Секретные функции кроссовера Toyota RAV4. Toyota RAV4: идеальный кроссовер для всей семьи Режим экологичного движения

У любого автомобиля всегда найдется несколько интересных особенностей или , о которых многие владельцы зачастую и понятия не имеют. Некоторые из них описаны в недрах руководства по эксплуатации, а о некоторых и вовсе можно узнать только опытным путем. Сегодня мы раскроем тайны кроссовера Toyota RAV4.

Начнем с того, что нынче любой автомобиль оснащен дневными ходовыми огнями. И - не исключение. Но не многие знают, что если активирован стояночный тормоз, то огни гореть не будут.

А вот совет для тех, чьи «рафики» оснащены функцией и запуска двигателя с кнопки...

Следующий секрет для владельцев машин с люком в крыше. После однократного нажатия на кнопку электропривода люк откроется не до конца. Чтобы открыть его полностью, нужно повторно нажать на ту же кнопку.

А еще у мультимедийной системы Toyota Touch 2 с 7-дюймовым экраном есть... недостаток. То, что к ней можно подключить одновременно два устройства через Bluetooth, - безусловно, плюс, но вот какому именно устройству будет отдано предпочтение как основному - совершенно непонятно. Так вот, если один из смартфонов подключить через кабель, тогда таких проблем не будет - он и станет основным.

52 53 ..

Toyota RAV4 2017 года. Руководство - часть 52

4-2. Вождение

: Переключение рычага управления трансмиссией в положение D позволяет

системе выбрать передачу, подходящую для условий движения.
Перевод рычага переключения передач в положение D рекомендуется для
движения в нормальных условиях.

: Выбор диапазонов передач с использованием режима S ограничивает

верхний предел возможных диапазонов переключения передач, управляет
эффективностью торможения двигателем и предотвращает ненужные
переключения на более высокую передачу.

Назначение положений трансмиссии

Положение рычага

управления

трансмиссией

Цель или функция

Парковка автомобиля/запуск двигателя

Задний ход

Нейтральное положение

Обычное движение

Движение в режиме S

4-2. Вождение

В соответствии с условиями движения можно выбирать следующие
режимы.

Режим экологичного движения

Используйте режим экологичного движения для экономии топлива во
время движения с частыми ускорениями.

Нажмите кнопку “ECO MODE”,
чтобы

экологичного движения.

Индикатор “ECO MODE”
включается.

экологичного

движения.

Спортивный режим

Используйте спортивный режим для спортивного вождения и
движения в гористой местности.

Для переключения в спортивный
режим нажмите кнопку “SPORT”.

Включается индикатор “SPORT”.

отключения

спортивного

режима нажмите эту кнопку еще
раз.

Выбор режима движения

4-2. Вождение

Для переключения в режим S переместите рычаг управления
трансмиссией в положение S. После этого можно переключать передачи
с помощью рычага управления трансмиссией, что позволяет двигаться
на выбранной передаче. Диапазон переключения можно выбрать при
помощи рычага управления трансмиссией.

Переключение

высокую передачу

Переключение на более низкую
передачу

Выбранный диапазон переключения
передач от 1 до 6 отображается на
приборах.

Исходный диапазон переключения
передач в режиме S автоматически
устанавливается равным 5 или 4 в
зависимости

скорости

автомобиля.

нахождении

управления

трансмиссией в положении D была
использована функция AI-SHIFT, то
может

исходный

диапазон 3. (

Диапазоны переключения передач и их функции
● Автоматический выбор диапазона между 1 и 6 в зависимости от

скорости автомобиля и условий движения. Но выбор передачи
ограничен выбранным диапазоном.

● Можно выбрать один из 6 уровней торможения двигателем.
● Более низкий диапазон переключения передач обеспечивает более

эффективное торможение двигателем по сравнению с более
высоким диапазоном; при этом также возрастает число оборотов
двигателя.

