Проект «Кортеж» новый лимузин для Президента (16 фото). Рассекречен новый российский лимузин для президента Япония - Toyota Century Royal $85,500

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) начал . Увидеть один из них широкая публика сможет во время инаугурации избранного президента России уже в следующем году. На чем российский лидер ездит сейчас и у кого из глав государств самая крутая машина – в материале портала Москва 24.

В России

Принято считать, что качественный автопром – один из главных показателей успеха той или иной страны. Поэтому лидеры разных государств всегда стараются продемонстрировать доверие к отечественным маркам и выбирают их в качестве служебных автомобилей. Но только в том случае, если таковые имеются.

Раньше такая практика была в СССР – Сталин ездил на бронированом ЗИС-115, Хрущев – на ЗИЛ-111, Брежнев – на ЗИЛ-114. Но после развала Советского Союза российский автопром пришел в упадок, и первым лицам нашей страны пришлось пересесть на иностранные машины.

Сейчас основной автомобиль президентского автопарка – Mercedes-Benz S600 Guard Pullman. Чтобы привести в движение огромный бронированный лимузин длиной более шести метров, в нем установлен 5,5-литровый силовой агрегат мощностью 517 лошадиных сил. Машина президента надежно защищена от обстрела, способна выдержать взрыв гранаты или газовую атаку.

Однако уже совсем скоро потребность в немецких машинах исчезнет. В 2018 году избранный президент Российской Федерации приедет на церемонию инаугурации на новом автомобиле проекта "Кортеж". В сравнении с топовой комплектацией лимузина нынешний Mercedes выглядит жалко: у новой президентской машины будет двигатель V12, способный развивать мощность аж 850 лошадей.

Помимо лимузина, в рамках проекта разработали внедорожник, седан, минивэн и даже мотоцикл. Производством занимается концерн "Калашников". Максимальная скорость байка составит 250 км/ч.

Примечательно, что "Кортеж" не станет чисто президентским эксклюзивом – НАМИ планирует выпускать около 5 тысяч таких автомобилей в год для гражданского рынка.

В США

Если бы Дональд Трамп стал эмиром ОАЭ, он бы наверняка ездил на одном из своих любимых спорткаров или вовсе на эксклюзивном мотоцикле Orange County Chopper, покрытом 24-каратным золотом.

Однако, к большому сожалению Трампа, в США такой способ передвижения может закончиться плачевно, а повторять участь Джона Кеннеди он явно не намерен.

Поэтому специально для Трампа компания Cadillac разработала лимузин Beast-2, оснащенный непревзойденной системой безопасности. Среди прочего, в автомобиле установлены бронированные стекла, способные выдержать выстрел в упор из крупнокалиберного револьвера, гранаты со слезоточивым газом и многое другое.

Есть даже специальная 20-сантиметровая плита из сплава алюминия, стали, титана и керамики. Она установлена прямо позади президентского сиденья.

Несмотря на это, президент относится к своей машине, мягко говоря, прохладно. В июле этого года, когда Трамп вернулся из рабочей поездки, чтобы встретить День независимости в родных Штатах, он спустился с трапа самолета и просто прошел мимо своего Cadillac, будто перед ним стоял не высокотехнологичный лимузин, а старый китайский трехколесник.

В Китае

Президентский автомобиль должен быть не просто безопасным, но и стильным. Верховный лидер Китая Си Цзиньпин, кажется, понимает это как никто другой. Его HongQi HQE L9 является поистине уникальной машиной, которая, как и будущий российский "Кортеж", доступна на гражданском рынке страны.

Первой особенностью машины является отсутствие двухместного дивана. Вместо него в задней части автомобиля установлено кресло для одного человека. Над ним в крыше есть люк, так что во время официальных мероприятий Си Цзиньпин может просто встать с места и произнести речь – для этого ему даже не придется покидать машину.

Внешний вид автомобиля тоже на высоте – благодаря решетке радиатора и круглым фарам HongQi HQE L9 практически невозможно отличить от советских "Чаек" и ГАЗ-21.

В Японии

Автомобиль императора Японии Toyota Century Royal. Фото: wikipedia.org

В гараже японского премьера Синдзо Абэ стоят два автомобиля. Первый – Lexus LS 600h L. Этой машиной Абэ как бы подчеркивает бережное отношение к экологии – в автомобиле установлен гибридный двигатель.

