Наказание за перегруз грузового и легкового автомобиля. Какой размер штрафа за перегруз грузового автомобиля для частного лица и ип Статистическое и динамическое взвешивание

Термин «перегрузка транспортного средства» представлен в виде осевой нагрузки – это масса, которая передаётся колёсами каждой оси на дорожное полотно. Понятия «масса» может включать как полный вес авто, так и вместе с грузом.

Для расчёта данного показателя необходимо соотнести нагрузку на заднюю ось и переднюю. Передняя ось в большинстве случаев испытывает значительно меньшую нагрузку, если сравнивать с задней, поскольку спереди вес составляет кабина и силовой агрегат, а сзади – грузовой отсек. В каком размере выносится штраф за перегруз, и можно ли оспорить данное административное наказание?

Перегруз грузового автомобиля с точки зрения ПДД приводит к следующим опасным ситуациям на дороге:

  • разрушение дорожного полотна;
  • деформация транспортного средства, негативно влияющая на управляемость;
  • снижение максимальной скорости автомобиля провоцирует заторы и аварийные ситуации;
  • тормозной путь существенно увеличивается;
  • управляемость ТС снижается, особенно когда имеет место неравномерное распределение груза по кузову.

Профильная нормативная база отвечает за регулировку порядка транспортировки груза на территории РФ. Ориентиром является принятый в 2007 году Федеральный закон № 257, согласно пункту 2 статьи 31 которого грузовики, масса которых на 2,5 % превышает регламентированные нормы, могут выезжать только со специальным разрешением. Транспортные средства армии РФ в данную категорию не входят.

Согласовывая перегруз с официальными органами, собственник ТС обязан сообщить о маршруте следования и выплатить компенсацию за повреждение дорожного полотна.

Превышение норматива на 10 % позволяет получить разрешение в течение рабочего дня по упрощённой схеме. Что касается предельных значений груза, нормативы регламентирует правительственное постановление № 272 и для грузовиков, которые следуют по одному, эти нормы следующие:

  • 18 тонн для двухосных грузовиков;
  • 25 тонн для 3-осных;
  • 32 тонны для 4-осных;
  • 35 тонн для 5-осных.

Также необходимо учитывать нагрузку по осям, если транспортное средство следует по автотрассе с ограничениями на 11,5 тонн, 10 тонн и 6 тонн. Тип колёс и расстояние между осями также следует брать во внимание.

Разрешение на превышение массы груза

При необходимости транспортировать груз, масса которого превышает указанные в документах показатели, нужно оформить специальное разрешение, в котором будут указаны следующие сведения:

  • вид перевозки: международная, региональная, местная и т. д.;
  • срок действия разрешения;
  • маршрут грузовика;
  • характеристики ТС;
  • данные собственника, отправителя, а также получателя груза;
  • характеристика груза;https://www.youtube.com/watch?v=szFgZREJOOg
  • габариты и масса автомобиля и груза;
  • распределение общей массы по отдельным осям;
  • наименование органа, в котором получено разрешение.

Перевозка крупногабаритного груза

Отдельные нормативы предусмотрены для транспортировки крупногабаритного груза. Речь идёт о грузе, который на метр выступает сзади или на 10 — 50 см с каждого борта. Необходимо обязательно использовать специальные знаки при оформлении груза для его распознавания днём, а также фонари или светоотражающие элементы для обеспечения видимости груза в ночное время суток.

Штраф за перегруз грузового автомобиля в размере от 1 до 400 тысяч рублей в данном случае предусмотрен, если габариты груза превышают норму на 10 — 50 см или указанные в специальном разрешении параметры.

Если выписанный штраф оказался непомерным для водителя, транспортное средство отгоняют на штрафстоянку.

Как рассчитать нагрузку

Точный расчёт величины нагрузки не представляется возможным, но в этом и нет никакой необходимости. Поэтапные действия выглядят следующим образом:

  • определение массы автомобиля согласно данным свидетельства о регистрации;
  • определение массы груза, например, по накладной;
  • разделение результатов на количество осей.

В учёт необходимо брать только максимальные результаты, поскольку при контрольном взвешивании обращается внимание именно на этот параметр. Норматив для каждого транспортного средства можно рассчитать по таблице в упомянутом постановлении.

Весовой контроль представлен передвижными и стационарными постами контрольного взвешивания. Стационарные располагаются вдоль дороги в конкретной локации, тогда как передвижные представлены фургонами, которые можно переместить в любое время и провести контроль массы в любом месте.

