Мягкая промывка масляной системы. Смена масла в двигателе: промывание желудка. COMMA Petrol Engine – очищающая присадка в моторное масло, тест

Владельцы старых автомобилей с моторами с большим пробегом часто вынуждены использовать различные очистители двигателя, которые в теории продлевают срок службы. Однако споры вокруг промывки моторов все никак не утихнут. Кто-то считает, что эта операция вредит механизму, хотя другие водители уверены в обратном. Давайте разберемся, какие бывают очистители двигателей, является ли промывка эффективной и нужна ли она вообще. Также уместно поговорить о промывке топливной системы. Обо всем этом речь пойдет ниже.

Какие бывают очистители двигателей?

Для очистки мотора от разных отложений существуют разные способы и препараты. Самым первым и распространенным является способ полнообъемной промывки. Отметим, что такой метод часто используется на различных СТО, однако его эффективность низкая. Если старый мотор имеет в камерах толстые масляные отложения, то там не подойдет полнообъемная промывка. Нужны специальные химические средства и установка принудительной рециркуляции. Что касается полнообъемной промывки, то она выполняется просто.

Процесс выполнения промывки

Для начала все масло из масляной системы сливается, затем заливается специальное промывочное масло (или специальная жидкость). Чаще всего это простое дешевое минеральное масло с большим содержанием моющих присадок. При этом старый масляный фильтр снимается и ставится новый (желательно дешевый, т. к. его нужно выбросить после промывки).

После заправки промывочного масла и замены фильтра двигатель нужно завести и прогреть в течение 10-15 минут. После этого отработанное масло можно слить. Скорее всего, оно будет черным и с содержанием крупных частиц грязи. Остатки отработанной жидкости можно удалить с помощью вакуумного насоса, который есть практически во всех профессиональных мастерских. У большинства водителей такого оборудования нет, поэтому после съема крышки картера желательно подождать около 20 минут, чтобы все масло полностью слилось. После этого остается поставить новый масляный фильтр, закрыть крышку картера и залить новое масло.

В отзывах водители указывают на эффективность применения такого способа на более-менее новых автомобилях. Владельцы грязных моторов всегда остаются недовольны полнообъемной промывкой и прибегают к агрессивным средствам.

Мягкая промывка

При этом способе используется специальный очиститель двигателя (Hi Gear, например), который работает совместно со старым маслом. Он заливается к старому маслу. В состав мягкого очистителя двигателя входит сольвент и моющие присадки, но их содержание небольшое. Очистка системы происходит медленно, поэтому специалисты советуют добавлять промывочное средство за 300-500 км до замены масла. Причем, эксплуатационные свойства и вязкость последнего в процессе взаимодействия с очистителем не меняются.

Судя по отзывам владельцев автомобилей со старыми моторами (с большим слоем отложений), такая промывка является неэффективной для двигателей со значительным пробегом. К тому же, есть вероятность, что подобная промывка вызовет отслоение большой частицы грязи, и та может закупорить какой-нибудь масляный канал.

При регулярном применении подобная промывка неопасна и подходит для не очень грязных моторов. После использования промывочного средства старое масло заменяется, остатки смазки удаляются вакуумным насосом, а новое - заливается.

Химическая промывка

Для ее реализации используется мощное агрессивное средство, которое заливается в двигатель перед заменой масла. Подобные препараты обычно называются "пятиминутками" или "семиминутками". Ними заправляют систему (старое масло должно находиться внутри), дают мотору поработать в течение 10 минут (точное время есть на упаковке), сливают отработанное масло вместе с препаратом. Фильтр, разумеется, необходимо поменять на новый.

Важно перед промывкой мотора и заливкой свежей смазки удалить остатки старого масла. Поэтому в любом случае нужен вакуумный насос. Именно он эффективнее всего справляется с этой задачей. Если сливать масло с картера, то не все остатки агрессивной химической добавки будут удалены. Данный очиститель двигателя является достаточно эффективным средством, и его рекомендуют использовать систематически - через 2-3 замены масла. В этом случае слои отложений не будут образовываться на стенках, и это сильно увеличит ресурс мотора.

Вредит ли это мотору?

В отзывах автовладельцы пишут, что подобное агрессивное средство оказывает разрушительное воздействие на сальники, которые могут банально протечь после промывки мотора. Поэтому необходимо выбирать надежный очиститель двигателя. Gear, например, предоставляет достаточно надежные мягкие и агрессивные жидкости. Однако при использовании средств неизвестных производителей сальники действительно можно повредить, и тогда их придется заменять на новые.

Профессиональная промывка

Для выполнения профессиональной промывки используется специальная установка для создания принудительной циркуляции смазки по каналам. С помощью профессионального очистителя бензиновых двигателей (и дизельных тоже) можно эффективно удалить загрязнения, не боясь закупорки масляных каналов. При этом даже сетка маслоприемника останется чистой.

Работает установка следующим образом. Снимается масляный фильтр, с мотора сливается отработанное масло. В отверстие вкручивается штуцер со шлангом от установки. Другой шланг подключается к горловине для залива масла, третий штуцер подключается к отверстию для слива масла.

В бак установки заливается агрессивная жидкость, и ее данный агрегат "гоняет" по кругу, эффективно удаляя все загрязнения внутри. Вся грязь задерживается на фильтре самой установки и не попадает обратно в двигатель. Чаще всего подобные устройства имеют прозрачные шланги в некоторых местах, и на них можно видеть, как промывочная жидкость становится черной от грязи. Данный процесс может осуществляться в течение одного часа, но зависит это от состояния двигателя. Подобная очистка крайне эффективна и подходит даже для очень грязных моторов. Многие владельцы старых автомобилей в отзывах указывают, что их моторы обретают новую жизнь после очистки таким способом.