Второй автомобиль – Toyota Century, собранный вручную с использованием множества секретных технологий. В машине установлен пятилитровый двигатель мощностью 280 лошадиных сил – больше по японским законам просто нельзя.

Однако в Стране восходящего солнца есть один человек (если не считать стритрейсеров), для которого сделали исключение. Император Японии ездит на специально разработанном для него лимузине Toyota Century Royal мощностью 350 лошадиных сил.

Основное отличие императорского лимузина от стандартной модели – в отделке. Шторки на окнах сделаны из рисовой бумаги, на потолке установлены ширмы, а чтобы императору было удобнее садиться в автомобиль, при открывании двери из его корпуса выезжает гранитная подножка.

Во Франции

Президент Франции Эммануэль Макрон подошел к выбору служебной машины со стилем, а вот о безопасности, возможно, подумать забыл.

Чаще всего Макрон передвигается на заднем сиденье Citroen DS 7 Crossback. К внешнему виду машины и патриотизму президента никаких претензий – кроссовер действительно выглядит очень красиво.

Все остальное заставляет экспертов по безопасности невольно разводить руками. По их мнению, складная крыша и кузов автомобиля – далеко не самый лучший гарант безопасности первого лица государства.

Так, в интервью порталу autorambler.ru глава ассоциации телохранителей России Дмитрий Фонарев заявил, что выбор Макрона – легкомысленный и он подвергает себя неоправданному риску. Специалист добавил, что в таких условиях охрана ничего не сможет сделать, чтобы предотвратить вероятную попытку покушения.

«Конечно, изначально Путин сам выбирал то, что ему больше нравится по стилю. Так, была выбрана концепция «ЗИС», которая до сих пор развивается, — рассказал Нагайцев. — Мы сделали макет и на рубеже 2012-2013 годов в Ново-Огарево показали его президенту. И от него мы услышали только один вопрос: «Когда?» В итоге он на нем чуть не уехал!» — говорил Нагайцев.

Ранее начальник управления дизайна НАМИ и один из основателей РАД в интервью «Газете.Ru» рассказывал, что основная концепция при разработке машин заключается в том, чтобы использовать идеи ведущих западных компаний, но реализовывать их силами отечественных специалистов. Генподрядчиком проекта действительно является НАМИ.

При этом к созданию автомобилей для первых лиц государства были подключены еще 130 компаний и учреждений, 50 из которых — зарубежные, в том числе и те, что имеют представительства и производство в России.

Так, в разработке тормозной системы, согласно документам, принимал участие концерн Haldex и известный итальянский производитель Brembo. Разработкой ПО и мультимедийных систем занимается компания Harman Connected Serviсes, входящая в структуру американской группы компаний Harman. Многим автовладельцам Harman известен по аудиосистемам, которые производятся под брендами Harman/Kordon и Bang & Olufsen и устанавливаются на автомобили премиальных марок: BMW, Land Rover, Mercedes-Benz и других автокомпаний.

Кроме того, созданием аудиосистем для отечественных правительственных автомобилей занимается швейцарская семейная компания Daniel Herz. Еще один иностранный производитель, присоединившийся к «Кортежу», — китайская группа U-shin, а в частности ее подразделение в Словакии. Компания является крупным производителем таких автокомпонентов, как ключи, механизмы запирания дверей, лючка бензобака и крышки горловины топливного бака, дверные ручки, системы бесключевого доступа, датчики и механизмы коробок передач, системы запуска двигателя с кнопки, светодиодные подсветки номерных знаков, а также блоки климатических установок и всевозможные переключатели. Клиентами компании являются такие автопроизводители, как Mazda, Honda, Suzuki.

Деталями кузова для первых прототипов автомобилей занималась южнокорейская компания DNK Tech Co., LTD.

Кроме того, в работе над проектом участвовали и отечественные компании. Так, например, к разработке был подключен .

Стекла автомобилей, вероятно, разрабатываются на одном из старейших в России заводов по производству изделий из стекла — «Мосавтостекло». Бронезащитой лимузина же наверняка занималось нижегородское предприятие ПАО «Завод корпусов».

Ранее в открытом доступе был размещен патент экстерьера моделей седана и внедорожника из «Кортежа». По внешнему виду модели оказались похожи на автомобили люксовых британских марок Rolls-Royce и Bentley — примерно так же должен выглядеть и лимузин, на котором будет передвигаться президент.

