Какой двигатель ваз лучше. Какой двигатель ваз лучше Какой двигатель устанавливается на ваз 2114

С 1970 года началось производство отечественных автомобилей на Волжском Автомобильном Заводе. Принято считать, что первая машина серии ВАЗ-2101 являлась точной копией итальянского «Fiat 124», однако это не совсем верно. После испытательного пробега в 1966 году «итальянца» по дорогам Советского Союза было выявлено множество недостатков по эксплуатации этой модели в наших регионах. Например, для движения по грунтовым дорогам сельской местности он не подходил абсолютно.

В соавторстве с итальянскими конструкторами в проект устройства «копейки», перед выходом в серию было внесено более 800 изменений, в том числе и в конструкцию двигателя. Так на дороги СССР вышла «единичка». С того времени прошло почти 50 лет. И конструкторская мысль не стояла на месте. Двигатели ВАЗ постоянно совершенствовались и создавались новые. Увеличивался объём и менялся дизайн. Менялись системы управления двигателем. История моторов ВАЗ двигалась вперёд.

Карбюраторы и инжекторы, движение вперёд

Как и во всём мире, в то время АвтоВАЗ использовал на своих машинах карбюраторное устройство подачи топлива. Самым первым вариантом устанавливался карбюратор «Вебер». Но уже 1971 году заводом ДААЗ был разработан на его основе собственный карбюратор для двигателей ВАЗ - «Озон». Его модификации использовались практически до самого конца производства карбюраторных моделей в 2004 году. С началом выпуска переднеприводных моделей с новым типом двигателя ВАЗ, встал вопрос о разработке нового карбюратора для этих машин. Так в содружестве с французскими инженерами появился карбюратор «Солекс», благополучно устанавливавшийся на российские авто до 2004 года.

Моновпрыск

Одно время производители автомобилей соблазнились идеей моновпрыска. Её суть заключалась в том, что в карбюратор монтировалась форсунка с электронным управлением. Она выдавала топливо только по сигналу управляющего блока на такте впуска. Однако система получилась невероятно капризной и ненадёжной, и быстро сошла на нет. Учитывая высокую задымлённость городских улиц из-за обилия автомобилей в частном пользовании, требовалась новая система питания для двигателей. Система моновпрыска на автомобили семейства ВАЗ не ставилась.

Электронная Система Управления Двигателем (ЭСУД)

В просторечии - мотор с «инжектором». На смену моторам с карбюратором или моновпрыском пришли устройства ЭСУД с топливной форсункой отдельно для каждого цилиндра, с управлением от компьютеризированного электронного блока управления с заданной программой. Для различных двигателей создавались блоки со своими программами. Эволюцию российских ЭБУ можно представить так:

  • Январь 4(Аналог GM);
  • Январь 5.1 и Январь 5.1.2 (и модификации), (аналог BOCH 1.5.4);
  • Январь 7.2 и М73 Евро 2 и 3 (аналог BOCH 7.9.7).

Вместе с этими моделями использовались также российские блоки под маркой VS и MP. Последний широко применяется на Российских внедорожниках «Нива» ВАЗ 2121 и 212102

Важно! Различные блоки разрабатывались под разные моторы ВАЗ, и поэтому редко могут быть взаимозаменяемыми.

Моторы ВАЗ для «классической» серии

Да, двигатель для первой модели ВАЗ 2101 имел в своей основе идею фиатовского мотора, однако, со множеством доработок. Последующие модификации и вовсе имели в своём устройстве кардинальные отличия.

Устройство двигателя ВАЗ 2103

Предложенный итальянцами для ВАЗ-2101 мотор с нижним расположением валов вызвал много нареканий у советских конструкторов. К моменту создания машины уже было понятно, что двигатель с распределительным валом, находящимся в блоке цилиндров не отвечает запросам автопромышленников, выпускающих легковые машины. Был разработан двигатель с распредвалом в головке двигателя и цепным приводом. На его основе с помощью модернизации был создан, хорошо известный сейчас мотор ВАЗ-2103. Он и стал базовым для целой линейки заднеприводных, отечественных автомобилей. Если первый двигатель «копейки» имел рабочий объём в 1,2 литра, то после модификации в 2103, объём стал уже 1,45. Основные характеристики его выглядят следующим образом:


Распределительный вал сопряжён с коленчатым с помощью двухрядной металлической цепи, которая натягивается специальным устройством - натяжителем.

Принципиальное устройство двигателя ВАЗ

Условно, двигатель ВАЗ всех моделей можно разделить на 4 части: поддон, блок цилиндров, головка блока и клапанная крышка. Поддон - это практически жестяная ванна в которой находится запас моторного масла для смазки. В него опускается заборный патрубок масляного насоса, смонтированного в блоке цилиндров. Поддон герметично прикреплён к блоку снизу. Основное устройство мотора, кривошипно-шатунный механизм, смонтирован также в блоке. Он состоит из коленчатого вала вращающегося на двух подшипниках в корпусе блока. Системы шатунов, закреплённых на коленчатом валу.

Важно! Коленвал вращается в центральных гнёздах блока опираясь на специальные вкладыши с канавками для смазки. Они называются коренные, а для нормального вращения на валу шатунов служат шатунные вкладыши. При сборке ни в коем случае нельзя перепутать.

Сверху на шатуне через палец закреплён поршень. Поршень имеет три бороздки для установки колец. Два кольца компрессионные, для создания давления рабочей смеси и 1 маслосъёмное устройство для снятия излишков масла со стенок цилиндров. Привод масляного насоса разнится от модели к модели. Так на ВАЗ-2103 и последующей классической серии установлен промежуточный вал, приводимый в действие через цепь. От этого же вала работают и распределитель зажигания, и топливный насос. На моделях двигателей с приводом на передние колёса эти устройства работают непосредственно от коленвала. Головки блоков с системой клапанов имеют кардинальные различия. В остальном, основной принцип устройства моторов ВАЗ одинаков.

Система охлаждения жидкостная закрытого типа. Циркуляция в системе принудительная. Осуществляется с помощью устройства встроенного в блок водяного насоса - помпы.

