История марки волат. Конструктивные особенности модели мзкт

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) – единственное в мире предприятие, специализирующееся на выпуске многоосных автомобилей, автопоездов и колесных шасси высоких проходимости и грузоподъемности. Своим техническим уровнем и надежностью эти машины сумели завоевать авторитет как в армиях России и СНГ, так и в некоторых странах Дальнего зарубежья – Китае, Корее, Пакистане, Ливии, Алжире, Египте, Сирии, ОАЭ, Вьетнаме, Индии, Югославии, Румынии и Турции.

Многие годы из ворот завода выходила продукция нужная только Вооруженным Силам. В результате удачно реализованной программы конверсии МЗКТ взял курс на создание и освоение производства новых специализированных автомобилей широкого назначения. Накопленный опыт позволяет предприятию строить трех, четырех, шести, семи и восьми осные транспортные средства под конкретный заказ самого требовательного партнера. Сегодня выпускаемые заводом машины с маркой “Волат” (в переводе с белорусского – “Богатырь”) успешно работают в нефтяной, газовой, лесной промышленности, геологоразведке, строительстве и коммунальном хозяйстве.

Своим рождением МЗКТ, как и целый ряд других предприятий, обязан Минскому автозаводу. В августе 1954 года на МАЗе было создано специальное конструкторское бюро (СКБ), которое возглавил талантливый инженер Б.Шапошник. Первыми разработками нового подразделения стали полноприводные армейские машиныинженерный автомобиль МАЗ-534 и артиллерийский тягач МАЗ-535, построенный в металле в 1956 году. Созданные в СКБ машины рождали новые направления отечественного автомобилестроения. Для их производства строились заводы в Могилеве (МоАЗ) и Жодино (БелАЗ).

Позднее по чертежам СКБ начал выпускать автомобили Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ). Что касается МЗКТ, отметившего в этом году свое сорокалетие, датой его рождения следует считать 1959 год, когда на МАЗе было принято решение об организации собственного производства тяжелой колесной техники. В Минске выпускались МАЗ-535, МАЗ-537 и его модификации, а затем и МАЗ-543 “Ураган”, также имевший несколько вариантов. Их смело можно отнести к лучшим образцам отечественного машиностроения.

Автомобили имели мощные двигатели (до 525 л.с.), запускаемые как электрическим стартером, так и сжатым воздухом, гидромеханическую трансмиссию, независимую подвеску колес, блокируемые дифференциалы, карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей, стекло-пластиковые кабины и многие другие узлы и системы, не уступающие, а иногда и превосходящие уровню зарубежных аналогов. Сокращение военных заказов послужило толчком к переосмыслению дальнейших путей развития завода. Чтобы обеспечивать загрузку производственных мощностей требовалось расширить модельный ряд при минимальных расходах, максимально используя существующую технологию.

Применив модульный принцип конструирования, используя силовые агрегаты и комплектующие ведущих фирм мира, а также кабины, узлы и трансмиссии МАЗа, коллектив Управления конструкторских и экспериментальных работ под руководством главного конструктора МЗКТ В.Чвялева, продолжающий сегодня заложенные Б.Шапошником традиции, создал обширное семейство унифицированных автомобилей самого различного назначения с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х8, 8х4 и другими. При этом одной из главных задач стало существенное повышение долговечности изделий и снижение трудоемкости их обслуживания. Не секрет, что военные заказчики считали эти вопросы далеко не главными.

Палитра выпускаемой техники получилась настолько обширной, что охватить ее полностью в рамках одной статьи невозможно. Остановимся только на нескольких вариантах, демонстрировавшихся на 4-м Российском международном автосалоне. Для перевозки крупногабаритных неделимых грузов в составе автопоездов МЗКТ выпускает седельные тягачи МЗКТ-7429, имеющие кабину МАЗ. Машину с колесной формулой 8х8 отличают четыре управляемых передних колеса с независимой торсионной подвеской. Задняя подвеска выполнена балансирной с упругими элементами в виде рессор.

Тягачи могут комплектоваться двигателями: Daimler-Benz ОМ 442LA (503 л.с.), Daimler-Benz ОМ 502LA (570 л.с.), Daimler-Benz ОМ 502LA (544 л.с.), Deutz BF8 М10115С (544 л.с.) и российским ЯМЗ-2 Э8424.10-03 (470 л.с.). На автомобили можно установить шесть типов коробок передач – как ярославского производства, так и фирм ZF, Allison, в том числе и гидромеханических. Раздаточная коробка – 2-х ступенчатая, с блокируемым межтележечным дифференциалом. Ведущие мосты имеют планетарные колесные редукторы, 2-х шарнирные карданные валы и дифференциалы – как самоблокирующиеся, так и с принудительной блокировкой.

На шоссе автомобили в составе автопоезда развивают скорость до 65-70 км/ч., расходуя от 110 до 130 литров дизельного топлива на 100 километров пути. Полная масса буксируемых полуприцепов в зависимости от исполнения тягача составляет от 66 до 98 тонн. Для работы на бездорожье в составе автопоезда грузоподъемностью до 50 тонн (22-25 т. – грузовик плюс 25 тонн прицеп) выпускаются внедорожные автомобили большой грузоподъемности МАЗ-79092 с колесной формулой 8х8. Допустимая осевая нагрузка на передние оси составляет 2х10,5 тонн, на задние – 2х11,6 тонн. Конструктивно семейство 79092 близко тягачам 74295, правда ряд предлагаемых двигателей несколько отличается: Daimler-Benz ОМ 442LA (503 л.с.), Deutz BF8 M1015 С (544 л.с.), Caterpillar 3406 С (425 л.с.), Detroit Diesel Series 60 (470 л.с.), ЯМЗ 2 Э8424.10 (470 л.с.).

