Зимняя Европа: на каких колесах? Не в каждую европейскую страну въезд на транспорте с шипованной резиной разрешен В каких европейских странах запрещены шипованные шины

18.10.2011, «АВТОКЕМПЕР»

Вы собираетесь в зимнее путешествие на автомобиле по Европе? Какие зимние шины выбрать? Обратите внимание, что правила использования зимних покрышек в разных странах на территории Европейского союза различаются.
Перед тем, как отправиться зимой в Европу, следует уточнить нормы местного законодательства, касающиеся использования зимних шин. Ведь, несмотря на то, что во многих европейских странах зимняя резина необязательна, въезд на некоторые трассы на летних покрышках или без цепей противоскольжения может быть запрещен. В этой статье собраны общие сведения о правилах использования зимней резины в Европе.

Европейские стандарты
Пока появление общего свода правил, который действовал бы на всей территории Европы, не предвидится. Тем не менее, в 1992 году ЕС утвердил общее определение зимних покрышек M+S (директива 92/23 EEC, II поправка), которое звучит следующим образом: «покрышки, глубина рисунка протектора и структура которых обеспечивают лучшие ходовые качества автомобиля на слякоти или покрытых свежим или тающим снегом участках трассы.

Профиль покрышек M+S отличается увеличенными продольными канавками и/или грунтозацепами, расстояние между которыми больше, чем на обычных покрышках». Но если верить этому определению, многие из современных зимних покрышек таковыми не являются — как, например, резина ContiWinterContact TS 810 Sport с ассиметричным рисунком протектора, обеспечивающая надежное сцепление автомобиля с дорогой. Ничего не сказано и о составе резиновой смеси, который играет немаловажную роль в зимних условиях. Зато из определения можно понять, что означает знак снежинки, который наносится на большинство зимних шин. Таким значком допускается помечать только те покрышки, которые на заснеженной трассе обеспечивают 7%-ное улучшение торможения с включенной системой ABS по сравнению с обычными покрышками с маркировкой M+S.

АЛБАНИЯ
Зимние шины

Шипы
Не имеет законодательства относительно использования зимних шин.
Цепи
Наличие цепи на борту является обязательным с 1 ноября по 30 апреля. Цепи должны быть собраны на ведущих мостах грузовых автомобилей и на всех колесах прицепов и полуприцепов.

АНДОРРА

Зимние шины
Не имеет законодательства относительно использования зимних шин.
Шипы
Не имеет законодательства относительно использования зимних шин.
Цепи
При наличии соответствующего дорожного знака использование цепей является обязательным.

АВСТРИЯ
Зимние шины
В Австрии использование зимних шин является обязательным с 1 ноября по 15 апреля, при этом все шины с глубиной протектора менее 4 мм считаются летними. На некоторых трассах могут потребоваться цепи противоскольжения.
Для транспортных средств категорий М2 и М3 (пассажирские перевозки более восьми пассажиров) является обязательным использование зимних шин, по крайней мере, на ведущую ось с 1 ноября по 15 марта. Для транспортных средств категорий № 2, № 3 (грузовой транспорт c полной массой более 3,5 тонн) с 1 ноября по 15 апреля.
При соответствующих погодных условиях (снег, дождь со снегом или льдом) для транспортных средств с полной массой 3,5 тонн и менее (M1/№ 1) с 1 ноября по 15 апреля зимние шины должны быть на всех осях или на ведущую ось должны быть надеты цепи.
Использование цепей допускается только, если дороги покрыты слоем снега или на дорогах гололедица. Штрафы могут варьироваться от € 35,00 до € 5,000.00.
Минимальная глубина профиля — 4 мм для зимних радиальных шин и 5 мм для диагональных шин. Для коммерческих автомобилей — в 5 и 6 мм, соответственно.

Шипы
Шипованные покрышки разрешены только для транспортных средств, вес которых не превышает 3,5 тонны, с ограничением скорости 100 км/ч на автобанах и 80 км/ч на других дорогах.

Цепи
Цепи должны применяться, если на это указывает соответствующий дорожный знак. В этом случае шины с шипами также должны быть оборудованы цепями противоскольжения.

БЕЛЬГИЯ
Зимние шины
Хоть Бельгия не слишком богата на зимние курорты, иногда зимние покрышки использовать все-таки рекомендуется: в гористых регионах и на границе с Германией зимой часто идет снег, а на западе нередки низкие температуры. Все это значительно увеличивает тормозной путь. Зимняя резина в этих странах необязательна.

Шипы
Шины с шипами разрешены с 1 ноября до 31 марта с ограничением скорости 90 км/ч на автомагистралях и в 60 км/ч на других дорогах для автомобилей с полной массой 3,5 т и менее.

Цепи

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА
Зимние шины
Использование зимних шин является обязательным в период с 15 ноября до 15 апреля. В качестве альтернативы могут служить летние шины с цепями.

Шипы

Цепи
В период с 1 ноября и 15 апреля водитель должен постоянно иметь в автомобиле цепи и лопату. И, по крайней мере, один набор цепей должны быть надет на ведущую ось.

БОЛГАРИЯ
Зимние шины
Болгария

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
С 1 ноября и 31 марта водитель должен постоянно перевозить в автомобиле цепи, как минимум на ведущую ось. Цепи должны использоваться обязательно, если на это указывает дорожный знак.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Зимние шины
Не имеет законодательства, касающегося использования зимних шин.

Шипы
Использование шин с шипами в целом допускается. Условие: шины с шипами не должны повредить дорожное покрытие.

Цепи
Цепи могут быть использованы только на снегу или покрытых льдом дорогах.

ВЕНГРИЯ
Зимние шины
Не имеет законодательства, касающегося использования зимних шин.

Шипы Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
В зимний период водитель должен постоянно перевозить в автомобиле цепи. Если дорожный знак «Цепи обязательны» установлен на границе, транспортное средство может пересечь границу только при наличии на борту цепей. При использовании цепей скорость ограничена до 50 км/ч. Цепями должен быть оборудован, по крайней мере, один ведущий мост.

В случае если цепи используются без необходимости (на сухой дороге), водитель может быть оштрафован.

ГРЕЦИЯ
Зимние шины
Не имеет законодательства, касающегося использования зимних шин.

Шипы
Шины с шипами могут быть использованы, если погодные условия требуют этого.

Цепи
Цепи могут быть использованы, если погодные условия требуют этого.

ГЕРМАНИЯ
Зимние шины
Зимние шины с 1 декабря 2010 года стали в Германии обязательными. Этого требует новое дополнение к правилам дорожного движения: водители обязаны использовать при гололеде, снеге, дожде со снегом, инее только шины, которые соответствуют предписаниям Евросоюза 92/23/EWG. Невыполнение этой нормы карается штрафом 40 евро.
Какой именно тип зиманих шин должен использовать — вопрос не однозначный и пока дискуссионный. Предписания 92/23/EWG многие считают устаревшими. По мнению одних экспертов при неблагоприятных природных условиях надо использовать покрышки с обозначением М + S или всесезонные. Глубина профиля должна быть не мене 1,6 миллиметра. Другие эксперты считают, что маркировки M + S недостаточно: должна быть еще «снежинка» и глубина профиля — не менее 4 мм.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
Цепями должны быть оборудованы шины ведущего моста тягача, если это указывает дорожный знак (требование распространяется только на транспортные средства с более чем двумя колесами). При этом максимальная скорость не должна превышать 50 км/ч. Цепи противоскольжения допускаются также на прицепах.

ДАНИЯ
Зимние шины
В Дании можно использовать зимние покрышки, но это необязательно. «Шиповки» разрешены, хотя большой пользы на трассах страны вы от них, скорее всего, не почувствуете. При низких температурах рекомендуется ставить зимнюю резину.

