Можно ли после «минералки» заливать «синтетику»? Можно ли заливать синтетику после полусинтетики? Можно ли смешивать трансмиссионную синтетику и полусинтетику

Нередко возникающий вопрос у автомобилистов: можно залить синтетику после полусинтетики? Сегодняшнее количество и разнообразие масел на рынке может очень сильно запутать и сбить неопытного человека. На первоначальном этапе вы как минимум должны выяснить, какое масло рекомендовано производителем вашего автомобиля.

Вообще, существует несколько видов масел: синтетика, полусинтетика и минеральное.

Стоит отметить, что данные виды масел не поддаются стандартным ценовым градациям, так как здесь минеральное (т.е. натуральное) имеет самую низкую стоимость, а масла химического происхождения более дорогие. Масло наравне с топливом является основным расходным материалом двигателя, оно производит смазку всех частей.

Масло должно эксплуатироваться в очень широком диапазоне температур, но при изменении этого параметра весьма сильно изменяется плотность и вязкость. Можно услышать от водителей такие рассказы, что при сильном морозе стартер едва проворачивает коленвал.

Почему нельзя заливать синтетику?

Можно залить синтетику после полусинтетики? Стоит отметить, что двигатели с минеральным маслом в более холодное время года имеют очень затрудненный пуск из-за сильного изменения вязкости масла. Синтетические и полусинтетические масла менее подвержены изменением температуры. Но кидаться в крайности, т.е. сразу лить масло с наиболее высокими характеристиками текучести и менее подверженного температурному изменению не стоит.

Предназначены для вычищения грязи и полного удаления отработанного масла.

Остатки промывочного масла в двигателе порядка 10% не приводят к изменениям и ухудшениям в работоспособности двигателя. Заливка синтетического масла без промывки после полусинтетики приводит к улучшению работоспособности движка.

Однако , такой параметр, как оптическая плотность масла, получается меньше, если произведена промывка. По этому поводу были проведены неоднократные исследования, которые позволили сделать вывод, что синтетика работает однозначно лучше, если двигатель не промывать после полусинтетики.

Если все же проводить обработку промывочными маслами перед каждой заменой (даже синтетика на синтетику), то это приводит к долгому сохранению более «свежего» смазочного материала, но при этом окислительные свойства станут ниже.

Вот так выглядит процесс замены смазочных материалов. В данной статье мы довольно подробно рассмотрели тему: можно залить синтетику после полусинтетики? Теперь при замене масла у Вас не будет возникать вопрос можно или нельзя заливать то или иное смазочное вещество.

Можно ли смешивать полусинтетику и синтетику? Это актуальный вопрос для многих владельцев автмобилей. К сожалению, не исключены случаи, когда давление масла в системе падает, и при этом загорается лампочка давления масла. Ситуация усложняется, если это происходит на трассе. Известно, что продолжать движение при горящей лампочке давления масла нельзя. И тогда перед водителем есть 2 выхода: либо буксировать автомобиль на СТО (с помощью эвакуатора или друзей), либо долить масла и все равно продолжить следовать на СТО. Нужно ведь выяснить, почему давление масла упало, и устранить неисправность.

Но что делать, если в двигателе залита полусинтетика, а у вас в багажнике нашлась только синтетика? Поэтому второй вариант требует четкого ответа на вопросы: можно ли смешивать полусинтетику и синтетику. Что делать, если масла уже смешанные? Также попробуем разобраться, к чему приведет долив полусинтетики в синтетику или наоборот. Эти вопросы всегда актуальны, однако разные мастера-мотористы отвечают на них по-разному. Для точного ответа на эти вопросы нужно разобраться в самих маслах.

Базовая основа

Любое масло имеет свою определенную базовую основу: минеральную, синтетическую, полусинтетическую. К этой основе добавляются разные присадки для придания жидкости промывочных, антиокислительных свойств, для улучшения структуры, повышения стойкости к температурным колебаниям и т. д. Присадки направлены на улучшение характеристик двигателя, и они есть практически в любом ГСМ.

О синтетике

Сырье для синтетических масел - это этилен, вырабатываемый из нефти или углеводородных газов нефти. Такие основы выводят с помощью сложных химических преобразований путем изменения молекулярной структуры сырья. На данный момент синтетические масла являются самыми дорогими, и они обеспечивают лучшую эффективную защиту двигателя даже в экстремальных условиях.

Синтетическая основа состоит из молекул определенного размера и структуры. Чем более однородными являются молекулы, тем лучшими параметрами обладает основа. Структура углеводородных соединений представлена в виде цепочек атомов углерода, причем эти цепи имеют одинаковую форму. Благодаря своей структуре синтетическое масло является стойким к высоким температурам и большим нагрузкам. Его структура не изменяется даже при отрицательных температурах (актуально для универсальных масел).

Полусинтетика

Полусинтетическое масло производится путем добавления минеральной основы к синтетической. Сама же минеральная основа сильно отличается по своей структуре от синтетической, да и получают ее совершенно другим путем. По сути, минеральное масло - это очищенный отход производства газа, керосина и бензина.

