Безопасность водителя в экстремальных условиях определяется. Основы экстремального вождения. Световых и звуковых сигналов

Дата: 21-12-2010, 00:57

Как известно, каждый год в нашей стране происходят десятки тысяч аварий, при этом, число их с каждым днем увеличивается, о чем свидетельствует печальная статистика ДТП. Очень часто в результате аварий страдает не только техника, регулярно на дорогах погибает большое количество людей. Значительная часть дорожно-транспортных происшествий отмечается зимой. Вне зависимости от того, какая категория вождения у водителя - категория B , C, D или A, какой опыт он имеет, ограниченная видимость и гололедица в совокупности с неисправностью транспортного средства, создают все условия для возникновения аварии. Для уменьшения риска возникновения ДТП применяется ряд приспособлений, среди которых: цепи из металла на колеса автомобиля, зимние шины. Однако, несмотря на существование перечисленных выше приспособлений, решающая роль в предотвращении и снижении опасностей на дорогах принадлежит все-таки водителю. Чтобы помочь владельцам транспортных средств управлять машиной в условиях возникновения экстремальной ситуации, проводятся действующие на базе автошкол курсы повышения квалификации.

Принципы вождения автомобиля в зимнее время.

Окончили ли вы автокурсы в Воронеже , Москве или любом другом городе, скорее всего, вы слышали о том, что принципы вождения автомобиля в летнее время по сухим дорогам и в зимнее - по замерзшим, отличаются. Что же делать, если при повороте ваше транспортное средство занесло? Прежде всего, важно не закрывать руками лицо, не бросать управление, а всеми силами пытаться его сохранить. Каждая хорошая автошкола, будь то автошкола в Воронеже или другом городе, на курсах вождения зимой обучает водителей действовать по инструкции. Именно это и будет уместно в данном случае. Усвоив то, что на курсах преподают инструкторы, можно в значительной степени сократить риски возникновения аварий на проезжей части.

Водитель, как категорий B , C, D, так и категории A, выезжая на дорогу во время гололедицы, не имеет право использовать для передвижения транспортное средство, техническое состояние которого считается ненадлежащим. От выполнения этого условия часто может зависеть не просто сохранность техники, но здоровье и жизнь пешеходов, пассажиров, других водителей. Чтобы избежать нежелательных последствий, до наступления зимы машина должна пройти полную диагностику, целью которой является выявление различных дефектов, а в случае необходимости - замена деталей, узлов. По запросу сотрудники автосервисов нанесут на кузов машины антигравийное покрытие, произведут балансировку колес, установят на них металлические цепи.

Между двумя основными участниками дорожного движения – человеком–пешеходом и человеком – водителем – есть существен­ное различие: когда человек становится водителем, то он попада­ет в условия, генетически не свойственные человеку. Главным фактором здесь является увеличение скорости движения в 10 и более раз по сравнению со скоростью пешехода. Это ведет к по­вышению скорости поступления информации, с которой должны справляться органы чувств человека, скорости ее переработки – принятия и реализации решения, с которыми должны справлять­ся двигательные реакции человека. Водитель в транспортном по­токе, в отличие от пешехода, вынужден действовать в навязанном ему темпе, без возможности остановиться, при необратимости принимаемых им решений и тяжести последствия ошибок. Поэтому нельзя считать случайным, что первое место среди причин ДТП занимает превышение скорости водителем, допустимой или целе­сообразной при данных условиях.

Человек – водитель почти лишен средств общения и для него стер­ты индивидуальные особенности других водителей. Человек – пеше­ход выполняет при ходьбе естественные движения, а для человека – водителя типичны однообразные рабочие движения с умеренной физической нагрузкой при вынужденной малоподвижной позе, в которой он пребывает все часы работы. Эти и другие отличия во­дитель должен преодолеть или адаптироваться к ним в процессе обучения и накопления профессиональных навыков и опыта.