Газораспределительный механизм мотора ВАЗ-2103

У двигателя этого типа устройство управления открытием клапанов выполнено в виде ряда коромысел. Эксцентрик распределительного вала нажимает на плечо коромысла, а то, в свою очередь на регулируемый рокер, который связан с клапаном. Регулировка зазора между плечом коромысла и эксцентриком распределительного вала как раз и производится изменением длины рокера. Регулировка производится по положению метки на приводной шестерне распределительного вала.

Устройство системы зажигания

На моторах серии ВАЗ-2103 с карбюраторной подачей топлива изначально устанавливалась контактная система зажигания. Довольно капризное и ненадёжное устройство. Требующее постоянной регулировки и обслуживания. Впоследствии была разработана система электронного сигнала на основе принципа Холла. В этом устройстве контакты отсутствовали и этот вариант стал использоваться массово. Но это тема отдельной статьи.

Двигатель ВАЗ-2103 послужил основой для таких моделей, как:

  • ВАЗ-2106;
  • ВАЗ-2107;
  • ВАЗ 2121;
  • ВАЗ 2105,

и все модификации этих автомобилей. Особенностью устройства мотора ВАЗ-2105 стало использование ременной, зубчатой передачи в устройстве привода ГРМ. А остальные модели отличались только рабочим объёмом мотора. Так модели ВАЗ-2107 и внедорожники «Нива» ВАЗ-2121 получили уже объём в 1,67 литра. Последние модели двигателей для «Нивы» еще и устройство гидрокомпенсаторов клапанов.

Моторы ВАЗ для серии переднеприводных моделей

В 80-х годах прошлого века уже всем стало понятно, что автомобили с устройством привода на передние колёса более рациональны чем первые классические варианты. В конструкторских бюро АвтоВАЗа стали разрабатывать подобный вариант для отечественного производства. Результатом стала хорошо известная сейчас модель ВАЗ-2108. Однако новый принцип привода к колёсам выдвинул новые требования к двигателю. И был разработан мотор ВАЗ-2108.

Особенности двигателя ВАЗ-2108

Первые двигатели серии ВАЗ-2108 имели один, очень существенный недостаток. Привод распределительного вала работал от ременной передачи и при рабочем объёме мотора в 1,2 литра, при обрыве приводного ремня и нарушении порядка открытия клапанов, поршни наносили по ним мощный инерционный удар. Открытые на момент обрыва клапаны ГРМ приходили в негодность. Двигателю требовался капитальный ремонт. Мотор доработали, увеличив объём до 1,5 литра. Новый вариант получил следующие характеристики:


Благодаря уменьшению хода поршня и увеличению его диаметра, мотор ВАЗ-2108, потеряв в л/с, получил высокую оборотистость, что и требовалось для переднеприводной модели.

ГРМ ВАЗ-2108

В устройство клапанной системы газораспределения тоже внесли изменения. Теперь не было коромысел, эксцентрики распределительного вала напрямую давят на головки клапанов через регулировочные шайбы. Регулировка клапанных зазоров производится заменой регулировочных шайб, продающихся комплектом. Это более сложный и трудоёмкий процесс. Однако само устройство более надёжно, чем рокерное. Привод ГРМ осуществляется зубчатой ременной передачей. Натяжение ремня производится специальным роликом, установленным над приводной шестерней помпы, приводимой в действие этим же ремнём. Для установки ремня в положение необходимое для стабильной работы ГРМ, имеются специальные метки на блоке и на шестернях коленчатого и распределительного валов.

Важно! При установке ремня на двигатель соблюдение совпадения меток шкивов и блоков имеет решающее значение в установке угла зажигания.

Устройство зажигания мотора ВАЗ-2108

Привод распределителя зажигания смонтирован в торцевой части распределительного вала, напротив приводной шестерни. Интересно, что контактная система на этой модели практически не использовалась. Можно считать, что на моторе ВАЗ-2108 устанавливается только бесконтактная (электронная) система зажигания. Именно на двигателе 2108 короткое время на экспортных вариантах устанавливалось устройство системы зажигания от «GM». При карбюраторной подаче топлива, подачу искры регулировал ЭБУ. Но это устройство в России не нашло широкого применения.

Двигатели этой серии применялись, и применяются до сих пор, для установки на такие модели:

Появление моторов с 16 клапанной системой ГРМ

На основе мотора ВАЗ-21083 в конце 90-х годов был разработан и пущен в серию двигатель нового поколения ВАЗ-2112. Основным отличием устройства этих моторов от базовой версии стала двухваловая система ГРМ с 16 рабочими клапанами. Это увеличило КПД двигателя и улучшило его экологические характеристики до первого стандарта Евро. Очень небольшая партия таких моторов оснащалась карбюраторами. С 2000 года на автомобили с двигателями ВАЗ-2112 ставились только устройства распределённого впрыска топлива. Однако мотор «полторашку», как его назвали в России, подстерегала та же опасность что и первый ВАЗ-2108. При обрыве ремня ГРМ, удар приходился по клапанам. Частные ремонтники оперативно откликнулись на спрос. Была разработана целая индустрия по выборке углублений под клапаны в поршнях.

Внимание! При покупке автомобиля с мотором ВАЗ-2112 объёмом в 1,5 литра с рук, лучше сразу убедиться, что установлены поршни с подобными выборками.

К 2004 году был налажен выпуск АвтоВАЗом уже следующего доработанного варианта с объёмом двигателя 1,6 литра - мотор ВАЗ-21124. На данном этапе самый лучший из разработанных ВАЗом моторов. Его мощность уже составляет 90 л/сил. При обрыве ремня ГРМ повреждение клапанов не происходит. Управление ЭБУ позволяет сменой программ менять мощностные параметры и доводить их до 95 л/с.

Натяжение ремня на этом двигателе осуществляется также с помощью устройства натяжного ролика, однако в систему установлен второй ролик - опорный. Важным нововведением послужила и установка системы гидрокомпенсаторов для клапанов. Устройство системы из специальных подушек, заполненных моторным маслом и связанная с системой смазки, позволила навсегда избавиться от проблемы регулировки зазоров клапанов.

