Моторное масло 5w30 характеристики. Маркировка моторных масел. Температурный режим масла

Основным назначением моторных смазочных материалов является защита элементов двигателей от сухого трения и обеспечение нормальной работы силового агрегата с сохранением герметичности цилиндров. При правильном подборе масла двигатель исправно функционирует в течение длительного срока. Масло 5W30 наиболее популярно среди синтетических видов смазочных материалов известных марок.

Описание отечественной смазочной продукции

Крупнейшие отечественные производители смазочных жидкостей Роснефть, Лукойл гарантируют высокое качество выпускаемой масляной продукции. Синтетическое моторное масло 5 W 30, произведенное здесь, входит в приемлемую ценовую категорию, данная смазка прекрасно приспособлена для работы многих видов силовых агрегатов в отечественных климатических условиях.

Моторные масла 5W30, изготовленные в России, успешно используются также при высоких температурах окружающей среды, что является приемлемым для использования их в теплых широтах.

Что означает символика, размещенная на этикетке машинного масла

При приобретении смазочных жидкостей покупатели задаются вопросом, какая у 5W30 расшифровка, что за информация содержится в надписи, какому виду товара отдать предпочтение. Расшифровка моторного масла необходима для осуществления правильного выбора смазочной продукции.

SAE 5W30 расшифровывается следующим образом:

  1. Из числа 5 нужно вычесть 30, в результате получается минус 25. Температура, равная - 25˚C, является допустимой для осуществления запуска холодного двигателя.
  2. Литера W соответствует первой букве слова Winter и означает возможность применения данной марки в северных широтах.
  3. По цифре, стоящей перед W, определяют скорость движения масла при высоких температурах в работающем моторе.
  4. Значение числа, расположенного после W, характеризует вязкость масла при прогретом движке.

В связи с тем, что отечественные климатические условия эксплуатации автомобиля резко отличаются, подбирать смазочные вещества необходимо после тщательного изучения надписей на товаре. Маркировка, размещенная на этикетке, соответствует специальной классификации масел по вязкости SAE.

Данная классификация помогает выбрать нужную марку смазки для своего транспортного средства по ее техническим характеристикам в зависимости от температурного режима, в котором масло моторное 5W30 будет использоваться.

Преимущества использования смазки SAE 5W 30

Масло 5W30 синтетика обладает неоспоримыми достоинствами. Прекрасные характеристики данного материала способствуют стабильной работе двигателей при эксплуатации в неблагоприятных городских условиях, оказывающих негативное воздействие на элементы моторов:

  • продолжительная работа на холостых оборотах;
  • нахождение автомобиля в условиях дорожных заторов (пробки);
  • эксплуатация машины на коротких расстояниях;
  • повышенное содержание пыли в атмосфере.

Правильный подбор масляного продукта способствует увеличению длительности работы моторов. Благодаря уникальной формуле и наличию специальных присадок, которые имеет масло моторное 5W30, данные смазки обладают свойствами, обеспечивающими следующие функции:

  • защита элементов силового агрегата от преждевременных разрушений;
  • снижение вредных воздействий коррозии;
  • удаление слоев нагара с рабочих поверхностей;
  • охлаждение деталей и узлов работающего движка.

Моторное масло 5W30 выдерживает температуру внутри работающего силового агрегата, равную 150 ˚C, не изменяя при этом свои ценные качества. Выбирая масло для двигателя конкретного автомобиля, нужно основываться на рекомендациях, которые содержатся в технических характеристиках, составленных автопроизводителями.

Допуски по марке автомасла устанавливаются не для данной модели машины, а для непосредственного двигателя. Несмотря на известность бренда, необходимо выбирать смазку, обладающую параметрами, соответствующими требованиям, выдвинутым производителем данного автомобиля.

Особенности химического состава масляной продукции

Присадки, входящие в состав моторных масел SAE 30, предназначены для выполнения строго определенных функций. Благодаря сбалансированному набору добавочных включений масляные жидкости становятся пригодными для использования в конкретных двигателях. Каждый вид смазки имеет присадки в соответствии со стандартными нормативами, предъявляемыми к моторным маслам.

Какие автомобильные масла применять, зависит от выбора автовладельца. Исходя из возраста авто, характеристик движка, скоростных режимов, хозяин отдает предпочтение определенному виду масла:

  1. Минеральное масло.
  2. Синтетика или полусинтетика.

Бытует мнение, что использование минеральных смазочных средств в машинах, произведенных более пяти лет назад, приводит к сокращению расхода масла и увеличивает срок использования двигателя.

Если под капотом авто установлен импортный современный силовой агрегат, рекомендуется применять синтетические сорта смазок. В этой серии находится синтетическое моторное масло SAE 5W30, принадлежащее известным мировым брендам, способное выдерживать климатические перепады и интенсивность нагрузок движения в городе.

