Темный дым из выхлопной. Черный дым из выхлопной трубы – причины, последствия. Что делать чтоб точнее определить причину

Во время работы двигателя цвет отработанных газов может быть различным, это своеобразный показатель в каком состоянии находится ваш агрегат. На исправленных моторах при запуске, на короткий промежуток времени, выходит дым белого цвета. Если двигатель неисправен, или находится в неудовлетворительном состоянии, он может дымить белым, чёрным, синим или сизым выхлопом.

Если при работе двигателя идет постоянный белый, чёрный, синий или сизый дым, это служит поводом для его проверки.

Рассмотрим, почему появляется черный дым при запуске двигателя, о чем говорит сизый дым, а так же почему из двигателя идет белый дым.

О чём говорит выхлоп автомобиля

Выхлоп может быть разного цвета, иногда замечая дым, не характерный для вашего автомобиля, следует задуматься и проверить состояние силового агрегата.

Белый цвет выхлопа может появляться после длительной стоянки автомобиля. Это обусловлено конденсатом, который скапливается в выпускной системе и начинает испаряться, когда мотор запускается. Наружная температура воздуха так же влияет на образование белого дыма. Чем холоднее, тем больше и дольше дыма идет.

Поэтому в морозную погоду дым может идти постоянно. Хуже, если белый дым идёт в теплую погоду. Это может свидетельствовать о том, что в цилиндр попала рабочая жидкость из системы охлаждения.

В этом случае надо разбирать мотор, снимать головку цилиндров, менять прокладку головки блока цилиндров, ремонтировать трещины, проверять герметичность головки и тому подобное.

Что бы проверить, и подтвердить, что жидкость попала в цилиндры нужно выполнить ряд действий:

  • Завести мотор, открыть крышку расширительного бочка системы охлаждения и проверить, нет ли бурления жидкости. Если бурление присутствует, следовательно, газы прорываются в систему охлаждения. При глушении мотора - уровень охлаждающей жидкости понижается, так как часть её уходит в цилиндры двигателя.
  • Следует обратить внимание на цвет и состояние жидкости в системе охлаждения, запах гари, присутствие жирных пятен на поверхности, изменение цвета, плотности и т.п. Это может говорить о микротрещинах и дефектах в моторе.
  • Надо проверить уровень масла, нередки случая, когда он повышается в результате попадания в него жидкости из системы охлаждения. Как следствие, моторное масло разжижается и мутнеет, в нем появляется эмульсия.

До устранения проблемы двигатель лучше не использовать, дабы не усугубить ситуацию. В худшем случае, в результате большого скопления жидкости в пространстве над поршнем может произойти гидравлический удар, что выведет силовой агрегат из строя и приведет к дорогостоящему ремонту.

Черный выхлоп из глушителя бензиновый двигатель выдает, как правило, при запуске, возникает это из-за проблем в системе питания. В этом случае происходит сильное обогащение рабочей смеси топлива и воздуха, в камеру сгорания попадает больше топлива, чем необходимо. Признаки данной ситуации следующие:

  • Запуск двигателя затруднен;
  • Свечи залиты топливом;
  • При запуске силовой агрегат работает со сбоями, не устойчиво;
  • Сильный шум в работе глушителя, хлопки;
  • Большой расход топлива;
  • Мотор не выдает былой мощности;
  • Бортовой компьютер выдает ошибку;
  • Запах бензина при работе агрегата

При работе двигателя цвет может варьироваться, от серого до угольно черного. Это связано с тем, что в процессе работы накапливается большое количество сажи и со временем она выбрасывается в атмосферу.

Причин, которые приводят к нарушению подачи топлива достаточно много. Начинать искать неполадки надо с систем подачи топлива. На карбюраторных двигателях необходимо проверить дозирующее устройство, топливные, воздушные жиклеры, поплавковую камеру.

Надо проверить систему зажигания, бывает, что при выходе из строя какого- то элемента, как то катушки зажигания, высоковольтных проводов, свечи, происходит сбой в двигателе в целом.

Необходимо проверить состояние воздушного фильтра, при его загрязнении смесь, попадающая в цилиндр, будет содержать много топлива.

У двигателей с инжектором иногда выходит из строя электронная система управления двигателем. Передавая на блок управления неверные данные, контроллер увеличивает подачу горючего. Что в свою очередь приводит к переизбытку топливной смеси.

Так же форсунки в двигателе могут потерять герметичность и переливать топливо в камеру сгорания.

Заливая топливом свечи, происходит не только его переизбыток, но и много других проблем. Например, смывание масляной пленки со стенок цилиндров, как следствие, сильный износ цилиндров и поршневой группы. Кроме того, большое количество горючего попадает в картер двигателя, что приводит к разжижению масла.

В любом случае, мотор нуждается в полной проверке, настройке и устранении неисправностей, иначе последствия обойдутся очень дорого.

Сизый дым при работе двигателя, сигнализирует о том, что в камеру сгорания попадает моторное масло.

О попадании масла в цилиндр будет свидетельствовать повышенный расход масла двигателем. Причины попадания масла:

  • Сильный износ деталей поршневой группы;
  • Поломка газораспределительного механизма

При износе деталей происходит выход из строя поршневых колец, появляются дефекты на поршне, стенках цилиндра.

При поломке газораспределительного механизма, отсутствует уплотнение в области стержня клапана и направляющей втулки клапана.