Последние модели моторов ВАЗ для современных автомобилей

Для последних моделей ВАЗ, выпускаемых сейчас, используется новейшая модель двигателя ВАЗ-21126 и 21128. Их мощность варьируется в зависимости от модели и комплектации и может быть и 98, и 105 л/с. Из особенностей конструкций - новое устройство самонатяжитель ремня ГРМ. Очень удобная система, не требующая постоянного контроля. Ну а недостаток выявлен традиционный - повреждение клапанов при обрыве ремня. Все с нетерпением ожидают решения этой проблемы конструкторами, а пока традиционно протачивают поршни.

Эти двигатели ставятся на уже привычные на дорогах ЛАДА «Приора» и «Гранта». На этом моторе также применена система гидрокомпенсаторов.

Ну и одним из вариантов модификаций основного двигателя ВАЗ-2108, можно упомянуть специальный вариант мотора для ВАЗ «Ока». Этот двигатель водители шутливо называют распиленной «восьмёркой». По сути, так оно и есть. Это действительно половина мотора ВАЗ-2108, приспособленная для работы в двухцилиндровом варианте. Небольшая мощность компенсируется его экономичностью. Двигатель ВАЗ-11113 идеально подходит для такого варианта малолитражной машины. На видео можно посмотреть процесс сборки двигателя ВАЗ-2103:

Все автомобили семейства «Самара-2», сошедшие с конвейера Волжского Автомобильного Завода, укомплектовываются современными двигателями инжекторного типа, обладающими системой электронного распределения впрыска бензина.

ВАЗ-2114 – не исключение. Для четырнадцатой модели инженерами был разработан новый силовой агрегат с номенклатурой 2111. Несмотря на то, что в последние годы производства, в ВАЗ 2114 устанавливали и другие двигатели – 21126, 21124, 21114 и 1183, именно движок 2111 является наиболее распространенным. О нём мы и будем говорить в данной статье.

Вы узнаете, о технических характеристиках, нюансах ремонта и эксплуатации двигателя ВАЗ 2114, в чём заключаются особенности его конструкции и как выполняется переборка двигателя четырнадцатой своими руками.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СХЕМА ДВИГАТЕЛЯ

Двигатель ВАЗ 2114, в сравнении с силовыми агрегатами классических ВАЗов, имеет одно ключевое отличие – систему инжекторного впрыска топлива, работа которой управляется ЭБУ (электронный блок управления).

Из-за того, что электроника учитывает всё важные нюансы: соотношение бензина и кислорода в топливной смеси, требуемый момент впрыска и состав выхлопных газов, двигатель четырнадцатой в работе проявляет себя наилучшим образом – он выносливый, мощный и экономичный.

Движок 2111 представляет собою 8-клапанное устройство на 4 цилиндра, обладающее четырьмя тактами работы. – рядное. Сам мотор в подкапотном пространстве размещен перпендикулярно направлению движения автомобиля.

Схема двигателя ВАЗ 2114 выглядит следующим образом:


  1. Трубка для подачи охлаждающей смеси;
  2. БЦ (блок цилиндров);
  3. Термостат;
  4. охлаждающей смеси;
  5. Выпускной патрубок;
  6. Клапан БЦ;
  7. Крышка БЦ;
  8. Датчик давления топливной смеси;
  9. Крышка емкости для масла;
  10. Трос активации дроссельной заслонки;
  11. Дроссельный блок;
  12. Устройство, регулирующее ;
  13. Датчик, определяющий положение дроссельной заслонки;
  14. Ресивер;
  15. Задняя часть корпуса блока распределения газовой смеси;
  16. Передняя часть корпуса;
  17. Форсунки подачи топлива;
  18. Пробка топливной рампы;
  19. Топливная рампа;
  20. Коллектор впуска бензина;
  21. Опора коллектора впуска (правая);
  22. Шкив;
  23. Фильтр масла;
  24. Датчик, определяющий положение коленвала;
  25. Днище картера;
  26. Коллектор впуска;
  27. Шатун;
  28. Коленвал;
  29. Опора коллектора (левая);
  30. Маховик.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Рассматриваемый нами мотор обладает литым блоком цилиндров, отверстия для подачи масла в котором выточены, а отверстия для тосола – сделаны в процессе литья. Цилиндры движка также вытачиваются внутри монолитной конструкции.

В нижней части конструкции расположены опоры для коренных подшипников, крышки на которых являются незаменимой частью двигателя – они подогнаны по размеру на стадии изготовления опор, и найти две одинаковые по размеру крышки невозможно.

Внутри опор размещены вставки из стально-алюминиевого сплава, а внутри третьей опоры присутствуют полукольца, предотвращающие осевое смещение коленвала.

Поршни двигателя ВАЗ 2114 алюминиевые, с литыми стальными кольцами, шатун – стальной. Блок цилиндров четырнадцатой размещен на металлическом поддоне, поверх которого простелена гасящая вибрации подкладка.

Владельцам четырнадцатой рекомендуется время от времени проверять целостность данной подкладки, поскольку при её износе, поддон, являющийся полой емкостью для хранения масла, может повредиться в процессе езды по неровностям из-за давления блока цилиндров.

Коленвал, расположенный под блоком цилиндров, оборудован креплением под маховик.Облегченный маховик имеет специальную метку, посредством которой подбирается правильное расположение его на фланце коленного вала – он должен быть размещен строго перпендикулярно шейке шатуна цилиндра №4.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Рассмотрим основные технические характеристики двигателя 2114:

  • Крутящий момент – 166 Нм/3000 об;
  • Объем (л) – 1.5;
  • Количество цилиндров – 4 (по два клапана на каждый);
  • Диаметр цилиндров (мм) – 82;
  • Степень сжатия топлива – 9,8;
  • Мощность (л.с) – 78

Стоит отметить, что особенности конструкции движка позволяют увеличить его мощность до 120 л.с. без существенной потери эксплуатационного ресурса.

  • Расход бензина на 100 км (л) – 7,3;
  • Вес двигателя (кг) – 127.

По заявлениям производителя, ресурс силового агрегата составляет 150 тыс. км, однако на практике, капитальный ремонт двигателя четырнадцатой требуется, как правило, в районе 200-250 тыс. км пробега.