Тест масляных жидкостей

Перед получением сертификата качества масла проходят тест и производится химический анализ. На этикетках канистр размещена информация о соответствии характеристик смазочного материала требованиям стандартов. Данные тестирования приводятся для информирования потребителей.

Тестирование масел происходит в лабораторных условиях на специальных стендах. Проводится тест на проверку вязкости смазочного продукта в зависимости от температуры внутри работающего мотора.

Данный вид диагностики позволяет определить возможность запуска холодного двигателя в мороз и степень защищенности мотора от перегрева в жаркую погоду. Проводимый тест показывает толщину защитной пленки, образующейся на трущихся поверхностях рабочих деталей и ее изменения в результате повышения внутренней температуры двигателя.

Тест позволяет ознакомить потребителей с особенностями смазывающих материалов, выпускаемых различными производителями.

Разновидности смазочных материалов в зависимости от вида двигателя

На рынке представлены моторные масла трех категорий:

  • смазка для бензиновых силовых агрегатов;
  • масло дизельное;
  • универсальное смазочное вещество.

Основное свойство смазки любого вида - это вязкость, характеризующая способность сохранять текучесть и оставаться на трущихся поверхностях при повышении температуры деталей и узлов работающего двигателя.

При изготовлении смазочных веществ 5W 30 для дизеля добавляются присадки, полученные при помощи новейших нанотехнологий. Их применение способствует повышению защитных функций и снижению количества вредных выхлопных газов. В данных синтетических присадках серные, хлорные и фосфорные включения содержатся в минимальных количествах.

Дизельные масла обладают характеристиками, рекомендованными к использованию в дизельных силовых агрегатах:

  1. Высокая скорость достижения и покрытия деталей благодаря оптимальной текучести смазывающего материала.
  2. Сохранение нормального рабочего давления в движке при любых нагрузках.
  3. Наличие гарантированной защитной пленки на деталях при высоких и низких значениях температуры.
  4. Сокращение расхода дизельного топлива.
  5. Снижение количества углекислого газа в выхлопе.

В турбированный двигатель не рекомендуется заливать синтетику 5W 30, для данного вида движков более подходят полусинтетическое масло, обладающее малой вязкостью. Полусинтетика способствует улучшению экологических параметров силовых агрегатов.

Маловязкие энергосберегающие смазочные материалы рекомендовано использовать в двигателях автомобилей, эксплуатируемых в странах Евросоюза и Японии, где экологическая обстановка подвергается усиленному контролю.

Во избежание приобретения поддельного смазочного средства необходимо посещать только 30специализированные торговые точки. При покупке смазки известного мирового бренда нужно тщательно обследовать качество упаковки товара, крышки и этикетки.

Канистра не должна иметь царапин и потертостей. Защитное кольцо под крышкой должно быть без сдвигов и повреждений. Этикетка должна быть оформлена специальным фирменным логотипом.

Главным критерием при выборе моторного масла являются рекомендации производителя двигателя. Для маркировок вида 5w30 расшифровка значений параметров поможет определиться с наиболее подходящим вариантом моторного масла для конкретных условий эксплуатации. Выбирать приходится из ряда обозначений, допускаемых производителем для каждого двигателя.

Индексы вязкости

Маркировать характеристики смазочных материалов сочетанием букв и цифр по типу 5w50, 10w 40 предложили специалисты из Society of Automotive Engineers (Сообщества автомобильных инженеров), или сокращенно SAE. Разделитель между цифровыми индексами в виде латинской литеры «w» относится к первому из них и происходит от английского слова winter (зима). Цифры – это индексы вязкости. Эти величины определяются по стандарту SAE J300 APR97.

Первый индекс указывает на пусковые свойства масла в условиях граничных понижений температуры. Он может принимать значения от 0 до 25 с шагом 5 единиц. Масла 20w и 25w для отечественных условий не актуальны. Каждому низкотемпературному индексу вязкости соответствуют нормативные значения температур, для которых возможно прокачивание масла по системе и прокрутка стартером коленчатого вала двигателя.

Второй показатель зависит от вязкости масла при рабочей температуре двигателя.

Он может принимать значения от 20 до 60 с интервалом в 10 единиц. Каждому из них соответствует диапазон вязкости при 100 °С. Для этих величин нормируется также значение вязкости при 150 °С и скорости сдвига 10 6 с −1 .