Проект по созданию лимузина для Путина под кодовым названием «Кортеж» стартовал в 2012 году. По инициативе президента планируется создать несколько моделей автомобилей для нужд правительства РФ, а именно лимузин, седан, микроавтобус и внедорожник для службы охраны (ФСО).

Бронированный лимузин президента Путина будет весить целых шесть тонн. Новый автомобиль планируется оснастить мотором с компоновкой типа V8, мощностью 800 л/с. Первое время моторы будут закупать у концерна Porsche, объём двигателя — 4,6 литра. В планах у разработчиков производство отечественных двигателей.

Дизайн автомобилей

Внешний вид лимузина для Путина из «Кортежа» пока остаётся засекреченным, но в интернете есть много фотографий возможного дизайна машины. Журналисты заявляли, что салон уже был продемонстрирован потенциальным покупателям, которые заинтересованы в покупке новинки. В их число вошли не только государственные служащие, но и успешные бизнесмены, а также топ-менеджеры крупных компаний. Миллионерам понравился салон нового отечественного лимузина для Путина. После ознакомления участники выставки пришли к единому мнению о том, что автомобиль собран качественно, отделка из дорогих материалов понравится ценителям роскоши. К тому же дизайн нового транспортного средства современен и привлекателен.

Первые собранные автомобили уже прошли краш-тесты за границей, в результате которых прототипы заработали максимальные оценки за безопасность находящихся в салоне пассажиров и водителя.

Разработчики автомобилей

За разработку уникального лимузина для Путина взялся автомобильный и автомоторный институт «НАМИ». Отдельные разработки проводятся и на заводе Porsche, где планируется выпуск силовых агрегатов для российских машин представительского класса.

Стоимость проекта и дата серийного выпуска

Лимузин для Путина обошёлся налогоплательщикам в 2015 году в 3,6 млрд рублей, в 2016 году из бюджета было выделено ещё 3,7 млрд рублей.

В планах института «НАМИ» собрать своими силами 200 единиц автомобилей уже в текущем 2017 году, затем производством будут заняты заводы УАЗ и Ford. Все иностранные производители будут изготавливать детали для лимузина исключительно на территории нашей страны. Не так давно журналистам стало известно, что автобусный завод «ЛиАЗ», что находится в подмосковном городе Ликино-Дулёво, будет участвовать в производстве лимузина для Путина.

Первые серийные автомобили в количестве 16 штук обещают отправить на тестирование сотрудникам ФСО в конце 2017 года, а уже в 2018 году новые автомобили примут участие в церемонии инаугурации вновь избранного президента России.

Продажа машин из «Кортежа» рядовым гражданам

Как заявил который на данный момент занимает пост министра промышленности и торговли, серийное производство российских лимузинов для Путина запланировано на 2018-2019 годы. Спустя 5 лет планируется наладить производство таким образом, что с конвейера будут выходить российские автомобили представительского класса в количестве 1 тыс. штук ежегодно. Они будут предназначены для граждан, которые могут себе позволить купить такую дорогостоящую технику.

Владимир Путин протестировал отечественный лимузин

Главе государства представили президентский лимузин российского производства. После поездки Владимир Путин остался доволен. Второй прототип (внедорожник) президенту увидеть не удалось, поскольку его разработку вынужденно приостановили из-за нехватки средств. Руководство решило направить все силы и денежные потоки в создание лимузина, минивэна и седана. Выйдет ли когда-нибудь с заводского конвейера джип от института «НАМИ» - пока остаётся загадкой.

Двигатель лимузина российской сборки

В 2017 году на московской выставке на территории «НАМИ» был продемонстрирован двигатель объёмом 6,6 литра типа V12, который способен развить мощность до 860 л. с., при этом крутящий момент составляет 1300 Нм. Для развития такой мощности на него поставили 4 турбины! Габариты такого мощного двигателя впечатляют — 935 х 813 х 860 мм.

Отметим, что крутящий момент двигателя будет впоследствии уменьшен до 1 тыс. Нм, так как разработанная инженерами «НАМИ» в рамках проекта «Кортеж» отечественная автоматическая коробка передач не выдержит большей нагрузки.

На прошлой неделе м инистр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что лимузин из проекта "Кортеж" примет участие в инаугурации главы государства в следующем году.

