Автомобильные системы помощи при перестроении. Радарный ассистент смены полосы движения Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении

Очень часто причиной дорожно-транспортного происшествия становится маневр перестроения из одного ряда в другой. На многих современных автомобилях появились системы, которые позволяют выполнять эти маневры с большей безопасностью. Это так называемые системы помощи при перестроении. Еще их называют системами информирования о «мертвых» зонах, системами безопасного перестроения и т.д. Все они служат для одной цели – предупредить об опасности столкновения с автомобилями, находящимися в «слепой» зоне.

Какие производители предлагают системы помощи при перестроении?

Разные автоконцерны используют собственные разработки в сфере помощи при перестроении. Volkswagen и Audi в своих авто применяют систему Side Assist. На машинах марки BMW стоит система LCW (Lane Change Warning). В японском концерне Mazda разработали систему Rear Vehicle Monitoring. Американский автомобильный гигант Ford использует систему BLISTM (Blind Spot Information System). Volvo – BLIS (Blind Spot Information System). Концерн Mercedes-Benz – систему Blind Spot Assist или BSA. В премиум сегменте качественную систему помощи при перестроении разработал Porshe – она называется SWA.

Side Assist – система концерна Audi

Систему Side Assist, которую разработала Audi, несколько раз признавали самой надежной. Например, Европейский независимый комитет по автомобильной безопасности в 2010 году признал Side Assist лучшей подобной системой. В качестве датчиков в системе Side Assist применены радары. Они контролируют пространство сзади и по бокам от автомобиля. Если водитель начинает маневр перестроения, то система, если есть помехи для движения, запускает предупредительный сигнал.

Конструктивно Side Assist выполнена следующим образом. На ручке включения поворотных сигналов установлена кнопка включения/выключения системы. Радары расположены в боковых зеркалах слева и справа. Туда же встроены и сигнальные светодиоды, включающиеся при опасности столкновения при выполнении маневра. На панели приборов также установлен сигнальный индикатор.

Чтобы включить систему, необходимо щелкнуть на кнопку на рычаге поворотников. При этом работать Side Assist начнет только при скорости не ниже 60 км/ч. Специальные радары, установленные в корпусе боковых наружных зеркал заднего вида, излучают радиосигнал в мертвые зоны. По отражению сигнала система определяет наличие автомобилей, мешающих маневру. Кроме радаров могут быть установлены ультразвуковые датчики или видеокамеры.

Радары с левой и с правой сторон автомобиля работают отдельно. Они способны анализировать поступающую информацию. Например, система может отличать подвижные объекты, то есть автомобили, и неподвижные – ограждения, заборы, столбы, деревья, припаркованные машины и так далее. Если электроника Side Assist примет решение, что маневр опасен, включится лампа. Работает сигнальная лампа в двух режимах. Если индикатор горит постоянно, то какой-то объект находится в мертвой зоне. А если начать перестроение при наличии препятствий, то лампа будет мигать. Момент перестроения система определяет по включению поворотников. Если выполняется поворот в левую полосу, то информация с правого радара не будет принята во внимание. Такая индикация очень удобна, так как позволяет контролировать обстановку все время, чтобы выбрать заранее момент для безопасного выполнения маневра.

Особенности системы BLIS от Volvo

Система BLIS от концерна Volvo работает по другому принципу. Функцию радара в ней выполняет миниатюрная цифровая камера, которая может снимать до 25 кадров в секунду. У такой реализации есть существенный недостаток – камера будет иметь низкую эффективность при плохих погодных условиях, например, в ливень или метель. Включается система BLIS при помощи кнопки, расположенной на панели приборов. Работать автоматика начинает со скорости в 10 км/ч.

При каждой смене модельного ряда ведущие автопроизводители ставят перед собой цель привлечь покупателя чем-то особенным. Одни предлагают роскошный салон и богатое оснащение, вторые воспитывают спортивный характер и улучшают мощную динамику, третьи же делают ставку на более экономичные двигатели с альтернативными источниками энергии. Однако во всех случаях будущее автомобилестроения немыслимо без электронных систем управления. Бурное развитие технологических « начинок» дает основание полагать, что прогресс в автомобильной промышленности твердо определил для себя приоритетное направление.