В 2010 году на ВАЗ 2114 начали ставить 16-клапанные двигатели. Данная модификация четырнадцатой получила название “супер-автомобиль”, в честь ЗАО “Супер-Авто”, которое занималось ее производством.


Технические характеристики движка 16v:

  • Крутящий момент – 131 Нм/3700 об;
  • Объем (л) – 1,596;
  • Количество цилиндров (мм) – 4 (диаметр 82 мм, рядное расположение);
  • Степень сжатия топлива – 10,3;
  • Мощность (л.с) – 89;
  • Макс. скорость (км/час) – 190;
  • Разгон до 100 км/час (с) – 11,2;
  • Расход на 100 км (л) – 7,6.

ПЕРЕБОРКА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 2114

Ремонт начинаться с опустошения емкостей для масла и охлаждающей жидкости. Далее необходимо демонтировать все навесные узлы и очистить мотор от скопившегося на нём в процессе эксплуатации масла и пыли. После этого можно приступать к переборке.

  1. Демонтируем трубки подачи топлива;
  2. Снимаем шланги для подачи и отвода воздуха;
  3. Убираем сапун картера и патрубки . Снимаем дроссельный патрубок;
  4. Далее необходимо выкрутить ресивер , что даст возможность убрать форсунки;
  5. Демонтируем коллектор на ВАЗ 2114, он закреплен на кронштейнах, гайки на которых откручиваются ключом на 13;
  6. Рассоединяем и убираем проводку к модулю зажигания и выкручиваем свечи.
  7. Снимаем с генератора ремень натяжения, после чего демонтируем всю конструкцию. Вместе с генератором удаляем все элементы – планки и кронштейны, которыми он фиксировался;
  8. Демонтируем шкив генератора, предварительно заблокировав маховик;
  9. Снимаем привод распредвала вместе со шкивом и ремнем натяжения;
  10. , снимаем термостат и выпускной коллектор;
  11. На очереди – масляный насос на ВАЗ: демонтируем фильтр и картер, после убираем сам насос;
  12. Далее демонтируем поршневой блок. Для этого нужно выкрутить все гайки на шатунных болтах и снять крышку корпуса блока;
  13. С ранее заблокированного маховика скручиваем все фланцевые крепления и убираем диск;
  14. На коренных подшипниках откручиваем крышки и вынимаем все расположенные в них нижние вкладыши;
  15. Демонтируем коленвал. Делать это нужно крайне аккуратно, чтобы не допустить никаких деформаций конструкции;
  16. Снимаем полукольца упора и верхние вкладыши.

Двигатели ВАЗ 2114 прошедшие несколько сотен тысяч километров обладают достаточно большим количеством износившихся деталей. В процессе переборки вы увидите это сами. Все комплектующие движка, на которых заметны серьезные следы износа либо повреждения необходимо менять на новые.

Часто случается, что двигатель ВАЗ-2114 дает сбои в своей работе. Одним из них автомобилистами называется, что «двигатель троит». Что это понятие означает? Какие признаки подобного сбоя в работе двигателя и в чем причины троения? Можно ли такую неполадку устранить?

Как понять, что троит двигатель ВАЗ-2114

Понятие «троение двигателя» придумали сами автомобилисты. Оно связано с устройством и работой четырехцилиндровых двигателей внутреннего сгорания. Если один из четырех цилиндров выходил из строя, то ДВС все равно продолжал работать на трех оставшихся цилиндрах. Но подобный сбой отличался характерным звуком, который назвали «троение двигателя» – функционирование только на трех цилиндрах. При этом топливная смесь в неработающем цилиндре будет не гореть, как положено, а накапливаться.

Если вовремя не отреагировать на подобный сбой в системе, то топливная смесь будет разбавляться маслом, поступать в картер с маслом и разбавлять его все жиже и жиже. В этом случае масло утратит свои смазывающие функции, что приведет к быстрому износу колец, цилиндро-поршневой группы и других важных деталей автомобиля. Немного позже двигатель придется ремонтировать уже не частично, а капитально.

Подобные сбои случаются и в ВАЗ-2114. Их можно распознать по характерным признакам:

  1. Мотор в холостом режиме проявляет себя с периодическим подергиванием, неравномерно.
  2. В движении ВАЗ-2114 не набирает необходимой мощности.
  3. Автомобиль двигается рывками.
  4. Если нажать на педаль газа в работе двигателя обнаружатся провалы.
  5. Из глушителя выходит неравномерный выхлоп, который прерывается и сопровождается хлопками.

На фоне этих признаков того, что двигатель ВАЗ-2114 троит, водитель может заметить рост потребления топлива.

Возможные причины

Следующим шагом будет проверка искры в системе зажигания. Эта процедура также выполняется просто:

  1. Первым делом следует снять наконечник с высоковольтного провода.
  2. В то время как мотор автомобиля работает, поднести провод с ГБЦ (массе) – поставить на «разрыв».
  3. Проверить наличие искры между массой и проводом:
    • если искра отсутствует либо проскакивает слишком слабо, то неисправна система зажигания.

Но бывает и такая ситуация: искра мощная, но в двигателе все равно слышны сбои. Значит, пришла пора следующего шага проверки – произвести замеры компрессии в цилиндрах, желательно сразу во всех. При правильной работе цилиндра разницы в показаниях манометра быть не должно (допускаются незначительные отклонения). При неисправном цилиндре – компрессия будет отсутствовать или очень слабой.

Неисправность в цилиндре может быть по одной из причин:

  • прокладка ГБЦ пробита;
  • выпускной клапан прогорел;
  • поршневые кольца полопались;
  • прогорел сам поршень.

Если не получилось самостоятельно выявить причину того, что двигатель ВАЗ-2114 троит, обязательно нужно сделать компьютерную диагностику. Это можно сделать двумя способами:

  1. На специальном компьютерном стенде.
  2. С помощью сканера переносного типа (например, АСКАН).

Опытный автомобилист сам сможет разобраться в неисправностях двигателя ВАЗ-2114, если же достаточного опыта у него не имеется, то лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам в сервисный центр по обслуживанию автомобилей данной модели.