Дорожное движение – это непрерывное возникновение групп из подсистем «водитель – автомобиль – дорога» и «пешеход – до­рога», участники которых случайны, а действия их взаимосвяза­ны, взаимообусловлены, требуют слаженности и взаимопонима­ния.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во – первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во – вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности дви­жения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, ког­да отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

Надежность водителя зависит от его профессиональной при­годности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологичес­ких и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспо­собность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.

Прием информации. Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меня­ется и зависит от плотности транспортного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюла п. на рас­стоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движе­ния малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо од­ном факторе, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточе­ния взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ±18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 – 5°. Это обусловливает снижение надежности водителя, поскольку для него возрастает вероятность нео­жиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слеже­ние за идущим впереди автомобилем может в значительной сте­пени поглощать внимание водителя.

Движение в транспортных потоках высокой плотности явля­ется другой крайностью. Водитель находится в режиме высокой бдительности, готовности к немедленным действиям. Как след­ствие, время реакции, например, сокращается вдвое. Однако ожи­дание аварийной ситуации может вызвать чувство тревоги, так называемую эмоцию тревожного ожидания, которая в конце кон­цов приводит к сильному нервному утомлению.

Естественно, что избыток информации о дорожно – транспорт­ной ситуации снижает надежность водителя: он не успевает охва­тить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное ре­шение. Все это повышает вероятность появления отказа.

Надежность водителя - это способность безошибочного вождения
транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях
в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом
взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и
внешних факторов
Надежность - это качественная характеристика водительской деятельности
(работоспособность)
и
определяется
количественной
характеристикой
результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных
условиях.
К основным факторам, определяющим надежность, относятся:
профессиональная пригодность,
подготовленность
работоспособность.

На результативность и эффективность работоспособности
водителя оказывают влияние индивидуальные психологические
особенности, условия деятельности и особенности потока
информации.
1. К индивидуальным особенностям относятся:
психофизиологические
(темперамент,
время
реакции,
особенности восприятия, пороговые данные ощущений,
внимание, память, особенности мышления и т.д.),
личностные качества (характер, мотивация, установки),
уровень профессиональной подготовки, физические данные и
состояние здоровья.
2. Условия деятельности включают: особенности рабочего
места
(расположение
органов
управления,
приборов,
сидения);обзорность,
видимость;
исправность
техники;
микроклимат кабины (влажность температуры воздуха, скорость
воздушного потока);состояние дороги; интенсивность, скорость
движения; уровень организации движения.
3. К особенностям потока информации относятся:
пространственное расположение источников информации,
скорость информационного потока; легкость восприятия
информации, которая определяется размерами, контрастностью,
освещенностью (цифр, слов, знаков).

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний,
умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным
средством в различных дорожных и климатических условиях.
Знания - это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для
эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя
объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается
в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять
автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и
навыков.
Умение- это способность правильно использовать специальные знания в
практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в
различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожнотранспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно
выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для
этого ему необходимо сформировать навыки.
Навык- это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия
автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем
сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при
управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то
своевременно замечает и исправляет ее.

Факторы, влияющие на надежность водителей

Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее
значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая
устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости.
Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на
качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот),
представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за
определенный срок. Одна из составляющих - неопытность, завышенная самооценка
молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП.
Проведенными исследованиями установлено,
что нижняя граница безопасного возраста
водителей мужчин 26 - 34 года (ДТП с
тяжелыми последствиями), для женщин водителей безопасный возраст наступает с 23 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает
минимума, наступает сравнительно поздно и
составляет 45 - 53 года у мужчин и 36 - 43 года у
женщин.

