В каком году вольво стала китайской. История создания компании Volvo (10 фото). Volvo в России


Когда знаменитый шведский автомобильный производитель Volvo, на тот момент находившийся после разрыва с Ford, далеко не в самой лучшей форме, купили китайцы (Geely), многие не столько удивились, сколько расстроились. Хотя, напомню, в тот момент даже хиты вроде XC90 и XC70 уже продавались совсем кое-как. И лейтмотивом шла мысль о том, что хуже точно не будет, но вот с качеством нужно будет посмотреть.
11 миллиардов долларов, инвестированных китайцами в Volvo, позволили шведам просто выбросить все старые чертежи и создать модельную линейку заново. Первой ласточкой, буквально "на ура" принятой на рынках Европы и США, стал абсолютно новый XC90 - новая платформа, новые двигатели, все новое - даже сама концепция автомобиля поменялась, активно претендуя на премиум-сегмент. А дальше пошло обновление всей модельной линейки по новой концепции. S90, V90, V90 Cross Country - Volvo стала возвращаться на мировой рынок. При этом меняя подход к сервису, структуру дилерских центров - ну а как - премиум же. Да, 12 лет производства морально устаревших моделей пока еще держат стереотипы многих потенциальных покупателей, но...
И вот свежая новость - Volvo переносит производство многих моделей в Китай - на родину материнской компании. Нет, завод в Гетеборге не закрывается, просто объемы производства растут, а в Швеции несколько дороговато наращивать производственные мощности. Ну, это и ожидалось, собственно...
Концерн Volvo значительно увеличивает производственные мощности в Китае. На днях было объявлено, что производство премиального седана S90 будет переведено из Швеции на собственный завод Volvo в Дацине (Китай). Обе версии - стандартная и удлиненная (long) будут производиться в Дацине и экспортироваться на все рынки. Volvo S90 будет самым статусным автомобилем премиум-сегмента, производимым на данный момент в Китае.

Производитель также объявил о том, что и грядущее новое поколение S60 будет производиться также в Китае, на заводе в Ченду, а производство ожидаемого вскоре нового поколения 40 серии будет размещено на заводе в Луцяо, к югу от Шанхая, а также в Генте (Бельгия). В настоящее время, шведская компания, полностью принадлежащая китайцам, производит автомобили 90 и 60 серий на заводе в Гетебурге, Швеция.

"При наличии трех заводов, и размещение каждой модели на отдельной линии, Volvo создает эффективную производственную структуру, обеспечивающую отличную перспективу для дальнейшего роста" - сказал генеральный директор Volvo Cars, Хакан Самуэльсон.

Завод в Луцяо принадлежит материнской компании Volvo, Zhejiang Geely Holdings. На нем также будут производиться автомобили для нового автомобильного бренда LYNK & CO. Volvo также строит новый завод недалеко от города Риджвилль (Южная Каролина) для производства автомобилей на американский рынок. Его планируется запустить в 2018 году.

Кстати, недавно Volvo показала роскошную версию седана S90 - S90 Excellence, официальная презентация которой состоится на автосалоне в Гуанчжоу, в ноябре. Этот седан подразумевает наличие личного водителя и переднее пассажирское сидение заменила так называемая "Lounge Console", которая является и компьютером и мультимедийным центром.

Естественно, благодаря тесному сотрудничеству с компанией Apple последних лет, базой для этого устройства будет именно iMac.

Также предусмотрено раскладывающееся почти горизонтально заднее сидение, подставки для ног, места для хранения запасного комплекта одежды и обуви, а также мини-бар с шампанским.

рупнейшее в истории китайского автопрома приобретение: концерн из Поднебесной Geely покупает у американского Ford шведскую компанию Volvo. Соглашение было подписано вчера в Гетеборге, в присутствии вице-председателя КНР Си Цзиньпиня, прибывшего в Швецию с официальным визитом в связи с 60-летием установления дипломатических отношений между двумя странами, и вице-премьера и министра промышленности Швеции Мод Улофссон. Стоимость сделки: 1,8 млрд долларов, все необходимые для приобретения средства уже поступили, одновременно Geely также приготовила капитал, необходимый для дальнейшего развития производства автомобилей Volvo.

