница из рекламного буклета «Нивы»

В 1979 году выпущен пятимиллионный автомобиль, а в 1980 году - первый автомобиль модели ВАЗ-2105. В 1982 году директором завода стал Валентин Исаков, завод продолжил расширять модельную линейку и начал производство модели ВАЗ-2107.


В том же году на «АвтоВАЗе» произошёл примечательный случай - впервые на советском предприятии с помощью «логической бомбы» был остановлен конвейер завода. «Логическая бомба » - программа, которая запускается в определённое время и исполняет вредоносный код для несанкционированного доступа или уничтожения данных. По сути, этот инцидент был первым проникновением в программное обеспечение столь крупного предприятия в те годы.

В 1986 году после визита Михаила Горбачёва началось строительство научно-технического центра «ВАЗа», которое занимается разработками и тестированием новых автомобилей. К середине 1990-х годов он был укомплектован всем оборудованием.

До 1988 года завод расширил линейку автомобилей несколькими моделями: в 1984 году началось производство первого грузопассажирского автомобиля ВАЗ-2104 и первого переднеприводного для «ВАЗа» автомобиля - ВАЗ-2108. В 1986 году завод выпустил 10-миллионный автомобиль.

В 1987 году стартовало производство ВАЗ-2109, в 1988 году - автомобиля ВАЗ-111 «Ока», который позиционировался как недорогая семейная машина.

В том же году завод возглавил Владимир Каданников, при котором предприятие претерпело большие изменения. После распада СССР в 1992-1993 годах в стране начались приватизация и акционирование крупных промышленных предприятий. Под эту волну попал и «АвтоВАЗ», который с 1993 года стал акционерным обществом.

Криминальные войны, «десятое» семейство и переход под контроль «Рособоронэкспорта»

Вместе с изменением организационно-правовой структуры компании, «АвтоВАЗ» стал центром криминальных войн. В 1992 году при заводе появились незаконные посреднические организации по торговле автомобилями. Этой ситуацией воспользовались представители криминальных структур - они начала собирать «дань» с таких предприятий за «крышевание» нелегального бизнеса.

Ещё одной важной точкой передела преступников стал официальный магазин по продаже автомобилей «Жигули», который был единственным официальном дилером ВАЗа в начале девяностых годов.

К середине 1990-х годов большая часть сбыта продукции шла через руки криминальных структур. По некоторым подсчётам, в те годы доходы преступных групп достигали около 700 миллионов рублей.

К концу 1998 года правоохранительным органам удалось изъять у большинства представителей преступных сообществ пропуска на завод, что лишило их основного контроля над сбытом автомобилей и запасных частей.

Несмотря на сложную криминальную обстановку, в 1990-х годах завод работал практически без остановок и сбоев. В 1993 году был собран 15-миллионный автомобиль. В 1995 началась сборка модели нового, «десятого» семейства - ВАЗ-2110. В 1996 стартовало производство «одиннадцатой» модели, в 2000 - «двенадцатой». В 90-е годы объём производства не падал ниже 529 тысяч автомобилей в год.

В конце 1990-х годов началась разработка второго поколения семейства Lada Samara. Первым автомобилем стал ВАЗ-2114, который считается преемником ВАЗ-2109.

В 2001 году «АвтоВАЗ» и компания General Motors открыли совместное предприятие GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet Niva. В начале 2000-х годов началась разработка новой модели - Lada Kalina, производство которой началось в 2004 году.


До 2005 года основными акционерами завода был трудовой коллектив и топ-менеджмент «АвтоВАЗа». Однако из-за сложной криминальной ситуации в городе в девяностные годы, завод было решено передать собственникам федерального масштаба. С 2005 года основной контроль над предприятием ушёл в «Рособоронэкспорт».

Кризис 2008-2009 годов, государственная поддержка и партнёрство с Renault

С 2005 по 2009 годы у завода сменилось три генеральных директора: Игорь Есиповский, Владимир Артяков и Борис Алёшин. В 2007 году «АвтоВАЗ» начал производство Lada Priora. В целом, в 2006-2008 годах «АвтоВАЗу» удалось добиться объёма производства в 810 тысяч автомобилей в год.


В конце 2007 года Сергей Чемезов на совете директоров «АвтоВАЗа» сообщил о намерении французской Renault приобрести 25% акций предприятия. Весной 2008 года сделка состоялась и к осени основными акционерами компании стали Renault, «Ростехнологии» и «Тройка диалог» - у них было примерно по 25% акций «АвтоВАЗа». Остальные 25% остались у миноритарных акционеров.

