Фото и рассказы из северной кореи. северокорейский автопром. автомобили в кндр: местное производство и импорт. Автомобили Северной Кореи: машины на дровах и советские УАЗы

В Северной Корее выпускают не только баллистические ракеты — в стране победивших идей чучхе есть свой автопром. Количество автомобильных брендов и объемы производства машин в КНДР весьма скромны. Персональные легковые автомобили доступны лишь для ограниченного круга лиц — их почти невозможно купить, а для полугодичного обучения в автошколе нужна рекомендация начальника.

Автомобильная промышленность Северной Кореи берет свое начало от автоиндустрии СССР. С 1950-х вплоть до конца 1990-х годов все автомобили, которые производились в КНДР, представляли собой лицензионные копии советских машин. Ввиду закрытости самой страны данные об автомобильной индустрии лишь ограниченно доступны.

Открытый в 1950 году и по сей день остающийся крупнейшим автомобильным предприятием страны завод в Сынри (Sungri motor plant) в разное время выпускал несколько видов пассажирских машин и целое обилие грузовиков. Предприятие располагается на площади в 600 тысяч квадратных метров, в 1980 году завод выпускал около 20 тысяч машин в год, но в 1996 году этот показатель составлял всего 150 автомобилей. Все выпускаемые заводом модели так или иначе копируют автомобили других стран, в основном СССР.



Sungri 58 - копия "ГАЗ-51"

Так, предприятие по сей день выпускает советскую М-20 "Победа", которая в Северной Корее получила экстравагантное название "Утренний цветок" (Achimkoy) и "ГАЗ-69", который после заводской "модернизации" стал отчасти походить на американский Jeep.


Achimkoy - "Утренний цветок". Северокорейская копия "Победы"

Такая версия машины получила соответствующее название — Kaengsaeng, что примерно переводится как "полагаться на себя".

Примечательно, что такое же название досталось полностью скопированному Mercedes-Benz 190E в кузове W201, партия которых была куплена северокорейскими властями в конце 1980-х для последующего воспроизведения силами инженеров страны. Северокорейский 190E получил название Kaengsaeng 88, главным визуальным отличием от оригинала стала новая радиаторная решетка. По некоторым данным, северокорейские эксперты предпочли не копировать двигатель и оснастили модель двигателем от "ГАЗ-69". Другими интересными деталями являются отсутствие в машине "печки" и невозможность опустить стекла, даже вручную. Несмотря на это обстоятельство, в машину на ходу постоянно попадает дорожная пыль. Исходя из немногих доступных изображений этого автомобиля, зеркало заднего вида было установлено только на водительской двери.


Кроме того, завод выпускал седан Jaju, предположительно, повторяющий старые Volkswagen Jetta или Passat [^] , и целую вереницу двух- и трехосных грузовиков, скопированных с советских "КрАЗ-256" и "ГАЗ-51" и "ГАЗ-63".

Примечательно, что двигатели "ГАЗ" были скопированы так плохо, что машина потребляла намного больше бензина, чем оригинал.

В конце 1960-х годов некоторые модели переместили на другое предприятие — Pyongsang Auto Works. Данный завод позже стал выпускать копии грузовиков "КамАЗ".

По данным блогеров, в стране широко используются различные вариации советских грузовиков, работающих на газогенераторах, или, иначе говоря, на дровах.

В таком случае в кузове машины расположена бочка для сжигания поленьев, а машина может перемещаться со скоростью до 30 км/ч. Тем не менее неизвестно, оснащаются ли грузовики такими силовыми установками на заводе или это последующая модификация "народных умельцев".



Производственные мощности Pyeonghwa Motors позволяют выпускать около 10 тысяч автомобилей в год, но большую часть истории существования завода количество собранных машин составляло 300—400 экземпляров в год.


Изменения наметились лишь в 2009 году — завод выпустил 1,4 тысячи автомобилей. В 2010 году показатель чуть снизился — до 1,3 тысячи, но в 2011 вырос вновь (1,8 тысячи машин). Как пишет иркутский автопортал 38a.ru, предприятие рассчитывает экспортировать свою продукцию: стоимость машин компании составляет около $7—8 тысяч. Пока завод экспортирует часть своей продукции только во Вьетнам.