СИСТЕМА ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕСТРОЕНИИ

Если при смене одного ряда движения на другой вы часто слышите недовольные сигналы клаксонов, или вам, совершая такой маневр, банально лень смотреть в наружные зеркала заднего вида, значит, этот электронный помощник создан именно для вас. Система безопасного перестроения поможет заметить транспортное средство на соседних полосах и избежать возможного столкновения.

Принцип ее действия основан на контроле зон движения рядом с автомобилем и предупреждении водителя о помехе. Система включается специальной кнопкой и активируется, как правило, на скорости свыше 60 км/ч. Радары, установленные в наружных зеркалах заднего вида, с помощью электромагнитных волн определяют все, что находится в «слепой» зоне. Электронные блоки управления следят за подвижными объектами, а также распознают неподвижные: припаркованные автомобили, дорожное ограждение и т.п. Если вы вознамерились перестроиться, но при этом в опасной зоне находится другой автомобиль, на приборной панели включается сигнальная лампа. При этом наряду со светодиодной индикацией может подаваться и звуковой сигнал. В некоторых системах вместо радаров устанавливаются видеокамеры и ультразвуковые датчики. Но следует помнить, что в условиях тумана, сильного дождя и снега цифровая камера недостаточно эффективна.

У разных производителей система информирования о «мертвой» зоне имеет свои торговые названия:
- Side Assist - Audi, Volkswagen;
- Lane Change Warning - BMW;
- Rear Vehicle Monitoring, RVM - Mazda;
- Blind Spot Assist - Mercedes-Benz;
- Spurwechselassistent, SWA - Porshe;
- Blind Spot Infomation System, BLISTM - Ford;
- Blind Spot Information System, BLIS - Volvo.


СИСТЕМА КРУГОВОГО ОБЗОРА

Данная технология, которая является дальнейшим развитием оптической парковочной системы, предназначена для оказания помощи водителю при выполнении параллельной или перпендикулярной парковки, движении между рядами, выезде на «слепой» перекресток, а также при маневрировании в других стесненных условиях. Работа опции основана на съемке обстановки вокруг автомобиля и передачи информации на мультимедийный дисплей.

Конструктивно система кругового обзора объединяет, в основном, четыре видеокамеры, установленные по периметру кузова. Передняя камера базируется в радиаторной решетке, задняя - в модуле освещения номерного знака, две боковые встроены в корпуса наружных зеркал заднего вида. Все видеокамеры имеют большой угол обзора и высокое разрешение. Это позволяет получать панорамный вид окружения автомобиля (т.н. вид с высоты птичьего полета) и детализированное изображение с одной или нескольких камер. При этом степень увеличения можно изменять. На «картинку» с камеры заднего вида выводятся динамические направляющие, указывающие возможную и рекомендуемую траектории движения. Система работает при небольшой скорости - до 10-18 км/ч, имеет автоматический и ручной режимы активации.

Система кругового обзора впервые была применена в 2007 году компанией Nissan и до недавнего времени являлась прерогативой автомобилей лишь премиум-сегмента. Сегодня она есть в арсенале многих ведущих автопроизводителей - Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Land Rover, Nissan, Toyota. Некоторые из них имеют собственные названия:
- Around View Monitor, AVM - Nissan;
- Surround Camera System - Land Rover;
- Area View - Volkswagen.


СИСТЕМА РАСПОЗНАВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Система призвана предупреждать водителя о необходимости соблюдения скоростного режима. Главный конструкционный элемент здесь - видеокамера, расположенная на ветровом стекле за зеркалом заднего вида. Она снимает пространство справа и сверху по ходу движения - в зоне расположения дорожных знаков. Эта камера также используется системами обнаружения пешеходов и помощи движению по полосе. Полученное изображение анализирует электронный блок управления, который распознает форму, цвет дорожных знаков, информационные надписи на них. Если фактическая скорость автомобиля выше максимально допустимой, на экран панели приборов выводится изображение в виде знака ограничения. Наряду с визуальным предупреждением может передаваться и звуковое.

Система способна распознавать ограничения скорости, действующие для определенного вида транспорта, а также знаки отмены ограничения. А разработка Opel Eye - еще и знаки, запрещающие обгон. Систему распознавания дорожных знаков (Traffic Sign Recognition, TSR ) имеют в своем активе многие известные автокомпании - Audi, BMW, Ford, Mercedes-Benz, Opel, Volkswagen. Mercedes-Benz назвал свою систему Speed Limit Assist (помощь в соблюдении скоростного режима).