Для ремонта, необходимо будет заменить сальники клапанов. Замерить компрессию в двигателе. Если снижение компрессии незначительно, то по мере работы сизый дым пропадает, так как зазоры при прогреве уменьшаются. В случае, если зазоры велики и дым не прекращается, необходимо выполнить ремонт.

Подводим итоги

Итак, для устранения дыма черного, белого, синего цветов иногда хватит того, что надо заменить фильтра и прочистить инжекторы. Тогда как в более серьезных случаях надо произвести ремонт двигателя и его механизмов.

Необходимо помнить, что в случае, если двигатель ни с того ни с сего стал дымить черным цветом, надо заменить топливо, так как некачественное топливо, с высоким содержанием присадок и нежелательными примесями, приводит изменению цвета выхлопа и трудностям сгорания смеси.

Не стоит забывать, что ремень привода газораспределительного механизма должен быть установлен по меткам, клапана и фазы газораспределения четко отрегулированы, тепловой зазор клапанов, правильно установлен. Свечи зажигания, при диагностике, помогут оценить состояние двигателя.

От всего, и многих других показателей, напрямую зависит стабильность, надежность и долговечность силового агрегата.

Одним из наиболее распространенных признаков неисправностей автомобиля является свойственный определенным поломкам и проблемам дым. Диагностика этой проблемы настолько широка, что в учёт принимаются цвет, количество, периодичность появления и другие факторы, которые могут сигнализировать о появлении проблем. Но не всем известно, чем отличается постоянный белым дым и периодично-появляющийся дым такого же цвета. Или же, на что влияет черный дым из выхлопной трубы. Выхлопной дым синеватого цвета также имеет свои уникальные причины появления. Все эти проявления требуют детального разбора и анализа. Вашему вниманию представляем первую часть, посвященную появлению черного дыма.

Прежде чем разбираться в отдельных «патологических» состояниях выхлопного дыма, следует разобраться, а что вообще такое выхлоп, для чего он нужен, и как он выглядит в норме. Как следует из наименования, испарения, поступающие из машины через глушитель, являются продуктом переработки, появляющиеся во время кинетического движения двигателя и его прилегающих. Говоря простым языком, это соединение пара из воды, азота и углекислого газа, появляющееся во время работы двигателя.

В норме, при исправных системах моторного отсека, а также приемлемом качестве расходующих материалов, этот дым практически бесцветен, имеет свойственный выхлопам запах, и определенный уровень плотности. Но как уже было сказано чуть ранее, иногда мы являемся свидетелями появления несвойственного дыма другого цвета (чаще всего белый, синий и черный дым из выхлопной трубы), часто одновременно с ухудшением ресурса автомобиля (или без оного). В чем же причина этих диагностических проявлений, мы попытаемся разобраться более подробно, проанализировав каждый из этих видов дымов.

Черный дым из выхлопной трубы и причины его появления

Это, наверное, наиболее «популярный» вопрос, всех водителей, в автомобиле которых установлены дизельные, карбюраторные или инжекторные двигатели. С подобным проявлением встречались многократно обладатели старых, подержанных марок отечественного производства. Но что же является причиной такого нехарактерного едкого испарения, и почему идет черный дым из выхлопной трубы?

Для начала следует успокоить и облегчить панику – появление черного дыма, как правило не свидетельствует о серьезных поломках в моторном отсеке. Однако, рассчитывать на то, что эта проблема не способна нанести ущерб позже – заведомо проигрышная стратегия. По сути дела, это и не проблема вовсе, а всего лишь один из симптомов, удобность которого в том, что он может быть замечен без длительного копания в составляющих двигателя.

О чем же сигнализирует появления черного дыма из выхлопной трубы? В зависимости от типа двигателя и состояния автомобиля причин может быть несколько, однако среди них всех основной и наиболее вероятной принято считать перенасыщение используемой топливно-воздушной смеси. На практике это выглядит следующим образом: по причине перенасыщенной смеси, та не может эффективно перегореть в цилиндрах двигателя, благодаря чему недостаточно переработанный выхлоп попадая в катализатор (а позже и в открытый воздух) вместе с излишками топлива окрашивает дым в черный цвет.

На появления такого дыма не влияет вид топлива, будь то бензин или солярка, так как причина проблемы свидетельствует о поломках в системе подачи топлива. Кроме того, иногда появляется черный дым из выхлопной трубы при запуске, а позже дым соответствует нормальному виду и густоте. Это связано с тем, что топливо не поджигается в камере, и по причине своей сырости в не переработанном виде поступает в глушитель (как правило, такой двигатель на старте сильно «троит»).

Способы устранения, а также виды поломок

Возникает резонный вопрос «Как устранить черный дым из выхлопной трубы?». Для каждого типа двигателя, ответ будет отличаться. Неисправность, как это обычно бывает, запрятана в причине возникновения. У карбюраторного типа зажигания причиной черного дыма является перелив в поплавковой камере, а значит для ремонта необходимо будет разобранный карбюратор прочистить, поменять жиклеры, и установить показатель измеряемого бензина внутри камеры сгорания.