В 2009 году предприятие оказалось в сложном положении. Из-за экономического кризиса и снижения спроса, «АвтоВАЗ» произвёл всего 295 тысяч автомобилей, что в 2,74 раза меньше, чем в прошлом году. Из-за этого значительную часть сотрудников отправили в частично оплачиваемые отпуска, в августе конвейер завода был остановлен.

За 2009 год убытки предприятия составили 35 млрд рублей, сообщал Игорь Комаров, в то время президент-генеральный директор «АвтоВАЗа». Долги предприятия перед банками к 2009 году превысили 37 млрд рублей.

30 марта 2009 года Правительство России решило выделить «Ростехнологиям» 25 млрд рублей на поддержку «АвтоВАЗа». Госкорпорация должна была передать предприятию эту сумму в виде беспроцентной ссуды сроком на год. Также модельный ряд «АвтоВАЗа» попал под программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

Ещё одной мерой по спасению завода стали крупные сокращения. Во второй половине 2009 года численность персонала была сокращена на 27,6 тысяч человек, среднесписочная численность сотрудников составила около 75 тысяч человек.

При этом, многие эксперты и ведомства сходились во мнении, что крупнейший российский автомобилестроительный завод нежизнеспособен, а его поддержка государством не имеет смысла. Так, в ноябре 2009 года Минпромторг признал предприятие «де-факто банкротом». А Герман Греф заявлял , что автозавод не способен самостоятельно справиться с кризисом и предполагал, что единственный шанс для компании - продать её иностранному партнёру.

К 2011-2012 году объём производства завода достиг уровня в 500-590 тысяч автомобилей в год. В том же году началось производство автомобиля Lada Largus и модификации Lada Granta с автоматической коробкой передач. В следующем году компания представила обновлённую Lada Kalina.

В 2011 году главным дизайнером «АвтоВАЗа» стал Стив Маттин - бывший дизайнер автомобилей Volvo и Mercedes-Benz. В 2012 году открылась московская дизайн-студия «АвтоВАЗа». Именно под руководством Маттина были созданы новый фирменный стиль компании и внешний вид новых моделей - Lada Vesta и Lada XRAY.

В 2013 году Игорь Комаров покинул должность генерального директора «АвтоВАЗа» в связи с переходом в «Роскосмос». Его кресло занял Бу Андерссон, который до этого 4 года возглавлял «Группу ГАЗ».

В том же году оформилась нынешняя структура собственности завода. ОАО «АвтоВАЗ» на 74,5% принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., в которой 67,13% акций принадлежит альянсу Renault-Nissan и оставшиеся 32,87% - госкорпорации «Ростех».

Бу Андерссон, Lada Vesta и XRAY, сокращения и новое руководство

Бу Андерссон запомнился необычной для «АвтоВАЗа» манерой ведения дел - так, в свои первые рабочие дни он распорядился обеспечить идеальную чистоту во всех помещениях завода. Ветераны завода находили сходства в стиле руководства между шведом и первым директором ВАЗа Виктором Поляковым.

Также Бу Андерссон заставил своих подчинённых использовать в служебных целях автомобили «АвтоВАЗа», а корпоративные иномарки Infiniti приказал продать. Сам швед пользовался автомобилем Lada Largus Cross.

В профиле Андерссона на Linkedin указано , что за 2 года работы удалось запустить две новые модели - Lada Vesta и Lada XRAY, сократить количество уровней менеджмента на предприятии с девяти до пяти, сократить численность персонала компании с 70 до 44,4 тысяч человек.

Одной из важнейших проблем предприятия на момент прихода Андерссона считался имидж компании. Весной 2015 года компания новый логотип и фирменный стиль, который должен был обозначить новую веху в развитии бренда.

В 2015 году началось производство двух новых моделей Lada - Vesta и XRAY. Lada Vesta - автомобиль B-класса, получивший новый, «X-образный» дизайн. Собирается на платформе Lada B в Ижевске и Усть-Каменогорске (Казахстан). По данным официального сайта «АвтоВАЗа», автомобиль в минимальной комплектации можно купить за 499 тысяч рублей.

В апреле 2016 года автосалоны зафиксировали резкий рост продаж Lada Vesta, сообщал РБК. Если в январе месячные продажи новой модели составляли 1,6 тысяч штук, то к апрелю уровень продаж составил 4,6 тысяч штук. Согласно данным за июнь , было продано 5,1 тысяча автомобилей этой марки. Изначально «АвтоВАЗ» планировал продать в 2016 году 50-60 тысяч автомобилей этой модели при среднемесячных продажах 4-5 тысяч автомобилей.