Если на седельные тягачи МЗКТ-7429 устанавливают шины Michelin 25/65R25 X RB TL, то грузовики семейства МАЗ-79092 комплектуют шинами 1500х600х635 или 25/65 R25. И те и другие – с регулируемым давлением воздуха. По требованию многих заказчиков на эти полноприводные шасси завод стал устанавливать самосвальные кузова с задней разгрузкой. Так, появилось на свет семейство самосвалов повышенной проходимости МЗКТ-75165 с объемом опрокидываемого обогреваемого кузова 16,5 м 3 . Их грузоподъемность составляет 24,5 тонны при допустимой нагрузке на передние оси 2х11,4 и на задние – 2х12,5 тонн.

Для строительных работ в цивилизованных условиях, когда дороги с твердым покрытием уже имеются и требуется лишь изредка заезжать на стройплощадки или карьеры, снабженные обустроенными подъездными путями, МЗКТ выпускает семейство самосвалов “6515” с колесной формулой 8 х 4 и кузовами вместимостью 11,5, 12,0 или 16,5 м 3 , грузоподъемностью 21 т. и полной массой 36 тонн. Допустимые нагрузки на передние оси – 2х7,0, на задние – 2х11 тонн, что позволяет эксплуатировать их на всей сети дорог страны без ограничений. Перечислим силовые агрегаты семейства: Daimler-Benz ОМ 442А (360 л.с.), ЯМЗ-238Д (330 л.с.), Deutz BF6 M1015 С (408 л.с.), Caterpillar 3406 С (350 л.с.), ЯМЗ-8424.10 (425 л.с.).

На автомобили устанавливают задние мосты с межосевыми и межколесными дифференциалами, оснащенными механизмами принудительной блокировки. Шины грузовиков имеют размерность 12.00R20 (320R 508). В Москве на строительстве кольцевой автодороги и третьего автомобильного кольца внутри города с успехом работает около 40 таких самосвалов. Предусмотрено их количество увеличить. МЗКТ – один из немногих заводов СНГ, который предлагает заводам-изготовителям навесного оборудования специальные шасси в вариантах 6х6 (МЗКТ-8007), 8х8 (80071) и 12х12 (МЗКТ-79191).

Часто их используют как основу для создания передвижных комплексов для бурения, а также обслуживания и ремонта нефтяных и газовых скважин. Особенностью первых двух является рулевое управление, действующее на колеса двух передних осей, у последней же управляются колеса трех передних и двух задних осей. На шасси 8007 и 80071 подвеска всех колес зависимая, рессорная, а модель 79191 имеет независимую торсионную подвеску всех колес.

Диапазон мощности дизелей таков: 8007 – от 250 до 340 л.с.; 80071 – от 330 до 350 л.с.; 79191 – от 650 до 677 лошадиных сил. Шасси оборудуют механизмами отбора мощности, различным специальным оснащением по заказу покупателя. Грузоподъемность автомобилей равна 11,3 тонны (8007), 24 т. (80071) и 55 т. (79191). Результат гибкой технической политики предприятия сегодня налицо. Автомобили нового семейства находят своих покупателей и в отличие от большинства коллег “по обороне” МЗКТ сегодня исправно работает.

УП «Минский завод колесных тягачей », сокращенно УП МЗКТ (™: VOLAT , произносится: Волат ) - белорусский производитель дорожных и внедорожных автомобилей большой грузоподъёмности и прицепной техники к ним, а также специальных колёсных шасси под монтаж оборудования. Штаб-квартира находится в городе Минск, Белоруссия.

Деятельность VOLAT

В структуре предприятия имеются 9 цехов основной деятельности, экспериментальный, ремонтно-механический, автотранспортный цех, испытательный центр, 13 функциональных управлений, 15 отделов, военизированная охрана.

УП МЗКТ является учредителем дочерних предприятий: научно-производственного унитарного предприятия "Волаттранссервис", научно-производственного предприятия "Волат-Авто" и Торговый дом "Волат".

Завод располагает общежитием на 250 человек, имеет базу отдыха "Березка", рассчитанную на заезд 350 человек в смену.

Номенклатура изготавливаемой техники включает:

  • автомобили-самосвалы с колесной формулой 6х6, 8х4, 8х8 дорожного и внедорожного типа грузоподъемностью до 27 тонн;
  • седельные и балластные тягачи, автопоезда грузоподъемностью 40 - 100 тонн;
  • специальные автомобильные шасси под монтаж кранового и другого подъемного оборудования грузоподъемностью до 100 тонн;
  • шасси с колесной формулой 6х6, 8х8,10х10 и 12х12 под монтаж специального оборудования для сервиса, капитального ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин;
  • шасси дорожного и внедорожного габарита с колесной формулой 4х4, 6х4, 8х8, 12х12 под монтаж специального оборудования;
  • прицепы и полуприцепы грузоподъемностью от 15 тонн до 100 тонн;
  • запасные части к выпускаемой технике.