Выбор диапазона переключения передач в положении S

4-2. Вождение

Режим S

Если установлен диапазон переключения 4 или ниже, то переводом рычага
управления трансмиссией в положение “+” можно установить диапазон
переключения 6.

Для предотвращения работы двигателя на слишком высоких оборотах
возможно автоматическое переключение на повышенную передачу.

При высокой температуре жидкости для защиты автоматической трансмиссии
может быть автоматически выбран более высокий диапазон.

Предупреждающий звуковой сигнал ограничения переключения на
пониженную передачу
В целях повышения безопасности движения и улучшения характеристик
управляемости иногда переключение на более низкую передачу может быть
запрещено. В некоторых обстоятельствах переключение на более низкую
передачу невозможно даже при изменении положения рычага управления
трансмиссией. (Предупреждающий звуковой сигнал подается два раза.)

Работа системы кондиционирования воздуха в режиме экологичного
движения
Режим экологичного движения управляет операциями обогрева/охлаждения и
скоростью вентилятора

системы кондиционирования воздуха с целью

повышения эффективности расхода топлива (

→стр. 521, 531). Для повышения

эффективности кондиционирования воздуха отрегулируйте скорость вращения
вентилятора

или отключите режим экологичного движения.

: Только автомобили с системой кондиционирования воздуха с автоматическим

управлением

Отключение режима движения

Режим экологичного движения не будет отменен, пока не будет нажата кнопка
“ECO MODE”, даже если двигатель выключен после движения в режиме
экологичного движения.

Спортивный режим выключается при выключении переключателя двигателя
после движения в спортивном режиме.

При движении с включенной системой круиз-контроля или динамического
радарного круиз-контроля (при наличии)
Даже при выполнении следующих действий с целью включения торможения
двигателем оно не будет активировано, пока не будет отключен круиз-контроль
или динамический радарный круиз-контроль.

При движении в режиме S – переключение на 5 или 4 передачу. (

При переключении режима движения в спортивный режим во время движения с
переключателем, установленным в положение D. (

Железо

Обновленному RAV4 доступны те же двигатели, что и модели предыдущего поколения, - тут никаких изменений: есть два атмосферных бензиновых мотора - с рабочим объемом 2 и 2,5 л, а также 2,2-литровая дизельная силовая установка с системой турбонаддува. Все двигатели четырехцилиндровые, рядные. Тестовый кроссовер был оснащен мотором на тяжелом топливе - проверенным временем агрегатом серии 2AD, которая появилась в 2006 году и стала основной линейкой дизельных моторов для легковых автомобилей Toyota. В разное время эти двигатели устанавливались на модели Corolla, Auris, Avensis, RAV4 и даже на Lexus IS второго поколения.

Это современный мотор с характерной «одноразовой» конструкцией: тонкостенные чугунные гильзы вплавлены в алюминиевый блок цилиндров с открытой рубашкой системы жидкостного охлаждения - возможность капитального ремонта при такой «архитектуре» весьма условная. Головка блока - также из алюминиевого сплава, ГРМ - два верхних распределительных вала и четыре клапана на каждый цилиндр. Привод выпускного распредвала - цепью, впускного - шестернями от выпускного. Помпа системы охлаждения и масляный насос, приводимый непосредственно от коленвала, установлены под крышкой цепи ГРМ.

Использован турбокомпрессор с изменяемой геометрией лопастей (VGT - Variable Geometry Turbocharger), в котором по команде блока управления меняется угол поворота лопаток турбины, что в зависимости от их положения повышает или понижает давление наддува. За счет способности поддерживать оптимальное давление в широком диапазоне оборотов такая конструкция позволяет минимизировать эффект «турбоямы», плюс пропадает необходимость в перепускном механизме. Для охлаждения воздуха, подаваемого в систему, тут, разумеется, используется интеркулер.