Естественно, при подобной промывке нет необходимости запускать двигатель, установка сама нагнетает необходимое давление и вымывает грязь с помощью агрессивной химии. После завершения процедуры двигатель снова нужно промыть с помощью минерального промывочного масла. Это необходимо для того, чтобы полностью удалить изнутри агрессивные вещества, которые там обязательно останутся. Ну а затем уже можно заливать "родное" масло, менять фильтр и кататься. Подобные очистители дизельных двигателей (и бензиновых тоже) есть на многих СТО. Хотя эта услуга стоит дороже по сравнению со стандартной очисткой, иногда у водителей нет выбора.

Очистители топливной системы двигателя

В чистке могут нуждаться не только масляные каналы двигателя, но и топливная система. Когда двигатель плохо запускается, то проблема может быть в форсунках - именно их иногда необходимо промывать. Делается это с помощью специальных очистителей топливной системы. Liqui Molly, Hi-Gear, "Супротек", Autoprofi Line - все эти производители предлагают разные средства. Их добавляют в бензин в определенном соотношении (всегда указано на упаковке), в результате чего состав горючей жидкости немного меняется. В частности, увеличивается содержание кислорода в топливе. Это говорит о присутствии дополнительных оксигенатов, из-за которых горение топлива улучшается. Как раз это и нужно для очистки деталей двигателя.

Результат

Препараты действительно работают. После их использования мотор функционирует лучше, расход топлива на 100 километров снижается, а в выхлопе обнаруживается меньше остаточных углеводородов. Это один из самых важных индикаторов, определяющих степень загрязнения топливной системы и двигателя в целом.

На российском рынке такие препараты стоят недорого - их цена в среднем составляет 300-400 рублей за бутылку емкостью 250-300 мл.

В процессе эксплуатации автомобиля, даже при использовании высококачественных моторных масел, на внутренних поверхностях двигателя и каналах системы смазки неизбежно образуются вредные углеродистые отложения. При замене масла некоторое количество старого отработавшего моторного масла также неизбежно остается во внутренних полостях двигателя. Поэтому, если свежее моторное масло заливать непосредственно после слива отработанного без предварительной промывки двигателя, моющие присадки вновь залитого масла сразу начнут активно растворять все эти отложения и загрязнения, оставшиеся в двигателе, что в свою очередь может привести к целому ряду крайне негативных последствий: в частности, к частичному забиванию масляного фильтра и, соответственно, снижению эффективности его работы, а также к преждевременной выработке пакета присадок и утрате моющих свойств свежего моторного масла. Все это самым пагубным образом сказывается на ресурсе двигателя и его мощностных характеристиках.

На сегодняшний день необходимость промывки системы смазки при смене моторного масла вполне очевидна, ни у кого не вызывает сомнений и не нуждается в каких-либо дополнительных обоснованиях. Тем не менее, учитывая важность данной проблемы, остановимся на этом подробнее.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕДНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЕ

В камере сгорания бензинового двигателя, куда поступает топливо-воздушная смесь, происходит ее воспламенение, полное или частичного сгорание, в результате чего образуется нагар. Помимо этого, продукты неполного сгорания топлива являются причиной образования лакового налета на внутренних поверхностях двигателя. Далее большинство продуктов сгорания уходят через выхлопную систему, однако небольшая часть газов прорывается в картер и, соответственно, приходит во взаимодействие с моторным маслом. При этом происходит окисление и разжижение масла, образуются труднорастворимые продукты окисления, которые со своей стороны дополнительно способствуют образованию шлама и иных отложений.

В дизельных двигателях, кроме того, вместе с топливом в камеру сгорания попадает сера. В результате окислительных реакций серы, в процессе сгорания топливо-воздушной смеси, образуются вредные отложения, следствием которых становятся коррозия и износ двигателя.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОМЫВКИ ДВИГАТЕЛЯ

Углеродистые отложения, образующиеся на внутренних поверхностях, каналах системы смазки и деталях двигателя, ведут не только к ухудшению теплоотвода, но и к заметному снижению адгезии масла по отношению к трущимся поверхностям, что, соответственно, ухудшает удержание масляной пленки на деталях двигателя в узлах трения.

Если эти вредные отложения периодически не удалять, то это может привести к лавинообразному нарастанию износа двигателя. Вот почему необходимо регулярно, при каждой смене масла и замене масляного фильтра осуществлять промывку двигателя.

ВЫБОР ПРОМЫВКИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

Если вопрос «мыть или не мыть?» давно уже не стоит на повестке дня, поскольку ответ здесь однозначен – мыть! – то проблема выбора оптимального средства для промывки двигателя остается актуальной. Итак, чем мыть? Вариантов несколько. Самое лучшее решение – это применение в качестве промывки… свежего моторного масла той же марки, которая используется в данный момент! Отработанное масло сливается, заливается свежее, двигателю дают некоторое время поработать, затем масло опять сливается, заменяется масляный фильтр, и вновь заливается свежее моторное масло. На этом операция замены масла завершается.

Решение оптимальное и… никем не используемое. Почему? – Ответ прост: исходя из совершеннейшей экономической нецелесообразности! Легко подсчитать, во что обойдется такая смена масла – ровно в два раза дороже. Если к тому же в качестве моторного масла используется «синтетика», то цена такого «удовольствия для двигателя» становится вообще заоблачной.