По его словам, президент России Владимир Путин уже протестировал лимузин проекта "Кортеж" и остался доволен работой российских автомобилестроителей.

"Он уже ознакомился с проектом, видел разные его этапы. На "прототипе А" даже ездил, "прототип Б" показать не успели", - заявил министр. Мантуров не уточнил, когда именно состоялось тестирование, но сказал, что машина удовлетворила лидера страны. Первыми автомобили серии "Кортеж" ("прототип А") должны получить сотрудники Федеральной службы охраны - до конца 2017 года.

Сразу после слова Мантурова опроверг пресс-секретарь президента.

Эти наброски, скажем так, прототип, президент видел, действительно ему понравилось, но о тестировании пока, конечно, говорить преждевременно, - заявил Дмитрий Песков.

Позже и сам президент высказался на эту тему. Во время выступления на пресс-конференции по итогам саммита G20 Путину задали вопрос относительно его планов использовать новейшую машину представительского класса "Кортеж" в церемонии инаугурации президента в 2018 году. Однако в ответ на провокационный вопрос журналистов Путин пошутил, что и не было такого желания, потому что на неготовой машине ездить невозможно.

Нет, пока ещё не возникло, потому что она ещё не готова. Вы сами ездите на машине, которая ещё не готова? А потом, когда вы покатаетесь, тогда я посмотрю, как это происходит, и вместе с вами её испытаем, - ответил российский лидер.

Семь долгих лет

Нелишним будет вспомнить саму историю возникновения идеи "Кортежа". Дискуссия на тему отечественного лимузина для первых лиц началась с открытого письма главного редактора журнала "Авторевю" Михаила Подорожанского в мае 2010 года, в котором тот призывал тогда ещё президента России Дмитрия Медведева пересесть с немецкой машины на оставшийся у ЗИЛа лимузин спецсерии.

Пересаживать никого никуда не стали. Зато начиная с 2011 года Минпромторг активно включился в работу по созданию будущего президентского лимузина.

Логично, что первое, что пришло на ум, - переделать для правительственного истеблишмента легендарный ЗИЛ. У одноимённого завода ещё сохранялись небольшие мощности и несколько автомобилей с запчастями. Для завода, который был на последнем издыхании, это стало бы спасением. Производство грузовиков к тому моменту практически заглохло, а предполагавшиеся иностранные партнёры из Foton и Tata не смогли найти общий язык с собственником - правительством Москвы.

К концу 2011 года завод выставил готовую машину - проект "Монолит" (ЗИЛ-4112Р). Назвать еёе новинкой было нельзя: по сути, это был слегка осовремененный вариант каноничного горбачёвского ЗИЛ-41047.

В 2012 году, после того как главой государства стал Владимир Путин, этот проект выпал из числа претендентов на звание первой машины России.

Одновременно свой проект предложила и "Группа ГАЗ". Возглавлявший завод Бу Андерссон предложил Минпромторгу довольно простое решение: полное заимствование технической основы машины с производством в России минимального числа кузовных деталей. В качестве объектов заимствования рассматривались большие седаны формата Bentley Continental Flying Spur и Volkswagen Phaeton. На ГАЗе собирались лишь подкорректировать внешность, чтобы визуально дистанцироваться от "донора".

Проект не требовал больших инвестиций: ГАЗу пришлось бы отчислять роялти и оплачивать стоимость деталей оригинальному поставщику. Наряду с ГАЗом в 2013 году доступ к "Кортежу" попыталась заполучить компания Marussia (ныне обанкротившийся первый российский производитель спорткаров).

Все эти проекты так и не нашли должной поддержки со стороны чиновников: во-первых, они предполагали не разработку нового, а либо возвращение к "брежневским членовозам", либо простое копирование иностранных образцов.

Разработку лимузина для президента передали ФГУП "Центральный научно-исследовательский и автомоторный институт НАМИ".

С места в карьер за 8 млрд

НАМИ акцентировал внимание на том, что речь шла о создании российских технологий для России - единой модульной платформы, двигателей и агрегатов к ней, на которых будут построены более доступные коммерческие аналоги госавтомобилей. Гражданские версии, по задумке института, должны были уже через небольшой срок окупить все инвестиции. Именно НАМИ очертил модельную линейку "Кортежа" в виде лимузина, большого седана, внедорожника и минивэна.