СИСТЕМА ОБНАРУЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ

Основное предназначение этой технологии - предотвращение столкновения с пешеходами. Статистические данные свидетельствуют, что вероятность смертельного исхода от столкновения пешехода с автомобилем на скорости 65 км/ч составляет 85%, 50 км/ч - 45%, 30 км/ч - 5%. Применение данной системы позволяет почти на четверть сократить смертность пешеходов при ДТП и на треть снизить риск тяжелых травм.

Для распознавания людей вблизи автомобиля используется видеокамера и радар. Их работа наиболее эффективна на расстоянии до 40 м. Если пешеход обнаружен, система отслеживает его дальнейшее перемещение и оценивает вероятность столкновения. К тому же она способна «вести» одновременно несколько пешеходов, идущих или бегущих различными курсами, а также реагирует на транспортные средства, которые стоят на месте или движутся в попутном направлении. Все результаты слежения отображаются на мультимедийном экране.

Если электроника установила, что при текущем характере движения столкновение с пешеходом неизбежно, посылается звуковое предупреждение. Далее система оценивает реакцию водителя (торможение, изменение направления движения). И если таковой не последовало, автоматически доводит автомобиль до остановки.

Впервые система обнаружения пешеходов была использована в 2010 году на автомобилях Volvo. Она имеет ряд модификаций:
- Pedestrian Detection System - Volvo;
- Advanced Pedestrian Detection System - корпорация TRW;
- EyeSight - Subaru.


СИСТЕМА НОЧНОГО ВИДЕНИЯ

Принцип действия системы, устанавливаемой, как правило, на автомобилях премиум-класса, основан на фиксации инфракрасного излучения объектов и его проецировании на ЖК-дисплей щитка приборов в виде серого масштабного образа. Для этого применяются специальные камеры: тепловизоры - у пассивных систем, инфракрасные камеры - у активных. Первые характеризуются высоким уровнем контрастности, но низким разрешением изображения, они работают на расстоянии до 300 м. Вторые имеют более высокое разрешение и дальность фиксации порядка 150-250 м.

Еще одна опция, которая была бы весьма полезна на наших дорогах. Она могла бы помочь снять нагрузку с водителя при движении в темное время суток.

Технически и функционально совершенной системой ночного видения считается одна из последних разработок Mercedes-Benz - Night View Assist Plus . В качестве основных конструктивных элементов в ней используются инфракрасные активные камеры в фарах головного света. Кроме того, имеется видеокамера за лобовым стеклом, определяющая время суток и наличие других ТС. Помимо стандартных функций информирования водителя, система предупреждает пешеходов о потенциальной опасности путем подачи коротких световых сигналов или их освещения фарой в течение пяти секунд. При наличии автомобилей впереди или на встречной полосе, система не срабатывает, чтобы не ослеплять других участников движения. Алгоритм программы реализуется при скорости движения более 45 км/ч и расположении пешеходов на расстоянии не более 80 м.

Еще дальше в данном направлении продвинулись баварские инженеры, представив интеллектуальную систему ночного видения - Dynamic Light Spot . Наличие живых существ на расстоянии до 100 м от машины здесь определяют датчики сердцебиения . Объекты, находящиеся вне проезжей части, автоматически освещаются поворотными диодными фарами. На автомобилях BMW система Dynamic Light Spot устанавливается в дополнение к системе ночного видения Night Vision.

Пассивными системами ночного видения являются:
-
Night Vision Assistant - Audi;
- Night Vision - BMW;
- Night Vision - General Motors;
- Intelligent Night Vision System - Honda.

Известные активные системы:
-
Night View Assist - Mercedes-Benz;
- Night View - Toyota.

Сигнализация смены полосы движения (SWW) представляет собой новую систему помощи водителю. Сигнализация смены полосы движения оказывает поддержку водителю при смене полосы движения. Для этого сигнализация смены полосы движения с помощью 2 радиолокационных датчиков контролирует движение сзади и сбоку.