Российский автогигант "АвтоВАЗ" систематически экспортирует машины в Северную Корею, причем объемы этого экспорта выглядят вполне весомо на фоне цифр производства Pyeonghwa Motors, которое, скорее всего, является самым большим в стране. Так, "АвтоВАЗ" поставил в Северную Корею в 2011 году 350 автомобилей. Ранее, в 2008 году, северокорейские власти заказали 850 машин Lada. В 2009 году этот показатель оказался ниже — 530 машин, а в 2010-м заказа из Северной Кореи не поступало.


Среди импортных моделей в Северной Корее наиболее популярны китайский BYD F3 и российская Lada Priora, пишет редакция bestsellingcarsblog.com. При этом, казалось бы, логичный выбор японских автомобилей в КНДР запрещен — в связи с личным недовольством Ким Чен Ира японские машины решили изъять у населения. Как пишет "Российская газета", причиной тому стала сломанная японская машина, которая перегородила дорогу покойному вождю.

"Чтобы этих японских машин в нашей стране больше не было! " — велел тогда Ким Чен Ир.

Небольшой масштаб пассажирской автомобильной индустрии в Северной Корее вполне объясним: личный автомобиль в стране купить почти невозможно, если нет определенных связей с властями. Как пишет "Сеульский вестник", формальная возможность купить личную машину появилась в Северной Корее в середине 1980-х годов, но цена автомобилей значительно превышала мировые. Если это обстоятельство объяснимо, то другое требование властей не совсем понятно — личную машину купить, обслуживать и заправлять только за валюту.

Подавляющее большинство машин в КНДР грузовые. Для управления любой машиной здесь, как и везде, нужны права, причем получить их очень сложно, пишет "Сеульский вестник". Для этого нужно либо провести полгода в автошколе, для поступления в которую нужна рекомендация начальства и где занятия длятся весь день, а обучение включает полноценный курс ремонта машины — поскольку автопарк страны безнадежно устарел и постоянно требует к себе внимания автомехаников. Все время обучения студенты живут в общежитиях. Предполагается, что любой владелец водительских прав может обслуживать свою машину в любой ситуации и условиях. Кроме того, возможность сдать экзамен на права можно получить через два года работы автомехаником или помощником водителя.

В КНДР существует четыре типа прав на разные категории транспорта: грузовики, автобусы, внедорожники и легковые машины. По классификации властей КНДР вождение легковой машины требует больше всего навыков, для повышения категории прав нужно работать шофером и сдавать необходимые экзамены.


Несмотря на отсутствие машин у населения, вожди КНДР всегда были обеспечены автомобилями.

По данным СМИ, у основателя северокорейского режима Ким Ир Сена был автопарк из 1 тысячи зарубежных машин, преимущественно классов премиум и люкс. В конце 1990-х годов Ким Чен Ир оказался в центре автомобильного скандала: вождь КНДР заказал в Германии 200 седанов Mercedes-Benz S-Class на деньги, полученные в качестве гуманитарной помощи ООН. Впрочем, в настоящее время изолированность Северной Кореи от остального мира значительно затрудняет покупки руководством страны дорогостоящих автомобилей за рубежом.

Микроавтобус "Самчонри". 4 двери, 11 мест, 2,4-литровый бензиновый двигатель, длина - 5,1 метра. Производится с 2006 года.

Как обещано ранее, расскажу Вам об автомобилестроении КНДР. Массовое распространение автомобилей в городах является злом, с каковым сейчас борются в Финляндии, КНДР, Швеции и иных других развитых странах. Безусловно, наиболее точно здравый курс проведен в Корее, где Президент Ким Ир Сен (задолго до того, как спохватились от такого зла в Европе!) еще в каком-то году мудро указал: "Мы максимально ограничиваем использование частных легковых машин. Когда в городе много автомобилей, их выхлопные газы сильно загрязняют атмосферу. Поэтому у нас люди больше пользуются троллейбусом, автобусом и метро" .

Однако, недопущение вреда окружающей среде и так называемых "пробок" не означает ликвидацию автомобиля, как такового. Данный транспорт технически необходим для отдельных нужд, отсюда должен быть выпуск в том числе гражданских легковых, пикапов, малых автобусов и полугрозовиков.

Во многих больших странах на решение таковых простых задач уходят миллиарды долларов США. Эти крупные деньги, извлекаемые из карманов народных масс, словно в бездну бросаются капиталистическими правительствами в ненасытные утробы "спасаемых от банкротства" автомобильных корпораций.

