Что нового на газе. Секретные разработки горьковского автомобильного завода. Новая линейка внедорожной и вездеходной техники ГАЗ-Трофи

Одним из главных экспонентов прошедшей выставки COMTRANS-2017 стала Группа ГАЗ, презентацию которой провел президент В.А. Сорокин. Группа ГАЗ со штаб-квартирой в Нижнем Новгороде на сегодня выступает в роли ведущего производителя коммерческой техники в Российской Федерации и включает дивизионы: «Легкие коммерческие и легковые автомобили», «Грузовые автомобили», «Автобусы», «Силовые агрегаты» и «Автокомпоненты». В ее состав входят 13 заводов в 8 регионах РФ. Непосредственно в компании работают на сегодня 42 тысячи сотрудников, а в смежных отраслях она создает еще около 400 тысяч рабочих мест.

Экспорт продукции Группы ГАЗ последовательно с 2013 по 2016 год расширил географию поставок с 23 до 46 стран мира, а в 2017-м предполагается расширение поставок уже в 51 страну мира.

Группа ГАЗ прочно удерживает национальный рынок

На рынке России за первое полугодие 2017 года Группа ГАЗ занимает в сегменте LCV по бортовым моделям 74% (76% за аналогичный период прошлого года), по ЦМФ, соответственно, 35% против 31%, но особенно заметен рост по микроавтобусам – 44% против 36%. В сегменте MCV (среднетоннажников) ее доля составляет 71% против 70% годом ранее. Таким образом, отвечающий за эти сегменты АЗ ГАЗ (Горьковский автозавод) фактически вернул себе за счет нового семейства NEXT уверенное лидерство в таких важных сегментах рынка, как цельнометаллические фургоны и микроавтобусы, где ранее его продукцию («Газель БИЗНЕС») серьезно потеснили иномарки. В сегментах же бортовых и фургонных LCV и MCV его фактической монополии и так ничто не угрожает. Тем не менее, останавливаться на достигнутом Группа ГАЗ не собирается и продолжает расширять линейку моделей.

В сегменте гражданских тяжелых полноприводных грузовиков (классы Е-17-21, т.е. полной массой 17–21 т) доля Группы ГАЗ (продукция АЗ Урал) составляет в первом полугодии 2017-го 39% против 36% годом ранее, также за счет обновления модельного ряда и разворачивания широкомасштабного производства серии «Урал NEXT». Кстати, по силовым агрегатам Группа ГАЗ занимает 32% (34%) в сегменте тяжелых двигателей, 38% (22%) в сегменте средних двигателей и 37% (36%) по топливным системам.

В социально значимом сегменте автобусов доля Группы ГАЗ достигла абсолютных 100% (99%) по переднемоторным моделям автобусов (марки ГАЗ и ПАЗ), по городским автобусам – 64% (45%), а в сегменте междугородных в 2017 году приблизится к 56% (52%).


Новинки Группы ГАЗ

На выставке COMTRANS-2017, проходившей в комплексе «Крокус Экспо» Группа ГАЗ представила следующие новинки: усиленный бортовой грузовик «ГАЗель NEXT» полной массой 4,6 т, унифицированный с ним по шасси 20-местный микроавтобус «ГАЗель NEXT» с АКП, среднетоннажный грузовик «ГАЗон NEXT» полной массой 10 т, универсально-дорожные самосвал и седельный тягач «Урал NEXT» с колесной формулой 6х4, а также праворульную версию бортового грузовика «Урал NEXT».

По этому поводу, кстати, В. Сорокин сказал, что на сегодня около 40% автомобилей в мире именно праворульные и Группе ГАЗ не следует оставаться в стороне от перспективных рынков стран с левосторонним движением.


В сегменте автобусов Группа ГАЗ представила первый отечественный электрический ситибус A68R5E «Вахтан» (по названию реки и одноименного поселка в Нижегородской области) на базе перспективного каркасного автобуса с низким входом «ГАЗель NEXT» A65, показанного на прошлогоднем Busworid-2016.

Кроме того, были продемонстрированы малый автобус Vector NEXT «Доступная Среда», мидибус CURSOR Low Entry и новый междугородный лайнер Cruise.

Этапы развития линейки легких коммерческих автомобилей ГАЗ

В сегменте LCV АЗ ГАЗ последовательно развивает модельную линейку от базовой бортовой «ГАЗели NEXT» 2013 года далее через цельнометаллические фургоны (ЦМФ) 2015–2016 годов вместимостью 11–13,5 м 3 и, соответственно, микроавтобусы на их базе пассажировместимостью 13–17–19 мест к нынешней серийной новинке 2017 года – усиленной «ГАЗели NEXT 4.6t» полной массой 4,6 т, пока предлагаемой именно в бортовом исполнении.



В ближайшей перспективе будет представлен ЦМФ «NEXT Van» объемом 15,5 м 3 , а также 20-местный микроавтобус «NEXT Bus», причем на выставке он был показан не с 6-ступенчатой механической МКП, как грузовик, а с «автоматом» производства фирмы Punch.


По ходу модернизации «ГАЗель NEXT 4.6t» получила уже в качестве базового оснащения новую раму с удлиненной колесной базой, новый усиленный задний мост, дисковые тормоза на всех колесах, уширенную бортовую платформу, соответственно, появилась возможность применить на ЦМФ удлиненный кузов с более широкой центральной проставкой, кроме того, на микроавтобусе предлагается задняя пневмоподвеска (под заказ и на ЦМФ и бортовом грузовике).


Впрочем, выпуск версий ЦМФ и автобусов с низким входом на базе «ГАЗель NEXT 4.6t» намечается только в 2018–2019 годах. Теперь Группа ГАЗ намерена исповедовать модульный подход к использованию агрегатов в рамках стратегии Powertrain LCV, согласно которой перспективная легкая серия (предположительно «Соболь NEXT») полной массой 2,8 т получает самую слабую 5-ступенчатую МКП, рассчитанную на МКМ в 250 Н·м, средняя полуторатонная серия полной массой 3,5 т, соответственно, уже оснащается 5-ступенчатой МКП под 330 Н·м, а также в перспективе 6-ступенчатой МКП под 460 Н·м или АКП Punch. Эти же типы трансмиссии предназначены и для версий NEXT 4.6t.