Lada Vesta.

АвтоВАЗ - автомобилестроительная компания России, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Находится в городе Тольятти Самарской области. Официальное наименование: полное - Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ», краткое - ОАО «АВТОВАЗ». Предыдущее название - Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»), которые продавцы и потребители по-прежнему часто именуют ВАЗами. Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок ВАЗ, «Lada» и «Ока».

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, Центральным Комитетом КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти.
Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну Fiat. Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
14 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха. В этот же год стройка завода была объявлена Всесоюзной ударной. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.
С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

Январь 1970. Выпущена первая пробная партия вазовских товарных знаков.

19 апреля 1970 г. был собран первый, еще не серийный автомобиль ВАЗ-2101, созданный на базе итальянского FIAT-124. Автомобиль был "спущен с конвейера" за 6 месяцев до того, как был построен сам конвейер: уж очень хотелось отрапортовать о рождении нового ВАЗ-2101 к 100-летнему юбилею Ленина, который праздновали 22 апреля 1970 г.


Почему иностранцы? почему итальянцы? Почему FIAT-124?

В конце 60-х гг. стало ясно, что Советскому Союзу необходим новый "народный автомобиль", который при сравнительно невысокой цене мог бы насытить "ненасытный" советский рынок. Модель, которую планировали выпускать многотысячными партиями, должна была стать дешевой, простой и надежной. Иными словами, требовалось, чтобы эта машина была по карману хотя бы городским советским семьям, а техническое обслуживание автомобиля мог провести сам советский автолюбитель. Ни один из производившихся в то время в СССР автомобилей таким требованиям не удовлетворял, а разработка принципиально новой модели потребовала бы еще больших затрат. Стало ясно, что будущую красу и гордость советской автомобильной промышленности придется покупать у "гнилого Запада".

Почему за основу самой популярной марки в СССР был взят автомобиль корпорации ФИАТ, "Фабрики Итальянских Автомобилей в Турине", основанной в 1896 г.?

Свои услуги по строительству автосборочного завода в СССР предлагали "Дженерал моторс", "Форд", "Фольксваген" и "Рено", однако председатель Совета Министров Алексей Косыгин остановил свой выбор на продукции туринских конструкторов. В первую очередь советское руководство волновали политические мотивы, исключавшие сотрудничество с американскими и немецкими компаниями. В этом смысле сотрудничество с традиционно "левыми" итальянцами наносило гораздо меньше ущерба имиджу развитой социалистической страны. Еще за два года до строительства ВАЗа городок Ставрополь-на-Волге в Самарской области, затопленный после строительства Куйбышевской ГЭС и перенесенный на 10 км от воды, назвали именем Пальмиро Тольятти, лидера итальянских коммунистов, скончавшегося в том же 1964 г. В 1996 г. именно в этом городе под руководством итальянских инженеров начнут строить корпуса крупнейшего в Европе автогиганта - Волжского автомобильного завода.

Политические мотивы не исчерпывались чистой идеологией: в то время советский Союз стремился помочь наиболее крупным и влиятельным европейским компартиям - итальянской и французской. В Европе идеология была гораздо менее важна, и для поддержки этих коммунистических партий требовались какие-то конкретные меры по обеспечению безработных Италии и Франции рабочими местами. При заключении договора с ФИАТом в 1966 г. эту политическую выгоду, безусловно, учли. К слову, чуть позже новый производственный комплекс АЗЛК в Текстильщиках оснастили новейшим технологическим оборудованием, которое поставлял французский концерн "РЕНО".

Как ни странно, в пользу ФИАТа были и коммерческие аргументы: только итальянцы готовы были не только построить в СССР автосборочный завод, передав его затем в собственность советского правительства, но и предоставить Советскому Союзу право выпускать на этих мощностях современный автомобиль.

Немаловажным аргументом в пользу Турина было и то, что в 1966 г. в женевском дворце "Пал-Экспо" посетителям международного автосалона была представлена итальянская новинка: FIАТ-124. В том же году, по итогам голосования европейских специалистов, эта модель была признана лучшим автомобилем Европы. 4 мая 1966 г. в Турине министр автомобильной промышленности СССР А. Тарасов и почетный президент итальянского акционерного общества "ФИАТ" В. Валетта скрепили подписями копии соглашения о техническом сотрудничестве. Договор предусматривал совместную разработку конструкции массовой легковой модели на базе ФИАТ-124, а также совместное проектирование и строительство в Тольятти автомобильного завода для ее выпуска. Этот проект обошелся советской казне в 1,7 млрд долларов.