Великий Руководитель товарищ Ким Чен Ир не пошел по такому глупому пути, достигнув цели с опорой на собственные силы и привлечением минимума ресурсов. В обзоре представлена основная часть модельного ряда народной Кореи последних лет. Кроме того, в КНДР успешно работает передовое отечественное тракторостроение, выпуск грузовиков и мотоциклов.


До Трудного Похода КНДР выпускала различные модели автомобилей, которые могли применяться в гражданской жизни. Они требуют отдельного обзора текстом, поэтому укажу только вот это джип марки "Самостоятельность". Таковая машина выпускалась с 1985 года, имея 4 ведущих колеса.

Легковой гражданский автомобиль "Хвипарам" , производство автокомбината в городе Нампхо. Длина 4, 1 метра, 4-цилиндровый двигатель обеспечивает экономичный расход бензина. Завод в Напхо заработал в апреле 2002 года. Общая площадь территории предприятия изначально составляла 104 тысяч квадратных метров, а стройплощадь - более 24 тысячи квадратных метров. В комбинате образовались четыре главных цеха и ряд вспомогательных цехов.

Легковой 4-дверный гражданский автомобиль "Хвипарам-2", модель 2007 года. Производится на том же заводе в Нампхо. Совместный проект с китайской корпорацией. Длина 4,8 метра, 1.8-литровый бензиновый двигатель. Модель пользуется популярностью.

Представительский автомобиль "Чунма". Автокомбинат в Напхо, спецпроизводство с 2006 года. 5 дверей, 5 мест, седан.


Джип "Кукушка-пронто", производство начато пять лет назад. 4x4, 5-дверный, 5 мест, 4,8 метра, бензиновый двигатель. Автокомбинат города Нампхо.

Джип "Кукушка-2", в линии завода в Напхо с 2004 года. 4x2, длина 5,1 метра, 2,2 литровый бензиновый двигатель. Хорошее средство для загородных поездок и сопровождения по сельской местности.



"Кукушка-1", совместно с "Фиат". Завод в Нампхо, 5 дверей, 5 мест, 4,2 метра, 1,6 литровый бензиновый двигатель. Когда этот автомобиль поступил в серию в 2003 году, был весьма популярен.

"Кукушка-премио". Относительно новая модель 2008 года, корейско-китайский проект, выпускается в Напхо. 4x2, 5-дверный, 5-местный, длина составляет 4,6 метра, 2,4-литровый двигатель на бензине.

Пикап "Кукушка" - подарена трудящимся с 2008 года для загородных визитов по провинции. Китайско-корейский проект, производится в том числе на экспорт. 4x2, 4-дверный, 5-местный, длина 5,1 метра, 2,8 бензиновый двигатель.

Еще один пикап "Кукушка-макс", запущен в линии одновременно. 4x2, 4-дверный, 5 мест, длина 5,1 метр, 2,2-литровый бензиновый двигатель.

Практически все модели изготавливаются не только для нужд КНДР, но и вывозятся заграницу. Заказать настоящий корейский автомобиль можете и Вы. Все условия и детали следует узнавать здесь по телефону +85023814356, факсу +85023814746. КНДР, Пхеньян, Пхенчхонский район.

Северная Корея одна из самых закрытых загадочных стран на планете. Для многих в мире эта страна представляет интерес только с политической стороны. Для нас на первый взгляд Северная Корея также не особо интересна. Но, тем не менее, увидев некоторые снимки, сделанные на дорогах этой страны, многие из нас увидят знакомые картины. Какие? Читайте дальше.

Эта страна поддерживает Коммунистический режим, который более полувека был в нашей стране. Попав в Северную Корею, те, кто помнит СССР, могут подумать, что вернулись в свое прошлое. Несмотря на Коммунизм в нашей стране, во времена Союза, как и сейчас, все любили автомобили. Единственное что огорчало, что для того, чтобы купить автомобиль, необходимо было не только накопить немалую сумму, но и дождаться очереди по квоте автомобилей в собственность, которую ввели Советские власти. Подобное в наше время действует и в Северной Корее.



Поэтому на дорогах страны очень не значительный трафик автомобилей. Тем не менее, жители этой страны, как и мы, несмотря на запреты и небольшую зарплату любят автомобили. Но в отличие от СССР на дорогах Северной Кореи часто встречаются и дорогие иномарки, такие как и Cayenne.


Наибольшее количество разнообразных марок традиционно находится на стоянках аэропортов. К сожалению не одному фотографу и журналисту нельзя делать снимки вблизи аэропорта.