Проверка двигателя на холостом режиме


Если вы заметили, что двигатель ВАЗ-2114 начинает троить на холостом режиме, то нужно заняться проверкой следующих систем:

  1. Систему подачи горючего.
  2. Систему зажигания.
  3. Систему клапанов.

В первом случае, если неисправности находятся в системе подачи горючего, то первым делом промывают топливную систему, после чего очищают с помощью ультразвука форсунки.

Второй случай предусматривает неполадки в системе зажигания. Поэтому выполняют следующие действия:

  • меняют свечи зажигания;
  • проверяют работоспособность катушки зажигания;
  • обновляют комплект высоковольтных проводов.

В третьем случае вплотную занимаются клапанами, то есть их следует отрегулировать так, чтобы они выполняли свои функции исправно. В том случае, когда это сделать не удается, старые клапаны просто заменяют на новые.

Как восстановить работоспособность двигателя ВАЗ-2114: советы экспертов

Первый совет: проверьте и замените электронный блок управления.

Второй совет: проверьте и замените датчик кислорода.

Третий совет: проверьте функциональность датчика положения коленвала. Это можно сделать, воспользовавшись электронным блоком управления. Данный прибор выдаст ошибку, если датчик положения коленвала будет в неисправности. Значит, придется его заменить на новый.

Четвертый совет: проверить и заменить катушку зажигания.

Пятый совет: проверить и заменить воздушный фильтр.

Шестой совет: проверить правильное размещение ремня ГРМ.

На автомобилях серии «Самара 2» Волжский автозавод устанавливал инжекторные двигатели с электронным, распределенным впрыском топлива. И для ВАЗ 2114, который появился в 2001 году, а в серию был запущен в 2003-м была разработана такая силовая установка - модель 2111. В последующие годы выпускались различные модификации этой машины и на некоторых из них ставились другие модели двигателей, такие как - 21114, 11183, 21124 и 21126. Но самыми массовыми серийными машинами были ВАЗ 2114 с движками моделей 2111 и 11183.

Теория тюнинга двигателя

Понятия "тюнинг двигателя" и "бюджетный тюнинг" несовместимы, поэтому тут мне почти нечего сказать. Конечно, самая действенная мера в тюнинге мотора - увеличение рабочего объема. Только это дает одновременный прирост мощности, крутящего момента во всем диапазоне оборотов - с доработанного мотора Ваз-2112 объемом 1,8л можно получить крутящий момент более 20 кг/м, а максимальную тягу 10 кг/м стандартного мотора 2110 обуздать уже с 1500 об/мин! Другая мера - установка различного вида компрессоров, замена топлива на более "горючее" (нитрометанол, т.е. спирт), подача дополнительного окислителя топлива (нитрос), но это дорого. И даже то немногое, что можно сделать с помощью разумных вложений, требует рук мастера и большого опыта. Поэтому я свалю сюда не только сам мотор, но и систему питания, зажигания и выпуска. ГРМ - газораспределительный механизм - это единственное доступное бюджетному тюнингу место, где можно извлечь "прибавку". Теория. Распредвал определяет подъем клапанов (и чем он больше, тем лучше - во всем диапазоне оборотов мотора), а также время и продолжительность открывания клапанов. К сожалению, мы не можем поднимать клапан столько, сколько захочется: пружины клапанов выберут зазоры между витками и сломаются. Чтобы поднять клапан еще выше, требуется доработка ГБЦ - сначала - опустить седла клапанов (например, для ММ54 - на 1 мм), потом и более радикальные меры - замена пружин, толкателей и т.д. - не бюджетно. Поэтому для мотора 2108-2111 максимально допустимый подъем клапанов - 9,7 мм, т.е. без переделок ГРМ можно поставить распредвал "", "Нуждин" или их аналог.

Несколько слов о времени и продолжительности открывания клапанов - ширине фаз. Чем выше обороты мотора, тем раньше до верхней мертвой точки (вмт) нужно открывать впускной клапан и позже его закрывать. Это нужно, чтобы обеспечить смеси, имеющей большую инерцию на высоких оборотах, возможность наполнить цилиндр как можно полнее и дать выход сгоревшему заряду. Соответственно, на фазе выпуска тоже нужно действовать с опережением, чтобы к моменту достижения нмт, когда горячая смесь уже не производит работы, дать ей начать выходить из цилиндра, а также задержать выпускной клапан открытым после ВМТ, чтобы убрать из цилиндра как можно больше отработавших газов. На малых оборотах это приводит к тому, что еще не до конца вышедшие выхлопные газы попадают во впускную систему, не пуская свежую смесь, что снижает тягу на низах, делает очень нестабильным холостой ход (поэтому на валах с широкими фазами необходимо повышать обороты холостого хода). На больших оборотах перекрытие фаз впуска и выпуска позволяет обеспечить более непрерывный поток газа через ЦПГ и, соответственно, сжечь больше смеси и значительно повысить отдачу мотора. Зависимость нелинейная: постепенное увеличение перекрытия фаз сначала дает прибавку крутящего момента на высоких оборотах, постепенно смещая максимум на все более высокие обороты. После некоторого момента, последующее увеличение перекрытия фаз дает обратный эффект - падение мощности и крутящего момента даже на высоких оборотах. Если речь идет о двухвальном моторе. то задача мастера - найти такое положение валов, при котором мы получим максимум крутящего момента на максимально возможных оборотах, и таким образом получая максимальную мощность. В случае с одновальным мотором думать об этом не надо - перекрытие фаз заложено производителем, нужно только точно установить положение распредвала относительно коленвала, а перекрытие можно менять только меняя вал. Чтобы получить "тракторную" тягу, нужен вал с минимальным перекрытием фаз и максимальным подъемом клапанов. Получим больше тяги на низких оборотах, что очень актуально для города с вечными пробками.