Зависимость свойств масла от температурных режимов по классификации SAE представляют в виде таблицы:

Индекс вязкости Низкотемпературные характеристики Характеристики при рабочих температурах
Условие проворачивания Условие прокачивания Вязкость, мм²/с, для температуры 100 °C минимум вязкости, мПа*с, при 150 °С и скорости сдвига 10 6 с −1
Предельная вязкость, мПа*с (при температуре, °C) минимальная максимальная
0W 6200 (−35) 60000 (−40)
5W 6600 (−30) 60000 (−35)
10W 7000 (−25) 60000 (−30)
15W 7000 (−20) 60000 (−25)
20 от 5,6 до 9,3 2,6
30 от 9,3 до 12,6 2,9
40 от 12,6 до 16,3 2,9 (0W-40; 5W-40;10W-40)
40 от 12,6 до 16,3 3,7 (15W-40)
50 от 16,3 до 21,9 3,7
60 от 21,9 до 26,1 3,6

Из стандарта видно, что масла 5w30 должны обеспечивать устойчивый пуск исправного двигателя при полностью заряженном аккумуляторе при понижении температуры до -30 °C после продолжительной стоянки. Для второго параметра 30 расшифровка дает, что на прогретом двигателе в зоне, где температура масла составляет порядка 100 °C, его вязкость должна пребывать в диапазоне 9,3.12,6 мм²/с. Аналогично можно определить параметры, которым должны соответствовать масла 5w50, 10w 40 и другие.

Критерии выбора

С 1-ым параметром все просто. Чем он ниже, тем лучше. Ограничивающим фактором становится стоимость. Масло 0w при прочих равных оказывается дороже, чем 5w и тем более 10w. Для регионов с умеренным климатом переплата за запас по пусковым свойствам не выглядит оправданной.

Значения 0w и 5w характерны для наиболее качественных синтетических масел. С индексами 5w и 10w производятся оптимальные по сочетанию цены и качества полусинтетические масла. Бюджетные минеральные масла выпускаются с низкотемпературной вязкостью 10w и 15w.

Со вторым параметром сложнее. Нет общего оптимального значения высокотемпературной вязкости для любого двигателя. Конструкторы увязывают размеры зазоров, виды обработки поверхностей, сечение масляных каналов, производительность насоса, температурные режимы работы с необходимой для данного сочетания условий вязкостью масла.

До недавнего времени самым популярным видом масла в нашей стране было полусинтетическое, с вязкостью 10w 40. Оно прекрасно подходило для отечественных переднеприводных автомобилей и бюджетных иномарок с устаревающими двигателями. Достаточно большие зазоры, отсутствие турбин и систем изменения фаз газораспределения это позволяли.

Автомобилисты, предпочитающие ездить агрессивно, стремились заливать «спортивные», как это преподносилось маркетологами, марки 5w50 или 10w60. Для обычных двигателей это приводило к изменению толщины смазочной пленки, увеличению гидравлических потерь, снижению КПД и росту рабочих температур с корректировкой по ресурсу.

В последние годы автопроизводители стали уделять первостепенное внимание экономии топлива. В результате приоритеты стали смещаться в сторону более жидкого на рабочих режимах масла 5w30 или 0w30. Уменьшение зазоров и повышение текучести положительно сказалось на отдаче двигателей и расходе топлива.

Для самых современных японских и корейских моторов производители в качестве основного стали указывать масла с вязкостью 5w20 и 0w20. Такие продукты обеспечивают отличные показатели экономичности, но из-за работы при минимальной толщине масляной пленки требуют наивысших параметров качества. Экономичные жидкие масла сравнительно дороги. Выработка ресурса происходит быстрее, потому замена должна производиться чаще. Европейские конструкторы пока предпочитают 30-ки.

Трансмиссионный стандарт

Для трансмиссионных смазочных материалов существует своя спецификация по SAE. Аналогии с продуктами для двигателей в этом случае неуместны. Расшифровка моторного масла 10w 40, 5w30 или любого другого для определения пусковых свойств выполняется очень просто. Достаточно отнять от низкотемпературного индекса число 30. Это и будет примерная температура в °C, при которой возможен устойчивый запуск двигателя.

Маркировка 75w90 у «трансмиссионки» не означает, что она теряет текучесть уже при положительной температуре. Температурные параметры текучести таких продуктов описываются стандартом SAE J306. Значения низкотемпературного и высокотемпературного индексов для трансмиссионных продуктов выбраны так, чтобы они не пересекались с рядами значений для моторных сортов. Применяются величины 70W, 75W, 80W, 85W для «зимнего» ряда и 80, 85, 90, 140, 250 – для «летнего».

В качестве значения максимально допустимой вязкости при низких температурах принята величина 150000 cР. При большем снижении текучести появляется вероятность разрушения подшипников и других элементов коробок передач и ведущих мостов. Верхний предел текучести должен обеспечивать достаточную толщину масляной пленки при 100 °C, исходя из возможных точечных нагрузок в конкретном узле.