Впрочем, некоторые горе-автомобилисты, которые вообще не промывают двигатель при смене масла, по сути так и поступают. Если автолюбитель все еще ошибочно полагает, что промывать двигатель при смене масла нет необходимости, то ему можно посоветовать вынуть через два-три дня масляный щуп и посмотреть, какого цвета будет «свежее» масло. Скорее всего, он здорово расстроится – ведь масло будет почти такого же черного цвета, как и ранее слитая отработка.

Другой, более рациональный вариант, – это использование промывочных масел. Отработавшее масло сливается, и, без смены фильтра, заливается в полном объеме промывочное масло. Двигателю дают 15-20 минут поработать на холостом ходу, затем все промывочное масло сливается, заменяется масляный фильтр, и заливается свежее масло. Ключевое слово здесь «все»! Дело в том, что как раз все промывочное масло слить физически невозможно. В зависимости от конструктивных особенностей двигателя в нем неизбежно остается порядка 5-10% промывочного масла. Промывочное масло обычно представляет собой недорогую жиденькую «минералку». Этот остаток способен заметно снизить вязкость и другие служебные свойства свежего моторного масла. Соответственно, это оказывает отрицательное влияние как на период сменности масла, так и на ресурс двигателя.

Оптимальным вариантом является использование при смене масла специальных моющих присадок «пятиминуток» и некоторых других, заливаемых непосредственно в старое масло. «Пятиминутки» существенно увеличивают моющие и диспергирующие свойства масла, а также повышают его жидкотекучесть. Углеродистые и другие загрязнения эффективно удаляются из системы смазки и внутренних полостей двигателя, а отработанное старое масло полнее сливается из картера двигателя.

Применение «пятиминуток» позволяет осуществить более качественную промывку каналов системы смазки и внутренних полостей двигателя. В результате восстанавливается подвижность компрессионных и маслосъемных поршневых колец, улучшается теплоотвод, свежее масло и фильтр работают более эффективно, износ двигателя минимизируется, а ресурс двигателя возрастает.

Использование «пятиминуток» совершенно безопасно для резиновых уплотнителей, сальников и маслосъемных колпачков. Не нарушает вязкости и не уменьшает ресурс свежезалитого масла в отличие от «промывочных» масел. В разы, по сравнению с «промывочными» маслами, уменьшает количество утилизируемого отработанного продукта.

ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫВКИ ИЗНОШЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

При промывке двигателей с большим пробегом и в особо запущенных случаях, когда при смене масла ранее промывка двигателя не осуществлялась, необходимо соблюдать определенную осторожность: большие фрагменты удаляемых загрязнений могут представлять опасность для взаимодействующих деталей двигателя. В таких случаях рекомендуется использовать «мягкие очистители двигателя», которые заливаются в двигатель за 100-300 км до смены масла. Они работают во время движения автомобиля, постепенно переводя загрязнения в тонкодисперсные фазы, безопасные для двигателя.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОМЫВКИ ДВИГАТЕЛЯ

В случае постоянного использования минеральных масел невысокого качества (мыть не реже, чем один раз за три замены масла);

В случае сильного перегрева двигателя (обычно при перегреве масло сильно окисляется и образует нагар);

В случае систематического использования топлива сомнительного качества;

В случае явных неисправностей двигателя: перерасхода масла, связанного с «залеганием», закоксовкой поршневых колец, дымленим, потерей компрессии, плохим пуском двигателя;

В случае сильного и постоянного стука гидрокомпенсаторов, вызванного засорением маслоподводящей магистрали.

Ассортимент и техническое описание

ПЯТИМИНУТНАЯ ПРОМЫВКА МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ. Заметно повышает моющие и диспергирующие свойства отработанного масла. Дополнительно разжижает масло, что позволяет удалить загрязнение из самых труднодоступных полостей и каналов системы смазки. Содержит специальные противозадирные компоненты, обеспечивающие дополнительную защиту деталей двигателя и гарантрующие полную безопасность процесса промывки. Способствует максимально полному удалению отработанного масла из двигателя. Благодаря простоте использования, высокой эффективности и безопасности для двигателя автомобиля «пятиминутка» пользуется повышенным спросом среди автомобилистов. Именно поэтому данную промывку можно встретить не только на полках специализированных автомагазинов, но и на АЗС и в сетевых гипермаркетах.

Арт. 1920

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫВКА. Промывка системы смазки двигателя (арт. 7507) содержит более высокую концентрацию моющих и антизадирных компонентов, чем «пятиминутка». Механизм воздействия на загрязнения тот же. Позволяет эффективно отмыть и безопасно удалить самые разные загрязнения: нагары, шламы, лаковые отложения, неизбежно образующиеся в двигателе. Состав настолько активен, что позволяет удалять даже НАГАР С ПОРШНЕЙ И ИЗ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ двигателя, восстанавливая нормальную компрессию. Способствует выводу нерастворимых в масле частиц и продуктов износа деталей. Разработана на синтетической основе. Состав эффективен как для удаления лаковых отложений, так и нагара и шлама. Также может использоваться для промывки механических агрегатов трансмиссии.

[ВАЖНО:] Время использования промывки не должно превышать 10 минут, так как летучие компоненты присадки испаряются из масла и моющие свойства состава после 10 минут работы резко снижаются.

Арт. 7507/2425/2428

Специальная промывка, рекомендуется использовать перед применением антифрикционной присадки «Motor Protect». По действию аналогична PRO-LINE MOTORSPULUNG, но дополнительно осуществляет предварительную подготовку поверхностей пар трения для последующей обработки антифрикционным составом MOTOR PROTECT. Способствует повышению эффективности использования MOTOR PROTECT.