Модификация двигателя FHV, устанавливаемого на RAV4, - самая производительная серия установок семейства 2AD, а потому отличается некоторыми конструктивными особенностями. В частности, у FHV система жидкостного охлаждения также используется и для турбокомпрессора, тогда как у упрощенной модификации FTV охлаждение наддува осуществляется моторным маслом. Также у FHV-версии повышенное давление в топливной магистрали, а сами форсунки системы впрыска - пьезоэлектрические, отличающиеся высокой скоростью срабатывания и способные осуществлять впрыск топлива большее количество раз за цикл. Есть у 2AD-FHV и сложная система очистки отработанных газов - так называемая D-CAT (Diesel-Clean Advanced Technology), нейтрализующая не только монооксид углерода, углеводороды и сажевые частицы, но и оксиды азота. Дизельный мотор RAV4 соответствует требованиям норм Евро V.

Гамма трансмиссий для RAV4 состоит из трех вариантов: шестиступенчатой «механики» и вариатора, доступных лишь для двухлитрового двигателя, а также гидромеханического блока - для дизельного мотора и бензинового 2,5. При этом японский кроссовер существует не только в полноприводной версии: в варианте с мотором 2,0 новинка Toyota может быть и переднеприводной. Полный привод RAV4 реализован классически, как и на большинстве одноклассников: задняя ось подключается автоматически, при помощи многодисковой муфты, которая в случае необходимости передает назад до 50% крутящего момента. За перераспределение тяги отвечает интегрированная система динамического управления IDDS, объединяющая в один алгоритм работу систем активного распределения крутящего момента (АТС 4WD), курсовой устойчивости (VSC) и электроусилителя руля (ЕРS). В версии модели 2016 года IDDS была перенастроена - как, впрочем, и сама электромагнитная муфта, отныне работающая в режиме преднатяга, постоянно передавая около 10% момента на задние колеса. На RAV4 предыдущего поколения такой режим активировался нажатием клавиши Sport, теперь же «спортивная» программа отличается от базовой только изменением настроек электроусилителя рулевого управления и более поздними переключениями передач.

Не осталась без изменений и ходовая часть кроссовера. Японские инженеры усилили заднюю нижнюю поперечину кузова тридцатью тремя дополнительными точками сварки, увеличили сайлент-блоки подрамника задней подвески (а заодно - укрепили и сам подрамник), добавили усилители в местах сопряжения пола и боковин, установили более мягкие пружины и перенастроили амортизаторы. Идея апгрейда - сделать RAV4 (который в варианте модели предыдущего поколения нередко ругали за чрезмерную «дубовость» ходовой) немного комфортнее, но без ущерба для управляемости. Также ради увеличения уровня комфорта у новинки Toyota на 55% увеличена площадь шумоизолирующих покрытий.

Hi - Tech

Для обновленного кроссовера Toyota теперь доступны почти все высокие технологии, которые раньше были прерогативой более дорогих моделей. Теперь RAV4 в полной комплектации обладает теми же hi-tech-возможностями, что, например, и новый Land Cruiser (который недавно также был модернизирован), и какими располагают некоторые конкуренты. Правда, тестовый автомобиль был лишен большей части опций, а потому об удобстве использования, например навигации и голосового управления могу только догадываться. В связи с этим ограничусь кратким перечислением всех «вкусностей», которые теоретически может получить покупатель японского кроссовера.

Модель 2016 года может быть наделена любопытной опцией - системой панорамного обзора, которая в США красиво называется Bird’s Eye View. Работает это так: с четырех сторон автомобиля установлены широкоугольные камеры, изображение с которых сводится в единую картинку круговой бесшовной панорамы и затем выводится на дисплей мультимедиасистемы Toyota Touch 2. Причем обозревать окружение машины можно как в статике, так и на ходу - например, при преодолении препятствия или при езде в особо тесных условиях.

В пакет Toyota Safety Sense включены несколько систем активной безопасности. Есть система автоматического переключения дальнего света на ближний (и обратно), которая непрестанно оценивает уровень освещенности дороги и учитывает свет фар встречных автомобилей, а также задних фонарей попутных машин.