По причине отсутствия поплавка в системе с инжектором , причины и устранение их будут в корне отличаться. Здесь за подачу ответственна электроника, а точнее «инжекторы». Именно они имеют свойство забиваться и нарушать подачу топлива. Прочистить их можно вручную или используя чистящие добавки в бензин. Иногда в черном дыме из выхлопной трубы «виновата» неисправная работа топливного насоса (происходит подача увеличенного давления). К сожалению, единственный вариант устранения этого вида поломки заключается в его полноценной замене.

В чем же причина поломки у дизельных двигателей , ведь именно они являются наибольшими виновниками и лидерами по выбросам черного дыма в воздух. Для начала, следует сказать, что продукты перегорания солярки априори будут выдавать более темный цвет, чем бензиновые аналоги. Но чтобы устранить эту токсичную угрозу и уменьшит количество свинца в дыме, в дизельные автомобили устанавливают «сажевый фильтр». По причине его неисправности, дым может становится темнее, гуще, и содержать опасное для окружения количество токсинов. Замена сажевого фильтра как правило возвращает эти показания в норму.

Последствия неисправностей

Как и в любом другом деле, пускание проблемы на самотёк способно принести уйму проблем в будущем. Очень часто, вовремя замеченный дым становится первым и последним предупреждением перед серьезной поломкой. Например, у бензиновых автомобилей такая неисправность ведёт к полной замене катализатора. Мы не так давно писали, о в нашем материале. Однако, в любом случае замена подобного приспособления обойдется не дешево.

Еще более чревато игнорирования подобной проблемы у дизельных автомобилей. Так как давление в камере, использующей подобный вид топлива, еще больше чем у бензиновых, перенасыщение объема может вызвать разрыв блока подачи, ремонт которого обойдется в солидную сумму.

В принципе, многие автовладельцы не обращают особого внимания на дым из выхлопной трубы, если его количество уменьшается после полного прогрева машины, а в процессе движения дым и вовсе исчезает. Однако если дымление не прекращается и при езде – это явный признак более или менее серьезных неисправностей в моторе авто.

Эти неполадки как бы стараются обратить на себя внимание водителя, обостряясь при запуске двигателя и проявляясь в виде дыма различных оттенков – белого, черного или синевато-сизого. Следует внимательно отнестись к этим тревожным сигналам и вовремя выявить неисправность до того, как потребуется сложный и затратный ремонт.

О природе выхлопного дыма

Цвет и консистенцию дыма из выхлопной трубы можно образно сравнить со свежестью человеческого дыхания – здоровый организм (и биологический, и механический) выдыхает соответственно более чистые пары, чем заболевший. В исправном автомобиле при сгорании топлива образуются соединения воды и углекислого газа – как и в парах от дыхания здорового человека. Однако нужно учесть, что сгорание бензина происходит не на чистом кислороде, а при помощи обычного воздуха, по большей части состоящего из азота.

Именно поэтому в дыме из выхлопных труб автомобилей образуются вредные азотные оксиды (NOx), негативно влияющие на состояние атмосферы и даже приводящие к выпадению так называемых кислотных дождей. Да и топливо окисляется и сгорает не полностью, даже в двигателях новейших марок, а из-за этого происходит дополнительный выброс углеродных соединений – СО и СН. Помимо всего этого, при попадании в камеру сгорания масла или охлаждающей жидкости, возникают и уходят в воздух другие, не менее вредные, химические «коктейли».

Разумеется, выхлопная система современных моторов по возможности оснащается различными нейтрализаторами и фильтрами. Однако этого недостаточно – вспомните плотные облака смога на фотографиях крупнейших мегаполисов. Кроме того, любые фильтрующие системы изнашиваются со временем, тем самым повышая токсичность дыма, выходящего из выхлопной трубы автомобиля. Хотя, как говорилось выше, цвет и токсичность дыма зависят не только от негодности механизмов саморегуляции, но и от многих других неисправностей.

Чаще всего более или менее густой дым из выхлопной трубы сигнализирует автовладельцу о неисправности систем топливоподачи и охлаждения двигателя, а также о неполадках механизма распределения или поршневой группы. В каждом из этих случаев имеются свои нюансы: либо топливо сгорает неполноценно, либо в цилиндры поступает , а иногда и масло. Собственно говоря, именно излишки топлива или же наличие посторонних веществ в цилиндрах и придают выхлопным газам различные оттенки.

В целом цвет дыма из выхлопной трубы практически одинаков – различия имеются только в нюансах, поскольку иногда неполадки определенной системы, вызывающие дым, напрямую связаны с неисправностью других систем, которые не могут «заявить о себе» с помощью дымления. Например, нередка такая ситуация: плохо работает система охлаждения, из-за чего . Из-за перегрева пригорают поршневые кольца, что влечет за собой попадание масла в цилиндры и, как результат – появление дыма. Заметьте, что изначальная причина кроется вовсе не в поршневых кольцах, а в системе охлаждения.

Именно поэтому, начиная искать причину, вызвавшую дым из выхлопной трубы, следует крайне тщательно – анализируя и сопоставляя все имеющиеся факторы. Наиболее распространенные сочетания таких факторов и возможные оттенки дыма мы сейчас рассмотрим подробней.