Шипы
С 1 ноября до 1 апреля разрешаются шины с шипами с ограничением скорости до 110 км/ч на автомагистралях и 80 км/ч на других дорогах. Все шины должны быть оборудованы шипами, в случае двойной сборки, по крайней мере, одной из двух шин.

Цепи
Использование не допускается.

ИТАЛИЯ
Зимние шины
Зимнюю резину можно не ставить, хотя для некоторых трасс она все же рекомендуется. Зимой мы все же не советуем путешествовать по Италии без зимней резины.

Шипы
При наличии шипованных покрышек следует помнить об ограничениях скорости — 90 км/ч за городом и 50 км/ч в черте города.

Цепи
Особых указаний по использованию цепей противоскольжения тоже нет.

ИСЛАНДИЯ
Зимние шины
Использование зимних шин является обязательным в период с 1 ноября по 14 апреля. Эти даты может отличаться в разные года.

Шипы

Цепи

ИРЛАНДИЯ
Зимние шины
Не имеет законодательства, касающегося использования зимних шин.

Шипы
Шины с шипами можно использовать с ограничением скорости до 112 км/ч на автомагистралях и 96 км/ч на других дорогах.

Цепи
Допускается использование в случае суровых погодных условий.

ИСПАНИЯ
Зимние шины

Шипы
Шины с шипами можно использовать только с 15 ноября по 31 марта на заснеженных или покрытых льдом дорогах.

Цепи
Только при наличии соответствующего дорожного знака.

ЛАТВИЯ
Зимние шины
Зимние шины в Латвии являются обязательными для всех транспортных средств с полной массой менее 3,5 тонн в период с 1 декабря по 1 марта.

Цепи
Цепи не являются обязательными, но могут применяться в случае снега и гололеда.

ЛИТВА
Зимние шины
Использование зимних шин является обязательным для всех транспортных средств до 3.5 т с 10 ноября по 1 апреля. Минимальный профиль шины в зависимости от категории транспортного средства:
— M2—2 мм (с 10 ноября по 1 апреля — 3 мм);
— M3—2 мм; * № 2 и № 3—1 мм;
— О3 и О4—1 мм (прицепы).

Цепи
Цепи не являются обязательными, но могут применяться в случае снега и гололеда.

ЛЮКСЕМБУРГ
Зимние шины
Использование зимних шин не является обязательным, но рекомендуется в зимний период. Штраф за аварийную ситуацию, вызванную отсутствием зимних шин, достигает 145 Евро. В случае аварии отсутствие зимних шин также влияет на распределение ответственности за ущерб.
Если скоростной коэффициент зимних шин не является достаточным для скорости автомобиля, эти шины не могут быть использованы в период с 1 апреля до 30 октября.

Шипы
Шины с шипами можно использовать с ограничением скорости с 1 декабря по 31 марта. Это относится к автомобилям с полной массой до 3,5 т, а также к специальным автомобилям и автобусам.

Цепи
Цепи могут быть использованы только на заснеженных или покрытых льдом дорогах.

МАКЕДОНИЯ
Зимние шины
Зимние шины не являются обязательными. Если они все же используются, профиль должен быть не менее 5 мм. Если автомобиль оснащен зимними шинами, использование цепей для передвижения по городу не обязательно.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
Цепи должны быть на борту транспортного средства в период с 15 октября по 15 марта.
В случае сильного снегопада цепями должна быть оборудована ведущая ось автомобиля.
Это требование не является обязательным для прицепов или полуприцепов.

НИДЕРЛАНДЫ
Зимние шины
Не имеет законодательства, касающегося использования зимних шин.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
Использование цепей на дороге запрещено.

НОРВЕГИЯ
Зимние шины
В случае зимние погодные условия все транспортные средства должны иметь зимние шины, с шипами или без шипов, с минимальным профилем — 3 мм. В качестве альтернативы могут выступать летние шины с цепями.
Требование не распространяется на иностранные автомобили, но рекомендуется в связи с ответственностью в случае аварии.

Шипы
Использование шин с шипами запрещено между первым понедельником после Пасхи и до 31 октября, если этого не требуют погодные условия.
В Нордланде, Тромсе и Финнмарке использование разрешено в период с 15 октября по 1 мая с ограничением скорости до 90 км/ч на автомагистралях и 80 км/ч на других дорогах. Власти могут устанавливать исключения из правил. При этом для транспортных средств с полной массой менее 3,5 т шипованная резина устанавливается на всех колесах.

Цепи
Использование цепей запрещено между первым понедельником после Пасхи и до 31 октября, если этого не требуют погодные условия. В Нордланде, Тромсе и Финнмарке использование разрешено в период с 15 октября по 1 мая с ограничением скорости до 90 км/ч на автомагистралях и 80 км/ч на других дорогах. Власти могут устанавливать исключения из правил.
Для транспортных средств с полной массой более 3,5 т должно быть не менее трех цепей: одна на переднее колесо и две на ведущую ось. Транспортное средство со сдвоенными колесами должно быть оборудовано четырьмя цепями на ведущую ось.

ПОЛЬША
Зимние шины
Зимняя резина необязательна. Однако, учитывая, что работа снегоуборочных служб далека от совершенства, путешествие по Польше на летней резине может быть рискованным. Кроме того, статья 66,1 Закона о Дорожном движении указывает, что каждый автомобиль должен быть построен, оборудован и обслуживаться таким образом, чтобы не ставить под угрозу ни пассажиров, ни других участников дорожного движения.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи

ПОРТУГАЛИЯ
Зимние шины
Не имеет законодательства, касающегося использования зимних шин.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
Наличие цепей не является обязательным, кроме случаев, когда на это указывает дорожный знак. В этом случае цепями должна быть оборудована, по крайней мере, ведущая ось.

РУМЫНИЯ
Зимние шины
В Румынии пока нет законов, регламентирующих использование зимних покрышек, однако Министерство транспорта заявило, что в скором времени водители будут обязаны оснащать автомобили соответствующим комплектом шин на период с 1 ноября по 31 марта. Новый закон вступит в силу с 2011 года.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
Наличие цепей не является обязательным, но при определенных погодных условиях может быть объявлено необходимым.

СЕРБИЯ
Зимние шины
Зимние шины должны иметь профиль не менее 4 мм.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи

СЛОВАКИЯ
Зимние шины
Не имеет законодательства, касающегося использования зимних шин. Однако в случае аварии отсутствие зимних шин является важным аргументом для распределения ответственности за ущерб.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
Наличие цепей не является обязательным.

СЛОВЕНИЯ
Зимние шины
Использование зимних шин является обязательным для всех транспортных средств до 3.5 т с 15 ноября по 15 марта. Сроки могут быть увеличены из-за осложненных погодных условий.
Минимальные требования для транспортных средств и сцепки более 3,5 т: автомобиль должен быть оснащен либо зимними, либо радиальными покрышками, при этом глубина протектора должна составлять не менее 4 мм.
Допускается использование летних шин с цепями.
По закону Словении вполне достаточно двух зимних покрышек на автомобиль. Рекомендуется все же установить полный комплект.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
Наличие на борту транспортного средства цепей обязательно, если используется летняя резина.
Полноприводные автомобили должны быть оборудованы цепями на задней оси.
Лопата должна быть доступна на борту каждого автомобиля.

ФИНЛЯДНИЯ
Зимние шины
С 1 декабря до конца февраля зимние шины являются обязательными для всех транспортных средств с массой не более 3,5 тонн.
Профиль должен быть не менее 3 мм.
С 1999 года этот закон распространяется и на иностранные транспортные средства.

Шипы
Шины с шипами допускается с ограничением скорости до 100 км / ч на автомагистралях и 80 км/ч на других дорогах с 1 ноября до 31 марта. При этом все четыре колеса должны быть оборудованы шипами.

Цепи
Не обязательно иметь на борту транспортного средства.