Однако не надо думать, что другие страны остались в стороне от создания советских автомобилей. За все время разработки серии "Жигули" с Тольятти сотрудничали много иностранных фирм-поставщиков из ФРГ, Франции, Швейцарии, Англии, США, Японии. Это и понятно: практически на 80% ВАЗ-2101 создавался из новых для отечественного автопрома материалов - пластмасс, обивки, резинотехнических изделий, лаков и красок. Более высокие требования, чем в отечественном автомобилестроении предъявлялись по качеству изготовления деталей и узлов. Часть комплектующих поставлялись иностранными компаниями, а когда их производством занялись заводы СССР, практически все отрасли промышленности страны были вынуждены подняться на качественно новую ступень. Стандарты и нормы "ФИАТа" соответствовали мировым, и это позволило отчасти преодолеть отсталость советских отраслевых стандартов.

Почему за основу была взята именно модель классической компоновки, а не на переднеприводная "Аутобьянка-Примула", которую ФИАТ выпускал с 1964 г.? По воспоминаниям Данте Джакоза, занимавшего в то время должность главного конструктора ФИАТа, решение о выборе классической модели принял Тарасов, министр автомобильной промышленности СССР. "У меня были опасения, что выбор модели "124", возможно, не идеален для такой гигантской страны, - пишет Джиакоза, - но советские инженеры и, прежде всего, сам министр и его заместитель были удовлетворены им и верили в него... Многочисленные инженеры из НАМИ, которые участвовали в обсуждениях по этому поводу с нами, стояли за переднеприводную модель". "Примула" тогда шла в ногу с новейшими тенденциями и хорошо показала себя в СССР на сравнительных испытаниях с французскими, английскими и немецкими моделями. Однако Витторио Валетта, возглавлявший ФИАТ в то время, тоже считал, что "Примула" гораздо перспективнее, а потому постарался продать СССР модель классической компановки… Обмануть Тарасова было несложно: Валетта использовал то, что внутризаводской индекс "Примулы" был "123", а индекс модели классической компановки - "124". Поэтому для главы ФИАТа не составило труда убедить представителей Минавтопрома в том, что переднеприводная машина с более ранним индексом "123" вряд ли имеет перспективы дальнейшего развития.

ФИАТ-124 не был чем-то совершенно уникальным. В нем было мало от "моды", он не мог ошеломить своей начинкой или внешним видом. Преимущества автомобиля были в другом: он был бесконечно правильным, ладно скроенным и на удивление прочным. С самого начала он разрабатывался как настоящий народный автомобиль: дешевый, практичный и долговечный, основное назначение которого - безотказная работа в любых дорожных и климатических условиях.

Шасси ФИАТа были сделаны так, что их узлы вообще не требовали смазки. Для того, чтобы сэкономить на производстве, ФИАТ-124 заставили похудеть: без заправки он весил всего 820 кг. Под капотом скрывался 4-цилиндровый 1,2-литровый мотор мощностью в 60 л. с., способный развить скорость до 140 км/час.

Автомобиль оснастили сдвоенным горизонтальным карбюратором, 5-опорным коленвалом, синхронизаторами на всех четырех передачах и дисковыми тормозами на всех колесах. Впрочем, у советского автомобиля на задних колесах дисков не было: их заменили барабанными тормозами.

Автомобиль 1965 г. требовалось серьезно адаптировать для российских условий. Под руководством Владимира Соловьева, первого главного конструктора ВАЗа, русские и итальянские инженеры значительно изменили машину, приспособив ее к плохим дорогам, плохой погоде и советским условиям производства. Специально для наших дорог итальянцы усовершенствовали подвеску и силовые детали кузова. Клиренс увеличили до 170-175 мм. Значительные изменения претерпели трансмиссия и синхронизаторы коробки передач, которые до сих пор восхищают отечественных автолюбителей плавностью и точностью работы. Чтобы упростить систему управления, специалисты из МЗМА и НАМИ расположили рычаг коробки передач не на рулевой колонке, а справа на полу. Система смазки тоже была принципиально упрощена, что позволило значительно увеличить сроки смены масла. Конструкция двигателя, также значительно измененная, обеспечивала устойчивый пуск при низких температурах. "Жигули" лучше подходили для езды зимой, чем прежние советские машины. Мотор легко заводился в любой мороз, мощная печка отлично обогревала салон, вместо воды в радиатор заливали незамерзающий тосол. Вместе с "Жигулями" появились моторные масла, тормозная жидкость и автокосметика нового поколения.