Система предупреждения о перестроении предлагает следующие преимущества:

  • Система предупреждения о перестроении может распознавать дорожную ситуацию, которая может представить опасность во время смены полосы движения. При этом водитель получает информацию и предупреждение на 2 уровнях (сигнальная лампа в наружном зеркале, вибрация на рулевом колесе).
  • Подобные дорожные ситуации появляются, например, при быстром приближении удаленных автомобилей. Водитель самостоятельно может оценить такие ситуации, особенно в темноте, в недостаточной степени. Радиолокационные датчики функционируют абсолютно независимо от условий освещения.
  • Дополнительную опасность представляют автомобили, находящиеся в мертвом углу. Водитель может распознать опасность только в том случае, если он будет действовать с особенной осмотрительностью. Радиолокационные датчики системы предупреждения о перестроении распознают другие автомобили на соседней полосе движения примерно до середины своего автомобиля.

Дорожная ситуация с предупреждающим сигналом, подаваемым системой предупреждения о перестроении

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Левый указатель поворота включен 2 Сигнальная лампа в наружном зеркале со стороны водителя мигает с высокой интенсивностью
3 Сигнальная лампа в наружном зеркале со стороны переднего пассажира горит с меньшей интенсивностью 4 Рулевое колесо вибрирует
5 Автомобиль с системой предупреждения о перестроении 6 Автомобиль, движущийся с одинаковой скоростью по правой полосе движения в зоне смены полосы движения
7 Автомобиль, движущийся с большей скоростью по левой полосе движения в зоне смены полосы движения 8 Зона смены полосы движения
9 Зона мертвого угла для наружного зеркала

Краткое описание узла

Ниже описываются следующие узлы SWW:

Панель управления систем помощи водителю

Нажатием кнопки в блоке управления системы поддержки водителя включается и выключается система предупреждения об опасности при перестроении.

НапримерF01

Например F01:

Панель управления соединена с FRM через шину LIN. Сигнал, поступающий по шине от FRM на блок управления ICM, сообщает о срабатывании клавиши. ЭБУ ICM разрешает включение сигнализатора изменения колеи только тогда, когда система работает исправно. Только в этом случае он выдает положительное подтверждение посредством сигнала, передаваемого по шине на модуль в пространстве для ног (FRM), для активизации функциональной подсветки клавиши. Если в системе имеется неисправность, функциональная подсветка остается выключенной несмотря на нажатие кнопки. На основании этого водитель понимает, что система предупреждения о перестроении недоступна.

На следующем рисунке показан блок управления системы поддержки водителя в усовершенствованном варианте.

Блок управления системы поддержки водителя расположен в центральной консоли около выключателя аварийной световой сигнализации. Блок управления системой поддержки водителя подключен через 6-полюсное штекерное соединение.

НапримерF15

Нажатием кнопки в блоке управления системы поддержки водителя включается и выключается система предупреждения об опасности при перестроении. В начале движения все системы поддержки водителя активны.

Например F15:

Блок управления соединен с контроллером Body Domain Controller (BDC) через шину LIN. Сигнал, поступающий по шине от BDC на блок управления интегрированной системы управления ходовой частью (ICM), сообщает о срабатывании клавиши. ЭБУ ICM разрешает включение сигнализатора изменения колеи только тогда, когда система работает исправно. Только в этом случае он выдает положительное подтверждение в виде сигнала, передаваемого по шине, на контроллер Body Domain Controller (BDC) для активации функциональной подсветки клавиши. Если в системе имеется неисправность, функциональная подсветка остается выключенной несмотря на нажатие кнопки. На основании этого водитель понимает, что система предупреждения о перестроении недоступна.

SWW: ЭБУ ведущего устройства системы предупреждения о перестроении

ЭБУ SWW системы предупреждения об опасности при перестроении (SWW) является одновременно радиолокационным датчиком (24 ГГц) и ЭБУ. ЭБУ встроен сзади справа над опорной балкой бампера. Снаружи радиолокационный датчик не виден, он закрыт бампером.

Радиолокационные датчики работают независимо от погодных условий. Надежное обнаружение происходит на расстоянии ок. 60 метров.

НапримерF01

Только задающий блок управления имеет адрес ЭБУ и диагностический адрес, и поэтому является ЭБУ.

Элементы крепления радиолокационных датчиков не допускают механической регулировки. Вместо механической настройки радиолокационных датчиков (как, например, радар дальнего действия активного круиз-контроля), необходимо произвести запись угла коррекции через систему диагностики.

Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении

Исполнительное устройство SWW является только радиолокационным датчиком и блоком управления не является. Однако, этот радиолокационный датчик обладает программируемой памятью и собственным процессором. Радиолокационный датчик установлен сзади слева над опорной балкой бампера. Снаружи радиолокационный датчик не виден, он закрыт бампером.