Арт. 1019

НОМЕРНЫЕ «ПЯТИМИНУТКИ». Появились в ассортименте компании относительно недавно – в конце 2009 года. Цель выпуска данной линейки промывок – упрощение выбора промывки покупателем при минимальном участии продавца. Это классический пример товара, «самостоятельно продающего себя». Линейка состоит из трех бензиновых промывок, различных по эффективности и предписываемым случаям использования, а также специализированной промывки для дизельных двигателей. Для удобства покупателей промывкам присвоены номера, от 1 до 3, а эксплуатационные особенности представлены в виде таблицы:


МЯГКАЯ ПРОМЫВКА МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ (100-300 км). Эффективно и мягко очищает детали клапанного механизма, клапанную крышку, сетку маслоприемника масляного насоса. Особенность этой промывки в удалении загрязнений с тех деталей, на которые масло попадает не под давлением, а разбрызгиванием или в виде масляного тумана. Удаляет даже застарелый масляный шлам, против которого другие промывки бессильны. Особо рекомендуется для промывки двигателей С ГИДРОКОМПЕНСАТОРАМИ и другими гидравлическими механизмами, типа муфт управления фазами газораспределения VVT-i, V-TEC, VANOS и гидронатяжителей цепей ГРМ. Минимально разжижает старое масло, что позволяет использовать промывку в процессе эксплуатации автомобиля. Идеальное средство для промывки двигателей автомобилей с большим пробегом или в тех случаях, когда ранее промывка системы смазки не осуществлялась.

Арт. 1990

ПРОМЫВКА МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ МОТОЦИКЛОВ. Специализированная формула, разработанная для бережной промывки, для двигателей, объединенных в один масляный картер с механизмом сцепления и генератором, находящимся в той же масляной ванне. Надежно и бережно удаляет из масляной системы 4-х тактных двигателей мотоциклов отложения, нагары, шламы и осадки. Раскоксовывает кольца, поднимает компрессию. Не повреждает фрикционные накладки сцепления, лаковую изоляцию проводов, прокладки и сальники, каталитический нейтрализатор отработавших газов.

Арт. 1638

Работа с возражениями

Хорошее масло само моет.

Ответ: К концу срока эксплуатации масла моющие присадки вырабатываются, и их эффективность снижается. Без промывки загрязнения остаются в двигателе, и моющие присадки вновь залитого масла вырабатываются еще быстрее – к концу срока использования оно уже не моет, и накопление загрязнений приобретает лавинообразный характер.

Производители техники не рекомендуют мыть.

Ответ: Точно также производители не рекомендуют замену масла в гаражных условиях, а настаивают на замене масла в авторизованных автосервисах, где также используются промывки двигателя. Первый и главный принцип создания всей продукции Liqui Moly – НЕ НАВРЕДИ! Промывки Liqui Moly полностью БЕЗОПАСНЫ. Главное – строго придерживаться руководства по применению промывок.

Промывки 5-ти минутки разъедают сальники.

Ответ: Это неверно!!! В состав промывок компании Liqui Moly входит комплекс ингредиентов, который направлен на восстановление эластичности сальников и всех резиновых уплотнений. Соответственно разъедание сальников при использовании промывок Liqui Moly исключено.

Полнообъемное промывочное масло моет лучше.

Ответ: Такое сравнение весьма не корректно, на самом деле нужно сравнивать состав присадок, а не основу. Масло само по себе только основа, а моющие свойства обеспечивает используемый пакет присадок. Поэтому действительно качественная полнообъемная промывка по стоимости приближается к обычным моторным маслам. Наши промывки – это концентрированный пакет присадок, а в качестве основы используется залитое в двигатель масло, что позволяет экономить как на стоимости промывки, так и на дополнительной процедуре (дважды сливать и утилизировать). Объем присадок в промывках Liqui Moly существенно больше, чем в полнообъемном промывочном масле, к тому же промывки Liqui Moly помимо моющих присадок содержат разжижающие компоненты, что позволяет более полно слить отработанное масло.

Никогда не мыл двигатель, и все было хорошо. Зачем мыть?

Ответ: Это не значит, что у Вас чистый двигатель! Грязный двигатель повышает риск его аварийного выхода из строя.

Боюсь поднять грязь, и она забьет маслопротоки, и двигатель сломается.

Ответ: Промывки Liqui Moly полностью безопасны, так как настроены не на «отрыв» загрязнений от поверхностей, а на мягкое и послойное размывание загрязнений. «Тромбоз» системы исключен.

Что она может отмыть за 5-10 минут?

Ответ: Промывка, в первую очередь, разжижает отработанное масло, что позволяет моющим активным компонентам промывки проникнуть в труднодоступные места. Кроме того, она способствует более полному сливу отработанного масла. В итоге из двигателя удаляется максимально возможное количество загрязнений.

Лучше чаще менять масло, чем тратить дополнительные деньги на промывки.

Ответ: Вопрос экономической целесообразности. Что дешевле? Вы готовы менять масло в два раза чаще и полностью соблюдать условия эксплуатации, используя исключительно качественное топливо, что в наших условиях весьма проблематично? Только в этом случае у Вас будет относительно чистый двигатель.

Один раз помыл, больше не хочу (негативный опыт от использования промывок).

Ответ: Выяснить причину. Скорее всего, она связана с одним из возражений, указанных в данном разделе.

Старое масло с промывкой останется в двигателе и ухудшит свойства нового залитого масла.

Ответ: Скорее, наоборот!!! Старое масло густеет и оседает на загрязненных поверхностях, а промывка разжижает отработанное масло и способствует более полному удалению его из двигателя.

СТО Промывка двигателя не прописана в технологической карте ТО.