Продукция VOLAT

  • Самосвалы VOLAT :
  • Тягачи VOLAT :
    • VOLAT Автомобиль-тягач балластный МЗКТ - 7402
  • Шасси VOLAT :
  • Грузовики VOLAT :
    • VOLAT Автомобиль для перевозки тюкованного мусора МЗКТ - 7321
    • VOLAT VOLAT Комбинированная уборочная машина на базе шасси МЗКТ-65274
  • Прицепы и полуприцепы VOLAT :

История VOLAT

  • УП «МЗКТ» ведет отсчет своей истории с 23 июля 1954 года . В этот день приказом директора Минского автозавода № 15сс во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1954 года № 1258-563cc и приказов Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 21сс и №25сс на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой.
  • 1 сентября 1954 года был организован цех опытного производства (ЦОП). В 1956 году в ЦОПе был собран первый опытный образец артиллерийского тягача МАЗ-535.
  • В 1959 году были сданы в эксплуатацию новые производственные площади, на которых разместился механосборочный цех №3 (МСЦ-3), созданный на базе ЦОПа, для изготовления деталей и узлов, а также сборки тягачей. 29 марта 1959 года был собран первый серийный тягач МАЗ-537 опытной партии машин.
  • В 1960 году сборка тягачей на площадях МСЦ-3 была выделена в самостоятельный цех сборки и испытания автомобилей (ЦСИА-2), который в 1962 году был переведен на новые производственные площади.
  • 21 июля 1959 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Минскому автозаводу поручалась разработка конструкции, проведение опытно-конструкторских работ и постановка на производство многоосных автомобильных шасси для размещения агрегатов первого в стране ракетного комплекса оперативно-тактического назначения "Темп-С".
  • В 1962 году было начато производство нового четырехколесного шасси высокой проходимости МАЗ-543.
  • В связи с необходимостью высвобождения производственных мощностей для изготовления новых шасси МАЗ-543 чертежно-техническая документация, разработанная СКБ-1, была передана на КЗКТ (г.Курган) изготавливаемых серийно тягачей МАЗ-535 в 1961 году и МАЗ-537 в 1964 году, а также прошедшего Государственные испытания тягача МАЗ-538 в 1964 году, на МоАЗ (г.Могилев) - семейства тягачей МАЗ-529 в 1959 году и на ЯМЗ (г.Ярославль) - двигателя V-12 в 1959 году.
  • В 1970 году в связи с развитием работ по созданию наземного оборудования для ракетных комплексов был утвержден проект реконструкции спецпроизводства, по которому в 1971 - 1979 годах были построены и сданы в эксплуатацию механосборочный корпус №2 (МСК-2) площадью 108 тыс. кв.м, сдаточный корпус площадью 18,5 тыс кв.м, корпус испытания тормозов площадью 4 тыс. кв.м и административно-бытовые корпуса №1 (АБК-1) и №2 (АБК-2). В МСК-2 были размещены цехи: механосборочные №3, №4, №6, рамно-прессовый №2, термический №3, ЦСИА-2 и ремонтный, в АБК-1 и АБК-2 - службы цехов и служба управления спецпроизводством. Все цехи производства были оснащены универсальным и высокопроизводительным специальным оборудованием, в том числе станками с числовым программным управлением, необходимой технологической оснасткой, стендами для испытания узлов и контрольно-измерительными инструментами и приборами.
  • 10 апреля 1975 года специальное производство приказом директора завода №183 было выделено в хозрасчетное на самостоятельном балансе производство специальных колесных тягачей (ПСКТ).
  • В разные годы директорами ПСКТ были Паршин С.П. (1975 - 1978гг.), Исаевич Г.А. (1978 - 1980гг.), Гросс В.И. (1980 - 1985 гг.), Савчиц П.П. (1975 - 1976гг.), Волков В.А. (1986 - 1991гг.).
  • До конца 80-х годов основной продукцией ПСКТ были шасси и тягачи, выпускаемые для нужд Министерства обороны СССР, которые стали транспортной базой тяжелых комплексов вооружений, в том числе и ракетных комплексов оперативно-тактического назначения "Темп-С", "Эльбрус", комплексов противовоздушной обороны "С-300", ракетных систем залпового огня "Смерч", комплексов береговой обороны "Берег", "Рубеж", ракетных стратегических "Темп 2С", "Пионер", "Тополь", транспортной базой для командно-штатных пунктов, размещения и транспортировки радиолокационных средств и другого оборудования.
  • Время серийного выпуска шасси МАЗ-543 совпало с бурным развитием Западно-Сибирского и Прикаспийского нефтегазовых комплексов. Технические характеристики машин, их повышенная грузоподъемность и высокая проходимость вызвали большой интерес у транспортников и строителей нефтегазопроводов, у которых эти машины нашли широкое применение.
  • На базе шасси МАЗ-543 были созданы и выпускались автомобили для народного хозяйства, в том числе бортовые тягачи и прицепы для перевозки гусеничной техники и других грузов, самосвалы, трубовозы и плетевозы, шасси для монтажа оборудования пожарных машин. Во второй половине 80-х годов были разработаны и выпускались автопоезда для перевозки крупных неделимых грузов грузоподъемностью 75 и 100 тонн.
  • За разработку и освоение производства автомобильной техники для ракетных комплексов главный конструктор СКБ-1 Шапошник Б.Л. был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1973г.), лауреата Ленинской (1976г.) и Государственной премий СССР (1968г.). В 1968, 1977, 1978, 1984 и 1989 годах еще 20 работников спецпроизводства были удостоены звания лауреата Государственной премии СССР, причем трое из них были удостоены этого звания дважды. Многие рабочие, инженерно-технические работники и служащие специального производства были отмечены правительственными наградами.
  • В связи с возросшей номенклатурой выпускаемой техники и увеличением объемов ее производства в 1978 году был разработан проект расширения и реконструкции ПСКТ во исполнение которого в 1979 - 1986 годах были построены и введены в эксплуатацию механосборочный корпус №3 (МСК-3) площадью 44,5 тыс. кв.м. и административно-бытовой корпус АБК-3. В МСК-3 были размещены МСЦ-7 и МСЦ-4, организован цех гибких производственных систем, в котором были смонтированы и сданы в эксплуатацию 39 обрабатывающих центров, управляемых ЭВМ.
  • В 1982 году Советом Министров СССР было принято решение о создании транспортера большой грузоподъемности по теме "Целина" и строительстве конструкторско-экспериментальной базы (КЭБ) спецпроизводства. В 1985 году были построены и сданы в эксплуатацию первая очередь КЭБ - производственные площади 13,2 тыс. кв.м., на которых разместился экспериментальный цех №2 и инженерно-бытовой корпус площадью 8 тыс. кв.м, в котором разместилось УГК-2.
  • В 1984 - 1987 годах были разработаны и изготовлены опытные образцы уникальных транспортеров по комплексу "Целина" и шасси для самоходных агрегатов комплексов "Cкорость" и "Курьер".
  • 7 февраля 1991 года приказом генерального директора ПО "БелавтоМАЗ" № 143 образован и выведен из состава МАЗа Минский завод колесных тягачей в составе подразделений ПСКТ, УГК-2, ЭЦ-2 и ОГН. Директором завода назначен Волков В.А.
  • В 1993 году на площадях сданной в эксплуатацию во второй очереди КЭБ разместились исследовательский центр (ИЦ) и цех запасных частей (ЦЗЧ).
  • В 1992 году в связи с прекращением заказов для нужд Министерства обороны на заводе была разработана и принята программа конверсии, направленная на создание и освоение производства новых специализированных автомобилей, автопоездов и шасси широкого назначения для различных отраслей народного хозяйства как Республики Беларусь, так и стран СНГ.
  • Используя накопленный опыт создания колесных шасси и тягачей, модельный ряд которых характеризуется количеством управляемых осей от 1 до 12, грузоподъемностью от 12 до 220 тонн и двигателями мощностью от 121 до 1104 кВт (165 до 1500л.с.), были разработаны и поставлены на производство новое поколение автомобильной техники с колесной формулой 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8, 10х10, 12х12 для нужд народного хозяйства: дорожные и внедорожные бортовые автомобили, автомобили-самосвалы, специализированные автомобили, автопоезда различного назначения и прицепная техника к ним, а также специализированные колесные шасси под монтаж самого разнообразного оборудования для предприятий и транспортных организаций строительного, машиностроительного и нефтегазового комплексов.
  • Новое поколение автомобильной техники, выпускаемой заводом, получило товарный знак "Волат".
  • Успешным оказался дебют МЗКТ на международном рынке. В 1997 - 2000гг. были выиграны в конкуренции с известными мировыми производителями два тендера на поставку автопоездов для транспортировки тяжелой гусеничной техники в ОАЭ и Турецкую Республику.
  • В 2001 году международным органом по сертификации и Комитетом по сертификации и стандартизации Республики Беларусь МЗКТ были выданы "Сертификаты соответствия", удостоверяющие, что разработанная и внедренная на заводе система менеджмента разработки, производства, реализации и сервисного обслуживания автотранспортных средств и прицепной техники общего и специального назначения, а также составных частей к ним соответствует требованиям ЕН ИСО 2001 и СТБ РБ ИС 9001.
  • Производственное республиканское предприятие Минский завод колесных тягачей (УП МЗКТ) является государственным предприятием и находится в подчинении Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь.
  • Генеральный директор завода с 2002 года - Синеговский Г.А.