НапримерF01

Радиолокационный датчик служит для генерирования и передачи радиолокационных волн. В него встроена схема приемника. Передача и прием осуществляется через планарную антенну.

Элементы крепления радиолокационных датчиков не допускают механической регулировки. Вместо механической настройки радиолокационных датчиков (напр., радар дальнего действия активного круиз-контроля), необходимо произвести запись угла коррекции через систему диагностики.

Радиолокационные датчики имеют различные точки крепления. Поэтому их нельзя перепутать.

Сигнальная лампа в наружном зеркале

В левом и в правом наружном зеркале расположено по одной треугольной сигнальной лампе. Сигнальная лампа может активизироваться с различной интенсивностью. Блок управления ICM передает команду с требуемой интенсивностью на FRM. Команда передается по шине LIN дальше на электронный блок соответствующего наружного зеркала. При активации широтно-модулированным сигналом светодиоды сигнальных ламп загораются.

НапримерF01

Если указатель поворота установлен, а настигающий автомобиль в это время находится в критической зоне, сигнальная лампа в корпусе зеркала мигает (с различной интенсивностью).

С F15: Ночью яркость сигнальной лампы регулируется сигналом датчика дождя/света/запотевания/солнца. Датчик дождя/света/запотевания/солнца подключен к контроллеру Body Domain Controller (BDC).

Система предупреждения о перестроении может издать предупреждающий сигнал, начиная со скорости прим. 30 км/ч.

Виброгенератор в рулевом колесе

Вибропривод расположен в спице рулевого колеса. Задачей вибропривода является заставить рулевое колесо вибрировать. Системы помощи водителю - сигнализация ухода с полосы движения и сигнализация смены полосы движения используют эту вибрацию для предупреждения водителя об опасных ситуациях.

Расположенный внутри рулевого колеса электронный блок в рулевом колесе также управляет виброгенератором. Команда для активизации вибропривода подается интегрированной системой управления ходовой частью (ICM) по шине FlexRay в коммутационный центр в рулевой колонке. Коммутационный центр в рулевой колонке передает это требование по шине LIN на электронику рулевого колеса.

Если указатель поворота установлен, а настигающий автомобиль в это время находится в критической зоне, рулевое колесо вибрирует.

Наряду с системой предупреждения о перестроении также и система предупреждения об опасности при перестроении (ЭБУ KAFAS) использует виброгенератор для генерирования сигнала предупреждения водителю. Системы используют при этом разные амплитуды вибрации. Система координации активизации виброгенератора встроена в ЭБУ ICM.

Системные функции

Ниже описываются следующие функции:

Функциональное сетевое соединение

Для реализации SWW требуется сложная комплексная система с управлением отдельными функциями через другие ЭБУ. На следующих двух рисунках представлена функциональная объединенная схема.

НапримерF01

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Наружное зеркало водителя 2 Центральный модуль межсетевого преобразователя (ZGM)
3 Система доступа в автомобиль (CAS) 4 коммутационный центр в рулевой колонке (SZL);
5 Блок Junction Box (JBE) 6
7 Задний распределитель тока 8 ЭБУ SWW системы предупреждения о перестроении (ведущее устройство)
9 10
11 12 Модуль в пространстве для ног (FRM);
13

НапримерF15

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Наружное зеркало водителя 2 Датчик дождя/освещения/солнца
3 Передний распределитель тока 4 Контроллер Body Domain (BDC)
5 Наружное зеркало переднего пассажира 6 Предохранитель в контроллере Body Domain Controller
7 Модуль подключения электрооборудования прицепа (AHM) 8 Задний распределитель тока
9 Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении 10 ЭБУ ведущего устройства системы предупреждения о перестроении
11 блок переключателей в двери водителя; 12 Панель управления систем помощи водителю
13 коммутационный центр в рулевой колонке 14 Комбинация приборов (KOMBI)
15 Центральный информационный дисплей 16 Головное устройство (HU-H, HU-B)
17 Встроенная система управления ходовой частью (ICM) 18 Концентратор

Учет участников дорожного движения

Оба радиолокационных датчика (ведущее устройство и исполнительное устройство) выполняют эту функцию в значительной степени независимо друг от друга в своей конкретной зоне действия. Сначала определяется положение учтенных участников дорожного движения в продольном и поперечном направлении.