Реакция водителя

Время реакции - это интервал времени между моментом появления сигнала об
опасности и окончанием ответного действия
Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального
опыта, а также в результате тренировки.
Значение времени реакции водителя определяется тем, что
от него зависит остановочный путь автомобиля, а,
следовательно, и исход аварийной ситуации. Общее время,
необходимое для остановки автомобиля, включает в себя
время реакции водителя (с момента восприятия
препятствия до начала нажатия на педаль тормоза);
время срабатывания привода тормозов (с момента
нажатия на педаль тормоза до момента начала
срабатывания привода)
время действия полностью включенных тормозов (от начала торможения до остановки автомобиля).

Пути повышения надежности водителей

Существует единый подход к обеспечению высокой
надежности водителей - комплексный.
Он включает два вида воздействий на водителя:
непосредственные и косвенные, т.е. через элементы
системы «водитель - автомобиль-дорога». Возникает
комплекс
различных
мероприятий,
не
только
технических, но также социальных, организационно воспитательных, экономических, правовых, медицинских
и др.
Надежность водителя зависит от того, в какой
степени при начальном обучении закладываются основы
будущих профессиональных качеств, в частности знание
Правил дорожного движения, мастерства вождения
транспортного
средства,
методов
обеспечения
эксплуатационной надежности машин, экономии
топлива.

Действия водителя во внештатных (критических) ситуациях

Такие ситуации могут возникнуть при угрозе
столкновения автомобиля с другими транспортными
средствами или препятствиями вследствие отказа
органов управления или других элементов системы
«водитель - автомобиль - дорога - среда», влияющих на
безопасность
движения
и
работоспособность
автомобиля.
Поэтому водитель должен учитывать эти
обстоятельства и соизмерять свои действия со
сложившейся обстановкой.
Если
избежать
происшествия
невозможно,
водитель обязан сохранить самообладание и принять
все меры для того, чтобы снизить тяжесть его
последствий.

Типы темперамента

Тип
Описание
Холерик
Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности,
и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в
бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
Сангвиник
Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью,
высокой психической активностью, разнообразием мимики,
отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматик
Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,
инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым
внешним выражением эмоций, низким уровнем психической
активностью.
Меланхолик
Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность
движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень
психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко
переживать даже не зная события, преобладают отрицательные
эмоции.

Получение навыков профессионального и безопасного вождения.

Два основных мотива человека:
Первый.
Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель,
достижение которой однозначно расцениваем как
успех.
Например:
освоить
технику
управления
автомобилем в совершенстве, и тогда появляется
стремление
добиться
в
этой
области
совершенства, и мы находим средства и
совершаем действия, которые направлены на
достижение поставленной цели. Осознавая для
себя мотив достижения успеха, люди реально
оценивают свои возможности и ошибки, как в
жизни, так и на дороге и не перекладывают свою
ответственность на других.
Второй основной мотив человека – это избегание
неудач. И тогда цель человека заключается не в
достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у
человека нет цели,
и у него появляется
неуверенность в себе потому, что у него нет веры в
достижении успеха. Он боится, что его могут
осудить и обидеть. Этот страх зачастую
проявляется в агрессивном поведении. У человека
возникает закрытость получения новых знаний и
навыков:

- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и
возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот,
завышена.
Всё это НЕ способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.

Способности человека к профессиональной деятельности
водителя автомобиля определяются следующими качествами:
хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная
ловкость и хорошая координация движений;
лёгкость формирования двигательных навыков;
высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения
и суставно-мышечного чувства;
скорость и точность сенсомоторных реакций;
быстрота и точность определения скорости движения и
пространственных отношений;
хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая
устойчивость внимания;
хорошая зрительная и оперативная память;
высокая готовность памяти;
настойчивость, решительность, смелость, терпение;
эмоциональная устойчивость;
самообладание, дисциплинированность;
инициативность и сообразительность.
3. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ВОДИТЕЛЯ
3.1 Профессиональная надежность водителя
Современные сложные дорожно-транспортные условия предъявляют новые, значительно более высокие требования к надежности водителей транспортных средств. Официальная статистика свидетельствует, что водитель виноват в четырех происшествиях из пяти. Любое ДТП является результатом ошибки водителя в выборе безопасных условий скорости, дистанции, интервала. Если их значения не выходят за пределы безопасности, ДТП не произойдет. В противном случае появляется вероятность ДТП, которая реализуется в конфликтных ситуациях, когда для избегания ДТП необходимо применить экстренное торможение.