ФРАНЦИЯ
Зимние шины
Во Франции менять резину на зимнюю необязательно, но в случае аварии отсутствие зимних шин является важным аргументом для распределения ответственности за ущерб. Несмотря на то, что закона о необходимости зимней резины во Франции нет, в Альпах без нее появляться не стоит.

Шипы
Легковые автомобили должны быть оснащены шипованными покрышками (с начала ноября до конца марта, при этом скорость в населенных пунктах не должна превышать 50 км/ч, а за пределами населенных пунктов — 90 км/ч). При наличии шиповок следует поместить на стекло специальную наклейку.

Цепи
На некоторых трассах (они отмечены специальными знаками) могут потребоваться цепи противоскольжения. В отдельных случаях цепи являются обязательными (на некоторых горных перевалах).

ХОРВАТИЯ
Зимние шины
В зимний период транспортное средство должно быть оборудовано как минимум двумя зимними шинами (M + S) на ведущую ось или летними шинами с радиальным рисунком на все колеса.
Минимальный профиль — 4 мм.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
В зимний период наличие на борту транспортного средства лопаты и цепей обязательно, как минимум, комплекта для ведущей оси.
Цепи должны использоваться только при необходимости, если этого требуют погодные условия (высота снега не менее 5 см или обледенение дороги).

ЧЕХИЯ
Зимние шины
Использование зимних шин может быть обязательным при наличии соответствующего дорожного знака на обочине дороги (например, на автобане D 1) в период с 1 ноября до 1 апреля.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи
Обязательно при наличии соответствующего дорожного знака. Комплектом цепей должна быть оборудована ведущая ось.
Максимальная скорость 50 км / час.
Обязательно наличие цепей на борту транспортных средств с полной массой более 7,5 т.

ЧЕРНОГОРИЯ
Зимние шины
Минимальный профиль — 4 мм.

Шипы
Использование шин с шипами не допускается.

Цепи

ШВЕЦИЯ
Зимние шины
Для иностранцев использовать зимние покрышки в холодное время года необязательно. За городом все же рекомендуется ездить на зимней резине, поскольку многие дороги здесь песком не посыпают.
Для местных жителей в период с 1 декабря по 31 марта обязательны зимние шины с профилем не менее 3 мм для транспортных средств с полной массой до 3.5 т.

Шипы
Использование шин с шипами допускается с 1 октября до 30 апреля. Если автомобиль оснащен шинами с шипами, прицеп должен быть оборудован соответствующим образом.

Цепи
В качестве альтернативы зимой допускается использование цепей.

ШВЕЙЦАРИЯ
Зимние шины
В Швейцарии зимние покрышки тоже можно не ставить. Впрочем, их использование рекомендуется, поскольку водители, использующие летнюю резину, могут быть признаны виновниками ДТП, если применение зимних шин позволило бы его избежать.
В целом использование зимних покрышек считается в Швейцарии хорошим тоном.
Использование зимних шин может быть обязательным требование на ряде дорог при наличии соответствующего дорожного знака.

Шипы
Шипы и цепи — на усмотрение водителя, однако на некоторых трассах они могут быть обязательными. На большинстве автобанов шипованные покрышки запрещены, кроме того, при их наличии действует ограничение скорости — 50 км/ч в черте города и 80 км/ч за его пределами.

Цепи
Использование цепей является обязательным при наличии дорожного знака. Снегопад в Альпах может случиться и летом.

ЭСТОНИЯ
Зимние шины
Использование зимней резины обязательно с 1 декабря до конца февраля, хотя, в зависимости от погодных условий, «сезон» может начаться раньше или закончится позже установленного срока.

Шипы
Использование шин с шипами с ограничением скорости до 90 км/ч допускается с 1 ноября до 1 мая только для транспортных средств с полной массой не более 3,5 тонн. Для всех колес, включая прицеп.

Цепи
Не обязательно иметь цепи на борту транспортного средства.

Российским гражданам собирающимся посетить в зимний период времени европейские страны на своем автомобиле, нужно знать, что в некоторых из них запрещено законом движение на машине, без установленных зимних шин и предусмотрены внушительные штрафы за нарушение правил.

Специалистами фирмы Goodyear - одно из ведущих производств шин в мире, был составлен список требований предъявляемых к использованию зимней резины в странах Европы.

Германия.

На сегодняшний день действует запрет на использование летних шин в зимнее время года.

Новые требования к зимней резине на всей территории Германии вступили в силу от 4-ого декабря 2010 года. Эти поправки касаются всех механизированных транспортных средств, используемых на дорогах, в частности и тех, что зарегистрированы за границей. Под зимними погодными условиями подразумевается снег, слякоть, гололедица, иней и лед. Также стоит обратить ваше внимание на то, что такие ситуации могут возникать не обязательно при отрицательной температуре, но и если она выше 0 С. Немецкое законодательство четко обговаривает, что колеса должны быть соответствующими погодным условиям, то есть зимними или всесезонными, специально предназначенные для эксплуатации в зимнее время. Зимние и всесезонные шины имеют маркировку “M+S”, и снежинку внутри треугольника в виде гор на боковой части колеса. Запрещается передвигаться по дорогам в зимнее время года автовладельцам использующим летние шины на своем автомобиле. За нарушение этих требований на водителей налагается штраф в размере от 20 евро. Если по вине водителя с неподходящими сезону шинами будет затруднено движение, штраф составит около 40 евро. Вам также могут воспрепятствовать в продолжение поездки, если резина не поменяна или сменилась погода.

Австрия.


С 15 ноября на территории Австрии все транспортные средства в обязательном порядке должны быть оборудованы зимнимишинами.
Также в Австрии есть дороги, где действуют дополнительные требования по остаточной высоте протектора на зимних шинах, к примеру, на высокогорных трассах глубина должна составлять минимум 4мм. Ограничения накладываются и на использование на некоторых дорогах, о чем информируют водителя соответствующие дорожные знаки.

Швейцария.

Четкие временные рамки использования зимних шин не оговорены, но их использование настоятельно рекомендовано в зимнее время года. Например, водитель автомобиля, ставший виновником аварии, из-за использования летних шин будет отвечать за последствия ДТП, если будет доказано, что используя зимнюю резину происшествия можно было избежать. Либо использовались зимние шины с остаточной высотой протектора менее 4мм. Плюс к этому страховая компания, обеспечивающая клиенту страховой полис, подобный российскому КАСКО, может отказать в возмещение ущерба.

Дания.

Нормы по использованию зимней резины в Дании не закреплены законодательно, но их использование очень рекомендовано, продиктовано это суровыми зимними погодными условиями в стране.

Норвегия.

Норвежское законодательство требует использования “резины с хорошей степенью сцепления” и остаточной высотой протектора не менее 3 мм. По всем случаям ДТП полиция выносит решения в зависимости от ситуации.

Финляндия.

В Финляндии, с ее непростым климатом, применение зимней резины является обязательным условием в отрезке законодательно установленного срока (с 1 декабря по 1 марта), как для финских граждан, так и для транспорта, въезжающего на территорию Финляндии. Глубина протектора на зимних шинах должна быть не менее 3 мм, при нарушении этих правил, полиция имеет право назначить приличный штраф.

Великобритания.

В Великобритании нет закона, регламентирующего эксплуатацию зимних шин. Тем не менее, многие автомобилисты из регионов знакомых со снегом имеют опыт передвижения на зимних шинах и успели оценить преимущества, приобретаемые при смене резины в зависимости от погодных условий.

Франция.

Не смотря на то, что французские власти законодательно не обязывают водителя использовать зимние шины, их применение рекомендовано в юго-восточных, восточных и особенно северных регионах страны. Также на некоторых дорогах Франции, водителей обязывают к использованию дополнительного зимнего оборудования, такого как шипы противоскольжения или цепи.

Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Прошлые непривычно сильные морозы зимой для этих стран показали необходимость зимних шин на рынке сбыта, которые ранее не пользовались большим спросом. Зимняя резина становится все более популярной среди автомобилистов стран Бенилюкса, из-за значительных преимуществ в безопасности передвижения при непредсказуемости погодных зимних условий. Применение зимних шин пока не носит обязательный порядок в этих странах, но рекомендовано, особенно если водитель вынужден использовать свой автомобиль каждый день.

Швеция.

В Швеции период использования зимних шин регламентирован законом и является обязательным с 1 декабря по 31 марта и распространяется на второстепенные или проселочные дороги, которые сильно заснежены и покрыты слякотью. Эти требования не затрагивают путешествующих туристов по территории Швеции, только если их автомобиль оснащен шинами с протектором, глубина которого не меньше 3мм.

Эстония.

Использование зимних шин в Эстонии является обязательным требованием предусмотренным законодательством в период с 1 декабря по 1 апреля. Эти временные рамки могут корректироваться в зависимости от погодных условий.

Эстонский шинный союз не поддерживает предложение мэрии Талина о введении запрета на шипованные шины в Эстонии. Исполнительный директор Эстонского шинного союза Каур Куурме сказал: “Прежде чем запрещать, стоило бы рассмотреть все плюсы и минусы шипованных шин, а не опираться на исследования прошлых лет.
Поскольку климат в Эстонии очень влажный, опасность на обледенелом шоссе, не говоря уже о проселочных дорогах, очень высока".
Руководитель союза пояснил, что ламельные шины помечены знаком M+S, т.е. всесезонные, однако это не означает, что они соответствуют нашим погодным условиям. По словам Куурме, в Германии и Северных странах требования, предъявляемые к ламельным шинам, различны. Крайне рискованно использовать ламельную резину от незнакомых производителей, поскольку их материалы могут быть совершенно непригодны в климатических условиях Эстонии.

Литва.

Использование зимних шин в Литве является обязательным согласно законодательству, оговоренные сроки применения с 10 ноября по 1 апреля.

Латвия.

В Латвии с 1 декабря по 1 мая водителям автотранспортных средств полной массой не более 3,5 т. разрешено использовать только зимние шины. Минимальная глубина протектора - 3 мм. Во всех трех балтийских странах эти законодательные аспекты применимы также и к туристам.

Чешская Республика, Словакия, Болгария, Польша.

В этих странах законодательно не предписано использование зимних шин, однако учитывая традиционно холодные зимы, водителям большинства регионов Восточной Европы рекомендуется все-таки их устанавливать.

Румыния.

Правительством Румынии был принят закон, об обязательном использовании зимних шин в зимний период времени, а нарушение его грозит крупным штрафом от 600 до 1000 евро, плюс лишение сертификата о регистрации автомобиля.

Согласно новому закону владельцы автотранспортных средств должны использовать зимние шины в период с 1 ноября по 1 марта. Грузовые автомобили весом более 3,5 тонн и пассажирские автомобили, имеющие более 9 посадочных мест, кроме зимних шин должны быть оснащены цепями противоскольжения.


Венгрия.

В Венгрии от автомобилистов требуют, чтобы автомобиль был укомплектован набором цепей противоскольжения на зимний период времени. Туристам, собравшимся посетить эту страну не имеющим с собой цепей противоскольжения, может быть отказано во въезде.

Албания, Македония, Сербия и Черногория.

В этих странах использование летних шин зимой разрешено, но только в том случае, если глубина протектора составляет не менее 4 мм, в противном случае должны использоваться цепи противоскольжения. Это требование действует только для ведущей оси.

Босния и Герцеговина.

Использование зимних шин обязательно в период с 15 ноября по 15 апреля. Глубина протектора шины должна составлять не менее 4 мм. В качестве альтернативы зимним шинам, возможна установка на летние шины цепи противоскольжения.

Хорватия.

Во время официального зимнего сезона должны использоваться колеса оборудованные цепями противоскольжения, вне зависимости от того, зимние они или летние. Также действует требование, по глубине протектора распространяемое как на зимние, так и летние шины не менее 4 мм.

Словения.

Начиная с 15 ноября по 15 марта все автотранспортные средства должны быть, оснащены зимними шинами. Что касаемо туристов, если на дорогах лежит снег то им разрешено передвижение на автомобиле, оборудованном исключительно зимними шинами. Тем не менее, законодательство допускает применить водителю только две зимние шины - на ведущей оси.

Испания.

В Испании нет законодательства, обязывающего водителей использовать зимние шины. Однако использование зимних шин рекомендуется во многих регионах, в особенности на севере страны. На определенных дорогах Испании, водителей могут обязать использовать другое зимнее оборудование, такое как цепи и шипы противоскольжения.

Италия.

В Италии тоже не оговорено законодательством сроков по обязательному использованию зимних шины, но применение их рекомендовано, особенно в северной части страны.

Турция

Использование зимних шин не обязательно, но законодательство Турции требует, чтобы автомобили были технически готовы к погодным условиям, характерным для зимы. Это означает, что при прогнозе неблагоприятных погодных условий, водителям необходимо либо установить зимние шины, либо цепи противоскольжения на летние шины. Поэтому, во многих регионах Турции рекомендуется устанавливать зимние шины, особенно это касается севера и востока страны.

Россия


Несмотря на суровые зимы и плохие дороги, в России пока не существует законодательства относительно сроков обязательного использования зимних шин. Но по новому техническому регламенту уже законодательно утверждена минимальная глубина протектора для зимней резины, не менее 4 мм. Специалисты настоятельно рекомендуют для южных областей России использовать стандартные зимние шины, а для центральной и западной России, Сибири и восточных районов страны применение шипованных покрышек в зимнее время года.

В зимний период шипы разрешены в Австрии, Бельгии, Эстонии, Литве, Словении и Финляднии. А вот в Чехии, Польше, Германии, Франции и Испании шипованная резина категорически запрещена.

Шипованные шины в Европе

Страна

Разрешенный период использования

Ограничение скорости автомобилей, оборудованных шипованными шинами, на шоссе/автобанах, км/ч

Примечания

Австрия

с 15 ноября по апрель (конкретные сроки устанавливаются в зависимости от погоды)

80/100

только для транспортных средств общей массой до 3,5 т, знак «шипы» обязателен

Албания и Андора разрешено

Бельгия

01.11—31.03

60/90

обязателен знак «60 км/ч»

Болгария, Босния и Герцеговина

запрещены

Швейцария

01.11—30.04

80/—*

обязателен знак «80 км/ч»

Чехия

запрещены

Германия

запрещены

разрешены в 15-километровой зоне со стороны Австрии на грузовиках с иностранными номерами

Дания

01.10—30.04

общее ограничение скорости

Испания

действуют местные условия

Франция

01.11—31.03

90/90

обязателен знак «90 км/ч»

Финляндия

01.11—24.04

общее ограничение скорости

Англия

разрешено, срок использования не определен

Венгрия

запрещены

Хорватия, Черногория, Сербия

запрещены

Италия

15.11—15.03

90/120

Ирландия

действуют местные условия

Греция, Исландия разрешены

Люксембург

01.12—31.03

60/90

обязателен знак

«60 км/ч»

Латвия 01.10 - 01.05

Литва

10.10-01.04



Норвегия

01.11—23.04

общее ограничение скорости

Голландия

действуют местные условия

разрешены для иностранных грузовиков

Португалия

запрещены

Польша

запрещены

Румыния

запрещены

Швеция

01.11—23.04

общее ограничение скорости

Словакия

запрещены

Словения

запрещены

Турция

запрещены

Эстония 01.11—01.05 90
Украина разрешены

Югославия

запрещены

Македония, Молдавия запрещены

*Использование шипованных шин на автобанах запрещено

О необходимости обязательного использования зимних шин свидетельствует опыт зарубежных стран. Например, в Германии в случае ДТП не по вине водителя последний возмещает до 20% суммы причиненного ущерба если он использовал зимой летние шины. В Финляндии, Швеции использование зимних шин стало обязательным для всех водителей.