Полусинтетическое масло имеет неоднородную структуру, и его молекулы различаются по форме. Поэтому диапазон рабочих температур данной смазки ниже. За счет более низкой плотности скольжение смазки хуже, а значит и эффективность работы его ниже. Следовательно, технические характеристики ухудшаются, если смешивать синтетику и полусинтетику. Можно ли так делать? Без крайней необходимости это категорически запрещается. Так мы немного разобрались, можно ли смешивать масло-синтетику и полусинтетику.

Проблема с присадками

Проблема смешивания двух основ (синтетики и полусинтетики) единственной не является. Когда вы доливаете одно масло к другому, то вы смешиваете также и присадки. Присадки - это химические соединения, которые выводятся по специальным формулам. Их состав неясен, т. к. формулы держатся в строжайшем секрете. Каждый производитель добавляет в определенный продукт свой пакет присадок, поэтому не существует двух разных смазок на одинаковой основе и с одним пакетом присадок.

Можно ли смешивать полусинтетику и синтетику с разными присадками? Нельзя, поскольку при смешивании разных химических соединений (неизвестных) некоторые из них выпадают в осадок. В результате масла теряют свои смазывающие свойства. Если присадки, отвечающие за очистку мотора, выпадают в осадок, то очищающий эффект теряется. То же самое можно сказать и про другие присадки.

Отметим, что это достаточно спорный вопрос, и не все мотористы согласны с тем утверждением, что присадки выпадают в осадок при смешивании смазок. Вполне возможно, что это справедливо не для всех случаев. Иногда подобные реакции могут и не происходить. В любом случае без крайней необходимо лучше не рисковать, ведь даже масла одного и того же производителя, но на разной основе, могут содержать различные "конфликтные" пакеты присадок, выпадающие в осадок при смешивании.

Смешивание разных вязкостей

Кроме разных пакетов присадок, масла также имеют определенную вязкость. Вязкость - это параметр, определяющий, насколько текучим (вязким) является масло, как эта текучесть изменяется при разных температурах. При смешивании моторных масел огромную роль играет вязкость. Возможно, большую, чем в случае с присадками и основами.

Поясним. Есть так называемые зимние, летние и всесезонные масла. Зимние обладают очень низкой вязкостью, поэтому при отрицательной температуре воздуха они не густеют, и масляный насос может легко перегонять эту жидкость по масляной системе двигателя. Летние масла имеют высокую вязкость, поэтому при работе в летнее время они эффективны. Однако в зимнее время они сильно густеют, и насос не способен эффективно прогонять их по масляной системе. В результате смазка может не достигать пар трения, из-за чего мотор быстро изнашивается.

А теперь вопрос: можно ли смешивать моторные масла, предназначенные для разных периодов года? Конечно, нет. В таком случае конфликт будет вызван сразу в трех "местах": в пакете присадок, в основе и в вязкости.

Смешивание универсальных масел

Есть также и универсальные масла, которые практически вытеснили с рынка сезонные. Но это не значит, что их вязкость стандартная. По вязкости универсальные смазки тоже отличаются. Например, в России популярны масла вязкостью 10W40 или 15W40, которые могут работать в температурных диапазонах от -25 до +40 градусов. Менее популярными являются смазки с вязкостью 5W20. Если масло универсальное, в этом случае можно ли смешивать моторные масла? Синтетику и полусинтетику не рекомендуется смешивать даже в том случае, если речь идет об универсальных смазках. Ведь их вязкость тоже отличается.

Например, если смешать смазку с вязкостью SAE 10W40 с маслом вязкостью 5W20, то в результате можно получить смазку со средней по значению вязкостью. А характеристики такой смазки будут приближены к параметру того масла, чье содержание внутри мотора больше.

Однако при этом стоит учитывать, что масло 10W40 намного гуще по сравнению со смазкой вязкостью 5W40. Поэтому полученная смесь будет разжижаться при нагревании, а нагревание при больших оборотах двигателя имеет место. В результате это может привести (но не факт, что приведет) к образованию слабой защитной пленки в парах трения деталей, что будет способствовать более быстрому износу двигателя. Поэтому даже не стоит думать о том, можно ли смешивать синтетику и полусинтетику "ЗИК". Рекомендации по этому поводу всегда будут сводиться к запрету их смешивания. Впрочем, если вы уже смешали смазки разной вязкости, основы или от разных производителей, то помните, что ездить на таком масле долго нельзя.

Последствия смешивания

Если вы зальете в мотор полусинтетику высокой вязкости и при этом уменьшите текучесть смазки до критического значения, то жидкость станет густой. В таком состоянии масляный насос не сможет прокачать ее до пар трения, и тогда двигатель будет работать при сухом трении запчастей.

Также при смешивании жидкостей можно повысить минимальную температурную границу смеси, при которой она способна эффективно работать. Это значит, что если ранее двигатель хорошо запускался при -20 градусах, то теперь могут быть проблемы с запуском при этой же температуре воздуха.