Так, для продукта с маркировкой 75w90 допустимая температура эксплуатации составляет -40 °C, а вязкость при прогреве до 100 °C должна находиться в пределах 13,5.24 мм²/с. Маркировка 75w90 является типичной для синтетических продуктов, заливаемых в КПП современных легковых автомобилей.

Действие смазочных материалов направлено на обеспечение нормальной работы двигателя с полностью герметичными цилиндрами и в условиях высокого трения. Грамотно подобранное моторное масло поддерживает исправное функционирование силового агрегата и увеличивает эксплуатационный срок его комплектующих.

Виды масел

Смазочные материалы на автомобильном рынке представлены тремя категориями:

Масла, в зависимости от сезона применения, делятся на три вида:

  • Летние.
  • Зимние - 5W и 10W.
  • Всесезонные - 0W30 и 5W30.

Эффективность моторного масла зависит от физических свойств, одним из которых является вязкость. Она обеспечивает способность смазочного материала оставаться на поверхности деталей и сохранять свою текучесть. Параметр влияет на защиту двигателя от преждевременного износа и трения во время эксплуатации автомобиля. При несоответствии заявленной вязкости рекомендованной производителем может понизиться рабочий ресурс мотора.

Высокотемпературная вязкость является не менее важным параметром, несоблюдение которого может привести к необходимости проведения раннего капитального ремонта ввиду работы двигателя на высоких оборотах, выходящих за пределы допустимых норм.

При выборе смазочного материала учитывается показатель вязкости - он должен соответствовать рекомендованным производителем параметрам. Использование моторного масла, отличного от необходимых требований, может стать причиной выхода двигателя из строя и его дорогостоящего ремонта.

Как выбрать моторное масло

При подборе смазочной жидкости для автомобиля учитывают несколько критериев:

  • Вязкостный показатель. Он определяет возможность запуска двигателя при отрицательных температурах окружающей среды. Чем меньше данный параметр, тем проще завести мотор. Профилактика механических и химических повреждений, степень равномерного покрытия деталей двигателя смазочным материалом также зависят от его вязкости.
  • Температурный режим. От него зависит эффективность выбранного моторного масла при эксплуатации в холодное время года и температурный диапазон, в котором обеспечивается безопасная эксплуатация машины, вне зависимости от степени нагрева двигателя.

Американское инженерное сообщество SAE приняло вышеупомянутую классификацию горюче-смазочных материалов. Масла, соответствующие данной классификации, маркируются аббревиатурой SAE.

Моторные масла 5W30

Наиболее востребованы синтетические смазочные материалы с маркировкой 5W30. Расшифровка по SAE будет дана ниже. Продукция данной группы соответствует предъявляемым требованиям и стандартам эксплуатации автомобиля в городской черте и на загородных трассах.

Особенности масел 5W30

Для городского режима эксплуатации автомобиля характерны:

Перечисленные факторы отрицательно сказываются на рабочем ресурсе двигателя. Залогом длительного функционирования и сохранения технически исправного состояния мотора является знание маркировки и расшифровки масла 5W30.

Уникальная формула синтетических смазочных материалов основана на базовом масле и пакете присадок, придающем готовой жидкости следующие характеристики:

  • Защита двигателя от преждевременно износа и трения.
  • Устойчивость к окислительным процессам при эксплуатации в условиях высокой влажности.

Пакеты присадок

Используемые присадки указываются в наименовании продукта и влияют на его расшифровку. Моторные масла 5W30 разрабатываются под конкретный тип двигателя и обеспечивают его защиту благодаря набору присадок. Используемые вещества и их свойства должны соответствовать стандартам качества, предъявляемым к смазочным жидкостям.

Свойства моторных масел зависят от температуры нагрева двигателя и интенсивности его работы. Согласно расшифровке, полусинтетика 5W30 может нагреваться до 150 градусов.

Выбор масел 5W30

Производитель автомобилей указывает технические характеристики, на которые опираются при выборе моторного масла. Допуск к смазочным материалам выдается по типу двигателя, а не марки и модели транспортного средства. По этой причине выбранное моторное масло должно соответствовать требованиям, предъявляемым автоконцерном.

Выбор синтетики 5W30 по расшифровке зависит от характеристик двигателя, возраста автомобиля и особенностей условий эксплуатации. Для машин старше 5-7 лет лучше подходит минеральное моторное масло, поскольку его использование позволяет сократить расход смазочного материала и увеличить рабочий ресурс силового агрегата.

Замена моторного масла

Условия эксплуатации, состояние двигателя и пробег автомобиля влияют на частоту замены смазочного материала. Оптимальный вариант - 10 тысяч километров пробега. Срок замены увеличивается в полтора-два раза при использовании двух видов топлива и сокращается при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях. Количество моторного масла в двигателе проверяется каждые две недели при помощи специального щупа.