Использование шипованных шин в Литве теперь не ограничено сроками запрета.

Напоминаем, что до этого предполагалось начиная с 10 апреля 2011 года запретить ставить автомобильные покрышки с шипами, либо въезжать из соседних государств с такими видами шин на территорию Литвы.

По данным полученным из Министерства транспорта Литвы, оно решило уделить большую заботу о безопасности людей, а не сохранению дорожного покрытия.


Ехать в Польшу можно только на зимней резине без шипов. Польский закон прямо запрещает использование на территории Речи Посполитой шин, «оснащенных постоянной системой противоскольжения». До 2010 года исключений не было ни для кого, затем были введены послабления для «автотранспорта, участвующего в соревнованиях, и для велосипедов».

А я видел на шипах!

Да, на дороге в Польше встречаются машины с шипованной резиной, но тут нужно разбираться. Дело в том, что в некоторых странах Евросоюза допускается использование шипованных шин. К примеру, направляясь в Данию, Финляндию, Норвегию, или Швецию у вас не возникнет абсолютно никаких проблем с въездом в страну, если на пограничном переходе ваш железный конь окажется подкован металлом. Но если вы стоите, обутые в «шиповку», на границе с Польшей, то вполне серьезно и в полном соответствии с законом вас могут не впустить в страну. А ссылки на то, что кто-то видел кого-то в Польше на шипах, не будут иметь для стражей границы никакого значения.
Как следует из практики, машины с шипованной резиной на польских дорогах действительно встречаются. Как правило, эти машины родом из Скандинавских стран, где резина на шипах разрешена. А так как эти страны находятся в зоне Шенген, то быть повернутыми на границе им не грозит. Но это вовсе не означает, что полиция не может предъявить претензий к водителям этих авто, ведь формально они нарушают закон.

Обязательна ли зимняя резина в Польше?

Нет. Пока не обязательна. В Польском законе отсутствует норма, регулирующая замену летней резины на зимнюю. Польские законодатели уже не первый год работают над введением этой обязанности и, возможно, уже скоро эта норма может утверждена. А пока этого не произошло, ни один полицейский в Польше не имеет права выписать вам штраф за езду на летней резине в холодное время года. Данный факт вовсе не означает, что это не может стать лишним поводом для повышенного к вам внимания в случае остановки по другой причине. Так что с этим лучше не рисковать. Как следует из проекта закона о зимней резине, её обязательное применение планируется «в период с 1-го ноября по 15-е марта или с 1-го ноября по 1-е марта». К этим датам стоит отнестись серьезно и не планировать поездку в Польшу в эти дни на летней резине. Есть риск, что, въехав в страну 31 октября без принятого закона, уже утром 1-го ноября можно оказаться правонарушителем. Тем более, что в этот день в Польше праздник – День всех святых (Wszystkich Świętych). На дорогах в праздники традиционно больше полиции, а размеры штрафов в Польше не обрадуют даже состоятельных людей.
Оплачивать штраф придётся на месте сотруднику полиции или еще нескольким службам, которые тоже имеют право участвовать в контролировании дорожного движения. Предлагать взятку польским полицейским категорически не рекомендуется. Не стоит доверять «бывалым водилам», которые утверждают, что с полицией в Польше легко «договориться». Может, так это когда-то и было (что тоже не было правилом кстати), но за последние 10 лет в Польше изменилось очень многое. В том числе и это. «Договориться» может и получится, но при огромном везении и сказочной доброте стража порядка (ну - или вам попался «тот самый»). А в качестве нормы даже после одного только предложения «договориться» поездка в Польшу может затянуться на несколько лет ввиду отбытия в места не столь отдаленные (например, от города Вронки).

Безопасность

Именно о безопасности и задумались польские законодатели. Их серьезно беспокоит статистика ДТП с участием автовладельцев, не сменивших резину на зимнюю. Хотя «на камеру» более 90% процентов респондентов высказалось за использование зимних шин, детальное изучение цифр опросов не добавляет оптимизма. Так, 5% анкетируемых признались, что принципиально всю зиму они проездили на летней резине, 13% ездили на всесезонной, 79% установили зимнюю резину, 3% и вовсе не знали марку шин, в которую обуты, не говоря уж об их сезонности.

Пять процентов не должны ввести читателя в заблуждение, ведь это каждый двадцатый автомобиль. Кроме того, из-за ошибочного убеждения, что «разница в свойствах резины – это пропаганда маркетологов», некоторые автомобилисты считают вполне нормальным ездить на летних шинах, или ставить почти стёртые зимние. При ближайшем рассмотрении такие убеждения часто строятся на попытке таких автовладельцев сэкономить на шинах и переобувке резины. По данным полиции и страховых компаний Польши, такая экономия стоит сотен жизней как пешеходов, так и водителей, которым не посчастливилось оказаться с горе-экономистом на одной зимней дороге.
Вдобавок ко всему в последнее время появилось достаточно много адептов привода 4x4. Многие из них люди занимаются хозяйством и имеют большой опыт езды по бездорожью. Но есть и те, кто купил внедорожник или седан из соображений полного привода и никогда с асфальта не съезжал. Полный привод, по их мнению, непревзойден по безопасности. Среди последних выделяется категория автолюбителей, которые полагают, что на полноприводный авто ставить зимнюю резину не нужно. Что само по себе уже крайне ошибочно. В Польше количество почитателей формулы 4X4 прибывает с каждым годом, а убеждения – штука упрямая. Как и статистика. Именно она показывает, что полный привод вовсе не заменяет зимнюю резину, а настоятельно её требует, точно так же как классический и передний приводы.

Мы такие разные – и все-таки мы вместе

Ситуация: в Польшу ехать надо, забронирован отель, ждут неотложные дела, а на машине – резина с шипами. Вероятность, что на границе развернут обратно, очень велика.
Некоторым в голову приходит такой выход: «С миру по нитке...», наберу 4 баллона «липучек» (мало ли у кого в гараже что завалялось), а вернусь – раздам обратно. Главное – чтобы по размеру подходили.
Но выйти из ситуации таким образом вряд ли получится. Только если вам удастся набрать резину с одинаковым протектором для каждой оси.
Дело в том, что польское законодательство запрещает эксплуатировать автомобиль, на одной оси которого установлены автошины с разным рисунком протектора. Исключение только для докаток, но и тут лучше иметь проколотое колесо в багажнике, чтобы было проще объяснить, что вы едете в шиномонтаж. Если же такая резина стоит только потому, что «так подобралась», то штраф не заставит себя ждать. Причем на границе вас могут спокойно пропустить, ведь работник пограничной службы вполне может не заострять внимание на шинах. А вот в обязанности дорожной полиции эта функция уже входит.
В случае если у вас будет разная резина, в силу вступают два варианта.
Первый: вы отделаетесь только штрафом на месте, злотых в 300-500. Вариант второй: вам после оплаты штрафа придется покупать целый комплект новой зимней резины. Все это при учёте того, что полицейский будет в хорошем настроении или просто добрым и, войдя в положение, ограничится штрафом. Норма закона в этом случае предусматривает и штраф, и изъятие техпаспорта. Всё это влечет незапланированные расходы, трату времени и испорченное настроение.
А вообще нужно осознавать, что авто с разным рисунком протектора теряет ходовые и сцепные качества. Здоровье и жизнь дороже шин и штрафов.
Итог прост: на одной оси должна стоять пара одинаковых шин, на второй могут стоять другой марки и с другим рисунком, но тоже одинаковые. Тогда проблем не будет. Что касается установки зимней резины только на ведущие колеса, то этого тоже делать нельзя.