Система оповещения о непреднамеренном выходе из занимаемой полосы распознает дорожную разметку и сообщает водителю, если он пересек линию, но не включил указатель поворота, - как визуальными, так и звуковыми сигналами. Если водитель продолжит нарушать рядность движения и вообще вести себя, по мнению компьютера, неадекватно, система контроля и информирования об усталости водителя предложит утомившемуся пилоту остановиться и отдохнуть.

Умеет RAV4 предупреждать и об угрозе фронтального столкновения: при слишком быстром уменьшении дистанции до едущего впереди автомобиля система предупредит водителя об угрозе, а при необходимости - и произведет экстренное торможение.

В режиме круиз-контроля RAV4 умеет поддерживать безопасную дистанцию до едущего впереди автомобиля, автоматически замедляясь в случае обнаружение машины, движущейся медленнее заданного значения скорости.

Обучен RAV4 и распознавать дорожные знаки, а затем - отображать их на 4,2-дюймовом дисплее бортового компьютера. Причем, если водитель не выполняет требования знаков (например, превышает скорость), автомобиль звуковыми сигналами напомнит лихачу о значимости ПДД.

Из всех высоких технологий, которыми располагал тестовый кроссовер, - только мультимедиа-система Toyota Touch 2 (и то с урезанной функциональностью, поскольку была лишена навигации и возможности голосового управления), плюс бортовой компьютер с 4,2-дюймовым дисплеем на приборной панели. Touch 2 - не новое устройство, а хорошо известное по другим автомобилям марки Toyota. В базовой версии способности системы типичны и ограничены простейшими функциями: радио, проигрывание музыки с внешних носителей информации, связь с мобильным телефоном по Bluetooth (прием и отправление звонков, работа с СМС-сообщениями, синхронизация с книгой контактов...), а также отображение информации о поездках с расчетом среднего расхода топлива. Пользоваться центром Touch 2 достаточно удобно - помимо 6,1-дюймового резистивного сенсорного экрана, для управления системой также предусмотрены несколько крупных физических клавиш, расположенных по сторонам дисплея. Само меню системы организовано просто и не отличается чрезмерно глубокими каталогами, в которых с непривычки можно заблудиться, как, например, в системе автомобилей BMW.

Бортовой компьютер, чей цветной TFT-дисплей расположен на приборной панели, между стаканами спидометра и тахометра, способен отображать наиболее востребованную водителями информацию о состоянии автомобиля и статистику по поездке (-ам). Но сперва вас приветствует симпатичная анимация - стоит только включить зажигание.

Меню системы несложное, управление - интуитивно понятное. Помимо типичных данных, вроде суточного пробега, среднего и мгновенного расхода топлива, средней скорости движения, температуры воздуха за бортом, выбранной радиостанции, разнообразных настроек и пр., бортовой компьютер обучен отображать соотношение распределения крутящего момента по колесам. Эта информация выводится на экран, где схематично изображено шасси кроссовера, и около каждого колеса на картинке - вертикальная шкала с пятью делениями. На ходу эти столбики в режиме реального времени заполняются условными единицами тяги, которые обозначают объем крутящего момента, распределяемый системой IDDS по осям. Вдобавок к этому на дисплей выводится информация об уровне продольных и поперечных ускорений: в середине нарисованного шасси изображена паутина из нескольких кругов, в центре которой - красный шарик, который при движении автомобиля постоянно смещается. Особой практической пользы во всей этой анимации, конечно, нет… но выглядит симпатично.