Для новых моторов недопустимо прибегать к смешиванию синтетики и полусинтетики. Это приведет к быстрому образованию нагара на поршнях при больших температурах. Также полусинтетика будет способствовать снижению силы трения между элементами привода, что скажется на потере мощности мотора.

Можно ли смешивать трансмиссионную синтетику и полусинтетику?

И хотя в трансмиссии нет столь высоких температур, которые образуются в двигателе внутреннего сгорания, смешивать разные основы даже в ней не рекомендуется. Результаты могут быть теми же, но с менее плачевными последствиями. Учитывая невысокие температуры, присадки могут и не выпадать в осадок, однако результат никто предсказать не может.

Поэтому если и пришлось смешать разные основы смазок в трансмиссии, то ездить долго на таком масле нельзя. Сразу езжайте на СТО с целью полной замены масла на "родное".

Теперь мы полностью разобрались, можно ли смешивать моторные масла. Советы для водителей, у которых нет возможности отогнать автомобиль на СТО:

  1. Старайтесь смешивать масла на одной основе. То есть синтетику с синтетикой, полусинтетику с полусинтетикой.
  2. Обращайте внимание на вязкость. Смазку 10W40 необходимо смешивать с маслом с такой же вязкостью.
  3. Желательно выбирать составы одного и того же производителя.

Все эти три совета указаны в порядке уменьшения важности. В идеале без каких-либо последствий для двигателя можно смешивать масла на одной основе, с той же вязкостью и того же производителя. Там будет содержаться один пакет присадок, которые не будут вызывать конфликта и выпадать в осадок.

Заключение

Если вы все-таки смешали разные по основе смазки, то сразу следуйте на СТО с целью промывки мотора и полной замены смазывающего состава. При езде старайтесь держать низкие обороты и не нагружать мотор. Так износ пар трения будет низким. В идеале при горении лампочки давления масла автомобиль необходимо буксировать на СТО, а не доливать "неродное" масло. Так вы исключите возможный вред, который можно нанести двигателю путем смешивания масел.

Как переходят с полусинтетики на синтетику и когда это делают? Многие автовладельцы интересуются, можно ли лить синтетическое масло после использования полусинтетики. Некоторые считают, что смена нефтепродукта не представляет никакой опасности для двигателя внутреннего сгорания. Однако не все так просто.

Все современные смазочные материалы для автомобиля подразделяются на:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • полусинтетические.

Минералка стоит недорого, обыкновенно заливается в машины, произведенные давно. Полусинтетика имеет среднюю стоимость, оптимально подходит для большей части автомобилей. Синтетика стоит дороже прочих смазок, однако располагает высокими техническими характеристиками.

Общая информация

Неопытные автомобилисты, которые проживают в Российской Федерации, полагают, что применение лицензированных и качественных масел абсолютно безопасно для движка, неспособно спровоцировать возникновение неполадок. Переход с полусинтетики на синтетику нередко выполняется автовладельцами, однако его нужно осуществлять правильно.


Определение качества масла по оттенку

При приобретении машины требуется удостовериться, какое автомасло оптимально для заливки в нее. Это имеет большое значение, потому что масляная жидкость – второй по значимости расходник после горючего. Машина не будет ездить без масла, ввиду этого выбирать его нужно так же тщательно, как и топливо.

Лишь после досконального выяснения технических характеристик смазки и выбора подходящего расходника можно приступать к процедуре смены. Она достаточно проста даже для неопытного автомобилиста. Впрочем, сегодня у каждого водителя есть возможность обратиться в специализированный сервисный центр. Его сотрудники, за определенную денежную плату, быстро и качественно поменяют смазочную жидкость в движке вашего транспортного средства.

Неплохим вариантом является обращение за помощью к опытному автомобилисту. Разумеется, рекомендации автопроизводителя имеют большое значение, однако мнение того, кто каждый день ездит на машине в течение долгого срока, тоже немаловажно.

Заливка синтетического автомасла после полусинтетического

Полусинтетические смазки, как и синтетические, отлично работают в низкотемпературных условиях. Сейчас на авторынке большинство автомобилей уже имеет определенный пробег. Это значит, что они уже ездили на каком-либо горючем, автомасле. При этом нигде не указывается, какое масло раньше заливалось в движок. Ввиду этого при приобретении б/у машины необходимо уточнить у продавца, какую смазку он применял.

В определенные движки не стоит заливать синтетическое масло. Обусловлено это тем, что подобные нефтепродукты текучи, способны разрушить сальники, уплотнительные элементы.

Обобщая все вышесказанное, возможно сделать 2 вывода:

смена полусинтетического масла на синтетическое неопасна, не предполагает промывания силового агрегата;

если вы переходите с синтетического автомасла на полусинтетическое, нужно выполнять промывку движка.