Готовимся к поездке в Польшу на машине

В случае если вы едете из России, кроме самого автомобиля и зимней резины с ноября по март, нам понадобится еще несколько вещей. Конечно, некоторые водители могут быть не согласны со списком, но практика показывает, что для беспроблемного перемещения по Польше, Белоруссии и России на автомобиле обязательны:
1) Действующие права установленного образца . В случае российских прав проблем с въездом не будет. Получать специальные международные права для въезда в Польшу не нужно.
2) Зелёная карта на Белоруссию и Шенгенскую зону. Будет лучше, если вы купите её у известной и надежной страховой компании заранее и в стационаром офисе продаж. Заложите пару лишних дней к планирующейся поездке. Например: начало действия карты за день или в день пересечения границы, окончание – день-два после планируемой даты выезда, всё же это дорога, в ней всегда могут случиться задержки.
3) Действующий полис ОСАГО. Ехать-то по России нужно.
4) Техпаспорт.
Перед выездом лучше проверить наличие всех автодокументов. Забывают же люди ключи от дачи. В этом случае придется возвращаться с границы.
5) Огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечка.
6) Светоотражающий жилет . Если в Польше вы на трассе выходите из машины, к примеру, долить «стеклоомывайки» в бачок, светоотражающий жилет нужно иметь на себе. Не говоря уж о замене колеса в темное время суток.
Кстати. Перемещаться пешком по польским дорогам вне зоны жилой застройки в тёмное время суток с 1 сентября 2014 года можно, только имея на одежде световозвращающие элементы. Раньше норма касалась лишь детей, теперь касается всех пешеходов. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы в состав вашего костюма входили подобные вставки, а лучше – киньте в сумочку браслет-катафот. Штраф за романтическую загородную прогулку в ожидании рассвета без катафота на себе составит от 20 до 500 злотых.
7) Наклейка RUS. Мелочь, но в дорожной конвенции она фигурирует, так что игнорировать её не стоит. Для тех, кто не любит эти наклейки, в продаже есть варианты транспарентно-чёрные. Они почти не видны на заднем тонированном стекле. Но это не отменяет факта, что закон соблюден и наклейка есть. В конвенции не написано, где именно на кузове должна быть прикреплена эта наклейка. По опыту, её удобно разместить на заднем стекле в верхнем углу со стороны пассажира.
8) Факультативно: алкотестер. В Польше нет 00 промилле. Действует норма 0,2 . Но если вы вечером употребили вкусных польских алкогольных напитков и утром не уверены, садиться вам за руль или подождать, то алкотестер вам поможет справиться с вопросом. Штрафы за езду под «двойным газом» впечатляют, как и отъем прав.

Насос, домкрат, балонник, трос – должны быть в каждой машине. Даже в том случае, если вы не представляете, для чего они служат, это могут представлять те, кто захочет вам помочь в случае необходимости. Саперная лопатка тоже может пригодиться. И спички. Мало ли что…
Также нелишним будет прихватить бумажную карту в довесок к навигатору. Знаком опыт езды по сувенирной подушке с картой Польши. Благо, что карта оказалась точной.


Видеорегистратор тоже не будет лишним на борту, ведь спорные ситуации на дороге никто и нигде не отменял.
А вот биту, пневматику, травматику, полицейскую дубинку, кастет, арматурину с ручкой, пращу, меч, нож Рэмбо и то прочее, что может стать причиной недоразумений на границе, нужно оставить дома.

Чем точно стоит вооружиться, так это внимательностью, ответственностью на дороге и позитивным настроением.

Широкой вам дороги и приятных поездок по Польше!

Стоит напомнить тем, кто едет через Польшу транзитом или захочет поехать из Польши, к примеру, в Литву. В некоторые соседствующие с Польшей страны Европы "обувать" зимнюю резину обязательно. Так, в ту же Литву придётся ехать на зимней резине, начиная с 1 ноября и по 1 апреля. Закон обязателен для всех.

  • Германия и от Польши близко, и резина зимняя обязательна только в «особых атмосферных условиях».
  • В Финляндии обязательна зимняя резина с 1 декабря до конца февраля. Как и в Литве, правила работают и для туристов. Кстати, именно в этой стране и возникло такое понятие, как "зимняя резина". В 1934 году компанией Nokian были выпущены первые образцы шин, обладающими такими свойства, которые делали их подходящими именно для зимних условий. Предназначались они для грузовиков. А в 1936 году была выпущена первая шина из известной серии Nokian Hakkapeliitta.
  • В Эстонии зимние шины обязательны с 1 декабря по 1 апреля. Коме того, здесь ГАИ оставляет за собой право удлинять или укорачивать этот период в зависимости от погодных условий.
  • В Словакию придётся переобуть железного коня, если на то есть явная погодная нужда.
  • Отправляясь из Польши через Германию во Францию, где нет чётких правил касаемо зимних шин, стоит помнить, что в районе Французских Альп зимняя резина – обязательна.
  • Румыния требует от автомобилистов резины с пометкой «снег» с 1 ноября по 31 марта.
  • Словения пошла ещё дальше, и въехать на летних шинах туда не получится уже с 15 октября. На зимних в Словении ездят до 15 марта.
  • Латвия требует переобувки на зиму в период с 1 декабря по 1 марта. Туристы тоже подпадают под действие нормы.
  • Хорватия пускает на летней резине до появления с ноября по апрель «особых погодных условий».
  • В Чехию можно проехать и без зимней резины, но тут стоит обратить внимание на ограничения: с 1 ноября по 30 апреля в случае наступления «типично зимней погоды» здесь потребуется и зимняя резина. Также она нужна здесь на дорогах со специальным обозначением.
  • Та же история с «типично зимней погодой» характерна и для Австрии. Здесь норма действует с 1 августа по 15 апреля.
  • Люксембург к зимней резине относится так же – по погодным условиям. Касается это и туристов тоже.
  • А вот в Швецию без зимней резины в период с 1 декабря по 15 марта попасть не получится.

сайт обращает внимание своих читателей: вне зависимости от того, можете ли вы по закону поехать в те или иные страны Евросоюза без зимней резины, стоит помнить, что при температуре ниже +7 С° летняя резина значительно теряет в сцепных свойствах. Чем рисковать своим благополучием, стоит менять резину на зимнюю при достижении этих значений градусника. Как показала осень-2015, заморозки в Польше

Инфографика использования зимних и шипованных шин на автодорогах Европы, составленная фирмой Continental

Использование зимней резины - это прежде всего обеспечение надёжного сцепления с дорожным полотном даже в условиях тотального гололёда. Одновременно такие покрышки не «дубеют» при критически низких температурах, сохраняя способность компенсировать неровности дороги и обеспечивать мягкое торможение даже в самые сильные морозы.

Относительно недавно в ЕС ввели новые стандарты для шипованных покрышек. С 1 июля 2013 года количество шипов на метр строго регламентировано – не более 50 штук. Поэтому приобретая такую резину, обязательно поинтересуйтесь количеством шипов, так как в торговой сети могут до сих пор продавать шины старого образца, с которыми вас не пропустят на европейские дороги.

АВСТРИЯ ( уточнено 11.2013)

С 1 ноября по 15 апреля на территории Австрии все транспортные средства в обязательном порядке должны быть оборудованы зимними шинами (должна быть отметка M+S на боковых стенках шины), имеющих минимальную глубину протектора 4 мм.

В качестве альтернативы допускается использование летних шин вместе с цепями противоскольжения. Они должны быть одеты как минимум на 2 ведущих колеса. Цепи противоскольжения разрешены только в том случае, если дорога полностью покрыта снегом или льдом.
Шипованные шины разрешается использовать с 1 октября по 31 мая, но существует ограничение скорости для таких автомобилей.