Водитель занимает особое место в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда» . Только водитель определяет, быть ДТП или не быть. Дорожные условия, среда и свойства автомобиля лишь определяют границы, в которых можно ездить безопасно. Можно предположить: чтобы повысить безопасность дорожного движения, необходимо побудить водителей к менее агрессивному, рискованному поведению, повысить общую культуру взаимоотношений между участниками дорожного движения и осознать психологическую компоненту водительской деятельности.

Поэтому повышение надежности водителя становится неотложной задачей общества, без решения которой невозможно добиться существенного снижения ДТП и повышения безопасности движения. Надежность по праву можно рассматривать как социально-психологическую проблему.

Надежность

Надежность – сложный целостный комплекс качеств водителя, позволяющий безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Надежность – это качественная характеристика водительской деятельности (работоспособности). Она определяется количественной характеристикой – результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных условиях. К основным факторам, определяющим надежность, относятся профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Таким образом, в основе оценки надежности водителя лежит понятие ошибки, под которой понимается нарушение нормального хода транспортного процесса. Не всякая ошибка водителя ведет к аварии, но всякая авария по вине водителя результат ошибочных действий. Вышесказанное не означает фатальной обреченности некоторых психофизиологических, личностных особенностей водителя на неизбежное попадание в ДТП. Стоит обратить внимание на существование психологической компоненты водительской деятельности. Участникам дорожного движения необходимо знать особенности своей психики, уметь компенсировать ее недостатки. Результаты исследования, проведенного в США, показали, когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Настало время, когда водители

должны приобщиться к психологическим знаниям. Психологическая сторона проблемы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств имеет специфические особенности, которые влияют на общее становление правильного индивидуального поведения в среде движения.

Надежность водителя определяется уровнем его возможностей обеспечить безопасное управление транспортным средством. В этом смысле нередко применяются и другие термины: «профессионализм», «мастерство» и т. п. Каждый из них отражает лишь определенную сторону надежности водителя, но не раскрывает этого понятия полностью. Так, предлагается считать мастером того водителя, который «умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, максимально разрядить опасную обстановку». Главное в этом определении – умение избегать экстремальных ситуаций, а если такая ситуация возникнет, суметь нейтрализовать ее. Многим кажется, что это зависит только от мастерства и виртуозности водителя при управлении транспортным средством. Однако мастерство не главная черта надежного управления автомобилем. Во всяком случае, утверждение о том, что «все зависит от мастерства предвидения и точного расчета водителя, а также знания дорожной обстановки», нуждается в существенной корректировке.

Точный расчет – это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета – и он может подвести. Вряд ли такая манера необходима каждому водителю в его повседневной практике. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно гарантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами.
3.2 Слагаемые надежности водителя
Человеку, стремящемуся получить водительскую квалификацию, необходимо обладать определенными физическими и психофизиологическими качествами. Его здоровье должно удовлетворять установленным требованиям.

В эту задачу не входит детальное рассмотрение медицинских требований, предъявляемых к лицам, желающим получить водительское удостоверение. Отметим лишь некоторые связанные с ними проблемы.

Эксперимент, который был проведен с глухонемыми и глухими людьми, показал, что, несмотря на отсутствие слуха, их надежность в управлении автотранспортом не снижается. Это объясняется тем, что информация о дорожной обстановке воспринимается в основном посредством зрения. Важно и то обстоятельство, что отсутствие слуха эти люди компенсировали повышением внимания.