Технические характеристики 1.6 литрового двигателя не особо отличаются от предыдущих версий. По сравнению с полуторалитровым, этот двигатель стал мощнее всего на 4 л.с. Видимо конструкторы АвтоВаза в погоне за увеличением ресурса двигателя совсем забыли про то, что нужно бы ещё и мощности прибавить. Поэтому счастливые автовладельцы сами всячески пытаются «прибавить лошадок» под капотом. Известны случаи, когда умельцам удавалось выжать до 140 л.с. из мотора ВАЗ 2114 ,тюнинг двигателя прибавлял мощность почти в два раза больше, чем показывают заводские технические характеристики. Но с увеличением мощности, уменьшается ресурс двигателя. Поэтому мы поговорим о том, какими способами можно увеличить мощность и при этом как можно слабее сократить жизнь двигателя ВАЗ 2114.

Ни для кого не секрет, что в своём штатном, то есть в серийном виде двигатель развивает далеко не всю мощность, на которую он способен. Можно по-новому настроить прошивку, но сильно изменить нагрузочную кривую не получится без снижения класса экологии. Можно купить «гоночный распредвал», чтобы установить его вместо штатного. Но тогда под новые фазы надо будет менять и прошивку… Рассмотрим, что получится, если применять только методы доступного тюнинга. Скажем сразу, на хэтчбеке ВАЗ-2114 увеличение мощности может составлять 20% и даже 25%, и речь идёт только о 8-ми клапанах. Растачивать клапанные каналы при этом не придётся. В ходе тюнинга дорабатывался двигатель 21114 (1,6 л). Список работ: Расточка сёдел по внутреннему диаметру, что равносильно увеличению клапана;

Горловины каналов тоже пришлось немного расточить. Были установлены тонкие дюралевые тарелки, что позволило распустить пружины на 1,5 мм; Штатные клапаны заменили на облегчённые; Направляющие втулки были выточены из специальной латуни;

В конструкции появилась разрезная шестерня;

Сухари клапанов на всякий случай заменили на импортные; Был установлен вал с «узкими фазами»: выпуск – 66 градусов, впуск – 70, углы открытия – 246 и 250 градусов соответственно. Ход клапанов – 9,5 и 9,6 мм. Наш новый мотор остался «не втыковым» – клапаны не достают до поршней. При проверке на стенде (датчики были отключены) результат оказался не впечатляющим.

Если установить инженерную прошивку, удаётся подобрать параметры «от и до». И тогда картинка выглядит лучше…

Все датчики, включая лямбда-зонд, в последнем случае были подключены. Удалось снять 96 «сил» при 5300 об/мин!

Как не стоит увеличивать мощность ВАЗ 2114!

✔ Не следует пытаться проводить расточку каналов. Эту операцию можно выполнить и при отсутствии шаровых фрез, но в гаражных условиях ничего не получится даже с фрезами. Суть в том, что важна точность установки фрезы – ошибка не должна превышать 1-2 мкм. ✔ Как видите, на стоковом хэтчбеке ВАЗ-2114 увеличение мощности составило 24%, и это – без установки «люстры», «улучшенного выхлопа» и других дорогостоящих элементов. ✔ Нет смысла покупать «гоночный распредвал», не располагая подходящей тюнинговой прошивкой.

Как сделать тюнинг двигателя ВАЗ 11183

Ясно, что обязательным этапом тюнинга мотора 11183 будет замена ЭБУ. Всё просто: штатный блок М74 прошить нельзя, а вот «Январь 7.2» – хорошее и проверенное временем решение. Придётся отказаться и от опции «Е-Газ», а значит, заменить дроссельный узел и ресивер.

Детали впускного тракта были позаимствованы у двигателя 2111. Была установлена педаль «под трос», и мотор стал выглядеть по-человечески.

С контроллером «Январь» всё работает неплохо, но штатная прошивка – это не вариант, если был заменён распредвал. А он, в свою очередь, обладает параметрами: Ширина фазы выпуска – 104; Ширина фазы впуска – 109; Угол открытия на выпуске – 272; Угол открытия на впуске – 268; Ход клапанов (выпуск/впуск) – 9,5/10,1 мм. После установки нового вала мотор стал «втыковым». Впрочем, на хэтчбеке 2114 увеличение мощности почти всегда сопряжено с компромиссом. В данном случае пришлось пожертвовать надёжностью. Что улучшилось: Максимальный крутящий момент возрос на 14 Н*м; Мощность тоже повысилась – был пройден предел в «90 сил». Кстати сказать, любой тюнинг приводит к снижению долговечности. Делайте выбор.

Тюнинг 8 клапанного двигателя «с разрезной шестернёй»

Разрезная, то есть регулируемая шестерня в последнем проекте не использовалась. Устанавливать её лучше на «не втыковые моторы». Метод настройки: 1. Подвижную и неподвижную часть маркируют меткой, такой же как на стандартном шкиве; 2. Монтаж проводят в обычном порядке, выставив коленвал и механизм ГРМ по меткам (как при замене ремня), следует помнить и о верном моменте затяжки ремня; 3. Если в 4-м цилиндре впускной и выпускной клапаны открыты не «по максимуму», проводим регулировку: ослабляем наружные винты, и, удерживая внешнюю часть шестерни, правильно выставляем распредвал. Затягиваем фиксирующие винты.

На автомобилях серии «Самара 2» Волжский автозавод устанавливал инжекторные двигатели с электронным, распределенным впрыском топлива. И для ВАЗ 2114, который появился в 2001 году, а в серию был запущен в 2003-м была разработана такая силовая установка - модель 2111. В последующие годы выпускались различные модификации этой машины и на некоторых из них ставились другие модели двигателей, такие как - 21114, 11183, 21124 и 21126. Но самыми массовыми серийными машинами были ВАЗ 2114 с движками моделей 2111 и 11183.