Нужно сказать, что российские авто имеют свою специфику. Они отлично ездят на полусинтетике, однако отрицательно реагируют на синтетику. Ввиду этого если у вас машина УАЗ или ГАЗ, вам не стоит заменять одну смазку на другую.

Вообще, промывать силовой агрегат необходимо при:

  • изменении марки масляной жидкости;
  • изменении вязкостного индекса смазки;
  • смене синтетического автомасла на полусинтетическое;
  • попадании в мотор низкокачественного автомасла/топлива;
  • разборке силового агрегата;
  • продолжительном использовании смазочной жидкости, исчерпавшей свой эксплуатационный ресурс.

Без промывания примерно десять процентов полусинтетики остаются в моторе. Они никак не могут повлиять на свойства синтетики.

Промывка силового агрегата

Промывание мотора представляет собой стандартный и эффективный метод профилактики. Промывку нужно периодически осуществлять для очищения моторных деталей. Однако промывание необязательно делать после каждой смены автомасла. Промывание выполняется так:

  1. Прокатитесь на автомобиле десять-пятнадцать минут. Выключите двигатель.
  2. Разместите машину на специальной канаве либо эстакаде.
  3. Откройте капотную крышку, открутите установленный маслофильтр, посредством шланга слейте смазку из движка. Должна вытечь вся масляная жидкость. Чтобы ускорить слив нефтепродукта, наклоняйте автомобиль в левую и правую сторону.
  4. Подождите тридцать минут.
  5. Залейте свежий расходник, установите новый маслофильтр.
  6. Пару суток необходимо ездить, не подвергая движок высоким нагрузкам.
  7. Повторите смену расходника, снова поменяйте маслофильтр.

Следующее промывание нужно осуществлять намного раньше. Обусловлено это тем, что после покупки автомобиля масляную жидкость требуется заменить по достижении пяти тысяч километров пробега. Затем смену смазки нужно осуществлять раз в десять тысяч километров. Последующие интервалы увеличиваются до двадцати тысяч километров.

Это все, что требуется выполнить автомобилисту при смене масляной жидкости либо промывании движка. Это нетрудно, заменить смазку сегодня может практически любой автовладелец. Главное – правильно выбрать расходник, не забыть осуществить промывание мотора (при заливке полусинтетической смазочной жидкости вместо синтетической).

Что произойдет, если долить полусинтетическое моторное масло к синтетическому? Этот вопрос возникает у большинства автолюбителей. Мы сразу отметим, что доливку можно делать только в экстренных ситуациях, например, посреди трассы, если уровень масла упал, а подходящей смеси нет. Злоупотреблять указанной процедурой не стоит, можете получить со временем капремонт привода. Перед доливкой обратите внимание на различие автомасел по параметрам, указанным в нашей статье.

Моторные смеси состоят из базовой основы и добавленных к ней присадок. База влияет на свойства масла, а присадки помогают выделить определенные характеристики моторной жидкости, например, антикоррозийные или моющие свойства.

Основа автомасел состоит из молекул определенного строения и размеров. Чем однороднее молекулы, тем лучшими характеристиками обладает жидкость. Синтетические смеси производятся при помощи синтеза углеводородных соединений. Их структура представлена в виде длинных цепей атомов углерода, одинаковой формы - это обеспечивает устойчивость синтетики к изменениям ее структуры при различных температурных режимах и больших нагрузках.

Рисунок 1. Минеральное масло.

Полусинтетика изготавливается путем смешивания синтетики и минералки в определенных пропорциях. Молекулы минералки различны по форме, поэтому полусинтетические жидкости имеют в своей структуре различные по форме и строению молекулы - это уменьшает диапазон их рабочих температур.

Рисунок 2. Синтетическое масло.

На рисунках 1 и 2 изображена молекулярная имитация молекулярной структуры синтетического и минерального масла соответственно. Не сложно определить, где плотность лучше и больше скольжение.

Очевидно, что подмешав полусинтетику к синтетике, вы ухудшите свойства моторной жидкости. Больше узнать о базовой основе автомасел, можно из видео:

Смеси с различной вязкостью

Очень важным параметром для автомасел является вязкость (текучесть), которая влияет на изменение структуры моторной смеси при различных температурных режимах. Прежде чем смешивать полусинтетику с синтетикой, обратите внимание на маркировку, обозначающую вязкость моторной жидкости. Например, надпись SAE 10w-40, указывает на всесезонную жидкость, смешав ее, к примеру, с 5w-20, вы получите моторное масло со средней по значению вязкостью, его характеристики будут приближены к тому автомаслу, которого больше залито в мотор. При этом учитывайте, что 10w-40 значительно гуще, чем 5w-20, полученная в итоге смесь будет быстрее разжижаться при высоких температурах, это может привести к образованию недостаточно плотной защитной пленки в узлах трения деталей и износу мотора. Ездить на таком масле не рекомендуется продолжительное время. Так как с увеличение пробега его свойства будут ухудшаться, оно не сможет защитить двигатель от износа.