Стоит отметить, что в стране огромное количество велосипедов, которые составляют основную массу транспортных средств Кореи. Также на дорогах очень много старых автомобилей. Но, например, в Пхеньяне роскошные седаны на дороге привычное дело.


Но, несмотря на строгий Коммунистический режим, столица Северной Кореи меняется. Если четыре года назад дороги города были пустыми, как в 60 года в Санкт-Петербурге, то сегодня Пхеньян может сравниться с дорожным трафиком какого-нибудь среднего города в России.


Правда стоит обратить внимание, что только совсем недавно в городе стали появляться светофоры. До этого дорожным движением управляли женщины-регулировщики.

Но их присутствие в городе сокращается в связи с начавшейся модернизацией в начале 2014 года.


Какие автомобили ездят по дорогам Пхеньяна? 30 процентов это различные джипы. 20 процентов автомобилей являются либо новыми, либо произведенные не ранее 2008 года, которые представляют собой роскошные седаны или внедорожники.


30 процентов автомашин относится к старому автопарку (Российские или Советские автомобили, машины Шведского производства, Немецкие автомашины) произведенных начиная от 50-х годов и заканчивая концом 80-х годов. Остальные 20 процентов автомашин относятся к дешевым машинам сомнительного качества, с ужасной внешностью, произведенные в Северной Корее или ввезенные из Китая.



Самое удивительное, что официально автомобиль нельзя купить в этой стране. Машина предоставляется Партией, если в ней состоит человек. Это объясняет, почему на дорогах Северной Кореи так много отечественных автомобилей УАЗ-469, которые начали использоваться в Советские годы в начале 1970 года.

К примеру, в Пхеньяне огромное количество этих внедорожников.


Как Вы думаете, зачем Корейцам автомобиль? В этой стране он нужен, чтобы ездить в специальные торговые точки за продуктами, которые выдаются по карточкам, которые распространяет Коммунистическая партия страны. Все магазины в стране подразделены на тип определенных товаров. Поэтому, чтобы достать большой ассортимент продуктов, Корейцам приходится ездить по разным местам. На помощь им приходят наши Уазики.


В Пхеньяне Вы увидите эти внедорожники около парков развлечения, на парковках у школ и библиотек. УАЗ также распространен в Северной Корее, так же как в США. Почему же именно этот наш отечественный старый внедорожник стал так популярен в самой удивительной стране мира, а именно в Пхеньяне? Все дело в том, что город находится в горной местности. Дороги в городе и в окрестностях находятся в ужасном состоянии. Некоторые АЗС в городе находятся в таких местах, где не проедет легковой автомобиль. Проходимость нашего автомобиля не у кого не вызывает сомнения. Плюс небольшая стоимость. Вот причина популярности нашего внедорожника.


С топливом в стране очень тяжело. Многие месяцы в большинстве городов может не быть топлива. Верховный лидер страны запатентовал технологию, получения топлива прямо во время движения автомобиля. На этой технологии в провинции передвигаются большая часть грузовых автомашин. К примеру в кузове машины установлен специальный бак в котором как в печке сжигается древесина, которая превращается в уголь, в результате горения которого выделяется монооксид углерода и водорода. Далее эти вещества подаются в камеру сгорания дизельного двигателя грузовой машины.


Эти грузовики выполняют две функции. Первая задача грузовых машин работающих на странном топливе, это переправка грузов между двумя портами или многочисленными развивающимися городами. Другая функция это перевозка людей через горную местность.

Главный минус всех этих грузовиков это ужасный запах от сгорания биомассы.


От нехватки топлива и ограничения на рост автомобилей в стране очень маленький дорожный трафик. С одной стороны это очень хорошо для экологии. Но при сгорании странного автомобильного топлива загрязнение естественно в несколько раз больше, чем от любого автомобиля, который работает на современном топливе.


Но это еще не все, что удивляет в Северной Корее. Она была бы этой страной, если в ней не было бы так много абсурда. Так в Северной Корее есть собственная автомобильная компания Pyeonghwa, которая является совместным предприятием Северной и Южной Кореи. Автомобили под этим брендом производятся в КНДР. Но удивительно, что если Вы весь день будете ездить в Пхеньяне, то можете за весь день не увидеть ни одного автомобиля марки Pyeonghwa. Но автомашин марки BYD Вы встретите огромное количество. Страна, которая ограничивает рост автомобильной массы, не разрешает напрямую покупать автомашины простым гражданам, но не ограничивает ввоз Китайских автомобилей, чтобы поддержать свой отечественный бренд, кажется полным абсурдом. Похоже, импорт автомобилей в страну все-таки остается для страны приоритетным.