Стандарты расшифровки 5W30 и 5W40

Все моторные масла класса 5W30 и 5W40 соответствуют экологическим нормам и стандартам SAE, API и ACEA и имеют допуски к использованию на бензиновых и дизельных двигателях автомобилей марок BMW, Man, Volvo, Renault. Смазочные материалы проходят лабораторные испытания и контроль на каждом этапе производства. Заявленные по расшифровке 5W30 характеристики должны соответствовать требованиям, указанным автопроизводителем.

Достоинства синтетики 5W30

Для синтетических моторных масел серии 5W30 характерны следующие преимущества:

  • Защита комплектующих двигателя от химического и механического воздействия.
  • Создают на поверхности деталей сверхпрочную масляную пленку.
  • Обладают антикоррозионными и антиокислительными свойствами.
  • Предохранение двигателя от износа и повышенного трения.
  • Увеличивают срок замены моторного масла.
  • Возможность использования в разных видах двигателей.

Синтетическое моторное масло, согласно расшифровке 5W30, может использоваться круглый год, сохраняя эксплуатационные свойства и избавляя от необходимости сезонной смены.

Расшифровка масел серии 5W30

Маркировка смазочных составов категории 5W30 осуществляется по стандартам SAE. Расшифровка 5W30 позволяет определить температурный режим работы масла, свойства и прочие нюансы эксплуатации:

  • Минимальная температура, при которой сохраняются неизменными характеристики масла, указана первой цифрой маркировки. В расшифровке 5W30 цифра "5" означает, что смазку можно использовать при температуре не ниже -30 градусов. За ней также может скрываться скорость прохождения смазки по основным каналам системы и затраты энергии.
  • Время года, в которое желательно эксплуатировать масло, указано буквой. Смазки с индексом W предназначены для зимнего использования.
  • Максимальная температура, при которой масло сохраняет свои характеристики, отмечена последним числом: 30 означает, что эксплуатация смазочной жидкости возможна при температуре воздуха не более +30 градусов. В маркировке W40 цифра означает, что масло летом можно использовать при температуре окружающей среды до +40 градусов.

Синтетическое масло для дизельных двигателей

Для автомобилей, оснащенных дизельными двигателями с двойной системой очистки выхлопных газов, было разработано малозольное моторное масло серии 5W30. Изготавливается оно по принятым стандартам экологичности. Может использоваться в автомобилях с сажевыми фильтрами, катализаторами и турбонаддувом.

В состав моторных масел 5W30 для дизельных двигателей входят присадки, разработанные по инновационным технологиям. Их действие направлено на понижение количества выбрасываемых веществ и повышение защитных функций. Содержание хлорных, фосфорных и серных связей в синтетических присадках понижено.

Свойства моторных масел 5W30 позволяют заливать их в дизельные двигатели, оснащенные турбинами и сажевыми фильтрами:

  • Сохранение чистоты деталей мотора.
  • Обеспечение быстрого доступа масла к работающим элементам.
  • Стабилизация рабочего давления вне зависимости от степени нагрузки на двигатель.
  • Понижение расхода топлива.
  • Снижение количества отработанных газов.

Моторные масла 5W30 для дизельных двигателей обеспечивают длительный срок эксплуатации газовых нейтрализаторов и сохраняют характеристики мотора. Автоконцерны допускают применение подобного синтетического масла, что позволяет сохранить возможность льготного прохождения технического обслуживания во время гарантийного срока.

Современные моторные масла серии 5W30 значительно понижают расход топлива и считаются универсальными смазками, имеющими допуск к использованию в двигателях автомобилей отечественного и иностранного производства. Материалы соответствуют принятым стандартам и нормативам. Автоконцерны рекомендуют к использованию многие моторные масла категории 5W30, в том числе и для дизельных силовых агрегатов. При выборе смазочного материала желательно обращать внимание на расшифровку маркировки, в которой указаны условия его эксплуатации.

Большое количество продуктов и разнообразие на рынке ГСМ в последнее время является основной причиной того, что подбор моторного масла предполагает определенные сложности. Автолюбители постоянно акцентируют внимание не только на качестве, но и на вопросах сезонности, смешивания, совместимости и взаимозаменяемости масел различных брендов.

Также хорошо известно, что показатель вязкости смазки является одним из ключевых параметров наравне с базовой основой, использованной при изготовлении смазочного материала (). Другими словами, от основы и пакета присадок будет зависеть качество и цена продукта.

Что касается вязкости, данный параметр определяет как общую возможность использования смазочного материала в конкретном двигателе с учетом рекомендаций самого производителя силового агрегата, так и целесообразность эксплуатации ДВС на продукте с той или иной вязкостью.

В этой статье мы намерены поговорить о популярных маслах 5w30 и 5w40, в чем разница этих продуктов, каковы характеристики масел 5w30 и 5w40, можно ли заливать масло 5w40 вместо 5w30, а также какое масло лучше, 5w30 или 5w40 зимой и летом.