Впечатления

Управляя обновленным RAV4, понимаешь, что это отнюдь не женский автомобиль. Вернее, не только женский - с 2,2-литровым наддувным дизельным 2AD-FHV уж точно. Как и подобает мотору на тяжелом топливе, компактная рядная «четверка» Toyota обладает внушительным крутящим моментом - и все паспортные 340 Н·м хорошо ощущаются: при динамичных стартах со светофора, при подъеме в крутую горку, при перевозке четырех пассажиров и целого багажника вещей… Во всех этих ситуациях RAV4 демонстрирует удивительную бодрость и жизнелюбие. К слову, породистый 3,5-литровый 249-сильный V6 американского кроссовера Ford Explorer последнего поколения выдает всего на 6 Н·м больше, чем дизельная тарахтелка Toyota!.. При этом, за счет использования производительного турбокомпрессора с изменяемой геометрией лопастей, 2,2-литровый мотор RAV4 лишен пресловутого эффекта «турбоямы» — по крайней мере я его не ощутил.

Никуда не делось и еще одно ценное качество современного дизельного двигателя - высокая топливная эффективность. Средний расход ежедневно дорожающего ДТ за время теста кроссовера составил 10-11 л на 100 км - и это с учетом того, я совсем не стеснялся проверять динамические характеристики автомобиля, регулярно использовал режим Sport (о котором чуть ниже), провел немало времени во всех московских пробках и вволю порезвился на заснеженных полях неподалеку от «фазенды». Уверен, что бензиновый 2,5-литровый мотор при таком же сценарии использования машины с удовольствием бы лакомился дополнительными 3-5 л на каждые 100 км.

У RAV4 три ездовых режима: стандартный (активированный по умолчанию, а потому даже лишенный отдельной кнопки), особо экономичный ECO Mode и наиболее динамичный Sport. Разница между программами такая же, как и в большинстве современных автомобилей, наделенных переключаемыми режимами: они различаются моментом переключения передач АКПП, реакцией двигателя на нажатие педали газа, а также настройками электроусилителя рулевого управления. Другими словами, в «спортивном» режиме автомобиль максимально растягивает ступени АКПП, позволяя стрелке тахометра вплотную приближаться к красной зоне разметки, а руль становится острее, побочно делая обратную связь прозрачнее.

6-ступенчатая гидромеханическая трансмиссия приятно удивила. Японская АКПП быстро и точно перебирала передачи, вовремя подключая нужную ступень, - и делала это совершенно незаметно. Чтобы распознать момент переключения, нужно специально вслушиваться в работу двигателя и всматриваться в показания тахометра. В любом другом варианте - ощущение, будто у RAV4 одна бесконечная передача, на которой автомобиль и трогается, и развивает максимальную скорость. Ну а для тех, кто скучает по старой доброй «механике» и привык самостоятельно выбирать ступени трансмиссии, предусмотрен режим ручного управления. Я, правда, особого смысла в нем при использовании кроссовера в условиях мегаполиса не увидел: это, скорее, пригодится при буксировании тяжелого прицепа, при преодолении особо изощренного бездорожья (куда на RAV4 лучше вообще не заглядывать) или при затяжных спусках и подъемах.

Кстати, о спусках. Обновленный кроссовер располагает «специально обученной» для таких случаев системой, которую я уже упоминал в тексте, - так называемой DAC (Downhill Assist Control). Это далеко не новая, но по-прежнему эффективная и простая система, которая автоматически подтормаживает колеса (причем каждое индивидуально), не позволяя автомобилю разгоняться на крутом спуске и избавляя водителя от необходимости оперировать педалью тормоза. DAC работает и при откате назад, после включения заднего хода, - если вы, например, потерпели фиаско при штурме подъема и хотите вернуться в исходную позицию. Downhill Assist Control используется во многих автомобилях марки Toyota.

Одна из сильных сторон обновленного RAV4 - отличная для своего класса управляемость, которая даже создает иллюзию, что автомобиль легче, чем он есть на самом деле. На ходу японский кроссовер очень послушен и вместе с тем азартен, что при определенном настроении провоцирует водителя на шуструю езду. И пусть это, конечно, не тот «внедорожный карт» конца 90-х годов прошлого века… но часть игривого характера в этой изрядно потолстевшей модели осталась.

