Переходит на евро стандарт 80w90. Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах. Как работает трансмиссия, и зачем ей нужна смазка

Счастливые владельцы приобретённых автомобилей, поездив на них пару лет, сталкиваются с проблемой замены масла в коробке передач. КПП – это одно из важнейших звеньев трансмиссии автомобиля. Для обслуживания коробок передач отечественных и зарубежных марок автомобилей крупнейший производитель автомобильных масел, компания Лукойл, выпускает трансмиссионные жидкости. В ассортименте есть полусинтетические ТМ-4 и ТМ-5 SAE 75W-90, а также минеральные ТМ-4 и ТМ-5 80W90. Все они соответствуют международным стандартам GL-4 и GL-5.

Немного теории

Трансмиссия – это механизмы, призванные передавать крутящий момент от двигателя на колёса авто. Кроме того, с её помощью можно менять направление перемещения, тяговое усилие и скорость. В состав трансмиссии входят коробки переменных передач (КПП), мосты, дифференциалы и раздаточные коробки. Коробка передач – важнейший элемент, обеспечивающий движение автомобиля с разной скоростью. Для обеспечения её нормальной работы служит трансмиссионное масло (ТМ). От его качества зависит нормальная работа КПП. ТМ смазывает все трущиеся поверхности деталей коробки передач.

Температура внутри КПП во время движения довольно высокая – смазка нагревается до 140-160°С. В районе работающих шестерен температура может достигать уровня выше 200°С. Поэтому отвод тепла – важнейшая функция трансмиссионного масла. Если бы жидкость не могла этого делать – шестерни попросту расплавились бы.

Во время движения при длительных высокотемпературных режимах ТМ имеет свойство вспениваться. Если это происходит, рабочая жидкость теряет все свои необходимые качества и больше не может нормально смазывать соприкасающиеся поверхности. Поэтому производители всеми способами стараются избежать этого процесса, вводя всевозможные добавки, предотвращающие вспенивание. Это ещё одна причина, по которой в коробке передач должно присутствовать только трансмиссионное масло, имеющее качественные характеристики.

Исходя из вышесказанного, ТМ играет в работе коробки передач важнейшую роль. Если будет залита некачественная жидкость, это приведёт к поломке КПП – шестерни расплавятся или рассыплются.

Для нормальной работы КПП качественное трансмиссионное масло должно иметь следующие свойства:

Отличие ТМ-4 от ТМ-5

Отечественный производитель Лукойл предлагает трансмиссионное масло ТМ-4 80W90 стандарта GL-4, а также ТМ-5 80W90, соответствующее стандарту GL-5, на минеральной основе. Среди многих водителей бытует мнение, что Лукойл ТМ-5 представляет собой более качественный продукт, поскольку имеет улучшенные характеристики. На самом деле эти масла имеют несколько разное назначение. Одно из них соответствует международному стандарту GL-4, другое – GL-5. В чём же между ними разница?

Расшифровка говорит о том, что масло производства Лукойл (ТМ-4 80W90 и ТМ-5 80W90) имеет одинаковые температурно-вязкостные характеристики согласно стандарту SAE – 80W90. Основной состав тоже одинаковый – это минеральная основа. Устойчивость к вспениванию и термоокислительная стабильность у обоих тоже идентична. Различие – только в присадках, соответствующих этим стандартам.

Оба масла Лукойл 80W-90 имеют так называемые противозадирные присадки. Задир представляет собой дефект металлической поверхности шестерни, возникающий в результате её повреждения. Это происходит при трении с поверхностью другой шестерни. Процесс приводит к быстрому и преждевременному износу деталей. Особенно распространён в высоконагруженных узлах и механизмах.

Противозадирные присадки в 80W-90 осуществляют модификацию повреждённых металлических поверхностей. В повреждённых местах образуется тонкая плёнка, которая дальше работает как продукт износа. В итоге износ деталей уменьшается, несмотря на то что они химически «разъедаются». Эти присадки содержат в себе сернистые соединения и фосфор.