Что касается методов взвешивания, стоит рассмотреть следующие варианты.

  1. Взвешивание по датчикам без остановки ТС при условии низкой скорости. Погрешность в данном случае составляет 3 % и это слишком высокий показатель.
  2. Статическое взвешивание предполагает остановку ТС. Масса в данном случае определяется максимально точно.

Оба метода позволяют определить общий вес и перегруз на ось.

Штрафы за перегруз грузового авто

Итак, какой штраф за перегруз предусмотрен в 2019 году для разных категорий граждан при различных отклонениях от нормы? Рассмотрим их.

  1. При перегрузе в 2 — 10 % водитель выплачивает 1 — 1,5 тысячи рублей, должностное лицо в 10 раз больше, юридическое лицо в 100 раз больше. Фиксация перегруза в автоматическом режиме предполагает штраф в размере 150 тысяч рублей, который выплачивает владелец ТС.
  2. 10 — 20 % перегруза приводит к штрафу в размере 3 — 4 тысяч рублей для водителя, 25 — 30 тысяч рублей для должностного лица, 250 — 300 тысяч для юридического лица и максимальный штраф в размере 300 тысяч для владельца при автоматической фиксации.
  3. 20 — 50 % перегруза предполагает вынесение штрафа в размере 5 — 10 тысяч для водителя или лишение прав на 2 -4 месяца. Должностное лицо выплачивает 35 — 40 тысяч, юридическое – в 10 раз больше.
  4. 50 % перегруза и более приводит к лишению водителя прав на 4 — 6 месяцев или штрафу в размере 7 — 10 тысяч, должностное лицо выплачивает 45 — 50 тысяч, юридическое – в 10 раз больше.
  5. Водитель обязан выплатить штраф в размере 5 тысяч, если нарушил ограничительные требования относительно движения на дорожном участке с соответствующими знаками.

Индивидуальные предприниматели, владеющие транспортным средством, за рулём которого был совершивший административное правонарушение водитель, выплачивают штраф аналогично юридическим лицам.

Способы оплаты штрафа

Штраф за рассматриваемое правонарушение оплачивается в течение 60 дней. Если законодательные нормы нарушил иностранный гражданин, оплата штрафа должна быть произведена на следующий день. К тому же его могут дополнительно депортировать. Оплата штрафа в течение первых 20 дней после вынесения постановления даёт скидку в 50 %.

В течение суток после оплаты принявшая операцию организация обязана уведомить о данном событии соответствующее подразделение автомобильной инспекции. Водитель, в свою очередь, получает квитанцию, которую необходимо хранить в течение 3 лет.

Если игнорировать необходимость оплаты штрафа, должника ждут следующие санкции:

  • запрет на выезд из России;
  • арест личных банковских счетов, если в роли правонарушителя выступает юридическое лицо;
  • арест движимого или недвижимого имущества.

Если правонарушителю удаётся доказать неспособность оплаты штрафа документально, допускается продление срока оплаты до 5 лет.

К грузовым автомобилям, передвигающимся по российским трассам, предъявляются более строгие требования, нежели к легковушкам. Касается это не только навыков водителя, который должен обладать специальным разрешением на управление тяжелым транспортным средством. Большое значение имеет и масса нагруженного автомобиля.

Машина, груз которой превышает установленные нормы, гораздо хуже поддается управлению - и создает опасность для окружающих. Кроме того, страдает сама трасса - прохождение перегруженного авто разрушает полотно дороги и приводит к его преждевременному ремонту.

Размеры штрафных санкций

Какой штраф за перегруз грузового автомобиля 2017 установлен для водителей и тех, кто отправил в поездку слишком тяжелую машину? Размеры денежных взысканий широко варьируются - сумма зависит от процента перегрузки.

  • Если общая масса автомобиля превысит установленный предел на 2 – 10%, то водителю придется заплатить 1,5 тысячи рублей, компании - до 150 тысяч, должностному лицу - до 15 тысяч.
  • При превышении нормы на 10 – 20% суммы составят 4, 300 и 30 тысяч рублей соответственно.
  • При перегрузке от 20 до 50% заплатить придется 10 тысяч водителю, 400 тысяч - отправившей его в рейс организации и 40 тысяч - должностному лицу. Кроме того, водитель за подобное нарушение еще и на четыре месяца лишится прав.