Происхождение белого дыма

Нередко, особенно в холодную погоду, на режиме можно заметить белый дым из выхлопной трубы. Появление белого облака (по сути являющегося не дымом, а паром) часто связано с полным остыванием двигателя за ночь. Водяной пар – это естественный спутник процесса сгорания топлива. Когда выпускная система остывает в течение ночи, вода конденсируется, а по мере того как система начинает прогреваться – конденсация воды уменьшается и теплое испарение становится видимым в холодном воздухе. Таким образом, густота белого дыма напрямую зависит от температуры окружающей среды: чем холоднее на улице – тем более видимым становится белое облако. Кроме того, степень насыщенности пара связана также и с влажностью воздуха – при повышенной влажности пар сильнее густеет.

Каким же показателем «здоровья» автомобиля является наличие такого дыма из выхлопной трубы – плохим или хорошим? Это зависит от нескольких точек рассмотрения. Выхлоп с достаточным количеством водяного пара указывает на эффективную работу мотора. Однако что касается непосредственно выхлопной системы, то интенсивное образование белого пара нельзя назвать хорошим признаком ее работы. Если такой пар появляется даже в теплую погоду – нужно проверить цилиндры на предмет попадания в них охлаждающей жидкости. При этом особое внимание следует уделить проверке герметичности прокладки головки блока.

В состав охлаждающей жидкости входит вода – и при попадании в цилиндры она не успевает испариться в процессе сгорания топлива, что и приводит к образованию белого дыма-пара. Кстати, иногда он может приобретать маслянистый сизоватый оттенок – это также зависит от состава охлаждающей жидкости. Вообще отличить дым от пара легко: пар рассеивается практически сразу, а после дыма в воздухе на некоторое время остается легкий туман. Также следует знать, что попадание жидкости в цилиндры приводит к интенсивному загрязнению свечей зажигания, от чего они начинают искрить, и в итоге цилиндр не может работать полноценно.

Также интенсивное выделение белого дыма из выхлопной трубы может свидетельствовать о том, что ранее двигатель не прогревался до необходимой температуры – например, из-за того, что автомобиль передвигался только на короткие расстояния. В этом случае некоторое количество воды обязательно остается в глушителе и выхлопных трубах, а это «не есть хорошо», поскольку может повлечь за собой возникновение очагов коррозии.

Сизый дым (возможно, с синеватым оттенком)

Следующим в нашей классификации дымов рассмотрим сизый дым из выхлопной трубы. В большинстве случаев появление сизого и синего выхлопного дыма имеет «масляную» природу. Обычно такая ситуация связана со сгоранием масла в цилиндрах – чаще всего это касается автомобилей старых марок, поскольку их двигатели уже находятся на достаточно высокой степени износа. Стенки цилиндра в таких моторах истончаются, и поэтому поршневые кольца уже не в состоянии обеспечивать надлежащее уплотнение. В результате масло удаляется плохо, его расход растет, а компрессия понижается – именно поэтому «уставшая» машина начинает дымить сизым или синим выхлопом.

В некоторых ситуациях, когда износ мотора еще не критичен, цилиндры могут оставаться в достаточно неплохом состоянии, а причина сизого дыма, идущего из выхлопной трубы, заключается только в закоксованных кольцах. Особенно часто кольца коксуются и, соответственно, теряют подвижность, когда автомобиль долгое время работает на (это же касается и масла). Так или иначе, но при появлении сизо-синего дыма, автовладельцу волей-неволей следует задуматься о серьезном ремонте с полным перебиранием двигателя.

Однако бывают и менее фатальные причины – например, маслосъемные колпачки, которыми уплотняются стержни клапанов. Поскольку они изготовлены из резины, то также со временем могут потерять первозданную эластичность, что влечет за собой просачивание масла. В этих случаях масло через зазоры попадает в коллектор впуска, а оттуда – в камеру сгорания, что и является условием для появления сизого выхлопа. Разумеется, если дело в колпачках, то устранение неполадки обойдется автовладельцу значительно дешевле, нежели полный разбор и профилактика мотора.

Достаточно часто возникает проблема, когда масло расходуется из-за некорректной работы системы вентиляции, в данном случае – вентиляции картера двигателя. При этом масло попадает в картер из-за того, что давление в цилиндре повышается настолько, что уплотнение поршней уже не справляется с отработанными газами, образующимися при сгорании топлива. Именно «благодаря» и сгоранию нежелательных газов и появляется нехарактерный дым из выхлопной трубы. Двигатель пытается самостоятельно откачать газы, сообщаясь при этом с системой впуска. Из-за этого газы повторно сгорают, а затем уходят через выхлопную трубу. Главный вред при этом наносит масляный «туман», который тянется за газами внутрь мотора и взаимодействует с его деталями, что и приводит к появлению сизо-синего дыма из выхлопной трубы.

С этими нежелательными процессами призвана справляться именно система вентиляции: в исправном состоянии она должна отделять масло и регулировать скорость потока (поскольку двигатель работает по принципу насоса и способен создавать слишком высокое разряжение во впускной системе). Итак, если вентиляция испорчена – расход масла, соответственно, увеличивается. Однако если говорить о стоимости устранения этой проблемы – то она достаточно невелика, особенно если владелец четко осознает, с чем имеет дело, и не позволит себя обмануть работникам станции техобслуживания.

Черный дым – причина в топливе

Как видно из названия этого подраздела, черный дым из выхлопной трубы чаще всего обязан своим появлением проблемам с горючим. Черный цвет выхлопа обусловлен цветом сажи, которая образуется в результате, например, неполного сгорания топлива. Сажа появляется, когда идет процесс разложения на элементы той части топлива, которой для полного сгорания не хватило воздуха.