Если вы дольете в автомобиль полусинтетику большей вязкости и уменьшите текучесть смеси до критического значения - жидкость будет очень густой и не сможет проникнуть в узлы трения, мотор будет работать при сухом трении деталей.

Уменьшая низкотемпературный показатель моторной смеси, учитывайте: этот параметр влияет на пуск мотора без прогрева, прогревая силовой агрегат, вы уменьшаете ресурс моторной жидкости, ее нужно заменять раньше регламентированного пробега производителем автомасла.

Совершенно не допустимо применять для нового мотора с залитой энергосберегающей синтетикой доливку полусинтетики, это приведет к образованию нагара на поршневой группе при высоких температурах, плюс полусинтетика будет препятствовать уменьшению трения между элементами привода, мотор не можно будет использовать при максимальной его мощности.

Разные производители

Разные производители применяют в качестве присадок различные вещества, при смешивании смеси двух или больше брендов могут возникнуть непредвиденные химические реакции между составами масел, это приведет к таким последствиям:

  • образованию большого количества отложений;
  • преждевременному старению моторных жидкостей;
  • увеличению нагара;
  • уменьшению антикоррозийных, антиокислительных свойств жидкостей.

Все это негативно отразится на ресурсе двигателя.

Специалисты рекомендуют смешивать моторные смеси с различной базовой основой только одного производителя. Наличие маркировки на канистре соответствия автомасел спецификации по API и ACEA, разных торговых марок не защищает ваш мотор от возможности вступления масел в агрессивное взаимодействие. Никто не дает вам гарантии, что запатентованная продукция двумя торговыми марками будет взаимодействовать друг с другом, не худшая вязкостно-температурные характеристики жидкостей. Плюс вы могли приобрести не сертифицированное автомасло, в такой ситуации сказать, какое качество жидкости в канистре будет после смешивания невозможно.

Наиболее рискованным вариантом считается, долив полусинтетического моторного масла к синтетическому различных брендов. Как поведут себя жидкости при увеличении нагрузки и рабочей температуры неизвестно.

Учитывайте, что многие производители, желая сделать свою продукцию более доступной для покупателей, выдают гидрокрекинговые масла как полностью синтетические. Гидрокрекинговая продукция получается из минеральной основы, ее смешивание с полусинтетикой некритично. Синтетика, полученная с ПАО или эстеров, смешивается с полусинтетикой не всегда, возможность доливки нужно уточнять у дилера автомасла.

Подведем итоги

Полусинтетику можно доливать к синтетическому маслу в экстренных ситуациях, при этом необходимо учитывать:

  1. Добавление к составу масла другой моторной смеси может улучшить одни его свойства и ухудшить другие.
  2. Вязкость жидкости, полученной при смешивании, не должна достигать критического значения. Слишком густая или жидкая смеси приводят к сухому трению деталей мотора.
  3. Пакеты присадок разных торговых брендов автомасел могут быть несовместимы друг с другом, поэтому лучше доливать масло того же производителя.
  4. Можно смешивать синтетику с полусинтетикой одного бренда с одинаковой вязкостью без ощутимого вреда для привода.

Недопустимо ездить длительное время на «коктейле» из автомасел - свойства жидкостей с увеличением пробега будут ухудшаться. Поэтому как можно быстрее выполните замену моторного масла.

Часть 1. Сначала совсем немного теории

Эти авто масла изначально были созданы для авиации, там без них никуда, при температуре набегающего потока -40 С° и на оборотах примерно около 10000 С° - без синтетики никуда. В таких условиях обычное это масло более похоже на резину чем на автомобильное масло.

Эти авто масла обладают уникальными свойствами вот некоторые из них:

1. Очень широкий диапазон рабочих температур.

2. Способность работать при очень высоких температурах и давлении.

3. Очень высокая стойкость к полимеризации (образованию лако-подобных пленок) а они в иных местах ой как защищают.

4. Высокая моющая способность (кстати загубленный синтетическим маслом допотопный двигатель авто ВАЗ Жигулей или ГАЗ Волги изнутри выглядит как новый - чистая!).

5. Прекрасная (ровная) характеристика вязкости в рабочем диапазоне температур (70-150 С°)- кстати одна из главных причин разрушения допотопных двигателей.

6. Низкая испарительная способность - Нейтрализатор жалеют - добрые значит (но не для автомобилей: Жигулей и Волг).

Но есть и недостатки (хотя и не такие существенные):

1. Высокая химическая активность (компенсируется большим количеством присадок не менее 25%).

2. Высокая поверхностная активность помогающая присадкам (противофрикционным, противозадирным, компенсационным, -) проникать в поверхность металла замещая материал.

3. Высокая коррозионная активность так же компенсируется добавками.

4. Низкий уровень совместимости с минеральными маслами (а ведь когда Вы "слили" старое масло и залили новое 15-25% старого масла всё же осталось в двигателе так что мотору следующее 10 тыс. работать на этой плохо совместимой смеси.). В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань! По крайней мере не советаем.