Разница в том, что ТМ-4 80W-90, согласно API GL-4, содержит в себе 4% противозадирных присадок, а ТМ-5 80W-90 – 6,5%. На первый взгляд кажется, что это хорошо и Лукойл ТМ-5 лучше. На самом деле это масло нельзя использовать для коробок передач отечественных автомобилей ВАЗ, так как после этого можно попрощаться с синхронизаторами коробки передач. Там подойдёт только стандарт GL-4. Противозадирные присадки агрессивно ведут себя по отношению к материалам, из которых изготавливают синхронизаторы КПП. На коробки других моделей, например французских, ТМ-5 80W-90 вполне может подойти.

Температурно-вязкостные качества

Эти характеристики классифицируются по международной спецификации SAE J306. Он определяет требования, касающиеся вязкостных свойств масел, которые работают в трансмиссии. Следует помнить – чем выше вязкость, тем лучше масло смазывает детали механизмов. Образуется более прочная масляная плёнка. Но при этом смазка с более низким уровнем вязкости лучше ведёт себя при низких температурах. Правда, здесь есть и отрицательная сторона – малая вязкость и хорошая проникающая способность увеличивают вероятность протекания масла из коробки передач.

Например, расшифровка 80W-90 говорит о том, что такие смазки могут нормально работать до температур -25, максимум -30°С. В то же время 75W-90 имеют более низкий температурный уровень – до -40°С. Таким образом, минеральные масла Лукойл ТМ-4 и ТМ-5 80W-90 имеют приемлемую для работы вязкость в диапазоне температур от -25°С до +35°С. Это обуславливает их применение в умеренных климатических зонах.

Среди всех смазочных материалов для механических коробок передач и других узлов трансмиссии масло 80W90 по популярности занимает, пожалуй, лидирующее место. Это если принимать во внимание среднюю полосу России. Ниже разберём характеристики и область применения трансмиссионного масла с вязкостью 80W90.

Расшифровка трансмиссионного масла 80W90

Рассмотрим кратко основные характеристики, которыми обладают трансмиссионные масла с вязкостью 80W90. Стандарт SAE J300 говорит о следующем.

  1. Температура застывания до потери смазывающих и защитных свойств находится на уровне –26 °C . При промерзании ниже этой температуры динамическая вязкость масла станет выше принятого инженерами SAE допустимого предела в 150000 сСп. Это не означает, что смазка превратится в лёд. Но по консистенции она станет похожей на загустевший мёд. А такой смазочный материал не просто не сможет защищать нагруженные пары трения, но и сам по себе станет препятствием для нормальной работы узла.
  2. Кинематическая вязкость при 100 °C у масла этого класса не должна опускаться ниже 24 сСт . Странно звучит применительно к узлам трансмиссии: температура 100 °C. Если КПП или мост разогреваются до такой температуры, то, вероятнее всего, в узле трансмиссии есть какие-то проблемы, или допустимая нагрузка превышена. Однако здесь учитывается вязкость при 100 °C потому, что в пятнах контакта масляная плёнка испытывает огромные нагрузки и локально может разогреваться до более высоких температур. И если вязкость будет недостаточной, то плёнка легче разрушится и позволит металлу контактировать с металлом напрямую, что вызовет ускоренный износ деталей узла. Косвенно «летняя» часть индекса определяет максимально допустимую летнюю температуру, которая для рассматриваемого масла равняется +35 °C.

В целом вязкость – это главный показатель. Именно он определяет поведение того или иного трансмиссионного масла в разных температурных диапазонах.

Область применения и отечественные аналоги

Область применения трансмиссионного масла 80W90 ограничивается не только температурными рамками, но и другими свойствами, такими как: способность к формированию прочной плёнки, противостояние вспениваемости и окислению, срок службы, агрессия по отношению к резиновым и пластиковым деталям. Более детально эти и другие свойства трансмиссионного масла описываются стандартом API.

Сегодня в России чаще других встречаются трансмиссионные масла 80W90 с классом GL-4 и GL-5 по API. Иногда можно встретить и смазки класса GL-3. Но сегодня они практически полностью сняты с производства.