В сообщениях шведских СМИ подчеркивается, что «соглашение предусматривает сохранение самостоятельности компании Volvo, продолжение реализации ее коммерческих планов и дальнейшего развития». По завершении сделки штаб-квартира компании останется в Гетеборге, Geely также сохранит имеющиеся в Швеции и Бельгии заводы Volvo. Кроме того, новый собственник рассчитывает построить завод Volvo на территории Китая «для насыщения автомобилями компании китайского рынка». В соглашении указывается, что Geely будет сохранять хорошие отношения с рабочими и служащими Volvo, ее профсоюзами, ведомствами по реализации, и особенно – с потребителями. «Компанией Volvo будет управлять менеджмент Volvo. Предприятию предоставят независимость в стратегической перспективе. Оно будет работать по своему собственному бизнес-плану. Мы твердо намерены сохранить идентичность бренда и рассматриваем Volvo в качестве шведского предприятия с крепкими скандинавскими традициями», – заверяет председатель компании Geely Ли Шуфу.

Volvo, как и некоторые другие активы, Ford хотел продать с 2008 года, когда и эта компания, и многие ее конкуренты – как в США, так и по всему миру, – столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. «Главная цель сделки – найти нового собственника, который разделяет мнение концерна Ford о будущем компании Volvo. Нам надо было найти нового владельца, который может развивать бизнес и в то же время особо заботиться об уникальных особенностях шведского бренда. И который также ответственно относится к сотрудникам компании и обществу, в котором мы работаем. Мы нашли, и мне приятно об этом сообщить, такого собственника в лице компании Geely», – говорит вице-президент компании Ford Льюис Бут.

Volvo была приобретена фирмой Ford в 1999 году за 6,5 млрд долларов. Всего в мире на Volvo работает 22 тыс. человек, из них 16 тыс. – в Швеции. Сейчас шведский производитель собирает около 300 тыс. машин в год – новый завод в Китае должен делать столько же. Профсоюзы дали окончательное согласие на подписание договора лишь в минувшую субботу, после встречи с Ли Шуфу и его разъяснений по поводу планов нового руководства на будущее. «Мы рады, что заключили с компанией Ford договор, который позволяет нам сохранять и укреплять наследие известного бренда Volvo. Бренд останется верен своим главным ценностям в отношении безопасности и современного скандинавского дизайна», – отметил Ли Шуфу. По его словам, стратегическая цель китайской корпорации – достичь производства 2 млн автомобилей в год к 2015 году. Приобретение известного бренда поднимает престиж китайского автопрома. Кроме того, Volvo откроет производителям из Поднебесной более дорогой сегмент европейского рынка и свою сеть сбыта.

Похоже, эта сделка станет крупнейшим финансовым событием года в автомобильной промышленности после концерном PSA европейских активов фирмы General Motors. И не только в автомобильной. Компания Geely объявила о приобретении 8,2% акций шведского концерна AB Volvo, более известного как Volvo Group. Соглашение о покупке было заключено со шведской фирмой Cevian Capital, которой до сих пор принадлежал этот пакет акций. В результате китайская компания станет крупнейшим единым акционером Volvo Group и получит наибольшую, шестую часть (15,6%), голосов в правлении концерна.

Сумма сделки официально не разглашается, однако эксперты оценивают ее приблизительно в 3,8 миллиарда долларов. Дело в том, что Volvo Group - крупный международный концерн в который входят подразделения по производству грузовиков, автобусов, строительной техники, судовых и промышленных двигателей. Группа скупила десятки конкурирующих компаний, у нее есть собственные заводы в большинстве стран мира. Например, отделению Volvo Trucks принадлежат грузовые фирмы , и (бывшая Nissan Diesel), группа Volvo Bus приобрела множество автобусных марок, в том числе североамериканские Prevost и Blue Bird, немало поглощений и на счету отделения Volvo Construction Equipment. Свои заводы есть у группы Volvo и в России: площадки в Калужской области выпускают грузовики и экскаваторы.

От легкового отделения Volvo Cars шведский концерн избавился еще в 1999 году: сначала оно перешло в собственность Форда, а после не слишком успешных экспериментов с модельным рядом американцы продали его в 2010 году холдингу Geely. В свете новой сделки, похоже, намечается воссоединение компаний под началом Ли Шуфу, владельца китайской фирмы.