Машина стала гораздо надежнее, но и значительно дороже. Сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового советского гражданина. С каждой новой моделью цены на "Жигули" росли. Однако задача насыщения рынка в какой-то степени решалась, поскольку товар ВАЗа отнюдь не залеживался.

По удельной мощности, динамике разгона, максимальной скорости "Жигули" превосходили все отечественные легковушки. Более того, уровень токсичности выхлопа этих автомобилей тоже был гораздо ниже, чем у других советских автомобилей. В мае 1972 г. ВАЗ-2101 был удостоен международной премии "Золотой Меркурий" - своего рода "Оскара" европейской торговли. Проведенные испытания показали, что капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока. О надежности автомобиля говорит и то, что даже сейчас на дорогах страны можно встретить "Жигули" выпуска 1970 г., гордо разъезжающие на зависть владельцам более поздних и целиком отечественных "трешек". ВАЗ-2101 сейчас никто не считает антикварным или ретроавтомобилем. Это такой же долгожитель, как "Форд-Т" или "Фольксваген-жук", только из более близкой эпохи. Дело не только в том, что модернизированные варианты "Жигулей" продолжают выпускаться и пользуются громадным спросом. Подержанный ВАЗ-2101 остается полноценным транспортным средством, пригодным для повседневной езды. "Копейку" в хорошем состоянии можно купить всего за 300-500$. Сохранились сотни тысяч "Жигулей", выпущенных 20, 25, 30 лет назад: есть машины с маленьким пробегом и "родной" краской, есть экземпляры с "заменой железа по кругу" и салонами от "шестерок" и "семерок" Известны случаи, когда автомобили ВАЗ-2101 обходились без капитального ремонта все эти 20, 25 и 30 лет: на спидометрах таких машин от 300 тыс. км и больше. Ни до, ни после "копейки" таких долговечных автомобилей наши сборщики создать не смогли. ВАЗ-2101 выпускались с 1970 по 1983 гг.; за все время производства было выпущено 2,7 млн таких малолитражек. К слову, в Италии и Испании ФИАТ-124 также продолжали выпускать до 1980 г.

"Русифицированный" ФИАТ-124, малолитражный ВАЗ-2101 с 5-местным кузовом, быстро получил в народе прозвище "копейка" - за цифру "1" в индексе модели. Именно с 2101-го ВАЗа в отечественном автопроме началась рациональная числовая классификация моделей по классам. Первые две цифры указывали на малый класс автомобиля, а две последние - на номер модели. Позже появилась и пятая цифра, которой стали обозначать модификации одной и той же модели.

Автомобиль ФИАТ-124 породил не только серию "Жигули", но и все семейство ВАЗовской классики, которое выпускается до сих пор, в том числе - серии "Лада" и "Нива". Модификации "Копейки" появились довольно быстро: во второй половине 70-х годов - модель ВАЗ-102 с кузовом типа "универсал", а в 1977 - новая полноприводная модель ВАЗ-2121 "Нива".

До сих пор "копейка" и ее версии, 21011 и 21013, не говоря об универсале 2102, составляют значительную часть российского автопарка, а в таких странах, как Казахстан, - и большую его часть. Несмотря на то что модель уже 20 лет как снята с производства, никто не воспринимает эти автомобили как седую архаику. Вряд ли наше поколение доживет до тех дней, когда "Копейки" составят часть экспозиции на выставках ретроавтомобилей… Многие полагают, что "21" - это обозначение века наиболее активной эксплуатации этих машин!

Автомобиль сошел с конвейера раньше, чем конвейер был достроен

Биография Волжского автомобильного завода началось 27 июля 1966 г. В этот день ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 558 - короткий документ в полторы страницы текста, 6 пунктов которого определяли строительство в Тольятти современного автомобильного завода производительностью 600 тыс.ч легковых автомобилей в год.