Двигателями для серий «ГАЗели NEXT» полной массой 2,8 и 3,5 т будут, соответственно, бензиновый 2,7-литровый EvoTech или турбодизели Cummins ISF2.8 и Volkswagen 2.0 TDI. Кстати, контракт на поставку таких современных моторов недавно заключен Группой ГАЗ и концерном Volkswagen AG. На долю более тяжелой серии полной массой 4,6 т придутся как привычный турбодизель Cummins, так и Volkswagen в более мощных итерациях BiTurbo.

Этапы развития линейки среднетоннажных грузовиков ГАЗ

Линейка легких среднетоннажников (LDT) «ГАЗон NEXT» развивается по следующей цепочке: от базовых версий 2014–2015 годов полной массой 8,7 т (включая «ГАЗон NEXT City») к версиям с более грузоподъемными передним и задним мостами на основе которых в 2016–2017 годах созданы автобус Vector Next 7.5 m и грузовик «ГАЗон NEXT 10t», а в 2018–2020 годах с освоением новой, еще более мощной, рамы и нового заднего моста появятся удлиненный автобус Vector Next 8.8 m и грузовик «ГАЗон NEXT 12t», а также седельный тягач «ГАЗон NEXT 16t».


Новый «10-тонный» грузовик «ГАЗон NEXT» отличается от базовой модели усиленной рамой и удлиненной до 5,15 м колесной базой, а также увеличенной бортовой платформой (в том числе и европлатформой) и передней и задней подвесками типа Vector NEXT. Силовая установка получила дизель серии ЯМЗ-534 с увеличенной до 170 л.с. мощностью и МКМ 664 Н·м с моторным тормозом, а механическая коробка передач с тросовым приводом.


В 2018 году намечается выпуск укороченной версии под спецнадстройки, что с учетом увеличенной грузоподъемности шасси как раз призвано заменить аналоги на морально устаревших и вообще предельно изношенных шасси марки ЗИЛ, которые тем не менее остаются в силу востребованности достаточно массовыми в парке страны. О нацеленности ГАЗа на этот емкий сегмент рынка В.Сорокин впервые заявил со всей определенностью. В принципе такой подход можно только приветствовать, особенно в плане импортозамещения, так как иначе сегмент среднетоннажников полной массой 9–12 т (грузоподъемность 5–7 т) просто уйдет под иномарки. И капотная схема здесь именно достоинство, а не недостаток. Соответственно модульный принцип комплектования Powertrain LDT принят Группой ГАЗ и здесь – на базовый «ГАЗон NEXT» (п.м. 8,7 т) устанавливаются 5- и 6-ступенчатые МКП, рассчитанные на МКМ, соответственно, 490 и 600 Н·м в сочетании с дизелем ЯМЗ-534 или газодизельным ЯМЗ-534 CNG в итерациях 150 и 170 л.с. На «ГАЗон NEXT» (п.м. 10 т), кроме аналогичных 5- и 6-ступенчатых МКП, предусматривают установку также АКП под МКМ 800 Н·м. Соответственно, на ней используется только 170-сильная версия ЯМЗ-534. На перспективном «ГАЗоне NEXT» (п.м. 12 т) предусматриваются только 6-ступенчатая МКП или АКП, а двигатель ЯМЗ-534 форсирован до 210 л.с.

Столь высокая внутрисемейная унификация позволит снизить как стоимость самих автомобилей, так и облегчить и удешевить их сервис и эксплуатацию как индивидуальными владельцами, так и автотранспортными предприятиями. Кроме того, для производителей спецнадстроек появится возможность более полного выполнения разнообразных требований клиентов. Таким образом, именно ГАЗ «де факто» становится идеологическим преемником почившего в бозе ЗИЛа.

Этапы развития линейки тяжелых грузовиков «Урал»

В сегменте тяжелых грузовиков (HCV) линейка моделей АЗ «Урал» развивается следующим образом: от базового грузовика и шасси «Урал NEXT», освоенного в 2015–2016 годах в колесных формулах 6х6 и 4х4 с дизелями и газодизелями ЯМЗ; в 2017 году добавились версии с двойной кабиной и с правым расположением руля, а на 2018–2019 годы намечено освоение универсально-дорожного (Mix-usage) подсемейства в составе седельного тягача Т25.422 под 44-тонный автопоезд и 16-тонного самосвала С25.330 в колесной формуле 6х4.


Отличительной особенностью новейшей серии Mix-usage стала возможность эксплуатации с полезной нагрузкой до 18 т при эксплуатации вне дорог общего пользования с превышением разрешенных осевых нагрузок (номинальная грузоподъемность на обычных дорогах – 14,5–16 т).


Задняя тележка выполнена с рессорно-балансирной подвеской (на полуэллиптических рессорах), обеспечивающей нагрузку до 20 т и максимально возможную артикуляцию мостов при езде по неровностям. В приводе МКП ZF применен тросовый привод с усилителем типа serva shift.

Кроме того, на СТТ-2017 в июне было показано новое гражданское шасси Урал-9593 с колесной формулой 8х8 полной массой 41–44 т, ставшее первой моделью на новой платформе Е44. Шасси предназначено для монтажа различных технологических установок массой 28,1–31,1 т. Эта платформа станет заменой устаревшей серии Урал-М 5323/ 5423.


Этапы развития линейки малых автобусов

Малый электробус A68E5 «Вахтан» рассчитан на 16 пассажиров (13 сидячих или 10 сидячих и инвалидное кресло). Запас хода на одной зарядке – до 100 км. Электромотор Siemens номинальной мощностью 63 кВт можно кратковременно «бустировать» до 98 кВт. МКМ в диапазоне 160/300 Н·м.