© Дмитрий Нестеров

Что сказать о сегодняшнем дне строительного комплекса России? Ответ прост: бум! Отечество «погрязло» в строительстве. Техника, так или иначе связанная с ним, нарасхват. Грейдеры, скреперы, экскаваторы, краны… И конечно, самосвалы - атрибут любой стройки. Чем больше объем самосвального кузова, чем больше перевозимый груз, тем рентабельнее самосвал. МЗКТ-65151 «Волат» с колесной формулой 8х4 - самосвал из Белоруссии, пользуется у отечественных строителей заслуженной популярностью. «Волат», в переводе с белорусского, - «Богатырь» или «Силач».


© Дмитрий Нестеров

Сегодня строители могут выбирать из огромного количества самосвальной техники, появившейся на российском рынке, ту, которая им необходима. Диапазон модельного ряда и соответствующих автомобильных компаний очень велик. Импортные Volvo, Iveco, Scania, MAN, Hyundai и другие пользуются заслуженной популярностью, но и цена на эту технику высокая. Сейчас на российский рынок самосвалов выходят и китайские производители. Выбор отечественной самосвальной техники невелик: КамАЗ, «Урал» и ближайшие соседи-славяне: украинский КрАЗ и белорусские МАЗ и МЗКТ.

Как раз в наших руках оказался самосвал Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) с колесной формулой 8х4 и полной массой 41 тонна.

Для автоперевозчиков проблемой является ограничение нагрузки на ось до 13 тонн, которое действует на автомобильных дорогах не только России, но и большинства стран СНГ. Для конструкторов ведущих автозаводов стран постсоветского пространства камнем преткновения является та же проблема.


© Дмитрий Нестеров

На примере автомобиля МЗКТ-65151 это означает, что при проезде по дорогам общего пользования, а также по улицам городов и населенных пунктов Российской Федерации нагрузка на заднюю тележку в сумме не должна превышать 26 тонн, а с учетом приходящейся при этом нагрузки на первую и вторую оси полная масса автомобиля составляет 41 тонну. За вычетом снаряженной массы автомобиля порядка 16 тонн, грузоподъемность автомобиля МЗКТ-65151 составляет 25 тонн.

