Рубрика

Технические требования к тележкам в эксплуатации

При техническом обслуживании вагонов контролируют состояние трущихся поверхностей деталей, сварных швов, заклепочных и болтовых соединений, наличие трещин в деталях и узлах тележки, проверяют работу буксового узла, привода подвагонного генератора, центрального, надбуксового рессорного и пружинного подвешивания.

Состояние тележек проверяют при техническом обслуживании пассажирских составов на станциях формирования или оборота, а также на пунктах технического обслуживания по пути следования. Кроме этого, через шесть месяцев тележки контролируют при единой технической ревизии и каждый раз перед началом сезонных перевозок - летом и зимой. Тележки вагонов международного сообщения, в том числе и колеи 1435 мм, обслуживаются в те же сроки независимо от места их нахождения (под вагоном или на путях отстоя пункта перестановки вагонов).

В зависимости от характера повреждения неисправности тележек устраняют непосредственно в составе, а также после отцепки вагона от поезда или после его подачи на специализированный путь, где имеется соответствующее технологическое оборудование.

Запрещается постановка в поезда и следование в них пассажирских вагонов с тележками, где имеется несоответствие зазоров между горизонтальными и вертикальными скользунами, и зазор между надрессорной балкой и рамой тележки или планкой на раме тележки КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ менее 20 мм. На надрессорной балке, раме тележки, деталях люлечного и центрального подвешивания трещины любого размера не допускаются. Недопустимы неисправности в узлах крепления предохранительных скоб, трещины или обрывы кронштейнов и деталей крепления гасителей колебаний, трещины пятников, подпятников, скользунов и дефекты их крепления.

На вагонах с тележками КВЗ-ЦНИИ опора кузова осуществляется на горизонтальные скользуны. В связи с этим зазор, допускаемый не менее 9 мм, должен контролироваться между упорной кромкой пятника и подпятником. На поверхности горизонтальных скользунов не допускаются задиры. Кроме того, в тележках этого типа возвышение кромки чугунного вкладыша над коробкой скользуна надрессорной балки не должно быть менее 11 мм.

Гидравлические гасители колебаний заменяют при наличии трещин в цилиндре резервуара, защитного кожуха или в головках, при утечке масла из гасителя, отсутствии резиновых втулок в головках гасителя, а также при зазоре менее 7 мм между корпусом гасителя колебаний и кронштейном надрессорной балки. На пунктах формирования и оборота гасители колебаний заменяют, если со времени последней ревизии прошло более шести месяцев или срок ревизии истекает в пути следования. При отправлении поезда в рейс не допускается также протертость кожуха гасителей колебаний более 2 мм.

У тележек ЦМВ зазоры между рамой тележии и рамой вагона и между рамой тележки и потолком буксы допускаются не менее 30 мм. В случае ослаблення резиновых пакетов поводков тележек КВЗ-ЦНИИ пакеты заменяют.

При контроле технического состояния тележек вагонов особое внимание обращается на исправность элементов колесных пар, пружин центрального и буксового подвешивания, надрессорных и подрессорных балок, поддонов, подвесок центрального рессорного подвешивания (тяг, валиков, серег, опорных балок подвесок), крепления узла фрикционного гасителя, предохранительных скоб и болтов, продольных поводков тележек КВЗ-ЦНИИ.

Тележки пассажирских вагонов КВЗ-ЦНИИ І, КВЗ-ЦНИИ ІІ, КВЗ-5 и ЦМВ, прошедшие модернизацию, удовлетворяют повышенным техническим требованиям и обращаются в поездах со скоростью 120-140 км/ч. Под пассажирские вагоны для скоростей движения до 200 км/ч подкатывают только тележки ТСК-l, техническое состояние которых должно соответствовать требованиям специальной инструкции.

При выполнении единой технической ревизии (ЕТР) пассажирских вагонов тележки подлежат техническому обслуживанию с выкаткой из-под вагона в случае смены колесных пар по предельному прокату; при неисправностях, требующих подъемки кузова; у вагонов международного сообщения; у вагонов, обращающихся со скоростями 140 км/ч и выше; при наличии колесных пар с приводом генератора от средней части оси, от торца шейки оси, с клиноременной редукторно-карданной передачей. В остальных случаях техническая ревизия производится без выкатки тележек из-под вагона. ЕТР выполняется на специально выделенных ремонтных путях, оснащенных необходимым оборудованием, механизированными приспособлениями. При единой технической ревизии для проверки и ремонта в специализированных отделениях с тележек снимают скоростные регуляторы нажатия тормозных колодок, датчики противоюзных регуляторов, гидравлические гасители колебаний.

Колесные пары с редукторами на средней части оси или от торца оси, а также с ведущими шкивами клиноременной передачи выкатывают для контроля технического состояния на соответствующих производственных участках. При этом датчики контроля нагрева букс демонтируют после отключения их проводов в разветвительных коробках.

Рама тележки очищается от грязи и подвергается тщательному визуальному контролю. Нарушения сварных швов и наличие трещин не допускаются. Ремонт рамы тележки сваркой выполняют в соответствии с Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте вагонов и контейнеров (РТМ 32 цв 201-78).