Масло 80W90 GL-4. Используется в большинстве синхронизированных коробок передач и других узлах трансмиссии отечественных и зарубежных авто. Взаимозаменяемо с маслами класса GL-3, но содержит в своём составе более совершенный пакет присадок, в частности противозадирных. Обладает хорошими смазывающими и защитными свойствами. Способно работать с гипоидными передачами, у которых контактная нагрузка не превышает 3000 МПа.

Трансмиссионное масло 80W90 класса GL-5 по API пришло на смену уже устаревшему для новых авто классу GL-4. Надёжно защищает гипоидные пары трения с большим смещением осей, в которых контактные нагрузки превышают 3000 МПа.

Однако это масло не всегда может использоваться в коробках передач, рассчитанных на стандарт GL-4. Всё дело в очень низком коэффициенте трения, который достигается за счёт усовершенствованного пакета присадок. Синхронизаторы простых механических КПП работают за счёт коэффициента трения. То есть синхронизатор прижимается к шестерне и выравнивает скорость вращения валов непосредственно перед вхождением зубчатых колёс в зацепелние. Благодаря этому передачи включатся легко.

При работе на масле GL-5 у синхронизированных коробок, не рассчитанных под этот стандарт, часто наблюдается тугое переключение передач и характерный хруст из-за проскальзывания синхронизаторов. Хотя автовладелец может наблюдать некоторое повышение мощности авто и снижение расхода топлива благодаря заметно более низкому коэффициенту трения. Также ускоренными темпами на коробках, не предназначенных на работу с маслом GL-5, выходят из строя синхронизаторы.

В другие узлы трансмиссии, где требуется просто смазывание передающих усилие механизмов, допускается заливать масло класса GL-5 вместо GL-4.

Цена масел 80W90 начинается от 140 рублей за 1 литр. Столько стоят простейшие отечественные смазки, например, марки «ОйлРайт». Средний ценник колеблется в районе 300-400 рублей. Стоимость топовых продуктов доходит до 1000 рублей за литр.

Отечественный вариант масла 80W90 по старой классификации называется , по новой – ТМ-4-18 (аналог 80W90 GL-4) или ТМ-5-18 (аналог 80W90 GL-5).

Трансмиссия — это целостность механизмов, которые передают крутящий момент двигателя колесам, благодаря чему автомобиль может ехать. Так же благодаря трансмиссии машина меняет усилие тяги, может изменять скорость и направление движения.

Периодические заедания коробки передач и невозможность переключать скорости, говорит о том, что трансмиссионные агрегаты не в порядке. Не всегда в этих случаях нужна замена самого агрегата, иногда достаточно профилактики и замены трансмиссионной жидкости, а именно масла. В среднем замена трансмиссионного масла производиться после 50000 км.

Прежде чем заливать трансмиссионное масло в автомобиль, нужно ознакомиться с параметрами и характеристиками защитной жидкости. Подобные сведения пишет производитель автомобиля в сервисной книжке по эксплуатации машины.

Трансмиссионные масла бывают универсальные, всесезонные, летние, зимние, для авто с передним и задним приводом, малого грузового транспорта, джипов и для тяжелой техники в купе с городским автотранспортом. Собственно уже можно заметить, что классификация их схожа с моторными маслами, впрочем они так же имеют градацию по SAE.

В мире принято называть такие масла Gear Oil, что при дословном переводе означает масло для шестеренок.

Функционал трансмиссионных масел:

  • отведение тепла от трущихся между собой поверхностей;
  • предотвращение износа трущихся поверхностей деталей, посредством образования защитной масляной пленки;
  • нейтрализовывать продукты износа из зон трения;
  • снижать потери при трении в механизмах с зубчатыми сцеплениями;
  • предотвращать коррозию агрегатов автомобиля;
  • сводить на нет шумы, вибрацию и нагрузки на шестеренчатые механизмы, путем заполнения зазоров между ними.