Современные автомобили оснащены компьютерными системами, которые контролируют все процессы, происходящие при движении – в том числе и процесс сгорания топлива. Под таким «чутким руководством» значительно снижается риск ошибки в образовании горючей смеси – хотя по большому счету это касается только бензиновых моторов, в то время как дизель, даже самый современный, все равно будет слегка коптить.

Это связано с тем, что состав смеси отличается от бензиновых собратьев – ее концентрация в данном случае неоднородна и содержит в себе вкрапления высокой топливной плотности. Для придания ей однородности, современная автоиндустрия использует механизмы повышенного давления впрыска – однако даже эта мера пока не способна полностью искоренить проблему, и поэтому окрашенный сажей дым из выхлопной трубы машины с дизельным мотором можно увидеть гораздо чаще, чем у бензиновых автомобилей.

На последних марках используются противосажевые фильтры, что в некоторой мере решает вопрос (однако эти фильтры необходимо периодически чистить, а рано или поздно – менять на новые).

Помимо неполного сгорания, причиной черного дыма из выхлопной трубы могут стать и другие факторы – например, недостаточное качество бензина. Следует помнить, что использование некачественного бензина может повлечь за собой слишком быстрый процесс сгорания – такое сгорание еще называют детонационным. Еще одним фактором, влияющим на интенсивное образование сажи, может стать неисправность той самой пресловутой электронной системы, следящей за эффективностью сгорания топлива. Например, отказ датчика кислорода приводит к тому, что электронный блок оказывается не в состоянии осуществлять контроль полноты сгорания – и тогда он начинает работать наобум, не поддерживая при этом полноценный «диалог» с кислородным датчиком.

Видео — белый дым (пар) двигателя

Видео — появление синего дыма из выхлопной трубы

Видео — холодный запуск Nissan Skyline и появление чёрного дыма из него

Заключение!

Итак, дым из выхлопной трубы, независимо от своего цвета, не должен оставлять автовладельца равнодушным – ведь, таким образом, машина сигнализирует о неполадках. Желаем всем нашим читателям исправных автомобилей и бездымных поездок!

  • Новости
  • Практикум

Запрет на ручные радары ГИБДД: в некоторых регионах он снят

Напомним, что запрет ручных радаров для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) появился после письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников ГИБДД. Запрет начал действовать 10 июля 2016 года во многих регионах страны. Впрочем, в Татарстане инспекторы ДПС, ...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Пробег Магадан-Лиссабон: есть мировой рекорд

Они проехали через всю Евразию из Магадана до Лиссабона за 6 дней 9 часов 38 минут и 12 секунд. Этот пробег был организован не только ради минут и секунд. Он нес культурную, благотворительную и даже, можно сказать, научную миссию. Во-первых, 10 евроцентов с каждого пройденного километра было перечислено в пользу организации...

В новом календаре Pirelli снимется профессор МГУ

В съемках культового календаря приняли участие голливудские звёзды Кейт Уинслет, Ума Турман, Пенелопа Круз, Хелен Мирен, Леа Сейду, Робин Райт, а специально приглашенным гостем стала профессор МГУ Анастасия Игнатова, сообщает Mashable. Съемки календаря проходят в Берлине, Лондоне, Лос-Анджелесе и французском городке Ле Туке. Как...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Культовый внедорожник Toyota канет в Лету

Полное прекращение выпуска автомобиля, который до сих пор выпускался для рынков Австралии и стран Ближнего Востока, запланировано на август 2016 года, сообщает издание Motoring. Впервые серийный Toyota FJ Cruiser был показал в 2005 году на Международном автосалоне в Нью-Йорке. С момента начала продаж и до сегодняшнего момента автомобиль оснащался четырехлитровым бензиновым...

Либерализация ОСАГО: решение отложено

Как пояснил зампред Центробанка Владимир Чистюхин, двигаться в данном направлении нельзя, поскольку вначале требуется решение других важных проблем страховой отрасли, сообщает ТАСС. Кратко напомним: подготовка «дорожной карты» по либерализации тарифов ОСАГО началась в ноябре 2015 года. Предполагалось, что первым этапом на этом пути должно стать...

Фото дня: гигантская утка против водителей

Путь автомобилистам на одной из местных автотрасс преграждала… огромная резиновая утка! Фотографии утки моментально разошлись по соцсетям, где у них нашлось немало поклонников. Как сообщает The Daily Mail, гигантская резиновая утка принадлежала одному из местных автомобильных дилеров. Судя по всему, на дорогу надувную фигуру снес...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Дизель зачастую дымит черным дымом в результате неполного сгорания топлива. Причиной такого цвета выхлопа являются углеводороды, которые не сгорели в цилиндре. Указанные элементы в таком случае превращаются в сажу. Эффективность сгорания смеси зависит от точного соотношения количества кислорода и топлива. Нехватка кислорода или переизбыток солярки одинаково приводят к черному дизельному выхлопу.