Надежным способом повышения производительности автоперевозок и улучшения топливной экономичности на единицу массы является увеличение полезной массы перевозимого груза. В таком представлении самым эффективным способом является использование прицепа (до 30% снижения расхода топлива). Но его буксировка самосвалом МЗКТ-65151 конструктивно не предусмотрена.


© Дмитрий Нестеров

Таким образом, единственной возможностью увеличения грузоподъемности для конструкторов МЗКТ оказалось использование добавочной оси. Но и ее установка связана с повышением сопротивления движению и увеличением расхода топлива, усложнением конструкции и приростом снаряженной массы. Использованию дополнительной оси должно соответствовать оправданное увеличение полезной массы груза, в противном случае ее использование может оказаться нерациональным. При всем этом ось - управляемая, и во время испытаний мы отметили такие особенности поведения минского грузовика на дороге: при входе в поворот значительно увеличивается нагрузка на двигатель вплоть до ощутимого снижения оборотов, а при выходе из него автомобиль ускоряется. Правда, это относится к крутым поворотам на высокой скорости. Но при правильном выборе темпа движения управление автомобилем становится более уверенным.

Если брать работу МЗКТ-65151 не на строительстве, а в условиях карьера, то даже в плавном повороте, учитывая большую массу, автомобиль зарывается управляемыми колесами в песок. Для преодоления таких проблем на шасси самосвала установлена трансмиссия с блокировкой межосевого и колесных дифференциалов.


© Дмитрий Нестеров

Однако мы неожиданно столкнулись с некоторой конструктивной особенностью белорусского грузовика. МЗКТ-65151 - это самосвал для перевозки сыпучих грузов. На нем установлен ярославский дизель ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с., да и визуально он имеет внушительный вид, но объем грузовой платформы - 20 м3. Это никак не состыкуется с заявленной грузоподъемностью - 25 тонн. Средняя плотность сыпучих строительных материалов - порядка 1,9 т/м3. Для минского самосвала получается 38 тонн.

После загрузки автомобиля по верхний край платформы, что было сопряжено с определенными трудностями, вызванными почти трехметровой высотой бортов, взвешиваем самосвал и получаем 52,5 тонны. Считаем дальше. Вычитаем снаряженную массу и получаем массу песка - 36,5 тонны, что совпадает с первоначальными предположением. В результате корректирующей разгрузки удалось получить полную массу автомобиля - 41 т. Но кузов оказался заполненным лишь на 2/3 объема. Понятно, наш водитель такого варианта не допустит. Из этого следует, что перегруз на белорусском самосвале предполагается изначально. Мы даже попытались его просчитать, учитывая установленные на автомобиль шины и давление в гидросистеме подъемника кузова. Получилось, что самосвальный «Волат» можно перегружать на 5 тонн, что соответствует полной массе автомобиля в 46 тонн. Категорически предупреждаем перевозчиков, что дальнейшие эксперименты с перегрузом приведут только к уничтожению автомобиля как транспортной единицы.


© Дмитрий Нестеров

Тот, кто считает себя законопослушным потребителем и хочет подстраховаться от перегрузок, может заказать платформу меньших объемов. Производитель, по желанию покупателя, может установить платформы объемом 16 и 11,5 м3. Все платформы оснащаются гидрозамком заднего борта. На заводе, опять же по требованию заказчика, могут установить платформу ковшевого типа без заднего борта для упрощения конструкции и разгрузки.

В советские времена сегодняшний МЗКТ был отдельным специализированным конструкторским бюро (ОКБ) в составе Минского автомобильного завода (МАЗ). Сегодня это отдельное самостоятельное предприятие, но расположенное на территории МАЗа. В свое время именно это ОКБ, руководимое главным конструктором Владимиром Чвялевым, создавало могучие многоосевые колесные автомобили для транспортировки ракетных комплексов советских ПВО и баллистических ракет.

Но Советский Союз распался, вооруженные силы России в меньшей степени требуют подобную технику. В общем, настала пора конверсии и на МЗКТ. Автомобили гражданского назначения сегодня более востребованы. Именно поэтому на МЗКТ появилась самостоятельная самосвальная тематика. А поскольку этот завод очень плотно сопряжен с МАЗом, то МЗКТ-65151 имеет двухместную кабину от МАЗ-5551, правда, старой конструкции и дизайна, которую знают все перевозчики, поэтому нет смысла ее описывать.


© Дмитрий Нестеров

Хотя надо обратить внимание на то, что кресло водителя - подрессоренное и имеет практически все регулировочные настройки. Рулевая колонка тоже регулируется по углу наклона и высоте.

Педаль газа снабжена защелкой, позволяющей фиксировать положение педали в режимах прогрева двигателя, накачки шин и работы гидросистемы для поднятия самосвальной платформы.

Рычаг КП оснащен своеобразной «противоугонной системой». Если его установить в нейтральное положение и выключить двигатель, то запустить его будет просто невозможно. Чтобы сработал стартер, рычаг КП обязательно надо подвинуть к водителю в нейтральном положении. Сработает специальный включатель зажигания, и только в этом случае двигатель запустится. К сожалению, в инструкциях по эксплуатации МЗКТ-65151 об этом не написано ни слова: догадайтесь, мол, сами.

Существует проблема посадки в кабину: первая ступень расположена очень высоко. Хорошо было бы добавить еще одну, «гуттаперчевую» ступеньку к существующим подножкам, т. е. такую, которая бы убиралась, как на импортных автомобилях, или тросиковую, как, например, у автомобилей «Урал-532301».