Приведенные значения справедливы в том случае, если автомобиль следовал по дороге, в принципе не имея разрешения на перегрузку. Однако такое разрешение вполне реально получить - нужно только отправить соответствующую заявку в дорожную инспекцию и обязаться компенсировать ущерб, нанесенный покрытию дороги.

Но при этом нужно помнить, что значительная перегрузка при наличии разрешения также облагается серьезным штрафом. Например, организации, оформившей поездку, при превышении согласованной массы авто на 20 – 50% придется заплатить уже полмиллиона рублей.

Методы определения веса

Штраф за перегруз полагается немалый - и кстати, машину сотрудники дорожной инспекции имеют полное право задержать и отправить на штрафную стоянку. Но каким образом выясняется несоответствие фактической массы установленным нормам?

Вес автомобиля может вычисляться как путем расчетов, основанных на массе грузовика, массе груза и количестве осей, так и при помощи специальных датчиков, определяющих перегрузку неподвижного и даже движущегося авто.

Одним из факторов, влияющих на разрушение асфальтного покрытия на дорогах, является перегруженный автомобиль. Увеличенный вес машины создает нагрузку на дорожное полотно, которое не рассчитано на такую массу. Соответственно, сроки эксплуатации дорог значительно сокращаются.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По подсчетам, около 20% транспорта выезжает на трассу с перегрузом на оси, не имея при этом документов на дополнительный груз, которых хоть материально, но компенсировали урон асфальтному покрытию.

Бороться с перегрузом в законодательстве решили с помощью административного наказания в виде штрафов, которые имеет право выписать инспектор ГИБДД при проверке машины. Данные ограничения касаются как грузовых, так и легковых автомобилей.

Что означает

Нагрузка на ось – один из важных показателей ТС, это нагрузка от веса всего авто, которую передает на дорожное покрытие по оси его каждое колесо.

Масса транспортного средства, которая давит на полотно дороги, состоит из суммы нагрузок передней и задней его осей.

При чем масса нагрузки от задней оси чаще всего превышает нагрузку от передней, так как грузовой отсек у автомобиля находится в задней части. Передняя часть ТС состоит из кабины и силового агрегата.

Перегруз ТС влечет за собой такие последствия:

  • разрушения дорожного полотна и мостов;
  • провоцирование аварийный ситуаций;
  • падение груза или опрокидывание авто;
  • увеличение тормозного пути (возможны заносы и т.д.).

В зависимости от назначения участка дороги, на нем может стоять ограничение по провозимому весу грузовых авто. Понять, есть ли запрет, можно по знакам 3.11 и 3.12 (размер веса может меняться):

Если данный знак стоит на дороге, а масса авто явно больше, лучше объехать этот участок по другому пути, где разрешается провозить более тяжелые машины, иначе грозит штраф за перегруз. Ответственен за перевес машины всегда водитель.

В каком законе прописано

Государству важно иметь четкие законы и правила, регламентирующие порядок перевозки грузов по дорогам страны, во избежание лазеек и разногласий при нарушениях.

В законодательстве РФ такими документами являются:

  1. от 2007 года. Это основной документ, регламентирующий правила транспортировки грузов по территории России. В нем указаны понятия превышение веса у грузового транспорта, осевая нагрузка и ее допустимые пределы, пользователи автодорог и т.п.
  2. от 1998 года устанавливает порядок контроля международных перевозок и ответственность, которую понесет водитель при его нарушении.
  3. определяет перечень опасных грузов и устанавливает правила их перевозки.
  4. указывает на правила перевозки крупногабаритных и опасных грузов и прописывает наказание за их нарушение.
  5. от 2009 года определяет размер ущерба от перегруза и правила возмещения вреда.
  6. Раздел 23 обозначает общие требования к перевозке грузов:
    • п. 23.1 указывает на то, что масса груза, который перевозиться автомобилем, и нагрузка на его оси, не превышает установленных изготовителем показателей. Количество перевозимого веса определяется из характеристик ТС и называется его грузоподъёмностью. Если речь идет о легковом авто, то учитывается еще количество пассажиров, а в автобусе — его предельная вместимость.
    • п. 23.2 определяет ответственность водителя перед началом и в процессе движения вести контроль размещения, крепления и состояния перевозимого груза, чтобы избежать возможности его падения и создания аварийной ситуации.
    • п. 23.3 перечисляет условия, при которых допускается перевозка груза. Он не должен мешать водителю вести машину, нарушать устойчивость или обзор, загрязнять окружающую среду и создавать шум.
    • п. 23.4 прописывает размеры крупногабаритного груза: более 1 м сзади ТС или 40 см по бокам. В этом случае необходимо обозначит груз специальным знаком, а вечером повесить фонари или светоотражатели.