Северная Корея прекрасное место на земле, чтобы посмотреть на автомобили 70-х годов, которые сохранились в своем первозданном виде. Помимо Российского УАЗа, обычное дело увидеть на дороги нашу старую "Волгу", которую выпускал автозавод "ГАЗ". Эта машина получила наибольшую популярность в СССР в качестве такси. Но в Северной Кореи этот автомобиль статус роскоши. Но такси в городе также есть, хотя в стране они особо не нужны, так как большинство граждан не могут себе позволить ездить на такси, так как большинство граждан живет на мизерную зарплату. Зеленые и желтые такси, которые в городе ездят пустыми, в основном нужны для приезжих иностранцев.


Говорят, что Северная Корея это страна с нулевой автомобильной "культурой". Несмотря на не развитую автопромышленность и различные ограничения все-таки в стране любят автомобили. Самое удивительное, что даже в условиях почти полного отсутствия денежных средств у населения мы видим, что люди покупают очень старые автомобили, вкладывают в них всю душу и следят за его состоянием, как за дорогой роскошной иномаркой. Поэтому в стране очень много старых автомашин в нормальном состоянии, которые ездят по дорогам Кореи, а не коротают свои последние дни на свалке.


Да, тоталитарный режим это наибольшее зло, которое может быть в государстве. Но есть и свои плюсы. Люди в связи с желанием владеть автомобилем, в пределах своего минимального семейного бюджета не стремятся показать свои амбиции на дороге с помощью роскошной автомашины. Все на дороге равны и уважительно относятся друг к другу независимого от того, кто на каком автомобиле ездит.


Вот еще несколько фотографий Северной Кореи:



Тут все сейчас пишут про Северную Корею, самая модная тема в последние дни. Связано это с очередным конфликтом между КНДР и цивилизованными миром; скорее всего товарищ Ким Чен Ын в очередной раз хочет получить денег) Решил и я написать небольшой пост про реалии этой страны.

Вообще КНДР это весьма уникальное место, наверное в мире больше не осталось государств с такой же степенью закрытости. Лично я пару лет назад собирался посетить Северную Корею, но потом почитал отзывы путешественников и решил, что в данный момент делать там нечего, все фотоотчёты оттуда похожи как братья-близнецы. Происходит так от того, что к каждой туристической группе приставляют двух охранников-"гидов" из местных спецслужб, которые за ручку водят туристов по стране, показывая штатные достопримечательности.

Вы не найдёте в интернете качественных снимков какого-нибудь жилого района на окраине Пхеньяна, обычных магазинов, подъездов и квартир, гиды вам просто не дадут всё это сфотографировать. Тем не менее, некоторым туристам всё же удаётся по пути к монументам "выдающимся идеям Чучхе" сделать несколько фотоснимков быта и реалий этой страны.

В этом посте я собрал немногочисленные фотоснимки транспорта Северной Кореи. Итак, под катом рассказ о том, на чём ездят люди в КНДР.

02. Начнём с того, как туристы попадают в Северную Корею. В КНДР существует единственная авиакомпания — "Эйр Корё", которая и занимается всеми авиаперевозками по разным направлениям. Есть регулярное авиасообщение с Россией — рейсы летают из Владивостока в Пхеньян и обратно. На самолётах летают немногочисленные туристы и всякие российские государственные деятели, ансамбли военной песни и пляски, а также журналисты. Ещё Пхеньян регулярно отправляет корейских рабочих в другие страны, чтобы те зарабатывали валюту для содержания режима.

Авиапарк "Эйр Корё" представлен, главным образом, старыми ТУ-204:

03. Внутри самолёты выглядят вполне прилично, хотя по отзывам путешественников — лететь всё равно страшно, самолёты старые, да и к тому же "Эйр Корё" традиционно возглавляет списки самых ненадежных авиакомпаний мира.

04. Питание на борту лайнера "Эйр Корё" — бургер с котлетой и салатиком:

05. В КНДР довольно обширная речная сеть и существуют грузоперевозки по рекам. Баржи и другие суда, как правило, очень старые и выглядят примерно вот так:

06. Для того, чтобы бока не сильно обивались при швартовке, к бортам судна с помощью цепей прикреплены старые автомобильные покрышки.