© Дмитрий Нестеров

Самосвальный кузов, установленный на МЗКТ-65151, значительно отличается от других кузовов отечественного производства продуманностью конструкции. Во-первых, замки заднего борта установлены так, что не засоряются при выгрузке (например, песком) и надежно фиксируют борт в закрытом состоянии. Во-вторых, очень грамотно продумана установка лестниц для обслуживания кузова. В-третьих, МЗКТ-65151 - единственный самосвал, производящийся на территории республик СНГ, имеющий удобные для обслуживания самосвальные платформы. Кстати, симпатичные по дизайну.

Как уже отмечалось, все модификации автомобиля МЗКТ-65151 оснащены двигателем ЯМЗ-7511.10 - самым мощным из восьмицилиндровых двигателей ЯМЗ, отвечающих экологическим нормам Euro 2. Он состыкован с коробкой передач МЗКТ-65151 собственной конструкции, которая имеет два диапазона и девять ступеней. Система смазки КП комбинированная: разбрызгиванием и под давлением, создаваемым встроенным шестеренчатым насосом.

Ведущие мосты также собственного производства. Непроходной ведущий мост состоит из редуктора с конической передачей и блокируемого межколесного дифференциала с двумя планетарными колесными передачами.

Проходной ведущий мост отличается редуктором с цилиндрической передачей и блокируемым межосевым дифференциалом. На нем также установлен дублирующий насос гидроусилителя руля. Основной насос оснащен стандартным приводом от двигателя.


© Дмитрий Нестеров

Впечатления после испытаний белорусского самосвала МЗКТ-65151 остались спорные. Даже в нашей тест-группе не было однозначной оценки автомобиля. Но все согласились с тем, что у него потрясающая устойчивость. Во время поворотов машина имела определенный крен, особенно груженая. Со стороны было хорошо видно, что автомобиль имеет критический угол наклона платформы, но не падает, хотя загруженность кузова мы сделали максимальной. То, что «Волат» надежный автомобиль, и говорить не приходится, все-таки военная приемка на этом предприятии практикуется до сих пор. Вот сборка у МЗКТ проходит не на конвейере, а на стапелях, что увеличивает себестоимость автомобиля. Плюс к тому медленная, не конвейерная сборка не позволяет выпускать необходимое количество автомобилей.

Многое бы хотелось переделать в этом автомобиле, но это не в нашей компетенции. Мы можем только давать советы производителям по усовершенствованию того или иного агрегата. А прислушаются к нашим советам производители или нет - их дело.

Новейая разработка модели грузовика Волат МЗКТ 5002 00 грузоподъемностью - 3 тонны., разработана и производится на заводе колесных тягачей (М3КТ) в Минске.
Само название «Волат» (в пер. - Богатырь) - это торговая марка Минского завода колесных тягачей.
Все выпущенные автомобили завода М3КТ по своим характеристикам: мощности и габаритам всегда соответствовали своему названию. Какая ассоциация возникает с новой разработкой модели Волат?

Знатоки этой области образно рисуют стратегическую ракетную установку «Икандер» или более того, восьмиосный ракетный комплекс «Тополь-М». Однозначно, грузовик Volat -мощный военный тягач, обладающий увеличенным количеством осей. Конструкторы М3КТ обладают практическим опытом по производству больших грузовиков, масса которых от 40 т. и более. Компания никогда не занималась выпуском относительно мелких грузовиков, до этой, с большой натяжкой, названный маленький двухосной грузовик М3КТ 5002 00 одноклассник ГАЗ 66, конечно в понятиях инженеров завода.


Грузовик МЗКТ создан на замену ГАЗ 66.

Идея и инициатива в разработки специального мощного грузовика принадлежит белорусским пограничникам. В строю, которых ГАЗ-66 с полной выкладкой служил пограничникам не один десяток сет. К сожалению, эта модель давно снята с производства, а имеющиеся в строю исчерпали свой ресурс. Необходимые запасные части к «шишигам» сложно стало отыскать.
Более новая модель ГАЗ-ЗЗ08 Садко, которая и посей день служит на границе, не в полном объеме отвечает требованиям предъявляемыми белорусскими военными.
Модель грузовичка ГАЗ-ЗЗ08 на первый взгляд очень схожа с ГА3 66-м, тоже полноприводная и неприхотливая, но схема компоновки несколько отличается от аналога: двигатель распологается за передней осью, у ГАЗ 66 двигатель расположен в базе, внедорожные возможности заметно уступают прародителю.

В поисках разработчиков к первым куда подались пограничники был МАЗ. В течении целого года велся переговорный процесс, однако к взаимному согласию не пришли. Основным препятствием послужило ограниченное количество требуемых грузовиков. Для МАЗа, необходимо было окупить дорогостоящую разработку новой модели, необходим было крупный заказ как минимум 500 автомобилей, но пограничникам такое количество было не по силам. И белорусским пограничникам нечего не оставалось, как искать других разработчиков, и они обратились на МЗКТ. Здесь долго просить никого не пришлось. Хотя на МЗКТ и отсутствовал опыт и модельная линейка маленьких грузовиков, конструкторы с инициативой отнеслись к новому проекту, согласие было достигнуто почти сразу. Разработка «пилотного» грузовика МЗКТ-5002 00 была завершена в 2013 году.
На специально сконструированную раму был установлен дизель ММЗ Д 245 мощностью – 156 л.с. минского производства, спроектированы узлы и комплектующие. Автомобиль был оснащен дополнительными системами: подкачки шин, кондиционирования и современной системой пожаротушения.
Пограничники были очень благодарны разработчикам, но высказали свои пожелания немного упростить электронику, отказались от систем подкачки шин, кондиционирования и пожаротушения.


Грузовик Волат второго поколения.

