Рубрика

Смазочные и подбивочные материалы. Ревизия букс

Смазочными материалами для букс с подшипниками скольжения являются осевые масла: летнее марки Л, зимнее марки З и северное марки С.

По своим характеристикам осевые масла должны удовлетворять требованиям ГОСТ 610-72.

Температура, при которой пары подогреваемого масла в открытом тигле загораются при поднесении к ним огня, называется температурой вспышки. Температура застывания осевого масла определяется путем охлаждения его в пробирке диаметром 15-17 мм до такой степени загустевания, что при наклоне пробирки под углом 45 градусов верхняя поверхность масла остается неподвижной в течение 1 мин.

Хранятся осевые масла в специальных резервуарах, представляющих собой обычно котлы цистерн, исключенных из инвентаря. Не реже двух раз в год (весной и осенью) их очищают и промывают, после чего на них ставят трафарет, например, «Бак очищен 15.IX.2013 г.». Такие работы приурочиваются обычно к менту освобождения баков от осевого масла. Кроме того, на каждом баке светлой масляной краской обозначают сорт хранящегося осевого масла (летнее «Л», зимнее «З», северное «С») и дату налива. Запрещается смешивание в одном баке масел различных сортов.

Поступающее на ПТО осевое масло должно иметь паспорт, в котором указаны данные заводского анализа. В случае поступления масла без таких данных его следует сделать в деповской или дорожной лаборатории. Данные анализа необходимо хранить до полного расходования поступившей партии масла.

Для букс с роликовыми подшипниками применяется смазка ЛЗ-ЦНИИ, представляющая собой однородную мазь от светло-желтого до темно-желтого цвета с техническими характеристиками, соответствующими требованиям ГОСТ 1971-79.

Перед употреблением смазки в обязательном порядке нужно проверить соответствие данных сертификата поступившей смазки требованиям ГОСТ. При отсутствии сертификата смазка должна быть проверена в лаборатории.

Для подачи осевого масла к шейке оси в буксах с подшипниками скольжения применяют польстеры или подбивочные валики. Польстер более надежен в работе и его проще установить и изъять из буксы, чем подбивочные материалы. Он состоит из металлического каркаса и прикрепленной к нему при помощи шпагата щетки, изготовленной из нитей полушерстяной пряжи слабой закрутки и нитей хлопчато-бумажной ткани (по 50 % тех и других). Каркас польстера состоит из верхней корытообразной пластины, двух шарнирно связанных между собой нижних пластин (большой и малой), двух распорных пружин, изготовленных из стальной проволоки диаметром 2-2,2 мм, и имеющих одна правую, а вторая левую завивку, направляющей скобы и ручки.

Подбивочный валик - это мешочек из хлопчатобумажной пряжи, внутри которого помещены подбивочные концы, представляющие собой хлопчато-бумажные отходы прядильно-ткацкого производства. Для придания валику лучших свойств подвода осевого масла к шейке оси вокруг него делается ворсовая манжета из польстерной пряжи.

Подбивочные материалы перед пропиткой в сезонном осевом масле должны быть просушены в сушильном шкафу при температуре 60-70 градусов в течение не менее 3 ч, очищены от пыли и мелочи путем встряхивания и разборки на вибрационном стенде или столе сортировки. Пропитка производится в баках с отстоявшимся маслом, нагретым до температуры не выше: летнее 65 градусов, зимнее 60 градусов и северное 55 градусов.

Каждая марка осевого масла применяется в строго определенное время года. Перевод букс с подшипниками скольжения с летнего осевого масла Л на зимнее З и наоборот производится в период осенней и весенней ревизии букс. Осенняя ревизия на всех дорогах проходит в период сентябрь-октябрь, весенняя - апрель-май. Но на некоторых дорогах, где зимой бывают особо низкие температуры, с 1 декабря по 1 марта применяют северное осевое масло С.

Осеннюю и весеннюю ревизии и перезаправку букс на сезонное осевое масло делают в вагонных депо при текущем отцепочном ремонте вагонов (ТР-2), на пунктах технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам (ТР-1). Для выполнения этих работ на дорогах создают специальные бригады по ревизи букс, в состав которых входят в основном осмотрщики вагонов и слесари по ремонту подвижного состава. Работают такие бригады под контролем мастера или начальника ПТО.

При ревизии у каждого вагона с подшипниками скольжения удаляют из букс подбивочные материалы и осевое масло, которые отправляют в регенерационно-пропиточное отделение. Буксы внутри полностью очищают от грязи, воды, остатков масла, заправляют свежими и чистыми подбивочными материалами (польстерами или валиками) и соответствующим сезонным осевым маслом. Одновременно с выполнением указанных работ устраняют неисправности валиков буксовых крышек, самих крышек и т.п. В случае необходимости при ревизии букс заменяют неисправные подшипники и вкладыши.

После ревизии и перезаправки всех букс на продольных швеллерах рамы с обеих сторон вагона наносят масляными белилами трафарет по образцу: Л-400-1, где Л - обозначает летнее осевое масло, 400 - номер депо, а 1 -- последняя цифра года ревизии.

При осенней ревизии и переводе букс на зимнее осевое масло трафарет будет с буквой З. Все предыдущие трафареты о ревизии букс закрашивают.

При переводе букс с зимнего осевого масла З на северное С в буксу добавляют северное масло без ее перезаправки и без постановки каких-либо трафарстов.

Русский