У выкаченных тележек, кроме этого, контролируют опорные поверхности горизонтальных скользунов, подпятники. На раме вагона проверяют поверхности пятников и скользунов. Износ их допускается до толщины 30 мм. Опорные скользуны тележек КВЗ-ЦНИИ независимо от толщины должны быть без зазоров, рисок и иметь смазочные канавки глубиной 3 мм. Выход скользуна из коробки, допускаемый не менее 13 мм, регулируют постановкой не более двух резиновых прокладок общей толщиной не более 8 мм. Глубина залегания опорного скользуна в коробке допускается не менее 17 мм. Перед подкаткой тележки под вагон опорные скользуны смазывают осерненной смазкой, изготовленной по ТУ-32 (ЦТ-551-73) или марки УС-2 (ГОСТ 1033-79). Использование смазок других марок для этой цели не допускается.

Равномерный износ горизонтальных и вертикальных накладок скользунов тележек КВЗ-5 и ЦМВ допускают не более 8 мм. При большем износе скользуны или накладки заменяют так же, как и резиновые прокладки, имеющие трешины или потерявшие эластичность

Все регулировочные работы производят на подкаченных под вагон тележках, находящихся на прямом и горизонтальном (выверенном) участке железнодорожного пути. Здесь проверяют и регулируют зазоры межну боковыми и торцевыми вертикальными скользунами надрессорной балки и скользунами балок рамы тележки.

На тележках ЦМВ контролируемый зазор между верхней поверхностью шейки люлечной (опорной) балки и верхней стенкой отверстия подвески допускается не более 19 мм. Если зазор превышает допустимый размер, это свидетельствует о наличии неисправности в центральном подвешивании, которое в этом случае разбирают для замены неисправных деталей. Предохранительные скобы тележек очищают, проверяют на отсутствие трещин и обрывов, а также правильность их установки.

Проверяемый зазор между сферой поддона и набором опорных шайб предохранительных стержней центрального подвешивания тележки КВЗ-ЦНИИ І должен быть от 1 до 4 мм. При необходимости регулируется зазор между верхней полкой предохранительной скобы и нижней плоскостью надрессорной балки, допустимая величина которого составляет: для тележек КВЗ-5 - 70 мм, КВЗ-ЦНИИ І -140 + 5 -10 мм, КВЗ-ЦНИИ ІІ – 140 + -20 мм, КВЗ-ЦНИИ габарита РИЦ 85 + 10 -5 мм и ЦМВ - 23 + 10 -5 мм.

У вагонов с опорой кузова на горизонтальные скользуны тележек КВЗ-ЦНИИ контролируемый зазор между пятником и подпятником так же, как и при ТО-2, не должен быть менее 9 мм. Проверяется установка продольных поводков на их симметричность по отношению к раме тележки, а также расположение надрессорной балки и гидравлических гасителей колебаний.

Зазоры между горизонтальными скользунами тележек ЦМВ и КВЗ-5 и рамы вагона регулируют до размеров не более 6 и не менее 2 мм, т.е. до таких же размеров, как и при техническом обслуживании при подготовке вагонов в рейс (ТО-2). Проверяют и при необходимости регулируют зазор между продольной балкой рамы тележки и потолком роликовой буксы, составляющей у тележек КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ не менее 56 мм, а у тележек типа ЦМВ не менее 43 мм.

Заканчивается единая техническая ревизия проверкой узла фрикционных гасителей колебаний надбуксового рессорного подвешивания. Здесь обращают внимание на плотность креплення корончатых гаек шпинтонов. При ослаблении данного крепления корончатую гайку затягивают до полного выпрямления тарельчатой пружины, поставленной конусом вверх. Для обеспечения возможности постановки шплинта устанавливают шайбы толщиной не более 5 мм. Диаметры регулирующих шайб при этом должны соответствовать диаметрам тарельчатых пружин.

Единая техническая ревизия тележек ТСК-1 (для вагонов пассажирского поезда РТ-200) производится только с выкаткой их из-под вагонов. Сроки проведения и технические требования при техническом обслуживании для этих тележек устанавливаются Министерством транспорта.

Ревизия тележек колеи 1435 мм проводится аналогично тележкам широкой колеи с добавлениями и изменениями, характеризующими их конструктивные особенности. Регулировочные работы при ЕТР на тележках колеи 1435 мм, находящихся в отстое, допускается производить при помощи специального приспособления - гидравлического пресса, позволяющего имитировать нагрузку, равную нагрузке от кузова вагона.

Вертикальный зазор между продольной балкой и буксой у тележек КВЗ-ЦНИИ габарита РИЦ должен быть 30 мм, а у тележек КВЗ-ЦНИИ габарита 0-Т – 55 + 10 – 20 мм при отсутствующем регулировочном болте.

Зазор между надрессорной балкой и поддоном у тележек КВЗ-ЦНИИ для 18-местных вагонов габарита РИЦ устанавливают равным 70 мм, а для 30-местных вагонов с принудительной вентиляцией габарита РИЦ-64 мм; для 30-местных вагонов габарита РИЦ с кондиционированием воздуха - 65 мм.

Под нагрузкой, равной весу кузова вагона, зазор между потолком буксы и продольной балкой тележки должен быть равным для тележки ЦМВ 53 - 5 мм. В тележках КВЗ-ЦНИИ габарита РИЦ этот зазор равняется 30 мм и измеряется между потолком буксы и регулировочным болтом. Зазор должен быть не менее 5 мм, в сумме не более 25 мм, что регулируется с помощью поводка при отсутствии нагрузки на тележку. При проверке или установке гидравлических гасителей контролируют зазоры, которые должны быть не менее 7 мм. Для получения этих зазоров применяют резиновые шайбы, а сам процесс регулировки выполняют при отпущенной тормозной рычажной передаче.

Русский