В низкопольном салоне предусмотрено место для инвалидной коляски

Как известно с 2017 года вся автобусная линейка Группы ГАЗ получила единый торговый бренд «ГАЗ», хотя, как и ранее, каждый типоразмер автобусов производится на прежних предприятиях. Так, на ПАЗе продолжится выпуск т.н. «коммерческих автобусов» – переднемоторных ПАЗ-3204 и Vector NEXT, которые в 2017 году получили исполнение «Доступная среда» и АКП. Так, Vector NEXT 7.7 m предложен на COMTRANS’17 в вариантах для городских и коммерческих перевозок – с задней двухстворчатой дверью и накопительной площадкой с крепежом для инвалидных колясок (52 общих места, из которых 17–19 сидячих, плюс одно для инвалида-колясочника), а также в версии для междугородных и корпоративных перевозок с задней аварийной одностворчатой дверью (41 место из которых 25+1 мест для сидения).


Кстати, годом ранее на выставке Busworld-2016 был показан 26-местный (25 мест для учащихся и одно для сопровождающего) школьный автобус Vector NEXT с ограничителем максимальной скорости 60 км/ч, высокими сиденьями с интегрированными подголовниками, выезжающей подножкой основной пассажирской двери и полками, рассчитанными на перевозку школьных портфелей и проч. Естественно, кроме специфического желтого цвета, школьный автобус оснащен всей положенной цветовой и графической атрибутикой.



Для городской версии «Доступная среда» предлагается оснащение кондиционером, системой пожаротушения, тонированными стеклами или стеклопакетами, окраской в цвета заказчика, цифровым тахографом, системой видеонаблюдения и видеорегистратором, электронными рейсоуказателями, системой «Говорящий город», навигацией ГЛОНАСС или спутниковой навигацией ГЛОНАСС/GPS, а также аварийная система ЭРА-ГЛОНАСС.



На междугородной версии дополнительно предусмотрены различные варианты сидений, багажные полки, а вот специфического оборудования для городских перевозок, кроме электронных рейсоуказателей, конечно, нет. Двигатель ЯМЗ-53443 (с системой рециркуляции EGR) мощностью 150 л.с. и МКМ 490 Н·м соответствует экологическому классу Евро-5 и агрегатируется с 5-ступенчатой МКП ГАЗ C40R13. Для городской версии «Доступная среда» предусмотрен и более мощный 169-сильный (МКМ 597 Н·м) дизель ЯМЗ-53423, агрегатируемый с 6-ступенчатой АКП Allison 2100.


В 2018 году на рынок будет выведена более вместительная версия Vector NEXT длиной 7,1 метра (унифицирована по ходовой части с «ГАЗоном NEXT 10t»), а в 2019-м – Vector NEXT длиной 8,5–8,8 метра (унифицирован с перспективным «ГАЗоном NEXT 12t»). В тоже время в рамках модельного ряда Vector NEXT появится и укороченная до 7,1 метра версия (аналог нынешнего ПАЗ-3203).

Этапы развития линейки городских автобусов

За «городские автобусы» отвечает ЛИАЗ, который в 2017-м вывел на рынок новую версию ЛИАЗ-429260LE KURSOR Low Entry длиной 9,5 метра (в дополнение к ранней версии Low Floor), кроме того, оснащаемую (под заказ) мультиплексной системой управления.

Оснащение этого автобуса в целом соответствует меньшей модели Vector NEXT, за исключением опционного автономного жидкостного обогревателя SPHEROS Thermo E-200, а пассажировместимость составляет 68 мест (27 сидячих, плюс место для коляски) или 75 мест (27 сидячих). Соответственно боковых дверей может быть две или три.



Двигатель ЯМЗ-53403 заднего расположения развивает 210 л.с. и 780 Н·м. Агрегатируется он на выбор с «автоматами» Allison T2100 или ZF 6AP-1000B. В дальнейшем намечается снижение стоимости автобуса за счет изменения конструкции и агрегатной базы. На 2019 год намечается вывод на рынок городского автобуса с двигателем уровня Евро-6.


Проект большого городского электробуса

Уже в 2018-м на коммерческий рынок поступит серийный 12,4-метровый электробус ЛИАЗ-6274 образца 2016 года (дальнейшее развитие пилотной модели 2013 года) с автономным запасом хода на одной зарядке до 90 км и до 200 км при условии подзарядки на конечных остановках, что позволяет обеспечить оптимальный ежедневный пробег на маршруте около 220 км. В рамках сотрудничества с ГУП «Мосгортранс» электробус прошел в первой половине 2017 года испытания «зима-весна-лето» на реальном столичном маршруте с пассажирами в двухсменном режиме (январь-июль), а общий пробег за период испытаний превысил 13 400 км. Суточный пробег был доведен до 220 км (9 рейсов на маршруте М2). Электромотор Siemens – 160-киловаттный с МКМ 1020 Н·м. Аккумуляторные батареи емкостью 130 кВт·ч типа литий-марганец (NMC) или литий-титанат (LTO) рассчитаны на срок службы до 10 000 циклов заряд-разряд и заряжаются за 4–6 часов при медленной подзарядке (в автобусных парках) или за 30–60 мин при быстрой (на конечных остановках) через «пистолетное» подзарядное внешнее устройство мощностью 150 кВт или дополнительную внутреннюю подзарядку. Пассажировместимость электробуса составляет в зависимости от планировки от 75 до 90 мест (27–22 сидячих и 1–3 мест для инвалидных колясок). Предусмотрен кондиционер мощностью 30 кВт, а для холодного времени года – четыре автономных жидкостных отопителя. Гидроусилитель руля запитывается от электропривода, тормоза пневматические двухконтурные (по осям) с ABS и EBS, винтовой компрессор также с электроприводом. В перспективе на 2018 год электробус намереваются модернизировать до оптимального ежегодного пробега в 350 км за счет применения Е-моста и ультрабыстрой (за 20 мин, плюс 10 мин дополнительно) подзарядки через пантограф, что обеспечит пробег на одной зарядке в 50 км. Электробус должен быть интегрирован в единый модельный ряд с автобусами ГАЗ.