Сколько попыток взвешивания

Многие водители при перевозке больших грузов не оформляют на это разрешение, поэтому с целью предотвращения правонарушений, осуществляют контроль за перегрузом транспортного средства по всем его осям.

На территории России существуют как стационарные посты для взвешивания авто, так и передвижные (динамические).

Последние выглядят, как фургоны, и могут при необходимости передвигаться, давая возможность совершать контроль массы грузовика практически в любом месте.

Взвешивают ТС средство и во время передвижения, и в стационарном положении. При взвешивании неподвижного грузовика получают наиболее точный его вес и нагрузку на оси.

А во время движения может быть погрешность от 0,5 до 3%, при этом ТС необходимо ехать со скоростью 5 км/ч и подстроиться под специальные датчики.

Поэтому если при динамическом взвешивании масса авто оказалась перевешенной, грузовик останавливают и направляют в стационарный пост для повторного взвешивания.

Если перегруз подтвердится хотя бы на одну из осей, то водителю будет выписан штраф. В акте о правонарушении фиксируются обе цифры.

При контрольном взвешивании водитель должен убедиться, что все должностные лица имеют на это разрешение и сертификаты, а оборудование находиться в исправном положении.

В дальнейшем планируется установка автоматических систем на дорогах, которые будут фиксировать нагрузку на оси даже при скорости 140 км/ч, а уведомление о перегрузе будет высылаться по почте.

Размеры штрафов за перегруз на ось

При нарушении правил перевозки грузов и перегруза осей грузового автомобиля, штраф имеет право выписать сотрудник ГИБДД.

Размеры штрафов для физический, должностных и юридических лиц отличаются между собой, и прописаны в ст. 12.21 КоАП РФ.

Стоит отметить, что в некоторых регионах страны могут быть свои правила, касаемые перевозки тяжелых грузов в летнее время (май-август), поэтому при планировании маршрута стоит внимательно все изучить.

В зависимости от количества веса или размеров груза, на который идет превышение установленных параметров, величина штрафа будет возрастать. При особо сильных нарушениях грозит и лишение водительских прав.

Для юридических лиц

На юридические и должностные лица возлагается большая ответственность при нарушении правил перевозки грузов, так как водитель в основном наёмный человек и выступает в данном случае физическим лицом.

Величина штрафов в зависимости от размера перегруза:

Перегруз, % Штраф для должностного лица, рубли Штраф для юридического лица, рубли
2-10 10-15 тыс. 100-150 тыс.
10-20 25-30 тыс. 250-300 тыс.
20-50 35-40 тыс. 350-400 тыс.
Более 50 45-50 тыс. 400-500 тыс.

Если в разрешении на перевозку груза специально был указан неверный вес (другими словами – недостоверные данные), должностное лицо обязано уплатить штраф 80-100 тыс. рублей , а юридическое – 250-400 тысяч .

При каких-либо других нарушениях, должностным лицам выписывают штраф 5-10 тысяч руб. , юридическим – 50-100 тыс .

Для физических лиц

Физическим лицом в случае грузовых перевозок выступает водитель транспортного средства, за исключением случаев, когда он оформлен как индивидуальный предприниматель.

В первую очередь он ответственен за груз, который везет, потому при перевозке должен проследить, нет ли перегруза и правильно ли оформлены документы (бывают начесные наниматели, которые скрывают фактический вес груза).

В случае нарушений по осевой нагрузке, ему грозят такие штрафы или лишение прав:

Перевозка тяжелого и крупногабаритного груза должна сопровождаться соответствующими разрешениями. Если таковых у водителя не будет, ему выпишут штраф в размере от 2 до 500 тысяч рублей .

Предоставление водителем недостоверных данных о весе груза, наказывается штрафом в 5000 рублей . До уплаты штрафа грузовик или блокируют на обочине дороги, или отправляют на штрафстоянку, чтобы водитель не продолжил нарушать закон.

Если же вес груза в норме, но водитель проехал по дороге, где грузоперевозки запрещены и это указано на специальных знаках, полагается штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей .

Прочие нарушения правил грузоперевозки могут стать причиной штрафа в 1-1,5 тыс. рублей .