Ходовая часть RAV4 по-прежнему не балует особым комфортом - несмотря на доработанную подвеску, машина все равно ощущается жесткой, передавая в салон слишком много информации о состоянии дорожного полотна. С другой стороны, я понимаю, почему японские инженеры не стали жертвовать точной управляемостью ради комфорта: за адекватность поведения на дороге кроссоверу Toyota можно простить и не лучшую шумоизоляцию, и нелогичное расположение некоторых кнопок в салоне, и жесткую подвеску.

Уровень проходимости RAV4 мало отличается от способностей одноклассников и ограничен самой концепцией кроссовера. Разумеется, новинка Toyota - далеко не вездеход, и разумное использование этого полноприводного автомобиля не подразумевает off-road-приключения в стиле трофи-рейдов. Но со снежными сугробами во дворе, с грунтовками по пути на дачу, да и просто с легким бездорожьем RAV4 справляется играючи. Внедорожные таланты японского кроссовера несколько расширяет принудительная блокировка вискомуфты, клавиша активации которой расположена слева от рулевой колонки. Впрочем, особо рассчитывать на этот режим не стоит - это совсем не блокировка межосевого дифференциала (которого тут нет) и не понижающая передача.

Еще один естественный ограничитель off-road-способностей RAV4 - дорожный просвет, который в версии автомобиля с дизельным мотором составляет 197 мм, коих для уверенного штурма бездорожья, разумеется, маловато. А в комплектации с 2,5-литровым бензиновым мотором клиренс и того меньше - 165 мм!.. Виной тому - неприлично торчащий патрубок выпускной системы, с которым японские инженеры почему-то так ничего и не сделали с предыдущего поколения модели.

Заключение

Toyota RAV4 - далеко не идеальный автомобиль, со своими странностями и уже совсем не детскими болезнями, кочующими с одного поколения модели на другое. И при этом японский кроссовер неизменно популярен в России, где RAV4 стабильно занимает верхние строчки рейтингов продаж. Что вполне объяснимо, если принять во внимание, например, традиционное качество Toyota, которое пусть уже и не такое, как полтора десятилетия назад, но по-прежнему выделяется на фоне многих конкурентов. Подкупают в RAV4 и отменные для простого кроссовера ходовые качества, ради которых можно заключить сделку с собственным перфекционизмом. Смущает разве что цена: тестовый автомобиль, выполненный в средней комплектации, а потому лишенный почти всех электронных «наворотов», сегодня оценивается в почти 1,85 млн рублей… И это за простой в целом автомобиль даже без навигационной системы! Впрочем, статистика показывает, что российские автолюбители охотно идут на компромиссы, и именно поэтому RAV4 всех поколений - частые гости на улицах городов страны.

Автомобиль для теста предоставлен официальным представительством компании Toyota Motor в России


Вся фотосессия

Отключить электронику в такой ситуации, казалось бы, будет откровенным нонсенсом, и все-таки я пробую это сделать… Очень интересный эффект! Теперь почему-то гораздо лучше чувствуется, как о стабильности автомобиля заботится межосевая муфта, добавляющая момент на заднюю ось. Нет, стопроцентной стабилизации и гарантии от контакта с сугробом это не дает, но работа автоматики системы полного привода достойна похвалы. Небольшое затруднение вызывает лишь то, что надпись на дисплее борткомпьютера «Система TRC отключена» высвечивается постоянно и не дает возможности посмотреть «мультик», демонстрирующий перераспределение момента между осями. Да, впрочем, в условиях импровизированного зимнего ралли на это все равно практически нет времени. Ну, а если вы все же хотите стопроцентной гарантии и стабильности, тогда скорость 40 км/ч вам под педаль и включение блокировки межосевой муфты.