В декабре 2014 года "Кортеж" подошёл к этапу, когда нужно было определиться с ключевым партнёром. В числе претендентов на размещение сборочного производства рассматривался УАЗ (входит в группу Sollers), КамАЗ и АвтоВАЗ.

Вскоре Мантуров объявил победителем Sollers - по его словам, именно там будет организовано полномасштабное производство всех моделей.

Это будет и внедорожник, и микроавтобус, и седан, и лимузин с участием "Ростехнологий", "Росавто", которые будут по сути основными бизнес-партнёрами со стороны государства, обеспечивая последующее развитие этого проекта, - заявил министр. Почти одновременно с этим заявлением Минпромторг разместил заказ на проектирование и запуск в производство отечественных автомобилей для первых лиц государства. Максимальная стоимость заказа составила 8,051 млрд рублей.

Впрочем, уже в 2016 году появилось сообщение, что компания Sollers отказалась от участия в проекте.

К этому моменту было построено несколько образцов седанов серии А, которые были испытаны на Дмитровском полигоне. Также появилась информация, что автомобиль будут собирать силами НАМИ.

Как писал ранее Лайф, сборка машин "Кортежа" будет налажена в цехах Завода опытных конструкций (ЗОК) НАМИ, расположенного в Москве на Авторемонтной улице.

По последним данным, также одной из площадок для производства автомобилей проекта "Кортеж" станет автобусный завод ЛиАЗ, расположенный в подмосковном Ликино-Дулёве. Это предприятие входит в холдинг "Русские автобусы", принадлежащий "Группе ГАЗ". На подмосковном заводе автомобили "Кортежа" будут проходить предпокрасочную подготовку кузовов: фосфатирование, катафорезное грунтование, нанесение герметизирующей и противошумной мастики. Сама же покраска будет производиться уже в НАМИ на ЗОК.

Проводить подготовку к покраске именно на заводе ЛиАЗ решено было из-за того, что на предприятии имеется достаточная по размерам ванна для нанесения катафорезного покрытия методом погружения, способная вместить кузов президентского лимузина.

А русский ли?

В отличие от знаменитых ЗИЛов и "чаек", нынешний президентский лимузин сложно будет назвать российским в чистом виде. Как ранее сообщал Лайф, основным разработчиком и поставщиком компонентов для "Кортежа" могла стать австрийская Magna.

Выбор Magna выглядит неслучайным, у этой компании сложились давние отношения с российским автопромом. В 2006–2009 годах Magna по заказу госконцерна "Ростехнологии" создала проект автомобиля С-класса для АвтоВАЗа. Тогда сумму наработок не получилось воплотить в жизнь, но спустя пять лет эти технологии легли в основу НИОКР Lada Vesta, недавней яркой новинки АвтоВАЗа.

Не менее значимое участие в разработках деталей примет и целая группа других австрийских компаний. Компания Rubig обеспечит поставки коленвалов, шатунов, шестерён, головок, блока мотора и других сложных деталей; Zörkler изготовит особо прецизионные шестерни трансмиссии.

С самого начала "Кортежа" одной из острых проблем были мотор и трансмиссия. В 2014 году для этих целей привлекли инжиниринговое подразделение Porsche. Помимо участия в создании мотора, Porsche обеспечивает стратегические решения по адаптации суммы наработок под конкретные технические требования проекта.

Глава Минпромторга Мантуров признавался, что к 2018 году планируемый объём первой партии "Кортежа" не превысит 200 машин. Со слов министра, серийный выпуск автомобилей "Кортежа" будет налажен, только если появятся коммерческие заказы от частников. В министерстве говорят, что к 2020 году выпуск достигнет 4–5 тысяч автомобилей в год.

Впрочем, уже сейчас не очень верится, что в озвученные сроки мы увидим производство серийного автомобиля, но, возможно, ответственные чиновники и исполнители порадуют хотя бы президента готовым продуктом.

Максим Валерьевич Нагайцев (45 лет) окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана; прошел путь от инженера до гендиректора фирмы в сфере ремонта и обслуживания автомобилей. С 2001 по 2005 год работал в МГТУ ассистентом, а после защиты кандидатской диссертации - доцентом кафедры «Многоцелевые гусеничные машины». Руководил отделом НИИ специального машиностроения, выполняющим контракты Министерства обороны РФ.