Конструкция двигателя ВАЗ 2114

Главной отличительной чертой всех моделей двигателей на ВАЗ 2114 является то, что на них установлен инжектор. Электронное управление впрыском топлива в зависимости от показаний большого количества различных датчиков, контролирующих самые разные параметры, вплоть до состава выхлопных газов, конечно же способствует сбалансированной и экономичной работе двигателя. Сам двигатель на ВАЗ 2114 это рядный, четырехтактный, восьмиклапанный агрегат, у которого распредвал располагается сверху. Он имеет четыре цилиндра, работает на бензине и охлаждается специальной жидкостью. В двигательном отсеке автомобиля мотор располагается поперечно ходу движения. На фото двигателя ВАЗ 2114 видно его реальное расположение относительно других агрегатов. Блок цилиндров этого силового агрегата сделан из чугуна методом литья. Все отверстия для тосола образуются в литейной форме, маслопротоки выточены механическим способом. Рабочие цилиндры тоже вытачиваются. Внизу блока имеются опоры коренных подшипников, крышки к ним делают при изготовлении блока, у них индивидуальная подгонка, поэтому заменить их невозможно. При разборке надо обращать внимание на маркировку этих крышек, чтобы не перепутать. В крышки и опоры вставлены вкладыши сделанные из сплава стали и алюминия. В третьей опоре вставлены упорные полукольца, которые препятствуют осевому перемещению коленчатого вала.

Поршни сделаны из алюминия с залитыми в них стальными кольцами. Пальцы плавающие, а шатуны выкованы из стали. Снизу блок цилиндров закрывает поддон, между ними обязательно должна находиться прокладка. За ее целостностью необходимо следить, потому что поддон является вместилищем для моторного масла, которое во время работы ДВС смазывает все трущиеся части. Смазочная масляная система работает под давлением и с помощью разбрызгивания. Давление создается масляным насосом, который, забирая смазку из поддона, прогоняет ее через прямоточный масляный фильтр. У него имеется обратный клапан не позволяющий маслу стекать обратно в поддон. У коленвала , располагающегося внизу блока цилиндров, имеется фланец. К этому фланцу крепится маховик. На маховике сверлением сделана специальная установочная метка для правильного расположения его на фланце коленвала. Эта метка должна располагаться напротив шейки шатуна четвертого цилиндра. С левого бока блока цилиндров ДВС устанавливается помпа, которую также называют - насос охлаждающей жидкости. Головка блока , или ГБЦ, выполнена из алюминия. В ГБЦ располагаются клапана с втулками и седлами и толкатели с регулировочными шайбами. Распределительный вал находится в ГБЦ сверху и зажат опорами, к которым прижаты подшипники. ГБЦ закрывается крышкой с горловиной для заливки масла. Распредвал и помпа приводятся в движение ремнем от зубчатого шкива коленвала. Рядом находится еще один ремень, который раскручивает генератор.

Технические характеристики ВАЗ 2114

диаметр цилиндра - 82 мм; дстепень сжатия - 9,8; добъем ДВС - 1,5 литра; дмощность двигателя - 78 л. с.; дмаксимальный крутящий момент - 116 Нм при оборотах 3000; дсредний расход топлива в смешанном режиме 7,3 л на 100 км пути; двес ДВС - 127 кг; дмоторесурс силовой двигательной установки составляет 150 тысяч километров, в процессе практической эксплуатации моторесурс достигает 250 тысяч километров; двозможен реальный тюнинг двигателя различными способами и без потери ресурса мощность можно увеличить до 120 л. с., имеется потенциальная возможность увеличения мощности ДВС до 180 л. с., но с существенной потерей ресурса силовой установки. В процессе эксплуатации ДВС на автомобиле могут возникать различные отказы и неисправности, которые устраняются при самостоятельном ремонте или с привлечением специалистов. Необходимость в капитальном ремонте силовой двигательной установки, при ее правильной эксплуатации, возникает при достижении 150 000 км пробега. В этом случае нужна переборка двигателя ВАЗ 2114.

1 . Перед тем как приступить к разборке двигателя нужно слить масло и охлаждающую жидкость, а после этого помыть весь агрегат. Обязательно надо снять все навесное оборудование, чтобы не повредить его при переборке. 2 . Отсоединить все трубки, через которые подается бензин. 3 . Убрать все системы и узлы, связанные с подачей воздуха, снять воздухоподающие и отводящие шланги и патрубки. 4 . Снять патрубки системы охлаждения и сапун картера. Не забыть отсоединить дроссельный патрубок. 5 . Убрать ресивер, а также кронштейн крепления трубопроводов и топливную рампу, вытащить форсунки с регуляторами. 6 . Удалить провода с модулем зажигания и датчиком детонации. Выкрутить свечки зажигания. После этого выкрутить все датчики. 7 . Снять генератор, убрав предварительно натяжной ремень. С генератором поснимать все кронштейны и планки необходимые для его установки и регулировки. 8 . Заблокировать маховик и снять шкив генератора. 9 . Снять привод распредвала с крышкой, механизмом натяжения и шкивом. 10 . Открутить помпу, снять выпускной коллектор и термостат. 11 . Отсоединить масляный фильтр и масляный картер, после чего вытащить масляный насос. 12 . Для того чтобы снять поршневую группу требуется открутить гайки с шатунных болтов и удалить крышку. 13 . Поскольку маховик заблокирован, надо открутить крепления его с фланцем и снять диск маховика. 14 . Убрать крышки с коренных подшипников вместе с нижними вкладышами. 15 . Аккуратно вытащить коленчатый вал. Обращаться с ним требуется очень осторожно, чтобы не допустить повреждений и царапин. 16 . Убрать верхние вкладыши и упорные полукольца.

При переборке ДВС требуется внимательно осматривать каждый агрегат, узел или деталь. При обнаружении механических повреждений запчасть подлежит обязательной замене. Также заменить требуется все прокладки, шайбы и неметаллические детали.

Капитальный ремонт силового агрегата потребует более углубленных знаний в конструкции и принципе работы двигателя, но при желании, каждый автомобилист способен в этом разобраться и проводить данные операции собственными руками.

Стоит отметить, что при диагностике неисправностей стоит тщательно и внимательно осматривать каждую деталь на наличие дефектов. Устройство 8-клапанного инжекторного двигателя ВАЗ-2114 достаточно похоже на первые поколения этого мотора – «Самара». Конечно, конструкторы внесли много изменений в особенности силового агрегата, но во многом они остались похожи. Ремонт и обслуживание данного двигателя необходимо проводить регулярно, что продлит не только его ресурс, но и понизит износ деталей, которые расположены внутри.