Что касается легкового авто, то по нему нет отдельно прописанных штрафов при перегрузе. Но машина попадает под п. 22.8 ПДД, где указано, что при перевозке пассажиров и багажа, должны учитываться характеристики авто, заявленные производителем, и их нарушение наказуемо.

За не пристёгнутого пассажира, а каждый лишний человек в машине будет таковым, полагается штраф в 1000 рублей. Нарушение общих правил перевозки – 500 рублей.

Несоблюдение правил перевозки пассажиров в авто имеет даже больше последствий – машину легко заносит, что может стать с человеческими жертвами.

Какая допустимая

Допустимой нагрузкой ТС является сумма всех нагрузок на его оси. Существует две классификации грузовых авто:

В зависимости от группы, устанавливается разный размер допустимой нагрузки:

Промежуток между осями, м
Больше 2х 10 6
1,65-1,2 9 5,7
1,65-1,35 8 5,5
1,35-1 7 5
Меньше 1го 6 4,5

Законодательством установлены предельные значения перегруза для грузовых авто:

Если масса перевозимого груза увеличена, его владелец должен предпринять такие действия:

  • получить разрешение на транспортировку груза;
  • сообщить маршрут поездки;
  • оплатить компенсацию за ущерб дорожному покрытию.

Служит причиной порчи дорожного полотна, а также может повлечь за собой , так как тяжелое ТС легко заноситься, дольше тормозит и может перевернуться.

Для компенсации вреда дорожному покрытию, если имеется перегруз, об этом надо сообщить и уплатить определенную сумму.

При игнорировании этого пункта, водителю ТС могут выписать штраф за перегруз, а в случаях с очень большим весом – лишить прав.

Поэтому важно перед поездкой проверять соответствие веса в документах, фактической массе, так как несоответствие так же наказуемо штрафом, а ответственность за перегруз лежит в первую очередь на водителе.

Видео: Анализ штрафа за перегруз осей (www.TLrun com)

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Добрый день, уважаемый читатель.

В ближайшее время произойдут очередные изменения штрафов ГИБДД. Речь идет о 20 ноября 2011 года , когда в силу вступят новые штрафы за перегруз автомобиля .

Соответствующий федеральный закон N 296-ФЗ был опубликован в Российской газете 9 ноября 2011 года. В соответствии с этим нормативным правовым документом будут внесены изменения в:

  • Федеральный закон " ".

Штраф за перегруз по осям

Для начала рассмотрим изменения, которые затрагивают штраф за перегруз по осям или за превышение разрешенной максимальной массы.

В данном случае нововведение заключается не в том, что изменился размер штрафа (он, как и прежде, равен 1 500 - 2 000 рублей для водителя), а в том, что превысить разрешенную массу теперь можно лишь совсем на немного:

3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов -

3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Итак, если ранее статья 12.21 1 КоАП позволяла превысить максимальную массу или нагрузку на ось на 15 процентов, то теперь эта величина уменьшилась в 3 раза (до 5 процентов).

Штраф за недостоверные сведения о массе и габаритах груза

С 20 ноября 2011 года в КоАП будет введен совершенно новый штраф ГИБДД, который будет накладываться за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о габаритах и массе груза:

3 1 . Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Размер штрафа за подобное нарушение может составить от 5 000 рублей для граждан, до 400 000 рублей для юридических лиц.

Штраф за несоблюдение требований дорожных знаков

Новый специальный штраф вводится также и за нарушение требований дорожных знаков, ограничивающих общую массу транспортного средства или нагрузку на ось. В данном случае речь идет о следующих знаках:

5. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Размер нового штрафа для водителей составит 2 000 - 2 500 рублей. Это значительно превышает величину обычного штрафа за нарушение требований дорожных знаков (500 рублей), который Вы можете найти в года.

Штраф за искажение сведений о массе и габаритах груза

Еще одно изменение относится не к КоАП, а к Федеральному закону "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":

3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.

3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности , с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.

В данном случае речь идет о том, что теперь если грузоотправитель укажет неверные сведения о массе или габаритах груза, то с него будет взыскан штраф в размере 20% от провозной платы.

Полагаю, введение новых штрафов за перегруз направлено на то, чтобы ограничить движение большегрузных автомобилей в тех местах, где это может навредить дорожному покрытию. Будем надеяться, что это позволит сохранить хотя бы некоторые дороги в хорошем состоянии на протяжении длительного времени.

Кстати, если у Вас есть подозрения, что на Вас наложен новый штраф за перегруз автомобиля, то можете , а затем и .

Удачи на дорогах!