Конструктора МЗКТ уже следуя традиции при доработки создают абсолютно новый грузовик. Абсолютно новый грузовик Волат МЗКТ 5002 стал короче, немного ниже, легче первой модели: новые приобретенные габариты практически полностью сочетались с ГАЗ-66. Мощный 215-сильный турбодизель ЯМЗ-53452 установили аналогично ГАЗ-66 в обасти базы. С клиренсом мудрить не стали, оставили достаточно большим. Подвески как передняя так и задняя – независимые.
Вращение колёс происходит при помощи полуоси.
Силами конструкторов была усилена рамная конструкция, специально разработанные мосты. Ступицы колес конструктивно были облегчены, были установлены легкие и более узкие колёса. Серьёзным изменениям подверглась и кабина. Новая конструкция кабины в общей сложности потеряла одну третью своей массы. Водительское место подверглось изменением и перекомпоновке.
Сидения стали немного удобнее. Интерьер в салоне остался достаточно строгий, без излишеств, основное направление уделено надежности и практичности деталей. Приборная панель по-военному скупа и не столь выразительна в сравнении с гражданскими грузовиками. Руль позаимствовали у грузового МАЗа. Справой стороны водителя располагаются управление коробкой передач, стояночным тормозом и подкачкой шин.

Конструктивные особенности модели МЗКТ

Снаряженный грузовик Волат МЗКТ 5002 00 2014 года заметно полегчал, с 7З00 до 5810 кг. Заказчиков это здорово порадовало! слаженная работа между собой подвесок.
Разницы в движении порожнего и груженого, автомобиля практически не ощущается, конструктивно сложная и ажурная конструкция оказалась достаточно прочной, уже проверенная военными и признанная лучшей в своём классе грузовиков.
Продольно расположенный двигатель предаёт момент пятиступенчатой коробке передач, а далее при помощи карданного вала с понижением на раздачу с распределением на мосты. На новое шасси грузовика Волат можно установить абсолютно любой тип надстройки, для этой цели были специально подогнаны габариты. Совершенно легко устанавливается стандартная платформа – кузова, модульный штаб, или обычный кунг.
В стандартном варианте кузова грузовик МЗКТ свободное вмещает 22 бойца.
Стоит заметить, что охотхозяйства уже пристально присматриваются к новинке грузовика Volat 5002, и питают надежды приобрести грузовики для своих нужд. К тому же модель второй модификации 2014 года, избавилась от избыточной электроники.

Основные преимущества Волат

Какие же выдающиеся качества приобрел грузовик МЗКТ в 2014 году? Безусловно, впечатляющую грузоподъемность и исключительную проходимость. На этом отличительные способности не ограничиваются, грузовику присуще отменная, мягкая и плавная работа шасси МЗКТ. Так как грузовик специально разрабатывался для транспортировки ракет, груз нежный и не безопасный. Штатные инженеры завода имеют богатый опыт в разработке и доводке специфических подвесок. В результате, по бездорожью грузовик с независимой подвеской, обладая огромным дорожным просветом укомплектованный мощной трансмиссией просто поражает своими внедорожными возможностями. Конкретно такие требования закладывались к грузовику белорусскими военные.


Инженеры потрудились на славу, с плавностью хода вопросов не возникает, в своём классе, Волат 5002 00 2014 г. – король.
Минский грузовик управляется не сложнее легкового автомобиля.
Грузовик МЗКТ Волат 5002 00 проходил испытание по сложным грунтовым дорогам с огромным количеством выбоин. Большое внимание было уделено ощущению бойцов в кузове. Тест показал, что независимая двухрычажная подвеска отлично отрабатывает все ухабы и ямы.
Сравнивая автомобиль со своими одноклассниками «Садко» и «Шишиг» заметно трясёт на бездорожье, а грузовик минской разработки по пресеченной местности идет мягко и легко – по этим техническим характеристикам – Волат просто вне конкуренции!

Перспективы компактного грузовика МЗКТ Волат 5002 00

В 2015 году грузовик на пике расцвета. Военные пограничники заказали у завод МЗКТ достаточное количество автомобилей, в связи с чем, завод обновил производственную базу, было приобретено много современного оборудования. На завод МЗКТ стабильно поступают госзаказы, но завод не гнушается браться и за нестандартные, мелкие заказы.
Гамма модельной линейки малогабаритной спецтехники на производстве регулярно расширяется. Будет ли доступены грузовики Волат МЗКТ 5002 или же будет только в белорусской армии?


Скорее всего его можно будет приобрести, т.к МЗКТ широко представляет свои разработки на внешний рынк, исключением не является спецавтомобили. Возможно компактная, двухосная модель грузовичка с образцовой плавностью хода, привлечет к себе внимание, большого количества заказчиков из различных целей.
Серийный грузовик Волат МЗКТ 5002 00 в 2014 году претерпел кардинальные преобразования и доработки относительно модели 2013 года. Грузовик Волат МЗКТ 2014 года выпуска практически полностью соответствует габаритам легендарного ГАЗ 66.



К сведению!

Грузовик Волат МЗКТ 5002 00 обладает уникальной плавностью хода.
+ Характерной, даже эталонной чертой нового компактного грузовика М3КТ является полностью независимая подвеска, обеспечивающая мягкий и плавный ход и демонстрирует отменные внедорожные характеристики.
- Чрезмерный аскетизм интерьера, минимизация в комфорте водительского места.