Свойства трансмиссионных масел:

  1. Антикоррозийные;
  2. Противовспенивающие;
  3. Противозадирные;
  4. Противоизносные;
  5. Сберегающие по отношению к цветным металлами резиновым элементам авто;
  6. Стойкость к термоокислению;
  7. Не токсичность;
  8. Устойчивость к температурным перепадам без потери вязкости.

В качестве наглядного примера рассмотрим трансмиссионное масло 80w90, которое пользуется наибольшим спросом у потребителя. Как мы уже говорили выше, трансмиссионные масла, как и моторные подлежат классификации по SAE. В международном сообществе такие масла принято приравнивать к стандарту — J306 SAE. Это основной показатель вязкости ТМ, который основан на температурных свойствах масла (низкие и высокие температуры). Маркировке моторных масел по SAE отведен интервал 0 — 60, для трансмиссии — 70 — 250.

Хорошее качественное трансмиссионное масло работает в любых условиях, чем больше его вязкость, тем надежнее и прочнее защитная пленка для агрегатов. Трансмиссионные масла с меньшей вязкостью обладают большей текучестью, они лучше переносят низкие температуры, но при этом их защитные способности снижаются в разы. Идеально найти золотую середину, что бы и текучесть была хорошая и масло быстро заполняло все микротрещины и пленка защиты была достаточно толстая и надежная. Для этого современные трансмиссионные масла оснащают присадками, по аналогии с моторными маслами. Свойство, выступать, как герметик, масла получают еще при производстве, до добавок присадочных пакетов.

После добавления присадок, ТМ жидкости подразделяют на категории: незагущенные и загущенные.

Как расшифровать трансмиссионное масло 80w90?

Данная жидкость для трансмиссий 80w90 расшифровывается следующим образом:

  • Буква W – зима (пример 80W) — не теряет своих свойств при температуре -26 градусов по Цельсию, сохраняя хорошую текучесть.
  • 90 — лето — масло не подвергается перегревам при климатической температуре в + 35 градусов по Цельсию. Не нужно путать это с моторными масла, которые работают в двигателе и менее зависимы от окружающих температур.
  • 80W90 — всесезонное (комбинированное) трансмиссионное масло, поэтому присутствует двойная маркировка.

Идеальные рабочие условия для трансмиссионного масла 80w90 от — 26 до +35 градусов.

Справка! Как в любой комбинаторике, так и в комби-ТМ идеалов нет, поэтому говоря о всесезонности нужно учитывать, что предельные точки для климатических температур присутствуют. К примеру, самые морозоустойчивые масла среди всесезонных — 75w80 и 75w90 — их предел от -40 до +35, а самое жаропрочное 85w90 с интервалом от -12 до +40.

Характеристики 80w90

Не смотря на то, что трансмиссионное масло 80w90 выпускают разные производители, характеристики их однородны. Разнится могут только присадочные пакеты, которые каждый производитель добавляет по своему усмотрению, в любом случае придерживаясь мировых стандартов, так как в противном случае ТМ не пройдет аттестацию.

  • классификация вязкости по SAE — 80w90;
  • плотность 0,9 кг/м3 при +15 градусах по Цельсию;
  • коэффициент кинематической вязкости от 14 до 19 сСт при рабочих +40, все зависит от пакета примененных присадок;
  • вязкость может изменятся от 98 до 142, опять же из-за пакета присадок;
  • предельная температура на минус в коробке передач от -16 до -30;
  • температура вспышки от 179 до 230.

Информацию о всех характеристиках трансмиссионного масла 80w90, каждый производитель пишет на упаковке. как и в моторных маслах на лицевой этикетке нанесены основные параметры 80w90; ТМ — 4 80w90; ТМ — 4 SAE 80w90 или SAE 80w90. Отечественные производитель так же пользуется аббревиатурой SAE, показывая этим, что продукт принадлежит к мировой классификации и прошел сертификацию.

Отзывы о 80w90 — что говорят автовладельцы?