С помощью штрафов за перегруз грузовых автомобилей государство борется c нарушителями законодательства, устанавливающего максимально допустимую массу автотранспортных средств при передвижении их по дорогам общего пользования. Угроза наложения штрафных санкций призвана усилить дисциплину владельцев и эксплуатантов большегрузных автомашин для того, чтобы все участники рынка грузоперевозок соблюдали нормативы, установленные в отечественных ПДД и Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации.

Соблюдение требований законодательства необходимо в свою очередь для уменьшения количества перегруженных фур, которые во время следования по федеральным и региональным автотрассам разрушают дорожное покрытие и создают аварийные ситуации, зачастую сопровождающиеся человеческими жертвами. СМИ время от времени сообщают о смертельных ДТП с участием перегруженных фур. Это сильно беспокоит власти, в следствие чего были введены новые штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году.

ВАЖНАЯ РЕМАРКА
В самом начале следует оговорить один важный информационный момент. В течение последних нескольких месяцев российское транспортное сообщество взбудоражено введением в действие системы «Платон», разработанной для взимания покилометровой платы с владельцев автомобилей с массой более 12 тонн. Многие водители и эксплуатанты тут же придумали себе оправдание, дескать, если я плачу в «Платон», то могу чувствовать себя спокойно в отношении перегруза.

ЗАПОМНИТЕ!

Система «Платон» и штрафные санкции друг с другом никак не соотносятся. Как однажды выразился президент Путин, повторив известную поговорку, «мухи отдельно, котлеты отдельно». То есть уплата этой новой пошлины не освобождает от ответственности за превышение разрешённой массы большегрузного автотранспортного средства и не уменьшает размера штрафных санкций. Пусть это уточнение станет маленьким кирпичиком в фундаменте вашей юридической грамотности.


Что считается перегрузом – критерии

Каждый человек оценивает возможности автотранспортных средств по-разному. Именно поэтому один владелец автомобиля нагружает его в пределах нормы, другой – превышает её, и порой в несколько раз. Для того чтобы понять, перегружен данный конкретный автотранспорт или нет, была разработана система критериев, анализ которых позволяет инспекторам ГИБДД устанавливать факт перегруза.

Постановление российского правительства №272 от 15 апреля 2011 года, утвердившее Правила автомобильных грузоперевозок, устанавливает следующие допустимые массы одиночных автотранспортных средств:

  • двухосные – 18 тонн;
  • трёхосные – 25 тонн;
  • четырёхосные – 32 тонны;
  • пятиосные – 35 тонн.

Для прицепных и седельных автопоездов определены такие нормативы:

  • трёхосные – 28 тонн;
  • четырёхосные – 36 тонн;
  • пятиосные – 40 тонн;
  • шестиосные и выше – 44 тонны.

Если выявляется превышение этих предельных величин, инспектор ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении и начисляет штраф за перегруз грузового автомобиля или прицепа. Определение степени перегруженности по фактической массе является основным, но не единственным критерием.


Нагрузка на колёсные оси

Для оценки перегруженности автотранспорта используется не только валовая масса, но и другой показатель – нагрузка на колёсные оси. Расчёт этого параметра требуется для определения степени ущерба дорожному полотну и риска разрушения транспортировочной тележки, которое влечёт за собой аварийную ситуацию.

Осевая нагрузка подсчитывается для конкретного автомобиля в зависимости от его собственной массы, количества осей и типа колёс (одно- или двускатные). Также играет роль межосевое расстояние, зависящее от длины тягача и прицепа. Эти расчёты, как правило, автоматизированы, и в интернете можно найти онлайн-калькуляторы для расчёта осевых нагрузок для автомашин определённых моделей и всех типов прицепной техники.

В зависимости от осевых нагрузок все автотранспортные средства подразделяются на две категории – А и Б. К первой группе относятся большегрузные автотранспортные средства, нагрузка которых на оси составляет от 6 до 10 тонн. Это тяжеловесные тягачи типа МАЗ, КрАЗ и подобные им, которые могут передвигаться лишь по трассам со скоростными ограничениями (I, II и III категорий). В группу Б включаются автомобили с осевой нагрузкой до 6 тонн. Это среднетоннажные грузовики, микроавтобусы и малолитражки.