Напомним, что Volvo Cars стала первым и самым крупным до сих пор заграничным активом Geely. Хотя с подъемом шведской марки дела у китайских хозяев постепенно пошли в гору. За последние пять лет частный холдинг Geely успел войти в пятерку лидеров китайского автомобильного рынка, купить производителя британских кэбов , малайзийскую автофирму и американского разработчика летающих автомобилей . А за последний год холдинг создал еще и два новых автомобильных бренда - и . Однако вне сектора легковушек в активы Geely до сих пор входила только небольшая грузовая фирмочка Yuancheng.

Теперь все может поменяться. С приобретением самого крупного пакета акций AB Volvo китайский холдинг становится крупным международным концерном. К чему, впрочем, Ли Шуфу подталкивают обстоятельства: китайская компартия не так давно объявила о желании объединить три крупнейших государственных автомобильных концерна - FAW, Dongfeng и Changan. Это сложный и долгий процесс, однако первые слияния мелких подразделений уже начались, а в результате объединения на сцену может выйти огромный и мощный конгломерат, тягаться с которым остальным китайским производителям будет ой как непросто.

Прибыли успешной шведской группы помогут Geely: специалисты оценивают доходы Cevian Capital за 11 лет владения пакетом акций AB Volvo в два миллиарда евро. Впрочем, стороны пока объявили лишь о принципиальном согласии. Контрагентами могут выступить компании Nomura International и Barclays Capital Securities: после одобрения сделки антимонопольными властями они выкупят акции, принадлежащие Cevian Capital, и продадут их холдингу Geely. Случится это, разумеется, не раньше чем в наступающем году.

Российские продажи Volvo в этом году, как и у других автобрендов, пока оставляют желать лучшего: вслед за обвалом рынка покупателей в автосалонах стало значительно меньше. Продажи новой флагманской модели XC90, которые должны были начаться еще в марте, в итоге были отложены и стартуют только сейчас (точные сроки до сих пор неизвестны). Вместе с заметным снижением цен на модельный ряд, объявленным в конце апреля, это должно поправить дела компании в России. Вместе с тем несмотря на локальные проблемы Volvo, перейдя в китайские руки, демонстрирует в последние годы более чем приличные результаты, сумев сохранить старых клиентов и привлечь новых.

В 2010 году китайцы не просто приобрели первый попавшийся под руку европейский бренд. Они купили компанию, известную прежде всего технологиями безопасности. Именно с этим у китайских автокомпаний с самого начала существовали (да и сегодня остаются) серьезные проблемы: многие машины были абсолютно неконкурентоспособными с точки зрения европейских или американских стандартов.

Пять лет назад мировой экономический кризис вынудил американский концерн избавляться от лишних активов, одним из которых и стало легковое подразделение компании Volvo.

Шведский производитель приносил убытки, и Ford в условиях кризиса не хотел инвестировать в компанию. В итоге американцы продали Volvo китайскому автогиганту Geely за $1,8 млрд. При этом в 1999 году американцам Volvo обошлась в 3,5 раза дороже — $6,5 млрд.

Когда Volvo перешла в руки китайцев, многие автоэксперты и поклонники бренда всерьез высказывали опасения, что Volvo растеряет имидж и что китайцы, воспользовавшись шведскими технологиями, не станут вкладывать в него серьезные средства.

Но новый владелец Volvo поспешил заверить, что бренду предоставят независимость в стратегической перспективе и возможность работать по собственному бизнес-плану.

«Сотрудничество со шведской маркой — это прежде всего технологии безопасности. У Volvo очень уверенные позиции в этом аспекте автомобилестроения, — заявил в конце апреля глава Geely Ли Шуфу. — Кроме того, сейчас мы сосредоточены на исследовательских и конструкторских работах по созданию новой модульной платформы CMA (для производства автомобилей C-класса). Седан С-класса пойдет в серию в 2017 году и станет первым автомобилем на новой платформе для малогабаритных моделей CMA, общей для Geely и Volvo. Эту же платформу получит преемник Volvo V40».

«На основе этой модульной архитектуры Volvo разрабатывает одни продукты, а Geely — другие, свои собственные,

— уточняет Шуфу. — У них разные направления и совершенно разные характеристики, соответствующие позиционированию в своих сегментах».

Впрочем, тут стоит признать, что в Volvo изначально не рассчитывали на такой формат сотрудничества. Вскоре после сделки тогдашний гендиректор Volvo четко заявлял, что ни о каком техническом сотрудничестве с Geely не может быть и речи.