Гость 1. У меня Приорка новая, так я на лукойл сразу пришел. На заводе они были залиты, правда такого масла в продаже нет, это чисто заводские премудрости, так вот щас на ТМ — 4, пока все отлично, не пыхтит, не кряхтит машинка. Там Лукойл пишет на трансмиссионном 80w90, одно для переднего привода, второе для зада, есть и универсалы, но лучше брать под себя.Полусинтетику нужно брать, там хорошее соотношение синтетики и минералки.
Гость 2. У меня на минеральном ТМ пятерка со дня рождения катается, горя не знаю. Зимой заводимся, летом не жаримся, коробка не заедает, низ не звенит. Песня а не машинка. Я кстати на Лукойл с ТНК перешел, там тоже никаких проблем. Мед а не масло, так поддался общему ажиотажу. Наверное назад на ТНК перейду, в Лукойлах очень подделок много. Кстати недавно голосование было на официальном сайте «За Рулем», так я проголосовал за трансмиссионное минеральное масло Лукойл 80w90, и не стыдно было, рулит отечественный производитель.
Гость 3. А я тоже за Лукойл 80w90, меня муж на шестерке водить учил, так мы ТНК лили, он говорил, что отличное масло. Он мне характеристики показывал, так там написано было — трансмиссионное масло ТНК 80w90 заводится без проблем при -38. Вообще то и при минус 35 заводилась, у нас вот такие морозы постоянно стоят. Жаль уйти пришлось с него, мне он Калинку подарил, так ТНК не подходит, пробовали минералку импортную, но дорого получается, а он еще Приорку себе хочет, так что однозначно на полуситнетику Лукойловскую идем. Мы за отечественного производителя, поддерживаем, так сказать.
Гость 4. Сейчас я залил трансмиссионное масло ZIC 80w90, все хают его на чем свет, а мне нравится. Машина аж вздохнула, как будто, то коробка заедала постоянно, а щас, как по маслу.
Гость 5. ZIC 80w90 — самое то, а лукойл все равно никому не рекомендую.
Гость 6. Отличное масло Лукойл и все совпадает, с тем что написано на канистре. Мы поменяли его уже 35 тысяч было накатано, так вообще все хорошо, — идеальная защита. А вот про ZIC я сама читала в инете, его все хают, что моторные масла, что трансмиссию.
Гость 7. Коробка раньше заедала,- мультитроник, сразу подумал на масло, оказалось дело в самой коробке, пора было ремонтировать. Не дешево конечно. После зика еще на ликвимолли ездил, а потом че то денег стало жалко, решил опять зик попробовать, тем более продавец голову на отсечение давал, что родное масло. Теперь точно говорю, для современных машинок и автоматов трансмиссионное масло ZIC 80w90 — это СУПЕР. На счет задников не могу сказать, не ездил я на таких.
Гость 8. У меня задний привод, помимо четверки еще Волга 21 есть, летает, как новая и без форсированных движков. Так вот для нас, для заднего привода самое идеальное — это трансмиссионное масло ТНК 80w90. И присадочек там в норме, и подделк нету, кому оно надо, и качество приличное. Лукойл то же ничего, но минералка ихняя дороговата, а полусинтетика задникам не нужна, а волгам даже противопоказана. ТНК само то и качество и денег немного.

Судя по отзывам автовладельцев, каждый делает свой выбор. Несмотря на имеющиеся отрицательные отзывы о Лукойле, многие все равно выбирают его, при выборе только нужно лучше проверять и не попасться на подделку. Также пользуются популярностью масла ZIC и ТНК 80w90.