Таким образом, наказанию за осевой перегруз могут подвергнуться не только владельцы больших грузовых машин. Данный момент касается всех эксплуатантов автотранспортных средств. В случае превышения осевой нагрузки можно получить штраф за перегруз газели и даже легкового автомобиля. Разумеется, здесь борьба идёт не с разрушением дорожного полотна – всё-таки легковушка, даже и перегруженная, не сможет причинить асфальтобетонному покрытию существенного ущерба. В этом случае контроль нагрузки на оси проводится для предупреждения аварийных ситуаций, особенно, в городских условиях.

Владельцам малолитражных машин и пассажирских микроавтобусов не следует обольщаться и чувствовать себя недосягаемыми для наказания за перегруженность. Да, строго формально специальной статьи в КоАП РФ на этот счёт не существует. Однако штрафные санкции могут быть применены, если не по общей массе, то по превышению нагрузки на оси. Кроме того, для машин категории Б, предназначенных для перевозки пассажиров, дополнительным критерием перегрузки является количество пассажиров в салоне – за этим инспекторы ГИБДД следят очень пристально.


Актуальные размеры штрафов за перегруз грузовых автомобилей в 2017 году

Перейдём к самому животрепещущему моменту, расскажем, какой штраф за перегруз грузового автомобиля установлен властями в этом году. Его размер определяется статьёй 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сумма штрафных санкций зависит, прежде всего, от того, получено ли разрешение на передвижение данного грузового автомобиля по конкретной автотрассе.

При наличии такого документа на участников грузоперевозки, допустивших нарушение, накладываются следующие штрафные санкции (тыс. руб.):

Перегруз

Водители

Должностные лица

Юридические лица

Собственники автотранспорта

2-10%

1-1,5

10-15

100-150

10-20%

3-3,5

20-25

200-250

20-50%

4-5 или лишение прав на 2-3 мес.

30-40

300-400

св. 50%

45-50

400-500

В том случае, если разрешение на перевозку не оформлялось, то штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году будут следующими (тыс. руб.):

Перегруз

Водители

Должностные лица

Юридические лица

Собственники автотранспорта

2-10%

1-1,5

10-15

100-150

10-20%

25-30

250-300

20-50%

5-10 или лишение прав на 2-4 мес.

35-40

350-400

св. 50%

7-10 или лишение прав на 4-6 мес.

45-50

400-500

Примечание. Под перегрузом понимается разница между фактической и разрешённой массой автомобиля (нагрузкой на оси).

Кроме назначения штрафных санкций, инспектор ГИБДД может применить более жёсткое наказание – запрет дальнейшего передвижения транспортного средства. В этом случае машина либо ставится на штрафную стоянку, либо блокируется с помощью специальных технических приспособлений.

Перегруженное автотранспортное средство задерживается до тех пор, пока не будет устранено нарушение. Если груз является делимым, то перегруз устраняется путём перемещения его части на другой автомобиль. При неделимости перемещаемых объектов изыскиваются другие способы.


Иные ответственные стороны

Согласно ст.12.21.1. КоАП РФ штрафу за перегруз грузового автомобиля подвергаются не только сотрудники транспортной компании, чья машина была «поймана» с избыточным грузом. В соответствии с п. 8, 9 и 10 указанной статьи наказанию подлежат и грузоотправитель, предоставивший неправильные сведения о массе груза, что привело к перегруженности, и фирма, которая осуществляла погрузку объектов перевозки на борт транспортного средства. Максимальный размер штрафа для них составляет 400 тыс. руб.


Нарушение ПДД

Ну и, конечно, штрафные санкции накладываются на водителя в классической ситуации – когда он проехал под знак, ограничивающий массу автомобилей на данном участке автомагистрали. При этом взимается штраф в фиксированном размере 5 тыс. руб.(п.11 ст.12.21.1 КоАП РФ).

Уточним, что все эти наказания накладываются только в том случае, если не было оформлено специальное разрешение на грузоперевозку, либо были нарушены условия, указанные в этом разрешении.


Специальное разрешение на грузоперевозку

Разрешение на грузоперевозку представляет собой специальный документ, выдаваемый перевозчикам владельцами автомагистралей. Обычно это федеральные, региональные и муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации. Разрешение выдаётся только на одну грузоперевозку. В нём указываются сведения о транспортном средстве, характеристики груза, маршрут и сроки транспортировки.

Документ является платным. Размер платы за разрешение устанавливается властями субъекта РФ, по территории которого пролегает путь грузоперевозки. Эти деньги идут на возмещение ущерба дорожному полотну. Наличие разрешения на грузоперевозку определяет, какой штраф за перегруз будет наложен на участников данной конкретной грузовой транспортировки. Из приведённых выше таблиц видно, что при оформлении документа транспортные компании сберегают существенные денежные средства на уплате штрафных сумм.