В последнее время в целом отмечается тенденция ослабления некоторых медицинских требований, с тем, чтобы расширить круг лиц, которые могли бы управлять транспортными средствами. Это обеспечивается за счет улучшения

средств и систем информации. Например, сигналы светофора теперь располагаются в строго определенной последовательности (красный сигнал всегда сверху), дорожные знаки помимо цветового различия имеют для каждой группы отличительную форму и т. д. Повышению надежности управления транспортным средством способствует также совершенствование конструкции автомобилей, а в необходимых случаях – внесение в конструкцию специальных изменений и дополнительного оборудования. Например, для инвалидов без ног конструкция обеспечивает управление автомобилем только с помощью рук.

Бесспорно, что подобные допуски должны иметь определенные границы, так как человек, имеющий физические недостатки, при прочих равных условиях, в критический момент может не справиться с управлением. Это совершенно очевидно. Менее очевидно то, что для надежного управления транспортным средством недостаточно только одного факта, что человек психически здоров. Важна его индивидуальная психофизиология (возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя, совершению необдуманных действий и т. д.). Однако психологические тесты до сих пор не имеют широкого применения практически ни в одной стране.

В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не только не рекомендуется садиться за руль транспортного средства, им это просто противопоказано.

Подводя итог вышеизложенному, можно кратко сформулировать рекомендации при самостоятельном подборе водителя на ответственные участки и требования, которым должен удовлетворять кандидат:


  • возраст – в пределах 25 лет, хорошая физическая форма;

  • водительский стаж – не менее 5-7 лет и знание материальной части транспортного средства, на котором предстоит работать;

  • умение уверенно управлять автомобилем на высоких скоростях и в экстремальных ситуациях;

  • коммуникабельность, а также психологическая совместимость с непосредственным начальником.
После успешного завершения испытательного срока и окончательного приема на работу необходимо обеспечить: прохождение контраварийной и тактико-специальной подготовки.
3.3 Этика водителя
Этика водителя – это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:


  • уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения; предупредительный, вежливый стиль езды;

  • «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

  • оптимальный стиль, характеризуемый плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;
13

  • на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

  • помощь другим водителям;

  • ответственность за рядом сидящих пассажиров;

  • бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает ПДД, пожилой человек и т. д.;

  • использование наиболее безопасных приемов управления транспортным средством;

  • никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;

  • постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом транспортного средства.

4. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
4.1 Управление автомобилем в критических ситуациях
В последнее время появляется все больше и больше рекомендаций, как избежать ДТП в экстремальных ситуациях. Они основаны на результатах исследований, на личном опыте или исключительно на логических рассуждениях. Подробно описываются десятки способов расположения рук на руле и перехвата при его вращении, разворота на 180° с применением тормозов, преодоления закруглений дороги без снижения скорости и многое другое. Все это, разумеется, знать полезно, и, действительно, каждому нужно уметь быстро принять правильное решение и самым рациональным образом осуществить его в сложной ситуации. Однако еще более важно уметь управлять автомобилем таким образом, чтобы подобная ситуация не сложилась, чтобы не вынуждать себя к рискованным действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Этим навыкам необходимо учиться.

Безопасность водителя любой квалификации начинается и заканчивается посадкой. Нельзя рассматривать ее как позу «удобного сидения» и как способ отдыха между какими-то движениями, связанными с управлением. Многие беспечные водители серьезно пострадали из-за того, что не уделили посадке необходимого внимания. Притом большинство из них находят объяснение аварии в чем-то более существенном, чем «беспечная» посадка, хотя она лишила их нескольких десятых долей секунды, которых затем не хватило для преодоления экстремальной ситуации.

Посадка не является приемом управления автомобилем, но без нее немыслима скоростная реакция водителя на опасность. Притом экстренные действия очень вариативны в зависимости от характера дорожной ситуации. Каждой критической ситуации соответствуют определенные экстренные действия, к которым должен быть готов водитель, чтобы выйти из этой ситуации достойно.
14

Опрокидывание вправо - силовое руление вправо, балансирование, выравнивание.