Ответ: Промывку двигателя нужно предлагать клиентам СТО как дополнительную услугу, ссылаясь на тяжелые российские условия эксплуатации. Кроме пользы двигателю, промывка способна принести дополнительный заработок сервису.

СТО Клиенты отказываются от промывки.

Ответ: Промывку двигателя нужно предлагать клиентам СТО как дополнительную услугу, ссылаясь на тяжелые российские условия эксплуатации. Клиентам СТО нужно объяснять, что это дополнительная, совершенно безопасная для двигателя опция, на которой они могут хорошо зарабатывать при правильном подходе.

Гидрокомпенсатор нужно сразу менять.

Ответ: Это заблуждение, работоспособность гидрокомпенсаторов как раз восстанавливается с помощью промывки, что гораздо дешевле замены.

Использую более дешевые промывки.

Ответ: Только известная фирма с прекрасной репутацией и проверенными препаратами гарантирует эффективность и безопасность. Промывки от Liqui Moly – это немецкие традиции качества!

Машина с большим пробегом.

Ответ: В таком случае промывка просто необходима для повышения ресурса и восстановления мощности двигателя. В таких случаях мы рекомендуем «мягкую» промывку, которая эффективно устраняет застарелые отложения и закоксовки.

После такой промывки попадешь на переборку двигателя.

Ответ: Связи между использованием промывки и переборкой двигателя нет совершенно никакой. Переборка всегда связана с поломкой двигателя, а периодическая промывка двигателя снижает риск его поломки и продлевает ресурс.


Начнем с того что промывка нужна для того что бы очистить детали и внутренние стенки двигателя от отложений. Что такое отложения и какого вида они бывают, можно почитать в статье — Любые отложения в двигателе можно считать вредными — отложений в двигателе быть не должно! И в большинстве случаев двигатель необходимо мыть.

Существует четыре основных способа промывки двигателя

Способ 1. Разборка двигателя и чистка в ручную с промывкой деталей специальными средствами.

На СТО или со знакомым в гараже можно разобрать двигатель, отчистить каждую деталь с помощью технического сольвента (соляры, керосина, растворителя итд). Этот метод пожалуй самый быстрый по времени и эффективный, но и самый трудоемкий. Не говорю о том, что нужно специальное помещение — гараж, определенные условия и знания. Не у каждого автолюбителя есть теплый гараж, возможность и навык разобрать, почистить и собрать обратно двигатель внутреннего сгорания. Именно поэтому и существуют специальные средства для промывки двигателя, о которых ниже пойдет речь. Нужно отметить что существуют случаи, когда промывать двигатель промывками вредно и опасно, как и вообще запускать его. Поэтому в некоторых случаях ручная чистка двигателя — это единственный вариант! К примеру вот в такой случай:

То есть тут уже ничего не поможет, кроме как разобрать и все вручную почистить, попутно проанализировать износ и возможность дальнейшего использования этого двигателя.

Способ 2. Промывочные масла.

Предназначены для промывки систем смазки автомобильных двигателей без их разборки, при смене моторного масла. Промывочные масла получили в России огромную популярность. На западе в виду менталитета «зачем я буду тратить лишние деньги?» промывочные масла не получили большой популярности.

Обычно промывочное масло представляет из себя обычное минеральное, самое простейшее и дешевое масло — минералку (а зачем туда дорогое? Не ездить же на нем.), в которое добавлены моющие присадки, противоизносные присадки.

Вот лабораторный анализ промывочного масла Лукойл

То есть по анализу мы видим что добавлены противоизносные присадки (Цинк фосфор) и добавлены моющие нейтрализующие присадки (кальций). Добавлены они в гораздо меньшем содержании чем в стандартных моторных маслах. Фактически эта промывка для того что бы перемешаться с не сливаемым остатком старого масла (в картере а так же детали двигателя все равно в грязном масле) и нейтрализовать кислотную среду в двигателе. Все это сливается вместе с промывкой — вот главная и основная цель промывочного масла. Боюсь что отмыть грязный двигатель в шламе или лаке оно не способно…

Принцип применения промывочных масел примерно такой: Завели автомобиль погоняли 10-20 минут на холостом ходу, слили отработанное моторное масло, залили промывочное масло в том же заправочном объеме что требуется автопроизводителем для моторного масла, погоняли на холостом ходу 10-20 минут, слили промывочное масло и залили свежее масло.

На западе промывочные масла не прижились и не пользуются спросом, там на прилавках вы не увидите промывочных масел (для гражданского транспорта) брендов Mobil, Shell, Castrol итд (встречалась BP в Японии) — производители озвучивают стандартное мнение «При использовании наших моторных масел — промывки двигателя не требуются!» И по своему производители моторных масел правы. Если купить новый автомобиль в автосалоне, менять масло почаще (порой даже чаще чем требует официальный дилер), лить хороший бензин — то отложений в двигателе не возникнет! Зачем тратить в пустую деньги? Потратьте их на мороженое детям! Но к сожалению не у всех новые автомобили, не всем достался чистый двигатель, и не всегда интервалы соблюдаются строго. Именно для таких случаев и существуют промывочные масла.

В России промывочные масла представлены в достаточном ассортименте. Потому что спрос, в данном случае, породил предложение. Например очень серьезная и крупная отечественная компания Лукойл — не считает зазорным производить то, от чего открещиваются мировые производители моторных масел. Так же на рынке представлены бренды Spectrol, Felix, Новоуфимский НПЗ, ХАДО Verylube, Luxe, Волга ойл, Сибтэк, Unico, Роснефть, G-energy, ZIC итд.