Прежде чем рассказывать о классификации и основных характеристиках, необходимо выяснить, какие задачи выполняет данная рабочая жидкость. Подобное масло необходимо для решения нескольких задач:

  • Смазка деталей. В конструкции коробки передач имеются десятки движущихся деталей. Чтобы уменьшить их износ, при этом гарантировать корректную и слаженную работу, необходимо трансмиссионное масло. Если его своевременно не менять, в КПП будет образовываться большое количество металлической стружки, которая может нарушить работу агрегата.
  • Отвод тепла. Без трансмиссионного масла детали коробки просто перегревались бы. Высокие температуры также отрицательно влияют на детали, а также их срок службы.
  • Защита от коррозии. Современная продукция в состав включает множество элементов, которые способствуют повышению защиты металла от коррозии.
  • Снижение шума от КПП и вибраций. Работа коробки передач сопряжена с различными шумами, которые доставляют неудобства водителю и пассажирам при езде. Масло позволяет существенно понизить уровень шума.

Как видно, использование трансмиссионного масла является обязательным. Оно помогает продлить срок службы КПП, а также предотвращает поломки.

Вязкость масла: определение и важность

В магазине и на рынке водители могут найти огромный выбор масел. Современная промышленность выпускает минеральные, полусинтетические и синтетические масла. Каждое из них имеет свои характеристики и особенности. При выборе продукции стоит обязательно обращать внимание на такой показатель, как вязкость.

Данный параметр позволяет определить, подходит ли эта жидкость для использования в конкретном диапазоне температур. По сути это способность масла сохранять текучесть между деталями. Все мы знаем, что эта рабочая жидкость загустевает при понижении температур, делая процесс смазки невозможным. По этой причине, естественно, необходимо правильно подбирать масло. Рекомендации к покупке вы всегда можете найти в техническом описании своего автомобиля. Дополнительно можно проконсультироваться на специализированных форумах для вашей модели авто.

Международная классификация по SAE

Как определить вязкость масла, ведь измерить этот параметр при помощи линейки или другого инструмента невозможно. Этим вопросом задались специалисты из Американского Общества Инженеров. Результатом их работы было создание общепринятого стандарта. Индекс SAE указывает на вязкость масла, при этом позволяет автовладельцам подобрать изделия, которые необходимы для своей иномарки. По этому индексу можно определить наивысшую и низшую температуры, при которых возможна эксплуатация масла.

По стандартам SAE масла для КПП делятся на две основные категории:

  • зимние (в своей маркировке имеют английскую букву W - Winter), например, 70w, 75w
  • летние (без индекса), например, 80, 85, 140.

Также существуют всесезонные масла (о них как раз и идет речь), которые в маркировке имеют сразу два числа, разделенных английской буквой W. Такая продукция может использоваться водителями в течение всего года.

В данной маркировке первое число (например, 80W) показывает класс вязкости при отрицательных температурах (дополнительно называют зимней вязкостью). Второй показатель после буквы W– это класс вязкости при плюсовых температурах (или летняя вязкость). Первое число в маркировке говорит о вязкости холодного масла, а второе - горячего. Чем меньше первый параметр и больше второй, тем лучше. Малое первое число обеспечивает легкость движения шестерен в минусовую температуру, а большое второе гарантирует высокую прочность создаваемой пленки.

Сравнение масел

Когда мы определили, что такое вязкость, и разобрались с принципом маркировки трансмиссионных масел, можно перейти к сравнению различных продуктов. Итак, первое число говорит о минимальной температуре, при которой может эксплуатироваться данное масло. Таким образом, изделия 75W90, 75W85 и 75W85 имеют общий параметр (температуру в -40 градусов Цельсия). Второй показатель говорит о вязкости при плюсовых температурах. Для 75W85 и 75W85 этот показатель составляет 35 градусов Цельсия, а для 75W90 максимальная температура доходит до 45 градусов.

Если проводить сравнение продукции 80Wxx с изделием 75W90, то различия уже будут в минусовой температуре. Масла 80Wxx имеют нижний предел в -26 градусов. Продукция 80W90 имеет верхний температурный предел в 45 градусов. Максимальный нижний температурный параметр наблюдается у 85W90. В зимний период температуры не должны опускаться ниже отметки -10 градусов для корректной работы этого типа масла. Отличительным достоинством этой модели масла является возможность выполнять свои функции в сильную жару даже выше +45.