07. И ещё кораблик, тоже с покрышками. Здесь мне очень понравилась палубное сооружение с деревянной филенчатой дверью))

08. Автомобильный транспорт в Северной Корее представлен немногочисленными моделями легковых автомобилей, большинство из них весьма старые и часто ломаются. На снимке — Volvo 144 в процессе ремонта. Кстати, за эти "вольво" КНДР не рассчиталась со Швецией до сих пор.

09. Можно встретить и старые румынские Dacia, подаренные или проданные в КНДР, вероятно, еще при . Но и это не самые старые автомобили в Северной Корее — на дорогах там можно увидеть до сих пор рабочие советские газогенераторые грузовики (на дровах), попавшие в эту страну еще, вероятно, при Сталине.

10. Машины поновее в районе аэропорта. Частные автомобили в КНДР иметь можно, их вам может подарить, например, богатый родственник из Китая или Японии. Правда, по северокорейским законам, в этом случае он должен будет подарить ещё один точно такой же автомобиль "в доход государства", проще говоря — КимЧенЫновским чиновникам.

12. В столице КНДР, Пхеньяне, ходят трамваи и автобусы. Трамваи, как правило, очень старые; туристы пишут, что это модели какого-то местного производства, но лично мне это кажется сомнительным, по-моему, это какие-то старые ГДР-овские вагоны:

13. Вагоны, как правило, в плохом состоянии, с облупившейся краской, ржавые. В вагоне на фото сзади нет стекла. Ещё, вероятно, при движении такие вагоны сильно грохочут, думаю в КНДР нечасто обтачивают колёса.

14. Вагоновожатый выглядит вот так. Очень жаль, конечно, что нет ни одной фотографии трамвая изнутри — туристов туда просто не пускают. А еще мне понравились звездочки на борту — на бортах самолётов Второй мировой войны такими звездочками обозначали сбитые самолёты противника; боюсь даже представить, что они могут означать на пхеньянском трамвае))

15. Есть в Северной Корее и автобусы. Пхеньянские экземпляры выглядят примерно так. Точно так же, как и трамваи, они по множеству раз перекрашены (кисточками вручную).

16. Интерьер автобуса поновее. Обратите внимание на одежду пассажиров — стиль застрял где-то в 50-60 годах:

17. Уличные регулировщики. Светофоры в КНДР работают редко, и на всех дорогах стоят живые регулировщики. В остальных городах страны этой работой занимаются мужчины, а в столице Пхеньяне — как правило девушки.

18. Есть в Пхеньяне и метро, которое состоит из двух линий и 17 станций. Метро было открыто в 1973 году и копировало сталинский стиль , но через призму "быстрее, выше, сильнее" — практически все пхеньянские станции длиннее и выше московских.

Карта метро на стене одной из станций:

19. Поезда метрополитена такие же старые, как и наземный транспорт, когда-то Северная Корея купила их в ГДР. В составе находится по 4 вагона, все составы окрашены в одинаковую ливрею красно-оливкового цвета:

20. Интересная особенность вагонов — двери открываются вручную, а закрываются автоматически. Для открытия дверей снаружи приделаны вот такие ручки:

21. Посадка в вагон:

22. Пассажиры метрополитена:

23. Одна из станций. До 2014 года туристам показывали только 2 из 17 станций, сейчас к просмотру доступны все.

Фото: Zhang Peng/LightRocket | Jonas Gratzer/LightRocket | Eric Lafforgue/Art in All of Us | Anthony Asael/Art in All of Us | Irina Kalashnikova | Marka / Contributor.

Вот такой транспорт)

В целом, как я уже написал в начале поста, ехать сейчас в КНДР совершенно бессмысленно — вам не дадут увидеть практически ничего вне туристической программы, так что нужно ждать, пока или ишак сдохнет, или султан помрёт.

А вы хотели бы побывать в КНДР?

Расскажите, интересно.

Как известно, купить персональный легковой автомобиль в Северной Корее не так-то просто: для этого нужны связи с властями. Также препятствует широкому распространению личных авто в северокорейских семьях странное правило: покупать, обслуживать и заправлять машину можно только за валюту. Даже обучиться вождению можно лишь по рекомендации начальства.