Технические характеристики грузовика МЗКТ 5002 00

Длина х ширина х высота 5 900 x 2 550 x 2 650 мм.
Колесная база 3 300 мм.
Радиус поворота 10 м
Колея спереди и сзади 2 140 мм.
Дорожный просвет 400 мм.
Снаряженная/полная масса 5850 / 8850 кг.
Максимальная скорость 95 км/ч
Топливный бак 130 л.
Колесная формула 4x4
Двигатель дизель ЯМЗ-53Д52, с турбо- наддувом и интеркулером, РА, 16 клапанов
Рабочий объем 4,43 л
Мощность 158 кВт / 215 л.с.
Ходовая часть рамная конструкция
Подвески независимые, на пружинах
Рулевое управление с гидроусилителем
Тормоза пневматические, барабанные

МЗКТ - уникальное предприятие. Завод, изначально созданный как «военно-многоосный» филиал МАЗа, в итоге стал самостоятельным. Сейчас здесь выпускается уйма вариантов армейских спецшасси, которые поставляются во многие страны мира. Но главные заказчики - Россия и Белоруссия. В этом материале мы рассмотрим основные семейства армейских шасси Volat.

Самый известный и самый массовый Volat - шасси легендарного 543-го семейства. По продолжительности конвейерной жизни с ним может сравниться разве что УАЗ «буханка». Шасси строили, образно говоря, вокруг ракеты с учетом огромного количества дополнительных специфических требований. Отсюда и «странные» кабины, и в целом необычный внешний вид.

В дальнейшем шасси неоднократно модернизировалось, но заложенная изначально концепция оказалась настолько удачной, что для ряда типов вооружений она полностью актуальна до сих пор. МЗКТ-543 и по сей день выпускается и, судя по всему, производиться будет еще долго.

Снаряженная масса 543-го шасси - 23 тонны, а полная - больше 43 тонн. В момент его создания в СССР не было других мощных дизелей, кроме танковых, поэтому использовали мотор В12. Он же в современной 525-сильной версии применяется и сегодня, хотя для экспорта были варианты и с импортными дизелями - например, Deutz.

МЗКТ-7930, замена для 543-го, существует давно, но пока обе версии - в параллельном производстве. Опытный образец специального колесного шасси 7930 (8x8) был изготовлен на Минском заводе колесных тягачей в 1994 году. Он имел не только очевидные внешние отличия, но и немало конструктивных. До 2000-2500 (против 500) часов увеличили гарантийную наработку двигателя, ресурс стал больше, а расход масла - меньше, периодичность техобслуживания выросла. Снаряженная масса шасси сократилась до 21 тонны, а полная, наоборот, увеличилась до 45. Конвейерный выпуск начали лишь в декабре 2000 года.

Это шасси до недавнего времени поставлялось только в Россию. Именно на МЗКТ-7930 базируется Искандер, а также множество других систем. Но сейчас МЗКТ-7930 поступил и на вооружение белорусской армии в варианте с ракетным комплексом Полонез. Двигатель здесь 500-сильный ЯМЗ-846.

Техника для российских ракетных войск стратегического назначения, безусловно, вершина производственной гаммы. Полные технические характеристики шасси МЗКТ-79221 с колесной формулой 16х16 и по сей день не разглашаются, но известно, что в действие шасси приводит тяжелый 12-цилиндровый двигатель ЯМЗ-847 мощностью 800 л.с. Снаряженная масса такой «многоножки» - 44 тонны, а грузоподъемность - все 80 тонн!

Все вышеперечисленные шасси - специальные военные, ширина которых превышает допустимые для дорог общего пользования 2,5 м. Естественно, когда речь шла о ракетном вооружении, никто в СССР такой «сущей мелочью» не заморачивался. Но для гражданских заказчиков беспрепятственный допуск на дороги был важен, и специально для «гражданки» было создано семейство МЗКТ-6527, вписывающееся в дорожный габарит по ширине.

И здесь случилась «история наоборот». Если прежде военные шасси приспосабливали под гражданские нужды, то в данном случае изначально сугубо «мирное» шасси стало востребованным у военных. Оружие на МЗКТ-6527, правда, не монтируют, а вот системы связи, радиолокации и командные пункты - да. Служат такие машины в белорусской армии, а также поставляются на экспорт. В семействе - шасси с колесными формулами 6х6 и 8х8. Двигатели используются 400-сильные, модели ЯМЗ-7511.

Около десяти лет назад на МЗКТ занялись совершенно новой для себя тематикой - так называемыми корпусными шасси. Корпусное шасси - это, грубо говоря, нечто вроде бронетранспортера, только предназначено оно для монтажа вооружений. В данном случае систем ПВО, прежде монтировавшихся на гусеничной базе. В частности в белорусской армии уже служат комплексы Тор на этих шасси, разработан и колесный вариант комплекса Бук. Двигатель используется 420-сильный, ЯМЗ-7513. Еще у корпусных МЗКТ очень интересная подвеска - независимая, гидропневматическая, регулируемая по высоте.

Благодаря заказу белорусских погранвойск МЗКТ влез в сегмент грузовиков, прежде несвойственных для него массогабаритных параметров. Ну казалось бы, 3200 кг грузоподъемности, всего 6 м длины и колесная формула 4х4 - разве таким может быть Volat? Теперь да. Абсолютно оригинальный грузовичок, по параметрам близкий к ГАЗ-66, отныне тоже выпускается на МЗКТ, точнее на его филиале в Лиде. Двигатель - 215-сильный ЯМЗ-534.

МЗКТ-500200, изначально созданный для белорусских погранвойск на замену ГАЗ-66, освоил военную специальность транспортировщика миномета

В общих чертах мы рассказали только о тех военных Волатах, которые используются армиями России и Белоруссии. А ведь есть еще совершенно отдельные модели и семейства, ориентированные исключительно на экспорт. О них как-нибудь в другой раз.