Итог безусловно в пользу синтетических масел подобный список для минеральных масел выглядит куда как более печальным.

Любовь Российского народа ко всему Хорошему и Богатому общеизвестна. Не могу купить мерседес так могу купить в Жигули масло как в Мерине - ЭТО КРУТО в натуре! Дорогое! Синтетическое! А самые крутые добавляют: SJ по классификации API (Жигули то я брал в 1996) 0W40 (по SAE) - ну точно класс!

Но если кормить свинью золотыми монетами она вряд ли будет быстрее толстеть! Равно как плохо она разбирается в апельсинах, столь же плохо советский двигатель разбирается в хороших маслах, столь же плохо даже хороший автолюбитель разбирается в конструкции и режимах эксплуатации двигателей. Это и помогает ему считать, что он разбирается в маслах значительно лучше чем "деды", которые всю жизнь рассчитывают длины и сечения каналов маслопроводов и анализируют свойства масел. Всех на пенсию, чтобы не мешали лить синтетику и A-98 бензин. Да да именно A-98 по моторному мы же не исследователи какие на что нам АИ-98 (пусть будет 108% изооктана в составе, это же хорошо)! Черт с ней с клапанной через 50 тыс. машину продам!

Но вернемся к нашей теме. В СССР синтетические масла выпускались в избытке но применялись они только в авиации. Об применении их в двигателях автомобилей могли только мечтать. Но грамотные люди не мечтали поскольку стоит оно дороже, а нужно оно только высоко форсированным двигателям которые в СССР не разрабатывались (исключая ЗМЗ-406) и тем более не выпускались, а синтетика дорогая да и приспособление двигателей к ней потребовало бы смены многих материалов тоже дорого.

часть 2. Так чем же плохо лить синтетику

1. Система смазки двигателя состоит из нескольких последовательно параллельных каналов диаметр и длинны и сечения которых точно рассчитаны на определенную кривую вязкости масла в зависимости от температур свойственных этим контурам. Каждый контур рассчитан на свою вязкость при данной температуре. Характеристика вязкости масла должна быть такой на которую рассчитан двигатель! А у синтетики она намного лучше и ЭТО ТО И ХУЖЕ! При не правильном выборе масла выборе масла снижение вязкости ее на одном участке приводит к снижению давления на другом. С другой стороны, увеличение вязкости ведет к снижению пpокачиваемости (недостаточное снабжение маслом) и способности к разбрызгиванию (не равномерная смазка цилиндров и поршня). Таким образом применение более совершенное синтетического масла приведет к тому, что давление в маслопроводе идущем к коленвалу уменьшится т.к. температура на этом участке относительно низкая то и вязкость синтетики здесь будет значительно ниже необходимой. (Что будет от этого догадайтесь сами ведь мы же все умные. Поумнее инженеров двигателистов, коварный вопрос? Поэтому очень важно, чтобы характеристика вязкости в рабочем диапазоне температур (70-150 С°) соответствовала особенностям двигателя и сезону его эксплуатации. Ни на какой коробке этой характеристики вы не найдете. Характеристики вязкости нормируются SAE и ГОСТ 17491?-85 - ой забыл (Раньше каждая собака знала Верищагина (ГОСТ) - А теперь забыли!) при низкой температуре 18 С° и при 100 С° (цифры вязкости означают вязкость при этих температура - что вообще мало что значит).

1.1. Что бы получить хорошее внесезонное масло из синтетики для достижения высокого индекса вязкости в синтетическую основу добавляют высокомолекулярные полимеры в простонародии - загустители. Структура молекул этого занятного вещества (полиметакрилат) представляет собой нити. В горячем виде нити распрямившись компенсируют разжижение масла, а на морозе сворачиваются, снижая вязкость. Загуститель ничего смазывать не может, и когда его добавляют в значительном количестве, чтобы получить масло 10W40, смазывающая способность этого масла, хуже чем у масел 20W40. Чтобы предупредить об этом в наших маслах с загустителями даже специально добовляют буковку "з" которая означает "загуститель" (точнее "осторожно - загуститель") а совсем даже не "зима" как думают многие по аналогии с W-Winter. Хотя этот пункт относится не только к синтетике.

2. Синтетическое масло особенно залитое после минерального в наших пригорающих двигателях будет интенсивно размывать нагар он может даже отваливаться кусками - сами понимаете. Кроме того нагар и масло помогает нашим двигателям затыкать все дыры (зазоры, трещины в прокладках и резинках) - "хорошая" синтетика все это вымоет - и сами понимаете полезет во все дыры. А в Волговском 402-м вообще войлочные сальники! Ай плохо - склизко.

3. Наши двигатели делаются с припусками и требуют обкатки и вечной притирки (двигатель просыпается не ранее 20 тыс.). Синтетика притираться не даст а вот затираться пожалуйста - сами понимаете. Вопрос?