Получение водительских прав в Северной Корее – вопрос особенно интересный: поступив в автошколу, студенты живут в общежитиях, потому что занятия длятся весь день. Обучение включает в себя полноценный курс ремонта машины. Считается, что каждый водитель должен уметь обслуживать свой автомобиль при любых условиях и любой ситуации. В основном причина этого в том, что автопарк в стране давно устарел. Более того, возможность сдать экзамен и получить права предоставляется только тем, кто отработал два года в должности автомеханика или помощника водителя.

Тем не менее, несмотря на все сложности доступа граждан к автомобилям, в стране есть свой автопром: автомобили под маркой Pyeonghwa производятся в КНДР, но на дорогах страны их можно встретить нечасто. Хоть производственные мощности Pyeonghwa Motors позволяют выпускать около 10 тысяч автомобилей в год, чаще всего количество выпущенных за год машин не превышает 300-400 экземпляров.

Однако это не единственное автомобильное предприятие в стране: завод в Сынри (Sungri motor plant), открытый в 1950 году, по сей день остается крупнейшим в стране. В разное время завод выпускал и легковые автомобили, и грузовики, но все они так или иначе копируют советские модели и модели других стран. Стоит отметить, что северокорейский автопром берет свое начало именно с производства лицензионных копий советских автомобилей. Так, например, до сих пор выпускается М-20 «Победа», которая в Северной Корее называется «Утренний цветок» (Achimkoy) и ГАЗ-69, который после «модернизации» стал похож на американский Jeep.

Ограничения в покупке автомобилей, наличие собственного автомобильного производства и сдерживание роста автомобильной массы наводит на мысль о цели властей поддержать свой автопром. Однако ввоз машин из Китая не ограничивается должным образом, на дорогах встречается огромное количество машин китайской марки BYD.

Кроме китайских автомобилей среди жителей Северной Кореи весьма популярны машины советского производства. Так, например, «Волга» считается символом роскоши, а к УАЗам испытывают особую любовь, так как им не страшны горная местность и плохие дороги, которых особенно много в окрестностях города. Современные российские автомобили тоже весьма популярны у северокорейцев, в частности Lada Priora.

А вот японские автомобили, выбор которых кажется логичным, в стране запрещены. Виной тому личная неприязнь к ним Ким Чен Ира: однажды японская машина перегородила дорогу ныне покойному вождю. С тех пор все автомобильные творения японцев были изъяты у населения и больше не пускались в страну.

Больше всего иностранцев поражает использование в Северной Корее дров в качестве топлива. Это вызвано постоянной нехваткой топлива в стране: нередки случаи, когда топлива нет в большинстве городов многие месяцы. Верховный лидер запатентовал технологию, при которой топливо получают прямо во время движения автомобиля: в кузове установлен бак, в котором сжигается древесина, затем она превращается в уголь, в результате горения которого выделяется монооксид углерода и водорода. Эти вещества попадают в камеру сгорания дизельного двигателя. Так передвигается большая часть грузовиков.

Грузовики играют немаловажную роль в жизни Северной Кореи: во-первых, их используют для транспортировки грузов между портами и городами, во-вторых, для перевозки людей через горную местность.

Несмотря на трудности в покупке личного автотранспорта, в стране существует такси. Однако оно в основном предназначено для иностранных туристов, простым жителям оно не по карману.

Что касается высокопоставленных чиновников, они, вероятнее всего, ездят на автомобиле, который выпускает завод Pyeonghwa Motors: вариация лимузина SsangYong Chairman со стилистическими элементами, позаимствованными у седанов Mercedes-Benz конца 1990-х и начала 2000-х годов. Закупаются ли сейчас автомобили за рубежом неизвестно из-за закрытости государства. Говорят, что в автопарке основателя северокорейского режима Ким Ир Сена была тысяча зарубежных машин, преимущественно классов премиум и люкс. А Ким Чен Ир в конце 1990-ых оказался в центре скандала: он заказал в Германии 200 седанов Mercedes-Benz S-Class на деньги, которые предоставила ООН в качестве гуманитарной помощи.

Северная Корея остается загадкой для остальных стран, и любые подробности повседневной жизни ее жителей вызывают неподдельный интерес. Что-то может показаться странным и удивительным, но у всего есть свои плюсы. Так, например, все трудности, возникающие на пути у северокорейцев при покупке машины, создают ситуацию, при которой на дороге все равны, относятся друг к другу уважительно, и неважно, кто на каком автомобиле ездит.