Строительство завода-гиганта в Тольятти началось в сумасшедшем темпе. 21 января 1967 г. был вынут первый ковш мерзлого грунта, а уже с сентября 1970 г. на всю мощь заработал главный конвейер. Первые 6 легковых автомобилей ВАЗ-2101 "сошли с конвейера" 19 апреля1970 г., ровно за 5 месяцев до пуска завода…

Однако 19 апреля 1970 г. главного конвейера еще не существовало, шел только его монтаж. Вспомним выступление тогдашнего секретаря парткома ВАЗа И. Н. Федюнина на собрании Куйбышевского партактива 18 февраля 1970 г.: "Основными пунктами наших социалистических обязательств являются: приступить к выпуску двигателей и начать производство автомобилей на главном конвейере с июля 1970 г. ..." А вот выдержка из статьи технического директора ВАЗа А.А. Житкова, опубликованная в журнале "За рулем" (1974 г.): "Первая линия главного конвейера начала работать в сентябре 1970 г.". Наконец, сообщение газеты "Правда" от 9 сентября 1970 г.: "С конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки". Да и первый товарный экземпляр "копейки", находящийся ныне в заводском музее ВАЗа, датирован 18 августа.

Все дело в том, что отрапортовать о производстве первой партии автомобилей нужно было в канун 100-летнего юбилея В. И. Ленина. И руководству страны, и самому коллективу ВАЗа хотелось приурочить выпуск первых ВАЗов к знаменательной дате. Какой-то партийный деятель даже предлагал присвоить малолитражке серийный номер ВИЛ-100!

6 автомобилей, собранных к юбилею в основном из итальянских деталей и узлов, нельзя было назвать серийным выпуском. Их собрали в экспериментальном цехе, и в новорожденных автомобилях не хватало алюминиевых деталей: первая очередь цеха алюминиевого литья принята в эксплуатацию лишь 3 сентября 1970 г. Более того: название "Жигули" тоже появилось лишь в августе 1970 г. …

Юбилейные автомобили не получили серийных номеров. Не исключено, что их сразу же разобрали на запчасти. В серию машины пошли только с 1 августа. На первых порах завод выпускал по 50 автомобилей в сутки, но постепенно производство наращивалось. За первый год было прооизведено около 21000 новых автомобилей, но все ВАЗы первого года собирались из советских и итальянских деталей. Постепенно импортные комплектующие замещались узлами собственного производства, и уже на следующий год процесс был завершен. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомашин в год, вступила в строй в 1971 г.

Заводские корпуса строились еще почти год после торжественного "спуска на воду" первых "копеек" и были сданы лишь 21 марта, в подарок предстоящему XXIV съезду КПСС. Никто уже не помнит, чем был знаменит XXIV съезд, но год появления первых "копеек" все автолюбители помнят отлично.

За исключением "копейки" и "двушки" (универсала ВАЗ-2102), все, что в дальнейшем производил Волжский автозавод на сборочном конвейере, построенном итальянцами, прямого отношения к ФИАТу не имело. Однако деловые отношения, налаженные в 60-х гг., сохранились с другими отделениями концерна. По этим линиям сотрудничества в СССР поступали грузовики, тракторы и различное технологическое оборудование.

Друг советского народа

ФИАТ-124, он же ВАЗ-2101 по советскому паспорту, оказал советскому народу неоценимую помощь как в деле реорганизации автомобильной промышленности, так и в партийно-воспитательной работе с населением без отрыва от основной работы.

Освоение новой советской малолитражки смело можно назвать техническим прорывом в области отечественного автомобилестроения и в конструкции машины, и в методах производства, и в соответствующем ему оборудовании, закупленном через посредничество ФИАТа. Напомним, что автомобильная отрасль динамично развиваться может лишь в тех странах, которые находятся на подъеме или, по крайней мере, в стабильном состоянии. Америку автомобили вытянули из Великой депрессии, а Германия и Япония воспрянули благодаря им после Второй мировой войны. Экономика Южной Кореи, Испании и Бразилии также в немалой степени обязана автомобилестроению. Не беда, что выпускаемая там техника зачастую копирует или впрямую представляет собой машины, спроектированные в других странах. Важно другое: автопром работает в единой связке практически со всеми отраслями промышленности - металлургической, нефтехимической, электротехнической, текстильной. Именно поэтому страны, считающиеся лидерами по валовому внутреннему продукту, оказываются лидерами и в автомобилестроении. Это означает, что достаточно серьезно повлиять на одну эту отрасль, чтобы влияние сказалось и на других. В результате сотрудничества с "Фиатом" советская сторона приобрела не "линию отверточной сборки", а полноценное автомобильное производство, позволившее на тот момент спасти советский автопром.