4. Синтетика обладает высокой поверхностной активностью (SJ по API все же да и по АСЕА A3-96 а как же) ее задача "растворить" поверхность и внедрить туда свои славные присадочки (которым к нашем металле замещать нечего - кто же его сконструировал то - дорого, да и не зачем он же средне форсированный - гад) - опять же сами понимаете. Вопрос?

4.1. В современных двигателях для работы с синтетикой вообще применяются фтор каучуковые уплотнители вместо резиновых - иначе нельзя. Вопрос?

5. Хорошее масло плохо держится в больших зазорах наших КШМ-ов. Вытекает-с думает что не туда попало - глупое (см. так же п.1).

6. Детали наших двигателей никто и не думал защищать от коррозийных свойств синтетики (хотя в принципе это не плохо).

7. Часть поверхностей старинных двигателей защищается по испарительно - конденсатному принципу (остроумно правда?). Но какие могут быть испарения у современного масла - за ним ведь нейтрализатор (к тому же керамический!). У вас ведь масло от Мерседеса.

8. И вообще склизкое это масло с такой смазкой различные частички периодически появляющиеся в наших двигателях (стружки, сколки, задирки, наплывки) проскакивают куда угодно и втираются, гады, в самые тонкие щелки - Они так без мыла всюду лезут, а тут уж и подавно!

Все перечисленные проблемы скажутся конечно только тысяч через 30-40. Не верите, ну и ладно, я не обижаюсь, свою совесть я очистил. А вот с ресурса ваших синтезированных Жигулей спишите тысяч 10-20 км. и ругайте автозавод за это если хотите за это. ОНИ "инженера" ВЕДЬ НЕ ДОГАДАЛИСЬ в 1978 году, ЧТО ВЫ, в будущем, БУДЕТЕ ЛИТЬ СИНТЕТИКУ.

Часть 3. Как выбирать масла

Так чем же умасливать лошадок. Этот дурной вопрос задают себе все разумные люди в России. Универсального ответа нет. Почему вопрос дурной? (ну почему умные люди понятно - вечно выпендриваются "они все время говорят о непонятном хотят свою ученость показать"). Что у них там такое на западе?

А у них все очень просто:

1. В любой нормальной стране СТО сертифицированы и за заливку масла (даже самого хорошего) не сертифицированного заводом изготовителем автомобиля в два счета вылетишь из дилеров и сертифицированных станций этой фирмы. А у нас на это заводу плевать. Например BMW отвернет голову любому дилеру за заливку не сертифицированного BMW масло даже в машину 1980 г.в.

2. Автомобилей с конструкцией 70-х годов в эксплуатации мало. Замучат различными нормами. Кое-где автомобили старше 15-и лет вообще запрещено продавать.

3. Если конкретный тип масла сертифицирован производителем автотехники то классификации SAE вполне достаточно.

И почему этот вопрос вообще задают, ведь есть стандарты и сертификаты? Ведь все грамотные - читать умеем. Стандарты практически мало что говорят о пригодности масла к конкретному агрегату. Почему? А вот почему:

1. Начнем с температурной вязкости:

1.1. Характеристики вязкости нормируются SAE (Общество Инженеров Автомобилестроителей (США)) и ГОСТ 17491.1-85 (посмотрел) при низкой температуре -18С и при +100С. Цифры вязкости означают вязкость при этих температура - что вообще мало что значит если не говорить о банальном холодном пуске двигателя для которого важно чтобы застывшее масло не вскипело в насосе.

Таких температур в двигателе можно считать и нет вовсе. Очень важно, кривая зависимости вязкости в рабочем диапазоне температур (70-150С) соответствовала конструкции двигателя только тогда все основные части двигателя будут смазываться нужным образом. Ни на какой коробке этой характеристики вы не найдете.

1.2. Я уже говорил что хорошая смазка никак не хочет держаться в зазорах наших моторах. А почему собственно если вязкость такая же - как сказал бы один из моих оппонентов бред какой-то.

Дело в том что одно из главных свойств масла - СПОСОБНОСТЬ УВЕЛИЧИВАТЬ СВОЮ ВЯЗКОСТЬ (И ТАК СКАЗАТЬ ЦЕПКОСТЬ) ПРИ РОСТЕ НАГРУЗКИ - ДАВЛЕНИЯ. Это необходимо чтобы при больших контактных нагрузках в узлах трения масляная пленка не рвалась и не вытеснялась из трущихся деталей. Для достижения этого эффекта применяются специальные присадки, они содержат поляризованные молекулы очень прочно цепляющиеся за материал тем сильнее чем сильнее на них давят, их задача не допустить сухого трения.

При росте нагрузки у современного масле вязкость может вырасти в десятки и даже тысячи раз! Вот уж это не учтено никаким SAE и ни каким ВАЗ-ом. По этому параметру современные масла отличаются от масел 10-и летней давности раз 10 - 100, а по общей вязкости вроде одинаковые. ВОТ ТЕБЕ БАБУШКА И ЮРЬЕВ ДЕНЬ! И ВЕРЬ ПОСЛЕ ЭТОГО ЛЮДЯМ И СТАНДАРТАМ.
Ловля блох в статических и температурных вязкостях по SAE - это просто смех.