В глубоком снегу, по пороги автомобиля, эта блокировка, увы, бессильна. Я попытался свернуть с дороги в колею, проложенную каким-то «вездеходом», возможно, УАЗом. RAV4 продвинулся по ней ровно на длину своего кузова и встал. На попытку добавить «газ» система TRC отреагировала отчаянным стрекотом, и автомобиль, естественно, даже не сдвинулся с места. При отключении системы колеса начали активно «фрезеровать» снег, и кроссовер также остался на месте. Возможно, ему помогла бы в этой ситуации понижающая передача в трансмиссии или хотя бы ее электронная имитация. Но таких опций для «легкого танка» RAV4 не предусмотрено.

К счастью для меня, обратно на дорогу кроссовер выбрался легко. При этом обнаружилось, что после себя он практически «выгладил» днищем снег. Теперь у него снизу нет сильно выступающих деталей, и длинный промежуточный глушитель больше не служит «якорем» при преодолении участков бездорожья, как было раньше. Расстояние от него до земли, по моим замерам, составляет около 240 мм, перегиб выпускной трубы в районе заднего моста расположен на высоте 190 мм, а наиболее низкая точка автомобиля - задняя часть защиты картера - находится на высоте примерно 180 мм.

«Здесь на каждом километре может пригодиться трос…»

Разумеется, соревноваться в проходимости с УАЗами и другими внедорожниками владельцу RAV4 не приходится. Но в снежном плену автомобиль может оказаться не только по вине незадачливого водителя, переоценившего возможности кроссовера. Вспомним недавний снежный буран в Оренбургской области, когда на шоссе Р336 замело снегом больше 50 автомобилей. Многие водители оказались совершенно не подготовленными к этому испытанию, некоторые получили обморожения и травмы. Дорожники и сотрудники МЧС сумели оказать им помощь только через несколько часов.

В Интернете развернулась бурная полемика по этому случаю. Одни участники дискуссии утверждали, что государство должно следить за своими дорогами, соответствующие службы обязаны вовремя их очищать, используя мощную технику, кроме того, должно быть налажено информирование населения о предстоящих стихийных бедствиях. Им возражали другие водители, считающие, что рассчитывать стоит только на себя, поэтому, отправляясь в дорогу, следует загружать в автомобиль все мыслимые и немыслимые средства самоспасения. Назывались и спальные мешки, рассчитанные на полярные морозы, и различные печки и горелки с соответствующим топливом, и чуть ли не недельный запас продуктов, и профессиональное внедорожное снаряжение, и наборы инструментов и запчастей на случай, если что-нибудь сломается. Представим себе этот набор в RAV4 - пожалуй, он не поместится не только в багажнике, но и в салоне. Соответственно, пассажиров и багаж оставляем дома…

Понятно, что истина где-то посередине. И государство должно следить за состоянием дорог, и службы оперативного реагирования должны реагировать, а службы информирования - информировать, ну, и сами водители должны задумываться о предстоящих маршрутах, тем более, в тех краях, где бывают морозы и бураны. Автомобили стали надежными и комфортабельными, однако не «всесильными». Условия сродни оренбургским не всем по плечу.

Кроссовер Toyota RAV4 прекрасно приспособлен для зимы. Даже в дизельном варианте. У него есть немало «теплых опций»: обогрев всей площади ветрового стекла, элементы подогрева рулевого колеса, наружных зеркал, сидений. У него просторный и теплый салон. Наконец, у него есть эффективная система полного привода. Но и в его багажник следовало бы добавить кое-что, отправляясь в дальнюю дорогу в суровых условиях.

В морозную погоду не следует включать стартер, не дожидаясь прогрева свечей накаливания. Прогреваются они быстро: желтый символ в виде спирали горит на панели приборов около 10 секунд. При температуре -20 градусов и ниже можно повторить прогрев свечей, выключив зажигание, а затем включив его снова. В этом случае символ будет гореть еще не более 5 с. Всё, теперь дизель точно «схватит» мгновенно.

Например, не помешает пара лопат, с короткими рукоятками, но широких и лучше металлических. Пластмассовые лопаты могут оказаться хрупкими на морозе. К штатному буксировочному тросу добавьте один или два, рассчитанных на нагрузку 7-8 т. Такие тросы немногим толще «слабых», стоят не так уж и дорого и продаются повсеместно. Не займет много места ручная лебедка на 3-4 тонны, при вытаскивании застрявшего автомобиля она с легкостью заменяет усилия нескольких человек.