На основании этого за участниками дорожного движения закрепляется полоса движения. При этом различают собственную полосу движения, левую или правую соседние полосы движения и расположенные дальше полосы движения. Если участники дорожного движения находятся в зоне смены полосы движения, учитываются также скорости приближения по отношению к собственному автомобилю. Если один участник дорожного движения находится в зоне мертвого угла, достаточно распознать его наличие. Точное положение или скорость не являются решающим фактором для подачи предупреждающего сигнала.

Определение необходимости подачи предупреждающего сигнала

Необходимость подачи предупреждающего сигнала определяется ЭБУ ведущего устройства SWW. Задающий блок управления использует при этом как данные об участниках дорожного движения, определенные им самостоятельно, так и данные исполнительного устройства.

На основании расстояния (в продольном направлении) и скорости приближения вычисляется время, оставшееся до отмены смены полосы движения. Если это время, по крайней мере для одного учтенного участника дорожного движения станет меньше порогового значения, принимается решение о необходимости подачи предупреждающего сигнала. Наличие одного участника дорожного движения в мертвом углу сразу приводит к необходимости подачи предупреждающего сигнала.

Подача предупреждающего сигнала подавляется, если задающий блок управления получает информацию о подсоединении прицепа от модуля подключения электрооборудования прицепа (сообщение системы автоматической диагностики). Кузов прицепа значительно ограничивает зону действия радиолокационных датчиков.

Система предупреждения о перестроении неисправна, деактивирована или ограничена

2 Отказ сигнализации смены полосы движения

Указания для службы сервиса

Общие указания

Калибровка радиолокационных датчиков не требуется. При замене радиолокационного датчика или работах на его креплении необходимо выполнить сервисную функцию. В результате этого угол коррекции будет записан в радиолокационных датчиках.

Указания по диагностике

Через диагностическую систему для SWW доступна следующая сервисная функция:

  • Ввод в эксплуатацию датчиков SWW (= сигнализация перестроения)

Путь: Сервисные функции > Помощь водителю > Система предупреждения о перестроении

Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.

Автомобильные системы помощи при перестроении

Очень часто причиной дорожно-транспортного происшествия становится маневр перестроения из одного ряда в другой. На многих современных автомобилях появились системы, которые позволяют выполнять эти маневры с большей безопасностью. Это так называемые системы помощи при перестроении. Еще их называют системами информирования о «мертвых» зонах, системами безопасного перестроения и т.д. Все они служат для одной цели – предупредить об опасности столкновения с автомобилями, находящимися в «слепой» зоне.

Какие производители предлагают системы помощи при перестроении?

Разные автоконцерны используют собственные разработки в сфере помощи при перестроении. Volkswagen и Audi в своих авто применяют систему Side Assist. На машинах марки BMW стоит система LCW (Lane Change Warning). В японском концерне Mazda разработали систему Rear Vehicle Monitoring. Американский автомобильный гигант Ford использует систему BLISTM (Blind Spot Information System). Volvo – BLIS (Blind Spot Information System). Концерн Mercedes-Benz – систему Blind Spot Assist или BSA. В премиум сегменте качественную систему помощи при перестроении разработал Porshe – она называется SWA.

Side Assist – система концерна Audi

Систему Side Assist, которую разработала Audi, несколько раз признавали самой надежной. Например, Европейский независимый комитет по автомобильной безопасности в 2010 году признал Side Assist лучшей подобной системой. В качестве датчиков в системе Side Assist применены радары. Они контролируют пространство сзади и по бокам от автомобиля. Если водитель начинает маневр перестроения, то система, если есть помехи для движения, запускает предупредительный сигнал.

Конструктивно Side Assist выполнена следующим образом. На ручке включения поворотных сигналов установлена кнопка включения/выключения системы. Радары расположены в боковых зеркалах слева и справа. Туда же встроены и сигнальные светодиоды, включающиеся при опасности столкновения при выполнении маневра. На панели приборов также установлен сигнальный индикатор.

Чтобы включить систему, необходимо щелкнуть на кнопку на рычаге поворотников. При этом работать Side Assist начнет только при скорости не ниже 60 км/ч. Специальные радары, установленные в корпусе боковых наружных зеркал заднего вида, излучают радиосигнал в мертвые зоны. По отражению сигнала система определяет наличие автомобилей, мешающих маневру. Кроме радаров могут быть установлены ультразвуковые датчики или видеокамеры.