Лить или не лить промывочные масла — решайте сами! Я для себя решил — что они мне не нужны «деньги на ветер!», и придерживаюсь версии «при разумных интервалах смены — промывочные масла как и промывки не нужны». Но если вы например затянули с интервалом смены или купили автомобиль с неизвестной историей смены масла, промывочное масло может помочь убрать несливаемый кислотный остаток.

Способ 3. Промывки масляной системы или «пятиминутки».

Существуют так же специальные промывки «пятиминутки» которые заливаются в старое масло при смене, двигателю дают поработать 5-10-20 минут (читать инструкцию!) и сливают вместе с отработанным маслом.

Среди автолюбителей в интернет сообществе общепринято мнение — «промывки «пятиминутки» — ЗЛО!» На форумах ходят страшилки что «Пятиминутки отмывают куски которые отваливаются, забивают масляные каналы, забивают фильтра, сетку маслоприемника и двигатель выходит из строя!» «Пятиминутки пагубно влияют на прокладки и сальники — и после промывки двигатель обязательно «побежит»» «пятиминутки не совместимы с вашим будущим маслом, они остаются в картере с несливаемым остатком и портят следующее масло, а так же ваш двигатель» . Я не буду спорить с этими утверждениями, тем более что сам когда то обладал таким же мнением, просто покажу наглядно и подведу читателя к выводу. Смотрите все сами и своими глазами!

Опять задаемся вопросом, а кто нибудь из производителей моторных масел изготавливает пятиминутки? В продаже существуют Shell, Valvoline, Wynn’s, Liqui Moly, Motul — то есть некоторые производители обращая внимание на спрос автолюбителей, в той или иной стране, все таки выпускают пятиминутки. Я провел два наглядных эксперимента с промывками двух известных и достаточно уважаемых брендов Liqui Moly и Motul.

Я провел два наглядных эксперимента с промывками двух известных и достаточно уважаемых брендов Liqui Moly и Motul.

Эксперимент 1 промывка «10-минутка» (немецкое название Liqui Moly Pro-Line Motorspulung ).

Автомобиль Toyota Curren 1994 года выпуска, с двигателем 3s-fe. Двигатель внутри очень грязный — отложения типа лак и шлам. Вскрываем клапанную крышку, фотографируем состояние под клапанной крышкой — ДО . Потом ездим с короткими интервалами смены, применяя между сменами промывку «пятиминутку» Liqui Moly Pro-Line Engine Flush . При этой процедуре строго следуем инструкции на банке. Если сказано «10 минут на холостых оборотах двигателя» то так и делаем — это важно!

Этот любительский эксперимент тем не менее растянулся у меня ровно на 1 год. Режим в основном городские пробки и немного трассы. Моторное масло использовалось обычное для бензиновых двигателей с API SM североамериканское Petro-Canada Supreme 5W-30 и Chevron Supreme 5W-30 (в простонародье полусинтетика, но по факту минералка 2 группы API.). Бензин использовался один и тот же с одной заправки.

В данном случае интервал между сменами 1500-2000км — выбран не случайно — для быстроты эксперимента и меньшего влияния на эксперимент самого моторного масла. Было проведено 5 промывок масляной системы двигателя — ушло 5 банок. Вскрываем двигатель и фотографируем результат





Эксп еримент 2 промывка 15 минут Motul Engine Clean.

Автомобиль тот же Toyota Curren 94 года выпуска, двигатель 3s-fe. Режим так же — город 80% и трасса 20%.



Произведено 5 смен, использовано 5 банок промывки .
Toyota 5W30 SM + Motul Engine Clean = 3000км
Petro-Canada Supreme 5W30 SM + Motul Engine Clean = 3000км
Petro-Canada Duron Synthetic 0W30 + Motul Engine Clean = 3000км
Mobil1 0W40 Life + Motul Engine clean = 3000км
Petro-Canada Supreme 5W30 SM + Motul Engine Clean = 1000км







Сравнив фотографии ДО и вы можете сделать определенные выводы об эффективности промывок масляной системы.

У читателя может возникнуть сомнение «А как же масляный фильтр? Ведь забьет!». Как показало вскрытие каждого фильтра после каждой промывки — внутри они были чистыми — не было никаких серьезных накоплений!

А как двигатель чувствует себя после таких промывок? Отлично! Ничего нигде не побежало и не сломалось — прошло уже достаточно времени. Более того! Я делал лабораторный анализ моторного масла на содержание металлов износа — двигатель показал около нулевой износ.

Еще один пример от другого нашего форумчанина Белковода. Видео где наглядно показано как моют промывки «пятиминутки». Вскрыли двигатель, увидели отложения, собрали обратно промыли 15-минутной промывкой по инструкции, и вскрыли посмотреть «Что изменилось?» А ничего не изменилось! Это не чудодейственная промывка. В общем смотрите сами в ролике:

Способ 4. Промывка моторным маслом — как самая нежная промывка.

Существует так же промывка масляной системы обычным моторным маслом — при которой точно ничего не случится. Эта промывка будет совместима с вашим двигателем, сальниками прокладками, вашим будущим маслом итд.

Способ очень простой: заливаете ваше обычное моторное масло или самую дешевую минералку, бренда который вы обычно предпочитаете (что бы не тратить деньги), прокатились на этом масле 500-1000км и слили. Вот и все! Так же на всякий случай можно сменить масляный фильтр. Но есть одно большое НО! Моторное масло обладает очень низкой моющей способностью! Фактически оно только может вынести частички, которые уже оторвались от стенок — а двигатель как был грязным так и останется таким — либо нужно очень много времени и тыс км по принципу «вода камень точит». Точить этот камень можно и 500 тыс км — что сводит на нет промывку двигателя маслом. Не думайте что вы залили масло, откатали 1000км и у вас все внутри блестит. Если отложения действительно серьезные — все останется так же как было! Промывке моторным маслом, я посвятил отдельную статью, так как имею многолетний опыт — ставил такие эксперименты.