1.3. Подлое масло может сгущаться уже при 5-6-и атмосферах значит рост давления на этом участке, а значит дальнейший рост давления и так далее и тому подобное.

2. Характеристика качества:
Наиболее распространен стандарт API (Американский институт нефти) - нормирует уровень качества масла (точнее уровень пригодности): Классы API для бензиновых двигателей: SC - пригодно для двигателей разработанных и запущенных в производство в 1964-67 годах, SD - 1968-71 годах, SE -72-79гг. SF - 80-88, SG - 1989-93, SH - 93-95, SJ - 1996-97гг. Классификация рассчитана на среднемировой уровень двигателестроения от которого мы всегда отставал на 3-5 лет.

Характеристика дается по усредненным параметрам в то время как пробой по одному из них может оказаться смертельным. Вот и выходит что например Mobil 1 Rally Formula проходило тестирование - все хорошо по ряду показателей превосходит класс SJ но по нескольким - пробой. Беда? Да нет. Пока инженеры думают как их исправить торговцы пишут на упаковке превосходит SJ и готово - сбыт обеспечен.

ОДНАКО ОДНО МОЖНО СКАЗАТЬ ТОЧНО ЧТО ПРЕВЫШЕНИЕ КЛАССА БЕССМЫСЛЕННО А ПРИМЕНЕНИЕ НАМНОГО БОЛЕЕ ВЫСОКОКЛАССНОГО МАСЛА В СТАРОМ ДВИГАТЕЛЕ ЧАСТО МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ОПАСНЫМ. Для наших двигателей целесообразны классы API SF - SG дальше зона риска. А вот ЗМЗ-406 для меня для самого загадка.

3. Стандарты вполне достаточны если конкретный тип масла сертифицирован производителем автотехники. Так почему этот вопрос задают в России? Да потому что у нас не запад а восток.

А именно:

1. Потому что у нас заводу наплевать что его дилер льет в машину а дилеру и СТО главное продать что подороже - это бизнес.

2. У нас сертификат продается за 2000$ наличными. Бочки с маслами Shell присланными к ребятам на сертификацию несколько месяцев простояли никто их даже не открывал (а сертификат давно дали)! Сказалась история с Mobil - сертификат то все равно дали. Чего мужикам зря горбатится. Так и стояли бочки и никто из сертификатов бесплатное масло с высшим качеством по API в Жигули себе не лил. Сертификат то выписан для нас с вами - для дураков.

А вот привезли на сертификацию простейший ВЕЛС от ЛУКОИЛ. Ну тут и мне интересно какой будет результат? Приезжаю я на следующей неделе и спрашиваю покажите по секрету результат экспертизы. А они ее закончить не смогли - расперли сертификаторы все масло (три бочки) теперь еще заказывают чтобы испытания закончить. Результат по моему ясен - а класс то у того ВЕЛСА был SF. Более того ушлые ребята тут же заключили договор на контроль продукции ЛУКОИЛ продаваемой в розничной сети. А что и масло на халяву покупать и ЛУКОИЛ деньги платит.

А спроси их журналист можно ли лить тот самый Shel в наши Жигули - молчат улыбаются загадочно так. Сертификация это бизнес, притом подпольный - тут ничего личного - иначе кто ж тебе сертификат закажет если ты покупателей потом будешь распугивать!

Правда синтетику в Жигули лить все равно советовать не будут (коллеги смеяться будут) - скажут дорогое оно зачем Вам, бывали случаи были проблемы (но редко, редко). Дипломатия- это тоже бизнес.

Что вам скажет продавец или механик продающий вам масло - сами понимаете тут опять же бизнес (а многие делают это искренне от доброго сердца). Своим жигулям они не враги - а нашим выходит враги коль бумагу дают.

Так что у нас в стране спасение утопающих дело самих утопающих! Или за сертификаторами подглядывай.

Правда это все не про ВАЗ судя по его таблицам они работают более - менее честно (насколько я могу оценить). А вот в ВАЗовской книжке прилагающейся к 2108 я вдруг прочитал и обалдел - оказывается масло 5W30 оказывается можно лить от -30 до +35С. Я с ума сошел или они?

Полез в настоящие ВАЗовские материалы (лаборатории ГСМ) и что же конечно не я с ума сошел. Так кто же книжку писал? Или перчаточка вышла?

1. И все же выхода нет НАДО ВЕРИТЬ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ЗАВОДА но посмотрев кто их подписал. Например ГК вряд ли возьмет баксы за сертификацию. Ему того надо?

2. Соблюдать умеренность - КРАЙНОСТИ ОПАСНЫ.

3. ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ. А когда вам что советуют, спросите почему так надо? И если ответом вам будет, потому что это круто, потому что это сделано в Германии, или рекомендовано МЕРСЕДЕС БЕНС - то усомнитесь в обоснованности рекомендации.