Продукция с показателем XXW90 идеально подходит для умеренного климата. Масло 75W-90 используется в сильные морозы. Правильно подобранное трансмиссионное масло также скажется на управлении. Переключать передачи будет намного проще. Водителю придется прилагать минимум усилий.

При покупке также стоит обращать внимание на тип масла. Например, существует такое разделение:

  • 85W-90 – это, как правило, густые минеральные масла.
  • 80W-90 – также минеральное масло, но с большей текучестью.
  • 75W-90 – синтетическое или полусинтетическое средней густоты.

Как показывает опыт водителей, масло 75W-90 является оптимальным для умеренного климата. Оно сохраняет свои характеристики в большом диапазоне температур, а также практически не окисляется.

Основные виды

Как уже было сказано ранее, помимо разделения по вязкости, представленные масла могут относиться к одной из трех групп:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • полусинтетические.

Первые, как правило, используются в старых автомобилях со сроком эксплуатации более 15 лет. Маркируются они словом Mineral. Это экологически чистый продукт, а также самый доступный. При этом по своим характеристикам он существенно уступает двум другим классам. Минеральное масло быстро окисляется и загустевает при воздействии низких температур.

Всех этих недостатков лишено синтетическое масло. Продукция имеет лучшие моющие и защитные свойства, а также включает в себя множество дополнительных присадок, которые улучшают характеристики масла. Синтетика прекрасно работает как при низких, так и при высоких температурах. Единственным минусом является высокая цена.

Полусинтетическая продукция является своеобразной «золотой серединой», так как имеет близкие к синтетике эксплуатационные характеристики, но при этом более доступную цену. Продукция создается на минеральной основе, но содержит в себе множество присадок.

Полезно знать: классификация по API

Покупая трансмиссионное масло, водители также могут встретиться с маркировкой API. Единой классификации по качеству, эксплуатационным характеристикам и применению нет, однако максимально приближенной к ней является именно API. Она содержит комплексную оценку эксплуатационных качеств смазок.

Практически во всех современных машинах используют масла группы GL-4 или GL-5. Первые подходят для механики и редукторов, в которых используются гипоидные или спирально-конические пары. Такие масла активно применяются в умеренном климате. GL-5 подходит для эксплуатации в жестких условиях на различных видах передач. Существует также группа GL-6, предназначенная для самых суровых условий.

На что обращать при выборе

Покупка масла должна основываться не только на каких-либо классификациях, но и на нескольких других параметрах. Качественное трансмиссионное масло должно:

  • предотвращать сильное трение и увеличенный износ поверхностей шестеренок или других трансмиссионных компонентов;
  • осуществлять отвод тепла;
  • останавливать или сводить к минимуму процесс окисления;
  • не вступать в реакцию с водой;
  • сохранять первоначальные свойства при длительном хранении;
  • снижать шум и вибрации,
  • не выделять токсичных паров при нагревании.

Масло по маркировке может удовлетворять ваши запросы, но если оно не выполняет вышеописанных задач, то это приведет к поломке коробки передач. Здесь следует выбирать продукцию от официальных производителей или известных брендов, которые положительно зарекомендовали себя на рынке.

Автомобилисты знают, для чего в транспортном средстве необходимо трансмиссионное масло 80w90 gl 5. Эта смазка предназначена для обработки КПП, гипоидных передач, а также ведущих мостов. Все эти детали подвергаются наибольшим нагрузкам, рабочие температуры даже в зимнее время могут составлять 80 °С, а в летнее и того больше, до 150 °С. Трансмиссионное масло GL 5 относится к минеральным и производится из отходов уже переработанной нефти. В его состав входит определенное количество присадок, которые обеспечивают:

  • образование стойкой пленки между поверхностями трения;
  • снижение потерь при зубчатом трении;
  • охлаждение;
  • защиту деталей от коррозии;
  • снижение ударных нагрузок на шестерни.

Но самое важно, это масло содержит противозадирные присадки.