Опрокидывание влево - то же в другую сторону.

Критический занос - скоростное руление (полной амплитуды) двумя руками с перехватами рулевого колеса на боковом секторе.

Ритмический занос - серия скоростных импульсов руления в одну и другую сторону.

Снос передней оси автомобиля - выравнивание рулевым колесом, торможение двигателем, подтормаживание левой ногой.

Экстренное торможение - ступенчатое торможение рабочим тормозом, последовательное включение понижающих передач с перегазовкой пяткой и задержкой включения сцепления. Коррекция устойчивости автомобиля рулевым колесом в каждый период растормаживания.

Экстренный объезд препятствия - силовое руление и выравнивание с переменным дросселированием. Компенсация заноса опережающим рулением.

Вращение автомобиля - серия последовательных действий: поворот рулевого колеса, резкое дросселирование, выключение сцепления, обратное руление, выравнивание, включение сцепления, дросселирование.

Здесь перечислены только 10 типичных вариантов критических ситуаций, хотя в жизни их может встретиться намного больше.

Чрезвычайно важным для безопасности является «чувство автомобиля», которое обеспечивается посредством оптимальной посадки водителя, его контактом с автомобилем. Большая часть информации от автомобиля и дороги воспринимается «мышечным чувством» водителя, но актуальны эти ощущения при потере устойчивости и управляемости (при сносе, заносе, блокировке и пробуксовке, вращении и опрокидывании).

«Мышечное чувство» дает опытному водителю сигнал к действию по стабилизации автомобиля и позволяет корректировать собственные действия по ходу развития критической ситуации.
Положение рук при повороте
При движении по прямой готовность водителя к экстренному маневрированию обеспечивается симметричным расположением рук на рулевом колесе: «10-2» или «9-3» (по аналогии с цифрами на циферблате часов). При необходимости маневра руки смещаются на боковой сектор рулевого колеса. Их положение при повороте налево - «8-12», направо -«12-4». Эти положения обеспечат готовность к действиям в критических ситуациях на дуге поворота, т.е. к экстренным маневрам - коррекции поворота («довороту»), объезду препятствия - стабилизации автомобиля при потере устойчивости и управляемости. Кроме того, положение рук на боковом секторе (боковой захват) позволяет противодействовать выравниванию автомобиля, вызванному самостабилизацией передней подвески, и центробежной силе, смещающей корпус водителя к наружной стороне.

Боковой захват позволяет обеспечить несколько приемов управления, способы, выполнения которых следующие:


  • удержание автомобиля на дуге поворота - постоянная тяга вниз двумя руками из положения на боковом секторе. (Используется сила мышц-сгибателей, наиболее развитых у любого человека.) Коррекция траектории обеспечивается усилием и ослаблением тяги;

  • «доворот» - крутизну маневра на дуге поворота увеличивает рука, находящаяся сверху (в положении «12»). Другая рука, находящаяся в положении «4» или «8», отпускает рулевое колесо и страхует его в боковой зоне, при необходимости подключаясь к «довороту» на больший угол;

  • выравнивание траектории автомобиля - после завершения поворота повышение тяги двигателя способствует самостабилизации автомобиля - выравниванию управляемых колес. Руки на боковом секторе поочередно выполняют тормозящую функцию - сопровождающее руление, регулируя скорость самовыравнивания. Отпускать рулевое колесо нельзя, так как это может привести к резкому ритмическому заносу;

  • стабилизация при заносе - при возникновении бокового скольжения задней оси, что чаще всего возникает на автомобиле с задними ведущими колесами (классическая компоновка), компенсировать занос можно быстрым поворотом рулевого колеса в сторону заноса на 90-180° без смены положения рук. Если амплитуда заноса большая, то водитель переходит к поочередному рулению левой и правой руками со сменой положения рук на боковом секторе.
При поворотах нежелательно перекрещивать руки в нижнем секторе рулевого колеса (так называемый перекрестный захват). Руление в нижнем секторе рулевого колеса почти всегда нежелательно. Любая критическая ситуация требует максимальных усилий, а исходное положение не позволяет приложить их.