Этапы развития линейки междугородных автобусов

Развитие междугородных автобусов Группы ГАЗ предполагается от нынешней обновленной в 2017 году к Чемпионату мира по футболу топовой модели Cruise с новым экстерьером облицовки и «аквариумным» боковым остеклением, увеличенной до 51 пассажира вместимостью, более емкими багажными отсеками с новыми дверями и багажными люками, системами безопасности ADAS к «миди» автобусу нового поколения Voyage New длиной 9 метров, за которым в 2019 году должен последовать большой междугородный Voyage New длиной 11–13 метров, предполагаемый на агрегатах ГАЗа. Обновленный Cruise на шасси Scania оснащен рядным шестицилиндровым турбодизелем Scania ВС13 113 с PDE-системой впрыска и ESM-системой управления двигателем. Вместимость лайнера – 47, 49 или 51 место в зависимости от комплектации биотуалетом, кухней и холодильником. Лайнер оснащен системами ABS, ESP, ASR, EBD, BA, ARP, а также системой помощи водителю ADAS, Wi-Fi и индивидуальными USB-портами для каждого пассажирского места. Естественно, предусмотрены аудио- и видеосистемы для пассажиров. Для инвалидов может быть предусмотрен подъемник для колясок. Водитель может быть обеспечен спальным местом.


Развитие линейки автобусов на CNG

Группа ГАЗ поставила себе цель максимально расширить модельную линейку автобусов на сжатом природном газе метане (CNG). Газовые автобусы выпускаются на базе практически всех моделей коммерческих, городских и междугородных производителей Группы ГАЗ (ГАЗ, ПАЗ, КАвЗ и ЛИАЗ) и оснащаются газовыми версиями двигателей УМЗ EvoTech, ЯМЗ-534 Е-5 CNG и ЯМЗ-536 Е-5 CNG.


В числе задач по данному сегменту Группа ГАЗ числит обеспечение мирового уровня качества, повышение эффективности эксплуатации и экономию затрат на ГСМ, а также локализацию компонентов газовых систем на предприятиях РФ. Система безопасности включает три уровня защиты: от утечки газа, от повышения давления и противопожарную защиту. По расчетам маркетологов Группы ГАЗ, срок окупаемости ГБО CNG не превышает 2,5–3 года. Федеральное со-финансирование (в рамках госпрограммы стимулирования применения газомоторного топлива) дает возможность снизить стоимость автобуса на ₽1,5–2,8 млн.


Развитие линейки Powertrain

В области двигателестроения Группа ГАЗ последовательно развивает программу Powertrain, рассчитанную на внедрение в 2016­–2017 годах средних газовых двигателей ЯМЗ-530 CNG; в 2018 году – тяжелых дизелей ЯМЗ-658 (V8) повышенной до 530 л.с. мощности, выпуск систем Common Rail под давление до 2000 бар и ТНВД под Евро-5 и Евро-6; в 2019 году – модернизацию серий ЯМЗ-534/-536 мощностью 130–330 л.с. до уровня Евро-6 (включая версии CNG), а также создание топливной аппаратуры для дизелей мощностью до 2000 л.с.


В 2020 году предусматривается создание нового поколения дизелей ЯМЗ-770 мощностью 360–500 л.с. экологических классов Евро-5 и Евро-6, а также 9-ступенчатой МКП ЯМЗ-1309, рассчитанной на МКМ 130 кг·м. Новейшее семейство рядных шестицилиндровых дизелей ЯМЗ-770 (рабочий объем 12,42 л, 360–550 л.с., 1700–2500 Н·м) с моторесурсом 1 млн км, рассчитано на применение на грузовых автомобилях брендов Урал, МАЗ и МЗКТ, карьерных самосвалах БелАЗ, комбайнах и тракторах РСМ, ГСМ и ПТЗ. Кроме того, возможно применение ЯМЗ-770 в дизель-генераторных установках, на железнодорожном транспорте и судах. Объем годового производства должен составить примерно 8–10 тыс. Серия этих дизелей отличается высокой степенью локализации.


Новая линейка внедорожной и вездеходной техники ГАЗ-Трофи


В рамках выставки COMTRANS-2017 Группа ГАЗ также продемонстрировала три модели нового модельного ряда вездеходов, которому по словам В.Сорокина, решено дать собственную торговую марку «ГАЗ-Трофи».


В числе представленных моделей были экспедиционный 7-местный автомобиль «Вепрь NEXT», пикап с двухрядной 7-местной кабиной «Садко NEXT» и амфибийный 10-местный снегоболотоход на пневматиках «Соболь Вездеход».


Кроме того, был показан серийный грузопассажирский грузовой автомобиль «Соболь Фермер» с двухрядной кабиной, металлическим бампером, новой панелью приборов и внедорожными шинами.


В дальнейшем развитие модельного ряда «ГАЗ-Трофи» предполагает создание серий пикапов и экспедиционных микроавтобусов «Соболь NEXT», а также аналогичных по назначению тяжелых моделей серии «Урал NEXT». Под новым суббрендом намереваются также продавать гусеничный сочлененный снегоболотоход ГАЗ-3344, выпускаемый Заволжским заводом гусеничных тягачей.

История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 г. 4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода.

Какие легковые автомобили выпускались заводом ГАЗ?

ГАЗ-А

ГАЗ-А - легковой автомобиль среднего класса с открытым 5-местным 4-дверным кузовом типа фаэтон. Лицензионная копия автомобиля Ford-A, оборудование и документация на производство которого были куплены советским правительством в США в 1929 году у Ford Motor Company.

Первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки. Выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Первые две машины были собраны 8 декабря 1932 года. Всего было выпущено 41 917 машин

М-1 («Эмка») - советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год.

В годы Великой Отечественной войны на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей.

Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, сыграл немалую роль в военные годы, так как являлся одной из наиболее распространённых моделей легковых автомобилей в стране и использовался весьма широко.

Всего было изготовлено 62 888 экземпляров.

«Побе́да» - культовый советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 годах. Заводской индекс модели - М-20.

Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа - без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.

28 июня 1946 года начался серийный выпуск автомобилей «Победа». Всего было выпущено 235.999 машин, включая 14.222 кабриолетов и 37.492 такси.

ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 - советский шестиместный шестиоконный длиннобазный большой седан, серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959 (некоторые модификации - по 1960 год.)

ЗИМ - первая представительская модель Горьковского автозавода. Предшественник «Чайки» ГАЗ-13. В основном он использовался как служебный автомобиль («персоналка»), предназначенный для советской, партийной и правительственной номенклатуры - на уровне министра, секретаря обкома и председателя облисполкома и выше, в отдельных случаях продавался и в личное пользование.

Всего с 1949 по 1959 год было выпущено 21 527 экземпляров ЗИМ / ГАЗ-12 всех модификаций.

ГАЗ-21 «Волга» - советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 (1957) по 1970 год. Заводской индекс модели - изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) - ГАЗ-21. Всего было выпущено 639478 экземпляров всех модификаций.

ГАЗ-13 «Чайка» - советский репрезентативный (представительский) легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год.

Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

ГАЗ-14

ГАЗ-14 «Чайка» - советский представительский легковой автомобиль большого класса, ручная сборка на Горьковском автомобильном заводе c 1977 по 1988 год.

Всего было изготовлено около 1120 автомобилей этой модели.

ГАЗ-22

ГАЗ-22 «Волга» - советский легковой автомобиль среднего класса с грузопассажирским кузовом типа универсал. Серийно производился с 1962 по 1970 год на заводе ГАЗ в городе Горький. Оснащался пятидверным несущим кузовом с 5-7-местным трансформируемым салоном. Базовый автомобиль - седан ГАЗ-21Р третьей серии. ГАЗ-22 (ранние выпуски - ГАЗ-М-22) обозначался как грузопассажирская отдельная модель (таким образом, «универсала ГАЗ-21» не существовало). ГАЗ-22 имел различные модификации, также на его основе выпускались карета скорой помощи ГАЗ-22Б и (другими заводами и мастерскими) фургон ГАЗ-22А.

ГАЗ-22 - один из первых в мире кроссоверов.


ГАЗ-24 «Во́лга» - советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1970 по 1985 год

ГАЗ-24-10 «Волга» - легковой автомобиль среднего класса, производства Горьковского автомобильного завода. По своей сущности, ГАЗ-24-10 является паллиативным вариантом модернизации ГАЗ-24 на базе модели более глубокой модернизации ГАЗ-3102, развёртывание крупносерийного выпуска которой было искусственно блокировано на уровне отраслевого министерства. Выпускалась с конца 1985-го года и до весны 1992 года, когда её сменила модель ГАЗ-31029, представлявшая собой вариант ГАЗ-3102, адаптированный для массового выпуска.

Так как выпуск автомобиля совпал с многими преобразованиями в стране (эпоха перестройки), она вошла в историю как первая Волга доступная более широкому кругу лиц, в том числе для приобретения в частные руки (в отличии от ГАЗ-24 и тем более ГАЗ-3102). Но при этом сохранила относительно высокое качество сборки (если сравнивать с преемницами ГАЗ-31029 и даже ГАЗ-3110).

ГАЗ-3102 «Волга» - советский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся серийно с апреля 1982 по 2008 год Горьковским автомобильным заводом. Разработанный на основе автомобиля ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102 должен был стать ее преемником.

Однако, по целому ряду политических и экономических причин, данный проект выпускался мелкой серией (около трех тысяч машин в год), вместо массового производства, исключительно как служебный автомобиль советской номенклатурой среднего звена. Это были должности которым еще не была положен эксклюзивный лимузин ГАЗ-14 «Чайка», но статус требовал выделения из общего потока. Такими являлись заместители министров, директора крупных трестов и предприятий, руководители известных театров, генералы, видные академики-лауреаты, редакторы изданий, режиссеры и др.

ГАЗ-31105 «Волга» - российский легковой автомобиль, выпускался серийно на конвейере с 2004 год по 2009 на Горьковском автозаводе.

По сути «105-я» является усовершенствованной версией ГАЗ-3110. Среди улучшений: бесшкворневая подвеска передних колес, стабилизатор поперечной устойчивости подвески задних колес, а также усовершенствованная коробка передач. Осовременен и внешний вид автомобиля: вместо угловатых передних фар установлены каплевидные, заменена решетка радиатора, передние крылья, капот и передний бампер.

В 2005-2007 гг. под заказ производилась версия «бизнес-класса» ГАЗ-311055 с удлиненной на 300 мм колесной базой и удлиненными на 150 мм дверьми.

Volga Siber (Волга Сайбер) - российский среднеразмерный седан, выпускавшийся с 2008 по 2010 год.

Представлен российской компанией «Группа ГАЗ» на выставке «Интеравто-2007» в Москве 29 августа 2007 года как GAZ Siber. В дальнейшем торговое название модели было изменено на Volga Siber.

Горьковский автозавод (ГАЗ) был построен в 1932 году. Долгое время являлся крупнейшим производителем автомобильной техники в СССР. В начале нынешнего века автозавод вошел в самый большой автохолдинг России под названием «Группа ГАЗ». Холдинг, который объединяет 13 автопредприятий, разрабатывает и выпускает легковые автомашины, грузовые автомобили средней и тяжелой грузоподъемности, автобусы, а также силовые агрегаты и автомобильные комплектующие.

Вся продукция, выпускаемая под маркой ГАЗ, обладает следующими основными достоинствами:

  1. Современной конструкцией.
  2. Безопасностью.
  3. Надежностью.
  4. Доступной ценой.
  5. Экономичной эксплуатацией.