Вывод

И так мы перечислили 4 основных способа промывки масляной системы. Самое главное решить для себя, нужно ли промывать двигатель?
Возьмите фонарик, открутите крышку маслозаливной горловины, загляните внутрь (а лучше снимите клапанную крышку). Если там чистый металл — то у вас чистый двигатель и скорее всего никаких промывок вам не требуется. Стенки горловины — это такая же внутренняя стенка двигателя как и все остальные, к тому же расположенная в самом верху. Помните — промывка должна иметь под собой основание!

Сначала ставим диагноз и отвечаем себе на вопрос: двигатель грязный или чистый? А потом уже решаем лечить или оставить как есть!

Мыть промывками чистый двигатель «Ради профилактики» не имеет смысла! Вы тратите деньги… Лучше и эффективнее в данном случае менять масло не через 10 000км, а через 7500км! Чистый двигатель будет себя чувствовать куда лучше, чем через 10 тыс км с промывками!

В настоящее время применяется несколько методов промывки системы смазки двигателя:

  • химический;
  • мягкая промывка;
  • полнообъемная промывка;
  • промывка с применением установки принудительной циркуляции жидкости.

Химический (наиболее распространенный за границей) метод: средство заливается в отработавшее масло непосредственно перед заменой и через 10-15 минут работы двигателя на холостом ходу сливается вместе с маслом. Вопреки распространенному мнению, химический метод работает эффективно, но в то же время он не предназначен для «лечения» полностью загрязненного двигателя, а только для периодической профилактики. Применяют химический метод при каждой замене масла или через несколько ТО, для удаления небольших коксовых и других отложений. Таким образом, исключается накопление слоя нагара и отложений на деталях двигателя, а также не допускается масляный отстой в картере двигателя.

Основу препаратов составляют химические соединения - сольвенты, направленно действующие на конкретный вид отложений. При использовании подобных средств в сильно загрязненном двигателе отложения, кокс и прочий «мусор» обретают «подвижность». Могут также раствориться некоторые отложения в масляном фильтре. При сливании отработавшего масла в двигателе остается до 10% смазки, и этот «подвижный» остаток может забить сетку маслоприемника, существенно ограничив подачу масла в систему смазки всего двигателя. В некоторых современных двигателях конструктивно предусмотрена сетка в масляных каналах (Honda CR-V), но если забьется и она, возникнет масляное голодание. Стук двигателя в таком случае сообщает о необходимости капитального ремонта.

Вывод - если известно, что замена масла производилась регулярно, а масло применялось соответствующего качества, можно периодически использовать химическую промывку. Если же двигатель сильно загрязнен, или его предыдущая жизнь - темное прошлое, промывать масляную систему нужно с новым фильтром, с обязательным откачиванием вакуумной установкой несливаемого остатка. Для достижения гарантированного результата лучше снять поддон картера двигателя, очистить изнутри его и сетку маслоприемника и по возможности продуть масляные каналы сжатым воздухом через отверстия, подводящие масло к фильтру и отводящие от него. Это поможет предотвратить печальные последствия.

Мягкая промывка проводится добавлением препарата в масло за 200-500 км пробега до замены. Она также содержит сольвенты, но концентрация их меньше, и сама промывка не меняет вязкость масла. При таком способе загрязнения растворяются постепенно, и также постепенно они переходят в мелкодисперсную форму, сливаясь потом с отработавшим маслом. Но последствия мягкой промывки для сильно загрязненного двигателя непредсказуемы, и этот метод надо применять с осторожностью.

Полнообъемная промывка наиболее распространена на СТО Иркутска. При этом способе отработавшее масло сливается, а вместо него заливается промывочное, на котором двигатель работает 10-20 минут. После чего промывка сливается, на некоторых СТО остаток удаляется вакуумом, меняется масляный фильтр и заливается новое масло. Некоторые СТО в Иркутске при таком способе промывки применяют корейские фильтры. То есть перед заливкой полнообъемной промывки заменяют фильтр на корейский, и после, перед заливкой масла, меняют его на фирменный или просто японский. Такая процедура даже при сильно загрязненном двигателе уменьшает вероятность печальных последствий, но и не слишком эффективно промывает масляную систему. Предназначение - смывать слабые отложения при регулярном применении. В сильно загрязненном двигателе эффективность минимальна.

Промывка с принудительной циркуляцией промывочной жидкости . Из двигателя сливается отработавшее масло, снимается масляный фильтр. Вместо масляного фильтра через переходник присоединяется шланг от установки, второй шланг подключается к маслозаливной горловине, третий - к сливному отверстию картера. В установке имеется емкость с моющей жидкостью и собственный фильтр. Давлением воздуха моющая жидкость подается в масляную систему двигателя в «прямом» и «обратном» направлениях, и в процессе циркуляции проходит через фильтр установки, оставляя там растворенные отложения. Двигатель при таком способе не запускается. После промывки ставится корейский фильтр, заливается полнообъемная промывка, и двигатель запускается на несколько минут для полного удаления агрессивной промывки. Процесс может длиться около часа, но он достаточно эффективен, не оставляет отложений в масляных каналах и смывает загрязнения с сетки маслоприемника. Особенно рекомендован для сильно загрязненных дизелей. Но у этого способа есть один неприятный момент - промывочная жидкость полностью смывает с деталей двигателя тончайшую масляную пленку, и при последующем запуске двигатель какое-то время работает «на сухую». Все другие средства полностью масляную пленку не удаляют.