Черный дым от дизеля отчетливо заметен днем, так как содержит обильное количество частиц сажи. Дым грязный и«тяжелый». Именно сажа является прямым указанием на то, что дизтопливо в цилиндре сгорает не полностью. Дизель в этом случае дымит густым черным дымом, отмечен повышенный расход дизтоплива. Имеются проблемы с запуском мотора «на холодную», . Работа агрегата крайне неустойчива на всех режимах, сильно повышается токсичность выхлопных газов, пропадает мощность по причине больших отклонений в составе рабочей топливно-воздушной смеси от оптимальных параметров.

Читайте в этой статье

Черный цвет выхлопа дизеля: главные причины

Одной из наиболее безобидных причин черного дыма является низкое качество дизтоплива (цетановое число горючего) в . Цвет выхлопа постепенно нормализуется после немедленного перехода на лучшую солярку.

Дизель на плохом горючем обычно дымит серо-черным выхлопом. Также причиной появления небольшого количества сажи в выхлопе является засорение выпускной системы двигателя. В других случаях наличие черного дыма из выхлопной трубы дизеля указывает на то, что:

Топливная аппаратура

Дизель также имеет черный дым выхлопа в результате неисправностей ТНВД, негерметичности дизельных форсунок или слишком большого опережения угла впрыска. При большом опережении (ранняя подача горючего) может проявиться сильная детонация, повышенный шум при работе мотора на разных режимах. В списке поломок топливной аппаратуры отмечают износ форсунок и нарушение формы факела распыла, выход из строя регулятора оборотов в топливном насосе высокого давления. Продолжительная езда на топливе низкого качества быстро выводит ТНВД из строя, так как низкосортная солярка не обеспечивает должной смазки насоса.

Турбокомпрессор

Черный выхлоп дизеля может также появиться в результате проблем с , который не развивает необходимого наддува для эффективного сгорания смеси. Отсутствие герметичности впускного тракта часто приводит к тому, что из выхлопной трубы дизельного мотора идет черный дым. Такой дым в этом случае можно увидеть в момент перегазовки. На турбодизеле подача топлива при перегазовке увеличивается, но давление наддува происходит с задержкой в результате инерционного вращения турбины. По этой причине в цилиндре имеет место нехватка воздуха для полноценного сгорания топливно-воздушной смеси, в результате чего дизельный двигатель сильно дымит.

Продолжительная езда с ранним углом впрыска или неисправными дизельными форсунками может привести к прогару форкамер или разрушению перемычек. Также вероятно обгорание и разрушение поршней.

Образование сажи и последствия

Когда черный дым выхлопа дизеля появляется в результате сбоев в работе топливного насоса высокого давления, дизельных форсунок, а также при отсутствии оптимального угла опережения впрыска проявляется усиленное образование сажи. От избыточного ее количества страдает сажевый фильтр дизеля. Сажа также проникает в моторное масло и быстро загрязняет мотор. Происходит нарушение теплового обмена, поршневые кольца быстро закоксовываются, забиваются фильтры.

Закупорка масляных каналов приводит к снижению давления в и повышенному износу деталей двигателя. Нарушенный тепловой режим может стать причиной прогара как поршней (ЦПГ), так и клапанов (). Избытки несгоревшего топлива через такие прогары попадают в моторное масло. Горючее в масле немедленно снижает его вязкость, смазка становится неэффективной, противоизносные свойства присадок в моторном масле теряются.

Диагностируется проблема методом анализа состояния моторного масла. Достаточно вынуть щуп и посмотреть на его вязкость. Если масло в дизеле сильно жидкое и даже в мороз обильно капает со щупа, а также имеет устойчивый запах солярки, тогда необходимо немедленно устранять неисправность. Повышение уровня масла также прямо свидетельствует о попадании топлива в картер двигателя.

Под удар попадают детали цилиндро-поршневой группы. Первыми страдают стенки цилиндров, так как солярка вымывает масло, в результате чего на зеркале цилиндра появляются задиры. Износ остальных деталей двигателя также сильно увеличивается. Эксплуатировать дизель с указанной неисправностью проблемно, а дальнейшая езда быстро выведет ДВС из строя окончательно, потребуется капитальный ремонт дизельного двигателя.

Читайте также

Самостоятельная проверка турбокомпрессора дизельного двигателя. Проверка нагнетателя без снятия. Наличие масла в корпусе турбины, люфт вала, крыльчатка.

  • Почему двигатель после запуска дымит черным дымом. Причины появления белого дыма или синего цвета выхлопных газов. Диагностика неиспрвностей, рекомендации.
  • Причины дымления холодного и прогретого мотора белым, сизым, синим и черным дымом. Диагностика по цвету выхлопных газов. Как самому найти причину.


  • Дым из выхлопной трубы выходит постоянно, однако в некоторых случаях это начинает происходить настолько интенсивно, что у автовладельца небеспричинно могут появится причины для переживания. Действительно, если количество дыма резко увеличилось, он стал более плотным и окрасился в черный, белый или сизый цвет – стоит заглянуть под капот и немедленно устранить возникшую поломку. Стоит понимать, что без своевременного ремонта «симптомы» могут ухудшиться, и, помимо дыма, у автомобильного двигателя может появиться «кашель», или же транспортное средство вообще откажется выполнять свои функции. Давайте же разберемся, о каких именно неисправностях может сигнализировать дым из выхлопной трубы.

    1. Как и почему появляется выхлопной дым: немного о работе выхлопной системы

    Принцип функционирования выхлопной системы автомобиля не представляет абсолютно ничего сложного для профессионального механика или же автовладельца с опытом. Заключается он в следующем:

    1. Когда работает двигатель, внутри него сгорает воздушно-топливная смесь.