С 2005 года - вице-президент по техническому развитию АО «АВТОВАЗ», с 2009-го - вице-президент по продажам и маркетингу. Руководил освоением производства автомобилей «Приора» и «Калина», разработкой новой платформы класса С. В июле 2011 года назначен генеральным директором Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».

Запуск в серию автомобилей для президента Российской Федерации намечен на 2017 год

ОТ ЗИСа ДО ЗАПРОСА

Начнем с новейшей истории автомобилей для первых лиц. Лет десять-двенадцать назад Гараж особого назначения использовал в основном «мерседесы» в варианте «Пульман» и докатывал прежние ЗИЛы. Это было неким отражением рынка, на который победно въехали иномарки. К тому времени ЗИЛ бесповоротно устарел, были проблемы с надежностью… Настроения в обществе - хотим ездить на современных, надежных, удобных машинах - нашли отражение и здесь.

Однако со временем вернулись и патриотические акценты. Мы великая держава, крупная экономика - отчего же нет собственного автомобильного флагмана? Логичный подход поддерживал и рынок, на котором обозначилась если не мода, то симпатия к российским продуктам, даже отчасти гордость. Возник запрос на отечественный представительский автомобиль.

Но если его возрождать, как обеспечить окупаемость? Что и для кого мы сделаем? Собрать для ГОНа две машины или даже два десятка? Такой подход экономически нецелесообразен.

Вспомним, что легендарный ЗИС-101, наш первенец в классе больших автомобилей , был выпущен тиражом больше 8000 экземпляров, эксплуатировался даже в такси и скорой помощи. После войны представительский класс освоил и ГАЗ со своим ЗИМом , который заменил московскую машину в массовом сегменте. ЗИС-110 тоже использовали в народном хозяйстве, но все последующие модели предназначались только для избранных.

Соответственно, объем выпуска представительских автомобилей резко ограничили, и для ЗИЛа это была технологическая катастрофа.

Подход каретной мастерской именно тогда и сложился: малый тираж, кустарное производство. Модели 114 и 4104 - яркий тому пример. Да и сам завод сегодня едва ли в силах принять такой вызов, как новая оригинальная модель высшего класса.

ИДЕИ ГАЗа И НАМИ

В ответ на запрос о необходимости создания отечественного легкового флагмана в 2012 году возникло предложение «Группы ГАЗ». Чтобы быстро сделать такую машину, предполагалось полностью заимствовать платформу, даже больше скажу - целиком автомобиль, тот же мерседесовский «Пульман», например, или фольксвагеновский «Фаэтон», или «Бентли», и сделать так называемый бейдж-инжиниринг, то есть небольшой фейслифтинг. Получили бы готовую, известную машину, но с внешними признаками новой, российской. Называли бы ее, допустим, «Чайка». Понятный и практикуемый сегодня вариант. Стоимость разработки относительно невелика, тираж - любой, хоть самый малый.

Это предложение уже было сформулировано и вынесено на рассмотрение правительства, когда в работу включились ГК «Ростехнологии» и НАМИ, куда я был назначен директором. Мы предлагали потратить в десять раз больше денег, но при этом отработать производство новой платформы. То есть речь шла о создании с нуля собственного проекта - в партнерстве с мировыми фирмами, конечно, но именно новой, российской машины. Причем мы с самого начала предлагали не единственный автомобиль, а семейство. Но давайте не будем забегать вперед.

«Кортеж» - это не только лимузин президента, но и семейство из четырех автомобилей, построенных на единой платформе отечественной разработки.

Свой доклад тогда я начал не с технических аспектов, а предложил посмотреть на рынок. После падения 2009 года он уже восстановился, причем наибольший рост показали машины дорогого сегмента, на 11–13% в год. Это тренд: наш рынок приближается к европейскому и американскому, где доля больших и дорогих машин высока, под 30%, - и здесь у нас хороший запас. Почему бы на этом не сыграть?

Предложение ГАЗа вовсе не предполагало свободной продажи флагмана, мы же считали по-другому: за рынок можно побороться.