Датчики ВАЗ 2114

Современный автомобиль с инжекторным двигателем - это сложный механизм представляющий собой совокупность многочисленных агрегатов и электронных устройств. Управление ими осуществляется с помощью различных датчиков. Для того, чтобы пользоваться ими грамотно надо знать где и какие датчики стоят на ВАЗ 2114. Датчики устанавливаются для того чтобы сигнализировать о состоянии систем, уровне жидкостей, аварийных ситуациях. Расположены они на агрегатах двигателя, трансмиссии, кузове и в электронных схемах. Почти все датчики ВАЗ 2114 устанавливаются на серийных машинах штатно. Однако некоторые могут быть поставлены автовладельцем самостоятельно или во время тюнинга машины, как дополнительная опция. Список основных измерительных приборов размещенных на серийных ВАЗ 2114, это датчик: ➤ давления масла; ➤ температуры тосола; ➤ уровня тосола; ➤ уровня топлива; ➤ холостого хода; ➤ массового расхода воздуха; ➤ уровня жидкости в тормозной системе; ➤ положения заслонки дросселя; ➤ скорости; ➤ положения коленвала; ➤ положения распредвала, он же датчик фаз; ➤ кислорода; ➤ детонации; ➤ неровной дороги; ➤ температуры окружающего воздуха. Перечень достаточно солидный, однако автовладельцы не успокаиваются и совершенствуют свои автомобили, устанавливая дополнительные устройства. В качестве опций чаще всего устанавливают: ➤ прибор сигнализирующий об открытых дверях; ➤ измеритель износа передних тормозных колодок; ➤ прибор-датчик света. Измеритель температуры охлаждающей жидкости. Его еще называют датчиком температуры двигателя. На форумах часто задают вопрос - где находится датчик температуры двигателя ВАЗ 2114. Установлен он на впускном патрубке рубашки охлаждения головки блока цилиндров. Проверить его работоспособность достаточно просто. Достаточно подсоединить к нему омметр и опустить ДТОЖ в сосуд с жидкостью. Нагревая ее надо следить за температурой и изменением сопротивления в связи с ее повышением. При соответствии нужному графику прибор считается исправным. Датчик уровня охлаждающей жидкости - стоит в бачке с тосолом. Закручивается наподобие обыкновенной пластмассовой крышки, затем подсоединяется электроразъем. Датчик уровня тормозной жидкости - прибор поплавкового типа, установлен в бачке с тормозной жидкостью. Датчик холостого хода, или РХХ - установлен на дроссельном узле рядом с заслонкой дросселя. Датчик массового расхода воздуха - размещается на корпусе воздушного фильтра около большого впускного патрубка. Датчик положения дроссельной заслонки - находится на корпусе дроссельного узла. Датчик положения коленвала. Еще его называют датчиком синхронизации, по причине того, что контроллер по его показаниям синхронизирует свою работу с системой впрыска. Установлен рядом со шкивом привода генератора. Датчик положения распредвала или датчик фаз - расположен со стороны воздушного фильтра рядом с крышкой ГБЦ. В зависимости от положения распредвала он подает импульс на ЭБУ и происходит впрыск перед самым открытием клапана. Топливо вбрасывается одновременно с порцией воздуха, хорошо размешивается и происходит качественная детонация. Датчик кислорода или лямбда-зонд. Стоит в приемном коллекторе выхлопной системы перед резонатором. Подает сигнал в электронную бортовую систему об уровне концентрации кислорода в выхлопных газах. Датчик детонации - установлен между вторым и третьим цилиндром на блоке силовой установки со стороны вентилятора. Его показания, через контроллер, влияют на угол опережения зажигания. Это все основные датчики на двигателе ВАЗ 2114. Однако имеются и другие датчики которые выдают показания ВАЗ 2114 свидетельствующие о его работоспособности или о состоянии окружающей среды или дорожного покрытия. Измеритель уровня топлива - размещен в заборной камере топливного бака. На ВАЗ 2114 устанавливается датчик типа ДУТ-1-03. Прибор-измеритель скорости - стоит на КПП и передает данные о текущей скорости машины на спидометр. Связан он также с контроллером, который получая его импульсы регулирует работу РХХ или заслонки дросселя, от того в каком положении находится педаль газа и каковы обороты двигателя. Фиксатор (датчик) неровной дороги - он крепится под капотом на кузове в районе чашки правого брызговика. Сообщает изменение колебаний кузова на контроллер, при превышении уровня сигнала электроника отключает диагностику пропусков воспламенения. Датчик температуры за бортом (то есть окружающей атмосферы) - штатное место его размещения на ВАЗ 2114 - по центру за передним бампером. В процессе эксплуатации автомобиля водитель постоянно контролирует состояние систем и агрегатов с помощью приборов, сигнальных лампочек и бортового компьютера. Показания на них идут с измерительных приборов, которые установлены по всему автомобилю, от их правильной и четкой работы порой зависит жизнь людей, находящихся в машине. Поэтому следить за их состоянием и работоспособностью надо постоянно, обращая на это внимание во время очередного ТО. Сигнальные устройства, называемые датчиками устанавливаются для того, чтобы сообщить водителю или какому-нибудь управляющему устройству данные об изменениях, происходящих в процессе эксплуатации автомобиля или о состоянии соответствующего агрегата или системы, а также просигнализировать при отказах или аварийных состояниях в машине. Поэтому водитель должен хорошо представлять принцип работы и местоположение датчиков на ВАЗ 2114. Измеритель давления масла . Важное устройство, сигнализирует о низком давлении масла в двигателе. Когда это происходит, то это говорит о проблемах в двигательной установке. Самым серьезным из последствий игнорирования этого сигнала может быть капитальный ремонт или полная замена двигателя. Лампочка аварийного давления масла связанная с датчиком загорается в нескольких случаях: значительно понизился уровень масла; засорился масляный фильтр; вышел из строя масляный насос; неисправен датчик давления масла; неисправна проводка или упало давление масла по причине наличия подтеканий. На восьмиклапанном двигателе датчик находится с правой стороны ниже клапанной крышки в головке блоков. На шестнадцатиклапанном - на левом торце корпуса подшипников распредвалов. Конструкция ДДМ чрезвычайна проста, а цена его невелика, поэтому, если он вышел из строя, экономически выгоднее купить новый, чем заниматься его ремонтом.