БЕЛЬГИЯ

Зимой не обязательно ездить на зимних покрышках, водители могут руководствоваться собственными соображениями, однако покрышки с шипами в Бельгии можно использовать только с 1 ноября по 31 марта.

Максимальный вес транспортного средства, для которого могут использоваться шипованные покрышки, - 3,5 тонны, а для микроавтобусов, автобусов и грузовиков нельзя использовать шипованную резину. Машинам с шипованной резиной разрешается ездить с максимальной скоростью 90 км в час по автомагистралям и до 60 - в прочих местах. Знак ограничения скорости 60 км надо поместить на видном месте или приклеить на машину сзади. Когда шипованная резина снята, снимается и знак ограничения скорости.

БЕЛАРУСЬ (добавлено 10.2014)

С 2014 года в стране введено обязательное использование зимних шин в период с 1 декабря по 1 марта на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 т, легковых и грузопассажирских автомобилях массой свыше 3,5 т, а также автобусах массой до 5 т.

Зимние шины транспортных средств должны быть маркированны знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее, либо знаками "М+S", "M&S", "M.S", "M S" или "All seasons", и иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм.

ВЕНГРИЯ

В Венгрии зимняя резина не обязательна, но зимой в каждом автомобиле должен быть набор цепей противоскольжения;

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Зимняя резина в Великобритании не обязательна, за исключением районов, где самоуправление может установить обязательность смены покрышек в соответствии с погодными условиями. Например, в Шотландии во время зимнего сезона можно пользоваться зимними покрышками, однако шипованная резина в Великобритании запрещена.

ГЕРМАНИЯ (уточнено 11.2016)

Новые требования к зимней резине на всей территории Германии вступили в силу от 4 декабря 2010 года. Немецкое законодательство четко обговаривает, что шины должны соответствовать погодным условиям, то есть зимними или всесезонными, специально предназначенные для эксплуатации в зимнее время. Зимние и всесезонные шины имеют маркировку “M+S”, и снежинку внутри треугольника в виде гор на боковой части колеса.

Запрещается передвигаться по дорогам в зимнее время года автовладельцам использующим летние шины на своем автомобиле. Но, обязательны зимние шины в Германии только в том случае, когда на дороге реальная зимняя ситуация (снег, гололед и пр.). Когда зимой снега на дорогах нет, то вы спокойно можете ездить там и на летней резине.

ДАНИЯ

В Дании в зимний период зимняя резина не обязательна, но в стране разрешены к эксплутации как покрышки с шипами, так и со специальными цепями противоскольжения.

ИСПАНИЯ

В Испании также строго запрещена езда по государственным дорогам на шипованной резине. В таких случаях надо пользоваться особыми эластичными бандажами, которые покрывают шипы, а по гористым участкам зимой для облегчения езды использовать цепи.

ИТАЛИЯ

Зимой на отдельных участках дорог (в основном в горных районах) надо использовать зимнюю резину (с цепями). Об этом специально информируют размещённые на дороге знаки. Шипованные покрышки в Италии не используют.

ЛИТВА ( уточнено 11.2015)

Использование ошипованных шин разрешено в период с 1 ноября по 10 апреля (в этом случае водитель обязан установить опознавательный знак «шипы» сзади транспортного средства). С 10 апреля до 31 октября запрещается эксплуатация транспортных средств с шипованными шинами. В зимний период, с 10 ноября по 31 марта, запрещено использовать летние шины и установлено обязательное использование морозостойких зимних шин.

ЛАТВИЯ ( уточнено 11.2013)

В период времени с 1 декабря до 1 марта все автомобили и автобусы полной массой не более 3,5 т должны быть оснащены покрышками, предусмотренными для движения в зимних условиях.
В период времени с 1 мая до 1 октября запрещается движение автомобилей и автобусов, оснащенных покрышками с шипами.

ЛЮКСЕМБУРГ

Зимнюю резину с шипами можно использовать только с 1 декабря по 31 марта, а также в прочие месяцы, когда на дорогах есть снег и лёд.
Такие покрышки можно «носить» машинам весом до 3.5 тонн. При этом определено и число шипов 110, но только для радиальных покрышек, причём шипованные покрышки должны быть на всех четырех колесах. У машин с шипованными покрышками сзади должен быть размещен специальный знак ограничения скорости - чёрные цифры 60 в белом кругу.

НИДЕРЛАНДЫ (исправлено 11.2013)

Зимой в Нидерландах запрещено использование шипованной резины. Применение зимних шин пока не носит обязательный порядок, но рекомендуется.

ПОЛЬША (уточнено 11.2014)

В Польше запрещается использование шипованных шин на автомобилях, двигающихся по общественным дорогам. Использование цепей противоскольжения на шинах допускается только на дороге покрытой снегом.

Использование зимних шин в холодное время года носит рекомендательный характер.

РОССИЯ (уточнено 11.2015)

С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Согласно этому документу в стране запрещается эксплуатация в зимний период (декабрь, январь, февраль) транспортных средств, неукомплектованных зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

За отсуствие зимней резины автовладельцу грозит административная ответственность по статье 12.5 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей.

Шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

РУМЫНИЯ (дополнено 11.2012)

С 01.11.2011 года все транспортные средства, включая и зарегистрированные за границей, должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины должны иметь маркировку M+S (или MS, M&S, M/S). Всесезонные шины (All Season) так же должны иметь маркировку M+S.

Использование летних шин в период с 1 ноября по 31 марта наказывается штрафом от 600 до 1000 евро (2500-4000 лей).
Если по вине водителя, управлявшего автомобилем с летними шинами произошел несчастный случай, то ему придется заплатить за ремонт повреждённых автомобилей и другие нанесенные повреждения.

Использование зимних шипованных шин на румынских дорогах СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО.
Цепи противоскольжения шин (цепи для шин) в Румынии обязательны только для транспортных средств свыше 3,5 тонн. Использование цепей противоскольжения разрешено только на дорогах покрытых льдом или снегом.

СЛОВЕНИЯ

Ежегодно с 15 ноября по 15 марта на машинах, чей максимальный вес не превышает 3 500 кг, а также на прицепах обязательно использование зимней резины или летней со снежными цепями. Глубина протектора зимней резины должна быть не менее 4 мм и должна иметь маркировку М+S.

СЛОВАКИЯ (уточнено 11.2013)

В Словакии использование зимних шин является обязательным с 15 ноября по 31 марта, если на дорогах есть снег или гололедица.

ЧЕХИЯ ( уточнено 09.2014)

В Чехии запрещено использовать шипованную резину, а использование зимних шин обязательно в период с 1 ноября по 31 марта, если дорога покрыта снегом, льдом или инием, или ожидается, что на дороге во время движения может произойти выпадение снега, покрытие льдом или инеем.

На транспортных средствах с максимальной разрешенной массой не более 3500 кг наличие зимних покрышек обязательно на всех колесах. Наличие зимней резины на запасном колесе не обязательно.

Остаток глубины протектора покрышки не менее 4мм. Штраф за несоблюдение - 2000 крон.

ШВЕЙЦАРИЯ

Зимнюю резину надо надевать в зависимости от погодных условий, в некоторых регионах даже установлены специальные дорожные знаки, указывающие на то, что использование зимней резины обязательно.

ШВЕЦИЯ

Если машина не зарегистрирована в Швеции, то зимняя резина не обязательна. Но если автомобиль зарегистрирован в Швеции, то переобуваться надо с 1 декабря по 31 марта, однако можно ездить на зимних покрышках и весь год. С 1 мая по 30 сентября запрещено ездить на шипованных покрышках.

ФИНЛЯНДИЯ (уточнено 02.2014)

С 1 декабря по 1 марта использование зимних покрышек обязательно, но с учётом климатических условий этот срок может быть продлён. Высота рисунка протектора зимних шин должна быть не менее 3 миллиметров. В то же время, если климатические условия в норме, с первого понедельника после Пасхи и до октября запрещено ездить на шипованной зимней резине. Зимние покрышки без шипов можно использовать круглый год.