Однозначного ответа на вопрос «мыть или не мыть» нет, но в российских условиях, когда большая часть транспорта имеет значительный пробег, масла имеют различные основу и пакеты присадок, неизвестно качество фильтров и, что очень важно, топлива, а многие автомобили часто переходят из рук в руки, промывку можно считать эффективным способом поддержания двигателя в нормальном состоянии. На большинстве СТО замены масел ее настоятельно рекомендуют. Это хоть и не гарантирует от последующих неприятностей, но снижает их вероятность. Выбор способа промывки и вообще принятие решения о проведении этой процедуры остается за автовладельцем.

Двигатель представляет собой одну из основных составляющих всех видов транспортных средств, без которой невозможна эксплуатация машины. Со временем его детали постепенно изнашиваются, а также выходят из строя. Чтобы сохранить их работоспособность и продлить эксплуатационный срок элементов, необходимо обеспечить высококачественный уход. Для этого специалисты рекомендуют использовать специальные средства мягкой промывки системы охлаждения двигателя.

Для чего нужна промывка системы охлаждения двигателя?

Мягкая промывка системы охлаждения двигателя – это вещество, которое применяется для проведения тщательной промывки радиаторов отопления и охлаждения салона транспортного средства, а также остальных компонентов системы охлаждения. С ее помощью они достаточно легко очищаются от частиц грязи и пыли, которые накапливаются при активной работе данного механизма.

На сегодняшний день мягкая промывка используется достаточно широко. Это обуславливается тем, что средство эффективно и очень быстро растворяет накипь и другие виды загрязнения, превращая их в коллоидные частицы. Таким образом, вещество способствует предотвращению засорения радиатора продуктами очистки. Кроме того, оно не оказывает разрушительного воздействия на герметики и прокладки, а также не взаимодействует с различными охлаждающими жидкостями, поэтому не требуется их замена.

Мягкая промывка системы охлаждения при регулярном и правильном использовании дает следующий эффект:

  1. Интенсивно повышает производительность отопительного радиатора салона автомобиля;
  2. Помогает усилить теплоотвод двигателя, предотвращая его перегрев;
  3. Предотвращает развитие эффекта калильного зажигания;
  4. Заметно замедляет коррозионное разрушение металлических деталей;
  5. Предотвращает появление микротрещин;
  6. Поддерживает систему охлаждения практически в идеальной чистоте.

В каких случаях необходимо делать мягкую промывку системы охлаждения?

При активной эксплуатации транспортного средства его система охлаждения постоянно подвергается коррозионным разрушением в результате того, что на стенках данного механизма постепенно откладываются продукты разложения используемых антифризов, а также продуктов коррозии, накипи и других посторонних частиц. В последствие этого происходит существенное снижение теплоотвода от камеры сгорания и возникновение эффекта калильного зажигания, который приводит к детонации, снижению мощности работы двигателя и значительному перерасходу двигателя. Из-за ухудшения теплоотдачи наблюдается резкое нарушение температурного режима устройства, вызывающее перегрев и даже поломку двигателя.

Этот состав можно использовать на всех стадиях применения антифриза. К тому же, на транспортных средствах с достаточно сильно загрязненной системой охлаждения мягкую промывку необходимо применять примерно за 2000 км до проведения замены охлаждающей жидкости.

В большинстве случаев с помощью такого средства устройство обрабатывают каждые 50-60 тыс. км. проезда автомобиля перед тем, как заливать новый антифриз.

Чем мягкая промывка отличается от других?

Мягкая промывка – уникальный раствор, разработанный по новейшим технологиям. Она эффективно восстанавливает работоспособность системы охлаждения двигателя непосредственно в процессе использования транспортного средства. Благодаря этому увеличивается его эксплуатационный срок.

От других подобных средств препарат отличается тем, что он растворяет накипь и накопившуюся грязь на молекулярном уровне, поэтому коллоидные частицы не засоряют трубки отопительного и охлаждающего радиаторов. Помимо этого, мягкая промывка обеспечивает явно выраженный эффект пассивации, замедляя образование микротрещин на поверхности металлических деталей механизма.

Кроме очистки, средство способствует поддержанию оборудования в полной чистоте в течение длительного промежутка времени, защищая его от коррозии. Еще одно преимущество препарата заключается в том, что его можно сочетать с самыми различными охлаждающими жидкостями.

Процесс выполнения мягкой промывки охлаждающей системы двигателя

Обрабатывать прибор с помощью этого вещества необходимо по следующей инструкции:

  1. Открыть крышку радиатора на предварительно охлажденном двигателе, а затем откачать шприцом 200 мл антифриза;
  2. Емкость с мягкой промывкой нужно потрясти и вылить в радиатор, закрутить крышку обратно;
  3. Необходимо включить двигатель и начать эксплуатировать машину;
  4. Примерно через 1500 км пробега следует:
  5. Полностью слить антифриз, не давая двигателю остыть;
  6. Дать антифризу отстояться на протяжении несколько часов, а потом 90% жидкости залить обратно в радиатор, добавив новый антифриз (если жидкость сильно грязная, то ее необходимо сменить полностью).

Мягкая промывка – это отличное средство для поддержания работоспособности охлаждающей системы автомобиля. Для получения отличного результата очистки следует использовать только высококачественные растворы. В противном случае можно испортить двигатель, что приведет к дополнительным расходам на ремонт оборудования.

Поэтому необходимо тщательно выбирать вещество, обращая внимание на все характеристики раствора.