Осень текущего года на специальных мероприятиях вовремя проведения Госсовета в г. Ульяновске и в рамках Международной автовыставки COMTRANS-17 «Группа ГАЗ» представила целую линейку новых моделей автомобилей собственного производства образца 2017-2018 года. Среди вставленных образцов следует отметить следующие транспортные средства.

Данный городской автобус предназначен для эксплуатации на маршрутах с высоким пассажирским потоком. При длине 12 м он обладает вместимостью в 108 пассажиров.

Основной особенностью модели 5292 CNG является установка газового мотора ЯМЗ-530. Данные силовые агрегаты имеют мощность в 286,0 л. с. и соответствует экологическому стандарту «Euro-5», что очень важно в условиях городской эксплуатации.

Кроме того, в оснащение автобуса входят:

  • система ABS;
  • рулевой гидроусилитель;
  • АКПП;
  • устройство наклона кузова с целью удобной посадки и высадки пассажиров.

Салон ЛиАЗ-5292 CNG оборудован специальными антивандальными креслами, обшитыми износостойким материалом, информационным маршрутным табло, автономным отопителем и камерами видеонаблюдения.




Выпуск автобуса с газовым двигателем запланирован на начало 2018 года, при этом стоимость в зависимости от оснащения будет начинаться от 7,0 млн. рублей.

ГАЗель NEXT Citiline

Citiline это новый автобус малого класса вместимостью в 21 человека. Предназначен прежде всего для пригородных маршрутов, но может использоваться и для работы на городских перевозках.

Основной особенностью данного автобуса является наличие усиленного силового каркаса в конструкции кузова, на котором установлены навесные элементы из стеклопластика и прочной оцинкованной стали. Такой кузов позволил расширить объем микроавтобуса, что автоматически формирует улучшенный комфорт для пассажиров. Это подтверждается следующими размерами (м):

  • длиной – 6,08;
  • высотой – 2,72;
  • шириной – 2,53;
  • колесной базой – 3,75.

Микроавтобус комплектуется четырехцилиндровым двигателем, объемом 2.80 л и мощностью 120,0 л. с. Это позволяет в паре с пятиступенчатой МКПП достигать скорости 110 км/ч.




Среди оборудования, которым оснащен Citiline следует выделить:

  • светодиодное освещение салона;
  • улучшенное водительское кресло с боковой поддержкой и подлокотником;
  • новое расположение и конструкция поручней;
  • заниженная пассажирская площадка для входа-выхода;
  • поворотная входная дверь, оснащенная электромеханическим приводом;
  • увеличенная мощность отопительной системы салона.

ГАЗ приступил к выпуску данного автобуса в третьем квартале 2017 года, а его стоимость начинается от 1,5 млн. рублей (модификация для города).

Вепрь NEXT

Новый автомобиль Вепрь — это внедорожный грузовой пикап с полным приводом. При разработке данного пикапа за основу был взят автомобиль ГАЗ-Садко. Вепрь NEXT выделяется агрессивным и мощным внешним видом, чтоб полностью соответствует статусу внедорожника.

Ключевыми особенностями автомобиля следует назвать наличие двухрядной семиместной кабины и металлической платформы с откидным задним бортом. Пикап получил следующие габаритные размеры:

  • длину – 6,43 м;
  • колесную базу – 3,77 м;
  • ширину – 2,27 м;
  • высоту – 2,60.

Внедорожные свойства автомобиля формируются за счет следующих моментов:

  • высокого клиренса (31,5 см);
  • понижающей передачи КП;
  • системы для регулировки давление воздуха в шинах;
  • самоблокирующихся дифференциалов обоих мостов;
  • 18-дюймовых колес с вездеходной резиной.




Мощный дизельный силовой агрегат мощностью 149,0 л. с. обеспечивает грузоподъемность в 2,50 т, и скорость до 115 км/ч

Начало производства нового внедорожного пикапа запланировано на окончание 2017 года, а его стоимость будет начинаться от 2,0 млн. рублей.

Заключение

Представленные на официальных осенних мероприятиях новинки автомобилей и автобусов ГАЗ, запланированные к выпуску на 2017-2018 года, указывают на проводимую руководством холдинга политику расширения модельного ряда и увлечения за счет этого объемов продаж своей продукции.

Смотрите также видео с выставки КомТранс, на которой были представлены новинки от Группы ГАЗ:

Времена наступили непростые, и практически все отечественные производители коммерческих автомобилей терпят убытки. Автогигант КамАЗ завершил 2016 год с доходом чуть больше, чем 600 млн рублей, их пришлось вложить в развитие. АвтоВАЗ обещает достичь положительной динамики только через полтора года, а за 2016-й чистый убыток составил 44,8 млн рублей. Единственная компания, которая сумела увеличить выручку на 24% - Группа ГАЗ.

Формула успеха компании проста - постоянный вывод на рынок новых качественных и недорогих автомобилей и оптимизация затрат. На фоне общего спада продаж у конкурентов, Группа ГАЗ нарастила продажи микроавтобусов Газель-Некст только в России на 90%, а грузовиков Газон-Некст в самых разных модификациях на 37%. Это при том, что общий рынок коммерческой техники в РФ вырос всего на 4%. Но это был не рывок, а только подготовка к стремительному развитию, поскольку в компании презентовали несколько потенциальных бестселлеров в сегменте коммерческих автомобилей, они появятся в салонах дилеров уже в ближайшее время.

Соболь-Бизнес, курс на бездорожье

С тех пор как УАЗ 2206 безнадёжно устарел, казалось, что альтернативы ему среди отечественных полноприводных коммерческих автомобилей быть не может. Оказалось, что может. Более того, новыйСоболь-Бизнес 4WD по проходимости не уступает «Буханке», а по комфорту превосходит ульяновского «динозавра» в разы, во многом за счёт базового оснащения: эргономичные сиденья, современная приборная панель, электростеклоподъёмники, ABS, аудиосистема с управлением на руле. А дизельный Соболь бонусом получает предпусковой подогреватель и круиз-контроль. Внедорожник выходит в нескольких исполнениях, к которым в 2016 году добавилась «фермерская» модификация с двухрядной кабиной и бортовой платформой, а в гамме двигателей появился бензиновый Evotech.