Наличие разрешения не связано с системой «Платон». Некоторые участники рынка грузоперевозок ошибочно считают, что получение документа освобождает их от уплаты этого дополнительного налога. Это не так. Взнос «Платону» придётся делать в любом случае.
Взвешивание для определения штрафа за перегруз грузового автомобиля
От правильности определения массы зависит правомерность назначения штрафных санкций. Именно поэтому введено в действие два механизма взвешивания автотранспортных средств – статический и динамический. При возникновении спорных ситуаций один способ дополняется другим, что позволяет достоверно установить факт перегруженности автомашины или, наоборот, подтвердить его отсутствие.

Для взвешивания транспорта оборудуются специальные пункты, на которых устанавливается весовое оборудование. Они могут быть не только стационарными, но и передвижными. Современная весовая платформа уже не является массивной конструкцией. Выпускаются облегчённые модификации, которые могут перевозиться едва ли не легковым транспортом и монтироваться практически в любом месте трассы.

Таким образом, сегодня совсем не обязательно для взвешивания автомобиля отклоняться от маршрута грузоперевозки. Выездной пост ГИБДД может установить факт перегруза прямо на дороге. Если водитель не согласен с результатами такой проверки, то во избежание штрафа за перегруз грузового автомобиля он вправе потребовать повторного взвешивания на стационарном пункте.

Очень важный аспект взвешивания заключается в погрешности определения массы автотранспортного средства. Законодательно установленное допустимое отклонение составляет 5% от измеренного веса машины. Кроме того, требованием к весовому оборудованию является наличие документа о его поверке в специализированной метрологической лаборатории.


Статическое и динамическое взвешивание

Статическое взвешивание предполагает определение массы неподвижно стоящего автомобиля. Это наиболее точный метод. При этом способе машина въезжает на весовую платформу и фиксируется на ней. Из полученной массы брутто вычитается собственный вес автотранспорта, определяемый по паспорту. Информация об измерениях записывается в память компьютера и используется в дальнейшем для определения размера штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2017 году. Данные могут передаваться через интернет в единую систему учёта штрафных платежей для более эффективного контроля.

Динамическое взвешивание выполняется при движении автотранспортного средства по платформе, оснащённой специальными датчиками. Скорость движения не должна превышать 5 км/ч. Датчики последовательно фиксируют массу при прохождении каждой колёсной пары. Затем специализированное программное обеспечение по особой формуле вычисляет результирующую нагрузку на каждую ось. При расчётах учитывается тип транспорта, количество осей, вид колёс и прочие факторы.


Можно ли не платить штраф за перегруз?

Юридическая практика показывает, что оспорить в суде решение о взыскании практически невозможно. Однако такая вероятность остаётся всегда. Во всяком случае, законодательство не запрещает собственнику автотранспорта обжаловать штрафные санкции в судебном порядке. Поскольку штраф за перегруз грузового автомобиля в 2017 году представляет собой очень большую сумму, владельцу машины целесообразно хотя бы предпринять попытку отменить наказание.

Как и ранее, в 2017 году на предоставление соответствующим образом оформленных возражений отводится 10 дней. Основаниями для обжалования штрафа могут быть неправильности в оформлении протокола, а также неточности взвешивания. Юридически грамотное составление документа может помочь в разрешении этой ситуации.

Штрафы за перегруз грузовых автомобилей и оборудование системы Платон

В самом начале мы сказали, что штрафы за перегруз в 2017 году никоим образом не связаны с системой «Платон». Да, это так, но её оборудование вполне может использоваться для контрольных функций. На заседании Минтранса РФ, состоявшемся 27 февраля текущего года, было принято решение о создании к 2021 году на трассах федерального значения около 400 пунктов, где будет осуществляться автоматическое взвешивание большегрузов без их остановки. При этом с помощью камер «Платона» будет вестись фото- и видеосъёмка.


Такой механизм позволит организовать тотальный контроль фактов перегруженности автотранспортных средств. Власти рассчитывают таким образом обеспечить исполнение обязательств по уплате штрафов за перегруз грузового автомобиля. Остаётся надеяться, что намеченные меры окажутся результативными и повысят дисциплину игроков транспортного рынка, а если шире, то вообще всех участников дорожного движения. Как следствие, наши дороги станут более безопасными и комфортными для передвижения.