Радары с левой и с правой сторон автомобиля работают отдельно. Они способны анализировать поступающую информацию. Например, система может отличать подвижные объекты, то есть автомобили, и неподвижные – ограждения, заборы, столбы, деревья, припаркованные машины и так далее. Если электроника Side Assist примет решение, что маневр опасен, включится лампа. Работает сигнальная лампа в двух режимах. Если индикатор горит постоянно, то какой-то объект находится в мертвой зоне. А если начать перестроение при наличии препятствий, то лампа будет мигать. Момент перестроения система определяет по включению поворотников. Если выполняется поворот в левую полосу, то информация с правого радара не будет принята во внимание. Такая индикация очень удобна, так как позволяет контролировать обстановку все время, чтобы выбрать заранее момент для безопасного выполнения маневра.

Особенности системы BLIS от Volvo

Система BLIS от концерна Volvo работает по другому принципу. Функцию радара в ней выполняет миниатюрная цифровая камера, которая может снимать до 25 кадров в секунду. У такой реализации есть существенный недостаток – камера будет иметь низкую эффективность при плохих погодных условиях, например, в ливень или метель. Включается система BLIS при помощи кнопки, расположенной на панели приборов. Работать автоматика начинает со скорости в 10 км/ч.

Такой маневр, как перестроение автомобиля в соседний ряд, может стать причиной столкновения. Какая ни была бы хорошая обзорность из автомобиля, какие бы удобные и большие заднего вида не стояли на машине, всегда есть участки дороги, не видимые в зеркала.

Это так называемые «слепые зоны». На ином автомобиле в подобной «слепой зоне» может спрятаться грузовик, идущий в соседнем ряду. При выполнении перестроения водитель его просто не видит и поэтому была придумана и внедрена система помощи при перестроении.

Существуют слепые зоны

Назначение этой системы — предупредить водителя о не видимых помехах при перестроении. По иному система называется системой информирования о «мертвой» зоне, системой мониторинга «слепых» зон или системой безопасного перестроения из ряда в ряд.

Торговые названия также разные:

  • Lane Change Warning от BMW;
  • Blind Spot Assist от Mercedes-Benz;
  • Blind Spot Information System, BLISTM от Ford;
  • Spurwechselassistent от Porshe;
  • Blind Spot Infomation System, BLIS от Volvo;
  • Rear Vehicle Monitoring от Mazda;
  • Side Assist от Audi и Volkswagen.

Как работает система помощи при перестроении

Алгоритмы работы систем производства разных фирм очень похожие, но в качестве механизмов слежения за ситуацией и оповещения водителя используются устройства, различные по принципу действия.

Работает система так. Пространство позади автомобиля находится под наблюдением. Если при включении сигнала поворота в «слепой зоне» есть помеха, водителю подается сигнал.

Принцип работы системы

Основные узлы системы:

  • радары (видеокамеры или ультразвуковые датчики), расположенные в наружных зеркалах для сканирования обстановки позади автомобиля;
  • электронные блоки управления (их два, по одному на каждую сторону автомобиля) – обрабатывают полученную информацию для контроля над подвижными автомобилями и неподвижными (столбы, припаркованные автомобили и т.п.) предметами и в случае опасности подают команду на устройства сигнализации;
  • световые и звуковые индикаторы для оповещения водителя об опасности.

Система включается вручную, но вступает в работу только при разгоне автомобиля до 60 км/час.

Световая сигнализация работает в двух режимах. Если в «слепой» зоне находится какой–нибудь объект, индикатор горит постоянным светом и начинает мигать, если управляемый автомобиль начинает перестроение.

Прерывистый звуковой сигнал подается, только если при начале перестроения в «слепой» зоне обнаруживается помеха.

На первых автомобилях, оснащаемых системой, устанавливали дополнительные сигнальные лампы поворота в боковых зеркалах. Сейчас это стало общепринятой нормой и наличие лампочек в зеркалах вовсе не означает, что автомобиль оснащен системой помощи при перестроении.

Видео:

Сравнительные испытания показали, что использование радаров в системе предпочтительнее. Ультразвуковые датчики хорошо работают на сравнительно небольшом расстоянии, а надежность работы видеокамеры сильно зависит от погодных условий.