Читайте в этой статье

Вязкость и сезонность моторного масла

Начнем с того, что многие водители слышали и некоторые сталкивались с ситуацией, когда зимой двигатель не удается завести по причине того, что смазка сильно загустела в картере. Это значит, что при заряженной и полностью исправном стартере все равно не удается провернуть коленвал с нужной частотой, которая необходима для запуска .

Получается, в этом случае материал имеет слишком высокую вязкость и не подходит для эксплуатации в зимних условиях. Другими словами, не была учтена так называемая сезонность ГСМ для мотора. Это не удивительно, так как сегодня нет четкого деления на летние и зимние продукты.

Вся современная классификация масел сводится к тому, что водитель может выбрать продукт из каталогов всесезонного моторного масла. Такие смазочные материалы имеют различную вязкость, допуски, базовую основу и пакеты присадок. Более того, в последнее время все активнее практикуется использование , которое можно равноценно заливать как в бензиновые, так и в дизельные двигатели.

Итак, вернемся к условной классификации по сезону:

  1. Не вдаваясь в подробности, так называемая летняя смазка имеет высокий показатель (индекс) вязкости, что позволяет материалу нормально работать в двигателе тогда, когда наружная температура не понижается ниже ноля. При этом более вязкий продукт формирует «толстую» защитную пленку на деталях, надежно защищая поверхности от износа.
  2. Зимний смазочный материал имеет низкую вязкость, такая смазка позволяет без особых затруднений завести двигатель в сильные морозы. Однако более «жидкая» маловязкая субстанция после прогрева ДВС образует тонкую защитную пленку, уступая по качеству защиты двигателя летним аналогам.
  3. Всесезонное масло для двигателя, в отличие от зимнего и летнего, не предполагает сезонной замены, то есть его не нужно менять по сезону и можно эксплуатировать круглогодично. С учетом того, что практически все современные продукты являются всесезонными, такие изделия представляют собой оптимальный баланс, сочетая необходимые свойства для лета и оновременно подходят для зимней эксплуатации

В целях разделения смазочных материалов с учетом зависимости показателя вязкости от температуры существует особая классификация по SAE (спецификация, которая была разработана институтом Society of Automobile Engineers). Классификатор по SAE определяет, что летние продукты имеют показатель от 20 до 60. Зимние смазочные материалы получили отметку от 0W или 5W до 25W.

Объединение этих двух показателей отдельно указано на всесезонном масле и хорошо знакомо автолюбителям (например, масло 0W20, 5W30, 10W40 и т.д). Теперь давайте разберемся, какая вязкость популярного масла 5w30 и 5w40, а также что конкретно будет означать расшифровка масла 5w30 и 5w40. Добавим, что тема выбора масла 5w30 или 5w40 для предполагает одинаковые ответы на поставленные в данной статье вопросы.

Чем отличается моторное масло 5w30 от 5w40

Для того чтобы точно определить вязкость всесезонной смазки в зимний и летний период, необходимо смотреть на цифры до и после литеры W в обозначении. Указанная литера является сокращением от Winter (англ. зима). Например, 5W30 говорит о том, что 5W указывает на степень вязкости по SAE при отрицательных температурах.

Число 30 является температурным показателем по SAE применительно к свойствам продукта при высоких температурах. От этих двух спецификаций будет зависеть как легкость запуска, текучесть и прокачиваемость непрогретой смазки зимой, так и стабильность защитной пленки на поверхности нагруженных деталей при максимальных температурах.

Если же задаться вопросом, чем отличается масло 5w40 от 5w30, тогда следует отметить, что эти масла имеют идентичные показатели, которые характеризуют пригодность для эксплуатации в зимний период. Классификация 5W четко указывает на то, что такое масло обеспечивает уверенный пуск ДВС до -30 градусов мороза.

Теперь давайте взглянем на высокотемпературную вязкость по SAE, то есть на отличие 5w30 от 5w40. Общий сравнительный анализ данных указывает на то, что кинематическая вязкость 5W30 при нагреве до 100 градусов по Цельсию составляет от 9.3 до 12.5 мм кв./сек. При этом 5W40 в аналогичных условиях имеет показатель вязкости от 12.5 до 16.3 мм кв./сек.

Из этого сравнения также видно, что показатель минимальной вязкости HTHS в случае с 5W30 находится на отметке 2.9. В то же время для 5W40 это значение также составляет 2.9, при этом параметр способен доходить до 3.7, что заметно выше.

Приведенные выше данные позволяют определить, какое масло жиже, 5w30 или 5w40. Простыми словами, в условиях высокого нагрева 5W40 заметно отличается от своего аналога 5W30 по высокотемпературной вязкости. Если иначе, ответом на частый вопрос, какое масло гуще, 5W40 или 5W30, будет именно первый вариант, то есть 5w40.