Положение рук на рулевом колесе

Ежегодно в России происходят тысячи аварий. В ДТП не только разбиваются фары и приходят в негодность автомобили, но и погибают люди. Вот почему рассудительные автовладельцы спешат записаться на курсы экстремального вождения.

К слову, в данной ситуации под «экстремальным» подразумевается не езда на бешеных скоростях и лихие развороты, а обучение безаварийному вождению в разное время года и на разных дорогах.

Правильное безопасное вождение строится на умении автомобилиста:

  1. объезжать неожиданно возникшие препятствия
  2. тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе
  3. уходить от столкновений
  4. погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой безаварийного вождения является правильная посадка водителя. Ее категорически запрещено рассматривать как позу для отдыха. Из-за неправильного положения тела можно потерять драгоценные секунды или доли секунд, во время которых можно избежать аварийной ситуации.

Управляя транспортным средством, приучите себя всегда держать руки в верхней части рулевого колеса. Спиной прижимайтесь к сиденью. Также избавьтесь от привычки вешать на стекло различные украшения. Снимите со щитка и ветрового стекла все «висюльки» и прочие посторонние предметы. Они лишь отвлекают внимание и мешают избежать аварийных ситуаций.

Оптимальная посадка позволяет человеку слиться с машиной в одно целое. Благодаря ней водитель получает информацию от дороги и авто «мышечным чувством». Ощущения такого рода выручают при:

  1. опрокидывании машины
  2. вращении
  3. пробуксовке
  4. заносе

Опытный водитель, обладающий «мышечный чувством», подсознательно знает, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и избежать аварии .

Одной левой

Хорошо подготовленный автомобилист должен уметь крутить баранку одной рукой, в частности, левой, чтобы преодолевать критические ситуации. Держа руль левой рукой, правой вы сможете переключать передачи, включить на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Руление такого типа обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь с «железным конем» одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 - по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, следует перехватить его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти.

Так вы не потеряете контакта с баранкой. Естественно, перекат - не лучший способ контролировать руль, ведь рука в таком положении может проскальзывать. Но это куда лучше, чем совсем отпустить управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости машины избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

В автошколах начинающих автомобилистов плохо обучают технике скоростного руления. Впрочем, в ней нет ничего сложно. Выполняется подобное управление на боковом секторе баранки обеими руками поочередно и очень напоминает движения во время лазания по канату.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Старт на скользкой дороге

Помимо посадки и искусства руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (особенно зимой и в гололед). Этот процесс, надо отметить, даже у опытных автовладельцев вызывает массу негативных эмоций.

Зимой можно постоянно наблюдать такую картину: водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда машина начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой.

Чтобы без проблем стартовать с места, нужно первым делом выровнять колеса авто. Если они окажутся хоть немного повернутыми в сторону, это усложнит задачу. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если вы забуксовали, решите эту проблему выключением и повторным включением сцепления. На машине с передним приводом необходим двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте машины нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время езды квалифицированные водители совершают опережающие действие по управление машиной. В этом автовладельцам помогает опыт, благодаря которому они заблаговременно прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, помните, что у любой машины тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто - на это нужно время.

Соответственно, чтобы избежать проблем, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так вы сможете легко:

  • преодолевать крутые подъемы;
  • сохранять устойчивость машины на неровной дороге;
  • избежать лишнего переключения передач при езде по снегу, песку и грязи;
  • ускорить выполнение обгона;
  • быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Итоги

Чтобы управлять автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, вы обязательно приобретете его, научитесь чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро принимать правильные решения.

Водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге. Скажем, если опытным автовладельцам музыка, играющая в авто, абсолютно не мешает, то новичков она отвлекает, равно как и разговоры с пассажирами.