«Мы понимаем себя как часть финансового, а не промышленного холдинга, поэтому сохраняем независимость, которая для нас очень важна. Мы с Geely работаем в совершенно разных областях автомобильной индустрии, что делает сотрудничество по широкому кругу вопросов практически бессмысленным», — заявлял он.

Что ж, спустя несколько лет ситуация изменилась, и нетрудно догадаться, что китайцам все же удалось навязать шведам свое видение взаимного сотрудничества.

Для не хватающего звезд с неба Geely покупка Volvo открыла доступ к уникальным технологиям безопасности и другим разработкам. Но вместе с тем сделка позволила стать Geely первой китайской автомобильной компанией, развернувшейся не только на рынке Европы и США, но и в развивающихся странах, став глобальным брендом.

По крайней мере такие планы декларирует Ли Шуфу, которого называют «китайским Генри Фордом». В ближайших планах Geely — начать экспорт автомобилей шведской марки с заводов в Китае в другие страны. Среди направлений экспорта помимо США эксперты называют и Россию. Отгрузки будут производиться с завода в Чэнду на юго-западе Китая.

Шведская компания также не скрывает, что вполне довольна сотрудничеством. Главный критерий — растущий объем мировых продаж.

По признанию главы Volvo в Китае Ларса Даниэльсона, 2014 год был одним из лучших для Volvo Cars. «Продано более 466 тыс. автомобилей, всех моделей, — приводит данные Ларсон. —

Успешно шли дела и в Западной Европе — тоже важный для нас рынок. В США продано 56 тыс. автомобилей. В целом продажи были неплохими, наша прибыль повысилась на 17% и достигла 2,2 млн.

Однако маржа по-прежнему остается низкой.

Здесь нужно иметь в виду контекст. Мы очень много инвестируем, вкладываем в новую продукцию. Делать то же самое, что делает вся индустрия, было бы гораздо проще, и прибыли были бы иными. Но план такой, какой есть».

Китайский рынок для Volvo сегодня является самым крупным — его доля достигла в прошлом году 17% от общемирового объема продаж. На втором месте идет Швеция, США с 12% — на третьем. Далее идут Великобритания (около 9%) и остальные европейские страны — 7%.

«Я не думаю, что компания Volvo, став собственностью Geele, что-то могла потерять, — считает гендиректор радио «Страна», известный автоэксперт . — Скорее наоборот: бренд сохранил все свои позиции.

Да, у них были большие планы по развитию марки на китайском рынке, но заметных результатов пока на самом деле добиться не удалось.

Тем не менее тот факт, что шведский бренд присутствует и в Китае, и в Европе, и в США, уже хорошо. Тут можно привести в пример судьбу другого шведского производителя — Saab, который попросту обанкротился и перестал существовать».

По мнению эксперта, когда обе компании заявляют о совместных технических разработках, они носят весьма специфический характер.

«Для Geely покупка Volvo — это был кратчайший путь к получению современных технологий автомобилестроения. Своих наработок у них, по сути, не было. Поэтому говоря о совместных разработках двух марок, надо понимать, что всю техническую базу предоставляют только европейцы, а китайская сторона обеспечивает финансирование. Поэтому вполне логично, что объединенный технический центр двух компаний находится именно в Швеции», — отметил он.

Как отмечает гендиректор компании «ПодборАвто» Денис Еременко, восприятие марки российскими потребителями не изменилось с того момента, как она перешла под крыло китайской компании. «Если не меняется качество сборки автомобилей, дизайн и позиционирование марки в целом, то потребитель вообще не задумывается над тем, кто владеет брендом, — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением Еременко. — Покупка китайцами Volvo — как раз такой случай, поэтому на спросе со стороны российских покупателей это обстоятельство никак не отразилось».

Пример Volvo — не единственный. На счету китайцев — покупка компанией Dongfeng Motor Group 14% акций переживающего трудные времена французского концерна PSA, приобретение BAIC у технологий Saab. Нельзя не вспомнить и сорвавшуюся сделку по продаже китайцам бренда Hummer. Кроме того, недавно стало известно о том, что китайская государственная химическая корпорация ChemChina планирует приобрести шинную марку Pirelli за 7,1 млрд евро.

Но такую же тактику используют не только китайцы. Индийская уже не первый год владеет британским Jaguar Land Rover и делает все, чтобы никак не ассоциироваться с легендарной премиум-маркой у рядовых покупателей.