Какое масло лучше: 5w30 или 5w40 летом

С учетом того, что масло 5W40 является более вязким, оно создает на поверхности деталей прочную и стабильную масляную пленку сравнительно с конкурентом. Как может показаться на первый взгляд, такой продукт ничем не отличается во время зимней эксплуатации и лучше защищает двигатель летом.

Отметим, что такое утверждение справедливо только частично. Прежде всего, нужно учитывать конструктивные особенности того или иного ДВС, а также отдельные рекомендации производителей мотора. Дело в том, что даже незначительное повышение вязкости масла в некоторых агрегатах может привести к тому, что прокачиваемость станет хуже, то есть смазка не будет поступать к парам трения в должном количестве.

Также при выборе летнего показателя вязкости следует учитывать и то, что слишком «жидкая» смазка (например, 5w30) может привести к утечкам смазочного материала через сальники, прокладки и другие уплотнения. Масляная пленка на деталях при использовании маловязких масел может оказаться тонкой, в результате чего значительно увеличивается износ узлов, растет температура ДВС.

Другими словами, перед тем, как остановить свой выбор на 5W40 или 5W30, необходимо:

  1. Отдельно убедиться, что оба типа масла находятся в списке рекомендуемых производителем для конкретного мотора.
  2. Также не лишним будет учесть и особенности эксплуатации двигателя.

Например, коэффициент вязкости 30 означает, что заявленная характеристика моторного масла будет сохраняться при рабочих температурах только до 150 градусов.

Если же авто находится в регионе, где в летний период значительно повышается температура наружного воздуха, при этом водитель постоянно «крутит» двигатель до высоких оборотов, практикует агрессивный стиль езды и сильно нагружает силовой агрегат, тогда температура масла будет максимально высокой. В этом случае стоит задуматься об увеличении «летнего» индекса вязкости.

Совместимость масел 5w30 и 5w40

Достаточно часто, особенно в случае аварийной неисправности, возникает необходимость долить масло в двигатель. В такой ситуации далеко не всегда под рукой оказывается смазка того самого производителя, чей продукт изначально залит в силовой агрегат.

То же самое справедливо и по отношению к индексу вязкости. По этой причине важно знать, можно ли смешать масло 5w30 и 5w40. В самом начале отметим, что зачастую особо не рекомендуется смешивать минеральные масла с продуктами, в которых базовая основа полностью синтетическая. Другими словами, минералку с синтетикой смешивать нельзя. Также не рекомендуется смешивание полусинтетики с синтетикой и т.д.

Что касается 5W30 и 5W40, теоретически смешать эти масла с минимальными рисками можно в том случае, если оба продукта одного производителя. В экстренной ситуации допускается смешивание масел разных производителей, но только при учете того, что они имеют одинаковую базовую основу.

Это значит, что минеральное масло смешивается только с минеральным, полусинтетика с аналогичным продуктом и т.д. При этом все равно не получается дать однозначный ответ на вопрос, можно ли в масло 5w30 доливать 5w40. Дело в том, что для каждого типа масла производители используют особые пакеты присадок, которые могут вступить в реакцию после смешивания.

В любом случае, даже если после долива нет никаких явных последствий, все равно это аварийная мера. После устранения поломки нужно немедленно сливать такую смешанную смазку из двигателя, . Также в некоторых случаях может понадобиться дополнительно .

Подведем итоги

С учетом вышесказанного становится понятно, что вязкость масла и стабильность этой характеристики при различных температурах определяет основные характеристики смазочного материала, а также цену продукта.

Лучшим выбором можно считать такое масло, в котором показатели вязкости находятся в допусках производителя ДВС. Параллельно следует обращать внимание на базовую основу, так как более дорогое полусинтетическое масло, например 5W40, будет лучше по сроку службы и качеству сравнительно с таким же, но минеральным 5W40.

Для владельцев старых автомобилей к выбору масла нужно подходить с особой ответственностью. С одной стороны, наблюдается интенсивное развитие технологий в сфере производства ГСМ. Это значит, что информация касательно смазочных материалов в руководстве по эксплуатации может оказаться сильно устаревшей.

При этом если смазку приходится подбирать самостоятельно, нужно учесть ряд особенностей, о которых мы рассказывали выше. Если проще, не всегда дорогая маловязкая синтетика будет означать, что старый мотор на таком современном высокотехнологичном масле надежно защищен летом и зимой.

Напоследок добавим, что при выборе масла нужно придерживаться определенной середины, а также принимать в расчет индивидуальные особенности эксплуатации ДВС. Это значит, что смазочный материал не должен сильно разжижаться и терять свои свойства с учетом максимально возможного нагрева, а также оставаться текучим с наступлением холодов.