В 60-е гг. советская промышленность выпускала всего 150-200 тыс. легковых машин в год. Автомобилей в СССР было намного меньше, чем людей, способных и желающих их купить. Отсюда - дефицит и многолетние очереди. ВАЗ изначально планировался как крупнейший в Европе автозавод, способный производить по 600 тыс. машин в год. После выхода ВАЗа на проектную мощность в 1974 г., годовой выпуск легковых машин в СССР перевалил за миллион, и собственный автомобиль стал доступен многим.

Не менее важным был и психологический эффект от появления качественных и относительно доступных "копеек". В советские годы легковые автомобили строили всего 8 заводов, не считая АвтоВАЗа. Если учесть гигантский разброс климатических и дорожных условий в СССР, то ассортимент выпуска был чрезвычайно скудным. Самых "раскрученных" марок было всего 4: "Волга", "Запорожец", "Москвич" и "Жигули", идеально отображавшие структуру советского общества. "Волга" - для номенклатуры, "Москвич" - для пенсионеров и консерваторов, "Запорожец" - для "правящего" рабочего крестьянства. До 1980 г. советские заводы выпускали всего 14 базовых моделей, включая и "Жигули", выгодно выделявшиеся на общем фоне.

В начале октября 1970-го, "русифицированный" ФИАТ появился в гараже своего первого покупателя. Первая модель ВАЗ-210 быстро завоевала популярность. Розничную цену на ВАЗ-210 советское правительство установило в 5500 руб. Несмотря на тогдашний довольно небольшой уровень среднемесячной заработной платы в 164,5 руб., право на покупку этого автомобиля пришлось "распределять". 7 декабря 1972 г. "Жигули" получили государственный Знак качества, а 21 декабря 1973 г. с конвейера сошла миллионная машина. Родился самый массовый автомобиль в стране, ставший настоящим символом эпохи. Благодаря ВАЗу, парк легковых автомобилей в личной собственности граждан нашей страны вырос с 1 млн 325 тыс. (данные на 1 января 1970 г.) до 7 млн 390 тыс. (на 1 января 1980 г.) - в 5,5 раз. "Копейка" сыграла решающую роль в автомобилизации СССР и России. С 1970 по 1986 гг. с конвейеров сошли 2,7 млн "копеек" и 640 тыс. ее модификаций с кузовом "универсал" (ВАЗ-2102). Добавим сюда модернизированную "копейку" ВАЗ-21011 во всех модификациях, которая с 1974 по 1988 гг. была выпущена в количестве 2,2 млн штук. Получается, что за 19 лет страна получила 5,5 млн машин во всех их разновидностях. Это блестящее свидетельство того, что "копейка" действительно стала тем народным автомобилем, который был так необходим нашей стране. По результатам опроса журнала "За рулем", ВАЗ-2101 был признан лучшей отечественной моделью XX века. За него проголосовало около 25% опрошенных. На второме месте "Волга" ГАЗ-21 - 19% голосов. Простая малолитражка обошла изысканный "Руссо-Балт", легендарные АМО Ф-15, ЗИСы, ЗИМы и знаменитую "эмку". Кинофильм Ивана Дыховичного "Копейка" был последним штрихом, превратившим малолитражку ВАЗ-2101 в икону советских автомобилистов.

Подлинно народное признание эта машина завоевала именно своей народностью в сочетании с весьма высоким качеством исполнения. "Жигули" произвели революцию в отношении советского человека к автомобилю. Он перестал быть атрибутом небожителей того времени - генералов, знаменитых артистов, "удачливых" хозяйственников и т. п. Теперь стало возможным его купить. Благодаря действительно массовому производству и выверенной конструкции, а также последовавшему за строительством автогиганта развитию сервисной сети, ВАЗ-2101 стал доступным средством передвижения.

В первой половине 70-х ВАЗ освоил целый модельный ряд: четыре отличающихся внешним видом и салоном седана, 1 универсал, 4 модели двигателя с разным литражом. При этом сохранялась почти полная взаимозаменяемость запчастей. ВАЗ-2103, ВАЗ-21011 и ВАЗ-2106 по дизайну не повторяли в точности ни одну из моделей ФИАТа и выглядели не хуже, чем "люксовые" и улучшенные версии "Фиата-124". Процесс усовершенствования "Жигулей" никогда не приостанавливался. За советский период существования был освоен выпуск 9 моделей, среди которых самыми популярными после "копейки" стали "шестерка" и переднеприводная "девятка". Постепенное замещение "шестерки" "десяткой" началось лишь в 1997 г.