Комплект цепей? Отличный вариант, только цепи ничем не помогут вам в глубоком снегу. Наоборот, колеса, «обутые» в них, будут только закапывать автомобиль. Цепи хороши на раскатанном снегу или льду, особенно эффективны они на дорогах с крутыми подъемами и спусками. Для надевания современных цепей не требуется не только снимать колеса, но даже поддомкрачивать автомобиль. Главное, чтобы комплект цепей точно соответствовал размеру колес (шин) вашей модели. Кстати, а широкая дощечка, увеличивающая площадь опоры домкрата, у вас с собой есть?

Набор продуктов на неделю при длине дороги в три-четыре сотни километров, конечно, избыточен. Но несколько бутербродов, шоколадок, пару пачек печенья, бутылку питьевой воды и термос с горячим чаем или кофе вполне можно захватить с собой. Применять в салоне автомобиля различные плитки и горелки опасно: можно отравиться угарным газом. А откроете окно - внутрь полетит снег и тепло уйдет наружу. Лучше согреваться автомобильной «печкой», а чтобы при этом не остаться без топлива, обязательно при первой же возможности заправляться до полного бака и иметь в запасе полную 10- или 20-литровую канистру.

В натопленном салоне можно ехать (или спать) хоть в футболке, так что низкотемпературный спальный мешок вам не пригодится. Но зимой все равно следует одеваться максимально тепло. К черту моду и гламур, жизнь и здоровье дороже! Рубашки и блузки - глубоко под шерстяные свитеры, флисовые пуловеры, теплые куртки и даже шубы. Под тонкие джинсы - рейтузы. На голову - шапку-ушанку и капюшон. Обязательны максимально теплые перчатки, а лучше варежки. На ноги - валенки или меховую обувь. Учтите: даже не отмороженные, а просто сильно замерзшие пальцы рук и ног вызывают при отогревании сильнейшую боль. Что уж говорить про более серьезные повреждения. Вам это надо?

Инструменты и запчасти можете оставить дома. Все равно на морозе, в снег и ветер вы не будете ничего ремонтировать в машине. Ваша задача - лишь не дать ей заглохнуть от нехватки топлива. Ну, и в случае с дизелем - не дать топливу замерзнуть в мороз. Это значит - заправляться только на проверенных АЗС и при необходимости применять препараты для улучшения фильтруемости и размораживатели солярки.

Можно прихватить провода для «прикуривания». Из мелочей - карманный фонарик, размораживатель замков в виде жидкости или приборчика с выдвижным нагревающимся стержнем (работает от пары батареек АА), перочинный нож или мультитул. Вот, пожалуй, и всё.

Отправившись в тестовый маршрут на новом RAV4, я попал в мощный снежный заряд еще в Подмосковье. И поймал себя на мысли, что многого из этого полезного снаряжения у меня-то как раз с собой и нет. Более того, я, как всегда, решил заправиться, когда загорится лампочка резерва топлива - а в «Тойоте» ее, между прочим, нет, есть лишь указатель, на сколько километров хватит остатка в баке. Конечно, среднеевропейским зимним условиям далеко до тех же оренбургских, и все же… Случись пробка хотя бы на пару часов, мне пришлось бы довольствоваться лишь случайно захваченным флисовым пледом да парой глотков теплого чая из термоса, основную часть я к тому времени уже выпил. Был бы у меня полный бак топлива, волноваться было бы вообще не о чем. Откинул бы спинку кресла, вытянулся и поспал бы в свое удовольствие под еле слышный шум ветра снаружи. Все-таки как здесь уютно, в этом новом салоне! Просто, как дома.

Автор Андрей Ладыгин, обозреватель портала "MotorPage" Издание сайт Фото фото автора