С самого начала подразумевал позиционирование в трех ценовых зонах: машины только для первых лиц государства, затем люксовые автомобили для продажи всем желающим (по цене от 5 млн рублей) и относительно доступные версии (ведь «большой» и «дорогой» не обязательно синонимы, за примерами обратитесь к американскому рынку). Что касается собственно типа автомобилей, то шли мы, конечно же, от потребностей основного заказчика. Каков обычный состав правительственного кортежа? Это собственно удлиненный лимузин, седан для сервисных функций, вседорожник для охраны, в котором иногда может поехать первое лицо, и микроавтобус, обеспечивающий связь, медицинскую поддержку, охрану, офисные функции… В ГОНе используют «мерседесы» (от бронированного «Пульмана» до ML-класса) и вэны «Фольксваген». Проблема в том, что все машины сопровождения заметно проигрывают лидеру. А ведь нужны автомобили, способные угнаться за лимузином и обладающие соответствующими устойчивостью и управляемостью.

Мы предложили создать одну платформу для всех автомобилей кортежа. Полноприводную, способную реализовать возможности самых мощных двигателей, рассчитанную и на кузов минивэна, и на удлиненный лимузин, и на седан люкс-класса, и на крупный вседорожник.

Отсюда хороший рыночный потенциал (у семейства он, понятно, куда больше, чем у одного лимузина), и технологические решения (речь уже о серийном выпуске агрегатов), и собственно название всего проекта - «Кортеж». Он в итоге и был одобрен правительством и президентом.

ПЯТЬ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЯТЬ СТИЛЕЙ

Итак, модульная платформа будет использоваться не только для особых автомобилей, но и для рыночных моделей. При этом, понимая, что мы не можем быстро спроектировать весь автомобиль с нуля, выделяем несколько ключевых компетенций, которые будут характеризовать продукт как российский. Вот что будем делать мы: кузов , от дизайна до структуры; двигатель , который всегда является признаком марки; трансмиссию (еще раз подчеркну, что впервые в мировой практике президентский лимузин будет полноприводным); шасси , имея в виду в первую очередь настройку уже известных узлов и компонентов (никто не собирается заново разрабатывать тормозные механизмы или усилитель руля, они есть на рынке); наконец, электронику , отвечающую за движение, то есть управление двигателем, трансмиссией, шасси.

Впервые в мировой практике правительственный лимузин будет полноприводным

Мы проработаем пять этих направлений и там, где это потребуется, привлечем к работе партнеров. К концу проекта будем располагать не просто агрегатами, а технологиями, производством и сможем широко использовать созданную платформу.

Первый этап - поиск стиля, который НАМИ проводил на конкурсной основе. Мы оповестили буквально всех дизайнеров, поиск идей и концепции проходил максимально публично, в Интернете, с участием и российских, и зарубежных стилистов.

Три этапа конкурса прошли в довольно жестких временных рамках. Мы просили подготовить скетчи в течение трех недель. Потом примерно за месяц надо было перейти от скетча к 3D-модели, то есть от рисунка к поверхности. И после, на третьем этапе, предложили сделать оригинальные двухминутные ролики: автомобиль выезжает из ворот Спасской башни, спускается по Васильевскому на набережную; второй сюжет - скоростной проход кортежа по Новому Арбату.

Мы собрали больше 80 работ. Довольно четко определились пять направлений. Первое - вариации и современное прочтение темы ЗИСов. Второе - то же самое, но про ЗИЛ. Третье - заимствование стилистики классических европейских топ-моделей: «Бентли» и «Роллс-Ройса». Четвертое - мотивы современных представительских машин: «Мерседес-Бенца», БМВ, «Ауди». И наконец, пятое - некий футуризм, эпатаж, фантастика.

ЭТО НЕ РЕТРО

После первоначального отсева осталось 25 проектов, которые мы показали министру. Из них отобрали восемь скетчей для представления президенту - кстати, в подборку вошли все пять направлений.

По итогам его оценок (альбом был испещрен крестиками, плюсиками, единичками - надо его сохранить для истории) мы взяли в работу две концепции: одну - с историческими деталями, а вторую - современно-европейскую. То есть а-ля ЗИС и а-ля немецкая «большая тройка».

Наверное, я сделал бы такой же выбор. Знаете, самое удивительное, что оба этих скетча рисовал один и тот же человек - выпускник МАМИ 2007 года Алексей Чвокин, работавший на тот момент в центре стиля НАМИ.

Затем наступило время командной работы. При переходе к макетированию был сделан окончательный выбор: автомобиль с мотивами ЗИС-110. Подчеркну, это не ретро, а современное прочтение классики.