В 80-е гг. был создан и экспортный вариант "Жигулей" - серия "Лада". Почти половина экспорта советских машин приходилась на развитые капиталистические государства. Не беда, что рынок сбыта в этих странах СССР удерживал на демпинговых ценах - сказывались отставание от технического уровня и низкое качество. Действительно серьезной проблемой стало то, что качество не повышали, а скорее снижали. Уход "ФИАТа" с Волжского автозавода оставил "Жигули" практически на уровне 70-х гг. Чтобы понять пропасть, возникшую с годами между двумя практически одинаковыми заводами, достаточно поставить рядом две машины, серийно выпускаемые сегодня "ФИАТом" и "АвтоВАЗом".

Встретились через 30 лет ФИАТ-124 И ВАЗ-2101…

После распада Советского Союза АвтоВАЗу, как и всем остальным промышленным гигантам советской эпохи, пришлось полностью реорганизовать свою деятельность. Уже 9 февраля 1991 г. Волжский автомобильный превратился в "Акционерное общество ВАЗ", а 5 января 1993 г. образовано Акционерное общество "АвтоВАЗ", существующее до сих пор. Кризис оказался затяжным, но к середине 90-х гг. АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство. В 1997 г. общее количество произведенных автомобилей составило 730 тыс. В ближайшее время предполагается увеличить их выпуск на 18 тыс. штук. В 1998 г. с заводского конвейера сошла новая модель - "2111-я", а автомобили "десятого" семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными двигателями.

Сейчас АО "АвтоВАЗ" - один из крупнейших производителей малолитражных автомобилей в Европе. Кроме головного предприятия - Волжского автомобильного завода - в состав АО "АвтоВАЗ" входят 25 дочерних предприятий со 100-процентным вазовским капиталом и около 300 предприятий с его долевым участием. Концерн выпускает более 50% общего количества легковых российских автомобилей.

В апреле 2000 г. АвтоВАЗ торжественно отпраздновал 30-летие "народного автомобиля". В программу мероприятий вошла даже первая с 1983 г. сборка ВАЗ-2101 на конвейере. Правда, сборка была чисто символической: на конвейер навесили целенькую машину, взятую из заводского музея, сняв с нее на время только колеса. "Копейка" и проплыла до самого финиша конвейерной реки под аплодисменты вазовцев, как бы пережив свое второе рождение. Впрочем, начиналась ее история с такой же символической сборки в предъюбилейной суете 1970 г. …

Основной проблемой АвтоВАЗа до сих пор остается сравнительно невысокое качество "Жигулей", позволяющее корейским и японским автофирмам захватывать российские рынки. Надежды на улучшение качества АвтоВАЗ связывает с выпуском модели "Опель Астра", которую планируют производить совместно с корпорацией "General Motors".

Впрочем, положение самого ФИАТа на российском рынке в наши дни тоже незавидно: продажи автомобилей итальянского концерна неуклонно сокращаются. Пока что ФИАТ на российских дорогах появляется благодаря 12 официальным дилерам компании "ФИАТ АУТО". В 1997 г. было реализовано 1092 автомобиля, в 1998 г. - 2005, в 1999 г. - 835, в 2000 г. - 567, а в 2001 г. - 553 автомобиля. В прошлом году продано всего 356 машин. Это ничтожно мало, учитывая, что только один из конкурентов ФИАТа - "Шкода" - продал в 2002 г. 10 930 автомобилей.

В 1997 г. генеральный директор компании ФИАТ Паоло Кантарелла (на фото выше, слева) и президент ОАО "ГАЗ" Николай Пугин (на фото выше, справа) подписали соглашение о создании в Нижнем Новгороде совместного предприятия по выпуску легковых автомобилей. Все заговорили о втором пришествии итальянцев на Волгу и начали обсуждать, какую из моделей ФИАТа будет выпускать это предприятие - "Брава", "Мареа" или одну из модификаций прославленной "Ланчи". После дефолта 1998 г. эти разговоры прекратились, а в 2000 г. ГАЗ был куплен "Сибирским алюминием" и было объявлено, что завод сосредоточится на выпуске грузовиков и автобусов. Сейчас ходят слухи о том, что СП "Нижегород моторс" будет выпускать последнюю на сегодняшний день модель ФИАТа - "Стило". Но даже при самом благоприятном для ФИАТа развитии событий больше, чем он сделал для советской промышленности в 1966 г., ему не сделать никогда. Правда, ни одной другой автомобильной корпорации тоже не сделать больше, чем сделал ФИАТ.