ФРАНЦИЯ

Зимой во Франции нельзя пользоваться шипованными покрышками, но, чтобы ездить по горным регионам страны, обязательно надо иметь и использовать цепи.
Если используются цепи, то на машине должен быть специальный знак, предупреждающий других участников движения об особой экипировке на соответствующем участке пути.

ЭСТОНИЯ (уточнено 02.2012)

Использование зимних шин в Эстонии является обязательным требованием предусмотренным законодательством в период с 1 декабря по 29 февраля. Эти временные рамки могут корректироваться в зависимости от погодных условий. С 1 октября по 30 апреля разрешено использование зимних шин. С 15 октября по 31 марта разрешено использование шипованных шин.

Обязательными зимние покрышки являются для транспортных средств с регистрационной массой до 3,5 тонн, а также прицепов с регистрационной массой от 0,75 до 3,5 тонн. Покрышки должны быть маркированны M+S, MS, M.S. или M&S, глубина протектора на них должна быть не менее 3 миллиметров.

При использовании шин бу Киев необходимо обязательно соблюдать требования минимальной глубины протектора. В большинстве европейских стран этот параметр составляет 4 миллиметра.

Начало зимы – это начало сезона зимних отпусков. Для тех, кто проводит их в Европе и за рулём собственной, а не прокатной машины, мы подготовили сжатую справку, позволяющую сориентироваться: в какой стране на каких шинах нужно ездить.

Начало зимы - это начало сезона зимних отпусков. Для тех, кто проводит их в Европе и за рулём собственной, а не прокатной машины, мы подготовили сжатую справку, позволяющую сориентироваться: в какой стране на каких шинах нужно ездить.

В целом следует различать те страны, куда можно ехать только на зимней резине, и те страны, куда нельзя ехать на шипах. Возможны разные комбинации, поэтому эти два ограничения дают нам три группы стран, приведённые ниже. Состав четвёртой группы - страны, где нет сезонных ограничений ни на тип резины, ни на наличие шипов, - мы отдельно перечислять не стали.

В большинстве европейских государств зимний сезон на дорогах считается начавшимся с 1 ноября - это важно для тех стран, где зимняя резина обязательна. Отметим также, что стран, в которых обязательно использование шипов, в Европе мы не обнаружили. Однако есть регионы, где на заснеженных дорогах обязательными являются цепи.

При этом обращаем ваше внимание, что, выбирая некоторые маршруты, комплект колёсных цепей полезно положить в багажник заранее. Не помешает также хотя бы один раз потренироваться в их надевании на колёса и снятии с колёс - причём сделать это дома, до выезда. Ничего сложного здесь нет, но где-нибудь на альпийских перевалах, когда стемнело, до отеля 200 км, дети в машине хотят пить и писать, а снег валит, как в сказочном мультфильме, разбираться с этим нехитрым устройством - дело нервное.

Надо сказать, что требования, связанные с использованием зимней резины, в европейских странах время от времени меняются. Если вы владеете самой свежей информацией, к вашим услугам комментарии.

Страны Европы, в которых зимняя резина обязательна, шипы разрешены: Австрия, Беларусь, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Эстония.

Страны Европы, в которых зимняя резина обязательна, шипы запрещены: Босния и Герцеговина, Германия, Румыния, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия.

Страны Европы, в которых зимняя резина необязательна, шипы запрещены: Болгария, Венгрия, Испания, Македония, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия.

Ниже приводятся особенности законодательства разных стран, касающиеся использования автомобильной резины в зимнее время. Обратим ваше внимание, что самыми разнообразными являются швейцарские нормы.

Австрия: зимой использование зимней резины обязательно, при этом любые шины с глубиной протектора менее 4 мм считаются летними. Зимой в горах цепи часто оказываются обязательны, штраф за нарушение требований соответствующего знака - 5000 евро.

Болгария: зимой обязательно пользоваться цепями, если на это указывает дорожный знак.

Германия: езда зимой на летней резине наказывается штрафом в 40 евро.

Испания: в зимнее время распространены эластичные бандажи без шипов, надеваемые на колёса наподобие цепей. В горных районах страны можно встретить знаки, разрешающие использование шипованных колёс в зимнее время.

Италия: при езде на шипованных покрышках скорость движения ограничивается до 50 км/ч в городах и до 90 км/ч на трассах.

Люксембург: использование зимних шин не обязательно, однако штраф за ДТП, вызванное использованием летней резины зимой, может составлять 145 евро. Использование шипов здесь не запрещено, однако, как и в Италии, влечёт за собой ограничение скорости.

Норвегия: обязательна зимняя резина с глубиной протектора не менее 3 мм, а в качестве альтернативы допускаются летние колёса с цепями (естественно, разумно прибегать к этой возможности только на сильно заснеженных участках дороги). На иностранные автомобили эти требования не распространяются, но рекомендованы к исполнению на случай ответственности при аварии.

Сербия: зимними считаются покрышки с глубиной протектора не менее 4 мм.

Словакия: отсутствие зимней резины в холодное время года является существенным фактором при распределении ответственности в случае аварии.

Франция: шипы разрешены только для автомобилей весом до 3,5 т и только при наличии соответствующей наклейки, однако при зимней езде по горным регионам страны использование цепей может быть обязательным. Здесь отсутствие зимней резины также может повлиять на определение виновного в ДТП.

Хорватия: зимой автомобиль должен быть оборудован как минимум двумя зимними шинами на ведущую ось или четырьмя летними радиальными шинами.

Черногория: зимними считаются только покрышки с глубиной протектора не менее 4 мм.

Чехия: применение зимней резины обязательно только в зоне действия соответствующего дорожного знака. Теоретически можно проездить всю зиму на летних шинах, ничего не нарушая.

Швеция: использование зимней резины обязательно только для автомобилей со шведскими номерами, на иностранцев это требование не распространяется. Конечно, с учётом климатических особенностей страны, ездить по Швеции зимой на летней резине по меньшей мере странно, но… "Хотите убиться - воля ваша".

Швейцария: на некоторых горных трассах использование шипов или цепей при наличии соответствующего знака обязательно. Это правило действует не только в зимнее время: снегопад в Альпах может случиться и летом. При этом на большинстве автобанов шипованная резина запрещена, да и в целом на многих дорогах страны её использование влечёт ограничения по скорости: 50 км/ч в городе и 80 км/ч - за его пределами.

Как видим, в общем случае "липучка" без шипов с протектором от 4 мм позволит вам пересечь зимнюю Европу в любом направлении. Чтобы окончательно воодушевить вас на зимнюю автопоездку за рубеж, напомним, что европейские столицы расположены не так далеко от Петербурга. Расстояния до некоторых городов мы собрали в таблицу. Глядя в неё, удобно обсудить программу отдыха на семейном совете - либо принять решение о предстоящем маршруте "самовластно".

Мы, конечно, не стали включать в таблицу такие города, как Таллин, Хельсинки или Стокгольм, дорога до которого благодаря парому не отличается от поездки в финскую столицу. Но если вы легко покрываете на машине значительные расстояния, а ваши зимние каникулы не ограничиваются сроком в две недели, то, возможно, Салоники, а то и Мадрид - вызов как раз для вас? Словом, выбирайте.

В заключение добавим, что каких-то 30 лет назад наши соотечественники, отправляясь из столиц (или из-за Урала) куда-нибудь под Сочи, преодолевали сопоставимые, а то и более протяжённые маршруты на заднеприводных автомобилях. При этом об ABS, ESP и зимней резине в те времена никто слыхом не слыхивал. Так что по сравнению с тем, как проводили отпуска наши родители, современному автомобилисту - карты всей Европы в руки. Удачного отдыха, и не забудьте правильно выбрать колёса!