У таких машин помимо сугубо представительских есть другая важнейшая функция - обеспечить защиту. Чтобы сохранить внутренний объем, не меньший, чем сегодня, и разместить необходимую броню, надо делать машину максимальных габаритов. Наш автомобиль, пожалуй, самый большой в мире, даже крупнее «Фантома», - и это очень серьезный вызов для дизайнеров. Чтобы облик не был тяжеловесным, пошли на всякие уловки, изменение визуальных пропорций, сглаживание углов и т. д. - и добились: все, кто впервые видят лимузин, не верят в цифры его размеров.

ОСНОВНОЙ ЗАКАЗЧИК

Итак, 9 января 2013 года мы получили указание министерства прорабатывать проект; а уже в мае, накануне корректировки бюджета, предстояло получить одобрение проделанной работы, чтобы нам открыли финансирование.

К этому моменту помимо отработки стиля удалось подготовить и бизнес-план: мы предусмотрели механизм возврата государственных денег в бюджет! Это придавало проекту совсем другой тон: не просим подачку, а лишь одалживаем средства. Несколько совещаний, заседаний - и в бюджете страны, кажется, впервые появилась строчка: «Научно-исследовательские работы, автопром».

Правда, живые деньги мы увидели только в октябре, но главное - можно работать, заключать первые соглашения с иностранцами и т. п. Мы полным ходом делали макеты, которые были готовы в начале января 2014 года. Теперь, перед началом собственно проектирования, предстояло показать машину заказчикам, получить замечания, одобрение размеров и т. д. То есть, пройдя стадию подготовки, услышать команду «Марш!».

Поэтому 22 января все три макета «Кортежа» доставили в Ново-Огарево, где их осмотрел президент. Он, конечно, захотел сразу опробовать лимузин, сел за руль. Действительно, машина производила впечатление готового изделия, а не макета, - и впрямь хоть садись и езжай. Хорошо, что мы все выключатели за панель убрали. Рассказываю про стиль, а потом предлагаю: давайте, мол, перейдем на ваше рабочее место, а здесь ваш водитель уже все осмотрел.

Вопрос был только один, но, что называется, взявши за пуговицу: когда? Говорю, в соответствии с проектом - в 2017 году.

Начало или конец?

Даты мы уточним к концу этого года, когда уже будут контракты, утвержденная смета… Сделаем доклад обо всех сроках.

Работайте!

На фото - ходовой макет, утвержденный президентом; вы - практически первые зрители…

ПРОЕКТ ВТОРОЙ СЕРИИ

После того как были утверждены стиль и программа, настал черед проектирования.

По всем международным стандартам это сегодня выглядит так. Автомобиль полностью собирается, рассчитывается и испытывается в цифре - с помощью компьютерного моделирования. Иными словами, мы должны разложить всю машину, ее системы и узлы подетально, назначить ответственных за их проектирование и определить поставщиков по всем позициям.

Понимая, как важен инструмент, мы в НАМИ сразу начали взаимодействовать с компаниями «Дассо» и «Сименс» - закупали десятками рабочие места и учились. Пригодился опыт, который мы приобрели на АВТОВАЗе.

Сегодня мы работаем с тремя крупнейшими инжиниринговыми моторными фирмами, я уже знаю, где можно отливать блоки и головки в России.

Ясно представляю, как будем делать трансмиссию. Готов подтвердить, что сборка машин планируется в Ульяновске…

Но об этом - в следующих сериях проекта «Кортеж». Следите за публикациями в журнале «За рулем»!

СДЕЛАНО НАМИ

Научный автомобильный институт основан 16 октября 1918 года как база для развития автомобильной науки. Институт занимался также непосредственно проектированием автомобильной техники, создал прототипы ярославских дизелей, автоматические трансмиссии, грузовик «Урал» и много ярких экспериментальных автомобилей. Идея глубокой централизации едва не погубила НАМИ к началу 2000-х: на всех заводах работали собственные конструкторские службы, а чистая наука не была востребована. Институт превращался в скопище мелких фирмочек... С приходом нового руководства НАМИ вновь возвращается к серьезным автомобильным проектам. Институт принимает на работу молодых специалистов, сотрудничает с вузами, осваивает современные технологии проектирования (на фото - новый дизайн-центр). «Кортеж» - один из показателей возрождения НАМИ, научной базы с 95-летней историей.