Для форсирования бездорожья предусмотрена пониженная передача, межосевая блокировка заднего дифференциала, отключаемый передний мост позволяет экономить топливо на асфальте. О внедорожных способностях красноречиво говорят победы в ралли-рейдах: экипаж спортивного Соболя (пилот Татьяна Елисеева, штурман Александр Семенов) выиграл серебро в категории R на ралли «Северный Лес 2017», уступив только Газели-Некст.

Закономерная судьба столь удачной модели - признание покупателей. Внедорожник приобрёл немало поклонников, для которых в 2016 году заводом ГАЗ было организовано мероприятие «Соболиные тропы». Характерно, что в соревновательной части слёта «соболеводов» победил автомобиль без каких-либо доработок, в стандартном заводском оснащении, с двигателем УМЗ.

На ГАЗе не собираются останавливаться на достигнутом: на 2017 год запланирована премьера Соболя с ещё более выдающимися внедорожными характеристиками, который обещает стать довольно интересной новинкой.

Новая Газель-Некст просит категорию «С»

Наряду с популярнейшей полуторатонной Газелью, компания скоро приступит к выпуску автомобиля с повышенной грузоподъёмностью. Тяжелая модификация привычной машины сможет принять на борт почти 2,5 тонны груза, а в пассажирском варианте полунизкопольного автобуса 24 пассажира. Если же установить на шасси цельнометаллический фургон, его полезный объем составит 15,5 кубов. Такая версия Газели появилась не просто так.

Ниша между полуторкой и пятитонным Газоном-Некст до сих пор пустовала. Были импортные грузовики с похожими характеристиками, в основном производства КНР с соответствующим качеством сборки и проектирования. А европейские Фольксваген Крафтер, Форд Транзит, Мерседес Спринтер на 1–1,5 млн рублей дороже уже на старте, а в эксплуатации и подавно. А как насчёт Спринтера Классик, выпускаемого в Нижнем Новгороде? Нижегородский Мерседес в минимальной комплектации с короткой колёсной базой стоит от 1,7 млн рублей, не предлагает бортовых моделей и берёт на борт не более полутора тонн. Поэтому наши перевозчики ухитряются грузить в полуторатонную Газель чуть ли не вдвое больше, что сказывается и на ресурсе техники, и на безопасности. Будущий 2,5-тонный грузовик снимет эти проблемы, но будет требовать права категории «С». На новой Газели будет усиленный задний мост, дисковые тормоза на всех колёсах, более широкая грузовая платформа.

Газон-Некст прибавит в силе и весе

До недавнего времени покупатели техники ГАЗ могли рассчитывать только на 5-тонные Газоны общей массой 8,7 т. Если нужна была машина посерьёзнее, потребитель смотрел либо в сторону КамАЗа, либо иномарок. А в этом сегменте выбор не слишком велик - подержанные MAN, Scania и китайские Foton или FAW, что, впрочем, одно и то же. С осени 2017 года ситуация обещает радикально измениться.

Группа ГАЗ выводит на рынок Газон-Некст грузоподъёмностью до 10 т. Скорее всего, речь идёт о представленном в 2015 году седельном тягаче с полуприцепом объёмом 50 кубов и двигателем ЯМЗ мощностью 210 л. с. и 780 Нм крутящего момента. Автомобиль будет оснащён пневматической задней подвеской и усиленной трансмиссией. Стандартный Газон-Некст улучшения также не обойдут стороной: мощность ярославского дизеля возрастёт до 170 л. с., а минимальный радиус поворота уменьшится с 8,2 до 6,8 м.

Электрогазель и другие перспективы Группы ГАЗ

В последнее время общемировой тенденцией стал перевод коммерческого транспорта на электрическую тягу. Действительно, почему бы нет? Ведь грузовики и автобусы выделяют гораздо больше вредных веществ, чем легковые автомобили, и, как правило, работают по графику, в котором можно заранее отвести время на зарядку батарей. В Группе ГАЗ тоже это понимают, и уже ведут разработки ряда коммерческих электромобилей. Тем более, что специализированные компании уже успешно реализовывали подобные проекты на базе Газели.

Инженерное подразделение ГАЗа совместно с АО «СпецАвтоИнжиниринг» разработали полностью электрическую Газель-Некст Electro на основе цельнометаллического фургона. Электродвигатель Сименс мощностью 99 кВт с крутящим моментом 300 Нм может разогнать микроавтобус до 90 км/ч, имеет запас хода в 120 км. Под капотом Газель-Некст Electro установлен силовой инвертор-преобразователь с жидкостным охлаждением и тяговый электромотор. При этом трансмиссия ничем не отличается от стандартной. Общая масса электромобиля 4,2 т, а грузоподъёмность 1500 кг. После пробега 120 км батарея требует трехчасовой зарядки. С 2016 автомобиль производится серийно, при этом завод даёт гарантию 150 000 км пробега и 36 месяцев на литий-ионный аккумулятор. Работа над проектом не прекращается, и в скором времени электрогазель должна вплотную приблизиться к бензиновому собрату по характеристикам, а главное - по цене. Пока что 6,5 миллиона рублей без учёта НДС являются самым серьёзным препятствием на пути в светлое электрическое будущее. Несмотря на это, несколько партий Газель-Некст Electro уже трудятся на предприятиях. Они получили модификации передвижных лаборатории и мастерской, запускается в серию пассажирская электромаршрутка, а также микроавтобусы для инкассаторов и для работы в аэропортах.

Можно с уверенностью сказать, что Группа ГАЗ переживает хорошие времена. Прибыли растут, а значит можно ожидать новых разработок. Речь идёт и о расширении модельного ряда, и о внедрении различных современных опций, таких как система курсовой устойчивости, подушки безопасности, автоматическая КПП. И, конечно же, двигателей экологического стандарта «ЕВРО-6». Также, не за горами постройка автомобиля с «автопилотом».