    2. Отработанные после этого процесса газы через выпускной клапан из камеры сгорания двигателя из-за перепада давления перемещаются в выпускной коллектор.

    3. Дальше путь отработанных (то есть выхлопных) газов идет к приемной трубе. Но только вот если речь идет о дизельных двигателях, то на своем пути они также сталкиваются с крыльчаткой турбокомпрессора, которая благодаря им и запускается в действие.

    4. Для того, чтобы выхлопные газы «очистились», и в атмосферу попадало как можно меньше вредных частиц, из приемной трубы они перенаправляются в катализатор.

    6. Из глушителя отработанные газы из камеры сгорания наконец-то попадают в атмосферу.

    Как это ни странно, но эффективность вывода отработанных газов в атмосферу на прямую влияет на мощность двигателя и исправность в работе других система авто. По этой причине каждый автовладелец должен регулярно проверять исправность и целостность выхлопной системы.

    Знаете ли Вы? Практически во всех странах Европы уровень выхлопных газов строго регулируется. К примеру, если вы будете ездить по дорогам на авто, которое на холостом ходу выбрасывает в атмосферу больше 0,5% СО и больше 100 ррm, вас могут оштрафовать и отправить в автосервис на ремонт.

    Тем не менее, когда речь идет именно об изменении цвета выхлопных газов, то проблема может заключаться далеко не в самой системе выхлопа, а может быть связана со следующими нарушениями работы автомобиля:

    1. Неправильная работа системы питания. Речь идет о том, что системы впрыска топлива и подачи воздуха в камеру сгорания создают плохую смесь, в результате сгорания которой и может образоваться дым «неправильного» цвета (зачастую это происходит по причине перенасыщенности топливной смеси бензином, который полностью не сгорает, а просто дымит). Поломка может скрываться в неисправности работы датчиков, которые контролируют впрыск, форсунок, герметичность которых по тем или иным причинам может быть нарушена. Ко всему этому также добавятся чрезмерный расход топлива, а также резкое снижение мощности мотора. В таких случаях не стоит бездействовать, поскольку подобные мелкие поломки могут вызвать даже гидроудар двигателя.

    2. Используется некачественное топливо. От подобного сложно застраховаться, но при проявлении первых симптомов следует сразу же сменить топливо. Стоит понимать, что длительное использование некачественного бензина может привести к появлению всех тех неисправностей в работе двигателя и его систем, о которых мы писали в предыдущем пункте.

    3. Неточности в работе газораспределительной системы. Опять же, проблема будет заключаться в том, что топливная смесь не сгорает в двигателе и выбрасывается в атмосферу в виде черного дыма. К примеру, если растянулся ремень ГРМ, то газы из камеры сгорания могут выходить с неправильной периодичностью, в результате чего топливная смесь попросту не будет успевать сгорать. В такой ситуации, помимо грязного дыма из выхлопной трубы, появится еще и неровная работа двигателя, водитель будет отмечать низкую тягу авто.

    4. Неточности в работе системы охлаждения. Иногда поломки в этой системе приводят к тому, что в камеру сгорания вместе с топливом и воздухом попадает еще и охладительная жидкость. Как результат, из выхлопной трубы начнет выходить очень грязный дым. Главным подтверждением того, что проблема действительно заключается в системе охлаждения, будет резкое снижение уровня охладительной жидкости в бачке. Происходит такое смешивание из-за трещин в корпусе системы, или же износа прокладки.

    5. Нарушение герметичности и отсутствие необходимого количества смазки. В таком случае необходимо обратить внимание на целостность цилиндров, соединительных колец и поршней двигателя. Зачастую к подобному может приводить использование низкокачественного масла с наличием абразивных частиц. Также не стоит исключать развитие коррозийных очагов.

    6. Неисправности компрессора в турбодвигателях. Как результат, моторное масло опять-таки будет попадать в двигатель и систему выхлопа. Иногда масло может гореть и вне камеры сгорания, что, в свою очередь, может стать причиной прогорания стенок разных элементов автомобиля.

    7. Разрыв мембраны регулятора вакуумного датчика коробки-автомат. В результате этого из коробки передач масло будет попадать в один из цилиндров. О последствиях присутствия масла в двигателе мы уже писали. Но в каждой из описанных случае интенсивность дыма и его цвет могут достаточно сильно отличаться. Чтобы в этом вопросе было легче разбираться, расскажем о каждом цвете дыма в отдельности.

    2. О чем сигнализирует черный цвет выхлопного дыма?

    Причины появления черного дыма в случае с бензиновым и дизельным двигателями являются разными. По этой причине будет более рационально рассмотреть их по порядку.

    Черный выхлопной дым из бензинового двигателя

    В наиболее частых случаях из выхлопной трубы автомобиля с бензиновым двигателем выходит черный дым, если в камеру сгорания попадает слишком много топлива. Как мы уже писали выше, происходить это может по очень разным причинам. Поэтому для устранения неисправности необходимо будет проверить:

    1. Карбюратор. Если он не отрегулирован, то есть его клапаны полностью не закрываются, то в камеру сгорания будет заливаться слишком много бензина, а чрезмерно обогащенная смесь, как известно, неспособна в таких условиях равномерно и эффективно сгорать. Правда, если дело действительно в карбюраторе, не стоит пытаться самостоятельно исправить ситуацию. Без наличия специального опыта ситуацию можно еще и усугубить.