Читайте также

Особенности подбора моторного масла для зимы. Какое масло среди всесезонных считается зимним по маркировке, что нужно учитывать при выборе.

Подбор моторного масла – это важная задача для любого автолюбителя. Самый простой совет по подбору масла – следовать советам производителя автомобиля. Но когда выполнить эту рекомендацию не возможно, то приходится разбираться со свойствами масла и его маркировками.

В данной статье мы рассмотрим моторное масло 5w30 и 5w40 и попробуем разобраться, в чем разница между этими двумя марками.

Первое число из маркировки моторного масла характеризует его вязкость при использовании в холодное время года, а вторая часть — текучесть масла в теплый сезон, при высоких температурах. Такая маркировка характеризует моторное масло согласно широко распространенной классификации SAE (Американской Ассоциации Авто инженеров). Два числа в маркировке означают, что оба типа масел всесезонные. Эта универсальность – причина популярности масел 5w30 и 5w40 у автомобилистов.

Маркировка моторного масла согласно классификации SAE

Вязкость при низких температурах. Это важнейшее свойство описывается первой частью индекса 5W, где W – winter (зима). При низких температурах масло для двигателя, как и большинство жидкостей, загустевает. Чем сильнее вязкость, тем больше затрудняется работа масляного насоса. Для сравниваемых нами типов масла первый индекс одинаков. При проворачивании максимальная вязкость такой смазки при -35°С составляет 6600 МПа, а при прокачке показатель достигает 60000 МПа.

Высокотемпературная вязкость. Это вторая часть маркировки масла. Согласно классификации SAE, для 5w30 при 100°С вязкость масла (кинематическая) будет в пределах 9,3 – 12,6 мм кв./сек. Для смазки типа 5w40 12,6 – 16,3 мм кв./сек. Высокотемпературная вязкость характеризуется еще одним показателем: минимальной вязкостью при определенной скорости сдвига (10 6 с -1). Для масла 5w40 этот показатель (3,50) также выше, чем для 5w30 (2,9).

В чем разница между 5w30 и 5w40

Как уже было сказано, масло 5w40 при высоких температурах более вязкое и менее текучее. То есть, при проходе поршня на стенках цилиндров остается пленка толще, чем при использовании 5w30. Это основанная разница между 5w30 и 5w40, поскольку при низких температурах они ведут себя одинаково. Однако более толстая пленка не всегда является плюсом.

Маркировка моторного масла 5w30 и 5w40 на канистре

Что будет, если применять в двигателе масло с большей или меньшей высокотемпературной вязкостью, чем указано в руководстве пользователя:

  • При большей вязкости образующаяся пленка на внутренних поверхностях будет больше, чем требуется. В некоторые места смазка просто может не поступать из-за слишком большой вязкости. Это, безусловно, плохо: может грозить преждевременным износом деталей, еще большим повышением рабочей температуры двигателя. Такие неприятности грозят, если заливать марку 5w40 туда, где рекомендована 5w30.
  • В обратном случае (использования 5w40 вместо 5w30) меньше смазки расходуется на угар. В принципе, это удлиняет межсервисный интервал, на что указывают некоторые производители и продавцы автомасел. Но, если производитель автомобиля рекомендовал 5w40, то марка 5w30 может образовывать слишком тонкую пленку на рабочих поверхностях. В результате может произойти слишком быстрый износ стенок цилиндров мотора и поршневых колец.

Видео о разнице между 5w30 и 5w40

Что лучше 5w30 или 5w40

Цель применения моторного масла – образование масляной пленки на всех трущихся деталях двигателя. Очень малые зазоры (в несколько микрон) в двигателе между трущимися деталями требуют постоянно качественной смазки, исключая сухое трение. Какая марка смазки наилучшая для вашего авто, знает только производитель. Рекомендуя определенный тип, компании-производители учитывают не только характеристики масла, но и конструктивные особенности самого двигателя. Поэтому лучше всего следовать рекомендациям производителя.

Также нужно учитывать, что кроме классификации SAE, смазочные материалы также должны удовлетворять требованиям других систем: ACEA, API. Маркировка по этим системам классификации всегда указана на упаковке, но привлекает к себе меньше внимания.

Что касается конкретно 5w30 или 5w40, то можно сказать следующее. Масло 5w40 отлично держит пленку и исключает сухое трение. Оно хорошо подходит для современных моторов с высокой тепловой напряженностью. Масло 5w30 имеет меньшую вязкость. Оно упрощает пуск двигателя в холодную погоду, но при жаре становится слишком текучим. При температуре около 120 – 140 градусов в двигателе вязкость автосмазки 5w40 в 1,5 раз выше, чем у 5w30.