Современное использование автомобилей требует от смазки надежной работы в любую погоду. Многим автомобилям для обеспечения этой цели требуются трансмиссионные масла класса GL 5 по рекомендациям производителей. Оно может применяться как в коробке передач, так и для заднего моста. Автомобилям, имеющим гипоидное зацепление шестерен, подходит исключительно смазка с маркировкой GL 5. А вот для механических коробок передач такая смазка уже не годится, в них используется GL 4.

Выбор трансмиссионного масла

Российские автомобилисты наверняка сталкиваются с проблемой выбора. Трансмиссионное масло не всякого калибра выпускают отечественные производители, а импортное недешево стоит. Пожалуй, есть одно утешение – это редкая необходимость замены смазки в коробках передач: 1 раз на 75-100 тысяч километров. Чтобы корректно подойти к выбору трансмиссионного масла, надо учитывать множество мелочей.

В некоторых случаях оно является лишь смазкой, но в гидромеханических системах – выступает в роли рабочего тела, передающего вращающий момент. Именно поэтому выбор класса не ограничивается лишь GL 5, необходимо подобрать жидкость подходящей вязкости, при которой работа всех деталей сложного механизма будет осуществляться при любой температуре. Производители автомобилей рекомендуют останавливаться на маслах с маркировкой 80W90 GL 5 или 75W90.

Присадки, которые присутствуют в маслах с маркировкой 80W90GL, оказывают специфическое влияние на механизмы, подверженные трению. Вязкость смазки с достаточной точностью можно узнать по таблицам. Конкретная маркировка обозначает, что масло пригодно для использования в температурном диапазоне от +40 до -26 °С, ближайшую по кодировке трансмиссонку 75W90 можно использовать и при более низких температурах.


Трансмиссионные масла выбираются в зависимости от типа КПП и условий эксплуатации

Из всего сказанного напрашивается вывод о том, что нет особой разницы между смазывающими жидкостями GL5 или GL4, именно поэтому главное, это полагаться на рекомендации производителей авто. Если применение GL4 допустимо, нет смысла использовать продукт классом выше, хотя бы из соображений экономии.

Выбирая масло по вязкости, следует ориентироваться на экстремальность вождения и тип климатических условий.

Если же брать смазку более высокого класса, чем уже упомянутые, к примеру, 85W90, приходится говорить о нецелесообразности ее применения. Такое масло однозначно выдерживает огромные нагрузки и справляется со своей задачей запуска авто, но для этого в нем присутствует большее число присадок, в том числе и сульфатных. Но дополнительное количество примесей ведет к быстрейшему износу механизмов.

Смазка для КПП от известных брендов

Выбирая смазочное средство, многие ориентируются и на марку предлагаемого товара. Логично использовать моторное и трансмиссионное масла от одного производителя.

  1. Мотюль (Motul Gearbox) – хорошая смазка, проявила отличные качества при экстремальной езде. Нельзя использовать в коробке передач «Самары», но пригодно для «Жигулей», «Волги», «Нивы».
  2. Зик (Zic Gear Oil) – это масло показало отличные качества, его характеризует невысокая цена. Ничего нельзя сказать о том, насколько долго может обеспечивать защиту в коробках передах.
  3. Лукойл – отечественный производитель, которого нельзя обойти стороной. Смазывающая жидкость заслужила доверие не только российских автомобилистов, но и стоит на 5-6 месте у зарубежных потребителей. Производится на основе двух видов масла: синтетического и минерального.
  4. Hypoid-Getriebeoil (GL-5) 80W-90 от довольно известной компании Ликви Молли. Это минеральное масло, и применять его в коробке передач можно, если того требуют производители авто. Хорошее защитное средство.
  5. Компания Total предлагает очень широкий выбор синтетических трансмиссионных масел. Достойны внимания все виды. Поэтому основным критерием выбора должны быть назначения в инструкции к автомобилю.
  6. ELF – это фактически тот же Total.

Масла этих компаний предназначены для надежной защиты во время быстрой езды. Но необходимость менять подшипники и шестеренки некоторым образом увеличивается, и водителю виднее, в чем основная причина: в экстремальности хода или в плохой смазке.