    2. Форсунки. Если они не герметичны, будет возникать также ситуацию, которую мы описали выше. Как результат, в процессе будет образовываться много сажи, которая и окрасит дым в черный цвет.

    3. Датчик массового расхода топлива. Этот датчик осуществляет контроль подачи воздуха в камеру сгорания. Если он не будет контролировать этот процесс, в камеру сгорания будет подаваться слишком мало воздуха, что опять же приведет к появлению дыма черного цвета.

    Черный дым из выхлопной трубы автомобиля с дизельным двигателем

    По сути, причины появления черного дыма при работе дизельного двигателя являются теми же, что и при работе бензинового. Но все же в такой ситуации существует один тонкий нюанс, который необходимо проверить дополнительно.

    Интересно знать: Идеальным материалом для изготовления труб выхлопной системы является нержавеющая сталь. Благодаря ей вес всех элементов получается достаточно большим, однако это придает ей надежности.

    Речь идет о высоком давлении в рампе. При наличии насоса высокого давления могут сбиваться откалиброванные при установке показатели. В таком случае давление в рампе может подниматься до слишком высоких значений, что и приведет к неисправности работы двигателя и появлению черного дыма из его выхлопной трубы.

    3. По каким причинам появляется белый выхлопной дым?

    Когда прогревается холодный двигатель, то появление из выхлопной трубы дыма белого цвета считается вполне приемлемым. Правда, в этом случае из трубы будет выходить совсем не дым, а обычный пар, в который будет преобразовываться накопившаяся в выхлопной системе вода. По мере прогревания автомобильного мотора подобное проявление исчезает, поэтому беспокоиться по данному поводу точно не стоит.

    Но нужно отметить, что если температура атмосферы опускается до -10°С, белый пар из трубы будет выходить независимо от того, прогрелся двигатель или нет. Если же ударит настоящий мороз градусов 20-25 – дым станет очень густым и приобретет молочный цвет. Таким образом, все автовладельцы должны понимать, что нормальным считается появление белого дыма из выхлопной трубы при отрицательных температурах воздуха. При этом, чем выше будет влажность воздуха, тем гуще и белее будет получаться пар.

    Но еще одной причиной появления дыма белого цвета из выхлопной трубы является попадание на цилиндры охлаждающей жидкости. Так как она содержит в себе определенное количество воды, влага в процессе горения не успеет полностью испариться, поэтому из нее образуется что-то наподобие густого тумана, который будет выходить из трубы.

    Но при этом к дыму стоит внимательно приглядываться, поскольку иногда под таким же видом из выхлопной трубы может выходить и так называемый масляный дым, который, впрочем, имеет более сизоватый оттенок. Если из трубы действительно выходит пар, он будет сразу же рассеиваться, а вот что касается дыма, то облако после него будет еще достаточно долго висеть в воздухе.

    Чтобы на 100% убедиться в том, что через выхлопную трубу не выходит масло, на несколько мгновений прикройте ее отверстие при помощи обычной бумаги. Если из трубы выходит только пар, то капли на бумаге вскоре бесследно исчезнут. Если же масло – то на бумаге останутся жирные пятна. О причинах попадания антифриза в цилиндры двигателя мы говорили в первом разделе данной статьи.

    Интересно знать: Если из выхлопной системы забрать катализатор и глушитель, мотор станет работать намного лучше. Только вот шума он при этом будет создавать в несколько раз больше.

    Для устранения белого дыма очень важно проверить исправность всей системы охлаждения. В частности, следует обратить внимание на:

    - термостат;

    Датчик работы вентилятора;

    Вентилятор;

    Радиатор (все его пробки, шланги и соединения).

    При этом стоит на некоторое время прекратить эксплуатацию автомобиля. Ведь если неисправности действительно присутствуют, интенсивная эксплуатация может значительно усугубить ситуацию. Ведь попадание антифриза и масла на двигатель приводит к очень быстрому износу всех деталей. А ремонт двигателя, как известно, дело очень дорогостоящее.

    4. Причины сизого (синего) дыма из выхлопной трубы.

    При появлении синего дыма из выхлопной трубы не стоит рассчитывать на то, что вскоре все само собой пройдет. Подобные «симптомы» сигнализируют о неизбежном ремонте, поскольку в двигатель попало моторное масло. Наиболее частой причиной подобного является износ деталей, через которые жидкость и просачивается.

    Что же могло износиться?

    1. Маслосъёмные колпачки. Обычно узнать об этом удается только после замены масла. Дело в том, что при эксплуатации старого оно сильно загрязняется, густеет и само для себя выполняет роль сальника, не покидая пределов системы. Но вот когда заливается свежая и чистая жидкость, более жидкая по своей консистенции, избежать протекания уже не удается.

    2. Если изнашиваются маслосъёмные кольца, в результате также начинает вытекать масло, что приводит образованию сизого дыма. Чтобы узнать, в каком состоянии находятся эти кольца, стоит проверить компрессию.

    Если сизый дым появился при работе дизельного мотора, то причины его появления будут аналогичными. Тянуть с ремонтом не стоит, поскольку если уже износились одни детали, изнашиваться начнут и другие.