На фоне растущей экспортоориентированности российской автомобильной отрасли, « » представила новинки, которые не только будут способствовать выходу предприятия в новые для него сегменты, но и наращиванию объемов продаваемой заграницу техники. Презентация новых моделей состоялась на прошедшей в сентябре Международной выставке коммерческого автотранспорта, в которой приняло участие более 200 компаний из 13 стран.

«Газон NEXT»: шесть тонн и 12 европаллет

В числе новинок российской компании: среднетоннажник «Газон NEXT» грузоподъемностью 6 тонн, который способен перевозить на тонну больше, чем стандартный «Газон» нового поколения. В этой нише до недавнего времени лидирующие позиции занимали грузовики . Но после банкротства московского завода перевозчики остались без доступных шеститонников и освободившаяся ниша стала заполняться импортной техникой. Теперь же на рынке вновь появился отечественны аналог.

Анастасия Савельева

По конструкции «тяжелая» версия «Газона NEXT» существенно отличается от пятитонника. Чтобы увеличить грузоподъемность машины, инженеры использовали форсированный турбодизель ЯМЗ-534, производящийся на моторном заводе группы, и заднюю пневматическую подвеску, которая позволяет регулировать высоту кузова при погрузке-разгрузке. Колесная автомобиля база выросла на 635 мм, а кузов шириной 2550 мм теперь вмещает 12 европаллет.

Мобильные лавки из «Газели NEXT»

«Тяжелая» версия появилась и у «Газели NEXT». Эта модель обзавелась модификацией массой 4,6 тонны. При грузоподъемности 2,618 тонн машина станет промежуточным звеном между «Газелью» и «Газоном». До этого момента данный сегмент был занят иномарками. На этом шасси завод планирует делать цельнометаллические фургоны, автобусы и спецтехнику, в том числе - фудтраки и мобильные лавки, которые становятся все более популярными.

Анастасия Савельева

Под капотом «Газели NEXT» — зарекомендовавший себя турбодизельный мотор Cummins ISF мощностью 149 л.с., который агрегатируется с шестиступенчатой механической коробкой передач, способная передавать крутящий момент до 460 Нм. Однако изначально в продажу машина поступит с традиционной пятиступенчатой трансмиссией, а новая коробка будет поставляться с начала 2019 года. Серьезные изменения затронули и ходовую часть: рама дополнительно усилена, задний мост и рессоры — повышенной грузоподъемности, тормоза на всех колесах — дисковые.

Большегрузы и болотоходы

В сегменте большегрузных автомобилей сенсацией стал дорожный «Урал NEXT» 6х4. Ранее капотные грузовики из Миасса предлагались только во внедорожном исполнении с колесной формулой 6х6. Теперь же на выставке было представлено шасси полной массой до 25 тонн, а также тягач полной массой до 50 тонн. У шасси — 330-сильный дизельный мотор ЯМЗ-536 в паре с 9-ступенчатой коробкой передач, у тягача — 422-сильный мотор ЯМЗ-653 и 16-ступенчатая коробка.

Анастасия Савельева

Одним из главных экспонатов выставки стал плавающий болотоход на портальных мостах, созданный на базе «Соболя». В экспозицию также вошли вездеходы «Вепрь NEXT», пикап и фургон, базирующиеся на агрегатах ГАЗ-33088 «Садко». При этом, как как заявил президент «Группы ГАЗ» , российский автопроизводитель готовит целую линейку автомобилей для труднопроходимой местности.

Двигатели, автобусы и электробусы

В сегменте силовых установок «Группа ГАЗ» представила совершенно новую разработку - рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-770 объемом 12,43 литра. В зависимости от форсировки мощность мотора может варьироваться от 360 л.с. до 550 л.с. Моторы из нового семейства, как утверждает производитель, экономичны, имеют ресурс более 1 млн километров и могут отвечать экологическим требованиям «Евро-6». Устанавливаться они могут как на грузовики и автобусы, так и на «БелАЗы», железнодорожную технику.

Часть большегрузной техники разместили на улице перед павильонами. В этой части экспозиции, в частности, была выставлена обновленная версия автобуса Cruise. Новый дизайн специально разработали для Чемпионата Мира по футболу 2018 года. 51-местная машина, построенная на 400-сильном шасси Scania, создана для туристических и междугородных маршрутов большой протяженности.

Анастасия Савельева

Здесь же показали и электробус , который уже семь месяцев отработал на московских маршрутах и перевез за это время 25 тыс. пассажиров. Длительный тест показал, что машина вполне готова для полноценной эксплуатации, уверены в Группе ГАЗ.

Еще одной важной премьерой стала универсальная электрическая платформа «Газель NEXT», на базе которой можно строить грузовики, фургоны и автобусы. Показанный на выставке каркасный автобус может перевозить от 16 до 22 пассажиров. Вскоре новая разработка получит статус серийной, однако сначала ГАЗ освоит производство дизельной модификации модели.

Как заявил на пресс-конференции президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин, вся продукция компании, включая представленные новинки, создана не только из расчета поставок на внутренний рынок, но и с прицелом на продажи за границей. В частности, на Филиппины. Так, на выставке было подписано соответствующее соглашение.

В свою очередь председатель Наблюдательного совета «Базового Элемента», основного владельца «Группы ГАЗ» также отметил, что в последние годы ГАЗ регулярно представляет новые модели. «В этом году особый акцент мы сделали на расширение линейки автомобилей и модификации, которые позволят занять сильные позиции именно на зарубежных рынках. Для нас это новый виток развития компании и возможность расширить рынки сбыта. Учитывая сложные экономические реалии в стране, наращивание экспортного потенциала - одна из стратегически важных задач Группы ГАЗ на ближайшую перспективу», — сказал Дерипаска.

Как уточнили в «Группе ГАЗ», в настоящее время перспективными регионами для экспорта считаются Африка, Ближний Восток, Латинская Америка, Азия.